Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация в-ф

Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация в-ф

1. Учить ребенка узнавать героев сказки по высоте голоса, а также самому изменять высоту голоса.

2. Продолжать учить демонстрировать изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [В’] — [Ф’] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка звуковому синтезу коротких слов.

5. Учить составлять простые предложения с заданным словом.

Задание 1. «Узнай по голосу, кто говорит» (изменение высоты голоса). Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно в трех вариантах: «Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки. » Затем ребенок сам воспроизводит реплики героев разными по высоте голосами.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Скажи О по-разному» (изменение тембра голоса).

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

«О», — удивилась мама;

«О», — стонет бабушка;

«О», — потягивается папа;

«О», — кричит охотник в лесу.

«У», — гудит пароход;

«У», — дудит дудочка;

«У», — плачет мальчик.

Задание 3. Дифференциация звуков [В] — [Ф].

Назвать одинаковый первый звук в словах:

Ваня, Володя, Владик.

Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф.

Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:

в, ф, ф, в. ; ва, фа, фы, вы.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ва-фа, во-. ; фы-вы, фо-.

Повторить за взрослым серию слогов:

ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.

Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ:

шка. ели. тык. голь. гра. жира. бук. тра. шар.

Задание 4. Взрослый предлагает ребенку из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:

ворона, флаг, футбол, вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы.

(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах), при затруднениях используя карточку и синие кружки с колокольчиком или без.

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]):

кофта, фартук, ворота, фонарик; сова, ванна, диван, фокусник.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Измени звук в слове»: какие слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В]:

Фаня — Ваня, софа — .

Дидактическое упражнение «Угадай слово». Взрослый называет слово по звукам, а ребенок называет его целиком:

в, а, з, а; в, а, т, а; к, о, ф, т, а.

Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф] и [В] (см. темы № 15, 16).

Подобрать слова со звуками [В] и [Ф].

Составить как можно больше предложений про мальчика Ваню и девочку Фаню.

Взрослый читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит исправить ошибки в нем:

Носит одуфанчик Желтый сараванчик.

Задание 6. Дифференциация звуков [Ф’] — [В’].

Назвать первый звук в словах: Фима, ведро.

Сравнить звуки [В’] и [Ф’] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

вя-фя, ви-. ; фи-ви, фе.

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В’] и [Ф’]):

веник, ведро, фикус, велосипед; финик, вещи, Федя, ферма.

Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф’] и [В’] (см. темы № 15, 16).

Дидактическое упражнение «Подари подарки Вите и Фиме» (вспомнить слова со звуками [Ф’] и [В’]).

Составить как можно больше предложений про Витю и Фиму.

Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ролям.

В огороде Фекла Ахала и охала:

Не на грядке, около!»

Жалко Фекле свеклу,

Жалко свекле Феклу.

Задание 7. Дифференциация звуков [Ф] — [В], [Ф’] — [В’].

Читайте также:
Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений

Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки ([Ф], [В], [Ф’1, [В’]).

Назвать первый слог в словах:

ворон, фасоль, Федор, веник, воры . весла, фикус, финики, фартук.

Договорить последний слог в словах:

коро-. со-. бро-. шка-. шар-. крапи-. дро-.

Из предложенных слов ребенок должен выбрать те, которые обозначают профессии людей. Назвать первый звук в этих словах:

фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, винодел, вертолетчик, фломастер, ворона, воспитатель, виноградарь, фигурист.

Влас у вас, Афанас у нас.

Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки

Дифференциация согласных В-Ф

Индивидуальное занятие по теме: “Дифференциации звуков В-Ф”.

Составила учитель-логопед: Булганина Наталья Николаевна.

Дифференциация звуков- этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или месту и способу образования. Дифференциация звуков проводится после полной автоматизации поставленного звука. Произносительная дифференциация начинается с различения изолированных, далее ребенок учится не путать звуки в слогах и словах. В заключении ребенок учится дифференцировать звуки в предложениях, чистоговорках, текстах.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация согласных В-Ф»

Конспект группового занятия. Тема : Дифференциация согласных [В]-[Ф] в словах, предложениях, тексте.

Коррекционно-образовательные : учить выделять звуки В и Ф в речи; различать эти звуки в словах, предложениях, тексте; давать характеристику звуков; закреплять навыки звукового анализа;

Коррекционно-развивающие: развивать познавательные психические процессы(память, внимание, восприятие, мышление); развивать фонематические процессы; создавать ситуацию успеха, стимулировать речевую активность.

Оборудование : предметные картинки, карточки, рисунки-изображения героев сказки(Василисы, Федоры), фломастеры, карточки с текстом слова, фишки зеленого и синего цвета).

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед : К нам на занятие пришли гости, сказочные герои .Чтобы узнать кто это, из данных нам букв нужно правильно выложить их имена.

(с и л а В и а с , е р д а Ф о)(Василиса, Федора).

Назови первый звук в именах героев [В],[Ф]

1.Объявление темы.

Логопед : Сегодня мы будем выделять звуки [В] -[Ф] в речи. Дифференцировать их в словах, предложениях , в тексте.

II.Основная часть

1.Сравнительная характеристика звуков.

Логопед: Сравним звуки [В]-[Ф] между собой.

(В — согласный, звонкий, парный, может быть мягким и твердым.

Ф — согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким.)

Логопед : Что общего у этих звуков? (Согласные, парные, могут быть как твердыми так и мягкими.) Чем отличаются? (Звук [В]- звонкий. При его образовании включается голос, горлышко при этом дрожит. А звук [Ф]-глухой, при его образовании голос не включается, горлышко не дрожит, в нем тихо.

Логопед : Наши гости , Василиса Премудрая и Федора принесли с собой для нас , много интересных заданий.

2.Развитие фонематического слуха.

Логопед : Василиса хочет поиграт с вами в игру «Слышит ушко звуки [В] и [Ф]”

(Ваня, Федя,вата, фонтан, фасоль, валенки, флаг, туфли, фиалка, вишня, сова).

Логопед называет слова , дети, если услышат в них звук [В], поднимают фишку зеленого цвета, если слышат звук [Ф] -фишку синего цвета.

Измени слова так, чтобы после согласных В и Ф появился гласный.

(шеф – … , сев – …, шарф – … , риф – … , клюв – … , шкаф – … , припев – …, остров – … , мотив – …, улов – …, штоф – … .)

3.Развитие навыков звукового анализа.

Логопед : Федора очень расстроилась , что от неё убежала посуда и при письме перепутала буквы В и Ф.

Прочитай слова и исправь ошибки.

(авиша, влаг, врукты, пофар, вен, время, феник, офощи, тувли).

4.Физминутка.

Логопед : Ребята, помогите определить чьи это вещи Василисы или Федоры.

Рассмотрите картинки, назовите и разложите их в 3 конверта в 1-й со звком [В], во 2-ой со звуком [Ф], в 3-й со звуками [В]и [Ф].

(вафли, алфавит, васильки, туфли, светофор, жираф, руковицы, вишня ,телефон, сливы).

5.Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед : Василиса Премудрая даёт задание.

Читайте также:
Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

Расшифруй слова. Добавь буквы [В]и [Ф]в слова.

(шар., кон.еты, остро., по.ар, ше., уло., .абрика.)

6.Различение звуков [В]и [Ф] в словосочетаниях.

Логопед : Составь словосочетания, подбирая к словам из первого столбика, подходящие по смыслу слова из второго столбика.

Логопед : Внимательно прочитай словосочетания , найди ошибки.

Новые туфли вкус-на-я ворель

фафельный торт ви-о-ле-то-вый свитер

красифый флажок фар-фо-ро-ва-я вазочка

дырявый кавтан род-ни-ко-фа-я вода

8.Различение звуков [В]и [Ф] в предложениях.

Логопед : Закончите предложение. Выбрав подходящее слово.

На домах развиваются … (влаги, флаги)

В лесу живёт … (сова, софа)

В комнате стоит …

Продаются в магазине …. .

9.Различение звуков [В]и [Ф] в тексте.

Логопед : Прочитайте текст, добавьте пропущенные буквы В,Ф.

Василиса Премудрая гуляла в краси.ом лесу. В саду бьёт .онтан. Около .онтана ц.етут .иалки, .локсы, .асильки и .ысокой стеной растёт тра.а. По тра.е гуляют .азаны. За .асилисой .нимательно наблюдал .олк.

Логопед : Молодцы! Вы все задания сделали, нам пора прощаться с нашими героями.Благодарим их за интересные задания Им пора возращаться в свои сказки ,а нам подводить итоги занятия.

III.Итог занятия

Чему учились на занятии? Какое из заданий вам показалось трудным, а какое понравилось больше всего?

Конспекты занятий по теме «Дифференциация звуков [в]-[ф]»

Кушнарева
Конспекты занятий по теме «Дифференциация звуков [в]-[ф]»

Занятие 1

Цели занятия

§ развивать слуховую дифференциацию звуков В и Ф;

§ развивать фонематический слух;

§ развивать умение соотносить звуки В, Ф с буквами В и Ф;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать внимание, самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился твердый звук В, мягкий?

В — важна и величава.

Очень много нужных слов

От нее берут начало,

Словно реки от ручьев.

2. Сколько раз в стихотворении встретился звук Ф, определите твердый он или мягкий?

Если б Федор иль Федул

Сразу две щеки надул,

Буквы Ф, сомнений нет,

Получился бы портрет.

Звук В — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Ф — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

3. Проверь себя! Попробуй сравнить звуки:

а) Положи ладошку на горлышко. Произнеси звуки В и Ф. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук В и глухой Ф. Что ты чувствуешь?

4. Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги,а ребенку необходимо их правильно повторить1:

Ва — фа, фа — ва, ва — фа — ва, фа — ва — фа, ва — ва — фа, Фа — ва — фа — ва, ва — фа — фа — ва, ва — фа — ва — фа.

5. Назови первый звук в словах:

Ваня, Вася, Володя, фабрика, фонтан, верблюд, форма, футбол, виноград, факел, вишня.

6. Определи, какой звук в слове — В или Ф и его место.Образец: в слове «факел» звук ф, он первый.

Факел, Федор, буфет, ворона, жираф, автобус, зверь, буква, ферма, сарафан, авария, вафли, профессор, внучка, кофта.

7. Как ты думаешь, на что похожа буква В? (Например, на восьмерку.) На что похожа буква Ф? (Например, на фонарик.)

8. Нарисуй эти буквы, попробуй выложить их из мелких предметов (например, из семечек, коструктора, пуговиц, горошин и т. д.).

9. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы В и Ф?

Если ребенку трудно правильно повторить слоги, он делает ошибки, необходимо поработать дополнительно с развитием фонематического слуха. Специальные упражнения даны в 1-й части.

10. Игра «Кто больше?»

(В классе или в группе проводится в виде индивидуального конкурса (за определенный отрезок времени, в виде парной работы, групповой работы).Необходимо придумать и записать как можно больше слов:

Читайте также:
Конспект занятия 'Комнатные растения"

§ начинающихся на буквы В, Ф;

§ имеющих их в своем составе;

§ имеющих сразу оба звука.

Занятия 2—3

Цели занятий

§ развивать фонематический слух;

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях, связной речи;

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление;

Материал к занятиям

1. «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки В и Ф? Какие приемы помогут различить эти звуки?

2. Составь схемы слов, выделив в них буквы В или Ф,по образцу: в слове фильм 5 букв, из них Ф — первая.Схема этого слова: ф_ _ _ _).

Фильм, вещи, ковер, Федя, слива, форма, фонтан, витамины, клюква, корова.

3. Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух.

. олк,. утбол, дере. о,. рукты,. ишня, шар., . иноград,. орма,. елосипед, тра. а,. ильм, сло. о,. иншн, крапи. а, ко. е,. оздух, хал. л, ке. ир,. игура, геогра. ия, а. иша.

4. Зрительно-слуховой диктант.

Текст записывается на доске (на карточке, буквы В и Ф выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля (закрыть ушки или положить ладонь на горлышко). Затем текст закрывается, и родитель (учитель) диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет родитель (учитель). Если ребенок пропустил ошибки, учитель подчеркивает неверное написание и предлагает еще раз проверить свою работу, сравнивая ее с образцом.Оценить работу можно по двум критериям: как написан диктант, сколько ошибок допущено или как проверен диктант, сколько ошибок пропущено при проверке.

Предложите ребенку подсчитывать количество ошибок в каждой работе, чтобы он видел результаты своего труда, положительную динамику.

Федор и Валя шли в школу. У Федора новая форма. У Вали красивый портфель. Валя несла цветы. Это были гвоздики, фиалки и флоксы. (23 слова)

Объясните ребенку значение слова «флоксы».

5. Вставь букву В зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: так как в слове клювик перед и четко слышится в, поэтому в слове клюв пишу букву в.

Клювик — клюв; слива — ели. ; львы — ле. ,; в обуви — обу. ь.

Готовить —гото. ; жирафы — жира. ; шкафы —шка. ; ловить —уло. Любить — любо. ь; ветви — вет. ь; морковочка — морко. ь.

6. Вставь В, Ф, докажи правильность выбора, подобрав проверочное слово.Образец рассуждений: в слове жираф пишу букву ф, потому что проверочное слово жирафы, в котором после ф стоит гласнаябуква ы.

Жираф — жирафы, ле., клю., Ле., Яко., Кие., шка., уло., морко. ь, любо. ь, вет. ь, обу. ь, гото.

7. Вставь попущенные буквы В, Ф, обоснуй свой выбор.

В Кие. приехал цирк. Вот ле. и жира.. В Киеве холодно. Нужно много дро.. Яков надел теплую обу. ь и пошел на телегра.. Пришлите дро! И каждый зверь будет здоро.

У нас есть ручной голубь. Он здоро. и краси.. Он любит черносли. и морко. ь. Голубь берет пищу в клю. Он летит с ней на шка. Иногда голубь прячет пишу в в обу. ь.

Мы назвали котенка Ле.. Он всегда гото. играть. То залезет на шка., то спрячется в обу. ь. Дядя Ваня положил котенка в рука. и отвез в Росто.. Там у него живет друг. Наш Ле. будет жить там.

Напишите один из этих текстов под диктовку.

Две руки хлопают.

(Хлопки в ладоши.)

Две ноги топают.

(Ритмичное топанье ногами.)

Два локотка вращаются.

(Руки к плечам, вращательные движения локтями.)

Два глаза закрываются.

(Руки вниз, глаза закрыть.)

После проговаривания дети называют слова со звуком В.

9. Выборочный диктант. Выпиши слова с буквами В, Ф в конце слов. Объясни их написание.

Читайте также:
Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

При выборочном диктанте предложение диктуется полностью, а ребенок должен выписать только слова с буквами В, Ф на конце слов.

Дачники убрали картофель, морковь, капусту. Червь ползет по земле. Борис положил в шкаф свой шарф. Собираем в августе урожай плодов, много людям радости после всех трудов.

Диктуемые слова ребенок записывает под номерами. Слов не должно быть более 10. Затем ему предлагается ключ ответа, или он сам составляет такой ключ и сравнивает с Вашим. Например,в данном случае:Ключ: В – 3, 4, 5, 7, 8, 9,10; Ф – 1, 2, 6

1) жираф, 2) шкаф, 3) клюв, 4) кузов, 5) рукав, 6) шарф, 7) лев, 8) взрыв, 9) коллектив, 10) удав.

Самопроверка:В: 3,4, 5, 7, 8, 9, 10;Ф: 1, 2, 6.

Занятие 4—5

Цели занятий

§ закрепить дифференциацию В и Ф в словах, предложениях,

§ расширять лексический запас;

§ развивать внимание, память, логическое мышление, умение рассуждать;

Материал к занятиям

1. «Проверь себя».

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки В и Ф.

2. Зрительно-слуховой диктант. Методику проведения см. выше.

Вера перешла в восьмой класс. У Веры праздник. На столе вкусные вафли и халва. Ваня принес финики. Мама купила ватрушки и конфеты. Валя принесла фрукты. Все пили чай с ватрушками и конфетами.

3. Вставить буквы В — зеленым цветом, Ф — синим.

Рассуждай по образцу: в слове плутовать перед а четко слышим в, поэтому в слове плутовка пишем букву в.

корова — коро. .ка

поливать — поли. .ка

поплавок — попла. .ки

обувать — обу. .ка

сливочки — сли. .ки

веревочка — вере. .ка

головочка — голо. .ка

ставить — под ста. .ка

деревья — дере. .це

булавочка — була. .ка

пуговица — пуго. .ка

канавы — кана. .ка

4. Раскрыть скобки, объяснить свой выбор. Составь предложения с этими словосочетаниями.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Пожелтела тра (в,ф)ка, ло (в,ф)кая кошка, рыжая плуто (в,ф)ка, крепкая вере (в,ф)ка, маленькое дере (в,ф)це.

Объясни, как ты понимаешь эти пословицы. Попробуй составить рассказ с одной из них. Значение непонятных слов посмотри в словаре.

Будь краси., да не будь спеси. Взял коро. ку, возьми вере. ку. Како (в,ф) род, тако (в,ф) и приплод. В очи льсти (в,ф, а за очи лжи (в,ф). Кто лени (в,ф, тот и сон-ли (в,ф). Како (в,ф) корень, тако (в,ф) и плод.

5. «Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика, объясни ему, как проверить правописание этих слов.

а) Красив, вежлиф, сливки, коровка, булафка, ловкий, здороф, поливка, Леф, Киев, голофка, канафка, клюв, Яков.

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

Подсказка: ошибки допущены в 6 словах.

б) Телеграв, поплафки, много дров, лавка, шкав, готоф, пугофка, жирав, морковка, любовь, ковта, Вячеслав, рукаф, чернослив, деревце.

Подсказка: ошибки допущены в 8 словах.

6. Письмо по памяти.

Ребенку необходимо выучить данный текст, а затем записать его по памяти. Проверить работу может он сам, сравнив ее с текстом, или родитель (учитель).

Вот фото, А на фото — два Федота.

У Фени — винтики, у Вити — фантики.

7. Предупредительный диктант.

Первый раз читается весь текст, второй — по предложениям. Родитель (учитель) читает предложение, а ребенок объясняет, как надо писать слова, какая буква необходима и показывает карточку с этой буквой. Только после этого записывает.

Валя и Вера гуляли в парке. В парке красиво. Везде травка, много цветов. Вера рвала фиалки, а Валя васильки. Они сплели венки. Девочки отдыхали возле фонтана. А в это время Федор и Филипп играли в футбол.

8. Контрольные диктанты.

Сначала читается весь текст, затем материал диктуется по предложениям. После того, как записаны все предложения, текст прочитывается еще раз. Ребенок проверяет написанное и исправляет.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Состав слова. Окончание'

У школы возле деревца лежит собака. Ее зовут Волчок. Волчок встречает своего хозяина — Федора. Федор учится во втором классе. Вот закончились уроки. Федор идет домой, а умный и ловкий Волчок несет портфель Федора. Ваня смотрит на них и весело смеется.

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня — фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

9. Работа с текстом.

Прочитай выразительно стихотворение.

Подумай, почему Вику называют невоспитанной?

Какая вежливая форма необходима при разговоре со старшими?

Как ты считаешь, ты всегда вежлив при общении со старшими?

Подчеркни буквы В, Ф разными цветами.

Выпиши 5—6 слов в буквами В, Ф.

Вика «выкать» не привыкла

И со взрослыми — на «ты».

Вот какая заковыка,

Вот привыкла, так привыкла.

Тетя Валя говорит.

– Да, невежливая Вика! —

Дядя Федор говорит.

– Вот когда вас двое,

Вот когда вас много,

Вот тогда могу я

Говорить вам — Вы!

Тетя Валя с дядей Федей

Снова объясняют Вике:

– Это вежливая форма, —

Тетя Валя говорит.

– Это принятая норма, —

Дядя Витя говорит.

И теперь она на «Вы»

К взрослым обращается.

И теперь она на «ты»

И не откликается!

«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи “Собери цветок” Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков – важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» – «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» – «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Логопедическое занятие на тему: “Дифференциация звуков В – Ф “

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему:

Дифференциация звуков В –Ф.

Цель: – закрепить у детей умение различать понятия «звук» и «буква»

-закреплять дифференциацию звуков В – Ф изолированно, в слогах, в словах.

-работать над просодическим компонентом речи ( упражнять в различении звонкости и глухости

– формировать познавательные процессы у учащихся;

– развивать психические функции у учащихся: внимание, память;

– воспитывать интерес к учебной деятельности;

– способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;

– воспитывать речевой слух;

– работать над пополнением словаря;

– формировать речедвигательную и речеслуховую координацию;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимодействия друг с другом 4

– воспитывать чувство радости, удовлетворения от выполненной работы.

предметные картинки « Ворон», «Филин»,

таблица «Схема звука»

опорные сигналы букв В, Ф

карточки для чтения

индивидуальная разрезная азбука

набор предметных картинок к теме.

Ситуация прогулка в лес.

Логопед: сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.

Вы любите в лесу гулять?

Л: давайте закроем глазки и вслушаемся в звуки леса.

(логопед имитирует шелест листьев, стук дятла )

1.Дидактическая игра « Отгадай загадайку».

Читайте также:
Программа формирования звукопроизношения с помощью биоэнергопластики

А вот и первый лесной житель. Но чтобы его узнать, надо отгадать загадку:

« Чёрный, темноты темней,

Нет птиц его умней.

На высокой ели вон он-

Это старый, мудрый….(ворон)

/ Картинка « Ворон» выставляется на доску./

Послушайте загадку о втором лесном жителе:

«Ночь настала – он не спит,

Все полянки облетит.

Он один в лесу не спит,

За порядком всё следит»

/ Картинка « Филин» выставляется на доску./

Л: Ребята, послушайте, как я произнесу эти слова:

Давайте, произнесём их все вместе.

Д: /произносят вместе с логопедом /

Л: слово «Ворон» с какого звука начинается?

/выставляется буква В/

Л: слово «Филин» с какого звука начинается?

/ выставляется буква Ф/

Л: сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки В и Ф.

2.Работа со схемой звука.

Л Дети, кто даст характеристику звука «Ф»?

/ученик у доски по схеме даёт характеристику звука/

Д: звук «Ф»- согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Л: А теперь дайте характеристику звука В.

Д: звук «В» – согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.

Л: Ребята, а чем они похожи?

Д: Они согласные бывают твердые и мягкие.

Л: Правильно! А теперь подумайте какое у них самое главное отличие?

Д: «В» звонкий, «Ф»- глухой.

Дифференциация звуков в произвольной виде

Л: Возьмите в правую руку сигнал с изображением буквы «В», а левую – с «Ф». Слушайте внимательно и поднимайте верный сигнал: В Ф Ф В Ф В Ф В В Ф.

Дифференциация звуков в слогах.

Л: А сейчас я буду произносить слоги. Когда услышите в слоге звук «В» – хлопайте в ладоши, а если услышите звук «В» – закройте ушки.

Дидактическая игра на формирование фонематического слуха (игра с мячом).

Л: Мяч веселый есть у нас,

Мы играли много раз.

Я бросаю – ты поймай,

Быстро точно отвечай!

Я буду называть слоги с одним звуком , а вы с противоположным:

Л: Ребята, а как в лесу подает голос филин?

Л: Давайте поиграем в ворона.

Я буду задавать вам вопросы, а вы как «вороны»будете отвечать:

И.П. руки «в замок»за спину.

На слове «карр» наклоняйте туловище вперед!

-Ворон, Ворон гость лесной,

Побеседуешь со мной?

– Как тебя зовут, Макар?

– Ты наверно очень стар?

– Очень тёмный твой загар?

– Ты совсем как кочегар?

– Голова, как тёмный шар ?

– Остронос ты, как комар!

– Видно, крепкий твой удар!

Продолжение работы по теме чтение по цепочке, выделение в словах букв В, Ф.

Л: Ворон с филином приготовили для нас слова. Давайте их прочитаем их по цепочке. (читаем!)

Л: Какое слово вам не понятно?

Подчеркнем в словах букву «В»-синей чертой, букву «Ф»-

Л: Кто самый внимательный – найдет хитрое словечко

Л: А кто найдет слова отличающиеся одним звуком?

Работа с индивидуальными разрезными азбуками.

Выкладывание слов – паронимов.

Л: Найдите слова, которые относятся к времени года «Осень».

Д: называют слова.

Игра на развитие фонематического восприятия «В лесу».

Дети встают в круг.

В середине круга стоит водящий с закрытыми глазами.

Дети, взявшись за руки ходят по кругу и поют:

«(им ребенка) мы в лесу,

И зовем тебя «Ау!»

Ты глаза не открывай,

Кто позвал ты отгадай.»

По сигналу учителя ребенок говорит «Ау!».

Водящий должен определить кто сказал.

Работа с перфокартами: вставить слог «ВА» или «ФА»

Л: ребята пока мы играли прилетал ветерок и из слов улетели слоги:

из слов Филина – улетел слог «ФА»

из слов Ворона – улетел слог «ВА»

Читаем и записываем слоги.

Дидактическая игра «Подарок друзей»

Л: Вы, отлично поработали, и ворон с филином вам дарит «подарок»! Давайте посмотрим, какие подарки от «В», а какие от «Ф»? (дети по одному достают предметные картинки и выкладывают их на наборное полотно под карточки В и Ф.

Читайте также:
Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

Называем подарки от ворона, от филина.

Л: Ребята! Что вы сегодня проходили на занятии?

Логопедическое занятие по акустической дисграфии по теме “Дифференциация В — Ф”, 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • выработать умение правильно произносить и различать [в], [ф.] в сильной позиции, в устной и письменной речи, через работу с моделями и словами, игру “мяч”; обозначать их на письме соответствующими буквами.
  • совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие через игру “колокольчики” и “шифровальщики”.
  • обогащать словарь по теме “Ранняя весна. Первоцветы”, через работу с деформированным текстом.
  • продолжаем развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, через работу с таблицами, игру “пуговица”.
  • уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.

Оборудование: демонстрационный материал с изображением букв В – Ф, шуточные рисунки В-Ф, зеркала, пуговицы, таблица для увеличения полей зрения для игры “пуговица”, модели-колокольчики, схемы и характеристики звуков, картинки с изображением первых цветов и сюжетные картинки на тему ранняя весна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. Момент.

Каждому ученику при входе раздаются картинки со [в], [ф.].

– сядет тот, у кого

  • со [ф] в начале слова (фонтан)
  • со [в] в начале слова (ванна)
  • со [ф] в конце слова (шкаф)
  • со [в] в середине слова (павлин)

II. Повторение пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии. (Звонкие и глухие согласные)

Давайте повторим. (Вывешиваю схему характеристик согласных)

– С помощью чего образуются согласные? (языка и губ)

– Как образуются звонкие и глухие согласные? (звонкие согласные образуются, когда в горле начинает работать моторчик; а у глухих этот моторчик не работает)

Постановка цели урока.

– Ребята, скажите какой первый звук в слове варежки, фонарь? ([в], [ф]). Значит, какие звуки будут “дежурными” сегодня на занятии? (В – Ф)

– Дайте характеристику этим звукам по схеме (вывешиваю схему)

– Молодцы! А теперь давайте, сравним артикуляцию звуков В-Ф, возьмите зеркала в руки и произнесите поочередно звук В, звук Ф

III. Уточнение артикуляции [ф], [в].

[ф], [в] – что общего у этих звуков? (губно-зубные, согласные, щелевые, имеют мягкую пару).

А чем отличаются эти звуки? (по написанию, по звонкости – глухости).

IV. Закрепление произношения изолированного звука.

Ф.М. игра “пузырь” (дети встают в круг)

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.

V. Развитие речевого дыхания и голоса.

Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).

VI. Развитие тактильных ощущений.

Скажите, а как мы на письме обозначаем эти буквы, из каких элементов состоят эти буквы? чем отличается написание? Давайте, определим это, посмотрите на доску..

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф – большая щеголиха

На что похожа буква Ф: ребенок стоит “руки в боки”.

А на что же похожа буква В?

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

А на что еще похожа буква В.

Выложите “дежурные” буквы из пуговиц на досточке, (говорю каждому конкретно какую), а сосед, закрыв глазки, на ощупь, определяет, что за букву вы выложили, придумайте слово с этими буквами.

VII. Развитие фонематического слуха и восприятия.

А теперь отдохнем. У вас у всех на партах лежат модели колокольчиков.

Я произношу слова, а вы, если услышите [ф], поднимаете , а если [в], то . Понятно?

Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас.

VIII. Дифференциация [ф],[в] в слогах.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

а) Я диктую слоги и звукосочетания, а вы должны в строчку записать первую букву каждого слога.

Ва, вы, фа, фу, во, вы, фы, ва, флю, фла, вла, фла, вро, фло, флы, вка.

Читайте также:
Тематическое планирование образовательной работы в рамках ФГТ, тема недели: Зима

б) А теперь вы должны записать только согласную букву из звукосочетаний: ава, афа, Уфа, ыва, Ева, уфо.

в) разделите тетрадь на 2 части:

Запишите в нужный столбик следующие слоги: ва, фа, фу, вы, фы, вы, фо, ву.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Мяч” я бросаю мяч и произношу слог ВА, ребенок кидает мне, и заменяет согласный на – ФА.

ВО… ФУ…ВА.. ВЫ… ФО…ФЫ… ВУ… ВЭ..

IX. Развитие зрительного внимания и памяти.

На доску вывешивается таблица:

  • Ва – фа
  • Фа – ва
  • Ва –фа – ва
  • Фа – ва – фа
  • Фа – ва – ва – фа

Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить 3 первые строчки, запишите по памяти.

Игра “пуговица” (для расширения объема и полей зрения)

X. Развитие фонетического анализа

Я читаю слова, а вы записываете в тетрадях, только “дежурную” букву и отмечаете цифрой место, на котором она стоит.

Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, кровать, салфетка, вата.

Ф-3, ф-1,3; ф-3, в-4, ф-4, в-1.

XI. Закрепление пройденного на уроке.

Допиши словечко. (Угадавший слово ребенок выходит к доске и записывает его).

  • смелый, зубастый, клыкастый серый…. (волк)
  • голодная – мычит, сытая – жует, всем ребятам молоко дает…(корова).
  • четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке…(варежка)
  • ночью ухает, летает, днем спит, отдыхает…(филин)

XII. Работа по сюжетным картинкам по теме “ранняя весна”

а) (на доске сюжетные картинки:

Солнце в небе, проталины на снегу, бегут ручьи, подснежники пробиваются из-под снега, воробьи на ветке.)

– Ребята, посмотрите за окно…

Какое время года сейчас на дворе? (весна)

Посмотрите на эти картинки и скажите, как вы думаете, какая весна изображена на них ранняя или поздняя? (ранняя)

Правильно. А как вы догадались, попробуйте составить рассказ по этим картинкам.

(Весна ранняя, потому что солнце светит ярче, веселее. Оно сильнее пригревает. Снег еще лежит на земле, но кое-где уже пробиваются подснежники, фиалки, мать-и-мачеха. Весело журчат ручьи, воробьи весело чирикают на ветке).

Молодцы, правильно. Скажите, пожалуйста, а как по-другому еще называют подснежники, фиалки, мать-и-мачеха? Подумайте, ведь они самые первые зацветают. (Первоцветы). Правильно. А почему их так называют? (потому что они первые цветы)

б) графический разбор предложения.

На доске написано предложение.

Воробьи весело чирикают на ветке.

Давайте разберем это предложение, составим графическую схему.

XIII. Домашнее задание.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

XIV. Итог занятия и пароль на выход.

– Передайте другу мячик и скажите слово начинающееся на звук В, друг придумывает слово на звук Ф, и так далее ..(цепочка)

Занятие «Дифференциация букв и звуков В-Ф»

Дифференциация букв и звуков В-Ф

Подгрупповое занятие –презентация « Путешествие в волшебную страну букв и звуков. Звуки Ф и В» для старшей группы компенсирующей направленности.

Дифференцировать в речи звуки [Ф и В]

1) Повторить правильную артикуляцию звуков.

2) Закрепить графический образ букв.

3)Закреплять понятия – ГЛУХОЙ и ЗВОНКИЙ звук.

4)Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза.

5)Развивать психические процессы: речь, память, мышление, воображение.

Кролик (Мягкая игрушка с молнией, который в начале занятия приносит задание, дети его находят под лапками. А в конце занятия раздает леденцы) Экран, проектор, мяч, карточки с картинками, магнитная доска.

Дети заходят в кабинет логопеда.

Включен проектор и на экране отображается первый слайд презентации.

-Доброе утро, ребята.

-Сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие по волшебной стране букв и звуков. В которой мы сегодня не будем знакомится с новыми буквами и звуками , а будем сравнивать уже для нас знакомые. А понять, какие буквы и звуки мы будем сравнивать, нам поможет наш кролик.

-Ребята с какого звука начинается слово Волк?

А с какого слово Флаг?

Повесьте эти картинки на магнитную доску.

Дети подходят к кролику и достают из под лап карточки с картинками (волк и флаг)

Читайте также:
Новогодний праздник - конспект логопедического занятия

II. Основная часть

1.Сообщение темы занятия

-Вы наверное уже догадались по моим вопросам какие же буквы и звуки мы будем сегодня сравнивать?

2. Повтор графического образа букв.

-Давайте присядем на коврик и посмотрим на экран.

-Правильно. Печатная и прописная буква Эф.(Указкой логопед показывает буквы)

А что еще вы видите?

-Посмотрите какая необычная буква Эф. Давайте попробуем сложить ее из рук.

– Какие красивые буквы у вас получились.

Дети выполняют задание.

– Посмотрите, а здесь?

Давайте попробуем сложить букву Вэ.

-Печатная и прописная.

Дети выполняют задание

3. Повтор характеристики звуков.

Схожесть и отличия.

-Ребята, а теперь я вам предлагаю дать характеристику звукам. Вставайте в кружок. Кому я кину мяч, тот и отвечает. Какие звуки есть у буквы Вэ?

Логопед кидает мяч -Катя расскажи?

Логопед кидает мяч -Петя дай характеристику звуку В.

-Молодец. Логопед кидает мяч.

– Ваня, какие звуки есть у буквы Эф.

-Правильно, логопед кидает мяч. Даня, дай характеристику звуку Ф.

-Хорошо, А теперь скажите, чем же похожи эти звуки??

– А чем же отличаются эти звуки.

– Согласный, твердый, глухой.

-Оба согласные, оба твердые.

-Один звонкий, другой глухой.

4.Рассказ на развитие фонематического слуха, речи, мышления.

-А сейчас небольшой рассказ, садитесь поудобнее. Этот рассказ подскажет нам почему мы не должны путать эти буквы и должны произносить их четко и внятно.

Логопед читает рассказ. Задает вопросы.

Дети слушают, обсуждают, отвечают на вопросы.

– Молодцы ребята. Вставайте и давайте немного поиграем

в игру “Подпрыгнули – присели!”.

Если услышишь в слоге звук [В] – подпрыгни, а если [Ф] – то присядь. Будьте внимательны!

ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ.

-А теперь время небольшой зарядки.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Дети вместе с логопедом выполняют движения.

-Молодцы, отдохнули. А теперь отгадайте загадки. Дети отгадывают загадки и называют первый звук в слове-отгадке.

Дети выполняют задание.

– Следующее задание для двух команд. Может быть разделимся на 2 комады: мальчиков и девочек.

Я буду называть вам слова, а вы должны будете изменить первый звук в этих словах . Команда девочек меняет на звук В, а команда мальчиков на Ф.

Задание для девочек:

Щенок, полк, грач, голос, корона, метка.

(На экране появляются картинки с правильными ответами )

Задание для мальчиков: Пара, бантик, норма, плот, марш.

Дети делятся на команды.

Дети выполняют задание и проверяют правильные ответы на экране.

-Ребята звуки мы сегодня сравнивали?

Что в них общего?

А чем отличаются?

– Чтоб В и Ф не путать, вам

Я чистоговогку дам.

Четко вы её читайте

В и Ф не забывайте.

-В- звонкий, Ф -глухой.

– Дети повторяют чистоговорку за логопедом.

-Вы сегодня большие молодцы. Давайте подойдем к нашему кролику у него наверное для нас есть гостинец.

Презентация на тему: Дифференциация В – Ф

Презентация программы «Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушениями речи на логопедических занятиях»

Цели и задачи: Дифференциация в-ф в слогах, словах и предложениях. Формирование понятия о смыслоразличитель -ной роли звуков в-ф. Знакомство со способом проверки парных звонких-глухих согласных в конце и середине слова. Расширение представлений об окружающем мире, активизация и обогащение словаря по теме «Птицы». Развитие мышления и памяти. Повышение интереса к логопедическим занятиям.

Привет! Ты узнал меня? Да, я фея из волшебной сказки. А как назвать фею по-другому? Составь слово из слогов: шеб, ни, вол, ца Сравни по длине слова фея и волшебница. Какие звуки ты слышишь в начале слов? Они гласные или согласные? Посмотри в зеркало и произнеси звуки еще раз.Что ты заметил? Снова скажи звуки,приложив руку к горлу.Какой из звуков можно говорить шепотом, а какой с участием голоса?

Читайте также:
Конспект занятия ‘Различение строчных букв б - д’

У меня есть помощник.Он не волшебник, а только учится. Догадайтесь, как его зовут. Для этого вставьте буквы в и ф, а потом найдите имя с двумя мягкими согласными.

А вот правильный ответ! Вася Федя Вова

Федя учится писать без ошибок. А вот и его тетрадь! Хотите туда заглянуть?

Вилин клевал виники. Леф жевал фареники. Кто такой ВИЛИН? Что такое виники и фареники?

А ты нашел ошибку? илин клевал иники. Ле жевал ареники

Может ли быть такое на самом деле? Почему? Кто такие хищники? Я понял! Во всех словах как слышу,так и пишу.Только слово лев мне непонятно. Вы, ребята, какой звук слышите в конце слова лев? Почему же тогда пишется буква в?

Чтобы разобраться, приглашаю вас в зоопарк.Когда вы увидите не одного льва, а много – сразу всё поймёте. А как мы туда попадём?

Чтобы добраться до зоопарка, нужно выполнить 3 задания. Прочитайте и повторите заклинание мудрой совы Ву-ву-фу Фу-ву-ву Фу-ву-фу Ву-фу-ву Фо-во-во Во-фо-фо Фы-вы-фы Вы-фы-вы Ава-афа-афа афа-ава-ава Уфу-уву-уфу уву-уфу-уву

Это вход в зоопарк. Чтобы войти, составьте предложение из слов. В слова вставляйте буквы В, Ф. над __исит __онарь __оротами Над воротами висит фонарь.

Вас проводит мой друг. Верните в его кличку сбежавшую букву в или ф. унтик

Добро пожаловать в зоопарк! Это-лев. Какой звук слышишь в конце слова? А это-львы. Что слышишь теперь? Мы изменили слово так, что после согласного появился гласный.

Всё очень просто. Я даже сочинил стихи: Звук согласный проверяй – Рядом гласный подставляй Давайте потренируемся вместе! Шар_ – ШАРФЫ Клю_ – клювы Рука_ – РУКАВА ЖИРА_ – ЖИРАФЫ А теперь назови ласково: Морко ка – Була ка – Спра ка – МОРКОВОЧКА БУЛАВОЧКА СПРАВОЧКА

Сегодня в зоопарке вы увидите редких птиц. В их названиях есть звуки в и ф. Подберите правильные буквы. __илин __ламинго __орона Кто лишний? Почему?

Теперь понятно, почему ворона лишняя? Прочитай загадку о ней, и буквы вернутся на место. Походкой странно__атая, По__адкой __оро__атая, Крикунья хрипло__атая, Из__естная персона. Зо__ут её …

Кто лишний? С__ИРИСТЕЛЬ ДРО__А ПИНГ__ИН ПА__ЛИН

Конечно, лишняя дрофа. Попробуй заменить в этом слове ф на в. Изменилось ли значение слова? Добавь в предложения слова по смыслу: В степи живёт Я нарублю дрофа. дрова.

Теперь будь внимателен: применяй правило! серпоклю__ Кто лишний? шилоклю__ки гри__ мухоло__ки

Давай проверим вместе: ГРИ__ – ГРИФЫ СЕРПОКЛЮ__ – СЕРПОКЛЮВЫ Как вы думаете, почему птиц назвали серпоклюв, мухоловка, шилоклювка? Правильно, у серпоклюва клюв, как серп. У шилоклювок клюв,как шило. А мухоловки ловят мух. Вот почему слышится Ф, а пишется В. Лишняя птица – гриф

А вот страничка из энциклопедии. Ветер перемешал слова второго предложения. Сможете ли вы прочитать его? Грифы-крупные хищные птицы. крыльев, их, метров, размах, трёх, до

Ребята, вам понравилось в зоопарке? Каких птиц вы видели? Кто из них хищники? Какая птица не летает? О каких звуках мы говорили? Чем они похожи? Чем различаются? Назовите птиц со звуком в в начале и середине слова. Вспомните птиц со звуком ф в начале, середине и конце слова. В названиях каких птиц слышится Ф, а пишется В? Почему? Наш урок подошёл к концу, но мы обязательно снова встретимся!

Об авторах: Закирова Н.А. учитель-логопед г.Старый Оскол Царевская Е.Г. учитель-логопед г.Старый Оскол

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: