Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

Наталья Сапронова
Релаксационные упражнения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

В современной системе воспитательно-образовательной и коррекционной работе все больше распространение получают здоровье сберегательные технологии. Среди множества методик их применения в работе с детьми необходимо придерживаться очень полезного совета К. С.Станиславского:трудное надо сделать привычным, а привычное, легким и приятным. Здоровье ребенка-это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных, адаптационных реакций в процессе развития. Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе, а собственно и в логопедических группах детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким детям трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения. А также кроме агрессивных, гиперактивных есть дети очень загруженные. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребенок перенапряжен и сложно успокаивается после активных игр и общения?

Как победить детскую гипервозбудимость?

Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом деле, это не совсем так. Главное -правильно и умело этим пользоваться. Американский врач Эдмунт Джекобсон разработал в 1926 году методику релаксационных упражнений, его упражнения просты и доступны для дошкольников. Его разработки являются базовыми до сего дня.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксационные упражнения на логопедических занятиях являются очень важным звеном психофизической гимнастики. Они направлены на произвольное расслабление мышц, которое достигается при помощи сочетания двигательной активности и мышечного расслабления.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание. К примеру, дети с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители нуждаются в релаксации больше других, а детям с медленной и слабой реакцией после расслабления мышц необходимо обязательно сделать несколько двигательных упражнений.

Приемы психофизической гимнастики, помогающие освоению релаксационных упражнений следующие: а) расслабление по контрасту с напряжением; б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании; в) мышечное и эмоциональное расслабление по представлению. Я в своей работе использую следующие методы релаксации: мышечную, дыхательную, звуковую, аутотренинг, арт – терапию.

Длительность проведения релаксационного комплекса 10-15 минут на занятии 7-10 минут.

Сначала мы с детьми учимся расслаблять мышцы тела. К примеру, на фоне тихой спокойной музыки читается текст, который помогает детям войти в состояние покоя.

Глазки наши закрываются-

Наши руки отдыхают

Наши ноги отдыхают

Ветерок погладил ручки, Ветерок погладил ножки, Нашу шею не забыл. Всех погладил, полюбил, Надувает мой животик, Медленно сдувает Спасибо тебе мой носик! Мы проходим и поглаживаем каждого ребенка, проверяя степень расслабленности рук и ног. Когда мы научились расслабляться, переходим к мышечной релаксации в сочетании с артикуляционной гимнастикой. 1 часть – это расслабление мышц конечностей, шеи, живота. 2 часть – выполнение детьми упражнений по регулированию своего дыхания (1-2 мин.) Ученые считают,что разум и тело человека взаимосвязаны: в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Доказано, что во время стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие настроение. Основным приемом в нашей работе с детьми является тренировка дыхания. Дыхание является главнейшим источником жизни, а для детей в логопедической группе правильное дыхание – это залог правильной речи. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека.Существуют три основных типа дыхания: верхнее дыхание (ключичное, среднее дыхание (реберное или грудное, нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное). Затем выполняем с детьми артикуляционную гимнастику. Для детей создаются образы на протяжении всей релаксации (например, язык наш лежит, как блинчик или с языка течет холодная водичка). Упражнение «У моря». Представьте, что вы лежите у моря. Отдыхаете с львенком и черепахой на песке. Теплое солнышко, мы загораем. Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (вдох). Лежит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот, задержать дыхание. Энергично двигать руками и ногами. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Нос загорает – поставить нос на солнышку, рот полуоткрыт, бабочка летит. Выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Брови –качели: снова прилетела бабочка, качается на качелях. Бабочка улетела совсем. Молодцы! Релаксационные упражнения провожу на фоне сказок. Нельзя не остановиться на значении музыкальных средств, специфическая особенность музыки изменяет эмоциональное состояние ребенка или же посредством ритмических движений стимулируем мышечную энергию, помогаем детям строить свои движения в соответствии со звучащим музыкальным произведением,что позволяет выработать чувство ритма. Комплексы игровых упражнений провожу в заключительной части занятия, часто использую при выполнении этих упражнений «Волшебный коврик». Когда коврик расстилается,дети встают вокруг и говорят слова : «раз, два, три – отдохни». Хорошо нам отдыхать…., но пора уже вставать! Перевернуться на бок, немного полежать на боку, перевернуться на живот и, как отдохнувшая кошечка, потянитесь,прогнув спинку. Помашите хвостиком. Встали на колени, потянулись. Встаньте на ножки. Улыбнитесь. Пожелайте всем родным здоровья, добра, радости и хорошего настроения. Применение данных релаксационных упражнений заключается в доверии детей, в стремлении к контакту с ним, открытости, интерес к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах в снижении частоты конфликтов и ссор между детьми. Развивающий эффект занятий проявляется в интересе и желании эти занятия продолжить в игре, общении. Коррекционный эффект заключается в приобретении детьми начальных навыков психической саморегуляции и восстановления психоэмоционального равновесия.

Читайте также:
Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Презентация «Дидактические игры на логопедических занятиях» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотоотчет дидактических игр, которые я использую в работе с детьми-логопатами. Такие игры.

Игры с песком на логопедических занятиях для детей с ОВЗ ИГРЫ С ПЕСКОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ Игры на развитие навыков языкового анализа и синтеза (развитие слогового анализа и синтеза, развитие.

Использование музыки на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Инновационные технологии на логопедических занятиях. Часть 3 А так же на занятиях непосредственно образовательная деятельность проводится с использованием игровых технологий, широко применяю ИКТ. В.

Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение.

Консультация для воспитателей «Релаксационные упражнения в ДОУ» Консультация для воспитателей Релаксационные упражнения в ДОУ Подготовила: Попова Н. О. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление).

Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности Не всегда дети могут передать образ объекта или предмета, или характер задуманного. Можно научить детей этому при помощи пластических этюдов.

Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения» Умение расслабиться-это замечательный способ снять напряжение и возбуждение,сконцентрировать внимание. Расслабиться возможно при помощи несложных.

Релаксационные упражнения для детей Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается.

Релаксационные упражнения в арт-терапии, групповые и индивидуальные упражнения Релаксационные упражнения. Релаксация «Дождь в лесу». Дети становятся в круг, друг за другом – они превращаются в деревья в лесу. Взрослый.

Система релаксационных упражнений для детей-логопатов дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

В материале подобраны игры и упражнения на релаксацию для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и описана их польза не только для коррекции звукопроизношения, но и для сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
sistema_relaksatsionnyh_uprazhneniy.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Система релаксационных упражнений

для детей-логопатов дошкольного возраста

Учитель-логопед Лобода И.В.

Многолетняя работа с детьми-логопатами (дизартриками, детьми с общим недоразвитием речи, заикающимися) показала, что при коррекции речи таких детей недостаточно только особых логопедических приемов, медикаментозной помощи, а необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Неотъемлемой частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать нервную систему ребенка, настраивать на положительное восприятие окружающего мира, снимать характерное для данного типа детей эмоциональное и мышечное напряжение.

Одним из методов помогающих не только снять мышечное напряжение, но и контролировать свои движения является релаксация, при помощи которой ребенок учится овладевать следующими умениями:

– произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении,

– различать и сравнивать мышечные ощущения,

– определять соответствие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм),

– менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Кроме этого релаксационные упражнения дополняют артикуляционную гимнастику и помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений артикуляционного аппарата, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Наиболее подвержены скованности заикающиеся дети. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

Методы релаксации: мышечная , дыхательная , звуковая , аутотренинг, арт-терапия.

Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре.

Техника прогрессивной мышечной релаксации разработана американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг. Она основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления. С учетом этого и была разработана методика, согласно которой, чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. В дальнейшем при выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия. Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки «вялыми, как кисель», «как лапша». Сравните расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.

Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев вводить элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу — опускают вниз расслабленные руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

Дыхательные упражнения вызывают не только изменения эмоционального состояния, но и влияют на химический состав крови. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться.

Такая релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

«Шарик» Сесть прямо или лечь на спину. Одну руку положить на живот, вторую на грудь. Вдыхать воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхать через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается.

Звуковая или акустическая релаксация взрослыми применяется подсознательно. Любимые треки успокаивают, поднимают настроение и работоспособность. Физики объясняют влияние определенного набора частот подстройкой клеток организма к звуковым волнам.

Дошкольникам не рекомендуется прослушивание электронной музыки. Это касается даже игрушек. Естественные звуки, издаваемые металлофоном или свистулькой, не агрессивны по отношению к детской психике, чего нельзя сказать о большинстве игрушек на батарейках. В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:

  • дождь;
  • шум леса с птичьими трелями;
  • морской прибой.

Основа методики аутотренинга — самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.

Основное условие успешности аутотренинга для дошколят — использование понятных ребенку ассоциаций. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды.

У детей логопатов ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи, неспособность к длительным волевым усилиям и т. п. Следовательно, при устранении нарушений речи в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности.

Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на их волю и сознание только словом.

Для детей сеанс внушения представлен как особая игра.

Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их приподнять с колен, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научатся расслаблению.

Рисование, лепка, конструирование с детьми выполняют сразу несколько задач. Кроме прививания группы навыков, арт-терапия оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов.

Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать объекты и цвета. Из предлагаемых комплектов карандашей стоит убрать черный, бордовый, алый. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.

Наблюдение за аквариумными рыбками. Кусочек загадочного, обычно скрытого от человеческих глаз мира, наполненного движением и хранящего безмолвие, полностью поглощает внимание, отвлекает от проблем и рутины.

Тем не менее, наблюдая за жизнью загадочного и недоступного подводного мира, мы расслабляемся и успокаиваемся. Психологи и врачи рекомендуют проводить 10 – 20-минутные «сеансы» релаксации перед аквариумом. Такое созерцание нормализует работу нервной системы, гасит гнев, ликвидирует нервозность и даже способствует восстановлению здорового кровообращения.

Спокойные тона, непрерывное движение воды и воздуха, естественные природные очертания камней и коряг, а главное – наблюдение за жизнью разноцветных рыбок – погружают нас в иную реальность, где нет места человеческим обидам, страстям и стрессам.

Наслаждайтесь и помните, наблюдение за рыбками успокаивает нервы и способствует снижению артериального давления.

Конечно, нельзя рассматривать релаксацию только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи. На каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойное настроение у детей, следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко. »

Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие — необходимые условия для исправления речи.

«Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление)

Хватит спинку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая.

А могла бы быть кривая.

Логопед говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук –(показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стих. В.Викторова и подражаем ему тоже (дети ложатся):

Занят весь народ лесной

В норе прохладной,

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Всё не слезть ему с кровати.

Дети изображают ленивого барсука.

Логопед (показывает и объясняет):Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно- будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: Вот шарик надуваем

И рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей и языка

(Проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказывается рифмованным текстом).

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – и перестану,

Но нисколько не устану!

Губы не напряжены

Зубы крепче мы сожмём,

А потом мы разожмём.

Губы чуть приоткрывается,

Все приятно расслабляются.

Кончик языка внизу,

Язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас

Станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю-

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И приятно расслабляется.

Общее мышечное и эмоциональное расслабление

проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению логопеда текст используется целиком или частично.

Логопед: Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.

Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.

Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.

И послушный наш язык быть расслабленным привык.

Громче, быстрее, энергичнее.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – раз, два. Три. Четыре!

Дети встают и хором с логопедом произносят :

Веселы ,бодры мы снова и к занятиям готовы!

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Расслабляющие упражнения для мышечной и эмоциональной раскованности для детей с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, следовательно, в одинаковой мере необходимо избавление, как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности, которая ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Опыт показал, что расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.

Данный комплекс упражнений родители могут выполнять вместе с ребенком. Противопоказаний к применению упражнения на расслабление не имеют, так как являются физиологически безопасными.

1. Упражнение «Формула общего покоя»

Ребенок садится ближе к краю стула, опираясь о спинку. Руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно: расслабление – приятно!

2. Упражнение «Кулачки»

Ребенок сжимает пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели.

Взрослый: Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Неприятно так сидеть. Руки устали. Перестань сжимать пальцы, распрями их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох. А теперь кулачки сжаты, крепко, с напряженьем, пальчики прижаты. Большой палец прижат к остальным. Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем. (Упражнение выполняется три раза).

3. Упражнение «Олени»

Взрослый: Представь себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя! И ты подними так руки! Напряги руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Проверяет степень напряженности мышц ребенка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки. Урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают. Вдох-выдох! (Два раза). Путай и делай, как я.

Посмотри: – мы – олени, рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени.

Руки не напряжены и расслаблены. Взрослый легким движением пальцев проводит по руке ребенка от плеча до кончиков пальцев.

4. Упражнение «Пружинки»

Взрослый: Представь, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Взрослы показывает движения). Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем. Вдох-выдох! (Два раза).

Что за странные пружинки, упираются в ботинки?

Ты носочки опускай, на пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай, – нет пружинок – отдыхай!

Руки не напряжены, ноги не напряжены и расслаблены. (Упражнение выполняется три раза).

5. Упражнение «Загораем»

Взрослый: Представь себе, что твои ноги загорают (показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим, держим. Ноги напряглись. (Подходит к ребенку и проверяет напряжение мышц ног). Теперь опусти ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились! Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!

Держим. Держим. Напрягаем. Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены и расслаблены. (Упражнение выполняется три раза).

6. Упражнение «Кораблик»

Взрослый просит ребенка представить, что они на корабле. Чтобы не упасть во время качки, нужно расставить ноги пошире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнет палубу вправо – прижать к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Затем выпрямиться. Расслабиться. Когда качнет в другую сторону – прижать левую ногу (напряжена левая нога, а правая расслаблена). Выпрямиться. Далее упражнение выполняется три раза под стихотворный текст:

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, а потом для левой. Взрослый обращает внимание ребенка на напряженное и расслабленное состояние мышц ног: наши мышцы не устали и еще послушней стали. Дышится легко, ровно, глубоко.

1. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 2001.

2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса. – М: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002.

4. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

Материал подготовила Каныгина Л. П., педагог-психолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 206 комбинированного вида»

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ц – ч, ш – ж, ч – щ, с – щ, з – ж, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

Автор: Панфиленко Галина Ивановна

Организация: МБДОУ ДС №31 «Журавлик»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Проблема развития, формирования, становления речи в разные времена интересовала ученых, философов, психологов, педагогов. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Ребенку, выражать свои мысли, шире возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, если его речь правильная и богатая. Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе речевого развития. От чистого произношения звуков зависит, насколько речь будет понятна окружающим, насколько комфортно будет чувствовать себя малыш в обществе, в социуме. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Особенно сложно ребенку, имеющему нарушения речи и тем более тяжелые.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Предлагаемые в литературе методы и приемы коррекции речи недостаточно эффективны для внедрения в работу с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции (многократное повторение одного и того же), у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности, отсутствует мотивация. Поэтому в настоящее время одной из основных задач логопеда является разработка, более эффективных, интересных для малыша, мотивирующих, стимулирующих к целенаправленной деятельности методов и приемов работы с детьми.

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи». У наших современных детей, должна быть «особенная» современная игра.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

В соответствии с изменениями, происходящими в современном образовании, условиями организации предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных организациях эффективно использовать интерактивные игры.

Интерактивная игра переводится как “игра в действии”. Это процесс социального взаимодействия. В процессе, которого у игроков, участников данной игры возникает совершено новые знания и опыт, интерактивная игра нацелена на взаимодействие между людьми и потому не только развлекает, но развивает людей, играющих в нее. Иными словами, интерактивная игра – это активный метод обучения. То есть, это такой метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников (игроков) возникает некое «новое» знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры. Иначе говоря, интерактивная игра – это активная обучающая игра. Интерактивная игра – средство повышающее эффективность работы, в частности работы логопеда с детьми.

Интерактивные игры, используемые мною в работе, позволяют:

стимулировать к речевым действиям;

побудить к активному участию в процессе исправления звукопроизношения;

увеличить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия, включив логопедические игры в различные режимные моменты.

Для того, чтобы сформировать правильное положение органов артикуляции для коррекции дефектно произносимого звука, поставить звук, закрепить его как можно быстрее и качественнее, нужно использовать больше разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильного, кинестетического. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.

При работе по исправлению звукопроизношения на разных этапах мною используются игровые задания, игры с предметами, разнообразным игровым материалом. Чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, использую ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в работе мелких объемных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, действуя с которыми и для которых, ребенок приобретает некий речевой опыт. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы и бросового материала (шишки, орехи, семена арбузов, дынь, крышечки, пуговицы, проволочки, шарики, су-джок, косточки, камушки, мячики, прищепки и т.д.). Широко использую в своей работе различные тренажеры (пальчиковые, звуковые, дыхательные), изготовленные самостоятельно: «Веселая карусель», «Аттракцион на лужайке», «Три медведя», «Буль – булики», «Интерактивный экран» и пр.

Также использую и компьютерные программы: Paint или Tux Paint, Power Point. Открывая компьютерную программу, договариваемся что будем рисовать, какого цвета и каким инструментом (малыш рисует шарик и «дует» – произносит звук [С], «шипит» и рисует змейку и т. д.). В программе Power Point уже разработанный шаблон. Ребенок выполняет какие-либо задания и в ответ появляются различные изображения. Действуя с компьютерными системами, что привлекает современного ребенка, малыш незаметно для себя, в процессе увлекательной игры, закрепляет правильно произносимый звук, автоматизирует его, развивает подвижность органов артикуляционного аппарата, добивается правильной артикуляции, нужной для произношения какого-либо звука, анализирует, познает, развивается.

Эти игровые приемы мною были опробованы для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.

Игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «По дорожке со Змейкой», «Колобок», «В гостях у комарика», «Веселый гномик», «По горам, по долам», «Жужа»), обязательно ребенок действует с соответствующими предметами.

«Пальчиковые шаги», «Звуковые дорожки» – ребёнок ведёт пальчиком (игрушечной машинкой, шариком колобком, паровозиком, корабликом…) по линии, дорожке, выложенной из счетных палочек, природного и бросового материала, длительно произносит автоматизируемый звук. (Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.) Игровые сюжеты: «Помоги, Гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой», «Помоги, Муравьишке доползти до муравейника», «Укрась тортик», «Покорми верблюжонка (слоненка…)», «Проводи, колобка по ступенькам», «Построй домик (башенку) и т.п.

«Помоги зайцу, лисе, медведю дойти до жилища». Ребенок «шагает» пальчиками по пуговицам, по косточкам, проговаривая речевой материал. «Прятки» – закручивание крышечек от бутылок на специально приготовленном планшете.

«Слоговые дорожки» – ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или нажимая пальчиком на рисунке, накручивая крышечки, нажимая кнопочки… (произнесение слогов с каким-либо движением).

Упражнения с движением пальцев рук, с рисованием ломаных линий и спиралей, с раскладыванием палочек, с рисованием пальцем узоров в крупе, песке, манке. Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказываются на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма.

Выполняя задания игр по инструкции логопеда, ребенок проговаривает речевой материал на автоматизируемый звук. Помимо автоматизации звука решаются и другие речевые задачи: обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Живо и интересно проходят игры с использованием интерактивного экрана, изготовленного из 16 подвижных квадратиков: – «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что спрятано?», «Веселый счет», «Скажи ласково», «Один-много», «Мы – волшебники», «Телефон». Такие игры как, лабиринты. Ребенок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, самолет — направо, соловей — вверх и т. д. ».

Игры и игровые упражнения проходят эмоционально, живо, разнообразно. Все упражнения, игры легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

В процессе использования игр и игровых упражнений при формировании звукопроизношения улучшается качество звукопроизношения, быстрее проходит автоматизация звуков на разных этапах автоматизации, снижается утомляемость. Возрастает речевая активность, повышается интерес и мотивация к коррекционной образовательной деятельности.

Введение интерактивных игровых приемов в логопедическую работу предоставляют детям возможность создавать «свое», придумывать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение дошкольников, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что игровые приемы вызывают интерес у детей к логопедическим занятиям, помогают превратить однообразную и скучную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру.

Список литературы:

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. М.: Айрис Пресс, 2008.
  6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2007.
  7. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1977.
  9. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: Аквариум.

Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.




Перед нами луг широкий — разводят руки широко в
стороны.
А над нами дуб высокий — поднимаются на носки,
поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели —ритмично делают наклоны
Головами зашумели в стороны, покачивая
поднятыми вверх руками.
Грянул гром — делают хлопок.
Сосна упала — делают наклон вперед и
вниз, опуская руки.
Только ветками качала — ритмично покачивают
опущенными руками.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.

Хорей: Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется. Лужи у крыльца. (А Плещеев) Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С.Я. Маршак)

Ритмический рисунок хорея:

Мы едем, едем, едем,

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем (С Михалков)

Ритмический рисунок ямба:

Листики падают. Осень пришла. Рыжие белочки Как тут дела. Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля:

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является “послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

Гичко О.М., Кудряшова И.Н.

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛАКСАЦИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ГБДОУ №2 Кировского района г. Санкт-Петербург

В данном докладе рассматривается использование релаксации в работе логопеда с детьми с тяжелым нарушением речи.

Ключевые слова: релаксация, тяжелая речевая патология, коррекционное вмешательство.

In the given report we consider use of a relaxation in work of the logopedist on children with a heavy pathology of speech.

Keywords: a relaxation, heavy a speech pathology, correctional intervention.

Нервная система маленького ребёнка непрерывно развивается. Дети младшего и даже старшего дошкольного возраста недостаточно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Также возникают и другие проблемы связанные с нервно-эмоциональным перенапряжением. Несмотря на это, существует способы, с помощью которых ребёнку можно помочь, научив его контролировать свои психические процессы (возбуждение и торможение).

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают боль­шое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использо­вать упражнения на релаксацию.

А детям с тяжелым нарушением речи тяжело вдвойне, потому что они требуют дополнительного коррекционного вмешательства.

Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведе­нием, слышать свое тело.

Главными показателями психического здоровья ребенка являются: во-первых, способность познавать окружающую действительность, а во-вторых, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждаю­щего поведения.

Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нару­шают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уве­ренности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточ­ное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негатив­ным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усво­ить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позво­ляет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Многолетний опыт логопедов работающих в группах коррекционной направленности дошкольных учреждений показал, что при коррекции тяжёлого нарушения речи недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка.

Большинству детей с тяжёлым нарушением речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы.

В группы с тяжелым нарушением речи поступают дети с общим недоразвитием речи и с заиканием.

Один из важных приёмов, который необходимо использовать в логопедической работе с данными детьми – это релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышеч­ное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достиг­нутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критиче­ский момент можно было запросто противостоять раздражению и психиче­ской усталости.

Мы будем говорить именно о произвольной релаксации. Релаксация является одной из ступеней или одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испы­тывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процес­сов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

В логопедической работе необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего орга­низма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тре­нинговую систему.

В работе с детьми с общим недоразвитие речи, как обязательный элемент логопедического занятия, включается упражнения на мышечное расслабле­ние и дыхательные упражнения в течение всего года. В работе с заикающи­мися дошкольниками обязательно добавляется и эмоциональная релаксация. Продолжительность выполнения упражнений 4 -7 мин.

Релаксационные упражнения можно применять на любом этапе логопедиче­ского занятия.

Перед тем как приступить к выполнению релаксационных упражнений необ­ходимо объяснить детям, что такое поза покоя. Предложить им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвиж­ной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной беседе.

Затем показать и подробно объяснить каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражне­нию возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выпол­няют предыдущие. По мере усвоения отдельных упражнений в целях эконо­мии времени рифмованный текст для повторных упражнений можно сокра­тить или заменить краткими командами. Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслаб­ленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.

Многие дети легко возбудимы, двигательно беспокойны, их внимание исто­щимо. Чтобы научиться расслаблению, они должны уметь сосредоточивать внимание на предлагаемых упражнениях.

Поэтому занятия по релаксации всегда начинаются с формулы общего покоя.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

И становится понятно:

И заканчивается формулой правильной речи и уверенного поведения.

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не надо нам спешить.
Так спокойно, так приятно.

Говорим – и всем понятно.

В данной работе предлагается система релаксационных упражнений с использованием метода, при котором вызывается напряжение различных групп мышц на вдохе с задержкой и максимальным напряжением мышц в ко­нечной точке движения на 2-3 секунды.

Затем напряжение сменяется естественным расслаблением, которое возникает при возвращении в исходное положение в фазе длинного медленного вы­доха.

Начинаем упражнения с мышц плечевого пояса, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабле­ние. Далее подключаем мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата. Так воспитывается мышечное чувство, необходимое для целенаправленного рас­слабления. В работе с заикающимися дошкольниками используются упражне­ния на эмоциональное расслабление.

Расслабление мышц рук: «Коготки и лапочки» «Лимон» «Олени» «Драка».

Расслабление мышц шеи: «Испуганная черепаха» «Любопытная Варвара».

Расслабление мышц ног: «Кораблик» «Пружинки».

Расслабление мышц корпуса и всего тела: «Штанга», «Марионетки», «Сосулька», «Винт», «Мяч и насос», «Снежная баба», «Ленивый кот».

Расслабление мимических мышц: «Муха» «Удивился» «Рассердился» «Испугался».

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка): «Лягушка», «Орешек», «Хоботок», «Грибок», «Сердитый язычок», «Горка», «Рот на замочке».

Эмоциональное расслабление: «Птички», «Ленивый кот», «Воздушный шарик», «Загораем».

«Волшебный сон»: «Путешествие в волшебный лес», «Тихое озеро», «На пляже», «На лесной опушке».

При выполнении упражнений на эмоциональное расслабление можно исполь­зовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.

Упражнение “Драка”
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Логопед: «В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:

Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка».

(Дети делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб. Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)

« Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.

Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга».

(На выдохе руки и лицо расслабляются.)

Упражнение « Испуганная черепаха»

Носит панцирь, как рубаху.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха».

(Дети делают глубокий вдох, поднимают плечи до ушей и втя­гивают голову в плечи).

«В домик скрылась Черепаха.
Вся дрожит, как лист, от страха: (Удерживают позу)

«Покрутила головой – нет угрозы никакой».

(Опускают плечи, медленно поворачивают

голову вправо и влево).

«В этом костяном жилете
Не так страшно жить на свете.
Как из норки, торчит шейка,
Вся в чешуйках, словно змейка.

Упражнение: «Ленивый кот»

Логопед предлагает детям превратиться в кота, на которого напала дремота.

«Ленивый кот спал, спал,

потом проснулся, потянулся».

(Дети медленно потягиваются: встают на носочки, под­нимают руки вверх и вытягиваются.)

«Хотел за мышкой побежать,

но снова решил лечь и помечтать».

(Дети медленно опускаются на ковёр, ложатся, закрывают глазки и «меч­тают». Всё тело расслаблено).

Упражнение «На лесной опушке»

Дети лежат на ковре с закрытыми глазами.

« Дети представьте себе, что вы на лесной опушке. Вокруг шелестят листья, поют птицы, кукует кукушка, стрекочут в траве кузнечики, жужжат пчёлы… Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: ароматно пахнут лесные цветы. Ветер доносит запах сосен.

Расслабьтесь, почувствуйте лёгкость и спокойствия. Запомните свои ощущения и захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Расслабленные мышцы несовместимы со стрессом, беспокойством и тревогой. Именно поэтому мышечное расслабление позволяет привести в равнове­сие напряженное сознание. Результаты грамотно и регулярно проводимой мышечной и эмоциональной релаксации повышают эффективность коррекционной работы логопеда с детьми с тяжёлым нарушением речи. Это обеспечивает высокую работоспособность, хорошее настроение, внутреннее спокойствие и уверенность.

Освоив релаксацию, ребенок сможет «сбрасывать» появляющееся напряже­ние в любом месте, в любое время.

1. И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., Просвещение, 1993.

2. И.Г.Выгодская, Н.В. Берковская. Звукоград, буквоград, златоустия. – М., Линка-Пресс, 1999.

3. И.С. Лопухина. Логопедия. 50 упражнений для развития речи. – М., Аквариум, 1995.

4. Е.И. Синицына. Умные стихи. Из серии «Через игру к совершенству». – М., Лист, 1997.

5. Jacobson. Progressive relaxation. Chicago, 1948.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: