Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Б-П

Игровые и занимательные задания, используемые на логопедических занятиях по теме: «Дифференциация Б-П»

Использование игровых и занимательных заданий на логопедических занятиях.

Игра — ведущая деятельность ребенка младшего школьного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты.

В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. На своих занятиях я стараюсь развивать фантазию детей, способствую творчеству.

Организация такой работы дает положительный результат для преодоления речевых нарушений. Использование игрового метода позволяет устранить многие ошибки детей, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль.

Игровые и занимательные задания,
используемые на логопедических занятиях
по теме: «Дифференциация б-п»

«Всё познается в сравнении»

Сравните звонкие и глухие согласные звуки в начале слов.

бить-пить
бравый-правый
бел-пел

Найти нужную букву и вставить ее в слово.

Как произносятся парные согласные в конце слова:

ду_
шуру_
ду_ки
шуру_чик

«Из двух слов — новое»

Переставляя буквы, составьте из двух слов третье:

горб + ус = с_________б
ров + поза = п_________з

Распутать перепутанные слова.

  • ка ру баш би ря на
  • ба ру нок нок бё ре
  • ры лов бо пей ре ник
  • ре че па ха там по по пип
  • во класс ник пер

«По одной букве»

Уберите дважды из каждого слова по одной букве так, чтобы получалось новое слово

банка ____________ ______________
брать ____________ ______________
обвал ____________ ______________
парта ____________ ______________
пилот ____________ ______________
полка ____________ ______________

«Второе слово в начале»

Прочитать слова. При повторном чтении найти в начале каждого слова другое слово

парта
комбайн
полка
балкон

«Второе слово в конце»

Прочитать слова. При повторном чтении найти в конце каждого слова другое слово.

пирог
бабочка
забор
лампочка

Переставить буквы в каждом слове, чтобы получились новые слова

оплоть
богдуль
ребёза

«Найти спрятанные слова»

колбаса
пылесос
пистолет
компостер
палисадник
перекладина

«Прочитать загадочные названия животных»

Какое из животных слышит ногами?

Какое из этих животных слышит ногами?

КЕЧУЗНИК, СИЛА, ПУХЕТ, БРЕСТЯ

У кого восемь ног?

ПЕЧАЛ, ХУМА, УКПА, БАОБЧАК

Прочитать слова с конца и найдите лишнее слово.

Азёрб, ансос, апил, нёлк, кам, анисо

«По первым буквам»

Прочитать цепочки слов. Соединить первые буквы данных слов. Написать получившиеся слова.

аист, роза, бусы, утка, зебра __________________

По вторым буквам слов.

Соединить вторые буквы данных слов. Записать получившиеся слова.

  • голубь, автобус, ацетон, вазелин_________________
  • спираль, гитара, эхо, стол, цапля________________

Игра «Я выбираю баранки».

Логопед читает стихотворение.

Дети выбирают из лежащих на столе картинок те, в названии которых есть звуки [б], или [п],. Можно предъявить «чек» с буквой.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и шербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!

Игра «Наоборот».

(с перекидыванием мяча)

Заменить в слове звук [б], на [п],

  • бас — пас
  • быль — пыль
  • бух — пух
  • боль — поль
  • бар — пар
  • бить — пить
  • бот — пот
  • бук — пук
  • бел — пел
  • бока — пока
  • баня — паня
  • блошки — плошки
  • блеск — плеск
  • банки — панки
  • робот — ропот
  • забор — запор
  • борт — порт
  • барин — парень
  • балка — палка
  • труппы — трубы
  • бочка — почка
  • бравый — правый
  • барка — парка
  • булька — пулька
  • башня — пашня
  • бабочка — папочка
  • бомба — помпа
  • багет — пакет
  • болит — палит
  • брык — прыг
  • блок — плот
  • пилить — белить
  • бледный — пленный
  • бетон — питон
  • купол — кубок

Анаграммы с буквами Б, П.

Измени порядок букв в каждом слове и запиши новые слова.

  • скуп
  • липка
  • полк
  • барон
  • право
  • лапка
  • пила
  • торба
  • пика
  • рыбка
  • плоты
  • выбор
  • перс
  • плюшка
  • ропот
  • баня
  • рыба
  • капот
  • карп
  • брак
  • порты
  • бачок
  • банка
  • пыльца
  • барс
  • шпала
  • бра
  • дубки
Читайте также:
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Слова для справок: пуск, клоп, повар, липа, кипа, толпы, серп; топор, рабы, парк, тропы, кабан, брас, бар (раб); пилка, набор, палка, табор, рыбак, обрыв, шлюпка; баян, топка, краб, бочка, пальцы, лапша, будки.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Надежда Морозова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]»

Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах, словах и предложениях.

Закрепить понятие о механизме образования звуков [п] и [б];

Уточнить различия между парными глухими и звонкими согласными звуками;

Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух, память, мышление;

Способствовать развитию грамматического строя речи.

Воспитывать коммуникативные умения, самостоятельность, доброжелательное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: карточки-символы звуков [п] и [б], картинки с изучаемыми звуками (бант, паук, бочка, почка, сапоги, плюшки, пончики, пряники, баранки, батон, бутерброд, плоскостные изображения девочки и мальчика, раздаточный материал (фишки для звукового анализа).

Ход занятия:

I. Организационный момент (эмоциональное начало)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

II. Основная часть.

1) Введение в тему

– Послушайте, а затем повторите скороговорку.

У бабули батоны, бублики и булки.

(Дети проговаривают скороговорку в медленном и быстром темпе)

– Какой звук здесь чаще других встречается? – Звук [Б]

У Полюшки – подушка, у Павлушки – плюшка.

(Дети повторяют)

Какой звук часто повторяется? -Звук [П]

-Правильно. Сегодня мы поиграем со звуками П и Б. (вывешиваю символы звуков)

-Расскажите, пожалуйста, о звуке П. -Звук П – согласный, твердый, глухой.

-Расскажите о звуке Б. -Звук Б – согласный, твердый, звонкий.

-Чем похожи эти звуки? -Эти звуки согласные, твердые.

-Чем отличаются? -П – глухой, голос не работает, Б – звонкий, голос работает.

2)Разв. фонем. слуха + разв. интонации

-Поиграем в игру «Звуковые дорожки»:

-Но скажи это так, как будто ты огорчен.

Пы-пы-бы-(радость)

Пу-бу-бу-(удивление)

Ба-ба-па-(приветствие)

Бо-по-бо-(вопрос)

(Спрашиваю по одному ребенку)

3)Разв. грам. строя речи (употр. сущ. в Д. п.)

Игра «Угощение»

-К нам приехали Полина и Борис (картинки с изобр. детей). Бабушка прислала им угощение (помещаю на доску картинки с мучными изделиями). – Дети называют картинки (плюшки, пряники и т. д.)

-Из чего сделаны эти продукты? – Из муки.

-Как называются продукты из муки? -Мучные.

-Угостим Полину мучными изделиями, в названии которых слышится звук П, а Бориса – со звуком Б. Дети по очереди выходят к доске,выбирают продукт:

-Я угощу Бориса баранками, потому что в слове «баранки» есть звук Б и т. д.

4) Закр. предлогов «над», «между», «под»

-Расскажите, где находится пряник? -Пряник находится под плюшками (или пряник находится между пончиком и плюшками) и т. д.

5) Развитие фонематического слуха.

-Звуки П и Б приготовили интересную игру «Измени слово». Я буду называть слова со звуком П, а вы замените его на Б и получится новое слово.

Беленькое облачко (руки сцеплены перед собой)

Поднялось над крышей (руки над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться вверх)

Ветер это облако (покачивание руками)

Зацепил за тучу (сцепить руки)

Превратилось облако (описать круг, опустить руки, присесть)

В дождевую тучу.

6) Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова

Игра «Закончи не звуком, а слогом»

-Я буду называть начало слова, вы закончите его слогом

Жа-, ре, шля, бом, лу, сту, ры, ла, лам… .

7) Развитие звукового анализа и синеза

«Подбери картинку к схеме»

Размещаю на доске поочередно пары картинок:

Составляю схемы слов с помощью фишек.

-Какая схема подходит к слову «бант»? Почему?

-А какая к слову «паук»? Почему? -К слову «бант» подходит нижняя схема, потому. что первый звук в схеме согласный, твердый, звонкий и в слове «бант» первый звук [Б] – согласный, твердый, звонкий и т. д. с каждой парой слов.

III.Заключ. часть. (итог занятия)

-Ребята, вы сегодня были активными, находчивыми. Звуки П и Б прощаются с вами.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]» Тема. «Дифференциация звуков А-У» Задачи: Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам. Звуковой анализ звукосочетаний.

Читайте также:
Использование ИКТ в условиях логопункта

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

Дифференциация звуков [Б], [П], в слогах, словах, фразах.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования»

Методическая разработка

логопедического занятия по теме:

Дифференциация звуков [Б – П] в слогах, словах, фразах.

Цель: Выработать четкую дифференциацию [Б – П] по звонкости и глухости на материале слогов, слов, предложений.

Коррекционно-развивающие:

– закреплять знания детей о согласных звуках и буквах [Б – П];

– учить давать сравнительную характеристику «дежурных» звуков по артикуляции, кинестетическим ощущениям;

– познакомить с основным различительным признаком в звучании глухих и звонких – (громко-тихо);

– развивать фонематический слух, произвольное слуховое и зрительное восприятие;, внимание и память, общую и мелкую моторику.

– совершенствовать графомоторные навыки и ориентирование на листе бумаги.

Коррекционно-образовательные:

– развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, фонематические представления;

– закреплять умение обобщать;

– развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

– развивать навыки самоконтроля;

– воспитывать культуру поведения в работе в паре, индивидуальной и фронтальной;

– работать над развитием умения слушать и слышать друг друга;

– привлечь внимание к языковым явлениям, активизации лексического запаса.

Методы: продуктивный, частично поисковый, наглядности, контроля и самоконтроля.

Приемы: игра, активизация внимания.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Виды учебной деятельности:

Работа с картинками, схемами, в тетради, динамическая пауза, психогимнастика, конструирование.

Оборудование: слоговые таблицы, конверты с предметными картинками «профили», звуков [Б], [П], буквы Б, П, треугольники, квадраты, поощрительные фишки, тетради.

Ход занятия:

Орг. Момент. Вспомните правила работы на логопедическом занятии.

Дети отвечают: Глаза смотрят и все видят. Уши слушают и все слышат. Голова думает, а руки помогают.

Определение темы занятия. Логопед произносит слова, дети повторяют отраженно и отвечают на вопрос.

Чем отличаются слова друг от друга?

Тема сегодняшнего занятия звуки [Б], [П].

Обращение к буквам Б, П «профилем» звуков. Сравнительная характеристика по артикуляционным и акустическим признакам, кинестетическим ощущениям.

Буквы читаем и пишем.

Звуки слышим и говорим.

Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий. Голос проснулся.

Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Голос спит

Упражнения 1. «Улыбка» 2. «Хомячок»

3. Чередуем упр-е «Улыбка» – «Хомячок»

1. «Блинчик» 2 «Хомячок»

4. Чередуем упр-е «Блинчик» – «Хоботок»

5. Дидактическая игра «Дразнилки»

Мой слы ба , а вам? – па

1. «Распредели по адресам». Работа с предметными картинками. Логопед описывает предмет, дети узнают его, называют, определяют наличие звука [Б] или [П], местоположение его в слове, кладут в конверт по адресу [Б], [П]. При этом хлопают в ладони. Если в слове звук [Б] – громко, если звук [П] – тихо. Предметные картинки: баранки, пирожки, бублики, пирожное, батон, блины, пряники, печенье, пицца, пончики.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Р) - Путешествие Снеговика

Каким одним словом можно все это назвать? – хлебные или хлебо-булочные изделия.

2. Расшифруй слово. Предлагается набор картинок в определенном порядке. Необходимо по начальным буквам «расшифровать» слово.

Шашки, усы, барабан, автобус.

Шуба. Из элементов букв конструируется буква Б. Составляется схема слова ****

Лиса, ананас, пенал, апельсин.

Лапа. Из элементов букв конструируется буква П. Составляется схема слова ****

7. Динамическая пауза.

– Представьте что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке сначала печатную букву Б, затем печатную букву П.

Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.

Ребята, выпрямите кисть левой руки и поставьте ее вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? – Б.

Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? – П.

Дети работают парами. На карточке написаны слова, обозначающие эмоции:радость, грусть, гнев, злость, восхищение.

А) один читает, другой изображает

Б) Один изображает, другой угадывает (эмоцию загадывают самостоятельно)

8. Работа в тетради «Волшебный диктант». Слова со звуком [Б] обозначить треугольником, со звуком [П] квадратом.

Жаба, липа, лампа, рыба, шайба, репка.

Со словами репка, рыба, составить предложение.

9. Игровые упражнения.

Послушай и сосчитай с помощью фишек сколько слов со звуками [Б], [П]. В булочной у нас баранки: булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, курабье, бисквит, витушки.

Должно быть 10 фишек.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

10. Пароль на выход

Ботинки купили брата.

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

1. Какие звуки различали на занятии?

2. Какие задания показались трудными?

3. Какое задание понравилось?

Нарисуйте солнышку рот.

(улыбается – занятие понравилось, грустит – было трудно, скучно)

Логопедия М.М. Флерова Ростов – на – Дону 2001 г.

Логопедия М.И. Руденко Ростов – на – Дону, Феникс 2008

Рабочие тетради Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева.

Основы логопедии Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989

Дифференциация звуков П-Б
картотека по логопедии на тему

Практический материал для дифференциации звуков Б-П у детей с нарушением речи.

Скачать:

Вложение Размер
b-p.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1. ба – па па – ба

2. ба – па – ба пя – бя – пя

ба – ба – па пя – бя – бя

па – ба – ба бя – пя – пя

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас быль – пыль

бар – пар боль – поль

бух – пух бить – пить

бот – пот бук – пук

бел – пел бока – пока

баня – Паня блошки – плошки

блеск – плеск банки – панки

робот – ропот забор – запор

борт – порт балка – палка

бочка – почка барка – парка

башня – пашня бомба – помпа

бравый – правый булька – пулька

бабочка – папочка багет – пакет

брык – прыг болит – палит

баста – паста барин – парень

былинка – пылинка брага – Прага

был – пыл бобы – попы

баба – папа бабка – папка

III. Добавить слог « БА » или « ПА ».

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… тор…

нер… Лю… Ка… гу… тро…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

V. Четко произносить предложения.

Борин папа купил машину «Победа».

У Любы букет полевых цветов.

Букашка ползет по былинке.

Поля была на поле.

Петя и Боря на палубе.

Бочки наполнены водой.

Почки набухли на вербе.

Бублики положили в буфет.

В булочной продают баранки и пряники.

Паша купил бананы.

Паша любит бананы.

Поля помогала Боре варить борщ.

Павел бывал на море.

Павел пел под баян.

Блюдо поставили на буфет.

Беда – в поле лебеда.

Папа купил билет на футбол.

Поля купила билет на балет.

Люба и Поля пошли в лес за грибами.

Грибы забрались под дубы.

Бабушка любит капусту.

По небу плывут белые облака.

У Любы шуба с капюшоном.

Птицы любят арбузы.

Покупатель купил баклажаны и помидоры.

На клумбе распустились пионы.

У Любы байковое платье.

У Любы папочка, а у Поли бабочка.

Около забора будка пушистого Барбоса.

Петя подарил бабушке пестрые бусы.

Папа купил пять бананов.

С дуба на дуб прыгала пушистая белка.

Петя был в парке.

Боре купили барабан.

Бабушка пекла блины.

Папа поймал рыбу.

Ребята пошли на футбол.

Папа купил Любе азбуку.

У папы большая собака.

Собаку зовут Пушок.

У Поли в сачке бабочка.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

У бабы карманы полны бобами.

Утром спозаранку купил баран баранки.

Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.

VII. Выучить пословицы.

Попал пальцем в небо.

Либо пан, либо пропал.

Брат сестре – не указ в стряпне.

По воробьям из пушки не стреляют.

Азбука – к мудрости ступенька.

Где нет борьбы, там нет победы.

Рано собрались, да поздно в путь пустились.

Игровые и занимательные задания, используемые на логопедических занятиях по теме: «Дифференциация Б-П»

Конспекты логопедических занятий.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Психогимнастика. -Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. -Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка)

На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! -Какими звуками отличаются эти слова? -Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.). -Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью. (ботинки)

Зимой — нет теплей, Летом — нет холодней. (погреб)

-Назовите первые буквы в этих словах.

2. -Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? ( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]). -А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.) -На каком месте находятся в этих словах наши звуки? -Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. ( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.) -А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? -А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? ( Королевство кривых зеркал). -Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). -Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].

[б] [п]
Колобок Принцесса
Бармалей Свинопас
Буратино Винни-Пух
Чебурашка Поросенок Чок
Трубадур Елена Прекрасная

-Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» — одной чертой, а букву «б» — двумя чертами.
3. Физминутка.

Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)

4. Игры со звуками [б – п]. «Поймайте звук [п] или звук [б]»

-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)
«Цифровой ряд»
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.) -Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
Словарный диктант со звуками [б — п].
-Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй — только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. (пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
Слоговая мозаика
-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова. ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)
Буква заблудилась.
-Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. (палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)

III. Подведение итогов.

-Какие звуки мы сегодня повторяли? -Какими звуками они обозначаются при письме? -Чем они похожи? Чем различаются? Оценка деятельности детей.

Домашнее задание.

-Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» — одной чертой, «б» — двумя чертами. ( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)

Список литературы: 1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007. 2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002. 4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996. 5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985. 6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997. 7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.

Желаем удачи!

Занятие логопеда по дифференциации звуков [П] – [Б]

Тема: Преодоление акустической дисграфии (дифференциация звуков [п] – [б]) у учащихся 1 класса.

  • различение звуков [б – п] на слух и в произношении;
  • уточнение различий между парными звонким и глухим [б – п];
  • закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие внимания, памяти, наблюдательности, активности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие общей моторики (синхронизация движения с речью).
  • воспитание навыкавзаимопроверки;
  • воспитание стремления добиваться поставленной цели.

Оборудование: картинка-ребус, предметные картинки (петух, пила, белка, перец, бабочка, паровозик, баран, попугай), карточки со словами с пропущенной буквой,тетради, ручки, карандаши.

I. Организационный момент.

— Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики” (кинезиологическоеупражнение “Пальчики здороваются”:поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе).

II. Основная часть занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки. Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка) На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! Какими звуками отличаются эти слова?

«Ребята, найдите на картинке буквы Б и П. Молодцы!»

«Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают».

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

— Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). — А теперь произнесите звук [п] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит). Вывод: что [б] звонкий звук, а [п] глухой”.

2. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Повтори слова парами(каждый ребенок повторяет свою пару): бас — пас быль – пыль бух – пух боль — Поль бар – пар бить — пить бот – пот бока – пока бел – пел блошка – плошка баня – Паня забор – запор блеск – плеск барин – парень борт – порт

«Поймайте звук [п] или звук [б]»:

— «Ребята вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [п] ([б]). Слушайте внимательно!» (кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, рубашка, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан).

Буква заблудилась. Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. Палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б – п]: — “У каждого из вас на парте лежат картинки.Разложите их на 2 группы. Справаположите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева – со звуком [б].»

3. Физкультминутка (действия по тексту).

Утром встал петух на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно. Клювиком почистил пух И опять за парту — плюх!

4. Дифференциация звуков [б – п] на письме.

Помогите буквам [б – п]встать на свои места:

_аук ,зу_ы, _уквы, шля_а, са_оги, ру_ашка.

— «Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялась одна буква. Помогите им найти каждому свою букву. Запишите в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б — в другой столбик.» — «Подчеркните буквы Б и П карандашом.» — «Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали.»

Офтальмо пауза(электронная офтальмо пауза “Облака”, разработана Мишуковой О. И.): «Ребята, сейчас я включу картинку. Вам надо будет следить за облачком глазами.» «Скажите, какой звук в слове облако — [б] или [п]?» «Где он находится: в начале, середине или конце слова?»

Запишите услышанную букву:

— «Я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, которая чаще слышится в нем: Б или П.» Рыбаки удили рыбу. Поля поливает тюльпаны. Плавно плывет пароход. На голубом цветке — бабочки.

III. Подведение итогов занятия

– “Ребята, с какими звуками и буквами мы сегодня работали?Чем они различаются? Молодцы! Все сегодня старались, мне понравилась ваша работа на уроке!”

Автор материала: Меньшикова Марина Александровна

Презентация «Дифференциация П – Б в словах и предложениях»

Дифференциация звуков [б]-[п] с графической символикой

Разделы: Логопедия

Цель: научить различать и выделять на слух звуки [п]- [б].
Задачи:

  • учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.
  • развивать фонематический слух,
  • формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
  • развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать у детей навыки самообслуживания.
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» – «Иголочка». (под счет)

3. Введение в тему:

Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?

Балет, бык, бег, белка, банка, банан

Дети: звук [б]

Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

Дети: звук [п]

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:

Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.

– Чему мы будем учиться на занятии?

Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].

Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Различай звук [б]- [п].

5. Основная часть занятия.

Логопед: Молодцы! ( на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])

Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].

Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.

Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем – плавно размыкаются).

Я ощущаю: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Спинка языка опущена.

Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.

Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем — размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».

Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.

Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.

Логопед: Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.

6. Физкультминутка. Действия по тексту.

Катит, катит паровоз,
И вагончики везет.
Вот поезд наш идет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Бобрята сидят.

7. Логопед дает задания:

Задание. «Помоги Незнайке».

Занятие логопеда по дифференциации звуков [П] – [Б]

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв Б-П»

Цели:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [п] и [б];
  2. Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками [п] и [б];
  3. Упражняться в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов, в сравнительном анализе букв;
  4. Формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
  5. Нормализация речевого дыхания, уточнение и расширение словаря.

Оборудование:

У логопеда: предметные картинки, изображения 2-х мальчиков, элементы букв П и Б, магнитная доска.

У детей: предметные картинки с изображением колокольчиков, элементы букв П и Б, наборы цветных ручек, зеркала.

Предварительная работа:

Дети вместе с логопедом пишут письмо «Королеве правильной речи».

Ход занятия.

1. Qpг. момент

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, но занятие у нас обычное. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Артикулярная гимнастика.

-Сначала я предлагаю отправиться в путешествие с веселым язычком. И по ходу его прогулки вместе с ним будем делать все упражнения. Итак, зеркальца перед собой, приготовились.

1) Жил — был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика, затем вторую. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи И спокойно подержи.

2) Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика и посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он как маятник старинных часов: вправо, влево. Покачался (2 р) и в домик спрятался.

3) Через минуту непоседа выглянул опять. Увидел, как девочка на качелях качается вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

4) Посмотрел Язычок, а под ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять По ступенечкам шагать.

Прыгнул он сначала на 1 — ю ступеньку, затем на 2 — ю, на 3 — ю. На 3 — й весело попрыгал: д-д-д.

5) Любопытный был язычок: заглянул в окошко и увидел, как там девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить. Чистил он их старательно. Вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил язычок, но ненадолго.

6) Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем Маляру мы помогаем.

7) Хорошо потрудился Язычок, увидел он лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка- Шерстка гладка, Чисто умыта С головы до копыта. Овса поела И снова за дело.

-Ну вот, ребята, мы вместе с язычком совершили целое путешествие. Вам понравилось? Теперь ваш язычок стал послушным и ловким, но…..

3. Дыхательная гимнастика.

Чтобы речь звучала плавно, Мы дышать умеем правильно: Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом… Руками хлоп (2 р). Громко хлопнем: хлоп (3 р). Руками хлоп (2 р) Тихо хлопнем: хлоп (3 р).

-Молодцы ребята, после такой разминки хорошо пойдет вся дальнейшая работа.

4. Введение в сюжет занятия.

— Ой, ребята, я чуть не забыла. Помните, мы с вами отправили письмо королеве правильной речи? Так вот сегодня нам пришло ответное письмо, да еще с посылкой. Послушайте, я вам прочитаю: «Здравствуйте ребята. В нашей стране случилась беда. Злая фея похитила и заколдовала звуки [п] и [б]. Теперь жители нашей страны не могут правильно произносить слова с этими звуками. Помогите нам выполнить задания злой феи, чтобы расколдовать звуки [п] и [б]».

5. Беседа по картинкам.

  • Как же трудно обходится без звуков [п] и [б].
  • Давайте поможем жителям страны «Правильной речи».
  • Послушайте, я произнесу 2 разных слова: 1-е слово: … .очка.
  • Что вы услышали?
  • Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись).
  • 2-е слово: … .очка.
  • Что вы услышали?
  • Что мои губки сделали в самом начале? (сомкнулись)
  • Поняли слова?
  • Помогут вам узнать слова картинки, которые нам прислала королева.
  • Назовите картинки.
  • Назовите 1 -й звук в слове «почка».
  • Произнесите все звук [п] перед зеркальцем.
  • Что делают губки, когда мы произносим звук [п]? (сжимаются, смыкаются).
  • А теперь произнесите звук [п] и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (не звенит) Значит звук [п] глухой.
  • Назовите первый звук в слове «бочка».
  • Произнесите звук [б] перед зеркальцем. Что делают губки? (сжимаются, смыкаются).
  • А теперь произнесите звук и ладошкой проверьте звенит ли горлышко? (звенит) Значит звук [б] — звонкий.

Ребята, какие звуки надо поставить в эти слова? Значит я произносила слова «почка» и «бочка».

  • Вот какие важные эти звуки. Без них наша речь становится непонятной.

6. Упражнение со значками.Ребята, королева нам прислала для этих звуков значки (каждому ребенку предлагаются две картинки с изображением колокольчиков, один из которых перечеркнут). Сейчас вы их получите. Первое задание злой феи будет связано с этими значками. Я буду называть слова. Если в слове звук [п], какой значок вы покажете?

А если звук [б]? Правильно, звук [п] — глухой, колокольчик не звенит, звук [б]-звонкий, колокольчик звенит. Итак, приготовились (воспитатель называет слова, дети показывают значки).

Молодцы, ребята, какие вы внимательные и сообразительные, справились с таким трудным заданием.

7. Игра «Чьи вещи».Ребята, королева прислала еще одно задание злой феи.

Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия вещей Павла содержат звук [п], а вещей Бори — звук [б]. Сейчас я вам раздам эти картинки, и вы будете по очереди выходить к доске, называть свои картинки и класть их в корзинку Бори или Павла.

Молодцы, и снова все выполнили задания злой феи.

8. Физкультминутка.Ребята, вы, наверное, устали после такой работы. Давайте немного отдохнем и покажем нашу разминку. (физкуль)

9. Игра «Какая картинка лишняя».Ну вот отдохнули, пора и за дело приняться. Ведь это еще не все. Злая фея постаралась и еще придумала задание, да какое сложное. Давайте попробуем его выполнить.

  • Назовите эти картинки (бабочка, банан, баран, паук, банка)
  • Какая картинка лишняя?
  • Почему?
  • Давайте еще раз назовем картинки.
  • Молодцы, и с этим заданием вы справились.

10. Конструирование букв из элементовНам осталось последнее, самое сложное задание. Если вы правильно его выполните, чары злой феи рассеются и звуки [п] и [б] вернуться назад. Давайте мы попробуем выполнить это задание, но для этого нужно пальчики приготовить к работе.

«Кулачки мы вместе сложим».

Злая фея спрятала на карточках буквы П и Б. Вы должны найти все буквы П и Б на своей карточке и обвести. Но сначала, чтобы не ошибиться давайте вспомним из каких элементов состоят буквы П и Б. У каждого на парте лежат элементы букв. Элементы П — красные, элементы Б — зеленые. Сложите эти буквы у себя на парте, а я на доске. Молодцы.

11. Обведение букв.Возьмите ручки зеленую и красную и обведите все буквы П — красным цветом, и все буквы Б — зеленым цветом. Будьте очень внимательными, не пропустите ни одной буквы.

А теперь, ребята, подойдите все сюда и давайте вместе посчитаем сколько получилось букв. Всего должно быть 5 букв П, и 6 букв Б.

Молодцы, ребята! Вы справились с самым сложным заданием злой феи. Вы были очень внимательными и сообразительными, старательными и поэтому выполнили все задания злой феи. И если она вздумает и наши звуки похитить, теперь нам не страшны ее чары.

12. Итог. Давайте на следующем занятии напишем ответное письмо «Королеве правильной речи». В нём расскажем ей как мы справились с заданиями злой феи, а в подарок ей пошлем наше поздравление к Новому году. Я думаю, она будет очень рада и снова нам пришлет письмо.

Занятие закончено. Можете идти.

Карчевцева Елена Сергеевна учитель-логопед ГБОУ «Школа 2120» г. Москва

Коррекционно-развивающие задачи.

1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.

2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б’] — [П’] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.

5. Учить составлять предложения по опорным словам.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).

Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).

Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (например, «ку-ку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей это голос.

Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу». Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.

Задание 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].

Назвать первый одинаковый звук в словах: батон, булка, баранка…

Назвать одинаковый последний звук в словах: суп, тулуп…

Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику

звуков [П] и [Б], обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, б, б, п…; ба, па, по, бу…; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-ба, ба…; бу-пу…, пу-…

Повтори за взрослым серию слогов:

па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба…

Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:

па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.

Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):

банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.

Задание 4 Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.

Подобрать слова со звуками [П] и [Б].

Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).

Задание 5 Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка — бочка, пар — …, пот — …, пой — …, папа — …, пашня — …, пас — …, правый — …, палка — …

Задание 6. Дифференциация звуков [Б’] — [П’].

Назвать первый звук в словах: бегемот, белка, бизон ([Б’]).

Назвать первый звук в словах: Петя, первый, пила ([П’]).

Сравнить артикуляцию звуков [П’] и [Б’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику

и обозначение звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:

бь, пь, пь, бь…; пя, бя, би, пи…; береза, белка, писать…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

пя-бя, пи-…; би-пи, бя…

Повторить за взрослым ряд слогов:

пи-пи-бй, би-би-пй, би-пй-би, пи-бй-пи, пй-би-би, бй-пи-пи.

Задание 7 Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Б’] и [П’], взрослый при этом картинки не называет

белка, береза, петух, бегемот…

Вспомнить загадки на звуки [Б’] и [П’]. (см. темы № 12, 13).

Вспомнить слова со звуками [Б’] и [П’]. определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).

Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П’]. на звук [Б’] в слове. Какое новое слово получилось?

Составить предложения с этими словами.

Задание 8. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б’] — [П’].

Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.

Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б — П).

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба!»

Чтение, списывание слов, предложений:

Тут папа. Тут баба.

Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения): баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: