Игра-соревнование ‘В мире гласных звуков’

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Игры и упражнения с гласными звуками очень важны для отработки сильного, плавного и длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением, они являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов, просодики.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох.

Пропевание гласных звуков с движениями

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  1. «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  1. «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания

Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») – уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Дети соизмеряют силу голоса и пропевают заданный звук тише, или громче ровным голосом с опорой на наглядный материал.

Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям

Звук [а] – хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] – по коленям, звук [у] – удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] – тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] – удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.

Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Взрослый предлагает пропеть заданный звук, одновременно прокатывая мяч по полу или шарик по столу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч взрослому: А-а-а.

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.

  1. Крупечук, О.И. Исправляем звукопроизношение : комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.
  2. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушением развития / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая – Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
  3. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы www.myshared.ru

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

Наталья Козлякова

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на слух и по артикуляции.

Формировать умение выделять ударный гласный из слов.

Определять место звука в слове (первый, последний, в середине)

и обозначать его на схеме слова, используя условное обозначение – красный круг.

Дифференцировать гласные звуки [А, О, У, Ы, Э] через нахождение и различение слов с этими звуками.

Упражнять в подборе глаголов-действий к одному существительному.

Закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке из

3-х слов, произносить его с разной интонацией (весело, грустно, сердито)

Формировать пространственную ориентацию, развивать мелкую моторику руки.

Продолжать работу по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.

Материал: картинки, кубики Зайцева Н. А., молоточек, звуковая линейка.

Читайте также:
Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема

Рассматривание картинок – нахождение в них заданного звука;

Составление предложений по сюжетным картинкам;

Домашнее задание: подбор слов на заданный звук, игра «Фотографы»

Чтение художественной литературы: сказка «Приключения Буратино»

Игры с кубиками Зайцева.

Литература,используемая при составлении конспекта:

1. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу»

; ЛИНКА – ПРЕСС, Москва, 2007г.

2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве»

;
«Ювента»
, Москва, 2003г.

3. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»

1. Организационный момент.

В. — Вчера вечером ко мне залетел шарик и рассказал,что он видел:

Мама Анечку качает: «А-а-а-а»

Мама тихо напевает: «А-а-а-а…

Баю – баю, спать пора…»

Анечка зевает: «А…»

В. — Ребята, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении?

Д. – Звук А.

В. – Какой это звук? (гласный)

Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки).

Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, Ы, Э)

2.Дидактическое упражнение: «Потянем звук, как ниточку»

Соединить пальцы обеих рук. Будем произносить звук и раздвигать руки в стороны, как будто тянем ниточку. Кто дольше протянет звук, у того ниточка будет длиннее.

Дети произносят звуки по очереди.

3.Дидактическое упражнение: «Поймай хлопками гласный звук»

В. – Я сейчас буду произносить звуки, а вы хлопками поймаете только гласный звук.Начинаем: В,Р,О,Ы,С,Л,Г,Э,П,М,З,Д,У,Р,Н,А.

4. Игра «Догадайтесь»

В. – Я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.

Воспитатель беззвучно артикулирует звуки, а дети отвечают какой звук и как догадались.

Усложнение: А теперь я скажу сразу два звука про себя: [А, У]. Какие звуки я хотела сказать? Какой первый звук? (второй?

— Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.

— В чьем имени звук А находится в середине слова.

— Чье имя заканчивается на гласный звук А.

5. Выделение гласных звуков из слов. Игра «Картинки»

В. – Посмотрите на картинки и назовите только ту картинку, название которой начинается с гласного звука.

– В названиях каких картинок живет звук У? Ы? О? Э?

Усложнение: В названиях каких картинок спрятались два звука А, О? У, А?

– Определите, пожалуйста, где в названии этой картинки (РАК)

спрятался
звук А
6. Игра «Путешествие»

найти слова со
звуком О, У, А.
7. Выделение ударных гласных из слов.

«В некотором царстве жил был волшебник. У него был волшебный молоточек, которым он ударял не по гвоздям, а по гласным звукам. Увидит какое-нибудь слово, ударит по нему, и гласный звук в этом слове звучит сильнее, громче других звуков, станет ударным.Например:ударит молоточек по слову УТРО и оно зазвучит так: УУУТРО.»

В. – Какой звук при этом звучит сильнее, громче других? (У)

В. – Ребята, а вы догадались, что это за молоточек такой, как он называется?

В. –Волшебник вам прислал слова, для того чтобы поставить в них ударение, но они распались. Соберите их и скажите, какой ударный звук?

РОЗА, ЛИСА, МЫЛО, КАША, МЫШИ, КОЗА, МУХА, РЫБА, ШУКА.

8. Игра «Цепочка»

— подбор слов-действий к составленным словам.

РОЗА – пахнет, цветет, растет, колется, вянет, радует…

ЛИСА – бегает, хитрит, ворует, ловит, кусается…

МЫЛО – пенится, моет, чистит, стирает, убивает, очищает…

9. Работа по составлению предложений.

В. – Ребята,посмотрите на мольберт: кто изображен на картинке? (ежик)

В. – Что он делает? (несет яблоко)

В. – А теперь, повторите предложение полностью. (Ежик несет яблоко.)

В. – Скажите это предложение весело; грустно (от лица Буратино, Пьеро, Карабаса – Барабаса)

. Игра
«Живое предложение»
.

10. Штриховка «Яблоко»

— подарим их ежику.

11. Итог. Со всеми моими заданиями вы справились и показали отличные знания гласных звуков, поэтому я дарю вам еще одну интересную игру, чтобы вы продолжали учиться дальше.

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Конспект: Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи

Логопедический досуг для детей и их родителей в виде командной игры-соревнования на закрепление знаний о гласных звуках.

  • Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс путем практического усвоения ими игровых форм работы с детьми по развитию речи.
  • Помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики.
  • Познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по обучению грамоте.
  • Показать значимость логопедической работы в воспитании речевых умений и навыков ребёнка.
  • Повысить уровень сотрудничества между всеми участниками коррекционно-педагогического процесса.

Ход игры

Логопед: Вот и начинается наша игра-соревнование.

Давайте разделимся на две команды – родители и дети.

Поприветствуем наших участников.

(представляет игроков команд и капитана)

(представляет игроков команд и капитана)

Логопед: Итак, обе команды заняли свои места, а я объясняю правила игры. Все задания спрятаны в мешочке. Капитаны команд должны доставать оттуда бочонок и называть номер. За каждое правильно выполненное задание команда получает золотую звезду.

Логопед: Прежде чем начнем, командам нужно угадать тему нашей игры.

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Эти звуки… (Гласные)

Правильно. Тема нашей игры «Гласные звуки».

А теперь узнаем, какие гласные звуки будут участвовать в нашем соревновании:

Пошире рот открой, не ленись и громче пой (А)
Надул капризно губки и вытянул как трубки (У)
Округлил свои он губы, приоткрыл немного зубы (О)
Улыбнулись губки, показали зубки (И)

Команда «Умники» ответила быстрее, поэтому они начнут первыми.

Сейчас я перемешаю все бочонки. Капитан команды вытянул бочонок номер…

Задание: «Имена». Вам необходимо вспомнить как можно больше имен, которые начинаются со звука [А].

Игроки выполняют задание.

Молодцы, вы очень много вспомнили имен, которые начинаются со звука [А] и получаете звезду.

Ну а теперь, вытягивает бочонок капитан команды «Знатоки».

Задание: «Будь внимателен». Я вам раздаю погремушки и буду говорить слова. Вы, как услышите слово, которое начинается со звука [У], подадите сигнал. Приготовились, начали!

Стол, утка, танк, шарф, улица, полка, шкаф, умники, утро, соль, узор, урок, укроп, штаны, шорты, ухо, удочка, утюг,
палка.

Следующий бочонок вытягивает команда «Умники».

Но нужно не просто отгадать загадку, а ещё и назвать первый звук в слове-отгадке.

Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, а не лошадь.
(ослик)

На себе ношу я дом
От зверят я прячусь в нём.
(улитка)

Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает. (иголка)

Молодцы! Получаете звезду.

Следующий бочонок вытягивает команда «Знатоки».

Задание: «Выбери картинки».

Выбрать те, названия которых начинаются на звук О.

(Картинки: овощи, облако, обруч, остров, осы + 4 др.)

Молодцы! Получаете звезду!

Следующий бочонок вытягивает команда «Умники».

Задание: «Собери ромашки».

Гласные звуки обозначаются буквами. Их вам нужно найти в наших ромашках. Будьте внимательны, выбрать нужно только правильно написанные буквы.

Вы были очень внимательны и получаете звезду.

Следующий бочонок вытягивает команда «Знатоки».

Задание: «Договори словечко»

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус,
А зовут его…
(Арбуз, картинка, какой первый звук)

Тело перьями покрыто,
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны
Разгоню я всех вокруг,
А зовут меня…
(Индюк, картинка, какой первый звук)

Он хозяйкам верный друг,
Электрический…
(Утюг, картинка, какой первый звук)

Вы молодцы, справились с заданиями и получаете звезду.

Следующий бочонок вытягивает команда «Умники».

Нужно участникам команды произнести звук А по-разному:

– Ребенок показывает горло врачу

– Мама качает малыша

– Девочка укололась иголкой

Какие гласные звуки произносят изображенные человечки.

Задание «Четвертый лишний»

Определите по первым звукам в словах, какое слово лишнее:

Ухо, ум, осень, улыбка
(Автобус, азбука, автомат, имя)

Участники команды произносят звук О по-разному:

– Охотник кричит в лесу

Задание: «Сделай букву»

Сделать гласные буквы из различного материала.

(Карандаши, бумага, пластелин, шнурки, конструктор Лего мелкий, ножницы, счетные палочки…)

Читайте также:
Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки эти все подряд
Прочитаем вместе в ряд… АОУИ.

Пришло время подсчитать звёзды и подвести итоги.

У нас, конечно, победила дружба. И все участники и болельщики награждаются призами.

Брагина Татьяна Александровна,
учитель-логопед

Речевые игры на гласные звуки для детей дошкольников

Уважаемые педагоги, коллеги-логопеды, представляю Вам материал для использования на занятиях в качестве речевых разминок, минуток отдыха, в перерывах для смены деятельности, режимных моментов.
Актуально использовать речевые разминки на определённый звук при ознакомлении с ним на занятиях, а также для автоматизации и закреплении данных звуков. Для детей младшего дошкольного возраста эти упражнения тоже будут интересны и доступны.
Задачи речевых разминок:
1. Воспитывать речевой слух детей: слуховое внимание ,фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса ;
5. Формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Воспитывать интонационную выразительность речи;
8. Формировать умение соотносить речь с движениями, т.е.работа над общей моторикой.
9. Совершенствовать мелкую моторику рук.
10. Активизировать словарный запас на определённый звук.
11.Упражнять детей в самомассаже.

Речевые разминки на гласные звуки: А, У, О, Э, Е, И, Ы.
Активно работают губы. Произносим нужные гласные звуки в стихах на выдохе длительно.

А, У
Мы в лес пойдём
(шагаем на месте)
Детей позовём:
(руки рупором)
Ау, ау, ау!
Никто не отзывается,
Ау,ау,ау (руки рупором, поизносим тише, чтобы одновременно работать над силой голоса)

Мы учили букву У (в воздухе пишем пальчиком букву У)
Мы учили букву А (в воздухе пишем букву А
Малыши кричат: УА! (поём длительно)
Мы в лесу кричим : АУ! (руки рупором, длительно поём)

Песенку поёт труба:
(имитируем игру на трубе)
У…У…У… А…А…А…
Трубачи поют в ответ:
А…А…А… Ура! Успех!

О
Не под окном
(руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)
Каталось О
(руки вперёд образуют овал)
И охало.
Не под окном, (руки окошком, правая над головой, левая на уровне шеи)
А около (руки вперёд)

«Ох-Ох, Ох-Ох» – баба сеяла горох
(руки кольцом перед грудью, и назад за спину)
Ой, горошки покатились
(постукивание кончиками пальцев по ладошке)
И назад не воротились (ладошки рук приложить к щёчкам и покачать головой)

И, У
Улыбнулись губки нам (упражнение «Улыбочка»)
Ух, как рады, мы друзьям
(посмотрели друг на друга улыбнулись)
Все игрушки уберём (приседания, имитируем уборку игрушек)
И гулять быстрей пойдём! (шагаем на месте)

И, А
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Часики стучат вот так.
Тик-Так, Тик-Так (наклоны головой вправо и влево)
Интересно будет нам
Будем заниматься
Будем мы стараться(присаживаются на занятие)

И-А, И-А (Руки в стороны-И, руки вниз-А)
Ослик нам кричит : ИА
Ослик песенки поёт,
Широко раскрывши рот: И-А
Э
Будем этажи считать.
(присели на корточки)
1,2,3,4,5- (потихоньку встаём на каждый счёт)
Этажи, этажи,
Теперь эхо повтори.
Дети по очереди произносят слово: Этажи.

Ы
Мышка мышке говорит (руки на макушке -ушки, повороты вправо-влево):
Принеси на завтрак сыр
Дырка к дырке (пальцы указательный и большой кольцом)
Вот и сыр.
Больше дырок -лучше сыр ( к большому пальчику присоединяются все пальчики поочерёдно)

Ы,О
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)
Ставим ножку на носок (правую ножку на носок)
Слышишь как кричит медведь: ЫЫЫЫ (протяжно поём: Ы)
Ну-ка, мишка, не реветь! (грозим пальчиком)

Е
Ехали мы, ехали (изображаем руль)
К елям мы подъехали.
Ели ветками шумят (качаем ручками, изображая ветки ели)
Ели уколоть хотят (пальчиком, ноготком покалываем по ладошке)

Квест-игра «Путешествие по миру гласных звуков» в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Квест-игра «Путешествие по миру гласных звуков» в старшей группе.

Скачать:

Вложение Размер
kvest-igra.docx 23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Путешествие по миру гласных звуков»

Цель : закрепление знаний детей о гласных звуках .

– закрепить знания детей о гласных звуках и их особенностях ;

– закрепить умение давать характеристику гласных звуков ;

– закрепить навык выделять гласный звук на фоне других звуков ;

– закрепить навык придумывать слова на заданный гласный звук ;

– закрепить умение делить слова на слоги;

– закрепить навык чтения букв, соответствующих гласным звукам ;

– закрепить навык отгадывания загадок;

– активизировать слуховое внимание;

-развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук и общую координацию движений;

– формировать фонематические процессы;

– развивать внимание, память.

– воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга;

– прививать детям интерес к логопедическим занятиям .

Материалы : красные ленточки и красные колпаки по количеству детей; дерево; макет поезда, болота с кочками, поля; предметные картинки.

Логопед : Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Миру звуков , где нас ждет много интересных и увлекательных испытаний. Вы готовы?

Логопед : Тогда мы смело можем отправляться в путь. По дороге я буду загадывать вам хитрые загадки.

(Дети берутся за руки и идут по кругу)

Шла я лугом по тропинке,

Вижу солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Логопед : Ребята, вы догадались, о чем моя загадка?

Логопед : А как называется этот цветок?

Логопед : В моем сказочной Мире ромашка непростая . Сорвите по лепестку, сложите губки трубочкой и подуйте, не надувая щек.

(Дети срывают лепестки и дуют на них)

Логопед : Что же это на лепестках?

Логопед : Правильно, ребята. Давайте назовем их.

Дети : [ А О У И Э Ы ]

Логопед : Какие это звуки ?

Логопед : А почему мы называем эти звуки « Гласными » ?

Дети : Эти звуки поются , воздух не встречает преграды.

Логопед : Правильно, ребята. Гласные звуки легко поются , и воздух изо рта выходит свободно, не встречая преграды. А каким цветом мы обозначаем гласные звуки ?

Логопед : Давайте повяжем на руку красную ленточку и оденем красные колпачки. чтобы не забыть о том, что мы путешествуем по миру гласных звуков . А вы теперь звуковые гномы . Мои друзья и помощники. Давайте продолжим наше путешествие .

Слушайте мою следующую загадку :

(Дети берутся за руки и идут по кругу)

В зеленой шубе летом,

Логопед : Гномы, вы догадались куда мы попали?

Дети : Мы попали в лес.

Логопед : А какие же чудеса в этом лесу?

Дети : Картинки на деревьях.

Логопед : Посмотрите на картинки. В названии каждой картинки спрятался гласный звук . Для того, чтобы узнать, какой звук спрятался в слове , нужно это слово пропеть. Какой звук спрятался в названии первой картинки? Второй? И. т. д.

(Дети называют картинки и определяют гласный звук )

Логопед : Молодцы, гномы, вы правильно подобрали картинки. Мы можем отправляться дальше.

Не забывайте про мою загадку :

(Дети берутся за руки и шагают по кругу)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

Логопед : Вы догадались, что же это?

Логопед : А дорожки в моем мире не простые , а звуковые . Чтобы по ним пройти, надо пропеть гласные звуки . ( с использованием Коврограф «Ларчик» ( буквы и разноцветные верёвочки) В.В.Воскобовича)

(Дети поют звуки на звуковых дорожках )

Логопед : Путь нам предстоит не близкий, поэтому я предлагаю небольшую разминку.

Гномы, гномы как живете?

Вот так, вот так (поднимают большой палец вверх)

Как вы песенки поете?

Вот так, вот так (изображают игру на муз. инструментах)

Как вы утром все проснулись?

Вот так, вот так (трут кулачками глазки)

Как зевнули, потянулись?

Вот так, вот так (потягиваются)

Как вы мылись, вытирались?

Вот так, вот так (растираются воображаемыми полотенцами)

Как расческой причесались?

Вот так, вот так (причесываются)

Как вы хлопали, резвились?

Вот так, вот так (Подрыгивают с хлопками)

Как плясали, веселились?

Вот так, вот так (Движение «ковырялочка» )

Молодцы, а потом?

А потом мы обувались,

В путь-дорогу собирались (изображают, как обуваются)

Логопед : Молодцы, гномы!

Теперь мы можем отправляться дальше.

Слушайте следующую загадку :

(Дети берутся за руки и идут по кругу)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Догадались, о чем моя загадка?

Дети : Эта загадка о поезде.

Логопед : Поезд в мире Гласных звуков тоже необычный .

В первом вагоне путешествуют пассажиры , в названии которых один слог.

Во втором вагоне те, в названии которых два слога.

А в третьем те, в названии которых три слога.

Давайте наших пассажиров рассадим в свои вагоны.

(Дети берут картинку, называют ее, делят слово на слоги, прохлопывая каждый слог. Затем ее в соответствующий вагон)

Логопед : Молодцы, гномы. Теперь можем отправляться дальше.

Слушайте мою загадку :

В нем живут лягушки,

А еще растет малыш

Длинный, тоненький камыш.

Логопед : Правильно. Но как же нам перебраться через него?

Дети : По кочкам!

Логопед : Правильно! На каждой кочке – свой звук . Чтобы перепрыгнуть через ее, нужно назвать слово с этим звуком .

(Дети называют звук , а затем придумывают слово с этим звуком )

Логопед : Молодцы, гномы, вы снова справились с заданием. Отправляемся дальше.

Слушайте мою загадку :

Какое море за селом,

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок.

Логопед : Правильно, ребята. Поле в нашем мире тоже не простое . Поле у нас с заколдованными буквами. Чтобы их расколдовать, нужно дорисовать недостающие элементы. Вы готовы справиться с заданием?

Логопед : Чтобы наши ручки не устали писать буквы, давайте выполним пальчиковую гимнастику :

Жили- были в домике

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли гномики стирать.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Дети дорисовывают буквы (А О У И Э Ы) с использование Игровизора (В.В. Воскобовича) и читают их совместно с логопедом)

Логопед : Молодцы! Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте снова встанем в кружок, возьмемся за руки и закроем глазки.

Побывали мы в стране

Звуки выучили все .

Звуки те- прекрасные .

Логопед : Вот мы и вернулись в детский сад. Как называется Мир , в котором мы путешествовали ? Какие звуки в ней живут ? Назовите их? Что понравилось больше всего? (упражнение с мячом)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – творческий проект “В мире гласных звуков и букв”

Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме.

Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.

Фотоотчет проекта “В мире гласных звуков”

Дети с нарушениями речи часто путают понятия «гласный звук и буква», с трудом запоминают графические образы букв. В дальнейшем этих детей ожидают трудности в .

Квест-игра “Путешествие в Космос!” МДОУ д/с № 57 “Ладушки” старшая группа

Авторская разработка квест-игры к проекту “Таинственный космос!” для старших групп.

КВЕСТ-ИГРА “Путешествие в страну Здоровья” (В рамках недели здоровья старшая группа)

Интегрированная форма: «Путешествие» Цель: Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни.Образовательные задачи:- расширять и закреплять знания детей о здо.

Рекомендации для родителей по изучению и усвоению гласных звуков в старшей группе.

ЗВУК “У” и БУКВУ “У” Дети должны усвоитьХарактерист ику звука У по артикуляционным и акустическим признакам:- Когда мы произнос.

Рекомендации для родителей по изучению и усвоению гласных звуков в старшей группе.

ЗВУК “У” и БУКВУ “У” Дети должны усвоитьХарактерист ику звука У по артикуляционным и акустическим признакам:- Когда мы произнос.

Волшебный мир гласных звуков

КОНСПЕКТ ООД «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

Цель занятия:

закрепить знания о гласных звуках.

Задачи:

  • ​üзакрепить навыки различения и правильного произношения гласных звуков.
  • üформировать понятие «гласный звук»;
  • üформировать фонематическое представление детей на материале звуков
  • [А], [О], [У];
  • üзакрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);
  • üзакрепить зрительные оптические представления и образцы гласных звуков.
  • üразвивать формы звукового анализа и синтеза слогов;
  • üвоспитывать устойчивость, интерес к учебной деятельности.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Звучит музыка, пение птиц.

II. Основная часть.

1.Логопед, дети (диалог: вопрос-ответ)

-Мы ее сейчас видим?

-Можем ее потрогать?

-Мы можем ее понюхать?

-Как мы поняли, что поет птица?

-Мы слышим пение птиц. Что такое звук?

-Звук – это то, что мы слышим и произносим.

-Какие звуки мы знаем?

-Как называются эти звуки?

-Гласные, от слова голос.

-Что умеют делать гласные звуки?

-Петь и тянуться.

Звуки гласные мы любим

И все больше с каждым днем

Их не просто произносим,

Эти звуки мы поем!

Дыхательная гимнастика звуков [А], [О], [У]. Тянем на себя пальчик, руки вверх, вниз, поём: – а-а-а-а, поднимаем руки вверх – о-о-о-о, опускаем руки вниз – у-у-у-у.

Живет в далекой стороне

Неизвестный вам и мне

Гласик невеличка, светящееся личико.

Может вы не верите?

Может вы проверите?

Это Гласик. Сегодня он будет гостем на нашем занятии. У него есть друг (дидактическая игра: «Звукоедка – шалунишка»).Он съел первые звуки в словах. Догадайтесь, что это за слова:

.квариум, .льбом, .литка, .нюта, .втобус, .пельсин, .сень, . кунь, .бувь, .тка, .лица….

(На правильный ответ у Гласика светиться лицо.)

3. Гласик пошел в лес погулять и увидел, что птенчики (дидактическая игра: «Птенчики в гнезде») держат в клювиках картинки. Он попросил детей выделить голосом гласный звук [А], [О], [У] и определить место звука в слове. (Дети подходят, берут у птиц картинки и называют их, выделяя голосом ударный гласный звук.)

Лук – звук [У] в середине слова.

Мак – звук [А] в середине слова.

Ослик – звук [А] в начале слова.

Аист – звук [А] в начале слова.

Утка – звук [У] в начале слова.

Ведро – звук [О] в конце слова.

Юла – звук [А] в конце слова.

На правильный ответ у Гласика светится лицо (включаем фонарик внутри куклы).

4. Логопед: Гласик хочет проверить, слышат ли дети первый гласный звук в слове, игра «Четвертый лишний»:

– Апельсин, автобус, акула, улитка.

– Осень, облако, осы, улитка.

– Осень, ангел, автобус, апельсин.

– Утюг, улитка, ухо, овощи.

– Аквариум, автобус, арбуз, утка.

– Утюг, ананас, ангел, арбуз.

– Ананас, автобус, апельсин, утюг.

Дети берут фломастеры и обводят лишнее слово, объясняют, почему слово лишнее, например, лишнее слово осень, потому что это слово начинается на звук [О] а остальные слова – ангел автобус, апельсин – на звук [А] …

5. Физминутка (дети выполняют движения и произносят стихи):

Звуки речи [А], [О], [У] праздничною ночью

Разгулялись чересчур, расшалились очень.

Встав на цыпочки, звук [А] – закружился в вальсе,

А звук [У] – споткнулся и нос себе расквасил.

Звук [О] – прыгал до небес, с неба звезды цапал.

Звуки речи топали, как мишка косолапый.

Пели звуки гласные песенку за песенкой,

Этой ночью звукам речи было очень весело.

6. Логопед: Давайте вспомним, что же такое буква?

– Мы можем ее увидеть?

– Мы можем ее потрогать?

– Пахнет ли буква?

– Мы можем ее услышать?

– Угадайте, какую букву я напишу в воздухе (буквы А, О, У).

Следим глазами (гимнастика для глаз).

– Что же такое буква?

– Буква – это то, что мы видим, пишем, читаем и произносим. Гласик хочет проверить, сможете ли вы собрать из частей буквы.

Собрав буквы, дети поют гласные:

(У Гласика светится личико).

7. Читаем слоги:

Лучше умственной зарядки

Нет для развитых детей.

С Гласиком играем в буквы

И становимся умней.

Посмотрите, первая буква А (панно). Мальчик бежит к букве У. Какая первая буква? – А, а вторая – У.

А вместе как звучит? АУ.

Получился слог АУ.

Прочитаем слоги: «А + О = АО» «О + А = ОА»

8. А сейчас поиграем в игру «Мечталки – сочинялки». Составим рассказ на звук [А]… (на трех магнитных досках серии картинок).

Учитель-логопед вносит в группу куклу.

– Имя куклы на звук [А]…Как её зовут? (Дети называют имена Аня, Анастасия, Анжелика, Алёна, Ася…). Какое имя выберем? Анюта. Подумайте и назовите, что любит Анюта на звук [А]…Какой транспорт на звук [А] у неё есть и куда она поедет в путешествие…

[А] – Меня зовут Анюта.

-Я люблю сочные арбузы, спелые ананасы, сладкие апельсины.

-У меня есть автомобиль АУДИ.

-Я поеду в путешествие в Америку или в Австралию.

Расскажите про бабушку (дети выбирают имя Услада, Устинья, Ульяна), Используйте слова со звуком [У]…

[У] – У меня есть бабушка. Ее зовут Устинья. Она живет в деревне Устинке. У нее есть гуси, в речке плавают утки. Она выращивает на огороде зеленый лук. В траве ползают жуки и улитки.

[О] – Что ты видишь в окне? Используй в рассказе слова со звуком [О]…

– Я смотрю в окно и вижу яркое солнце, облака. За окном золотая осень. На окне сидит кот Осип. Во дворе гуляет собака Олия. Я ем салат оливье, огурцы, окрошку, оладьи, омлет, пью чай с конфетами «О-Ля-ля».

ΙІΙ. Заключительная часть. Итог.

– Гласику понравились ваши рассказы. Он хочет сделать вам необычный сюрприз. Покрасьте эти полоски бумаги, они волшебные (дидактическая игра: «Волшебные полоски»). Дети красят полоски красной краской, проявляются буквы, затем дети читают (поют):

АОУ УОА ОУА УАО ОАУ УОА АУО

– За ваше активное участие, за правильные ответы, Гласик хочет вас угостить конфетами.

Оборудование: магнитофонная запись с пением птиц, магнитофон, панно (с глазами, носом, рукой, ухом), Гласик (кукла), фонарик, панно с птицами, картинки (лук, мак, ослик, аист, утка, ведро, юла), картинки для игры «Четвертый лишний», фломастеры, разрезанные буквы А, О, У, панно с фигурками для анализа и синтеза слогов, три магнитные доски, картинки на звуки [А], [О], [У]. полоски бумаги, свеча, краска красная, кисточки, коврик с картинками, куклы девочка и бабушка, конфеты.

Евтушенко Людмила Павловна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11
г. Шебекино Белгородской области»

Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»
план-конспект

Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука.

Скачать:

Вложение Размер
phpi5meve_zvuk-22sh22.docx 14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Этап постановки звука [Ш]»

Этап: постановка звука [Ш].

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).

  1. Развивать артикуляционную моторику .
  2. Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры « Сдуй листочки ».
  3. Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры “Даша и змея” , ” Воздушный шар ” , ” Договори слово ” .
  4. Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш»
  1. Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий .
  1. Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

2. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас мы выполним гимнастику для языка и губ. Ты хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим . С тарайся не делать ошибок!

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять !

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый .

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

4. «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Язычок у нас грибок,

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем представляем.

  1. Развитие речевого дыхания:

Давай поиграем с листиками. Подул ветерок – и разлетелись листочки в разные стороны! (Педагог дует на листочки , а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

5. Постановка звука:

А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. губы несколько вытянуты вперёд;

2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».

Логопед : Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец!

– Теперь отдохни! ( После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

– Давай ещё раз повторим! Молодец!

5. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.

Игра « Даша и змея » Даша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Д аша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш – ш – ш – ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Д аша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

  • Игра «Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш

  • Игра «Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда. (Ш), малы. (Ш), голы. (Ш), шала. (Ш), ланды. (Ш)

6. Работа по формированию фонематического слуха:

Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш].

Логопед: А сейчас мы поиграем с тобой немного по-другому. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш] .

« стол – миШка – коШка – весна – муха – Шапка – снег – ШиШка».

8. Домашнее задание.

Логопед: Дома обязательно повтори те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея».

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику : Звук [Ш] ( Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки») .

– Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [рь] в связной речи”. Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе “Формула будущего 2011”

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ “Кто быстрее?”, здоровьесберегающие техноло.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [Ж] на этапах “звук, слог, словосочетание, предложение”, “Путешествие жука Жужжи”

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет .

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема:” Звуки А, У, И”.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Постановка звука Ж”

Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; 2) учить изолированному произношению звука; .

Конспект индивидуального логопедического занятия: “Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях”.

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов, эффективно идет работа по автоматизации звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; – продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; – учить правильно.

Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановка звука Ш» по(методике Архиповой Е.Ф)

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука Ш»

по

(методике Архиповой Е.Ф)

Подготовила : учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука Ш»

по

(методике Архиповой Е.Ф)

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

– формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

– воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркало, шпатель, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушка змеи”. Специально подготовленный иппликатор Кузнецова, символы для обозначения гласных звуков

Ход занятия

1.Организационный момент.

Добрый день, (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостьей. Она пришела к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на занятие, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с нашей гостьей, её зовут Шипелочка. А тебя как? (Имя ребёнка)

Познакомились, теперь расскажем нашей Шипелочке чем мы сегодня будем заниматься.

Сегодня мы с тобой будем учится правильно произносить песенку «Змеи».

Выполним упражнения для разминки лица, пальчиков, языка.

  1. Общее расслабление.

Ребёнок совместно с логопедом выполняет массажные движения лица

Логопед:

Стенка, стенка, потолок

Раз ступенька, два ступенька

Дзынь, дзынь звонок

Логопед: (Имя ребёнка) посмотри кто к нам пришёл. Ответ ребёнка (Лягушата). Сейчас мы с тобой уточним артикуляцию гласных. После чего будем поочередно прижимать каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова), Проговаривают гласные звуки.

Также можно выполнить речедвигательную гимнастику на гласные звуки.

Логопед: (Имя ребёнка) представь себе, что ты попала в цирк. На арене цирка выступает фокусник и выполняет фокус. Вот и мы с тобой сейчас попробуем выполнить фокус.

Дыхательное упражнение «Фокус»

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Наша змейка хочет посмотреть как ты выполняешь артикуляционную гимнастику . Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

1 комплекс упражнений для «Ш» (по системе «Дерево» Е.Ф. Архиповой)

1 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –

Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер

Логопед: Объясняет где находится язычок при произнесении песенки «Змеи»

При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы растянуты в улыбке, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

  1. Закрепление изолированного произнесения звука

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука «Ш» (тихо-громко)

“ Как шумит ветер?”

(Имя ребёнка), как поёт песенку наша гостья Шипелочка? Как шумят деревья? Ш-Ш-Ш-Ш.

  1. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его – хлопай в ладошки:

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

– в середине слова;

(Имя ребёнка) скажи мне пожалуйста, сегодня на занятии какую песенку мы с тобой учились петь? Ответ ребёнка. И это песенка у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.. Ты сегодня очень старался, молодец!

Упражнение 5. «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнение 1. «Забор».
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. «Окно».
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро.

Упражнение 7. «Лопата».
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Язык на губе.

Упражнение 8. «Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.
Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 9. «Вкусное варенье».
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение 10-а. «Теплый ветер».
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №20.
Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Упражнение 20. «Фокус».
Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3×1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.
Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: