Игра-презентация: Правильное употребление предлогов

Презентация на тему: “Обучение детей дошкольного возраста правильному употреблению и использованию предлогов”

Автор презентации: Нихаева Ольга Васильевна

В данной презентации раскрыты: что такое предлог, на какие группы делятся предлоги, как проводить игры с предлогами. На что влияет правильность и точность употребления предлогов? Раскрыты формы и методы обучения детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендуемые игры для детей разного возраста. Чему уделяется большое внимание при обучении детей правильному употребленю предлогов, как осуществляется планирование работы. Какие формы и методы являются самыми эффективными в работе. Материал предназначен для учителей – логопедов, воспитателей и учителей начальных классов.

Слайд 1ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
Слайд 2- Предлоги, как известно помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова. П равильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия .
Слайд 3Предлоги делятся на группы: 1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве. 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов. 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга. 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта. 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект. 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Слайд 4Важно знать! Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года. Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями. Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.
Слайд 5Как проводить игры с предлогами? Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному. от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог) к рассматриванию картинок (где? назови) к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.
Слайд 6Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают. Рекомендуемые игры: Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО. «Прятки» В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет. Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам ( в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……) « Котёнок и собака» ( с пальчиками) – воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. ( кулачок – домик кошечки, пальчик указательный – кошечка) « Загадки» – предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д. После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Слайд 7Игры в стихах: «Что взяла, клади на место» «Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку, Прячет ботики в буфет. Всё на месте или нет? Если мама промолчала, Надо делать всё сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать… Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло всё не там… Помогите ей, ребята, Всё расставить по местам. (З. Александрова )» Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение. Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД
Слайд 8Игра – путаница с предлогами «Пирог»
Слайд 9Стихотворение к игре – путанице: «Пирог»
Слайд 10Обучение детей дошкольного старшего возраста Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог. 2. Научить понимать карточки схемы: ( на, в, под, по и др ) Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем с использованием предлогов. Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке, Ваза на столе и т.д )
Слайд 11Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке ». Такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами. Для развития интереса детей в работе можно помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», « Заюшкина избушка» или «Репка» и др.». Работа с детьми усложняется после того, как ребята научились читать. Они составляют предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями. Н-р: Весной. лесу много цветов. Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.
Слайд 12Особенно широко используются в работе по обучению употреблению предлогов – интерактивные игры, презентации.
Слайд 13Эти маленькие слова!
Слайд 14«Где птичка?»

Читайте также:
Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Слайд 24Игры для обучения использованию предлогов представлены в картотеке.

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация к уроку

Дети с ОНР, в особенности если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи (слайд 2): существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова (слайд 3).

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные. (слайд 4)

Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются.

По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. В 6 летнем возрасте при нормальном развитии в речи ребенка – 21 предлог. (слайд 5)

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания. (слайд 6)

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

  1. Выявление понимания значения предлогов.
  2. Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка. (слайд 7).

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в старшей группе.

1 период. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под.

2 период. Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами.

3 период. Расширение значения предлогов: «к» – Д.п., «от» – Р.п., «с – со» – В.п, Т.п.. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах. Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.

Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в подготовительной группе.

1 период. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над с, со

2 период. Составление предложений с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед.

3 период. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. (слайд 8)

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями.

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей. (слайд 10)

Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки. (слайд 11)

Остановимся подробнее на видах фронтальных занятий и основных задачах, реализуемых на них.

Лексико-грамматические занятия. Основные задачи.

  • Развитие понимания речи.
  • Расширение и уточнение словарного запаса.
  • Формирование грамматических средств языка.
  • Знакомство с лексическим и грамматическим значением предлогов.

Занятия по обучению грамоте. Основная задача.

  • Дети учатся писать предлоги.

Занятия по развитию связной речи. Основная задача.

  • Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. (слайд 12)

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

  • Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С (СО) ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ- ПОД ОТ
  • Д.п – К ПО
  • В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО
  • Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ
  • П.п. – В НА О ОБ ПРИ

Предложно-падежные конструкции обозначают:

  • направление действия;
  • место действия;
  • местонахождение предмета;
  • совместность действия;
  • принадлежность.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

  • Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
  • Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе). (слайд 15)
  • Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
  • Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (слайд 16)
  • Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
  • Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе). (слайд 17)
  • Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
  • Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).
  • Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался от лисы). (слайд 18)
  • Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).
  • Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом). (слайд 19)
  • Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).
  • Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом). (слайд 20)
  • Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
  • Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика). (слайд 21)
  • Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).
  • Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).
  • Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином). (слайд 22)
Читайте также:
Дифференциация звуков (Щ) - (С`) в слогах, словах

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения.

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение. (слайд 24,25)

Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы (слайд 26)

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (вв), выходит из дома (выиз), подходит к дому (подк), отходит от дерева (отот).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела. (клетка), вылетела. (клетка), подлетела. (клетка), отлетела. (клетка), залетела. (клетка). (слайд 27)

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

  • 1-я группа: в, из;
  • 2-я группа: на, с (со);
  • 3-я группа: над, под, между;
  • 4-я группа: из, за, из-за;
  • 5-я группа: из, под, из-под;
  • 6-я группа: от, до, к:
  • 7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
  • 8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению. (слайд 28)

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  1. обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  2. выяснение отношений между предметами на картинках;
  3. построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  4. усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях. (слайд 29)

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах). (слайд 30)

Ниже приведен перечень игровых упражнений, направленных на формирование навыков правильного употребления предлогов.

Игра: «Где находится предмет»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом. (слайд 31)

Игра: «Составь схему предложения».

Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом. (слайд 32)

ИГРА: «Правильно подними карточку» Логопед называет словосочетания с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. (слайд 33)

Игра: «Добавь маленькое слово».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог (слайд 34)

Перфокарта «Добавь «маленькое слово».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог(слайд 35)

Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)».

Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог (слайд 36)

Игра: «Волшебный круг».

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных маленьких слов с опорой на предметную или сюжетную картинки. (слайд 37)

Игра: «Маленькие слова».

Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке.

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему. (слайд 38)

Сказка «Теремок».

Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок». (слайд 39)

Читайте также:
Космос - конспект фронтального логопедического занятия

Сказка «Репка».

Цель: Составление пересказа сказки «Репка» с использованием предложных конструкций с опорой на сюжетные картинки. (слайд 40)

Игра на занятии по физической культуре: «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!»

Цель: Закрепить значение предлогов над, под, за, между, на.

Игра на занятии по физической культуре: «Воды немного-переходи!»

Цель: Закрепить значение предлога через.

Игра на музыкальном занятии: «Кто, где стоит?»

Цель: Закрепить значение предлогов за, между, около, возле, перед.

Пересказ рассказа: «Догонялка».

Цель: Отработать правильное употребление и различение предлогов на речевом материале рассказа «Догонялка». (слайд 42)

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ. (слайд 43)

Игра-презентация: Правильное употребление предлогов

Предлагаю вашему вниманию авторскую игру-презентацию, способствующую правильному употреблению в речи дошкольников с ОНР 3 уровня предложно-падежных конструкций.

Дидактическая задача игры «Эти маленькие слова!» — закрепление знаний о пространственных отношениях предметов; закрепление умений и навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения. Позволяет добиться исправления наиболее часто встречающихся ошибок при употреблении предлогов, а именно: опускание предлога В, отсутствие предлога НАД, замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В; неправильное употребление падежного окончания существительного; неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Игровая задача – для 1-го уровня сложности: выбери схему «маленького» слова и составь с этим словом предложение по опорным картинкам; для 2-го уровня сложности: выбери схему «маленького» слова и составь с этим словом предложение по картинке.

Игровые действия детей : ребенок с помощью манипулятора «мышь» выбирает щелчком левой клавиши графическую схему подходящего предлога (В, НА, ПО, ПОД или НАД) и озвучивает составленное им предложение (словосочетание).

Правила игры : дети делятся на 2 команды – команда от Незнайки, команда от Малыша и, согласно выбранному взрослым уровню сложности, поочерёдно составляют, озвучивают предложения (словосочетания) с предлогами, выбирают щелчком «мыши» правильную, на их взгляд, схему предлога.

Если ребёнок верно выбрал схему, то рядом с изображениями предметов появляется зелёная галочка, если нет – красный крестик!

Составленные предложения (словосочетания) оценивает взрослый. При затруднении в понимании ребёнком пространственных отношений предметов, логопед задаёт наводящие вопросы (вопрос тогда уже содержит предлог-ответ).

Подготовительная работа . Прежде чем приступить к игре, следует заранее познакомить детей с графическими схемами «маленьких» слов» (предлогов). Значение схемы взрослый может прочитать во всплывающей подсказке на первом слайде в режиме «Показ слайдов» при наведении курсора на каждую из 5-ти схем.

Подведение итогов проводится по количеству набранных командами «крестиков» и «галочек».

Игра «Эти маленькие слова!» может быть полезна не только детям с ОНР, но и другим дошкольникам, допускающим ошибки в употреблении предлогов из-за недостаточной ориентации в пространстве.

Навигация по игре

1. СЛАЙД Запускает задания разных уровней сложности через гиперссылки. Левый верхний угол – работа с опорными картинками, правый верхний угол – работа с сюжетной картинкой. Во всплывающих подсказках при наведении курсора на схемы и картинки можно прочесть задания и предлоги.

2. СЛАЙД Имеет цветовой фон коврика Малыша с 1-го слайда и фигурку самого героя в левом нижнем углу. Это означает, что играет команда Малыша. Схемы предлогов: ПО-В-НА. Примерные наводящие вопросы: Куда (во что? – при затруднении) вставляют карандаш для затачивания? Где (на чём?) растут яблоки?

3. СЛАЙД Имеет цветовой фон коврика Незнайки с 1-го слайда и фигурку самого героя в правом нижнем углу. Это означает, что играет команда Незнайки. Схемы предлогов: ПО-В-НА. Примерные наводящие вопросы: Где (по чему?) поедет автобус? Где (в чём?) содержат попугая дома?

4. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (в чём?) содержат рыбку дома? Куда (во что?) ставят срезанные цветы?

5. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (в чём?) будет сидеть птица? Куда (на что?) поставят тарелку?

6. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (во что?) вставят ключ? Куда (на что?) поставят чашку?

7. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (по чему?) поедет поезд? Куда (во что?) заберётся пёс?

8. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (во что?) положат грибы? Куда (на что?) вешают новогодние игрушки?

9. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (на что?) надо положить книгу? Куда (на что?) надо постелить скатерть? По большой зелёной стрелке, направленной влево возвращаемся на СЛАЙД 1.

10. СЛАЙД Попадаем сюда с 1-го слайда, выбрав гиперссылку в правом верхнем углу. Команда Малыша. Схемы: НА-НАД. Ориентировать ребёнка на предметы: это картина, это кровать. Вопрос: Где (над чем?) висит картина?; цветочный горшок-подоконник →Где (на чём?) стоит горшок?; самолёт-облако →Где (над чём?) пролетает самолёт?; пирог-тарелка→Куда (на что?) положили пирог?

11. СЛАЙД Команда Незнайки. НА-В. Букет цветов-ваза→Куда (во что?) поставили букет?; подушка-диван→Где (на чём?) лежит подушка?; человек-конь→Где (на ком?) сидит человек?; карандаши-пенал→Куда (во что?) положили карандаши?

12. СЛАЙД Команда Малыша. ПОД-ПО. Кот-стул→Куда (под что?) залез кот?; поезд-рельсы→По чему (по какой поверхности?) поедет поезд?; санки-снег→По чему (по какой поверхности?) едут, катятся санки?; черепаха-кресло→Куда (подо что?) заползла черепаха?

13. СЛАЙД Команда Незнайки. НА-НАД. Бабочка-пруд→Где (над чем?) пролетает бабочка?; труба-крыша→Куда (на что?) установили трубу?; цветочный горшок-картина→Где (над чем?) висит кашпо?; медведь-пень→Где (на чём?) сидит медведь?

14. СЛАЙД Команда Малыша. В-НА. Рыбки-аквариум→Где (в чём?) содержат рыбок?; птица-ветка→Где (на чём?) сидит кукушка?; посуда-стол→Куда (на что?) поставили посуду?; белка (лиса)-дупло (нора) →Где (в чём?) спит белка (лиса)?

15. СЛАЙД Команда Незнайки. ПО-ПОД. Собака-дерево→Куда (под что?) спряталась собака?; корабль-море→По какой поверхности (по чему?) плывёт корабль?; девочка-тропинка→Где (по чему?, по какой поверхности?) шагает девочка?; заяц-гриб→Где (под чем?, куда?) спрятался заяц? По большой зелёной стрелке, направленной влево, возвращаемся на 1-й слайд.

Читайте также:
Индивидуальный план логопедической работы

16. Слайд Источники изображений.

Важно: с любого слайда можно вернуться на 1-ый, нажав Esc→F5

Краснова Елена Юрьевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
логопедический пункт МБДОУ ЦРР ДС №1 «Смоляночка»
г. Смоленск

Презентация Предлог

Содержимое разработки

Предлог как часть речи

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения; -познакомить учащихся с разрядами предлогов: производными и непроизводными, простыми , сложными и составными.

  • Образовательные:
  • – закрепить отличия служебных частей речи от самостоятельных;
  • – совершенствовать умение находить предлог в тексте на основе совокупности признаков;
  • – выяснить роль предлогов в словосочетаниях, в том числе показать разнообразие отношений, которые могут передаваться через предлоги; формировать умение определять эти отношения.
  • Развивающие:
  • – развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

  • Воспитательные:
  • – воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

Самостоятельные

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Интересные факты о предлоге

  • Предлог – в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
  • В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них ( в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
  • Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.
  • В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением ( смотреть на звезды, приблизиться к ней) . Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним ( смотреть на ночные звезды).
  • В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.

Изучите теоретический материал и дайте определение предлога

  • ПоездканаавтобусеотЯлтыкдворцувЛивадии занимаетоколопятнадцати минут.
  • Предлоги – это слова, которые служат для выражения подчинительных отношений между именами существительными, числительными и местоимениямии другими словами в предложении.
  • Предлоги – служебные слова, они не могут быть членами предложения. Главный их морфологический признак – неизменяемость.
  • Вместе с окончаниями самостоятельных частей речи предлоги образуют предложно-падежные конструкции, выражающие различные отношения.

Предлоги выражают различные отношения:

Предложно – падежные конструкции

к, в, на, из-за, перед. под, около, вокруг

поездка (куда?) к морю

к, до, с, через, около

длится (сколько времени?) около часа

по, от, из-за,ввиду. вследствие

пропустил (почему?) из-за болезни

приехал (с какой целью?) ради тебя

выступить (как?) без вдохновения

о, об, про, с, на, по, насчёт

ехать (на чем?) на автобусе

с, в, из, без, по, на

мужичок (какой?) с ноготок

Группы предлогов по структуре

Непроизводные

Производные

в, на, по, под, у, к, с, при, над

  • Возникли очень давно, поэтому в настоящее время не соотносятся с какими-либо знаменательными словами: из, от, с, у, к, на, за, от, через, при, над…
  • Большинство непроизводных предлогов многозначны и омонимичны приставкам: заехать-за лесом, отъехать, от леса, съехать- с горы…

  • Образовались в более позднее время от слов других частей речи и разделяются на наречные, отыменные и глагольные предлоги.
  • НАРЕЧНЫЕ предлоги в основном выражают пространственные и временные отношения и употребляются обычно с родительным падежом, например: возле дома, около реки, вокруг города…
  • ОТЫМЕННЫЕ предлоги образовались из различных падежных форм имен существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения; употребляются обычно с родительным падежом, например: насчет работы, ввиду обвала, в течение урока…
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ предлоги произошли от деепричастий и выражают различные обстоятельственные отношения(причинные, временные, уступительные и др.), например: спустя неделю, несмотря на болезнь, благодаря заботам…

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи:

Навстречу мне выбежала собака- на встречу с друзьями

Идти на встречу с друзьями- навстречу мне; в следствие включилась целая бригада- вследствие болезни; вдали появился- в дали голубой.

Простыми являются предлоги, состоящие из одного слова: в , на, к , при, пред, через, благодаря…

Сложными являются предлоги, образованные соединением двух непроизводных предлогов : из-за, из-под…

Составными являются предлоги, состоящие из нескольких слов : не смотря на, в отличие, в связи…

Синонимия и антонимия предлогов

1. Синоним предлогов возле, вблизи.

2. Антоним предлога вдоль.

3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на.

4. Антоним предлога впереди.

5. Антоним предлога до (со значением времени).

6. Синоним предлога через.

7. Синоним предлога кругом.

Презентация “формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи”. ООД в подготовительной группе детского сада с презентацией. Предлоги «ИЗ» и «ИЗ-ЗА Презентации знакомим

Презентация “Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи”

Работу выполнила:

Светлана Александровна Кузнецова воспитатель первой квалификационной категории

Дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве.

Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

  • Создание условий для формирования навыка правильного употребления предлогов в речи дошкольников;
  • Закрепление у детей понимания лексического значения предлогов и умения использовать их в предложно-падежных конструкциях в разных видах деятельности;
  • Установление контакта с семьями воспитанников для обеспечения единства в развитии пространственных представлений у дошкольников.
  • Этапы работы по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов:
Читайте также:
Словарь по лексическим темам с упражнениями

Система коррекционной работы над предложно-падежными конструкциями

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы организации дошкольников

Методы и приёмы работы в разных видах деятельности

  • Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой.
  • При планировании учитываются индивидуальные особенности развития ребёнка. – Большое внимание уделяется подбору наглядности. – Главное место в работе отводится игре. Ведь ребёнок лучше всего познаёт мир и развивается, играя и активно действуя сам.
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, можно разделить на группы:

а) игры направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов;

б) игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и предложениях;

в) игры направленные на активное использование предлогов в предложно-падежных конструкциях в самостоятельной деятельности.

Как проводить игры с предлогами?

Игры проводятся по этапам – от простого к сложному:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек

Игры направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов

  • При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.

Игра «Правильно подними карточку»

Цель: учить детей понимать значение предлогов и определение пространственного расположения предметов.

Воспитатель называет словосочетание с предлогом. Дети сначала поднимают карточку с соответствующей картинкой, а затем (к картинке) схему предлога.

Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.

Игра: «Развивающее лото»

  • учить детей понимать пространственное значение предлогов
  • сформировать представление о предлоге, как отдельном слове
  • учить составлять предложения по картинке

Перед началом игры необходимо разрезать карточки со схемами предлогов.

Игра проводится по типу «лото» : воспитатель показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.

В конце игры можно еще раз предложить детям составить предложения по картинкам или назвать предлоги («маленькие слова» ) .

Игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и предложениях:Игра «Составь предложение»

  • Научить понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.
  • Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.
  • Научить придумывать словосочетания и предложения с опорой на картинки.
  • Научить составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.

Материал: Предметные картинки, карточки со схематическим изображением предлогов, карточки со схематическим изображением слов действий и признаков.

Карточки со схематическим изображением предлогов.

Предметные картинки на разные лексические темы

Педагог произносит предложение,

например: «Подушка на кровати» – предлагает ребенку подобрать и разложить карточку с предметными картинками так, чтобы они отражали это предложение. Затем проводится анализ предложения. Акцентируется внимание на использовании предлога.

Игра «Что где находится?»

  • закреплять умение детей понимать пространственное значение предлогов;
  • закреплять умения составлять словосочетания с предлогами;
  • учить составлять предложения по картинке;

Разрежьте лист на отдельные карточки. Всего получится 16 карточек.На 6-ти карточках показаны различные варианты взаимного расположения двух одинаковых предметов -коробки и мышки.Остальные 10 карточек содержат более сложные задания – показывают взаимное расположение разных предметов и уже трёх, а не двух.

Игра “Четыре картинки”

  • закрепить умение детей понимать значение предлогов;
  • учить соотносить карточку со схемой предлога с соответствующей картинкой.

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.

Методы и приёмы закрепления предложно – падежных конструкций на прогулке

Осознанное употребление предложных конструкций помогает уточнить пространственные представления у детей, учит понимать сложные грамматические конструкции предложений

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев, у старших дошкольников, при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматического строя языка может отличаться от нормы. У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях, без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.

При определении этапов работы над предложно- падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ. Работа над предлогами проводится поэтапно: 1. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например: Даем детям «усеченное» задание: – Положи кружок. стол, а грибок. стул. И спрашивает: -Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: «Положи кружок на стол, а грибок под стул. – Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить Например, слова ПОД или НА – Услышав их, в ряду предлогов: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши. -Можно попросить ребенка найти определенный предлог в текстах сказок. Например: «ДОГОНЯЛКА» Скачет белка по лесу, грибы на зиму собирает, а навстречу ей лиса бежит: Белка, белка, что ж ты от меня не убегаешь, я ведь могу тебя схватить! Нет, лисонька, не догонишь! Я ОТ тебя С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева НА дерево и В дупло! Ой ли, белка, догоню! не верит лиса. Лови, кумушка! только и мелькнул беличий хвост: С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева НА дерево и сидит уж белка У своего дупла НА ветке. НА лису сверху смотрит и смеётся: Что ж не догоняешь? Или забыла, что лисы ПО деревьям не лазают, С ветки НА ветку не скачут?! Ничего лиса не ответила, пушистым хвостом махнула и убежала. Т. Шуйская На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов Например: НА, ПОД – Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.). (При этом взрослому следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом). Данные игры и упражнения помогут Вашему ребенку правильно использовать предлоги в своей речи!

Организованная образовательная деятельность для дошкольников подготовительной группы с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи

Тема: Предлоги «ИЗ» и «ИЗ-ЗА»
Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов, заинтересованным родителям.
Цель: формирование умения пользоваться в активной речи предлогами К и От.
Задачи:
– развивать воображение
– развивать слуховое и зрительное внимание
-учить детей отвечать полным ответом на вопросы
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация
Ход ООО
Здравствуйте, ребята. Сегодня по доброй традиции у нас в гостях снова Незнайка и его друзья предлоги. С какими предлогами мы сегодня познакомимся, узнаем, выполнив задания нашего гостя.

Артур, спрячься, пожалуйста, за дверь. Саша, а ты спрячься за занавеску. Кирилл, убери мяч за коробку.
А теперь ответьте на мои вопросы.
Где Артур? – Артур за дверью.
Где Саша? – Саша за занавеской.
Где мяч? – Мяч за коробкой.
Какое маленькое слово вы услышали во всех ваших ответах? – За.
Итак, первый предлог, с которым нас знакомит сегодня Незнайка – предлог «ЗА». Когда же мы его употребляем? Мы употребляем предлог «ЗА», когда предмет находится позади другого предмета.
Обозначается этот предлог следующим значком:

Артур, выходи. Откуда вышел Артур? – Артур вышел из-за двери.
Саша, выходи. Откуда вышла Саша? – Саша вышла из-за занавески.
Кирилл, доставай мяч. Откуда Кирилл достал мяч? – Кирилл достал мяч из-за коробки.
А какое сейчас вы называли маленькое слово? – «ИЗ-ЗА».
Правильно, это предлог «ИЗ-ЗА». Употребляем мы его тогда, когда предмет был позади другого и начал двигаться оттуда.
А вот и значок предлога «ИЗ-ЗА»:

Незнайка, как всегда, приготовил для нас много игр, для того, чтобы мы могли тренироваться в употреблении новых предлогов. Есть у него одна знакомая кукушка, которая очень любит играть в прятки. Она будет от нас прятаться, а мы будем ее искать. Согласны?

Игра «Где прячется кукушка?»
Где прячется кукушка? – Кукушка прячется за деревом.
Откуда она выглядывает? – Она выглядывает из-за дерева.

Оказывается, не только кукушка любит играть в прятки, но и некоторые другие животные. А какие – отгадайте?
Кто спрятался за забором? – За забором спряталась собака.
Откуда выбежала собака? – Собака выскочила из-за забора.
Кто спрятался за забором? – За забором спряталась лошадь.
Откуда выскочила лошадь? – Лошадь выскочила из-за забора.
А кто сейчас спрятался за забором? – за забором спрятался поросенок.
Откуда выглядывает его хвостик? – Его хвостик выглядывает из-за забора.

Мы уже достаточно долго смотрим на доску, поэтому наши глазки устали и хотят отдохнуть. Пора сделать гимнастику для глазок.
Упражнение «Веселые глазки»
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо – влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх, а сверху вниз,
Ты, хрусталик, не сердись.
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Мышцы чтоб сильнее стали, смотрим по диагонали.
Мы не будем циркуль брать.
Будем взглядом круг писать.
За окном ты посмотри, что ты видишь, там, вдали?
А теперь на кончик носа,
Повтори так восемь раз.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.

Ну а теперь потренируемся составлять предложения с предлогами «ЗА» и «ИЗ-ЗА».
Составление предложений по опорным схемам.
За креслом сидит кот.
Петя зашел за Машей. (В этом предложении понадобится помощь взрослого, т.к. предлог «ЗА» употребляется в данном предложении несколько в другом значении.)
Дедушка вышел из-за стола. Из-за дома вышла бабушка.

Игра «Вставь нужный предлог»
Сейчас я прочту предложения, которые написал Незнайка, но мне кажется, что он допустил ошибки.
Собака выскочила дерева. Все ли правильно написал Незнайка. Ничего не забыл? – Предлог «ИЗ-ЗА». Правильно, собака выскочила из-за дерева.
Кот спрятался ведром. А сейчас? – Он забыл написать «ЗА». Кот спрятался за ведром.
Молодцы, отлично справились и с этим заданием.

Ну а теперь пора подключить вашу фантазию и придумать свои предложения с парой картинок и предлогом «ЗА». Как изменится предложение, если мы заменим предлог «ЗА» на «ИЗ-ЗА»?
Машина стоит за домом. Машина выехала из-за дома.
Солнце спряталось за тучку. Солнце выглянуло из-за тучи.
Мальчик сидит за столом. Мальчик вышел из-за стола.

Пора подвести итог нашего задания. С какими предлогами мы сегодня познакомились? Вам понравилось наше занятие? Поблагодарим нашего друга Незнайку и пригласим его еще раз к нам гости.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Состав слова. Окончание'

Презентация на тему: Предлоги «ИЗ» и «ИЗ-ЗА»

Использование ИКТ в работе логопеда
статья на тему

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_ikt_v_rabote_logopeda.docx 28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса

Кушу Анжела Нальбиевна

учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

  • (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
  • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность детей
  • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
  • Повышать интерес к обучению (мотивация)
  • Осуществлять дифференцированный подход
  • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
  • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :

  • При объяснении (введении) нового материала
  • При закреплении
  • При повторении
  • При обобщении
  • При обследовании

При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :

  • Презентации
  • Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
  • Тестовые оболочки
  • Ресурсы Интернет
  • Развивающие flash-игры

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

(Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Т. о . презентация:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  • Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:

Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

«Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).

Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи.

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

  • Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
  • Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
В системе коррекционно – развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми:

  • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
  • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
  • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
  • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями :

  • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
  • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
  • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
  • творческие недели (логопедические тренинги, организационно – деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами :

  • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
  • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
  • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

В презентации представлены игровые упражнения на:

Развитие фонематического слуха;

Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;

Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Татьяна Петрова
Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Анализ работы «Использование информационно – коммуникационных

технологий в логокоррекционной работе»

В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа – технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются, любимы герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитываю современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации

Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

В результате работыпо внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованына любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ,решаются следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно – образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

– полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

– дифференцированный подход к обучению – содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

– объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, нотбуком для проведения мультимедийных презентаций.

Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекциипсихических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»

3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

4 Компьютерная обучающая программа “Баба-Яга учится читать”

5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro

7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно

8 Мультимедийная игра “Развитие речи. Учимся говорить правильно”

9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д – Учимся читать

10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца

13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»

2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Презентационные материалы применяются для:

развития речевого дыхания;

гимнастики для глаз;

автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

развития фонематического восприятия,

развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения;

развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

6. Использую аудиапрограммы:

1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

7. «Детские песенки».

8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на http://www.maam.ru/users/050180 . и сайт на http://nsportal.ru/petrova-tatyana-yurevna”

9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны

Дидактическая игра «Чьи следы?» Дидактическая игра “Чьи следы?” направлена на формирование у младших дошкольников элементарных представлений об окружающем мире. Правильно.

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: