Художественная литература и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда

Использование художественной литературы и фольклора в коррекционно-развивающей работе логопеда

Статья предназначена для учителей-логопедов дошкольных учреждений. В ней обобщается опыт о том, как можно
использовать художественную литературу и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Одним из средств эстетического воздействия на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей является художественная литература и фольклор.

Художественная литература и фольклор играет неоценимую роль в решении задач речевого развития.

В первую очередь, это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха;
  • пополнение словарного запаса;
  • преодоление грамматических нарушений;
  • развитие связных высказываний.

В логопедической практике при коррекции речевых нарушений используются разные виды работы, такие как:

•​ Чтение и пересказ сказок и рассказов.

•​ Заучивание фольклорных форм (стихов, диалогов).

•​ Объяснение и уточнение смысла пословиц и поговорок.

В работе логопеда сказки и рассказы являются источником раскрытия и развития творческих речевых способностей и процессом активизации всех языковых средств, речевого потенциала личности.

Пересказ литературных произведений положительно влияет на связность детской речи, развивает память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняет и расширяет словарь, помогает выразительно и фонетически правильно передать содержание текста.

Подбирая произведения для пересказа, опираюсь на возрастные особенности детей и стараюсь, чтобы они были доступны по содержанию и объему.

Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки.

Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, разыгрывают сценки с использованием пальчикового и кукольного театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В работе над малыми фольклорными формами обращаю внимание на ритмическую сторону речи, развиваю слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Заучивание стихотворных текстов – одно из эффективных средств умственного и эстетического развития детей.

Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

Яркий и доступный, разнообразный материал помогает целенаправленно проводить коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, делать артикуляционную гимнастику, уделять внимание развитию фонематического слуха, развивать у детей общую и мелкую моторику, а также, эмоциональную сферу.

На занятиях использую пальчиковые игры и физминутки, где дети сопровождают говорение жестами и движениями.

Использование в логопедической практике скороговорок помогает закрепить у детей чёткую дикцию автоматизированного звука, отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Работа над скороговорками начинается с проговаривания в медленном темпе с хлопками, а, затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется.

Чистоговорки ( народно-поэтические шутки).Заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. На занятиях они помогают вводить поставленные звуки в речь.

Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем — целые фразы.

Большими возможностями в процессе развития связной речи и формирования рассуждений располагает такие приемы, как придумывание, загадывание и разгадывание загадок. Загадки использую при ознакомлении с новой лексической темой в НОД и в игре.

Загадка помогает детям обратить внимание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Главная особенность считалки в коррекции речи — это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Использование и применение произведений художественной литературы и фольклора помогает:

  1. повышать заинтересованность дошкольников;
  2. сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
  3. усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением;
  4. обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  5. способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению;
  6. улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь;
  7. развивать и повышать культуру речи;
  8. расширять детские представления об окружающем их мире;
  9. прививать любовь и уважение к книге.
Читайте также:
Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

Таким образом, художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект “ОБРАЗОВАНИЕ”
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Поиски волшебных сапожек
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда

    Из опыта работы

    «Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда»

    «Чтение книг – тропинка,

    по которой умелый, умный,

    думающий педагог находит

    путь к сердцу ребёнка»

    Гриценко Светлана Эдуардовна,

    учитель-логопед МБДОУ № 34,

    Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

    Художественная литература:

    — способствует развитию речи;

    — помогает осваивать грамматические нормы родного языка;

    — речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Знакомство с художественной литературой помогает дошкольнику узнать много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой язык усваивается в его эстетической функции.

    Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

    В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

    В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Также использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.

    Применяя в коррекционной работе пересказы текстов отмечаю, что у детей развивается память, умение интонационно передавать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, побуждают выразительно и фонетически правильно пересказывать содержание текста.

    Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л.Н. Толстого и русские народные сказки.

    Для работы над пересказом используем красочные книжки-малышки, также дети создают свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются как авторами, так и иллюстраторами своих работ.

    Например: «Как ёлочка из леса к детям на праздник пришла», «Зимующие птицы», «Моя дружная семья», «Полёт на звездолёте», «Весёлая буква», «Путешествие блюдечка», «Как щенок спортсменом стал».

    Самые любимые прочитанные книги дети стараются оживить, обыграть. Они участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, коврографа, разыгрывают сценки с использованием пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

    Знакомлю детей со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

    В своей работе использую подборку книг «Уроки логопеда в детском саду», поддерживая читательский интерес детей. Работая над стихами большое внимание уделяю развитию фонематического слуха, развитию у детей общей и мелкой моторики, сопровождая речь жестами и движениями.

    Читайте также:
    Сценарий логопедического квеста: Отряд 'Зеленые ленты'

    Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и с неподдельным интересом слушают чтение нелепиц, дразнилок, скороговорок, что расширяет их кругозор, воспитывает чувства языка, расширяет лексическую сторону речи. Знакомство с этими формами художественной литературы помогает закрепить чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральное звучание голоса.

    Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного ускоряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

    В последнее время стараюсь увлечь детей чтением фольклорной литературы, а именно, ее малых форм пословиц и поговорок, что считаю, полезно и целесообразно. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается смысл, в краткой форме — точно, метко и сильно.

    Произнесённое кстати краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому я всегда уточняю, как дети понимают выражение и предлагаю нарисовать картинку о пословице или поговорке.

    Со своими воспитанниками мы часто посещаем библиотеку, которая находится не далеко от образовательного учреждения. Здесь нам всегда рады. Наши дети участвуют в викторинах, литературных вечерах и являются активными читателями, посещая вашу библиотеку с родителями.

    Результаты работы:

    — отмечается коррекция звукопроизношения;

    — пополнился словарный запас;

    — положительная динамика в коррекции ЛГК, в развитии связной речи.

    Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

    Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.
    материал (старшая группа) по теме

    Скачать:

    Вложение Размер
    Сообщение 52 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование фольклора в коррекционной работе логопеда.»

    В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскуднение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

    Известно, что количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А.Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной , С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. Народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.

    Фольклор – прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Учёными ИКП РАО ( Разенковой Ю.А., Дунаевой И.Г.,Баенской Н.Н.) доказано, что дети в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика ( звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше % речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.

    Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.

    Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

    Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки. Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.

    Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен великих людей.

    Где же, как не в народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

    Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

    Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

    Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

    Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

    Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

    Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

    Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

    Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

    Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

    – занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

    – занятия по формированию навыков связного рассказывания;

    -занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

    Использую фольклорные произведения на разных этапах образовательной деятельности: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи).

    Воспитатели группы также в коррекционной работе используют фольклор в разных видах деятельности:
    – при организации и проведении режимных моментов;
    – в непосредственно образовательной деятельности;
    – в приобщении детей к национальной культуре;
    – в беседах;
    – в наблюдениях;
    – в народных подвижных играх;
    – в играх на развитие мелкой моторики;
    – в театрализованной деятельности;
    – в инсценировках.

    Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5ти–летнего возраста доступными являются « малые фольклорные формы » такие как: потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

    В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

    Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

    Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.
    По определению В.И.Даля, чистоговорка – это: «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

    Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

    Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление. Загадки используем при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности и в игре.
    Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

    Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

    Народные сказки – вымысел, произведение народной фантазии — “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

    Сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.

    Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет:

    • расширять детские представления об окружающем их мире;
    • сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
    • обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
    • речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
    • усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;
    • улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

    Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

    • Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

    • Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. М., 1982.

    • Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.,1972.

    • Фомичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников: Практ.пособие. М.,2004

    • Материалы Интернет порталов «Солнышко», «Всё для детского сада».

    Художественная литература как средство развития лексики дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феофилатова К.Д.

    В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, а также изложены некоторые подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР.

    Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феофилатова К.Д.

    LITERATURE AS A TOOL FOR DEVELOPMENT VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

    The article presents the results of an experimental study of the active vocabulary of preschool children with the NRO, and also indicated his wife some approaches to using fiction as a means of correction of OHP.

    Текст научной работы на тему «Художественная литература как средство развития лексики дошкольников с общим недоразвитием речи»

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    К.Д. Феофилатова, магистрант

    Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)

    Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, а также изложены некоторые подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР.

    Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, словарный запас, лексика, художественная литература, инклюзивное образование.

    Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций (ВПФ), присущих только человеку. В формировании других ВПФ у ребенка как личности речь играет большую роль: является базой развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организации всей его психической сферы, влияет на развитие личности в целом. Нарушения речевого развития представляют собой один из вариантов сложного когнитивного дефекта. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина), нарушаются все формы общения (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко и др.). В трудах С.С. Ляпидевского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной,

    Т.Б. Филичевой и др. представлен всесторонний анализ речевых нарушений. Р. Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделила общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [3].

    В исследованиях многих авторов (Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Архи-пова, Н. Шаховская и др.) представлены различные аспекты усвоения лексического

    строя речи детьми с ОНР. Отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, трудности актуализации словаря [1].

    На сегодняшний день в условиях группы компенсирующей направленности определены основные направления, содержание, формы, методы и средства логопедической работы с детьми с ОНР (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.В. Чирки-на, Т.В. Туманова и др.) [2]. Однако инклюзивное образование требуют разработки инновационных подходов к преодолению речевой патологии. Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.

    Результаты исследования. Нами было проведено исследование по выявлению уровня развития активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР. В эксперименте приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет, воспитывающиеся в детском учреждении общеразвивающего вида. Была использована методика Н.В. Нищевой, предназначенная для изучения особенностей словаря существительных, прилагательных, глаголов, направленная на изучение способности словообразования дошкольников, методика Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности», позволяющая оценить наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.

    Представим количественные и качественные результаты полученных в ходе эксперимента данных.

    Рисунок 1 Результаты изучения уровня развития активного словарного запаса

    дошкольников с ОНР

    Из рисунка видно, что со средним уровнем развития словарного запаса оказалось 40% детей, выполнивших правильно от 50% до 75% заданий. Низкий уровень развития словарного запаса показали 50% детей. Эти дети выполняли не более 50% заданий. Очень низкий уровень развития словарного запаса у 10% дошкольников. Эти дети выполнили не более 25% заданий. Предложенные задания у них вызвали множество затруднений.

    Дошкольники с ОНР столкнулись со значительными трудностями при подборе синонимов (улица – «машины»; радостный – «смеяться»; огромный – «великан»), антонимов (тонкий – «маленький», «большой», «не тонкий»; поднимать – «гантели»), обобщающих слов (насекомые – «жуки», «букашки»). Мы выявили также неумение выделять части тела, части предметов. Дети называли лишь основные части тела такие как: руки, ноги, голова; части предметов (машина, рубашка) – рукава, карман, колеса, дверь. Наблюдалась невозможность актуализации слов – существительных (путали пчелу – осу, стрекозу -комара), глаголов («собака гавкает»; «корова мукает»), детям было сложно назвать действие одним словом. Дошкольники с ОНР допускали множественные ошибки словообразования (у зайчихи – «зайчики»; у бельчихи – «белки»). При возникновении затруднений, дети часто отказывались продолжать выполнять задание. Предикативный словарь и словарь признаков у детей менее сформирован, чем номинативный словарь. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний.

    Отсутствие набора семантических эквивалентов приводит к частым неоправданным смысловым замещениям, дети вкладывают в слово общее и недифференцированное значение.

    Преодоление ОНР предполагает комплексное воздействие на все стороны речи. Развитие лексического строя речи должно осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Л.Р. Давидович, А.П. Усова и др. изучали возможность включения малых фольклорных форм в воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процессы [1].

    Анализ коррекционных программ, например, таких как программа Т.Б. Фи-личевай, Г.В. Чиркиной, посвященная коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР, программа кор-рекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (4-7 лет) Н.В. Нищевой показывает, что в их содержании присутствуют отдельные фольклорные тексты в качестве коррекционного материала для формирования правильного звукопроизношения, развития фонематического восприятия и т.д. В настоящее время создано большое количество работ, посвященных использованию художественной литературы в качестве средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    (И.В. Александрова, М.Г. Евграфова, О.И. Михалева и др.) [4].

    Через художественное слово: пословицы, поговорки, стихи, загадки, рассказы, сказки, повести, баллады у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки.

    В работе над формированием словарного запаса большая роль должна отводиться наглядности (картинки, иллюстрации, игрушки, книги). Занятия должны строиться в доступной и интересной для детей форме с использование художественных

    произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, поговорки, скороговорки и др.), которые необходимо подбирать с учетом лексической темы и поставленных задач. В ходе проведения занятий важно познакомить с изданиями различного формата: от больших красочных сборников в твердых переплетах до миниатюрных книг с отдельными произведениями.

    Потешки, поговорки, пословицы и колыбельные песни – развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения, обогащают словарь, обучают образовывать однокоренные слова. На индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звуков во фразовой речи, необходимо подобрать такие потешки, поговорки, которые являлись, одновременно, средством автоматизации звуков и средством развития словарного запаса дошкольников.

    В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Сказки богаты фразеологическими оборотами. Пояснение и обсуждение их во время чтения сказок расширяет активный словарь ребенка, дети начинают использо-

    вать фразеологизмы в общении, что делает речь более эмоциональной и выразительной.

    Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, способствуют формированию образности речи.

    Следовательно, для развития активного словарного запаса дошкольников с ОНР мы предлагаем активно использовать потешки, поговорки, загадки, стихотворения; включать инсценировки сказок, обсуждать фразеологизмы. Для более глубокого знакомства детей с произведением необходимо проводить предварительную работу, на которой читаются тексты, проводятся беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях должно осуществляется закрепление, повторение материала. Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков, развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и др.

    Таким образом, переход на инклюзивное образование подразумевает создание оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ, разработку специальных средств, форм и методов логопедического воздействия. Одним из эффективных средств для развития лексики и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи выступает художественная литература.

    1. Богатырева, Е.С. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) // Логопедия сегодня: научно-методический журнал. – 2012. – №1 (35). – С. 20-21.

    2. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О. С. Орлова, Т.В. Туманова и др. -Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.

    3. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е. Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.

    4. Тишина, Л.А., Маник, С.Н. Использование малых фольклорных форм в педагогической и коррекционной работе с дошкольниками // Логопедия: научно-методический журнал. – 2014. – № 3(5). – С. 18-21.

    LITERATURE AS A TOOL FOR DEVELOPMENT VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

    K.D. Feofilaktov, graduate student Moscow state pedagogical university (Russia, Moscow)

    Abstract. The article presents the results of an experimental study of the active vocabulary of preschool children with the NRO, and also indicated his wife some approaches to using fiction as a means of correction of OHP.

    Keywords: preschool, general underdevelopment of speech, vocabulary, lexi-ka, fiction, inclusive education.

    Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности

    Светлана Юртаева
    Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности

    В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует два направления работы коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим.

    Мы ставим перед собой следующие задачи:

    1. выявление детей, имеющих речевые нарушения;

    2. коррекция речевых патологий;

    3. профилактика возникновений речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

    4. развитие творческой личности средствами художественной литературы;

    (инновационное направление нашего учреждения)

    5. всестороннее воспитание и подготовка детей к школе.

    Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы; с выражением читать стихи; правильно используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно богатый речевой запас.

    У детей с ОНР есть отклонения от возрастных норм развития речи; они не могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги; они обладают бедным словарным запасом. Им иногда бывает, не понятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало.

    Художественная литература обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивному отношению к миру, любви и интереса к книге.

    В нашей группе все лексико-грамматические темы занятий связаны с играми и художественной литературой.

    Начиная с подготовительного этапа,знакомые всем русско-народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др., различные детские потешки, стихи, помогают вызвать интерес к логопедическим занятиям, развивают слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

    А обучение детей комплексом артикуляционной и пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением происходит более эмоционально и эффективно.

    Используя произведения детской художественной литературы или их фрагменты на логопедических занятиях,мы осуществляем следующие цели:

    развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи;

    практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

    формирование правильного произношения, совершенствование артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры;

    развитие творческого воображения.

    Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания можно использоватьследующие виды работ:

    знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;

    посещение детской библиотеки;

    сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;

    пересказ от лица литературного героя;

    рассказы из личного опыта;

    пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам;

    словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов);

    составление сказок по аналогии;

    придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

    сочинение по заданному началу и названию;

    обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

    составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;

    выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей;

    совместный выпуск книжек-малышек.

    Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других сотрудников.Логопед и другие специалиста предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями при этом:

    учитывается структура нарушения;

    осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    закрепляются знания, умения и навыки на всех занятиях;

    всесторонне развивается личность дошкольника.

    Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы как консультации, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

    Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями. Работая логопедом почти двадцать лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу и ускоряет успехи ребенка. Следует указывать родителям как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, и необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

    Мы используемследующие формы работы с родителями:

    стенды для родителей, в которых указывается список художественной литературы по лексическим темам;

    посещение открытых занятий;

    проведение семейных праздников.

    С прошлого учебного года мы проводим литературные гостиные в подготовке и проведении которых участвуют вместе с педагогами родители. Родителям рекомендуется список литературы и биография избранного автора, а также предлагается совместно с детьми нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению, выучить стихотворение. У нас проходили литературные гостиные, посвященные творчеству К. И. Чуковского и А. С. Пушкина.

    Все вышеперечисленные формы работы положительно влияют на эффективность коррекционно-воспитательного процесса.

    В заключении хочется сказать, что работа с детьми всегда интересна, конечно, есть трудности, но радости дети доставляют больше чем огорчений и к концу обучения так сближаешься с ними, что расстаешься с тяжелым сердцем. Но сознание того, что дети пришли к вам с многочисленными речевыми (и не только) дефектами, а ушли с чистой речью, что знания, умения и навыки, полученные у вас, помогут в обучении в школе и вообще в жизни, – наполняет сердце логопеда гордостью за свою профессию.

    Циклограмма работы педагога-психолога ДОУ «Детский сад №36» комбинированного видаЧелышевой Алёны Андреевны (Февраль 2013 День недели Время Содержание работы Пн 15.00-15.30 Подготовка.

    Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

    Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.

    В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.

    Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

    Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:

    во первых – успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

    во вторых – художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.

    Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому

    они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

    Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Помогают передать

    наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

    Просмотр содержимого документа
    «Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника. »

    Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.

    В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.

    Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

    Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:

    во первых – успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических ,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);

    во вторых – художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.

    Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому

    они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.

    Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд . Помогают передать

    наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.

    В обучении детей с нарушениями речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки.

    Широко использую дидактическое пособие О.В. Тырышкиной индивидуальные логопедические занятия, представленные в пособии, основываются на играх различной коррекционной направленности. Объединяющими сюжетами занятий являются мотивы известных сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.

    Я придаю особое значение использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем (иногда – одно четверостишие), несут в себе важное для детей содержание.

    Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.

    Практически на все лексические темы, по которым работают можно подобрать литературное произведение.

    Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев.

    Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на магнитной доске. Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.

    Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.

    Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.

    Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

    Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.

    Развитие памяти, внимания и мышления.

    Развитие связной речи.

    Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания я использую следующие виды работ:

    знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;(лексические темы)

    посещение детской библиотеки;

    сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;(кафе)

    пересказ от лица литературного героя;

    рассказы из личного опыта;

    пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам (мнемотаблицы)

    словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов) ;

    составление сказок по аналогии;

    придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

    сочинение по заданному началу и названию;

    обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

    составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом;

    выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей;

    Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое)

    Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, кукольный театр, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы,

    теневые, магнитные, стендовые).

    Фонетические сказки и сказки по обучению грамоте

    Главные герои – буквы и звуки. Сказочная страна-Фонетика. Сказочные города – Гласных и Согласных. Злые персонажи – Звукомор и Звуковред. Добрые – Фея Фонетика и Фея Грамота.

    Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и ,как результат,

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

    Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

    Похожие презентации

    Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

    2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

    3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

    4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

    5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

    6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

    7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

    8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

    9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

    10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

    11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

    12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

    13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

    14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

    15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

    16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

    17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

    18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

    19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: