Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

«Игровые приёмы на этапе автоматизации звука в слогах и развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях».

«Игровые приёмы на этапе автоматизации звука в слогах и развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях».

Кудрявцева Елена Геннадьевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ №93

Барабинского района

Новосибирской области.

Дети, поступающие в первый класс в норме должны правильно произносить все звуки родного языка. Но на практике, учащихся с нарушениями звукопроизношения, пришедших в школу – много. Когда проведена предварительная работа и звук поставлен, переходим к этапу автоматизации звука в слогах. Очень часто данный этап для детей с механическим повторением является скучным и однообразным, так как необходимо многократно повторять слоги за логопедом с тем звуком, который ребёнок научился произносить правильно. А чтобы коррекционная работа по автоматизации звука в слогах была интересной для ребёнка, особенно для учащегося с ОВЗ, побуждала его с увлечением, а самое главное была эффективной, мне приходится придумывать, искать в интернете, заимствовать у коллег интересные игровые приёмы и упражнения.

На своих логопедических занятиях по автоматизации поставленного звука в слогах применяю игровые приёмы с движениями пальцев рук, с применением подручных предметов и одновременным проговариванием слогов.

В своей коррекционно – развивающей работе с детьми использую сказочных или мультипликационных героев, которым необходима помощь. Учащиеся испытывают заинтересованность, когда вместе с любимым героем выполняет задание. Дети с большим удовольствием вместе с ними преодолевают различные трудности, препятствия, встречающиеся на пути, и выполняют разнообразные задания на проговаривание слогов с поставленным звуком.

Вашему вниманию представляю игровые приёмы, переработанные мной для коррекции речи у учащихся с речевыми нарушениями и обучающихся с ОВЗ на этапе автоматизации звука в слогах. Идеи я взяла в интернете и из логопедических пособий.

1.«По следам невиданных зверей»

Сюжет выстраиваем так, чтобы побудить ребёнка к выполнению задания. Указательным и средним пальцами дети «шагают» по столу, по дорожкам, по следам животных, по камушкам и повторяют за логопедом слоги. Сначала одной рукой, потом другой, а можно и двумя, для того, чтобы встретились друзья, мама с детёнышем животного и так далее.

2.«Ёжик идёт, слоги поёт»

Ребёнок по одной ладошке и пальчикам катает еловую шишку, колючий шарик и произносит или поёт (тянет) слоги за логопедом. Сначала на одной руке, потом руку меняет.

Данное игровое упражнение способствует не только закреплению звуков, но и выполняет элементы самомассажа, активизируя речь детей.

3.«Узелок развяжи, слог повтори»

На длинных и коротких разноцветных лентах заранее завязываю узелки, чтобы ребёнок мог развязать. Даётся задание развязать узелок и повторить слог за логопедом. Усложнить можно, давая задание запомнить 2-3 слога, а потом по памяти произнести эти слоги и развязывает на каждый слог узелок.

4.«Кубик кидай, слоги повторяй»

Ребёнок кидает кубик с разным количеством точек на гранях. Сначала повторяет за логопедом слог, столько раз – сколько точек выпало на грани. Затем задание усложняем: нужно повторить разные слоги с автоматизируемым звуком (в зависимости от количества точек) и одновременно отстучать палочкой, или отхлопать, или подпрыгнуть, или выложить такое же количество пуговиц на столе.

5.«Палочка – повторялочка»

Ребёнок катает разноцветную палочку (у меня это цветные колпачки от фломастеров, короткие ребристые цветные карандаши, четырёхгранные счётные палочки). Поочерёдно между пальчиками сначала на одной руке, потом на другой, а потом на обеих и произносит один или несколько слогов с отрабатываемым звуком, чтобы палочка не упала, иначе сказочный герой не дойдёт до дома, не встретится с другом, с мамой и тд.

Собрать бусы для мамы, для Матрёшки или другого персонажа. Нанизывать на верёвку, толстую нитку, тонкую проволоку цветные пуговицы, бусины, проговаривая слоги.

Карточка с изображением предмета (цветного, контурного), которому нужно украсить крылышки, платье, костюм пуговицами или фигурами подходящего цвета. Логопед называет слог или несколько слогов с автоматизируемым звуком, а ребёнок повторяет слоги и одновременно кладёт пуговицы или фигуры на картинку с изображением предмета нужным цветом. «Укрась крылышки бабочки, жука, чтобы он мог полететь и повтори слоги».

8.«Построй дом»

«Построй дом для Лунтика, Буратино, Чебурашки». Перед ребёнком лежат картонные кирпичики и крыша. Ребёнок строит дом, повторяя слоги за логопедом. Когда поставит крышу, назвать звук, который учится правильно произносить (одинаковый звук произносил во всех слогах).

9.«Волчок крути, слоги повтори»

Ребёнок крутит волчок, и пока он крутится, повторяет один или несколько слогов с автоматизированным звуком. Можно усложнить игру: сначала волчок крутит одной рукой и называет слог, потом крутит волчок другой рукой и называет другой слог.

10. «Мяч катай – слоги повторяй»

Ребёнок катает небольшой мячик между руками и героями сюжета по столу и повторяет слог или слоги, которые ему повторить за логопедом.

Использование в логопедической работе игровых приёмов с развитием мелкой моторики пальцев рук и одновременное проговаривание слогов способствуют развитию речеслуховой памяти, внимания и закреплению правильного произнесения автоматизированного звука.

Таким образом, применение на логопедических занятиях игровых методов и приёмов помогает повысить мотивацию у учащихся с речевыми нарушениями и обучающихся с ОВЗ.

Игры и игровые упражнения с нестандартным оборудованием для автоматизации звука изолированного и в слогах

Многие современные дети имеют проблемы в звукопроизношении, что обусловлено различными факторами.

С такими детьми в детском саду проводится работа учителями-логопедами по «Программе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях логопедического пункта ДОУ».

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Ударение

Программой предусмотрены индивидуальные занятия, направленные на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку и автоматизацию.

Программа в соответствии с принципом ФГОС ДО должна реализоваться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Поэтому игры и игровые упражнения с нестандартным оборудованием для автоматизации звука изолированного, в слогах позволят получить более высокие результаты.

Так как ребенок еще не может правильно проговаривать поставленный звук в повседневной речи, необходимо автоматизацию звука начинать с его изолированного произношения, а затем в слогах.

Учителя-логопеды разработали различные авторские игры и игровые приемы для автоматизации звуков, приспособив для этого бросовый материал, а так же игрушки и оборудование обычно не используемое в логопедической работе. В данной статье описаны некоторые из них.

Лабиринты плоскостные

В первом варианте игры используется поле с круговым лабиринтом и конструктор–липучка. Игра начинается с проблемной ситуации или игрового задания. Например, идем в гости к Ослику, спасем заблудившегося Слоненка. Можно использовать один цвет липучек, а можно использовать разные цвета. Ставя на поле липучку ребенок проговаривает автоматизируемый звук или слог.

Лабиринты

Следующий вариант лабиринта. Для него понадобится поле с петляющим лабиринтом и карточки с гласными буквами. Ребенку предлагается пройти по дорожке к домику, например, Миша идет в гости к Маше. Обращаем внимание ребенка, что по пути он будет встречать гласные буквы, с которыми будет проговаривать слоги.

Лабиринты объемные и счеты

Используются для автоматизации как изолированного звука Р, так и в слогах. (РА, РО и т.д.)

Счеты

«Логопедические дорожки» могут быть из деталей, соединяющихся между собой, и из различных деталей, выкладываемых в ряд друг за другом. Дорожки можно выкладывать и на игровом поле мозаики. Каждая цветовая дорожка соответствует определенному отрабатываемому слогу. Когда ребенок быстро справляется с выкладыванием дорожек и одновременным проговариванием автоматизируемого звука, можно предложить выкладывать простые рисунки.

Условие игрового упражнения: выложить следующую деталь можно только после правильного произнесения звука или слога. Таким образом, ребёнок мотивируется на качество проговаривания.

Мозаики

Вместо основы для мозаики можно использовать «Ячейки и коробки с ячейками». Ребенок заполняет пустые ячейки шариками и проговаривает звуки или слоги. В качестве ячеек можно использовать бросовый материал, например, из-под канцелярского клея. Педагог может предложить детям поиграть в игру “Укрась ночное небо звездами» или «Посади цветы на клумбу».

Мозаика

Можно использовать и ячейки из-под яиц и конфет. Предлагаем детям поработать укладчиками на птицефабрике или на шоколадной фабрике. Выкладывая в ячейки предметы, ребенок проговаривает автоматизируемые звуки или слоги.

Ячейки из-под яиц и конфет

Дети очень любят играть в «Лего». Их интерес к данному конструктору можно использовать для автоматизации. Сначала ребенок проговаривает звук, затем берет одну деталь. Таким образом, за каждый правильно произнесенный звук ребенок получает деталь и соединяет их в конструкцию.

Игровое задание «Собери цветные стаканчики»

Для автоматизации подойдут различные «Вкладыши». Например, предлагается игровое задание «Собери цветные стаканчики», «Собери монетки в копилку».

Игры-нанизывание

Детали можно нанизывать как на твердую, так и на мягкую основу, проговаривая автоматизируемые звуки и слоги.

Игры-нанизывание

Уже полюбившиеся всем педагогам «Прищепки», так же могут послужить для автоматизации. Основой для крепления прищепок могут быть различные плоскостные или объемные фигурки. Так, основа в виде елочки и игровая ситуация «Нарядим елочку» вызывает особый восторг у детей в преддверии Нового года.

Прищепки

Известно, что многократное повторение одних и тех же слогов вызывают у ребенка негативное отношение к занятиям, они быстро теряют к ним интерес. Опыт показал, что использование представленного в статье оборудования, наоборот повышает интерес к автоматизации изолированного звука и звука в слогах, даже при его многократном повторении. Следовательно, эффективность логопедического занятия повышается и дает положительную динамику в речевом развитии ребенка.

Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Наталия Зыбкина
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 89 “Умка” комбинированного вида

Консультация для педагогов ДОУ

«Игровые приемы автоматизации звуков

в логопедическом сопровождении дошкольников»

подготовила учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы:

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.

1. Развитие слухового восприятия и внимания.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

II. Этап постановки звука

Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

III. Этап автоматизации звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

• Введение звука в слоги.

• Введение звука в слова и фразы.

• Введение звука в связную речь.

• Развитие фонематического анализа и синтеза.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Читайте также:
Дифференциация звуков (В)-(В’) - (Ф)-(Ф’) - конспект

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование логопедическихигр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

– повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

– побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

– повысить работоспособность детей;

– активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

– вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

– быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.

Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.

В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

• Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:

– сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

– дидактическая игрушка «Каркуша»;

– иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

– наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

• На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия,как:

– картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;

– символы звуков;

игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

«Звуковые дорожки»;

«Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки»;

– всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч», «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ», «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц», «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Змейка – ш-ш-ш», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д.Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

Автоматизация звуков в слогах:

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком,для привлечения интереса детей я практикую использование:

«Слоговые песенки» (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

– «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»;

«Скажи громко-тихо»;

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

«Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки», «Су-Джок» и колечки», «Молоточек», «Весёлые звоночки»; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

«Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», «Повтори, не ошибись» – ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» – сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов;

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

Автоматизация звуков в словах,словосочетаниях и предложениях:

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными,развивающими и познавательными:

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч) в слогах

«Волшебная палочка» – дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» – с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» – я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» – я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

– «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»;

«Логопедическое домино», «Лото»;

«Положи в кармашки», «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

«Сложи пирамидку», «Собери бусы», «Собери букет»;

«Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку»;

«Трафаретики», «Назови какого цвета…».

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Автоматизацияв связной и самостоятельной речи:

На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов.Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:

– пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

– заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звукина различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2008.

2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков. –Волгоград: «Учитель», 2011.

3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2010.

Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников» СЛАЙД 1 Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании,.

Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

Конспект ООД для родителей «Игровые приемы при обучении детей счёту» (используя палочки Кюизенера) В рамках проекта дошкольного учреждения на тему:”Новые формы взаимодействия детского сада и семьи”. В детском саду были проведены мероприятия.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Разнообразие логопедических игр на этапе автоматизации звуков Звук поставлен! Ура! Но впереди ждет монотонная работа по автоматизации звука. И для этого нужен огромный арсенал игр. С чего начнем? С.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Проводя обыкновенные традиционные занятия с детьми, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание, пробудить интерес к изучаемому звуку, а еще сложнее закрепить и активно использовать автоматизируемый звук в самостоятельной речи. Причиной этому являются монотонные упражнения при автоматизации звуков, которые очень быстро утомляют ребенка, вызывают негативное отношение к речевой деятельности. Это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных игровых методов и приемов, которые позволяют ребенку избежать скуки, заинтересовать, увлечь и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх.

Читайте также:
Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми игровыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал. Но для начала, давайте разберемся с вами, что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи.

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Условно разделяют приёмы автоматизации поставленных звуков в речь на четыре группы:

•Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

•Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

•Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

•Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.

Уважаемые родители! Как же сделать Ваши занятия с ребенком интересными, разнообразными, а главное продуктивными?

Предлагаю Вам различные игровые задания, направленные не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на развитие мелкой моторики, чувства ритма, графических навыков у детей. Ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять, а играть с ним. Если играть с ребенком каждый день, то речь будет чистой и правильной. Шепелявость и картавость не будут больше спутниками Ваших детей. Успехов Вам!

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики. Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [с] – «смелый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (смелый мальчик, смелый котёнок и другие).

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Родители оценивают правильное произношение звоном колокольчика (бубна и т. д.)

«Собери пирамидку». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки в том случае, если правильно проговаривает слоговые ряды, слова.

«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и другие). Сколько кнопочек – столько повторов.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Научи Петрушку. Родители берут пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.

Приёмы на основе продуктивной деятельности детей. Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.

«Узоры». Ребенок рисует чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

«Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

«Строим дом». Уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

Читайте также:
Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

«Жук». Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).

Самая большая группа приёмов – упражнения с различными предметами.

Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок). Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

Прищепки. Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика. Собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри. Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет звук (слог, слово) и бросает мяч взрослому.

Скакалка. На каждый прыжок называем слог.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ша», если мелкую – то «шу», пуговицу среднего размера – «шо». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в слове. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

“Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком Р, со звуком Ш). Проявляющаяся картинка. Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполнения задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Можно подготовить несложное пособие. Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»). Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного задания, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя-дефектолога!

Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

Шичанина О.В., tc ” Шичанина О.В.,” учитель-логопед д/с № 79, пос. Дубовая Роща, Московская обл.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедиче-
ского воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель за-
ключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов ра как рак и ша как шар или шарф. При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы
Кто дольше?
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Научи Петрушку
Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.
Поедем на машине
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] – комарика; для [ж] – жука и т.д.
Повтори для мишки
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.
Давай проверим!
При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Маленькие ножки бежали по дорожке…
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Говорящие руки
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую – [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш – а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Ступеньки
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Ромашка
В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
Раз – шажок, два – другой…
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
Прокати мяч
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.

Читайте также:
Логоритмика по лексической теме Новый год

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма

Бесплатные занятия с логопедом

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма.

Нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

Развитие моторики речевого аппарата

Отработка правильного произношения звуков

Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речевом потоке

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи

I. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е. А. Пожиленко, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.

II. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи-прилагательные, наречия, глаголы.

III. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательными и числительным или местоимением; местоимений с существительным.

IV. Автоматизация звуков в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л

V. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма, наиболее результативного сочинения чистоговорок детьми.

VI. Автоматизация звука в загадках стихах — развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов и кроссвордов.

VII. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа, способствующему развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Могут пройти месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи»

Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.

За годы работы мною были опробованы игровые задания для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков.

Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах:

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

Загибать поочередно пальцы и произносить слоги

Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Читайте также:
Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Отгадать загадки про зверят и помочь героям добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: СА, СО, СУ, СЫ

Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.

Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося; СА, СО. СУ, СЫ. Можно это делать карандашом на листе бумаги.

Проговаривать слоги АС, ОС, УС, ЫС и нарисовать, как разматывается клубок. Нарисовать путь самолета АСА-ОСО-АСУ-АСЫ. Нарисовать путь рыбки, произнося слоги СТА-СТО-СТУ-СТЫ.

Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произнести слоги: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

Показать, как ползет крокодил, плывет рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линию, проговаривая слоги АЛ, ОЛ-УЛ, ЫЛ.

Повторять слоги АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летательных предметов.

Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги ГЛА-ПЛА-СЛА-ФЛА.

Произносить слоги: АР-ОР-УР-ЕР-ЯР, одновременно рисуя путь ракеты.

В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.

Скажи столько раз слог ЛА, сколько игрушек я поставлю.
Выбери львят, дельфинов, крокодильчиков и скажи столько же раз слог СА, СО, СУ, СЫ

Если скажешь правильно львята попадут в Африку, помоги им.

Скажи столько раз слог АС, ОС, УС сколько красных, желтых и синих карандашей я показала.

Выбери только красные шарики и скажи столько же раз слог ЛА.

Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах.

Веселый повар решил сварить компот, что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ, ЯШ, проводи линии от фруктов к повару.

Провести линии от клубочка к иголочке, подобрав нужный цвет.

Повторить слоги: АШ-ОШ-УШ-ИШ

Ответить на вопросы: Из чего связана шапочка? (из шерсти) Какая шапочка? (шерстяная) Какого она цвета? (…)

Посмотри на картинку и скажи, куда спрятаны козлята, откуда выглядывают козлята?

Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ.

Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах и словах:

В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул).

Несмеяна сидит высоко, но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста — карточки со звуком «Л» по правилу: сперва бревнышки: слова из 1 слога, потом из 2 слогов, потом из 3 слогов. А теперь, взобравшись к Несмеяне, будем ее смешить, для этого назови любую картинку 5 раз с различной интонацией.

Очень любят летать, особенно над свист поляной. На столе карточки со звуком С. Бабочка должна опылить как можно больше цветов на поляне. Она должна сесть на цветок и назвать его.

Перед ребенком карточки со звуком С, С’, З,З’. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут

– только те слова, в которых совпадают число слогов

– слова которые начинаются с одного звука

Автоматизация изолированного звука в слогах, коррекция неречевых психических функций.

Монотонность упражнения на автоматизацию часто приводят к тому, что ребенок закрепляет звук, только на занятиях у логопеда, а дальше не хочет заниматься этой утомительной работой.

Грамотно составленные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию.

Рассмотрим варианты домашних заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи. Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука.

Распутай веревочку (на развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания)

Автоматизация звуков в слогах. Коррекция неречевых психических функций.

«Обвести по точкам»

Автоматизация звука в словах. Работа над лексической темой.

Расширение словаря существительных по определенной теме: Упражнение «угадай профессию»

Задача: ответить на вопросы

Кто готовит еду? (повар)

Кто сочиняет музыку? (композитор)

Кто водит машину? (шофер)

Развитие словарного запаса.

Упражнение «животные» (назвать картинки с изображением животных и птиц, в названии которых есть звук «Р» — корова, ворона, рысь, крот, крокодил, верблюд, тигр)

Упражнение «запомни, повтори одним словом»

Назови… брусника, морошка, черника (ягоды)

Топор, рубанок (инструменты)

Груша, персик, гранат (фрукты)

Рубашка, шорты, куртка (одежда)

Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи.

Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени

Упражнение «Один и вместе»

Задание: рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются (Повар готовит – повара готовят).

Закрепление форм именительного падежа, множественного числа.

Читайте также:
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

Задание: назвать один предмет и много таких предметов (пчела-пчелы, кукла-куклы)

Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных.

Задание: рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных (воробью – зерно,

Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными.

Упражнение «Считаем до 5»

Ребенок дает картинки, в названии которых есть требуемый звук.

Задание: назвать картинки и сосчитать по образцу – одна рыбка, две рыбки.

Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования

Использование суффиксов онок/енок, от/ят.

Упражнение «детеныши». Даны картинки с изображениями дельфина, лисы, тюленя, льва и их детей. Задание: помочь мамам найти своих детей, назвав их:

У лисы – лисенок У льва — …

Образование притяжательных прилагательных.

Упражнение «Чей, чья, чье?» Задание: как сказать иначе (клюв вороны – вороний клюв, рог барана – бараний …)

Образование относительных прилагательных.

Упражнение «Скажи какой?» Задание: Скажи иначе (сок из груши – грушевый, яблоко – яблочный пирог)

Рассмотренные задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т.е. базис письма. Таким образом разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки.

Использование игр и игровых упражнений при автоматизации труднопроизносимых звуков

Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься.

В своей работе я использую схемы-напоминалочки для каждого поставленного звука:

1. Положение языка

Положение языка при звуках С- С’, З — З’, Ц

Положение языка при звуках Ш-Ж, Щ, Ч, Л-Л’, Р-Р’

2. Схема для правильного произношения всех звуков.

А Я ротик открываю Я
О Ё губы колесо
У Ю губы в трубочку тяну
Ы И ротик до ушей, хоть завязочки пришей
Э Е ротик до ушей, хоть завязочки пришей + челюсть уходит вниз

В своей практике я применяю следующие варианты упражнений:
«Забей мяч в ворота». Используется при автоматизации звуков С- С’, З — З’, Ш, Ж, Р, Р’

Задание на простое воспроизведение звука. Скороговорки.
Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы.

«Запомни – повтори»: Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора

Повтори словосочетания: Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.

«Один – много» Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы

Заучи скороговорку: Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

«Исправь Незнайку». Логопед предлагает искаженное произношение слов, предложений. С помощью перекидывания мяча, логопат исправляет логопеда. Например: Я утюсь плавильно плоизносить звуки. И т.д.

«Доскажи словечко»

Задания, требующие мыслительно- речевой активности

Назови слова, где спрятался данный звук в начале, в конце, в середине слова.

Раздели слова на слоги, к каждому слову подбери схему

Найди лишний предмет

Д/игра «Я знаю 5 предметов» Автоматизация звуков Р-Л

Я знаю 5 одушевленных предметов со звуком Р (Радист, тракторист, Рома,тигр, львенок)
Я знаю 5 неодушевленных предметов со звуком Р (ракета, радио, роза, корона, лак)

Дифференциация ТР,ДР,КР,ПР, Р-Л

Повтори за мной

Составь рассказ, используя названия геометрических фигур.

Мы с Андреем решили построить из геометрических фигур картину. Нам понадобились следующие фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, круг. Стоило немало потрудиться. На помощь позвали брата Андрея, Петра, сестру Александру и соседа из третьей квартиры. Ох и кропотливая была работа, но мы справились. Потрудились на славу!

Не всем детям требуется отработка звука в текстах – если ребенок без напряжения, свободно использует новый звук, можно сразу перейти к «свободному говорению». Другим же детям необходима автоматизация в рассказах. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Итак, как работать с рассказами? Необходимо обратить внимание на то, что материал подбирается от простейшего варианта к сложному варианту. При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без удлинения его, без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

Упражнение «Доскажи словечко».

Упражнение «Подружи слова».
Смотри, злая Кикимора перепутала слова в предложениях! Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнеси предложения правильно.
Образец: Рома, топор, дрова, рубить. — Рома рубит дрова топором.

На, яхта, парус, красивый. Рома, топор, дрова, рубить.

Читайте также:
Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему 'Осень'

Папа, подарить, розы, мама. Рынок, на, продавать, фрукты. Мама, шары, подарить, Родион. Рая, корзина, боровики, собирать, в. Дом, подъемный, строить, кран, новый.

Упражнение «Исправь предложение».
Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака.

Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения. В помидорах и огурцах растут огороды.

Упражнение «Слова подскажут цифры».
Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови ее.

В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в Там она увидела разных животных: Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у Полосатая очень похожа на лошадку. А детеныши огромного хищного играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в

Представлены рассказы разных типов:

1. Рассказы с картинками – переход от слов и словосочетаний к пересказу текстов. Они коротенькие, и звук чаще всего встречается только в одном слове, которое ребенок должен вставить в нужном месте предложения после предъявления картинки.

2. Рассказы-задачи. В этом случае тоже первоначальная работа ведется с одним-двумя словами. Взрослый читает задачу, ребенок заинтересован в том, чтобы посчитать и дать ответ – сначала одним словом, затем полным предложением. В случае успеха ребенок с радостью перескажет эту задачку другому человеку. Проследите за правильностью произношения звука в пересказе.

Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков».
Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?

3. Рассказы с вопросами – самая замечательная часть работы. Дело в том, что неподготовленный ребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки, он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе пересказывания и используются вопросы. Наши действия: читаем весь рассказ, читаем первое предложение и задаем вопросы, которые расположены ниже, дочитав до конца, предлагаем ребенку пересказать весь рассказ. Как обычно – не забываем про произношение.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

У Юры и Иры новая игра. Это радио.
У кого…? Что…?
— Я буду диктором, — говорит Юра.
Кто…? Что говорит…?
— Это микрофон. Гово¬рит город Ковров. Пе¬редаю микрофон дру-гому диктору.
— Сегодня в нашем городе праздник, — говорит Ира,
Кто…? Что говорит…?
— Там будут разные игры и аттракционы.
Что будет…?

4. Обычные рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Здесь также, возможно, понадобится задавать вопросы.

Мальчик наоборот.
У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют — Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юрарисует, ребята строят дом — Юра прыгает.
— Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая.
Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:

5. Составление рассказа по заданной теме. Предлагаем ребенку тему для обсуждения и слова с отрабатываемым звуком, которые ребенок может использовать в своем рассказе.

Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье? Расскажите о том, как бы вы готовили и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.

В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.

6. Прочитать текст, пересказать.

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано. Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки. Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».

Материал для автоматизации звуков Р,Рь

Используемая литература:
1. Архипова Е.Ф. Постановка звуков при дислалии.
2. Саморокова О.П. Кругликова Т.Н. Различаем сонорные звуки
3. Епифанова О.В. Согласные и гласные – похожие, но разные. В., 2006.
4. Епифанова О.В Автоматизация звука «Л». В.,2006.
5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков.Спб.,2006
6. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М., 2013.
7. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Дону., 2000.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
9. Светлова И.Е. Домашний логопед. М.,2002.
10. Резниченко Т.С. Говорим правильно. М., 2002.
11. Логопедическая тетрадь на звуки Р,Рь.

Гольдер Алина Васильевна
учитель-логопед МБОУ СОШ № 6
г Ноябрьск, ЯНАО

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: