Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Игра-драматизация в развитии речи ребёнка дошкольного возраста.
статья по теме

В статье рассмотрены основные взгляды на игру-драматизацию выдающихся отечественных исследователей

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Исследованием игры занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Л.С. Выгодский, В. Вундт, А.Н. Леонтьев, Г. Спенсер, Д.П. Эльконин), рассматривая ее своеобразие, роль и значение в жизни, в человеческой культуре.

По мнению многих отечественных исследователей (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин), игра является «ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходят главнейшие изменение в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». Игра используется педагогами в целях обучения и воспитания детей, в ней происходит развитие личности ребенка, речи, психических процессов, нравственных качеств.

На наш взгляд, особое место в формировании интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста представляет игра- драматизация, являющаяся уникальным средством преодоления речевых нарушений, так как в процессе такой игры развивается звуковая культура речи и ее интонационный строй.

Для подбора игр-драматизаций для формирования интонационной стороны речи у детей, следует проанализировать роль игры-драматизации как вида театрализованной деятельности.

В работах отечественных психологов и педагогов игра-драматизация или театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая играет большую роль в развитии дошкольников и является разновидностью творческой игры. Мы ориентируемся на определение игры-драматизации, как вида театрализованных игр.

Игра-драматизация широко используется в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является процессом становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Л.С. Выготский рассматривает драматизацию, как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей. Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается с одной стороны, как вид деятельности, а с другой, как средство развития. Исследователи М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми».

В педагогической литературе особое внимание уделяется игре-драматизации, как средству развития детей, посредством которой раскрываются творческие способности ребенка, происходит положительное влияние на звуковую культуру речи и ее интонационный строй.

В процессе драматизации развивается речь, что является необходимым условием для адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой.

В своем исследовании театрализованной игры Л.В. Артемова, ссылается на мнение Л.С. Выготского, говорящего о том, что театрализованная игра – это необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление. «театр» – эти слова указывают на родство театрализованных игр с театром. Театр – всеобъемлющий вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец. Ему присущи особый, характерный лишь для него познавательный момент, свое отражение мира в отличие от других видов искусства». (К.С. Станиславский)

В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: имровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста. (О.А. Акулова , Е.Е. Кравцова)

Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, через поставленные вопросы они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Произносимые реплики и исполняемая роль ставят ребенка перед необходимостью четко и ясно выражаться.

Учитывая различные точки зрения (Д.Б. Эльконин, Й.Хейзинга) мы будем понимать театрализованную игру как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением).

Драматизация основывается на действиях исполнителя, который может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, что согласуется с определением: «драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанным в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Ребенок использует все средства выразительности: мимику, интонацию, пантомиму. Важно, что в игре малыш перевоплощается в персонажа, управляет его действиями. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, обогащается словарный запас, раскрываются творческие способности ребенка. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка, а в будущем на его учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации нужны и полезны ребенку на всех этапах его развития.

Такие игры пользуются у детей любовью, так как участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Большое и разностороннее влияние игры-драматизации на личность ребенка позволяет использовать их как сильное и в то же время как ненавязчивое педагогическое средство.

Специфика и значение театрального искусства отражается в познавательности, сопереживании, эмоциональности, коммуникативности и в живом воздействии художественного образа на личность.

Целью игры-драматизации является раскрепощение каждого вовлеченного в нее ребенка, а основной задачей развитие у детей интонационной и мимической выразительности. Драматизация может проявляться в самых разных формах: как импровизация и сочинение сценок по содержанию сказки, ее инсценировка и театральная постановка сказки.

Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Четвертый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы отметили, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20 % детей. Кроме того, наш коллектив, согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. В связи с чем, встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

— речевое окружение (речевая среда);

— педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Учитывая это, мы предусмотрели расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр — драматизаций.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Итак, система работы по организации игр – драматизаций в младшем дошкольном возрасте делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
• самостоятельная творческая деятельность.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации.

  • Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

Грамотное педагогическое руководство рекомендуется начинать с чтения по ролям: несколько раз читаем произведение, при этом одобряем попытки читать вместе с нами. Когда дети запомнили текст, организуем чтение по ролям.

В 3—4 года дети начинают инсценировать сказки, особенно если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы бибабо. Но спешить с инсценировками не следует, прежде всего потому, что тяга к ним обнаруживается лишь у отдельных детей. Этим малышам необходимы ваша помощь и ваше участие.

Большое значение в своей работе по организации игр – драматизаций придавали диалогам для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняли по очереди, меняясь. В играх использовали сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Именно через роль в игре — драматизации дети усваивали различные речевые клише.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляли себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствует развитию речи детей.

Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, мы создали в группе театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различные атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией. К концу года даже появились у нас в уголке парики собственного производства из бросового материала. Малыши охотно использовали в игре все содержимое данного уголка.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.

Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми — драматизациями родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Мы обращаем внимание родителей на особенности и значение игры – драматизации для развития речи детей. Привлекаем родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры – драматизации дома.

Откидач Светлана Петровна,
старший воспитатель

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника

Татьяна Масленцева
Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника

Речевое развитие дошкольников.

Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника.

Цель: эффективность влияния игры – драматизации на успешность речевого развития детей.

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

2. Пополнять словарный запас детей.

3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

4. Развивать дикцию.

5. Воспитывать артистические качества.

6. Учить импровизировать игры – драматизации.

7. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра – драматизация помогает создать такие ситуации, в которых, даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Игра – драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.

Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

– Способствует самопознанию и самовыражению личности;

– Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;

– Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка:

– Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

– Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию);

– Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь;

– Совершенствует артикуляционный аппарат.

Использование игры – драматизации в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально – эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении условий.

Условия необходимые для формирования выразительности речи с помощью игры-драматизации.

– Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития деятельности;

– Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

– Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

– Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

– Совместного участия в данном процессе детей и педагогов (родителей).

Основными методами работы по организации игр – драматизаций

с целью развития речи детей являются:

– Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов)

– Метод творческой беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)

– Метод ассоциаций (воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Основные принципы организации игры – драматизации:

– Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры – драматизации с разными видами деятельности.

– Принцип импровизации рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, наличие своей точки зрения, стремление к оригинальности и самовыражению.

Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.

Видами игры – драматизации являются

– Имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– Ролевые диалоги на основе текста; основных эмоций человека;

– Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).

Игры – драматизации – прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника Дошкольные педагоги широко используют игровую деятельность детей для решения многих воспитательно-образовательных задач. Среди игр особое.

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников педагог-психолог МБДОУ №47 пос. Эльбан В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников» еатрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Сюжетно-ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольника Слайд 1 Сюжетно – ролевые игры, как средство социально –коммуникативного развития дошкольника. Слайд 2 Игра – ведущий вид деятельности.

Альманах педагога

Автор: Бачинина Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 15
Населённый пункт: город Алапаевск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование

«Игра-драматизация как средство развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста»

Аннотация: данная статья посвящена проблеме развития связной речи

детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации;

здесь раскрывается сущность связной речи детей старшего дошкольного

подчеркивается возможность игры-драматизации в ДОУ; также предложена

реализация игр-драматизаций в развитии связной речи у детей старшего

Ключевые слова:

связная речь у детей старшего дошкольного

Уже давно известно-развитие связной речи является центральной

задачей речевого воспитания детей. Прежде всего, это обусловленно, её

социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка.

Поэтому именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,

функция языка и речи. Ведь связная речь — это высшая форма речи и

умственного развития ребенка.

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Из этого следует, что связная речь – это смысловое развернутое

высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее

общение и взаимопонимание людей. Одна из главных задач детского сада-

это развитие связной речи детей. Развитие связной речи, изменение ее

функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и

зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим.

Главные функции речи складываются параллельно с развитием мышления;

По мнению многих исследователей, существуют две разновидности

связной речи — диалог и монолог, которым присущи свои особенности.

многочисленные различия. В процессе общения монологическая речь

органически вплетается в диалогическую. Также монолог может приобретать

диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки,

Ещё очень важное место в жизни дошкольника занимает игра, ведь

именно она является самым доступным, интересным и увлекательным видом

Особой любовью у детей пользуются театрализованные игры, в разряд

которых так же входят игры-драматизации. Так как игра-драматизация – это

игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание

литературного произведения [1, с. 43]. Когда ребенок участвует в таких

играх, он как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного

персонажа и перевоплощается в него и живет его жизнью. Этим и игра-

драматизация значительно отличается от других игр. Дети непосредственно

должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих

действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

Игра-драматизация, как эффективное средство развития дошкольников

рассматривается в трудах: А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, З.М. Богуславской,

Е.О. Смирновой, Л.В. Артемовой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, З.

Колесниковой, А.И. Матусик. В играх-драматизациях происходит сближение

детей с персонажами произведения, что позволяет не только вызвать

эмоциональный отклик ребенка, но и создать главные условия для

Влияние игры-драматизации на формирование диалогической речи детей дошкольного возраста

воспитатель детей дошкольного возраста,

МАДОУ НТГО Детский сад «Чебурашка»,

Нижняя Тура

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Несомненным достоинством игр-драматизаций является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Исследования физиологов доказали значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей [1, с.13].

Игры-драматизации создают комфортные условия для детей, имеющих разный уровень речевого развития. Энергичные дети первыми вызываются участвовать в инсценировках, этюдах, играх-драматизациях. Они стимулируют менее активных детей, зажигают их своей энергией. Все хотят говорить, играть, выступать, если есть привлекательные костюмы, атрибуты, персонажи кукольного театра. Возможность соучастия с сильным партнером позволяет ребенку не заметить своего отставания. Не важно, что он сегодня не говорил, а только нахлобучил шляпу и держал в руках волшебные лыжи. Опыт соучастия обогащает восприятие речи и эмоциональную жизнь. Вслед за эмоцией и действием приходит речь. Сначала совместно-распределенная с взрослым, затем – самостоятельная.

Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Каждый действует тогда, когда эмоционально готов к этому. Важный момент в играх – передача роли и костюма участниками игры следующей «команде актеров» по собственному желанию. Очень часто активный ребенок передает застенчивому сверстнику «метку» сюжетной роли (элемент костюма, предмет, игрушку). Дети никогда не отказываются, если к участию в игре привлекает сверстник. С помощью воспитателя малоактивный ребенок всегда справится с игрой. Вместе со сверстниками и взрослым ребенок может все.

В ситуации игры-драматизации происходит как бы наглядное моделирование художественного текста через сцены (эпизоды) игры, происходит соотнесение слова и движения, действия, слова и мимики, жеста, взгляда, создаются условия, влияющие на освоение дошкольником структуры предложения. Происходит многократное восприятие текста. И все это создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи, понимания их и активизации [2, с.74].

В процессе работы над выразитель­ностью реплик персонажей, собственных высказываний неза­метно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуко­вая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяс­няться. У него улучшается диалогическая речь, ее граммати­ческий строй, он начинает активно пользоваться словарем, ко­торый, в свою очередь, тоже пополняется [3, с.12].

Важно последовательное использование игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, в соответствии с логикой развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

Бизикова О.А выделяет 4 этапа развития диалогической речи на основе игры-драматизации:

Предварительный этап – обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диало­гических реплик. Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора [1, с.13].

Первый этап ­­– заимствование готовых диалогических реплик. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик [1, с.14].

Второй этап – перевод детей от использования готовых реплик к построению своих. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными).

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются

Третий этап – самостоятельному построению диалогических реплик.

Здесь используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик, которые позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик[1, с.16].

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников [1, с.18].

Рычагова Е. С. подчеркивает, что целенаправленная психолого-педагогическая работа, направленная на обогащение коммуникативно-деятельностного опыта, развитие диалогического общения детей в игре, является решающим условием становления языковой личности, способной к саморазвитию. Модель педагогического процесса речевого воспитания, построенного по принципу диалога в его широком понимании, с установлением взаимосвязи разных видов организованных взрослым и самодеятельных игр детей, – является основой для повышения эффективности психолого-педагогической работы. Создание условий для диалога детей со сверстниками в организованных взрослым и самодеятельных играх обеспечивает эмоциональный комфорт, использование невербальных и языковых средств общения, повышение общей игровой, коммуникативной активности, самостоятельности, творчества детей, что является важной предпосылкой формирования коммуникативной компетенции [4].

Список литературы:

1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с.

3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст]: Кн. для воспи­тателя дет. сада. /Л.В.Артёмова. –М.: Просвещение, 1991.– 127 с.

Консультация “Игры-драматизации в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста”

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования и коррекции речи дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее социальной природе. Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение – особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий, и самое главное, – представляющей условия для формирования коммуникативных умений ребенка» (Д. Б. Эльконин).

По мнению Г.М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в играх- драматизациях, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога..

В работе Д. Б. Эльконина предложена классификация детских игр психолога П. П. Блонского:

драматизации;

Одним из видов творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют эт от вид игры – театрализованные игры. Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора». В игре – драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

Велико значение игры-драматизации для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Ребенок, осознает себя, учиться желать, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог.

Репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психо-речевого развития детей, материалом для игр-драматизаций служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи.

Разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.

Нужно предлагать участникам игр-драматизаций меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

Все эти приемы не только корректирую речь ребенка, но ещё развивают мышление, фантазию, воображение, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать и корригировать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов игр-драматизаций

Список литературы

  1. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999.
  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1972.
  3. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.
  5. Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958.

Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

В процессе проведения игр-драматизаций стремлюсь расширить и разнообразить сюжет игр, обогатить детей яркими впечатлениями, через импровизацию создания проблемных бытовых ситуаций. Игра-драматизация переплетается с сюжетно-ролевой игрой, что способствует развитию самостоятельности выстраивания детьми сюжетной линии игры.

Просмотр содержимого документа
«Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Никонова Виктория Дмитриевна.

Одной из разновидностей игровой деятельности является игра – драматизация. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития».

В процессе проведения игр-драматизаций стремлюсь расширить и разнообразить сюжет игр, обогатить детей яркими впечатлениями, через импровизацию создания проблемных бытовых ситуаций. Игра-драматизация переплетается с сюжетно-ролевой игрой, что способствует развитию самостоятельности выстраивания детьми сюжетной линии игры.Так же ставлю перед собой следующиезадачи:

1.Развиваю устойчивый интерес к театру и любовь к художественному слову.

2.Формирую знания о жанровых особенностях сказки, расширяю литературный опыт детей.

3. Развиваю мелкую моторику рук, самостоятельность, творческую активность, образность и выразительность речи детей.

4. Воспитываю любовь к русскому народному творчеству.

В своей работе выделяю следующие этапыпроведения игры – драматизации:

1.Подготовительный: знакомлю детей с художественными произведениями, вместе проводим анализкто персонаж, какой он (положительный или отрицательный), последовательность сюжета.

2.Подготовка к игре: закрепляю с детьми роли и сюжет игры.

3.Проведение игры: стимулирую всехдетей участвовать в играх – драматизациях.

При создании предметно – пространственной среды зону театрализации располагаю в доступном для детей месте. Для проведенияигр – драматизаций использую не только кукольный театр, но так же различные виды пальчикового театра: деревянный, вязанный, теневой и дидактические игрушки. Из-за специфики заболевания детей моторная деятельность развита слабо. Наши дети прилагают много усилий для того, чтобы удержать персонаж пальчикового театра на руке. Поэтому использование пальчикового театра играет большую роль в развитии мелкой моторики рук.

Во время совместных игр развиваю познавательный интерес детей, активизирую речь, расширяю кругозор, творческую и игровую активность. Так в процессе игры дети придумывают новые действия, игровые ситуации. Я, в свою очередь, вызываю у детей желание отражать бытовые впечатления в игре.

В своей педагогической практике я использую основные методы работы по организации игр – драматизаций:

Моделирование ситуации – вместе с детьми создаю модели сюжета и ситуации.

Творческая беседа – обсуждаю с детьми художественный образ с помощью диалога.

Ассоциации – развиваю воображение и мышление детей путем сравнений и на основе данных сравнений создавать новые образы.

Игру – драматизацию я планирую заранее. Сначала определяю программные задачи, подготавливаю оборудование игры, словарную работу. В зависимости от того какое оборудование будет использоваться я провожу игру – драматизацию на улице, в музыкальном зале, в групповой комнате.При проведении игры-драматизации продумываю игровую мотивацию, чтобы заинтересовать игрой детей.

В процессе проведения игр – драматизацийя стала замечать:

Успехи детей в умении воспроизводить короткие рассказы и стихотворения посредством игры-драматизации.

Дети стали проявлять больше активности и самостоятельности в выборе игр-драматизаций.

У детей активизировалась исполнительская деятельность, речь стала более выразительна и эмоциональна.

У воспитанников улучшились взаимоотношения друг с другом, коммуникативные умения и навыки.

Дети стали более открыто выражать свои эмоции (удивление, сомнение, любопытство, огорчение, восторг).

Таким образом, можно сделать вывод, что игра – драматизация занимает большое место в жизнедеятельности ребенка, она помогает развить и показать свои способности, проявить себя, самоутвердиться, испытать первые радости творчества.

Читайте также:
Игры на развитие фонематического восприятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: