Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом
статья по развитию речи

«Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу –

И как его достать?

Ну помогите ж мне!»

(Соня Шаталова, одаренный ребенок –аутист)

В настоящее время в обществе активно обсуждаются проблемы рождения детей с аутизмом, за последние пять лет зарегистрированных случаев аутизма стало на 78% больше. “Аутизм – это социальная катастрофа”,- считает Фред Волкмар. Образованию и науке необходимо ориентироваться на новый вид ребенка – аутиста, определять и реализовывать их образовательный, личностные и жизненные потребности.

Ключевой проблемой, и основным признокам детского аутиста,является полное или частичное отсутствие коммуникации,как вербальное, так и невербальное . Обычноое общение со сверстниками, беседы о своих делах,проблемах, интересах, переживания ,все это в большей степени невозможно для этих детей.

Речевые и коммуникативные трудности детей с аутизмом зависят от их когнитивного и социального уровня развития, а также уровня развития функциональной и символической игры, и влияют, в свою очередь, на успешность овладения многими другими навыками в процессе обучения.Задача педагогов, помочь детям,приодалеть эти коммуникативно – речевые трудности , даже минимальная положительная динамика,будет являтся уже большим успехом .

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_kommunikativno-rechevogo_razvitiya_u_detey_s_autizmom.docx 15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом

«Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу –

И как его достать?

Ну помогите ж мне!»

(Соня Шаталова, одаренный ребенок –аутист)

В настоящее время в обществе активно обсуждаются проблемы рождения детей с аутизмом, за последние пять лет зарегистрированных случаев аутизма стало на 78% больше. “Аутизм – это социальная катастрофа”,- считает Фред Волкмар. Образованию и науке необходимо ориентироваться на новый вид ребенка – аутиста, определять и реализовывать их образовательный, личностные и жизненные потребности.

«Аутист», в переводе с латинского означает «погружённый в себя», ребенок, который больше других нуждается в понимании, но к сожалению, имеющий большие проблемы в области коммуникации.

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет развитый словарный запас, у него все равно остаются большие проблемы с общением.

Нарушение коммуникации и речи при аутизме очень разнятся – от невозможности приобрести любых функциональных речевых навыков к богатому и развитому словарю и способности вести разговоры на любые, интересные ему темы, при этом не всегда учитывается интерес собеседника к теме разговора. Из этого следует, что для данных детей. характерным является нарушение социального аспекта речи.

Отличительной чертой коммуникативно – речевого развития аутичных детей является употребление эхолалий (отсроченной во времени речевой продукции) и повторяющееся навязчивое употребление слов, фраз и вопросов.

Большинство детей, имеют элементы звукоподражания, звукопроизношения, умеют говорить. Но имеют проблемы с использованием речи и пониманием слов и высказываний, интонацией и ритмом речи.

Значительное количество детей с аутизмом не поддерживает зрительный контакт, имеет низкий уровень концентрации внимания и не используют жесты с целью компенсации коммуникативных трудностей. Проблемой среди детей с аутизмом может быть неправильное использование личных местоимений.

Некоторые дети рано учатся читать, быстрее изучают русский и английский алфавит, но сталкиваются с трудностями в понимании прочитанного. По меньшей мере, одна треть детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра не пользуются языком вообще.

Педагогам необходимо проводить коррекционные, развивающих занятия, правильно и грамотно, и поэтапно организовывать свою работу.

Многие специалисты выделяют три основных этапа по развитию коммуникации и речи у таких детей:

– первый этап направлен на формирование первой группы коммуникативных навыков — интереса к партнеру и желания взаимодействовать с ним. Основная задача этого этапа состоит в определении мотивационных стимулов каждого ребенка. Чтобы возникла мотивация к коммуникативному взаимодействию, необходимо найти поощрения или мотивационные стимулы. Например, если ребенок очень любит шоколад, вы можете дать ему кусочек шоколадки, но только после того, как он выполнит ваши требования.

– второй этап — формирование невербальных навыков коммуникации. Для достижения этой цели логопед в процессе деятельности обогащает собственную речь, мимику эмоциональными средствами выразительности.

-третий этап — формирование вербального компонента речи. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются сложности с пониманием речи, нарушения в работе с символами. Данное обстоятельство во многих случаях исключает обучение с помощью слов. Ребенок, может быть, хочет понять речь взрослого, но не имеет такой возможности в силу нарушения символической функции речи.

С учетом данной особенности процесс работы строится следующим образом: – даются короткие и четкие инструкции;

– используются подсказки (позволяют правильно выполнить инструкцию);

-требуемые реакции формируются постепенно;

– использование визуальных вспомогательных материалов;

– использование альтернативных методов коммуникации.

– сложное действие раскладывается на простые;

В любом случае, сложности с коммуникативно – речевым развитием аутичных детей могут быть частично преодолены, и любой минимальный результат, будет является большим успехом педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Тезисы:1.Важнейшие составляющие коммуникативной деятельности.2. Основные направления работы.3. Влияние развития двигательной сферы на коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста с ОВЗ.

Особенности речевого развития у детей с аутизмом

В данной презентации содержится материал, который может оказаться полезным для учителей-логопедов, дефектологов, психологов при работе по развитию речи у детей с аутизмом.

Особенности и этапы развития мышления детей дошкольного возраста

Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь.

Особенности художественно-эстетического развития детей с аутизмом

Последовательная коррекционно-развивающая работа средствами искусства заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на детей с аутизмом, что способствует раскрытию их внутреннего потенциал.

Военно-спортивная игра “Зарница” .Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в игру-соревнование.

Понятие “самооценка” в педагогической науке : сущностные характеристики, возрастные особенности и факторы развития самооценки детей.

Формирование самооценки у детей дошкольного возраста.

Особенности речевого развития у детей при детском аутизме

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 18.03.2020 2020-03-18

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Бакутина, Е. В. Особенности речевого развития у детей при детском аутизме / Е. В. Бакутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 253-257. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68189/ (дата обращения: 18.01.2022).

В своей статье я поделюсь знаниями и опытом, которыми мне «повезло овладеть», благодаря особенному воспитаннику в моей группе детского сада. Это, конечно, далеко не все, поскольку я являюсь молодым специалистом.

Ключевые слова: дети, речевое развитие, детский аутизм.

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Внешние проявления раннего детского аутизма.

  1. Аутизм. Ребенок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблема — выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребенок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
  2. Стереотипичность вповедении. Ребенку свойственна поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, бег по кругу. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясет, постукивает, вертит, крутит. Также ребенок старается избежать каких — либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
  3. Характерная задержка инарушение речевого развития, аименно ее коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребенка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задает вопросов и может не реагировать на вопросы, обращенные к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлеченно декларировать стихи. Детям с синдромом раннего детского аутизма свойственны эхолалии — неправильное использование личных местоимений: ребенок называет себя на «ты», «она», «он», или по имени, например: «Сережа хочет пить. Дай Сереже воды».

Развитие общения иигры внорме ипри раннем детском аутизме.

Возраст вмесяцах

Развитие внорме

Развитие при аутизме

Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием.

Некоторые дети очень возбудимы.

Слабый зрительный контакт.

Нет ответных социальных проявлений.

Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки («ку-ку») и др. сходные по сценарию.

Показывает объекты взрослым.

Машет рукой на прощание.

Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.

Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.

Ребенок чаще инициирует игры.

Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.

Не волнуется при разлуке с матерью.

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.

Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.

Появляются эпизоды, похожие на игру.

При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа «Догони и дотронься» в большей степени, чем общая игра с игрушками).

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.

Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками.

Часто ссорится со сверстниками.

Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.

Любит смешить других.

Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не допускает к себе других детей.

Не понимает значения наказания.

Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре.

Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Исключает нежелательных детей из игры.

Не способен понять правила игры.

Особенности речевого развития детей саутизмом.

При раннем детском аутизме часто отмечают отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную к нему речь. В возрасте 2–2, 5 лет отмечается отставание речи от возрастной нормы. Этому, как правило, предшествует какое — либо соматическое заболевание, психологические травмы или другие отрицательные воздействия. Ухудшение речи влечет за собой нарастание трудностей в моторике. Несмотря на утрачивание внешней речи, внутренняя речь ребенка сохранна и способна развиваться. Только после длительного и внимательного наблюдения можно увидеть эту особенность речи ребенка с РДА. На первый взгляд может показаться, что ребенок совсем не понимает обращенную к нему речь, так как он далеко не всегда и не сразу выполняет речевые инструкции. Однако, многое зависит от ситуации. Так, при непроизвольном аффективном внимании ребенка речь понимается им лучше, чем при прямом контакте. Кроме того, такие дети часто не имеют возможности выполнить просьбу вследствие моторного недоразвития, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточения внимания.

Может быть и другой вариант. В этом случае отмечается задержка в становлении речи. Гуление проявляется в 3–5 мес., лепет в 5–11 мес., а иногда даже отмечается его отсутствие. Первые слова начинают появляться от 1 года 2 мес. до 3 — х лет. Эти слова не имеют даже малейшего характера обращения, а представляют собой лишь стереотипный набор слов — штампов. Типичными для этого варианта речевого развития являются стойкие нарушения звукопроизношения, перестановка звуков в словах, замедленный темп речи, только в редких случаях отмечается ускоренный темп. В связи с понижением психического тонуса у ребенка с ранним детским аутизмом не возникает побуждений к речевой деятельности, поэтому его словарный запас накапливается медленно, за счет механического запоминания и закрепляется благодаря склонности ребенка к стереотипиям. У такого ребенка сильно затруднено развитие фразовой речи, спонтанные фразы аграмматичны, то есть в речи не употребляются предлоги, слова не изменяются по родам и числам, глаголы в речи встречаются преимущественно в неопределенной форме, прилагательные практически отсутствуют.

К. Гилберг и Т. Питерс считают, что при аутизме имеет место нарушение речи и языка. При аутизме в основании дефекта в большей степени лежит нарушение понимания коммуникации. Основная проблема — ограниченная способность человека понимать значение коммуникации, а именно: обмена информацией между двумя людьми. Речевые расстройства затрудняют контакт с окружающими, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Таким образом, психические и речевые нарушения у детей с синдромом раннего детского аутизма многогранны и имеют свои специфические особенности.

Особенности коррекционно— развивающей работы сдетьми

с ранним детским аутизмом учителя— логопеда вусловиях ДОУ.

Первое, что наиболее важно при работе с такими детьми, это установить эмоциональный контакт. Это очень сложный и долгий процесс. Здесь подойдут такие игры:

– «Занимательная коробка». Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику.

После установления эмоционального контакта, я стала использовать различные игры и упражнения на развитие мелкой, а чуть позже и общей моторики. Здесь мне помогли следующие виды деятельности:

– рисование кончиками пальцев на песке, по манке;

– лепка пластилином, тестом;

– нанизывание бус, макарон;

– выкладывание различных картин при помощи кабошон, пуговиц;

– пальчиковые игры с проговариванием.

На развитие общей моторики я использовала небольшие стихотворения с движениями, например:

«Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг (показать друг на друга).

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)».

На артикуляционную гимнастику я использовала в начале сухой бассейн, куда прятала простые упражнения. Ребенок доставал изображение и повторял то, что нарисовано на картинке. А уже через время я стала использовать картотеку «Сказки о Веселом язычке».

Дыхательные упражнения использовались в основном: «Подуй на листок», «Подуй на ладошки», «Подуй на кораблик» и др.

Немаловажную роль также играли игры на звукоподражание:

– «Повторюша»: способствует расширению словарного запаса ребенка, а также дает ему возможность послушать и повторить разнообразные звуки.

Словарный запас у таких детей количественно и качественно неполноценен, представлен обиходно-бытовой лексикой. В речи наблюдаются стойкие аграмматизмы. Для развития используются следующие направления:

  1. обогащение предметного и глагольного словаря;
  2. формирование грамматического строя речи:
  3. формирование структуры предложения; (при построении предложения большое значение имеет опора на схемы, карточки — подбор предложений к схеме, запись предложений под схемой, самостоятельное придумывание предложений по схеме);
  4. упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования; (использование игровых приёмов, картинок и вопросов на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам, родам и т. д.).

У детей с аутизмом недостаточно сформирована устная связная речь, т. е. такие дети испытывают трудности с составлением рассказов по сюжетным и сериям сюжетных картинок, с пересказом прочитанного текста.

Курганский городской инновационно-методический центр

Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра

Еще Лео Каннер (австрийский и американский психиатр, известный первыми описаниями детского аутизма и последующими работами в этой области, один из основателей детской психиатрии) отмечал характерные для аутизма особенности речи, такие как более позднее ее развитие, эхолалии (в том числе и сильно отсроченные во времени), затруднения в употреблении местоимений (дети часто говорили «ты» вместо «я» и наоборот).

Действительно, развитие речи, как экспрессивной, так и импрессивной, у ребенка с аутизмом может быть сильно задержано. Обычно это становится заметным на втором году жизни. Однако и в более раннем возрасте можно обнаружить особенности, которые отличают речь ребенка с РАС от ребенка с нормально протекающим развитием.

Для раннего развития при аутизме характерны следующие особенности прелингвистического развития: недифференцированный, сложный для интерпретации плач, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков.

Так, аутичные дети 18—36 месяцев значимо чаще используют нетипичные невербальные вокализации (визг), чем их нормативно развивающиеся сверстники и дети, уравненные с ними по речевому развитию.

Хотя речь детей с РАС может быть менее развитой, чем у детей с задержкой речи (без аутизма), существенных различий в качестве задержки речи не обнаруживается. Аутичные дети и дети с задержкой речевого развития 22—30-ти месяцев в одинаковой степени используют слова из различных категорий (звуки, животные, транспорт, игрушки, еда и напитки, части тела, предметы быта, мебель, места, люди, игры и занятия, действия, описания, местоимения, предлоги, артикли). Дети этого возраста из обеих групп используют одинаково мало слов для обозначения желаний, эмоций и психических состояний вообще. Уровень сложности грамматических конструкций одинаков в этих группах.

Существуют исследования как подтверждающие данные о том, что развитие речи у детей с аутизмом происходит по той же схеме, что и у других групп детей, так и показывающие различия между речевым развитием в разных группах (дети с ранним детским аутизмом, с синдромом Аспергера, со специфической задержкой речи и нормативно развивающиеся дети).

Так, в исследовании развития речи у дошкольников с РАС было показано, что у аутичных детей понимание слов по сравнению с произнесением слов в большей степени задержано. Однако в целом импрессивная речь у детей с аутистическими расстройствами развивалась раньше экспрессивной, как это происходит и в норме. Также группа детей с РАС отставала в развитии речи от типично развивающихся детей.

Исследователи связывают развитие речи при аутизме со способностью к имитации и разделенному вниманию в раннем возрасте. Так, дети, у которых почти или полностью отсутствовали эпизоды спонтанной имитации, показывали снижение вербальных коммуникативных навыков. Это объясня-ется тем, что на прелингвистическом уровне коммуникация опирается на невербальное поведение, такое как взгляд, жесты и пантомимика, лицевая экспрессия. Также, на ранних стадиях развития речевых навыков, речь сопровождает игру ребенка, основанную на имитации, и с помощью нее развивается.

В тяжелых случаях дети с аутизмом вообще не начинают говорить, однако даже тогда бывают способны использовать альтернативные средства коммуникации (письмо, жесты, специально разработанные пиктограммы и карточки).

В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. В большей степени это характерно для синдрома Аспергера. Ребенок может запоминать большие тексты и воспроизводить их практически дословно, использовать фразы и выражения, присущие речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор.

Приблизительно 25—30% детей с расстройствами аутистического спектра начинают говорить, однако затем теряют навыки речи. Часто это происходит между 15 и 24 месяцами, причем регресс может возникнуть внезапно или проявляться постепенно. Одновременно с регрессом речевых навыков может наблюдаться утрата возможности использовать жесты, утрата социальных навыков (глазной контакт, реакция на похвалу). Иногда регресс накладывается на уже существующие особенности ребенка, характерные для аутистических расстройств. Механизм, лежащий в основе аутистического регресса, неизвестен. Потенциальные факторы включают ускоренный рост головы, генетические нарушения, судороги или другие электрофизиологические нарушения, влияние прививок и вакцин, наруше-ния пищеварения, иммунный дефицит. Однако к настоящему времени ни для одного из этих факторов не доказана прямая связь с регрессом.

Особенности экспрессивной речи

Речевые нарушения наиболее отчетливо видны после 3-х лет. Для детей с расстройствами аутистического спектра типичны отсроченные или непосредственные эхолалии, тенденция повторять готовые фразы без самостоятельного конструирования предложений, трудности начала и поддержания диалога, замены местоимений. В речи детей нередки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

Особенности интонационной стороны речи также отличают этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, их речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.

Нарушения речи при аутизме можно разделить на пять групп по генезу и патогенетическому уровню:

• нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);

• речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

• речевые нарушения кататонической природы (вербигерации, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, паралинг-вистические нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

• речевые феномены вследствие психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня;

• расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций, контаминации и др.).

Формальные особенности речи детей с РАС

Наличие эхолалий — одна из самых распространенных особенностей речи при аутизме. Обычно эхолалии описываются как неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Эти повторения могут возникать сразу за услышанным (непосредственные эхолалии) или заметно позже (отсроченные эхолалии).

Некоторые авторы считают, что эхолалии, как повторения без смысла и видимой цели, являются показателем тяжести расстройства и затрудняют адаптацию. В соответствии с этой парадигмой разрабатываются пути коррекции эхолалий.

В то же время другие исследователи считают эхолалии примитивными попытками сохранить социальный контакт в ситуации, когда ребенок сталкивается с недоступными для него речевыми стимулами, и считают это хорошим прогностическим признаком.

В соответствии с этой парадигмой эхолалии могут быть разделены на коммуникативные и некоммуникативные. В то время как некоммуникативные эхолалии не целенаправлены и в большей степени служат ребенку для регуляции своего состояния, получения удовольствия или просто «проверки» слов, коммуникативные эхолалии могут использоваться для сообщения информации, просьбы о помощи, протеста или указания. При этом дети с расстройствами аутистического спектра используют больше коммуникативных эхолалий, чем некоммуникативных.

Общая стереотипность, свойственная детям с РАС, представлена в речи не только в виде эхолалий, но и в форме более сложных вербальных ритуалов. Вербальные ритуалы — это фиксированные последовательности высказываний, которые ребенок строит так, будто чувствует принуждение завершить их в определенном порядке. При этом ребенок может не только сам совершать вербальные ритуалы, но и принуждать к этому других.

Неологизмы — это слова, которых нет в языках, известных ребенку, их ребенок конструирует сам. Различают пассивные неологизмы (бессмысленные звукосочетания) и активные (имеющие определенный смысл). Типичное речевое развитие также включает неологизмы (их называют физиологическими), которые могут возникать у детей до пяти лет. Идиосинкразическая речь включает настоящие слова и фразы, используемые или скомбинированные человеком таким образом, который он не мог позаимствовать от других. При этом образованные словосочетания служат для передачи специфического смысла.

Дети с аутизмом используют больше неологизмов и идиосинкразической речи, чем их нормативные сверстники или умственно отсталые дети с тем же уровнем развития речи. При этом частота использования идиосинкразической речи у аутичных детей возрастает с усложнением речи, в то время как у детей с умственной отсталостью частота подобных феноменов уменьшается по мере развития речевых навыков.

Замену личных местоимений у детей с аутизмом отметил еще Лео Каннер. Действительно, личные местоимения — сложные абстрактные конструкции, которым нельзя научиться через прямую имитацию. Чтобы правильно употреблять личные местоимения, ребенок должен понимать, что в разговоре есть различные роли (говорящий; тот, кому говорят; просто слушатель, третьи лица, о которых говорят), и использование местоимений зависит от роли человека в диалоге. По-видимому, ошибки в использовании местоимений связаны с задержкой формирования сознания Я. Чувство себя и другого, преодоление детского эгоцентризма, способность к совместному вниманию также являются важными факторами в понимании использования личных местоимений, которые могут быть нарушены у детей с аутистическими расстройствами.

Нарушение или необычное использование просодических компонентов речи (ударения, интонация, темп, ритм, громкость речи) часто ассоциируются с аутистическими расстройствами. Просодика играет большую роль в коммуникации, помогая уточнить смысл фразы (например, при ударении на конкретном слове в предложении), обозначить вопросительные и утвердительные высказывания, разделить смысловые части внутри высказывания, передать эмоциональный контекст фразы.

Речь людей с аутизмом часто характеризуют как эмоционально бедную, монотонную, «механическую», маловариативную по темпу и громкости. Если интонационная окраска речи присутствует, то она может быть странной, вычурной или преувеличенной. Наибольшие трудности выявляются у людей с расстройствами аутистического спектра в понимании и использовании интонационных ударений, то есть выделения определенных слов или словосочетаний в предложении. Причем эти трудности выявляются не только у детей, но и у подростков и даже взрослых людей с аутистическими нарушениями.

Модификации и применение языка в зависимости от социального контекста называют прагматическими аспектами речи. Использование интонационных ударений во многом связано с социальным использованием речи. Для того чтобы выделить интонационно какую-либо часть фразы, необходимо понимать, что она нуждается в выделении, потому что слушатели могут интерпретировать фразу по-разному. Дети с аутизмом могут иметь трудности с таким пониманием, из-за чего во время разговора не уделяют внимания интонации. Обратный эффект непонимания того, какую именно часть фразы стоит выделить, заключается в выделении детьми с аутизмом нескольких частей фразы, из-за чего речь может носить скандированный характер. Интонационные акценты также могут расставляться непроизвольно из-за других нарушений экспрессивной речи

Для людей с расстройствами аутистического спектра характерно нарушение социальной и эмоциональной взаимности. Также они хуже распознают эмоциональную составляющую речи, передаваемую с помощью просодических компонентов, и в меньшей степени сами способны передать в речи эмоцию. По-видимому, эти явления взаимосвязаны, и нарушения эмоциональной просодики речи являются проявлением социальных трудностей.

Помимо специфических особенностей речи, характерных для аутистических расстройств, дети с аутизмом могут иметь нарушения речи, характерные для задержанного развития речи вообще: меньший активный и пассивный словарь, синтаксические трудности. При этом прослежена связь между синтаксическими и лексическими трудностями. Также показано, что общий профиль этих трудностей (если они имеются) у детей с расстройствами аутистического спектра аналогичен профилюдетей с нарушениями речи.

Особенности, связанные с социальным использованием речи

Независимо от уровня развития речи, при аутизме в первую очередь страдает возможность использования ее с целью общения. Коммуникативное использование речи предполагает ее направленность на другого человека с целью сообщить ему или получить какую-либо информацию, помощь, внимание.

Еще один аспект социального использования речи — возможность коммуницировать только с социальной целью, то есть говорить не для того, чтобы получить что-то, а для поддержания личного общения.

Показано, что основным паттерном взаимодействия с другими людьми у детей с аутизмом является «манипуляция», когда обращения детей кдругому мотивируются исключительно потребностью удовлетворения собственных нужд при полном игнорировании желаний партнера.

Существует гипотеза, объясняющая трудности социальной коммуникации у детей с аутизмом недоразвитием у них так называемой модели психического. Модель психического — это система репрезентаций психических феноменов, интенсивно развивающаяся в детском возрасте. Обладать моделью психического означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждения, намерения, знания и пр.), так и переживания других людей, что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение.

Отсутствие или недостаточное развитие модели психического может объяснять многие нарушения в социальной сфере при аутизме. Также это объясняет неспособность понимания скрытых смыслов, намеков и неявных правил социального общения.

Дети с РАС часто проявляют непонимание социальных правил и социальных последствий своих действий, в том числе и в речи. Дети могут задавать неуместные или неадекватные ситуации вопросы, не соотносить свои высказывания с социальными нормами. Также дети с РАС могут избегать социальных контактов без конкретной цели, что существенно сужает их круг общения. Эти проблемы входят в сферу качественных нарушений социализации, являющихся диагностическим критерием для аутистических расстройств.

Особенности понимания речи детьми с РАС

Возможности понимания речи у детей с аутизмом также ограничены. В возрасте около года, когда нормативно развивающиеся дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети с аутистическими расстройствами обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.

На развитие вербальной и невербальной коммуникации у детей с аутизмом влияют особенности восприятия. При сохранности соответствующих анализаторов до 90% людей с РАС имеют те или иные особенности восприятия, прежде всего, слухового, зрительного и тактильного, а также гипочувствительность (сниженную чувствительность) к боли. При этом одновременно может присутствовать как гипо-, так и гиперчувствительность к стимулам. Очень часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.

Существуют данные о связи гипореакции на социальные и несоциальные стимулы с умственным возрастом ребенка с аутизмом. Дети, имеющие низкий умственный возраст, в большей степени демонстрировали отсутствие реакции на стимулы (причем, чаще на социальные) по сравнению с детьми с задержкой развития и типично развивающимися детьми. Гипореакция на стимулы уменьшалась с возрастанием умственного возраста. Гипореакция на социальные и несоциальные стимулы может предопределять более низкое развитие речи и разделенного внимания у детей с аутизмом.

Подростки с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера демонстрируют трудности фильтрации слуховых стимулов, меньшую интеграцию слуховой и визуальной информации в речи, чем нормотипичные. Также они в меньшей степени, чем нормативно развивающиеся подростки, различают типичные для родного языка фонемы речи и типичные для культуры музыкальные ритмы. В целом, подростки с расстройствами аутистического спектра демонстрируют больше нарушений в восприятии речевых стимулов, нежели музыкальных. В то же время эти показатели широко варьируются внутри группы подростков с РАС.

Особенности речи при аутистических расстройствах являются проявлениями качественных нарушений коммуникации и социализации. Общая стереотипность поведения и активности людей с аутизмом отражается в таких речевых феноменах как эхолалии и вербальные ритуалы. Таким об- разом, в речи при РАС можно видеть проявления всей аутистической триады.

Развитие речи у детей с аутизмом чаще всего задержано, причем паттерн этой задержки имеет как схожие черты с задержкой речевого развития у детей без аутизма, так и специфические особенности, заметные еще на прелингвистическом уровне. В некоторых случаях в ходе развития речи можно отметить специфический регресс речевых навыков, часто сопровождающийся общим регрессом в развитии ребенка. Причины подобного регресса еще не установлены, однако постоянно возникают раз- личные гипотезы о связи некоторых внешних и внутренних факторов с регрессом.

Среди особенностей экспрессивной речи при расстройствах аутистического спектра принято выделять эхолалии, вербальные ритуалы, использование неологизмов и идиосинкразической речи, неправильное использование личных местоимений и глагольных окончаний. Речь людей с аутистическими расстройствами может быть необычной и по своим паралингвистическим компонентам: интонации, темпу, ритму и громкости. Качественные нарушения коммуникации проявляются и в трудностях коммуникативного использования речи людьми с РАС. Использование речи для коммуникации, учет социального контекста разговора, коммуникация исключительно с социальной целью для детей и подростков с аутизмом являются затруднительными.

Возможности понимания речи также ограничены у детей с аутизмом, и во многом эти ограничения связаны с особенностями сенсорного восприятия вообще. Трудности фильтрации речевых стимулов, гипо- и гиперчувствительность к сенсорным воздействиям у детей с аутизмом затрудняют развитие импрессивной речи.

Понимание особенностей и нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра не только улучшает возможности диагностики этих расстройств, но и помогает в процессе коррекции, обучения и взаимодействия с детьми.

Подготовила учитель-логопед ТПМПК, Мишенина О. В.

18.10.2018, 9360 просмотров.

Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Статья посвящена анализу речевой функции детей с расстройством аутистического спектра. Обозначены типичные речевые ошибки детей данной категории. Согласно О.С. Никольской, описаны 3 группы аутичных детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий.

Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Аутизм представляет собой сложную аномалию развития, отличительной особенностью которой являются глубокие нарушения общения и коммуникативные барьеры.

Навыки общения аутистов находятся на низком уровне и следствием этого становятся серьёзные трудности процесса социализации и когнитивного развития детей. Помимо этого, несформированность речевой функции влечёт за собой риск социальных, эмоциональных и поведенческих проблем, что, конечно, влияет на качество жизни в целом.

Поскольку аутизм обычно не диагностируется раньше трёх-четырёх лет, о речевом развитии аутистов в раннем возрасте известно крайне мало. Ретроспективные исследования, включающие родительские отчёты и видеозаписи, собранные в период младенчества детей, вместе с диагностическими картами, указывают на отсроченное овладение языком при аутизме [1].

Для более полного понимания проблемы, опираясь на труды американского специалиста Линды Уотсон (Linda Watson), бельгийского ученого Тео Питерса (Theo Peeters) и др. [2], проследим за ходом раннего речевого развития при аутизме.

Речь детей с расстройством аутистического спектра характеризуется некоторыми типичными отклонениями. Феномен, описанный 25% родителей детей с расстройством аутистического спектра, – это распад языковых навыков после начального усвоения некоторых слов.

Директор Центра изучения аутизма и развития мозга при Медицинском колледже Вейл Корнелл (Weill Cornell Medical College) в Нью-Йорке Кэтрин Лорд (Catherine Lord) со своими коллегами Кори Шулмен (Cory Shulman) и Памелой Ди Лаворе (Pamela C. DiLavore) обнаружили, что этот языковой регресс является уникальной приметой аутизма и не встречается ни у одной категории детей с задержками в развитии [3].

Катаржина Чаварска (Katarzyna Chawarska), доктор медицинских наук, профессор Детского исследовательского центра Йельского университета (Yale Child Study Centre), выдвигает гипотезу, согласно которой ранее усвоенная способность к воспроизводству слов утрачивается детьми с расстройством аутистического спектра лишь потому, что они не в состоянии установить связь между освоенными словами и их потенциалом в сфере межличностной коммуникации [4].

Другое типичное явление – возникновение эхолалии, которая может быть немедленной или отсроченной. Иногда эхолалия играет роль самостимулирующего поведения.

Основоположник одного из направлений психологической науки – психологии аномального развития – Виктор Васильевич Лебединский считал, что сам факт возникновения эхолалии указывает на определённую степень сохранности речедвигательной системы [5]. Кроме того, на ранней стадии языкового развития она может быть единственным средством, с помощью которого ребёнок фактически может продуцировать речь.

Доктор философии, профессор кафедры психологии Бостонского Университета Хелен Тэджер-Фласберг (Helen Tager-Flusberg) утверждает, что в процессе развития детей с аутизмом эхолалия дистанцируется. Ещё одной яркой речевой характеристикой аутичных детей являются трудности освоения дейксиса (указание на участников речевого акта), которые чаще всего проявляются в виде путаницы местоимений.

Обобщая научно-методические знания о процессе речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом, О.С. Никольской были выделены 3 группы детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий:

1 группа – дети с особо сложными нарушениями, для которых коммуникативная речь недоступна. Они манипулируют изолированными звуками. Эти манипуляции носят лишь аффективный характер и не служат целям контакта. Детям этой группы присущи аутоэхолалии (речевое расстройство, вследствие которого человек повторяет отдельные слова или фразы), почти отсутствуют эхолалии, которые в норме на начальной ступени развития служат расширению словарного запаса и формированию коммуникативной компетенции;

2 группа – дети с менее отягощённым речевым развитием. Их первые слова появляются относительно близко нормы (годовалый возраст). Простейшая фраза возникает около 3-4 лет, но дальнейшего развития нет. Присущи речевые штампы и аутоэхолалии. Характерные для этой группы детей эхолалии способствуют продуктивной коррекционной работе;

3 группа – дети, у которых при кажущейся хорошо развитой речи и богатом лексическом запасе, стабильно возникают трудности свободного оперирования словом. Они задействуют стереотипный набор фраз, ввиду чего их речь кажется «механистичной» и «негибкой». Импрессивная речь сохранна, т.е. процесс декодирования воспринятой речевой информации осуществляется в норме [6].

Ввиду отсутствия понимания причин и патогенетических механизмов возникновения аутизма, потенциально вероятны сложности в разграничении первичных и вторичных характеристик данного расстройства. Во избежание смешения коммуникационных и языковых дефицитов аутичных детей по вышеуказанным параметрам, проведём их сравнительный обзор.

Первичные характеристики

Вторичные характеристики

Исследования в области расстройств аутистического спектра сделали огромные успехи относительно знания истории проблемы, понимания и объяснения сущности, ранней идентификации и диагноза. Наиболее важным и актуальным по сей день остаётся вопрос сопровождения аутичного ребёнка, его успешного обучения и социализации. Рассмотрим виды, средства, методы поддержки и помощи детям с РДА, реализуемые на современном этапе развития педагогического знания.

  1. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  2. Шоплер Е., Месибов Г. Диагностика и исследование аутизма. Лондон: Пленум Пресс, 1988. 374с.
  3. Lord. C., Shulman C., DiLavore, P. Regression and word loss in autism spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. № 45(5). Р. 936–955.
  4. Chawarska K., Paul R., Klin A. Parental recognition of developmental problems in toddlers with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. № 37. Р. 62-72.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
  6. Дети и подростки с аутизмом: психол. сопровождение / О. С. Никольская и др. М.: Теревинф, 2005. С. 114.

Развитие речи при раннем детском аутизме

Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей. Изучение особенностей невербальной коммуникации детей с ранним детским аутизмом. Рассмотрение специфических для аутизма особенностей речи. Этапы работы над речью у детей с ранним детским аутизмом.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.09.2015
Размер файла 27,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности развития речи у детей с РДА

Основные этапы работы над речью у детей с РДА

Список используемой литературы

Аутизм – психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты [4, с. 15].

Современный этап развития теории и практики специальной психологии, коррекционной педагогики, нейропсихологии и общей психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей речевого развития детей с РДА, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число детей с аутизмом.

Это вызывает необходимость изучения речевой деятельности детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм логопедического воздействия для каждого отдельного случая.

Одним из основных нарушений при аутических расстройствах является нарушение развития речи. Спектр речевых расстройств детей с аутизмом очень широк варьирует от полного мутизма до опережающего (по сравнению с нормой) развития.

В связи с выше сказанным, целями нашей работы является: изучение особенностей невербальной коммуникации детей с РДА, изучение специфичных для аутизма особенностей речи, изучение основных этапов работы над речью у детей с РДА.

Наблюдения над здоровыми младенцами обнаруживают связь между специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и лицевой экспрессией. Многие исследователи раннего возраста указывают на то, что махание, растопыривание пальцев, хватание, а также положение кисти, аналогичное указательному жесту и др. активно появляются задолго до того, как аналогичные движения будут использоваться ребенком с целью общения. Тем не менее уже в возрасте 9-15 недель активность рук в определенной последовательности связана с поведенческими реакциами. Например: указательная поза до или после вокализации при взаимодействии лицо в лицо с матерью, сжимание кисти во время вокализации, растопыривание пальцев в те моменты, когда младенец отводит взгляд от ее лица. Появление таких двигательных актов на ранних этапах развития, необходимо для того, чтобы в более позднем возрасте те же самые реакции были реорганизованы и могли быть использованы для обслуживания функций речи. Действительно, результаты экспериментальных исследований здоровых детей показывают связь развития жестов с уровнем развития речи.

Очевидно, что в тех случаях, когда отсутствует гуление и ограничены возможности глазного контакта, что характерно для аутизма, этот подготовительный этап будет протекать аномально, а это не может не сказаться на развитии целого рядя психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет [2, c. 66].

Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются такие типичные для здорового ребенка слова, как мама, баба. Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Что делает здоровый ребенок первого года жизни [6].

Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как “да” или “нет”. В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций. речь ранний детский аутизм

Возможности понимания речи также ограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя [2, c. 68].

В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.

Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как “деревянная”, “скучная”, “механическая”. Нарушены тон и ритм речи [1, c. 95].

Особенности развития речи у детей с РДА

Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения “Я” и других личных местоимений в первом лице.

Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, “неологизмам”. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи [2, c. 70.]

При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть “километрами”. Но для дела используется только скудный набор речевых штампов.

Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления.

У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.

Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы [6].

Основные задачи этой работы представляются следующими:

– дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

– установление эмоционального контакта с ребенком;

– активизация речевой деятельности;

– формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

– развитие речи в обучающей ситуации.

Основные этапы работы над речью у детей с РДА

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы [3, c. 60].

1. Первичный контакт

На этом этапе определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные – раскачивание на качелях, тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

2. Первичные учебные навыки

На данном этапе у ребенка стараемся выработать необходимые учебные стереотипы (подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание – справа.) На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи».

3. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет».

Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.

4. Обучение чтению.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
1. аналитико-синтетическое чтение;

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом [3, c. 61-66].

Говоря о речевой характеристике детей с аутизмом в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для аутизма особенности.

Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития.

Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, “неологизмам”. Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Важно выяснить, с чем они связаны: с малой речевой практикой и недостаточной психической активностью, с недоразвитием фонематического слуха или другой неврологической патологией.

Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении.

Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА.

Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.

Список используемой литературы

1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. с. 95-98.

2. Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 1990. №5 с. 66-71.

3. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 1990. №5. с. 59-66.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.

5. Румянцева О. А., Старосельская H. E. Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми // Диагностика и коррекция речевых нарушений. СПб., 1997. с. 42-48.

6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ.http://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей. Диагностика развития санитарно-гигиенических навыков у детей с аутизмом. Организация индивидуальных занятий с такими детьми.

дипломная работа [3,6 M], добавлен 20.11.2013

Ознакомление с особенностями развития игровой деятельности у детей с детским аутизмом. Исследование вербальной и невербальной коммуникации детей с аутизмом. Рассмотрение принципов педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей-аутистов.

дипломная работа [1,8 M], добавлен 13.10.2017

Современное понимание раннего детского аутизма. Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии. Формирование навыков коммуникативной компетентности у дошкольников с ранним детским аутизмом средствами музыки.

дипломная работа [587,1 K], добавлен 05.07.2014

Особенности психоречевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом. Роль невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми. Психолого-педагогические аспекты диагностики и коррекции речевого развития у детей с синдромом РДА.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 22.06.2011

Нарушение психического развития с неравномерностью формирования психических функций. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним аутизмом. Особенности развития аутичного ребенка. Причины возникновения аутизма и проблемы его ранней диагностики.

реферат [39,8 K], добавлен 01.08.2011

Сущность раннего детского аутизма, причины возникновения. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РДА. Использование метода облегченной коммуникации. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с РДА.

курсовая работа [102,5 K], добавлен 10.03.2012

Исследование проблем формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Определение влияния игровых упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка. Моделирование содержания игровых упражнений для детей с аутизмом.

курсовая работа [46,5 K], добавлен 16.02.2014

Особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами

Хубиева Фатима
Особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Хубиева Фатима Борисовна

Россия, Ростов-на -Дону, Южный Федеральный Университет

В статье определена специфика коррекционной работы с детьми- аутистами при работе над развитием их речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей. Рассмотрены особенности невербальной коммуникации детей с ранним детским аутизмом, специфические для аутизма особенности речи. Представлен план поэтапной работы над речевым развитием детей с РДА.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, невербальная коммуникация, нарушение коммуникативной функции речи, этапы работы над развитием речи.

Аутизм- психическое расстройство, отличающееся недостатком личностных, социальных, референтивных и других спектров развития и навыков общения. Для аутистов свойственны склонность к самоизоляции, обособленность от реального мира и утрата связей с ним, замкнутость в мире личных переживаний, отсутствие навыков социального поведения, полное или частичное отсутствие речевых навыков, стереотипные или постоянно повторяющиеся действия или интересы в отношении в основном неодушевленных объектов. [5, с. 15]В связи с возрастанием числа детей аутистов в последнее время возросла актуальность усиленного внимания к изучению особенностей речевого развития детей с РДА. Этим вызвана необходимость исследования вербальной функции детей не только до, но и во время их воспитания и обучения, разработка микропрограмм логопедической работы для каждого отдельного случая. В своей работе в этом направлении можно опираться на научно – практические труды Нуриевой Л. Г. «Развитие речи аутичных детей», Морозовой С. С. «Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах», Ловаас О. И. «Модификация поведения аутичных детей», Башиной В. М. и Симашковой Н. В. «К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом», а также научно – практические труды Никольской О. С., Баенской Е. Р., Либлинг М. М. и др.

Одним из основных, при аутизме- является нарушение речи. Спектр речевых расстройств у детей с РДА очень широк и разнообразится от развития, опережающего норму до полного молчания (мутизма). В связи с этим, рассмотрим подробнее особенности невербальной коммуникации детей с РДА, специфические для аутизма особенности речи, а также основные этапы работы над речью у детей-аутистов.

Отсутствие контакта с окружающими у детей с РДА наблюдается с младенчества. Уже на первом году жизни, у большинства из них отмечается слабая выраженность голосовых реакций. Для них характерны отсутствие певучего гуления, они не используют жест и лепет для общения. Эти дети не предпринимают попыток имитировать вслед за взрослыми звуки или слоги, отсутствует интонационное разнообразие голосовых рефлексов, интонационно-мелодическое подражание произнесения простой фразы. Годовалые дети с РДА не имеют такого словарного минимума как «мама», «дай», они не обращают внимания на голосовые инструкции и не смотрят на лицо говорящего, что свойственно для обычных детей этого возраста. [6] Наиболее отчетливо речевые расстройства становятся видны после 3 лет. В случаях, когда ребенок преодолел мутичность и начинает говорить,его речь во многом остается аномальной: наблюдается повторение одних и тех же фраз, выраженная стереотипность и тенденция к эхолалиям, личные местоимения повторяются, как слышатся (о себе в третьем лице, долго думают над «да» и «нет», часты перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

У детей с РДА очень ограничены возможности восприятия речи. В годовалом возрасте для этих детей речь окружающих не более, чем любой другой шум. [4 с. 68] Они не реагируют на свое имя и долго не способны выполнять простые функции. В то же время, у некоторых аутичных детей наблюдается опережающее, относительно нормального, развитие речи. Они легко выслушивают и запоминают достаточно объемные отрывки текста практически дословно. При рассказе используют выражения, присущие речи взрослых, из-за чего их речь звучит не по-детски. Однако, вести продуктивный диалог они не могут, они не воспринимают переносный смысл фраз, метафоры, подтекст и из-за этого понимание речи у них затруднено. Для ребенка с аутизмом есть только его опыт, он не может ставить себя на место другого. Он не понимает шуток, не понимает обман. Эти признаки особенно характерны для детей с синдромом Аспергера. Так же аутичных детей отличают особенности интонации, отсутствие в их речи динамических оттенков, нарушение тона и темпа речи. Отсюда, речь становится «деревянной», «статичность», «скучной», «механической».[1. с 95]

У детей- аутистов, прежде всего, нарушена коммуникативная функция речи. Общим для всех вариантов развития речи у аутичных детей являются: нарушение звукопроизношения, темпа, динамики, плавности речи, нарушение коммуникативности речи, стереотипность, словотворчество, склонность к неологизмам, эхолалиям. [2, с. 70] Разговор о себе во втором или в третьем лице. Скандированность, толчкообразность речи, обусловленная нарушением темпа и ритмической организации речи, что говорит о нарушениях моторного звена реализации речи. Из всего вышесказанного, глубина нарушения и степень адаптации ребенка к окружающим его условиям определяет успешность работы над развития речи у детей с РДА и являются достаточно вариативными. Работа по развитию речи аутичных детей ведётся поэтапно и последовательно. Занятия по формированию речи ребенка, порой заключающаяся в работе над однообразными звуками и должны максимально опираться на включение в процесс обучения зрительной опоры, так как для аутичных детей характерен «буквальный» тип мышления. [3, с 60] На всех этапах работы с ним необходимо отдавать предпочтение картинкам, предметам, помещающимся в руке. Для успешной работы с неговорящими детьми необходимо использование визуальных опор и выстраивание визуального ряда. При этом наглядные пособия должны быть красочными и разнообразными.Изначально необходимо провести детальную диагностику уровня речевой сформированности: определить актуальную зону развития ребёнка и обозначить зону ближайшего развития. Морозова С. С. в своей статье «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» подробно освещает этапы работы по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии.

Первый этап работы. Установление контакта.

На этом этапе необходимо адаптировать ребенка к окружающим условиям, диагностировать сформированность речи в данный момент, и главное, установить эмоциональный контакт между инструктором и ребенком.

Второй этап. Выработка учебного стереотипа

Вырабатываем навык сидения за столом. Ребенку это может не нравиться, вызывать отторжение и негативизм по отношению к учебной ситуации. Ребёнок достаточно долго преодолевает чувствовать страха по отношению к педагогу.

Третий этап. Зрительный контакт. Начальные коммуникативные навыки.

Цель – отработать умение смотреть «глаза в глаза», навык слежения взглядом за движением собственной руки, за игрушками, предлагаемыми педагогом, удерживаемыми рукой ребенка, реакцию оживления и слежения. Отрабатываем указательный жест, жесты «да» (кивок головой) и «нет» (отрицательный жест головой)

Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.

Для начала обучения необходимо, чтобы у ребенка с РДА был частично сформирован «учебный стереотип», чтобы он выполнял инструкции типа «Дай» и «Покажи». Это нужно для того, чтобы можно было обучить ребенка пониманию названий предметов.

Пятый этап. Обучение экспрессивной речи.

Главная задача— установить контроль над подражанием.

1. Имитация речевых (произносительных движений): подражание основным движениям; имитация манипуляций с игрушками; имитация мелких и точных движений; имитация вербальных (произносительных движений).

2. Работа над навыком длительного выдоха.

3. Работа над формированием фонематического слуха.

4. Постановка звуков речи.

5.Работа над расширением словарного запаса: соотнесение предмета с картинкой; накопление номинативного словаря; накопление предикативного словаря; накопление атрибутивного словаря; работа с картинками

Таким образом, то, что в норме является основой организации вербального взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – здесь нет активного словотворчества, свободного владения речевыми формами. Преобладают речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении. Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА. Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.

1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., и др.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М. : Просвещение, 2001. с. 95-98.

2. Мастюкова Е. М., Ульянова Р. К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 2007 №5 с. 66-71.

3. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 2014. №5. с. 59-66.

4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разработ. /Л. Г. Нуриева. -Изд. 2-е – М. : Теревинф, 2006.-6 с— (Серия «Особый ребёнок»).

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М Аутичный ребенок. Пути помощи. М. : Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.

6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ. http://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :”Определи слово”. Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Речь аутиста

Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своем мире люди. В случае тяжелого варианта заболевания – с аномалиями интеллектуального развития.

Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чем потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.

Особенности речи при аутизме

Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому аутист не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом.

Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:

  1. молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
  2. эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
  3. набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
  4. неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
  5. трудности с произношением отдельных звуков;
  6. неумение использовать личные местоимения;
  7. грамматические ошибки;
  8. буквальное понимание значения слов.

Эхолалия, повторение типовых фраз, чаще появляется сразу, как только дети их услышат. Возможно, и через некоторое время. Запоминаются они целиком. Часто, при хорошей памяти ребенка, возникает иллюзия развитой способности разговаривать.

Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей.

Развитие понимания речи

Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает.

Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов.

Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.

Как донести важность общения ребенку с аутизмом

Для этого разработаны такие рекомендации:

  • Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
  • Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
  • Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребенка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
  • Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даете необходимые знания об устройстве мира.
  • Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение свое или других людей с точки зрения логики, вы также даете алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
  • Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции какими словами выразить.
  • Говорите сложными предложениями, давайте развернутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребенок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются.

Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша выныривать из своего мира во внешний.

Содают и закрепляют навыки, как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе.

Работа дает свои плоды. Примером служат известные люди с аутизмом и сумевшие преодолеть трудности.

Развитие вербальной коммуникации

Классическое речевое отставание у аутистов встречается достаточно редко.

Нередко они даже начинают произносить первые слова по возрасту, и раньше. Но используют их не столько для создания коммуникативной ситуации, общения с окружающими, сколько по необходимости или внутренней потребности. Например, ребенок может называть окружающие вещи и предметы, но, когда ему что-нибудь нужно, он будет выражать желание жестами.

Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.

Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.

Как разговорить аутиста

Чтоб разговорить ребенка-аутиста, разработаны ряд подходов:

  • Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием «Какой ты молодец, как здорово получается».
  • Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребенок произносил его сам.
  • Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.

Научить ребенка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Словообразование, Корень
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: