Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Г-К

Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

а) Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, гетры, кеды, книга;

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра.окно, огонь, луга, речка.

Задание 2. Запишите слоги с буквамиг и к:

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино,гулять;

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

Горка — корка; грот — крот;

гости — кости; икра — игла;

кол — гол; Галина — калина;

калька — галька; голос — колос.

Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед); куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите подсхемой соответ­ствующее ей слово.

Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

Задание 6, Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы г и к разными карандашами.

Город — городок, игла —. газета —. гриб —. графин — . голова— . голубь— . губы— . голос — . гора— . гармонь—.

Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

Ру. нит. . зета кочер. ма. зин

но. бит. . ражи соба. ру. ва

ро. сем. . рета баран. ро. тый

лу. вет. . питан лопат. ма. роны

ре. нор. . чели бере. бо. тый.

Задание 9. Закончите слова, добавив сдог ги или ки.

Но. кеп. сабель. теле. ве. гор. сапо. уро. ру. вра. палат. каблу. ре. день. заплат. загад. .

Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

у. ол, ва. он, у. сус, по. ода, у. оль, лав. а, . амень, . усто, . усты, . рафин, я. ода, . аль. а, . ал. а, с. аз. а, я. од. а, . олуб. а, за. ад. а, . ро. одил.

Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный. ‘

Утюг — . молоток — . когти — . листок—. берег—. ногти—. овраг — . лолог —. локти — . галстук — . сапог — . легкий — . стог — . клубок — . мягкий — . .

Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

Сне. куда. творо. пау. ро. столби. замо. дургшла. пиджа. дру. каблу. шлан. гон. гама. зна. остро. рыно. плу. клубо. лу. четвер.

Разобрать слова по смыслу: дуршлаг, острог.

Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, погремуш­ка. гром, парк, на крыше, градусником.

Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквыг, к разными карандашами.

Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

Всегда шагает мы вдвоем. Пять мальчиков, Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

Мы за обедом — под столом. Разошлись мальчики А ночью — под кроватью. В темные чуланчики,

Каждый мальчик Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

Черный, проворный. Маленький, удаленький, Кричит; «Крак!» Сквозь землю прошел, Червякам враг. Красную шапочку нашел.

Он качалка и кровать. Голубочка бела Хорошо на нем лежать. В дом прилетела. –Он в саду или в лесу Что, где видала, Покачает на весу. Про все рассказала. Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

Послоговои диктант (с проговариванием слогов).

Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки,сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

Дифференциация г — к в предложениях

Задание 1. Закончите Дредложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Читайте также:
Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

гости — кости Собака грызет .

К четверг к нам придут .

горка — корка Гриша любит хлебную .

В понедельник весь класс ходил на .

гол — кол Галкин Коля забил в ворота.

Строители вбили первый.

галька — калька На море много .

У копировщицы много . Галина — калина В саду цветет .

Катину подругу зовут . икра — игра Во дворе шла интересная .

Очень полезна черная .

Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквамиг, к. Подчеркните буквыг, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день-кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил тол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквыг, к:


громко говорили; купил гармошку;

грелся на солнышке;

катился с горки;

скакал по дороге;

качался в гамаке;

игрдл на скрипке;

Задание 5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквамиг, к. Подчеркните буквы,г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали . Подул сильный ветер, . гром. В лесу кукует . На доме развевался красный . Галя сматывает нитки в . Замяукал маленький, серенький . .Машина ехала по асфальтовой . Галя раскрашивает кар­тинку цветными . В лесу ребята собрали белые . и спелые . Дождь перестал, и . солнышко. Гриша . на санках с .

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас.” ные г, к.

Небо.. .олубое. Бри.. .ада работала на лу.. .у. Люди возили ду­шистое сено и с.. .ладывали его в сто.. .а. Большое стадо требует мно. о . орма. От . орма зависит . оличество и . ачество моло. а. Моло. о отправляют в . ород. Из . орода . сельс. ие жители и получают дру. ие проду. ты.

Он лежит на . ряд. е

. оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень. ая Маня Я подумал, . лядя Малень.. .ой лопат.. .ой На ее работу:

Бережно вс. опала «Вырастет, наверное, Малень. ую . ряд. у. Малень. ое что-то». Малень. ок семя Но ошибся . реп. о В . ряд. у посадила, Я в своей до. ад. е:

Малень.. .им забором Вели.. .ан арбузище Е. оо. ородила. Вырос тут на . ряд. е.

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно . реет. Шумно бе. ут ру­чей. и. На. олыхвет. ах появились поч. и. Бри. ада ш. ольни. ов на о. ороде. Они . опают . ряды и . отовят . лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквыг, к.

” Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи?

Какой крупнейший после Москвы город находится на реке Неве?

Куда выезжают ребята летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяяих по смыс­лу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог, покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, еревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

Дифференциация г — к в связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Дифференциация звуков к-г
картотека по логопедии на тему

Речевой материал для учителей-логопедов для дифференциации звуков к-г

Скачать:

Вложение Размер
k-g.docx 21.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [к]–[г]

I. Четко произносить слоги парами.

II. Добавьте слоги «ка» или «га».

Кас…, кад…, соба…, теле…, бел…, но…, пал…, бул…, ро…, загад…, губ…, рыб…, мар…, кош…, ракуш…, бума…, кни…, вью…, лод…, вил…, игол…, доро…, раду…, гай…, май…, сай…, подру…, белу…, дворня…, рубаш…, вареж…, кольчу… .

III. Четко произносить слова парами.

IV. Четко произносить слова.

Книга, загадка, гребёнка, горка, отгадка, горелка, голубка, уголок, кочегар, галстук, гамак, гайка, галка, губка, грелка, грядка, иголка, одногодки, вагончик, гудок, огурчик, гвоздик, гвоздика, когда, гимнастика, геркулес, горнолыжник, грибочек, гармошка, городок, горошек, ягодка, гонка, глотка, глоток, глубокий, голубика, гусенок, горький, гопак, глазки, прыгалки, маргаритки, кругом, килограмм, округа, городки, кегли, велогонка, скороговорка, когти.

V. Четко произносить словосочетания.

VI. Четко произносить предложения.

Катя гонит гусей из огорода.

Гуси бегут к Коле.

Галя купает и кормит куклу.

Гоге купят калоши.

Галя купила Акиму галстук.

У Кати Гагариной короткие косы.

Галя каждый день кормит голубей.

Галя помогает маме готовить обед.

Гриша ест густую гречневую кашу.

Коля и Галя берегут книги.

На огороде грядки.

Дядя Гриша делает дудочку и гудок.

Егор накосил сена для козы Гульки.

Галка села на клен.

Голубь влетел в окно.

В комнате пахло гнилыми яблоками.

Телега сена опрокинулась на дорогу.

Кате купили голубой халат.

Белые снега укрыли луга.

Коля уехал на Волгу.

Голубика – вкусная и полезная ягода.

Вдали мигает огонь маяка.

Дедушка чинит гамак.

Галя пьет какао.

Катя кушает галеты.

Гоша насыпал голубям корм.

Ким занимается гимнастикой.

Кира любит играть на гитаре.

Галчонок громко кричал.

Козы пасутся на лугу.

Галка прыгает по дорожке.

На сосне прыгала белка.

Катя гнала гусей на пруд.

Костя помогает копать грядки.

Мама испекла пироги с яблоками.

Москва – красивый город.

На заводе гудит гудок.

Над домом красные флаги.

Заиграл пастуший рожок.

Грачи громко кричали в гнёздах.

На небе горит яркая звёздочка.

Корова дала много молока.

Под горкой протекала речка.

За окном гудит вьюга.

Иголки мы кладем в коробку.

Волк скрылся в глубоком овраге.

Декабрь год кончает.

Рябины покрыты гроздьями красных ягод.

Мы любим играть в городки и кегли.

Очень зелены, густы в нашем садике кусты.

Зреет красная калина, соберет её Галина.

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке кости.

Ели вкусную икру, подарили нам игру.

Громко петь умеет Клаша и её подружка Глаша.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша горка.

Коля любит есть галеты, Галя ест всегда котлеты.

Жаворонка слышен голос, зреет в поле спелый колос.

VII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Волка ноги кормят.

Куда иголка, туда и нитка.

Дорога ложка к обеду.

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Дай курице грядку – изроет весь огород.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

Матушка Волга и широка, и долга.

Богат Ермошка, у него гусь да кошка.

Не велик соловей, да голосок золотой.

Дети грызут орешки и слушают потешки.

VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Голубка клюёт крупку.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Егору с Климом тесен двор, пошли на луг играть в футбол.

Там Климу гол забил Егор, и Клим забил Егору гол.

Угольки поставили в уголки.

В коробке – гвозди, в корзинке – грозди.

В кузове – грузы, в лукошке – грузди.

Наша утя луговая,

Наша утя молодая

Ночевала под кустом,

Под малиновым листком.

Утром гуси проходили:

Нашу утю разбудили,

Как у нас на нашей грядке

Сколько цветиков цветет!

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой.

Выбираешь ты какой?

Шёл домой от Вани Саня

И не встретил никого.

Шёл домой от Сани Ваня.

Встретил Ваня никого.

И спросил у никого:

Прыгай в лукошко!

Сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной –

Нам не надо ни одной.

Не пойдем на косогор!

Только рыжие верхушки,

Только беленькие складки

У волнушек на подкладке…

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит красный огонек.

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Тогда и приходи

– Коля, а мне папа новые игрушки купил. Целую коробку. В ней много солдатиков, танки, пушки, машинки, кони, ракеты.

– Ой, как интересно! Гриша, а можно мне с тобой поиграть?

– Нет, сейчас эта коробка на шкафу. Придет папа с работы, подарит мне новые игрушки. Вот тогда и приходи играть.

Сегодня хорошая погода. Катя и Гога идут гулять в парк.

– Катя, а где в парке игротека? – спрашивает Гога.

– Игротека? А что это такое?

– Это такая площадка, где все играют в разные игры.

– А, это около спортивной площадки, – вспомнила Катя. – Пойдём туда.

И они побежали в игротеку играть в кегли, лото и крокет.

1. Какая сегодня погода?

2. Куда идут Катя и Гога?

3. О чём спросил Гога?

4. Что такое игротека?

5. Где находится игротека?

6. В какие игры дети пошли играть?

Коля жил в городе. Коля любил кормить голубей. Он бросал голубям из окошка горсти пшена, корочки и крошки хлеба.

Один раз голубь влетел через окошко в Колину комнату. В комнате была кошка. Кошка хотела наброситься на голубя и уже выпустила когти. Коля закричал на кошку громким голосом, и кошка убежала в другую комнату, а голубь вылетел в окошко.

1. Что любил делать Коля?

2. Что однажды случилось?

3. Что хотела сделать кошка?

4. Что сделал Коля?

Цыпленок с Лягушонком пошли в лес. Увидели они какие-то красные ягоды. Попробовали ягоды – кислые, но вкусные. Только как же ягоды называются, вспомнить не могли.

– Давай их есть без названия, – говорит Лягушонок.

– Поедим, а там, может быть, и вспомним. – И начали они глотать ягоды.

– Клю, – скажет Цыпленок и проглотит красную ягодку.

– Ква, – скажет Лягушонок и тоже ягодку проглотит.

Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!

1. Куда пошли Цыпленок и Лягушонок?

2. Что они там увидали?

3. Что говорил Цыпленок, глотая ягодку?

4. Что говорил Лягушонок, глотая ягодку?

5. Какая оказалась это ягодка?

В океане живут громадные киты. Среди них есть и голубые киты. Китёнок голубого кита больше двух слонов. Вот так китёнок!

Китёнок через полгода становится вдвое больше. Вот какие гиганты живут в морях и океанах.

1. Какие киты живут в океанах?

2. Как велик китёнок голубого кита?

3. Как растёт китёнок?

У Галочки жила кошка Гулька. У Гульки были крохотные котята. Они жили в уголке. Раз на окно взлетел петух. Гулька кинулась на петуха. Началась драка. У кошки глаза сверкали, а от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха.

Гусыня громко загоготала на берегу. Услыхав гогот, Галя бегом бросилась на берег. Гусята гурьбой стояли возле гусыни, а один топтался у канавы и боялся перейти. Гусыня гоготала, а глупый гусёнок попискивал, но не трогался с места. «Вот глупый!» – подумала Галя. Она подхватила гусёнка и отнесла его к гусыне. Гусёнок мгновенно сунул голову матери под крыло.

XI. Составить рассказ по опорным словам.

Огород, грядки, картофель, капуста, морковь, горох, дети, мальчики, девочки, прополка, поливка, речка, лейка, ведёрки, птички, пугало.

Лето, дача, речка, лес, солнышко, песок, ягоды, грибы, земляника, вечер, играть, терраса, чай, книжка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

конспект “Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш”

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Конспект фронтальных занятий по темам: ” Звук и буква А”, “Звук и буква У”, “Дифференциация звуков А-У”

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Игровые и занимательные задания, используемые на логопедических занятиях по теме: «Дифференциация Г-К»

Игровые и занимательные задания, используемые на логопедических занятиях по теме:»Дифференциация г-к».

гиря — Киря
гость — кость

Найди нужную букву и вставь ее в слово.

Как произносятся парные звонкие согласные в конце слова? Как они звучат в середине слова перед глухими согласными звуками?

  • осьмино_
  • ка_
  • но_ти
  • ка_-то

Из двух слов — новое.

Переставляя буквы, составьте из двух слов третье.

  • ус + дог = д______г
  • тигр + на = г________
  • пас + ком = к________

Переставьте буквы в каждом слове так, чтобы получилось новое слово.

  • кохйек
  • рукица

Какое слово лишнее? Почему?

  • Курица, гусь, утка, кукушка, индюк
  • Окунь, щука, карась, сом, рак, налим.

По одной букве.

Уберите дважды из каждого слова по одной букве так, чтобы получалось новое слово.

  • голень ______________ _______________
  • корма ______________ _______________
  • уголь ______________ _______________
  • угроза ______________ _______________

Второе слово в начале.

Прочитайте слова. Найдите в начале каждого слова другое слово.

  • газета
  • блокнот
  • баклажан

Второе слово в конце.

Прочитайте слова. Найдите в конце каждого слова другое слово.

  • картина
  • кабачок
  • молоток
  • маяк
  • скот

Найдите спрятанные слова.

  • гимнастка
  • докладчик
  • гитарист
  • закройщик
  • колесо

Распутайте перепутанные слова.

Составьте из слогов слова.

  • су ри нок
  • ре ка дис
  • ду га ра
  • ке ра та

По первым буквам.

Соедините первые буквы данных слов. Запишите получившееся слово.

  • гусь, роза, утка, шар, аист
  • кот, роза, ослик, лилия, игла, куст

По вторым буквам.

Прочитайте цепочку слов. Соедините вторые буквы данных слов. Запишите получившееся слово.

  • ирис, кепка, адрес, кино, астра

Игра «Наоборот».

(с перекидыванием мяча)

Заменить звук [г], на [к]

галька
калька
лига
лика
гладь
кладь
луга
лука
глас
класс
угол
укол
год
код
голени
колени
гонки
конки
маги
маки
глаша
клаша
горка
корка
галета
котлета
гриль
криль
гости
кости
гаси
коси
голос
колос
громко
кромка
гроши
кроши
грот
крот
гусак
кусака
игра
икра
густы
кусты
группы
крупы
грива
криво
губки
кубки

Закончите строчку двустишья подходящим по смыслу и звучанию словом:

Очень зелены, густы
в нашем садике…. (кусты)

Зреет красная калина
соберет ее ….. (Галина)

Мы пришли сегодня в гости
принесли собачке… (кости)

Ели вкусную икру,
подарили нам…. (игру)

Громко петь умеет Клаша
и ее подружка…… (Глаша)

Анаграммы с буквами Г, К.

Измени порядок букв или слогов в каждом слове и запиши новые слова.

гул
соки
брак
бук
карп
стук
кит
грот
гора
док
кант
кума
дог
икра
кино
ток
кипа
ямка
вилка
дорога
рыбак
шишка
актер
камыш
рывок
бочок
ласка
кайма
сокол
кулак
влага
наказ
банка
исток

Слова для справок: луг, куб, тик, код, год, кот (кто); коси, парк, торг, танк, раки, пика; краб, куст, рога, мука, кони, маяк; валик, крабы (рыбка), терка, ковры, скала, колос, глава, кабан; города, шашки, мышка, бочка, майка, кукла, казна, кости.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

Светлана Шкурко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К.

Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки;

учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко-буквенном анализе слов; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

Оборудование: звуковая линейка, мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв, цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка», игрушка кот.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Придумано кем – то

При встрече здороваться

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро мне!

Доброе утро тебе!

– Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

– Доброе утро, Сашенька.

Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

II. 1. «Приметы весны»– повторение изученного материала.

– Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

– Какое у нас время года?

– Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

– Дети- называют приметы весны по цепочке: Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

– Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

– Скажите, сколько в нем слов?

– Дети- В этом предложении три слова.

2. «Весенняя песенка»– развитие чувства ритма.

– Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

– Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

3. Игровое упражнение «Подари звук»

– Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками.

– Подумайте и назовите тихий звук, который издают предметы или явления природы?

Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

Однажды пальчики пошли в парк: топ -топ, топ – топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме,темпе: указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к полянке — ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На полянке — большое дерево.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

5. Листья весело играют с ветерком

Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями).

6. У дерева длинные крепкие корни

Руки «сплетены» в предплечье

Язык напряженно тянется вниз

7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой».

Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

5. Дыхательная гимнастика

– Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

Вдох через нос выдох через рот -1раз.

Вдох через нос выдох через рот (трубочку)– 3 раза.

6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка»-фонопедическое упражнение.

– Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

– Приготовили правую руку.

-Набрали носом воздух.

– Приготовили левую руку.

-Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

7. «Назови слово»

– Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука.

А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука.

8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича».

-Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

– Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки».

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

– Назовите первый звук в слове ГРИБ.

– Назовите первый звук в слове КОТ.

9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики.

Звуки [Г] и [К] какие?

Звуки [Г-К] согласные, парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит».

10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

11. «Закончи слово».

Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

Ка-ка-ка- белая мука,

Га-га-га- зеленые луга,

Ко-ко-ко- не ходите далеко,

Ку-ку-ку- белка на суку.

Гу-гу-гу- гуси на лугу.

13. «Слова наоборот»

– Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот».

– Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К]:

Веселый – грустный. Длинный- короткий.

Начало- конец. Умный- глупый.

14. Игровое упражнение «Где находится звук

– Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

– Где ещё может находиться звук?

Логопед размещает на доске звуковую линейку.

– Определите, где находится звук [Г] или [К].

15. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные).

16. «Буквы спрятались»– профилактика дисграфии.

– Очень нравится Котофеичу с вами играть.

– Вы такие умные, смышлёные.

– Посмотрите внимательно на этот рисунок.

-Назовите буквы, спрятанные на этом рисунке.

– Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово, но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

-Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

17. «Составить слово», звуковой анализ слова.

– Из этих букв выложите слово.

-Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова.

– Катя, какое слово у тебя получилось?

-Паша, а ты какое слово выложил?

18. «Составить и «записать» предложение».

– Кто на ней нарисован?

-Что на ней нарисовано?

– Придумайте предложение к этой картине.

КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

– Сколько слов в этом предложении?

«Запишите» это предложение.

Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

Назвать первое/ второе/ третье слово.

– Обозначьте первое слово в предложении.

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

– Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

– Назовите самое короткое слово. С.

19. Знакомство с буквой.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г. ***

К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

– Из скольких элементов состоит буква Г?

– Какие это элементы?

-Из скольких элементов состоит буква К?

-Какие это элементы?

– Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

Букву можно не только прочитать, с ней можно поиграть в игру «Зашифрованное слово».

21. Развитие графических навыков.

– Пропишите букву Г и К.

22. Подведение итогов.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Дифференциация звуков [Р — Рь] Дифференциация звуков [Р-Р’]. Успешное обучение ребёнка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависит не только.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель – логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад “Березка”п. Новая Игирма.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Программное.

Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.

Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия. «Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ» Логопедическое групповое занятие 2-е классы, дисграфия. Тема: «Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ.» Цели а) образовательные:.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Занятие по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Тема: Звуки С, С*. Цель: Закрепить навыки различения и произношения звуков (с, (с*) в слогах, словах, фразах, развивать фонематическое.

Занятие по обучению грамоте Дифференциация звуков [к]-[г] Тема: Различение звуков К-Г. Образовательные области: «Речевая», «Социально-коммуникативная»; «Познавательная»; «Физическая». Цель: Различать.

Дифференциация звуков Г и К: упражнения + видео

Дифференциация звуков К и Г на материале слов и предложений для проведения подгруппового, группового и индивидуального занятия.

Сюрпризный момент:

Однажды попал Старичок Звуковичок на колхозный двор. На колхозном дворе жили гуси и куры. Вот что Звуковичок там увидел. Ранним утром стадо гусей направлялось к воде, важно крича: «Га-га-га…» А куры тем временем носились по Двору, собирая жучков, червячков. И поднимали такой крик, когда находили добычу, что даже гуси на пруду их слышали.

Как кричали куры? «Ко-ко-ко…» Гуси, возвращаясь ве­чером домой, недовольно смотрели на них, громко гогоча: «Га-га-га…» Куры внимания на них не обращали и кудахтали по-своему: «Ко-ко-ко…».

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [к]

Педагог. Кто жил на колхозном дворе?

Ребенок. Гуси, куры.

Педагог. Как их можно назвать одним словом?

Педагог. Какие это птицы?

Ребенок. Потому что они живут у людей во дворе, люди о них заботятся.

Педагог. Как кричали гуси?

Педагог. Как кричали куры?

Педагог. С какого звука начинается слово «гуси»?

Ребенок. Со звука [г].

Педагог. С какого звука начинается слово «куры»?

Ребенок. Со звука [к].

Педагог. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ребенок. Эти звуки похожи тем, что они согласные твер­дые. Различаются тем, что звук [г] — звонкий, [к] — глухой.

Напоминаем!

Звук [г] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку — чувствуется вибрация.

Звук [к] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

Проверь себя! Сравни звуки,

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дро­жания нет — глухой.
  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [г] и глухой [к].

Задание 2. Игра «Назови первый звук в слове»

Цели: выделение первого звука в словах, различение звуков [г] и [к].

Слова: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков [г] и [к] в слогах и словах.

Внимательно слушай и повторяй песенки гусей и кур.

га — га — ка гы — гы — кы ко — го — ко

гу — гу — ку го — го — ко ку — гу — ку

ку — ку — гу кы — кы — гы ко — го — ко

Пары слов: голос — колос, гора — кора, губы — кубы, га­зета — кассета, гудок — кусок, гамак — казак.

Слова, в которых есть звуки [г] и [к]: глоток, когти, губка, голубика, гудок, галка, гусенок, уголок.

Задание 4. Игра «Вставь правильное слово»

Цель: различение звуков [г] и [к] в словах.

Отрыл однажды… (крот) В горе огромный… (грот).

Достал мешок… (костей) И пригласил… (гостей).

Издалека… (шагал) На пир к нему… (шакал). Я. Козловский

Задание 5. Повторение словосочетаний

Четкое проговаривание звуков [г] и [к]: гадать на картах, гадкий утенок, кокон гусеницы, тонкая грань, пироги с капустой, глоток сока, голубой камень, компот из голубики, отгадай загадку.

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [г] и [к]

га — га — га — вышли гуси на луга;

ка — ка — ка — наша елка высока;

го — го — го — не увижу никого;

ко — ко — ко — по теченью плыть легко;

гу — гу — гу — много пчелок на лугу;

ку — ку — ку — Катя сыпала муку.

Задание 7. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [г] и [к]

Гоша катается на катке.

Коля любит есть галеты.

У Кати в косе голубой бантик.

Пол выложен голубой плиткой.

Крупная гусеница сидит на кусте.

Галя купила кабачки, капусту, огурцы.

Мама купила попугая.

Катя пасла гусей.

У Кати на полке нитки, иголки.

Голубь клюет клюкву.

Задание 8. Повторение скороговорок

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Покатил Костя к Гоше в гости.

Клава клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Гусак с гусаком.

Голубь, гусь и галка —

Вот и вся считалка.

У елки иголки колки.

На дворе — галка,

На берегу — галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Задание 9. Повторение стихотворных текстов

Мне купили в магазине

Голубой костюм и синий,

Юбку в складку и в горошек,

И красивые сапожки.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно —
Стало заиньке темно.

Гусь гогочет и гогочет.

Не пойму, чего он хочет?

— Я хочу чистой водички,

Семечек и чечевички.

Задание 10. Пересказ

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды — в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Задание 11. Пальчиковая игра

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [г] и [к].

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистя­ми рук.

Вот деревья, вот кусты. Руками изобразить деревья, кусты.

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон,

Окружает все забор. Пальцами показать забор.

За забором — чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать ворота,

как ворота отрываются.

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

Кто-то к нам идет на стук… Ладонь приставить к правому уху:

Конспект занятия на тему «Дифференциация Г-К в словах, предложениях»

Дифференциация звуков [Г], [Г’] – [К], [К’]

Цель: закрепить знаний о звуках [Г, Г’ – К, К ‘] и буквах Г, К.

  1. Формировать умение дифференцировать звуки[Г, Г’ – К, К’] на слух и в произношении: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  2. Закреплять артикуляционные укладов звуков [Г]-[К];
  3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.
  1. Развивать мелкую моторику, уметь согласовыватья движения и речь;
  2. Развивать познавательные психические процессы: внимания, памяти, мышления;
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развивать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.
  1. Воспитывать коммуникативную культуру.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Улыбнитесь мне, улыбнетесь друг другу. — Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос и поднимите правое плечо. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Ещё раз: вдох через нос, поднять левое плечо, выдох через рот. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы. — Для того, чтобы правильно, красиво говорить, возьмём зеркала, выполним артикуляционную гимнастику для языка. • «Заборчик» • «Трубочка» • Чередуем: «Трубочка» — «Заборчик» • «Лопатка» • «Горка» • Чередуем: «Лопатка» — «Горка»

II. Введение в тему занятия.

Отгадайте загадки: 1. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка) — Назовите первый звук в слове кукушка. 2. Я в любую непогоду уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый …. (гусь) — Назовите первый звук в слове гусь. — Над различением каких парных согласных мы будем работать на занятии? — Запишите в тетрадях дату.

III. Работа с учебно-тренировочными заданиями.

— Сегодня на занятии нам будут помогать гномик. Он изображён на слайде. Он нам будет давать задания на компьютере. Приготовьтесь выполнять его задания.

Задание №1. Уточнение характеристики звуков [к, к’ — г, г’].

— Произнесите звуки [к, к’ — г, г’]. 1. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г’] — [к], [к’] а) Звуки [Г], [Г’] — гласные, звонкие Звуки [К], [К’] — гласные, глухие б) Звуки [Г], [Г’] — согласные, глухие Звуки [К], [К’] — согласные, звонкие в) Звуки [Г], [Г’] — согласные, звонкие Звуки [К], [К’] — согласные, глухие(правильный ответ) 2. Выбери правильную характеристику звуков [г], [г’] — [к], [к’] а) Звук [Г] — согласный, звонкий, мягкий Звук [Г’] — согласный, звонкий, твёрдый б)Звук [Г] — согласный, звонкий, твёрдый Звук [Г’] — согласный, звонкий, мягкий (правильный ответ) в) Звук [К] — согласный, звонкий, мягкий Звук [К’] — согласный, звонкий, твёрдый г)Звук [К] — согласный, глухой, твёрдый Звук [К’] — согласный, глухой, мягкий(правильный ответ) 3. Звуки [Г] — [К] относятся друг к другу, как : а) Твёрдые — мягкие согласные б) Ударные — безударные гласные в) Парные согласные(правильный ответ) г) Гласные-согласные Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Задание №2. Выделение звуков [Г], [Г’] — [К], [К’] из слов.

1. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [Г — Г’] ? Предложены картинки: — корова, груша — корзина, корона — гриб, гитара — кукуруза, гранат — Назовите картинки в каждой группе. — В какой группе слов встречаются звуки [г — г’]?Запишите эти слова, подчеркните букву г.

2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [к] ? Предложены картинки: — гриб, гиря — кормушка, горох — комары, грач — куры, козлята — Назовите картинки в каждой группе. — В какой группе слов встречается звук [к]? Запишите эти слова, подчеркните в них букву к.

3. Найдите лишнюю картинку?Почему она лишняя? Предложены картинки: — гриб, горы, картина, градусник — клетка, корыто, кроссовки, гроза — Назовите картинки в каждой группе. Какое слово лишнее?

4. Прочитайте и отгадайте загадки.В названии какой отгадки мы слышим звук [к]? а) Чёрный, проворный летает, Червяков на пашне хватает, Летом он за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (грач) б) Красные лапы, Длинная шея, Щиплет за пятки – Беги без оглядки. (гусь) в)Не говорит, не поёт А кто к хозяину идёт, — Она знать даёт.(собака) Гимнастика для глаз. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза.Выполнить круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Задание №3. Звукобуквенный анализ слов

1. Какая схема слова соответствует данной картинке? Предложены картинки: клетка, лягушка. Предложены 4 схемы к каждому слову. К слову клетка — правильная схема №2 К слову лягушка — правильная схема № 4

2. Посмотрите на картинки. В каком слове звук [г] стоит на том же месте, что и в слове огурец? Предложены картинки: морковь, гусь, огород, якорь, ботинки, капуста. — Произнесите слово огурец. Какой по счёту звук [г]? (второй) — Назовите предметы, изображённые на картинках. — В каких словах встречается звук [г]? — В каком слове звук [г] первый?

3. Назовите картинки. Определите, какие звуки [Г — Г’] или [К — К’] в данных словах, подберите к ним соответствующие схемы. Предложены картинки: гриб, груша, ключ. — Назовите, что изображено на картинке? — Определите, какие звуки [г — г’] или [к — к’] в данном слове. Выберите соответствующую схему. Гриб — буква г, схема №2 Груша — буква г, схема №1 Ключ — буква к, схема №1

4. Определите, какой звук [г] или [к] в слове, каким по счёту он стоит? Предложены картинки: рукавицы, виноград. — Назовите, что изображено на картинке? — Какой звук [г] или [к] в данном слове.Определите, какой по счёту он стоит.

Для начала мы с тобой повращаем головой. Оборот и оборот, а потом наоборот. Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз. Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись! Повороты влево – вправо, это лёгкая забава. Нам известно всем давно – там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, надо много приседать. А теперь ходьба на месте, это тоже интересно. Отдых кончен наш, ребята, нам пора опять за парты.

Задание № 4 Восстановление слов и предложений с буквами Г — К.

1. Вставьте в слова пропущенные буквы г или к. Мыш _ а, _ ошка, ма _азин, доро _ а, ва _ он (мышка, кошка, магазин, дорога, вагон)

2. В написании каких слов пропущены слоги ГА — ГУ — ГИ? ГА: ру __ (ка), вью __ (га), но __ (га), ре __ (ка), соба __ (ка), ду __ (га). ГУ: (гу) _ си, (ку) __ ры, (гу) __ сыня, (гу) __ док, (ку) __ рорт. ГИ: (ки) __ но, (ги) __ мнаст, кру __ (ги), кни __ (ги), рубаш __ (ки). — Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

3. В написании каких слов пропущены слоги КА — КО — КИ? КА:(ка) __ мыш, (га) __ зета, гор __ (ка), сто __ (га), вет __ (ка). КО:(ко) __ за, ва __ (го)н, (ко) __ ньки, (ко) __ лено, (го) __ нки. КИ:(ки) __ пяток, (ги) __ ри, (ки) __ лометр, на __ (ки)пь, (ги) __ гиена. — Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

4. Подберите подходящее по смыслу слово. Скоро к нам придут (гости, кости). Около дома вырос (густ, куст) смородины. На крыше дома сидит (год, кот). За нашим домом (гора, кора). — Сколько слов в первом предложении? Запишите это предложение. Составьте к нему графическую схему. Аналогичная работа проводится со вторым, третьим, четвёртым предложением.

5. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки. Сегодня на уроке мы отгадывали закадки(загадки). Подул сильный ветер, закремел (загремел) кром (гром). В лесу гукует (кукует) гукушка (кукушка). Галя раскрашивает гартинку (картинку) цветными гарандашами (карандашами). В лесу ребята собрали белые крибы (грибы) и спелые якоды (ягоды). Дождь перестал и выклянуло (выглянуло) солнышго. (солнышко).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Над различением каких звуков вы работал сегодня на занятии? Все ли задания вам удалось выполнить? В каких заданиях вы допустили ошибки? Какую бы оценку вы себе поставили?

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Все презентации здесь

Автор материала: Кичигина Татьяна Анатольевна

Конспект учителя-логопеда Дифференциация звуков «Г» — «К»

Дифференциация звуков “K” и “Г” в словах, словосочетаниях и предложениях

Презентация к уроку

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К” – “Г” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К” – “Г”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”

Цели:

  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2)

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

– Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

– О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

– Совершенно верно это гусеницы.

– Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

– Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

– Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

– Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” – “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

– Дайте характеристику звуку

“К” – согласный, глухой, твердый

– Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” – согласный, звонкий, твердый

– Что общего у этих звуков?

– Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка – красный и синий круги
  • пирамидка – колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_” – “_Г_” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

– Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

– Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

– От клетки с числом 24 – 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К”“Г” в словах. (слайд 5)

– На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” – левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

– С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 – 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

– Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 – 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8 ).

– Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

– А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

– Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Двигаемся дальше. 1 клетка вверх, 4 вправо, 1 вниз. Назовите номер (№25).

– Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

– У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай. )

– Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

– Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

– Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

– Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

– Ребята, кто считает, что тему не понял, оставайтесь сидеть на своих местах

И снова перед вами разноцветные птички. Посмотрите внимательно и скажите птицу какого цвета, вы взяли бы себе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: