Игровые приемы в логопедической работе

Игровые приемы в логопедии
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_priemy_v_logopedii.docx 29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

В чем особенности логопедической работы с детьми

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

– развитие мелкой и общей моторики;

– побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;

– формирование графомоторных навыков;

– активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;

– формирование навыков ориентирования;

– повышение познавательной активности и работоспособности детей;

– регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Основные цели и задачи игр в работе логопеда

Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.

Они решают следующие задачи:

– Дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков).

– Воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.).

– Развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения).

– Социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).

Какие игры используются в логопедии

В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).

При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.). При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.

Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры:

– «Разгони тучки» и т.д.

При автоматизации звуков используются различные игры, целью которых является умение определять наличие или отсутствие заданного звука слова, а также определять его место в слове.

Вот несколько примеров:

– Игра «Мотыльки» (автоматизация Л и Ль). Для игры используются прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены васильки из цветной бумаги разных цветов (со звуками Л и Ль в названиях). Также используются фигурки мотыльков таких же цветов с кольцами для надевания на палец. Цель: ребенок должен пальцем с мотыльком прикоснуться к соответствующему цветку.

– Игра «Волшебный мешочек» (автоматизация звука Ш). Используются прямоугольные картонные полоски, на которые наклеены картинки со звуком Ш (в начале слова, в словах со стечением согласных). Эти полоски нужно вставить в «волшебный мешочек», который сложен из бумаги. Цель: ребенок вытягивает полоски и произносит все слова, которые там написаны (с буквой Ш).

Игровые приемы в логопедической практике

Помимо определенных логопедических игр, которые активно применяются в работе, есть несколько интересных игровых приемов, которые помогут стимулировать ребенка к обучению и познавательной деятельности. Можно выделить следующие приемы:

– Использование мячика. Используется для составления рассказа по цепочке. Как правило, рассказ и пересказ редко вызывают интерес у детей, поэтому важно как-то заинтересовать их. Для этого и используется мяч: один ребенок составляет предложение, после чего передает мяч следующему и так дальше по цепочке. Все дети сфокусированы на передаче мяча, поэтому внимательно слушают, о чем говориться. Если совершается ошибка, то мячик возвращается ребенку. Такое указание на ошибку более предпочтительно, чем словесное замечание, которое может расстроить ребенка.

– Карточки с картинками или словами. Детям нужно будет описать нарисованное или написанное. У каждого ребенка в группе будет своя задача, поэтому все будут задействованы.

– Словесные бусы. Вырезанные кружочки скрепляются по очереди в процессе придумывания слов на определенный звук. Конечный звук будет вписываться в бусинки.

– Шифровки. В схеме или рисунке можно зашифровать как небольшой стих, так и скороговорку.

Какой эффект дают игровые приемы в логопедии

Комплексная работа с использованием игровых приемов существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям. Игры выполняют достаточно серьезную функцию в коррекционно-образовательном процессе:

– Благодаря участию в игре, ребенок переключает свое внимание, отвлекаясь от того, что у него есть речевой дефект.

– Игровая деятельность побуждает детей к общению.

– Игра позволяет разнообразить скучные занятия, сделав их более веселыми и непринужденными.

– Нормализация эмоционально-волевой сферы, что особенно актуально для гипервозбудимых детей.

Многие дети, у которых есть различные речевые нарушения, так или иначе сталкиваются с буллингом, т.е. насмешками и издевательствами сверстников. Все это приводит к снижению самооценки ребенка, он чувствует себя хуже других.

Задачей логопеда и родителей является убеждение ребенка в том, что его речь можно исправить. И крайне важно заинтересовать ребенка в этом, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции звукопроизношения. И вряд ли это можно сделать с помощью скучных занятий, поэтому оптимальный вариант – это игра. Практика показывает, что использование игровых приемов в логопедии приводит к лучшему усвоению знаний детьми. А для более успешного выполнения занятий можно создавать различные игровые ситуации, в которых ребенок сможет полноценно взаимодействовать с другими участниками.

Творческие игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширикова Оксана Александровна

В статье рассматривается возможность использования авторских творческих игровых приемов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи . Целью такой работы является устранение у них речевых и сопутствующих неречевых отклонений в развитии. Одним из ведущих средств является конструктивно-игровая деятельность . В статье приведены варианты игр, даны комментарии к игровым наборам. Раскрыта роль и значение игровой деятельности в логопедической работе с дошкольниками .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширикова Оксана Александровна

Текст научной работы на тему «Творческие игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Ширикова Оксана Александровна

Учитель-логопед ГБОУДетский сад №2173 компенсирующего вида; апаско. 1ат@тай. ги, г.Москва

творческие игровые приёмы в логопедической работе

с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования авторских творческих игровых приемов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Целью такой работы является устранение у них речевых и сопутствующих неречевых отклонений в развитии. Одним из ведущих средств является конструктивно-игровая деятельность. В статье приведены варианты игр, даны комментарии к игровым наборам. Раскрыта роль и значение игровой деятельности в логопедической работе с дошкольниками.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, коррекционно-логопедическая работа, творческие игровые приемы, конструктивно-игровая деятельность.

Shirikova Oksana Alexandrovna

The teacher – speech therapist, Kindergarten №2173 of the compensating type, anacko.lain@mail.ru, Moscow

the urgent questions of using of creative playing methods

in the logopedic work with under scool age children having common anderdevelopment with drawbacks

Abstract. The article presents the possibility of using the author’s creative playing methods in the correction speech therapy practice with the late children of under school age having the common drawbacks of speech with the purpose of correcting the speech derivations and following them non with the help of constructive playing activity.

Keywords: the underdevelopment of speech therapy practice, creative playing methods, of constructive playing activity, under school age children.

Проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей является актуальной и на сегодняшний день. Учитывая, что основными видами в дошкольном и младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, в общем и специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.

В дошкольном и зачастую в начальном школьном периоде ведущим видом деятельности у детей является игра, на основе которой формируются продуктивные виды деятельности, в частности конструирование, способствующие становлению познавательных процессов, общему, речевому, эмоциональному, творческому развитию, само-

стоятельности и произвольных процессов. Посредством этих деятельностей – «прелюдий» формируется учебная деятельность, т. к. расширяется сфера интересов детей, развиваются психические процессы, личность, повышается мотивация и возникают потребности в знаниях (А. Л. Венгер, А. П. Усова; Е. В. Филиппова, В. Штерн; Д. Б. Эльконин др.)

В настоящее время отмечается рост числа дошкольников имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), рассматриваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все ее стороны (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

По результатам изучения детей с ОНР авторы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова,

Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) отмечают у этих детей наличие различных отклонений в психофизическом развитии. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что у детей с ОНР неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы, личности в целом, проявляющихся своеобразием самооценки и самосознания.

С. А. Миронова утверждает, что дети с общим недоразвитием речи проходят те же этапы развития речи, что и дети с нормальным развитием речи, только намного медленнее [6]. Это положение очень важно для нас. Автор является сторонницей теории, разработанной А.А. Леонтьевым, что речь является деятельностью. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также применение речевого мотива, а какую-либо другую деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) -важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используется игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.

Например, детское конструирование тесно связано с игровой и речевой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.), играют с ними, неоднократно перестраивая по ходу игры, оречевляют свои действия, общаются друг с другом (Л. А. Парамонова; Е.О. Смирнова). Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «construction – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специ-

альных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) [5].

В работах Ю. Ф. Гаркуши и Т. Н. Кротовой (2001) говорится о перспективности использования наглядного моделирования для коррекционного обучения детей с ОНР.

Однако и сама игровая деятельность изначально требует от ребенка определенного уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными. Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах (В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, В. И. Селиверстова и др.). Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях (О. В. Герасимовой и Т. А. Бочкаревой, Е. Смирновой, Л. Га-лигузовой, С. Мещеряковой и др.).

Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекцион-ном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В нашей практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы обратили внимание на авторскую методику В.А. Кайе [4] в которой представлены материалы для занятий и игр с дошкольниками и младшими школьниками по детскому конструированию и экспериментированию с природным и бытовым материалом. Данные игровые наборы соответствуют высоким современным требованиям, предъявляемым к дидактическим и игровым средствам:

– вариативность: игровые наборы могут сочетаться между собой и с любыми другими дидактическими играми, могут легко видоизменяться, и использоваться в различных игровых зонах (на столе, полу) такой подход позволяет детям быть более подвижными, не находиться долго в статичной позе.

– полифункциональность’, используются в свободной деятельности детей (дети могут играть в предложенные им игры, а так же придумывать и создавать игры сами из подручного материала), на логопедических занятиях и в работе других специалистов детского сада, в работе с родителями, что позволяет развить у детей фантазию, гибкость ума, творческие способности, желание к обучению;

– эстетичность. игровые наборы яркие, красочные, креативные и привлекательные для детей, что влияет на развитие у них эстетического вкуса;

– доступность и безопасность: игры просты в использовании и безопасны (материал, применяемый для игровых наборов экологически чистый. дерево, бумага, картон).

В нашей логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы использовали модифицированные нами комплекты авторских игр «СтройКайе», «Колечки», «Баночка и шарик» и др. [4].

Приведем примеры некоторых игр, которые мы использовали на своих логопедических занятиях.

Цель игры «Запомни фигуру». развитие зрительно – предметного восприятия и произвольной памяти, мелкой моторики ребёнка. Игровой набор. «Колечки». В ходе игры детям предлагалось четыре фигуры, составленные из колечек разного цвета (красный квадрат, синий круг, жёлтый круг, зелёный треугольник). Логопед предлагал детям запомнить фигуры и построить их. Дети по команде приступали к заданию. Выигрывал тот, кто правильно запомнил все фигуры и их порядок расположения.

Цель игр «Соберите фигуры, которые вы запомнили», «Сложи такую же фигуру». развитие монологической речи, творческого воображения, мелкой моторики, памяти и мышления.

Цель игры «Собери сказочного героя». развитие связной речи, воображения, мелкой моторики. Игровой набор. цветной конструктор «СтройКайе».

В ходе игры логопед предлагал детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагалось из деталей конструктора, совместно придумать и составить как можно больше сказочных героев (Змей – Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек и

т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выигрывала та команда, которая придумала больше героев и лучше о них рассказала.

В результате психолого-педагогического изучения детей с ОНР мы обнаружили, что эти игровые наборы доступны детям и любимы ими. Игровая деятельность создаёт приподнятый эмоциональный фон у детей, способствуют проявлению разнообразных чувств и эмоций, снятию напряжения, проявлению чувства удовлетворения, радости, позволяет естественным и спонтанным образом проявлять свои чувства, т. е. благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.

Так же, мы заметили, что игры оживляют общение детей друг с другом и с педагогом; позволяют создавать неповторимые композиции творческого характера, что способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления, интеллекта, пространственной ориентировки. Занятия с использованием этих игровых наборов развивают у детей аккуратность, точность наблюдательность, сообразительность, ловкость, находчивость, сдержанность, увлечённость. При их использовании происходит тренировка тонких движений пальцев, что является мощным физиологическим средством стимуляции развития речи и интеллекта ребенка. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребенка с наличием дефекта.

Необходимо отметить, что в процессе игры с авторскими игровыми наборами дети чаще пользовались диалогической речью, чем в обычной ситуации, а также, в ходе игры у многих детей манипулятивные действия с предметами менялись на игровые, прослеживалось увеличение эмоционального отклика на сверстников.

На основе психолого-педагогических наблюдений, по результатам нашей практической работы с детьми, мы убедились, что игровые приёмы, предложенные нами, вносят разнообразие в логопедические занятия с детьми с ОНР, создают более обширную предметно-развивающую среду, заметно повышают качество речевой работы и потому могут использоваться в детском саду на индивидуальных и фронтальных заняти-

ях, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей этих детей. Занятия с этими играми способствуют формированию общей готовности детей (физической, интеллектуальной и личностной).

Таким образом, использование авторских игровых приёмов в коррекционно-логопеди-ческой работе, позволил нам в определенной степени развивать у старших дошкольников с ОНР более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании этих детей.

1. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопр. психол., 1966. – № 6. -С. 62- 76.

2. Глухов В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звуко-произношения у дошкольников // Дефектология, 1993. – №4. – С. 37- 42.

3. Игры в логопедической работе с детьми. -М.: Просвещение, 1979.– 192 с.

4. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

5. Кордуэлл М. Психология. А- Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко. -М.: Фаир-Пресс, 2000. – 448 с.

6. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. – 204 с.

Логопед. Игровые приёмы в работе с детьми

Марьяна Тавсултанова
Логопед. Игровые приёмы в работе с детьми

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и индивидуально. В нашей группе компенсирующей направленности предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» – по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому использую игры и упражнения по развитию речи.

«Сухое» объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко, четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровыхприемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:

• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать глазодвигательные функции;

• формировать графомоторные навыки;

• формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

• оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Игровыеприемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:

• чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,

• расположение материала вблизи и вдали,

• частая смена динамических поз,

работа в движении.

Занятия часто начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.

При чтении и рассказывании художественных произведений логопед может использовать такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;

4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В логопедической работе следует применять и использовать приёмы: игровые, наглядные, словесные.

В информационно –рецептивный метод включаются следующие приемы:

> образец логопеда;

> показ логопеда.

Словесный метод включает в себя:

> рассказ, искусствоведческий рассказ;

> использование образцов педагога;

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы – показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий – способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками», произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам», произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей, слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря колоративной лексикой. Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, можно использовать игровой прием “Пианино”. В индивидуальной тетради ребенка записать чистоговорку, набросать рисунок к ней и нарисовать пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносит чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем, во время выполнения домашнего задания, раскрашивает и “клавиши”, и рисунок.

Использую игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, включением в занятия игр – сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса.

Опыт показывает, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.

Игра. Игровые методы в профилактической и коррекционной работе Уважаемые педагоги!Спешу поделиться опытом проведения и трансформации игр для детей, начиная от младшего дошкольного возраста и усложняя.

Презентация «Игровые технологии в работе с детьми логопедической группы» Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не.

Игровые методы в воспитательной работе с обучающимися Игровые методы в воспитательной работе с обучающимися. В последнее время игровые формы организации учебной и воспитательной деятельности.

Игровые приемы в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

Игровые приёмы обучения дошкольников правилам дорожной безопасности Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами,.

Игровые приёмы при постановке дыхания для детей 5–7 лет Подготовительное упражнение Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем.

Игровые здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «ДЕЛЬФИНЕНОК» Игровые здоровьесберегающие.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети “группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

В чем особенности логопедической работы с детьми

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Статья Игровые приёмы в логопедии. Автор: Горовацкая Татьяна Владимировна, учитель-логопед

Автор: Горовацкая Татьяна Владимировна, учитель-логопед
Варианты игровых приёмов в логопедии для детей дошкольного возраста

Как логопед с большим опытом работы в специализированном учреждении, часто наблюдаю следующий феномен у детей дошкольного возраста — неловкость в действиях и движениях, а также слабость мелкой моторики у детей с нарушением звукопроизношения. Это имеет как генетическую, перинатальную причины, так и то, что ребёнок вкладывает большое количество физических и психических сил для взаимодействия и коммуникации с социумом.

Игры на укрепление мелкой моторики

Чтобы укрепить мышцы, создать зоны успешности, а также ускорить развитие познавательных процессов, рекомендую использовать игру, а также игровые приемы на любом этапе обучения, коррекции и профилактики. Игра — это ведущая деятельность дошкольника. Благодаря этому, сложный, монотонный процесс становления звуков можно наполнить игровыми моментами, с применением наглядности, игрушек. В результате, я объединила игровой материал по работе над правильным звукопроизношением с тренировкой тонких движений пальцев рук. Это позволяет многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах, в словах, Данный приём существенно обогащает словарь колоративной лексикой. Игровой прием “Пианино” хорошо «сдвигает» речевое развитие в благоприятную сторону. На практике, это работа в индивидуальной тетради ребенка, где записывается чистоговорка, изображается рисунок к ней, а затем рисуется пять “клавиш”. Под моим наблюдением, ребенок, четко артикулируя, многократно произносит чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. На дом задается дополнительно задание на закрепление синхронизации процесса – раскрашивание “клавиш”, и рисунка.

Хорошо использовать данную игру в пособиях по коррекции звукопроизношения. В этом случае “клавиши” представляют собой пять кружков, вырезанных из бумаги различного свойства (бархатная, гофрированная, мелованная), и наклеенных внизу пособия. Мною отмечено, благотворное влияние практики “Пианино” так как при произнесении звуков и слов вовлекается мелкая моторика рук ребёнка, параллельно идёт цветовосприятие, тренируется тактильное восприятие разнообразия ощущений, развивается внимание. “Игра» пальцев по “клавишам” способствуют развитию зрительного внимания, потому как ребёнок следит глазами за пальцами и одновременно синхронизирует движения пальцев руки и речи. Подобные упражнения важны в практике предупреждения и профилактики темпо – ритмических нарушений речи.

Совместно с практикой «Пианино», я активно внедряю игры на развитие речевого дыхания и управление воздушной струей, Более подробно я остановлюсь на некоторых игровых приемах.

Игры на развитие речевого дыхания и воспитание воздушной струи.

Работа с логопедом — это, безусловно, эффективный путь коррекции логопедических проблем, однако, воздействие должно быть постоянным, а не ситуационным. Особое внимание я уделяю вопросу обучения родителей игровым приёмам, которые можно использовать дома. Есть достаточно много методов развития речевого дыхания, которые может применить любая мама, но я расскажу о нескольких эффективных.

Автор: Горовацкая Татьяна Владимировна, учитель-логопед

Варианты игровых приёмов в логопедии для детей дошкольного возраста

Как логопед с большим опытом работы в специализированном учреждении, часто наблюдаю следующий феномен у детей дошкольного возраста — неловкость в действиях и движениях, а также слабость мелкой моторики у детей с нарушением звукопроизношения. Это имеет как генетическую, перинатальную причины, так и то, что ребёнок вкладывает большое количество физических и психических сил для взаимодействия и коммуникации с социумом.

Игры на укрепление мелкой моторики

Чтобы укрепить мышцы, создать зоны успешности, а также ускорить развитие познавательных процессов , рекомендую использова ть игру, а также игровы е прием ы на любом этапе обучения, коррекции и профилактики . Игра — это ведущая деятельность дошкольника. Благодаря этому, сложный, монотонный процесс становления звуков можно наполнить игровыми моментами, с применением наглядности, игрушек. В результате, я объедини ла игровой материал по работе над правильным звукопроизношени ем с тренировкой тонких движений пальцев рук. Это позволя ет многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах, в словах, Данный приём существенно о богащ ает словар ь колоративной лексикой. И гровой прием “Пианино” хорошо «сдвигает» речевое развитие в благоприятную сторону . На практике, это работа в индивидуальной тетради ребенка, где записывается чистоговорк а , изображается рисунок к ней, а затем рисуется пять “клавиш”. Под моим наблюдением, р ебенок, четко артикулируя, многократно произноси т чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. На дом задается дополнительно задание на закрепление синхронизации процесса – раскрашива ние “клавиш”, и рисун ка .

Хорошо использовать данную игру в пособиях по коррекции звукопроизношения. В этом случае “клавиши” представляют собой пять кружков, вырезанных из бумаги различного свойства (бархатная, гофрированная, мелованная), и наклеенных внизу пособия. Мною отмечено, благотворное влияние практики “Пианино” так как при произнесении звуков и слов вовлекается мелкая моторика рук ребёнка, параллельно идёт цветовосприятие, тренируется тактильное восприятие разнообразия ощущений, развивается внимание . ” Игра» пальцев по “клавишам” способствуют развитию зрительного внимания, потому как ребёнок следит глазами за пальцами и одновременно синхрониз ирует движения пальцев руки и речи. Подобные упражнения важны в практике предупреждения и профилактики темпо – ритмических нарушений речи.

Совместно с практикой «Пианино», я активно внедряю игры на развитие речевого дыхания и управление воздушной стру ей , Более подробно я остановлюсь на некоторых игровых приемах.

Игры на развитие речевого дыхания и воспитание воздушной струи.

Работа с логопедом — это, безусловно, эффективный путь коррекции логопедических проблем, однако, воздействие должно быть постоянным, а не ситуационным. Особое внимание я уделяю вопросу обучения родителей игровым приёмам, которые можно использовать дома. Есть достаточно много методов развития речевого дыхания, которые может применить любая мама, но я расскажу о нескольких эффективных .

Зажать правую ноздрю пальчиком правой руки — глубокий вдох, выдох ротиком, медленно и плавно. Всё повторяем с левой стороны. Упражнение повторяем 5-10 раз .
Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку ( уточку, цыплёнка, машинку и т.д.) . Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся. Машинка едет по горам: подъём в гору (вдох), спуск с горы (выдох).

Перекатывание от ребёнка к родителю

через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, предмет

должен быть лёгким и хорошо кататься

Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек,

фигурно нарезанную бумагу,

ватные шарики (комочки снега), снежинки, конфетти, пушинки.

Соревнование на выдувание самого большого. Чей пузырь улетит выше? Чей пузырь дольще продержится в воздухе?

Воздушный футбол. Можно сделать

ворота из подручного материала,

Для игры необходим

лёгкий шарик от настолько тенниса. Нужно дуть на шарик и загнать его в ворота

Задание долговременное (для ответственных и терпеливых родителей). Мы- космонавты, мы- инопланетяне, мы- спец — агенты на задании. Необходимо поручить

пить его повседневные напитки через трубочк

Самое главное — сохранить игровой момент и поощрять успешность выполнения.

в стакан можно налить простой воды и устроить бурю, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.

Участие родителей и других членов семьи обязательно. Упражнения на дыхание очень полезны в любом возрасте.

Если есть в наличии

губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов –

эффективны при тренировке воздушной струи, отлично синхронизиируют дыхание

. Не забудьте о надувании воздушных шариков.

На занятиях я часто использую подобные упражнения для эффективного воспитания воздушной струи. Эти задания желательно выполнять под контролем специалиста, так как важно следить за качеством выполнения и корректировать по ходу.

Язычок живёт в домике . Как и любое помещение, е го необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

И спользуется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой. Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

С амая любимая игрушка детей – мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

Когда с мячиком долго играли, он устаёт и теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

Чтобы вновь восстановить форму м ячик а, приходится надувать его с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

Язычок любит спорт, особенно, играть в футбол. Е му нравится забивать голы. Сделать импровизированные ворота . Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

Все приведённые дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

Горовацкая Татьяна Владимировна

(логопед высшей квалификационной категории)

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
материал по развитию речи на тему

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx 25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

– состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

– содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

– зрительную и слуховую память;

– зрительное и слуховое внимание;

– развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат – Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

– Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

– Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

– Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

– Разобрать непонятные слова и определения.

– Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

– Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

– словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов “Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР”

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников .

использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

мнемотехника помогает сделать процесс запоминания детьми более простым, интересным, увлекательным и творческим.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Рекомендации воспитателям в работе по мнемотехнике( развитие речи).

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей.

Консультация для педагогов “Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников”

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Сегодня я попытаюсь.

Мастер-класс для педагогов: “Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников”

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в.

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Статья просмотрена: 9112 раз

Библиографическое описание:

Земляченко, М. В. Формирование связной речи с помощью мнемотехники / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Г. И. Посохова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3653/ (дата обращения: 18.01.2022).

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Мнемотаблица для запоминания стихотворения Е. Михайловой «Что такое новый год?»

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:


Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

Установить последовательность изложения выявленных признаков; Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:


Активизируется словарный запас;

Расширяется круг знаний об окружающем мире;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Развивается фантазия и творческое воображение детей.

В нашем дошкольном учреждении педагогический коллектив широко использует в своей работе мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы, модели для пересказа и самостоятельного составления рассказа. Учителя-логопеды используют этот метод для автоматизации в речи поставленных звуков.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

Перед нами ёлочка:

Зайчики и свечки,

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:


восстанавливать последовательность картинок по памяти;

смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

найти лишнюю картинку;

найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с.

Матюгин И. Ю. Тактильная память. — М.: Эйдос, 1991.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, № 10.

Похожие статьи

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.

Консультация для педагогов дошкольных образовательных.

ребенок, связная речь, работа, слово, заучивание стихов, использование мнемотехники, этап работы, окружающий мир, логопед, мозг.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у

ребенок, связная речь, пальчиковый театр, занятие, логопедический пункт, общее недоразвитие речи, овладение навыками.

Современные педагогические методы и технологии по развитию.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР.

В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления

Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Читайте также:
Звук Т - конспект занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: