Ходилки-бродилки – авторская методика автоматизации звука

Игры-ходилки для автоматизации и дифференциации звуков на занятиях по коррекции звукопроизношения

Игры-ходилки для дошкольников, направленные на автоматизацию и дифференциацию наиболее часто нарушаемых в произношении звуков.

Использование игр облегчает подготовку к занятиям, позволяет чутко реагировать на изменение личностных возможностей и потребностей детей, способствует не только автоматизации поставленных звуков, но и укреплению психологической базы речи. Внедрение данных игр в занятие создаёт благоприятную атмосферу на коррекционном зпнятии и снижает риск возникновения эффекта “кабинетной речи”.

Содержимое разработки

Авторские игры-ходилки
для автоматизации
и дифференциации звуков
на занятиях по коррекции
звукопроизношения.

Разработка учителя-логопеда
МБДОУ №257 г.Красноярск
Арефьевой З.А.

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой, продолжительной, а зачастую и монотонной работы по закреплению правильного произношения.

Многократное повторение одних и тех же слов, предложений – условие необходимое, но утомительное для детей дошкольного возраста.

Именно поэтому мы разработали и активно используем на занятиях комплекс игр-ходилок для автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков.

Позвольте вас с ними познакомить.

– «Глупый осёл» (автоматизация звука Л)

– «Негритёнок и корона»
(автоматизация звуков Р и Рь)

– «Мишка и шишка»
(автоматизация звука Ш)

– «Старый лис»
(автоматизация звуков С и З)

Для проведения игр требуется:

– горизонтальная поверхность для раскладывания карточек (подойдёт обычный стол или ковёр, но мы используем специально изготовленный планшет, облегчающий раскладку карточек, их переворачивание и соблюдение порядка во время игры)

карточки с изображением предметов, названия которых содержат автоматизируемый звук. Слова подбираются в зависимости от звукопроизносительных возможностей детей на данный момент, а так же в соответствии с целями дополнительного этапа игры, о котором я расскажу немного позже. Важно, чтобы среди карточек была одна с ключевым словом-предметом («Глупый осёл» – «мыло», «Негритёнок и корона» – «корона», «Мишка и шишка» – «шишка», «Старый лис» – «заяц»)

– фигурки – игрушки, герои рифмованных коррекционных текстов: осёл, негритёнок, медвежонок, лиса. При разработке игр нами использовались обычные фишки – заменители, но введение игрушек, конечно же, повысило заинтересованность ребят

дополнительными атрибутами игр могут стать натуральные или нарисованные тележка, рюкзак (ранец), мешок, корзина (лукошко), сумка. Эти атрибуты пригодятся только в одном из вариантов проведения игр.

– для «вживания» в игру можно использовать предметы – иллюстраторы ключевых карточек.

На этом этапе дети знакомятся со стихотворением (коррекционным рифмованным текстом), насыщенным автоматизируемым звуком, уточняется значение незнакомых слов.

Предлагается взаимодействие с ключевым предметом каждой игры – найти в сухом пальчиковом бассейне игрушечную корону, кусок мыла (камешек), шишку, зайца (кусочек искусственного меха). Отыскать в «чудесном мешочке» главного героя стихотворения.

На столе прямоугольником раскладываются карточки, перевёрнутые рисунками вниз, а рубашками вверх – это игровое поле. Дети поочерёдно проговаривают стихотворение, передвигая фигурку по игровому полю в любом направлении, кроме диагонального и не перескакивая через карточки.

Картинка, на которой остановилась фишка, переворачивается и игрок составляет предложение типа:

– Осёл купил колбасу.
– Негритёнок подобрал сковородку.
– Мишка нашёл шайбу.
– В сугробе спряталась (или спит) собака.

Далее возможно 3 варианта продолжения игры:

вариант №1
Рекомендуется при освоении игры, с детьми младшего возраста и тогда,
когда время игры ограничено.

Читайте также:
Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Картинка остаётся лежать лицевой стороной вверх, ход переходит к следующему игроку.

Ребёнку нужно рассчитать траекторию движения фишки так, чтобы проложенный маршрут не привёл его к уже «разгаданной» карточке.

Картинка снова переворачивается рубашкой вверх, ход переходит к следующему игроку.

Этот вариант тренирует зрительную память и внимание – ведь чтобы повторно не перевернуть уже «разгаданную» карточку, дети должны удерживать в памяти её расположение, а не только рассчитать маршрут, как в предыдущем варианте.

Разгаданная карточка убирается с игрового поля либо просто в стопку, либо в дополнительные атрибуты, о которых мы говорили ранее (тележка, корзина и т.п.) При этом прежде чем передать ход следующему игроку, водящий должен перечислить все предметы, убранные с игрового поля:

в тележке у ослика лежат яблоко, лом, колобок, лопата…
– в корзинке/рюкзаке/ранце у негритёнка хранятся рубин, сарафан, груша, карандаш
– в лукошке/мешке у мишки лежат шорты, шампунь и швейная машинка
– в сумке лис несёт самосвал, бусы, сапоги

К окончанию игры список предметов увеличивается, игра усложняется, у детей развивается речеслуховая память. Передвигаться по игровому полю тоже становится сложнее, ведь ни наступать, ни перепрыгивать «ямы» нельзя.

Основной этап игры заканчивается тогда, когда искомая карточка будет перевёрнута.

Обратите внимание, что одно и то же стихотворение во время игры, дети проговаривают до 10 раз, следя при этом за речью друг друга.

Детям предлагается рассказать, как герой стихотворения будет использовать найденные / купленные предметы

Можно предложить рассортировать эти предметы по количеству слогов, позиции автоматизируемого звука в слове, принадлежности к обобщающим понятиям. Найти слова-рифмы, составить предложения с найденными словами.

Если учитель-логопед предполагает проведение дополнительного этапа, особенно внимательно нужно отнестись к подбору карточек, выкладываемых на игровое поле.

Игры этого комплекса можно использовать и в случае, когда перед детьми и логопедом стоит задача дифференциации смешиваемых звуков. В таком случае рифмованный текст предлагается на один звук (или группу звуков), а картинки подбираются на оппозиционные звуки.

Компактность и мобильность этих игр облегчает подготовку к занятиям, даёт возможность чутко и своевременно отреагировать на изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений детей.

Во время этих занятий происходит не только автоматизация поставленных звуков в словах и фразах, расширяется словарный запас, но и улучшается функция самоконтроля, укрепляется психологическая база речи (память, восприятие, внимание, мышление)

Данные игры мы практикуем в течение трёх учебных лет. Благодаря использованию различных вариантов и постепенному введению дополнительных атрибутов, они не приедаются детям и всегда являются для них приоритетными при выборе. Положительный эмоциональный фон, непринуждённая атмосфера, а так же азарт и стремление к победе позволяют быстрее включить автоматизируемые звуки в спонтанную детскую речь, что и является целью нашей работы с дошкольниками в детском саду.

Мы надеемся, что предлагаемые игры смогут стать для практикующих логопедов и заботливых родителей бесценными помощниками в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия 'Поездка в цирк'

Использование игр-ходилок для повышения эффективности процесса автоматизации звуков

Проскурина Людмила Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ № 5 «Сказка» г. Мыски, Кемеровской области

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому использование игр при автоматизации звуков является наиболее эффективным приёмом для достижения коррекционных целей, способствует повышению познавательной активности ребёнка, снижает уровень стресса, сохраняет его эмоциональное и психологическое здоровье.

Автором разработаны игры – «ходилки» для автоматизации поставленных звуков на любом этапе работы. Данные игры способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала; проявлению самостоятельности выбора на более поздних этапах работы, когда ребёнок, в качестве поощрения, в конце занятия сам имеет возможность предложить поиграть в ту или иную игру; повышению самооценки ребёнка и уверенности в собственном успехе.

Игры изготавливаются двумя способами. На листе ватмана наклеиваются соответствующие картинки, стрелки для перехода вперёд или назад, значки, обозначающие пропуск хода или повторный ход. Для изготовления игр можно использовать готовые игровые поля, наклеив на них картинки. Для долговременной службы пособия желательно обкелить их скотчем.

Игроки поочерёдно бросают игральный кубик и делают столько ходов, сколько точек выпало на кубике, выполняя учебное задание, предложенное логопедом в данной игре. Стрелки указывают движение вперёд или назад, кружки на некоторых картинках обозначают пропуск хода, который, по договорённости, можно заменить, например, на пятикратное повторение учебного материала или на повторный ход игрока, если есть необходимость сократить время игры. Учебный материал предлагается логопедом в зависимости от того, какой звук закрепляется и на каком этапе автоматизации находится данный звук (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях).

1. Игра «Травка – лёд»

  1. Учить детей дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.
  2. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
  3. Формировать тонкие слуховые и произносительные дифференцировки.

На игровом поле помещаются изображения травы и кусочка льда. Перед началом игры договариваемся, что будем произносить на каждое изображение. Например, при дифференциации звуков «Л – Ль» на уровне слога, травка – «ЛЯ», лёд – «ЛА»; на уровне слова, травка – «лейка», лёд – «лопата»; на уровне словосочетания, травка – «ленивый Лёня», лёд – «милая Лада»; на уровне предложения, травка – «Лена любит лимонад», лёд – «Мила гладит лошадку».

2. Игра «Мышка – мишка»

  1. Учить детей произвольно изменять тембр голоса.
  2. Закреплять произношение поставленных звуков.
  3. Развивать воображение.

На игровом поле помещаются изображения мишки и мышки. Ребёнку предлагается произносить с опорой на картинки слоги, слова, словосочетания предложения с автоматизируемым звуком низким, грубым голосом, как мишка или тонким, высоким, как мышка.

3. Игра «Дудочка – барабан»

  1. Учить детей произвольно изменять силу голоса.
  2. Развивать выразительность речи.
  3. Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения дудочки и барабана. Ребёнку предлагается произносить слоги, слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, изменяя силу голоса, в соответствии с картинками. Если нарисована дудочка, говорим тихо, как играет дудочка, если нарисован барабан, говорим громко, как стучит барабан.

4. Игра «Самолёт – черепаха»

  1. Учить детей произвольно изменять темп речи (ускорять, замедлять).
  2. Корректировать у детей нарушения темпа речи.
  3. Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения самолёта и черепахи. Ребёнку предлагается произносить слоги, слова, словосочетания, предложения в соответствии с картинками. Если нарисован самолёт, то говорим быстро, как летит самолёт, а если нарисована черепаха, то говорим медленно, как ползёт черепаха.

Читайте также:
Плюсы и минусы в работе логопеда

5. Игра «Я, ты, мы, Вы, он, она, они»

  1. Учить детей правильно спрягать глаголы.
  2. Учить детей правильному построению фразы и согласованию глаголов с другими частями речи.
  3. Закреплять произношение поставленных звуков на уровне предложения.

На игровом поле помещаются изображения детей (ребёнок показывает на себя – «я», на другого ребёнка – «ты», на других детей – «они», на взрослого – «Вы», детей, держащихся за руки – «мы», девочка – «она», мальчик – «он», группа детей – «они»). Ребёнку предлагается изменять предложение с неопределённой формой глагола, опираясь на схематичное изображение местоимений. Например, при автоматизации звука «Ш» предлагается фраза «кушать пшённую кашу» («Я кушаю пшённую кашу. Ты кушаешь пшённую кашу. Мы кушаем пшённую кашу.» и д.т.).

6. Игра «1 – 2 – 5 – много – нет ни одного»

  1. Обучать детей правильному согласованию количественных числительных с именами существительными и прилагательными.
  2. Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения кружков в количестве 1, 2, 5, много и пустой квадрат. Педагог предлагает ребёнку представить, что вместо кружков в каждом квадрате нарисованы, например, ракеты и даёт задание назвать, сколько ракет нарисовано в каждом квадрате. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях и даются задания назвать, например, сколько «красивых ромашек», в предложениях – сколько «У Ромы красных карандашей».

  1. Учить детей произносить слова, словосочетания, предложения в соответствии с эмоциональным состоянием, изображённым на картинке.
  2. Формировать у детей эмоционально выразительную речь.
  3. Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения различных эмоций. Ребёнку предлагается произнести слово, словосочетание или предложение с определённым эмоциональным выражением, опираясь на изображения.

  1. Учить детей согласованию имён прилагательных и имён существительных в роде и числе.
  2. Закреплять названия основных цветов и их оттенков.
  3. Закреплять правильное произношение поставленных звуков на уровне словосочетаний и предложений.

На игровом поле помещаются квадраты различного цвета, в зависимости от автоматизируемого звука. Логопед называет слово с автоматизируемым звуком, а ребёнок согласует их с прилагательными, опираясь на цветовой ряд (например, «лодка» – голубая лодка, жёлтая лодка, белая лодка, шоколадная лодка; У Володи белая лодка. У Володи голубая лодка. У Володи жёлтая лодка. У Володи шоколадная лодка.)

9. «Различаем звуки»

  1. Учить детей самостоятельно произносить звуки «С – Ш», «Р -Л», слоги, слова и предложения с этими звуками с опорой на схематические изображения артикуляции.
  2. Дифференцировать поставленные звуки изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.
  3. Учить детей соотносить артикуляционный уклад со схематическим изображением артикуляции данного звука.

На игровом поле помещаются изображения схематичные изображения артикуляции звуков («Ш» – кружок со стрелкой вверх, «С» – полукруг со стрелкой вниз; «Р» – кружок с волнистой стрелкой вверх, «Л» – с прямой стрелкой вверх. Предварительно педагог с ребёнком повторяют артикуляцию дифференцируемых звуков, соотносят со схематичным изображением. Затем педагог и ребёнок договариваются, что произносится на каждый из символов, затем ребёнок «расшифровывает» предложенные в таблице знаки. («ША,ША, СА, ША, СА» и т.д.; « шапка, сумка, шапка, шапка, сумка, шапка» и т.д., «У Миши машинка. У Сони стакан. У Миши машинка.» и т.д.)

  1. Учить детей правильно употреблять предлоги
  2. Закреплять у детей понятия о пространственных отношениях между предметами.
  3. Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются схематичные изображения предлогов. Ребёнку предлагается картинка с изображением предмета с автоматизируемым звуком. Логопед и ребёнок договариваются, что квадрат это стул, а кружок это собака. Необходимо с опорой на схематичное изображение предлогов составить словосочетания с данным словом «Собака на стуле. Собака под стулом. Собака за стулом» и т.д.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Транспорт

11. Игра «Сколько предметов»

  1. Учить детей правильно согласовывать количественные числительные с именами существительными и прилагательными в роде и числе.
  2. Закреплять произношение поставленных звуков на уровне слов, словосочетаний и предложений.

На игровом поле вперемешку помещаются цифры от 1 до 10. Ребёнку предлагается слово, словосочетание или предложение с заданным звуком, необходимо назвать количество предметов в соответствии с цифровым рядом. («Одна сумка, две сумки» и т.д. «Одна красная сумка, две красные сумки» и т.д. «У Сони одна сумка. У Сони две сумки» и т.д.)

12. Игра «Где предмет?»

  1. Развивать у детей понимание пространственных отношений.
  2. Учить детей самостоятельно составлять словосочетания с предлогами.
  3. Закреплять произношение поставленных звуков на уровне словосочетаний и предложений.

На игровом поле помещаются изображения предметов. В зависимости от автоматизируемого звука, выбирается нужная линейка картинок. Например, при автоматизации звука «С» это могут быть санки, стул, миска, весы, сумка, стол. Ребёнку предлагается предметная картинка с закрепляемым звуком. Необходимо называть, где находится предмет, изображённый на картинке, в соответствии с картинками на линейке. Например: «Стакан на санках, стакан на стуле, стакан у собаки, стакан на весах, стакан в миске, стакан на столе».

Ходилки-бродилки – авторская методика автоматизации звука

Автор: Старченко Татьяна Сергеевна

Организация: МБДОУ ДС комбинированного вида №15 «Дружная семейка»

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Ломоносова Зоя Викторовна

Организация: МБДОУ ДС комбинированного вида №15 «Дружная семейка»

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Чумаченко Евгения Юрьевна

Организация: МБДОУ ДС комбинированного вида №15 «Дружная семейка»

Населенный пункт: г. Белгород

В настоящий момент вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает одно из важных мест в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Часто отклонения в развитии ребенка приводят к его изоляции или ограничении общения с социумом.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности, самореализации, установившей гармоничную систему отношений с другими людьми, общества. Накопление ребёнком самостоятельности и необходимого социального опыта под руководством взрослых способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольников. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте при создании определенных условий процесс социализации проходит эффективно. Одним из особых ведущих средств социализации дошкольников, является игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе.

Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Игра формирует у ребенка навыки социального поведения, помогает освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, то есть именно игра формирует личность ребенка.

В организации игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, что поможет создать такие ситуации, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группы детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком можно достигнуть того уровня его развития, который максимально соответствует его возможностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность, выбранной темы обуславливается тем, что игровая деятельность всегда была и остается особой сферой активности детей, так как природа создала детские игры для всесторонней подготовки ребенка к дальнейшей жизни.

Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Актуальностью вышесказанного обуславливается использование в совместной деятельности с детьми авторских настольно-печатных игр «Ходилки-бродилки», как одних из видов дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Причины использования игр в деятельности с детьми:

1) Время требует перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.

2) Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

3) Развиваются новые психологические прогрессивные образования, и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника – нет интереса к учебе у школьника.

4) Возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

5) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Настольные игры «Ходилки-бродилки» выполняют ряд следующих функций:

– дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе;

– узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения;

– дают возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;

– тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.

Методика проведения игр

Свою работу по обучению детей настольно-печатным играм мы строем в несколько этапов:

1 этап: Подготовительный

– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения игры;

– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;

– определение количества играющих;

– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

– подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.

2 этап: Проведение игры

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

– объяснение хода и правил игры;

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

– определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);

– проведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

3 этап: Анализ проведенной игры

– направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (С) и буква С

В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры. Подбор игр осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой лексической темы образовательной деятельности ДОУ.

Таким образом, в заключение выше всего изложенного можно отметить, что систематическое использование игр «Ходилок-бродилок» способствует всестороннему развитию детей, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность и закрепить пройденную лексическую тему в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Мы представляем вашему вниманию авторские игры «Ходилки-Бродилки», сделанные своими руками по некоторым лексическим темам которые мы используем в работе с детьми и предлагаем подробно их посмотреть в Презентации.

Презентацию см. в приложении.

Список используемой литературы

  1. Виммельбухи. Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов. – М., Издательство: Клевер-Медиа-Групп, 2019. – 39 с.
  2. Винокурова Н. – 200 развивающих заданий на весь год. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017. – 127с.
  3. Еще одна большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов. Гл.ред. Измайлова Е. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016. – 64с.
  4. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 349с.
  5. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с.
  6. Мейер О. Самые запутанные головоломки и кроссворды. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017. – 47с. 7. Мейер О. Таинственные ребусы и шифры. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2017. – 48с.
  7. Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016.
  8. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Времена года: пособие для логопеда / Н.А.Сорокина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2015.
  9. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.

Задание № 7. «Ходилки-бродилки». Автоматизация звуков.

Тема «Транспорт» (2-ая неделя май)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

· вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

· познакомить его с такими видами транспорта, как на­земный, воздушный, водный, подземный;

· для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Задание 2. Части транспортных средств.

Покажите ребёнку и назовите части грузового автомобиля: кабину,

кузов, капот, дверцу, фары, руль, сиденье, мотор, колёса;

самолёта: нос, хвост, крылья, иллюминаторы, трап, шасси, корпус;

катера: нос, корма, палуба, иллюминаторы, мачта, каюта, штурвал;

Задание 3. Игра «Веселый счет»

Один самолет, два самолета, три …, пять самолетов.

Одна машина, две машины . пять машин.

(поезд, вертолет, катер, корабль, лодка).

Задание 4. Игра «Подбери признак»

Машина (какая?) — . автобус (какой?) — .

самолет (какой?) — . , корабль (какой?) – ….

Задание 5. Игра «Один – много»

Самолет — самолеты, машина – . самокат – …,

Трамвай – …, автобус – …, троллейбус -…,

Вертолет- …, поезд – …, велосипед – .

Задание 6. Игра «Четвертый лишний».

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, ракета.

Задание 9.

Нарисуй большой машинке широкую дорожку. По какой дорожке едет маленькая машинка? (по узкой)

Задание № 10 Дифференциация понятий по теме «Временв года»

Тема: «Насекомые» (3-ая неделя май)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

Читайте также:
Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

– спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изме­нения произошли в природе, в жизни насекомых;

– побеседовать с ребенком о насекомых;

– в парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, ба­бочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;

– рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюш­ко, ноги, крылья, усики);

– рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;

– рассказать, что муха — вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

Задание 2. Игра «Закончи предложение».

Муравей сидел около….

Жук спрятался под….

Гусеница сидела на . .

Божья коровка ползла по . .

Задание 3. Игра «Бывает — не бывает».

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Ба­бочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабоч­ка поймала девочку.

Задание 4. Игра «Подбери признак»

ба­бочка (какая?) — . муравей (какой?) — . ,

муха (какая?) – …, жук (какой?) – ….

Задание 6. Соедини линией кто, где живет.

Задание № 7 Назови весенние месяцы

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 51 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автоматизация звуков в игровой форме у детей дошкольного возраста

Класс: д/с

Фонетическая сторона речи это структурный компонент речи, нарушение его часто приводит к расстройству других уровней этой системы (лексики, грамматического и синтаксического строя речи, связное высказывание).

Фонетические расстройства являются очень распространенными, причем, как изолированными, так и в структуре других дефектов.

Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из 4 этапов:

  1. подготовительный;
  2. этап постановки отсутствующих звуков;
  3. этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
  4. этап дифференциации звуков.

Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.

На подготовительном этапе формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для отработки определенных положений губ, языка, необходимых, как для правильного произношения всех звуков, так и для звука той или иной группы.

Основная цель работы на этапе постановки отсутствующего звука это добиться правильного звучания изолированного звука. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание привычных, неправильно сформированных движений, и выработку новых. Для того чтобы выработать новые динамические стереотипы необходимо придерживаться правила, согласно которому звук (или пара звуков при их дифференциации) должен быть тщательно проработан сначала в изолированной позиции, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику с целью выработки определенных положений органов артикуляционного аппарата. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Речевые игры помогают сделать занятие для детей интересными, эмоционально-окрашенными и познавательными, что облегчает процесс усвоения правильного произношения звуков.

«Лабиринт»

Цель: выработать у детей определенные движения органов артикуляционного аппарата и воздушной струи необходимые для правильного произношения звуков [ш], [ж].

Оборудование: игровое поле, сказочные персонажи.

Ход игры: Попугай Кеша хочет вернуться домой, помоги Кеше добраться до дома, научи его выполнять упражнения для губ и языка правильно.

Правила игры: Ребенок передвигает сказочного героя в направлении указанном стрелкой, после того как выполнит упражнение правильно.

Примечание: Для игры можно использовать разные игровые ситуации. В соответствии с ситуацией подбираются сказочные персонажи.

«Звуковые линии-дорожки»

Цель: закрепить у детей изолированное произношение звука [л].

Ход игры: Проведи пальчиком по линиям взлета летающей тарелки, самолета и вертолета, произноси Л___Л___Л___. Потом прочерти в воздухе каждую из линии, не забывай произносить Л___Л____Л____

Читайте также:
Как добиться согласованности с родителями в работе по развитию речи

При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при дизартрии) процесс автоматизации изолированного звука затягивается. А многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Для облегчения этого процесса можно использовать прием – писание и говорение.

«Обводилочки-говорилочки»

Цель: закрепить у детей изолированное произношение звука [ж].

Ход игры: На лугу очень жарко. Помоги пчелкам добраться до улья, а жукам спрятаться под листья. Проведи по точкам линии-дорожки, не забывай произносить Ж___Ж___Ж___

«Слоговые рукавицы»

Цель: автоматизация звука [ц] в прямых слогах.

Ход игры: Цапля связала для цыплят рукавицы. Рукавицы перепутались. Помоги цыплятам. Найди пару каждой рукавице. Положи рукавицу рядом с парой и произнеси слог ЦА.

Примечание:Ребенок находит нужную рукавицу, кладет ее рядом с парой (место обозначенное пунктирной линией) и произносит заданный слог. Аналогично прорабатываются слоги ЦЫ, ЦО, ЦУ и др.

«Ходилки-Бродилки»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Примечание: Для игры понадобятся цветные фишки или пуговки по количеству игроков, кубик с точками. Пересчитываются все “выпавшие” точки и совершается такое же количество шагов по игровому полю. При этом ребенок называет все картинки встретившиеся ему на пути. Если рядом с картинкой нарисованы ножницы, нужно разделить слово на слоги и назвать слог со звуком [ш].

Картинки: шар, шарф, шайба, шапка, шахматы, шаль, шоколад, шина, шило, ширма, шипы, шиповник, шея, шут, шуба, шорты, шампунь.

«Улица»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Ход игры: На улице живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Проведи от картинок стрелочки к нужным домикам.

Картинки: шуба, шапка, шина, штаны, лошадь, кошка, машина, кувшин, карандаш, душ, мышь, малыш.

«Игра в прятки»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Оборудование: игровое поле, фишки (пуговицы) для обозначения животных.

Ход игры:

Животные, в названии которых есть звук [ш] решили поиграть с тобой в прятки. Они спрятались, но тени их видны. Угадай и назови всех, кто спрятался. Сосчитай всех мышек (кошек, лягушек и др.) Пример. «Одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек».

Картинки: кошка, мышка, лягушка, мишка, мартышка, мушка, несушка.

«Составь предложение»

Цель: учить составлять предложения по двум (трём и т.д.) заданным картинкам.

Ход игры: Придумай предложение по картинкам, при этом используй как можно больше слов с заданным звуком.

При изготовлении игр использован речевой материал из пособий А.И.Богомоловой, М.Ф.Фомичевой,Т.Куликовской и других авторов, идеи из «Азбуки правильного произношения» Е.М.Косиновой, программа Adobe Photoshop CS5; картинки из сети Интернет.

Литература

  1. Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж: Пособие для детей с нарушениями речи. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. 2004. – 208с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989. – 239с. Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И.В.Баскакина, М.И.Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с

Авторские дидактические игры на автоматизацию звуков [р], [рь] для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Авторские дидактические игры на автоматизацию звуков [р], [рь] для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Читайте также:
Семинар-практикум для педагогов Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

Просмотр содержимого документа
«Авторские дидактические игры на автоматизацию звуков [р], [рь] для старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Авторские дидактические игры на автоматизацию звуков [р], [рь] для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Безухова Ольга Владиславовна, воспитатель, учитель – логопед ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга

Трушина Любовь Павловна , учитель – логопед ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга

А. С. Макаренко писал:

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка… Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет . Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Личная индивидуальная деятельность

Взаимодействие в коллективе

КОМПОНЕНТЫ ИГРЫ

Обучение с увлечением

Развитие психических процессов

  • Игры можно проводить не только в образовательном учреждении, но и дома.
  • Игра – ключ в руках родителей, с помощью которого можно развить у детей красивую, гармоничную речь, мышление, внимание и память; установить контакт с ребёнком и сблизиться с ним.

Слово « лото » пришло к нам из итальянского языка « loto » значит – лотерея. Именно в Италии в 1530 г. была проведена первая игра в лото.

“Домино” – французское слово. Так называлось зимнее одеяние католических священников, которое было черным снаружи и белым внутри.

“Домино” – это также маска, сочетающая черный и белый мотив. В игре домино – это небольшие пластинки, изготовлявшиеся из слоновой кости или просто кости с небольшими, круглыми вставками черного дерева.

Игра домино была изобретена примерно в 1120 г. до н.э. и произошла от игральных костей, которые некогда были ввезены из Индии в Китай.

Игры ходилки – одни из самых популярных! « Ходилками » или « бродилками » называют игры, где необходимо путешествовать по различным уровням и платформам, часто выполняя какие-то задания. Именно поэтому можно встретить еще и название « платформеры » .

Memory – игра, которая есть практически у каждого ребёнка в доме. У нас её часто называют «парочки». И название у неё говорящее, «Memory». В переводе с английского звучит ясно: «Память». Мемори – увлекательная обучающая игра, в которую может играть любое число участников. Свое название настольная игра мемори получила от англ. memory (память) и данная игра на развитие памяти и внимания полностью оправдывает свое название.

Лексический материал для автоматизации [Р], [Р’]

по сказкам Шарля Перро «Спящая Красавица», «Золушка», «Пряничный домик», «Красная шапочка»

Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

Аннотация: В работе над словосочетанием использование фразеологизмов позволяет учителю-логопеду решать ряд коррекционных задач, способствует воспитанию у учащихся интереса к русскому языку. В статье предлагаются задания, которые учитель-логопед может использовать не только в коррекционной работе, но и в работе по массовой профилактике нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

В начальной школе изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи. Фразеологизмы делают речь более яркой, экспрессивной.

Ученикам важно не только правильнозапоминать и понимать их значение, но необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.

Читайте также:
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами - конспект и презентация

Учитель-логопед на своих занятиях использует работу над фразеологизмами для стимулирования развития речи и языковой интуиции детей, для накопления ими положительного речевого опыта. Идет обучение младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний.

Это позволяет не только обогащать словарь учащихся, формировать образность речи, но и использовать работу над фразеологизмами как средство расширения кругозора учащихся с речевыми проблемами.

Вашему вниманию предлагаются задания, которые учитель-логопед может использовать не только в коррекционной работе, но и в работе по массовой профилактике нарушений письменной речи в начальной школе.

В 2017/18 уч. г. мною была проведена такая работа с учениками 4-х классов общеобразовательной школы (охвачено 90 чел.).

Была предусмотрена работа в парах. Все задания были представлены на листе формата А 4. Учащиеся большую часть заданий выполняли самостоятельно. В конце урока были проведеныфронтальная проверка правильности выполнения заданий; рефлексия.Результаты своей работы оценили 59 человек (два класса из трех).

Они представлены в диаграмме (Приложение 1).

1. Поставьте буквы в нужном порядке, запишите тему.

Е Ы З И Ф А О З Г Р Л М О
5 13 11 10 1 3 6 4 9 2 7 12 8

2. Составьте устойчивые сочетания, запишите(анализ слов на слух):

А) 1 и последнюю буквы: Надежда,довезу, тень, газету, балконы. Надуть губы.

Б) 2 и 3 буквы: Указ, ушастый, август, солома, совушка, не. Каша в голове.

3. Поставьте ударение, из ударных слогов составьте предложение.

Хамелеон, поранился, забота, тащит, етка, спуски, котята, ворует, макака, голова.

Он работает спустя рукава.

4. Составьте устойчивые выражения, выбирая слова разных частей речи.

А) Подчеркните нужные существительные:

  • Сломать (нож, лёд, цепь, мел),
  • проглотить (обиду, лимон, язык, ложку),
  • держать (ручку, трубу, полку, слово),
  • вешать (нить, душ, нос, кран),
  • делать (поделку, колесо, пироги, погоду).

Б) Вставьте нужные прилагательные (красный, розовый, синий, чёрный).

  • Видеть в …(розовом) цвете.
  • Держать в …(чёрном) теле.
  • Проходить…(красной) нитью.
  • Гореть …(синим) пламенем.

В) Вставьте нужные глаголы:

  • …(Смотать) удочки.
  • Искры из глаз …(посыпались).
  • Звёзд с неба …(не хватает).
  • …(Разложить) по полочкам.

5. Подберите к каждому фразеологизму синоним:

Он часто бьёт баклуши. Счастливый
Он родился в рубашке. Ленивый
Он умеет пускать пыль в глаза. Непостоянный
У него семь пятниц на неделе. Хвастливый

6. Оцените свою работу (да, нет, не знаю):

а) Было ли интересно на уроке?

б) Понравилось ли работать в парах?

в) Можно ли считать эту работу успешной?

г) Какие эмоции испытываете в конце урока? (положительные, отрицательные, не знаю).

Выводы:

1. Учащиеся 4-х классов умеют оценить свои эмоции и форму работы;испытывают затруднения при оценке самого урока (ответ «не знаю» — 22%) и своей успешности при выполнении заданий (ответ «не знаю» — 30% учащихся).

2. Была проведена работа по предупреждению специфических ошибок на письме (развитие фонематического слуха, развитие слогового анализа и синтеза, формирование грамматического строя речи (работа над согласованием).

3. Учащиеся сделали выводы о том, как писать без ошибок; что нужно сделать, чтобы ошибок по русскому языку было меньше.

Приложение 1

Морозова Елена Александровна,
учитель-логопед

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: