Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Статья на тему: “Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста”

Содержимое публикации

МБДОУ «Детский сад №53»

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи – одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития, – считал Д.Б. Эльконин.- Он составляет для ребенка такую же реальную действительность, как и все другие предметы, действительность, которой ребенок овладевает в принципе так же, как и другими предметами, т. е. практически употребляя средства языка в своей речевой деятельности. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. А количество детей, имеющих речевые проблемы, резко увеличилось.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

•речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

•значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

•постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

•существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

•глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Важно помнить про взаимосвязь речевых и воспитательно-образовательных задач.

•Формирование словаря и развитие связной речи в процессе ООД.

•Усвоение речевого материала на основе объектов художественного творчества.

•Развитие диалогической речи во время совместной игровой деятельности.

•Расширение представлений и речевых суждений во время прогулок, наблюдений и экскурсий.

•Использование речевого сопровождения в повседневной жизни в детском саду и дома.

•Активизация речи во время выполнения спортивных упражнений и игр

Овладение речью – это сложный процесс, который начинается с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребёнком, что является предпосылкой речевых форм коммуникации.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, мы постоянно стимулируем речевую активность специальными методами и приёмами.

Методы стимулирования речевой деятельности детеймладшего дошкольного возраста:

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами -кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок других групп, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические ( в том числе и игровые) методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры –сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности, рассказ по увиденному, по картине.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:

Приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

2. Разговор с самим собой.

3. Параллельный разговор.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

6.Использование малых форм фольклора.

8.Упражнения на развитие речевого дыхания.

11. Опосредованное общение.

12.Продуктивные виды деятельности.

14. Музыкальные игры.

15.Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.

16.Игры с природным материалом

17. Игровой прием

Рассмотрим подробнее некоторые приемы:

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– что я взяла? – чашку.
– что это такое? – чашка.
– что поставила? – чашку. и т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению –вполне достаточно того, что он нас слышат. отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный».

6.Использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7.Звукоподражание -эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание

8.Упражнения на развитие речевого дыхания:« Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

9. Выбор. Это еще один прием –предоставляем возможность выбораребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? –Дай куклу… ».

Читайте также:
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми

11. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

12.Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать.

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

15.Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

16.Игры с природным материалом

Например, Пескотерапия- это игра с песком как способ развития ребенка. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом. Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

17. К группе практических методов относитсяигровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

Создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста.

В группе созданы условия для речевого развития детей дошкольного возраста. В игровой комнате насыщенная предметно-развивающая среда. Все игрушки расположены по соответствующим центрам, доступны детям для самостоятельной деятельности.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Дети познают мир с помощью органов чувств, поэтому созданы центры речевого, игрового и сенсорного развития, которые включают в себя:
– наборы картинок (животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек);
– наборы парных картинок (предметные) для сравнения;
– разрезные картинки из двух частей по прямой;
– серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);
– сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально – бытовой), крупного формата;
– разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;
– звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукового извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);
– уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, мы должны помнить, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998;

2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004;

3. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998;

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983;

5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999;

6. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк) Москва, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958.

Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н.

В статье раскрывается психологический аспект проблемы, приведены примеры возможной мотивации дошкольников, способствующие речевой активности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н.

Текст научной работы на тему «Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников»

Градусова Л.В. , Левшина Н.И. , Санникова Л.Н.

Доцент, к.п.н.; доцент, к.п.н.; доцент, к.п.н., кафедра дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»

МОТИВАЦИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

В статье раскрывается психологический аспект проблемы, приведены примеры возможной мотивации дошкольников, способствующие речевой активности.

Ключевые слова: мотив, речь, речевая деятельность, методы и приёмы. Keywords: motive, speech, speech activity, methods and receptions.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области)» [6].

Читайте также:
Программа Развитие речи и познавательных способностей

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. »[6]. Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О. К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования, постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие четырехлетние дети, например, уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т. е. обозначают цель-объект. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, в шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель, т е. то, что должно получиться [1].

Такое постепенное формирование целенаправленности характерно и для других видов деятельности ребенка-дошкольника. Однако даже для 6-7-летних детей еще характерно окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала (формы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок начинает планировать смысл своей деятельности. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.

© Градусова Л.В., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., 2016 г.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других.

В последующем начинается усвоение этических норм, которые тоже учитываются ребенком при планировании своих поступков. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предметов, а не только выбор одного предмета из многих, как у младших дошкольников. Этот переход хорошо обрисовал Д. Б. Эльконин (1960). Он пишет, что у младшего дошкольника желания носят характер аффекта: не ребенок владеет желаниями, а они владеют им. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть и свои желания.

Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок.

С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность, компонентами которой являются: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И. Лубовским, показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей – объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей – она становится внеситуативно-личностной. Ее отличительные признаки:

– внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, но зачастую имеет вид отдельных, самостоятельных эпизодов;

– содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

– среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекты, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

– основными средствами общения служат речевые операции.

Важным условием успешного обучения является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала. Важно умелое

использование и правильное чередование этих приемов. Однако моторные проявления тормозят речевую деятельность. Именно поэтому использование сюрпризного момента является наиболее эффективным приемом мотивации детей к речевой активности.

Для эмоционального стимулирования и активизации речевой активности целесообразно использовать ситуации сравнения и элементы соревнования. Данные ситуации влияют на самооценку ребенка и его эмоциональную включенность в деятельность, что побуждает ребенка быть более активным и повышать собственную значимость, мотивирует ребенка в большей степени на результат.

Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности имеет чтение художественной литературы (чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой и др.)[5].

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование становятся частью занятия с детьми по развитию речи, ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.). Экспериментальная деятельность способствует проживанию детьми речевых ситуаций, вхождению в них, пропусканию через себя, что обеспечивает не просто усвоение норм речевого общения, а осознанное их понимание.

Читайте также:
Звук (Л). Буква Л - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. После проведения экспериментальной деятельности рекомендуется побуждать детей к комментированию и обсуждению хода и результата опыта.

Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил кто- то из детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Весь процесс решения проблемной ситуации сопровождается речью: педагог представляет ситуацию, дети выслушивают, а затем предлагают свои варианты, то есть развивается устная речь [2].

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Чтобы мотивировать ребенка дошкольного возраста к активной речи необходимо создать такие условия, которые эмоционально привлекают детей. Для успешного формирования коммуникативных, речевых навыков дошкольника в первую очередь необходимо сформировать у него положительную мотивацию на активную речевую деятельность. Так как сформированная мотивация – это залог успеха.

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000.

2. Н.И.Левшина, Л.В.Градусова – Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. -2015.- № 2-9. -С. 1988-1992.

3. Н.Г.Постолова, Л.Н. Санникова – Условия планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении с группами компенсирующей направленности // Международный журнал экспериментального образования. -2014. – № 7-2. – С. 37-39.04

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения – М.: Просве-щение, 1990.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984.

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста

Амалатова Алина
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Методы речевого развития детей

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится методнаблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду : это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Совокупность методов речевого развития детей предполагает:

• владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Предметно – развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по связной речи в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Экскурсии как метод развития речи детей

Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом.Сюжетно-ролевая игра способствует:

– закреплению навыков пользования инициативной речью,

– совершенствованию разговорной речи,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Театрализованная деятельность

Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

-Способствует овладению навыками мелкой моторики;

-Помогает развивать речь ребенка;

-Повышает работоспособность коры головного мозга;

-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной.Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

• массаж пальцев и кистей;

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Использование информационно – коммуникативных технологий

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Профессия повар

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: – выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: – изучить литературу по данной.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье – это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1510 раз

Библиографическое описание:

Токарева, И. Н. Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках / И. Н. Токарева, Н. Г. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41733/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье особое место уделяется проблеме формирования мотивации речевой деятельности младших школьников на уроках. Создание мотивации является основным условием усвоения связной речи.

Ключевые слова: мотивация социальная, мотивация познавательная, коммуникация, речевая деятельность

Первым условием, характеризующим весь процесс порождения речевого высказывания, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия считают наличие мотива высказывания. Мотив определяется как «совокупность условий (речевых и неречевых), необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевые действия» [1].

В качестве мотива речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная потребность в общении с другими людьми, что-то узнать, сообщить, выразить свои чувства, эмоции.

Сложность организации работы по формированию связной речи состоит в том, что организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность школьников. При этом реальная ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. Следовательно, «…надо, чтобы у учащихся возникла потребность в коммуникации» [2]. Вместе с тем такая традиционная форма, как урок, со сложившимся типом общения в системе «ученик-учитель», не позволяет уделять достаточное внимания созданию условий для живого общения в процессе обучения.

В реальной практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Ученик создаёт высказывание потому, что таково задание учителя, собственного мотива у него нет. «Мотив речевой деятельности возникает у ребёнка под воздействием задания, поэтому речевая деятельность, степень её активности и самостоятельности определяются характером задания» [3]. Следовательно, необходимо включить школьную деятельность в речевую ситуацию с конкретным адресатом, обстоятельствами, ситуацией, стимулирующей возникновение определенного намерения.

Одним из способов создания такой ситуации является побуждение школьника говорить (писать) на тему, которая являлась бы для него важной, волнующей, так как существует общеметодический принцип обучения связной речи, основанный на психологических особенностях сознательной деятельности человека, согласно которому «усваивается в первую очередь то, что вызывает у ребёнка определённое отношение» [4]. «В методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяли бы мотивацию речи, ставили школьника перед необходимостью речевых высказываний, побуждали бы интерес и желание поделиться чем-то» [5]. Таким образом, по мнению М. Р. Львова, создание мотивации является основным условием усвоения связной речи.

Представителями традиционного направления в методике признаётся, что «у учеников отсутствуют побудительные мотивы речевой деятельности. Тематическая направленность текстов обычно определяется учителем, работа принимает формальный характер» [6]. Процесс мотивации речевого высказывания в качестве отдельного объекта анализа не выделяется, рассматриваются только некоторые условия, создающие в классе ситуацию живого общения. «Интерес к подготовке текстов усиливается под воздействием высказываний, тематика которых соотносится с усложняющимися общественными и познавательными интересами школьников» [7]. К такой тематике В. Е. Мамушин относит рассуждения на общественные и морально-этические темы, рассуждения на темы, отражающие жизнь школьного коллектива, родного города.

Представители системы развивающего обучения мотивацию процесса формирования речи связывают прежде всего с эмоциональностью восприятия художественного произведения. Чем ярче и полнее восприятие, тем больше чувств вызывает оно, тем сильнее желание поделиться своими впечатлениями». Таким образом, устанавливается прямая зависимость между эмоциональностью восприятия и мотивом речевой деятельности.

Теоретическое обоснование фактору эмоциональности находим у психологов: «Эмоции обладает способностью собирать впечатления, мысли и образы, которые соответствуют данному восприятию, стремясь воплотиться образы в зависимости от воображения индивида» [8].

Влияние эмоционального фактора на воображение психологи называют «законом общего эмоционального знака». Сущность его состоит в том, что впечатление или образ, имеющие общий эмоциональный знак, то есть производящие на ребёнка сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, составляя единое представление. В представлении отражаются реальные связи и отношения знаков языка. Представление определяет процесс овладения знаками языка, на его основе формируется воображение. «В процессе общения естественно возникает потребность в выражении адекватными средствами полученных представлений» [9].

Однако существует и обратная связь: не только чувства могут влиять на воображение, но и воображение влияет на чувства, то что ученик видит и слышит, является толчком для развития речевой деятельности.

Читайте также:
Звук (З) - постановка и автоматизация

Приёмы и способы стимулирования речевой деятельности, использованные мною, определяли мотивы действий обучающихся в освоении категорий текста.

Эти приёмы и способы обусловили социальную мотивацию, которая обеспечивает воспитание уверенности. В формировании языковой личности школьника и в самом процессе личностно ориентированного учения играет ведущую роль мотивация познавательная, которая направляет и организует учение, обусловливает осознанность и оптимальную заинтересованность ученика в теоретическом и практическом освоении предмета.

Психологический закон гласит, — писал Л. С. Выготский, — прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-нибудь деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» [10].

Использование мною в обучении приёмы формирования мотивации имели основную опору на личностные возможности ученика и его познания из ряда учебных предметов: русский язык, окружающий мир, чтение и др.;

Таким образом, комплекс познаний и умений вызывает мотивированные действия обучающегося и вместе с тем обеспечивает мотивацию всей учебной деятельности.

  1. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Просвещение, 1974. — С. 14.
  2. Жинкин Н. И. Развитие речи в школе. — М.: Наука, 1969. — С. 105.
  3. Липина О. И., Оморокова М. И. Работа над развитием речи учащихся. — М.: Просвещение, 1967. — 1967. — С. 146.
  4. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Просвещение, 1974. — С. 234.
  5. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. — М.: Просвещение, 1975. — С. 4.
  6. Мамушин В. Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследование по развитию связной речи учащихся / Под. ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1983. — С. 245.
  7. Там же, — С. 247.
  8. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. — С. 74.
  9. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. — М.: наука, 1990. — С. 21.
  10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — С. 264.

Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

В материале рассказывается об использовании инновационных форм, методов и приемов, позволяющих улучшить образовательный процесс в детском саду.

Бесплатные занятия с логопедом

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной. Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников строился по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, считался тот ребенок, который мог воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае он задействовал свою память, а не свое мышление и ум. Он овладел определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, но при столкновении с новой, оказывается беспомощным, не знает, как поступить. Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир, необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками. Современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством использования современных образовательных технологий:
– ИКТ технологии
– экспериментирование
– проектная деятельность
– метод ТРИЗ
– метод моделирования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии вошли в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Данный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Однако, какими бы преимуществами не обладали информационно-коммуникационные технологии заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, является коллекционирование. Оно имеет огромные возможности для развития детей. Коллекционирование расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле, способствует развитию социального партнёрства.

Эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие дошкольника. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и самим
педагогам, т. к. она дает возможность не только обобщить материал по определённой теме, но и повысить уровень собственной компетентности по проблеме, выйти на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.

Читайте также:
Пересказ рассказа 'Бабочка- красавица' - конспект

Таким образом, эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

В нашей группе были реализованы следующие проекты: «Правила дорожного движения должны знать все без исключения», «Наша дружная семья», «Деревья осенью», и др.

Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, совместным развлечением, оформлением фотоальбома, показом презентации).

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В настоящее время педагогу не обойтись без применения ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).

Эта технология хоть и не нова, но очень актуальна, так как полностью реализует задачу развития творческой личности. Она соответствует принципам развивающего обучения, а также основным положениям ФГОС ДО.

Посредством ТРИЗ дети не только воспринимают и запоминают информацию, но и сами активно участвуют в процессе познания и решают нестандартные задачи в различных областях деятельности.

Технология насыщена разнообразными проблемными и поисковыми ситуациями, которые побуждают дошкольников к творческому выбору, к самостоятельности и активности. Каждый ребенок может получить возможность для самовыражения и порадоваться своим творческим достижениям.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы детей. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у детей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах. В играх и упражнениях с маленькими человечками развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого.

Одним из методов, интенсивно развивающим детское познание, является моделирование.

В основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

– использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

– облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

– применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей , в конструировании . Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Мнемотехника – (искусство запоминания) – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов. закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Использование инновационных форм, методов и приемов позволит улучшить образовательный процесс в детском саду, научит детей добывать знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. подготовит дошкольников к успешному обучению в школе.

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В период младшего дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Читайте также:
Ищите ключ к себе - приемы саморегуляции

Проблема развития речи детей сегодня актуальна; т.к. овладение речью является основой для дальнейшего развития ребенка, постоянно растет число детей имеющих нарушение речи, значительно снизилось живое общение родителей с детьми.

В речевом развитии ребёнка дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, воспитания звуковой культуры речи, развитие речевого слуха, приобщение к художественной литературе, а также расширения зоны общения с взрослыми.

Для успешного речевого развития детей, в нашей группе созданы все условия, которые способствуют формированию хороших речевых навыков. Развивающая среда насыщена разнообразными игровыми и образовательными материалами. Я слежу, что бы эти материалы соответствовали возрасту детей и были доступны для них.

В своей работе для стимулирования речи детей, я использую основные методы это наглядный, словестный и практический. Которые, в процессе деятельности, переплетаются между собой.

В нашей группе есть мультимедийная доска, которую я активно применяю для наглядности на различных занятиях. Показываю картинки, сюжеты, героев из сказок, дети увидев называют их, описывают, считают. (миленький, беленький, большой слон). С помощью доски провожу игры «Что лишнее», «Что изменилось» в которых дети могут сами с помощью специальной ручки дотронуться и узнать правильно ли ответили. Даю возможность рисовать на доске, раскрашивать различные фигуры, дети, рисуя, просят те цвета, которыми хотят рисовать, называют формы.

Так же у нас в группе есть книжный уголок, где дети берут книги, рассматривают их, называют героев, названия сказок, предметы, книги стимулируют детей, они вспоминают отрывки из сказок Чуковского, стихотворений А. Барто, Маршака.

Так же для стимуляции речи использую магнитную доску, я вывешиваю разные картинки, дети рассматривают их, показывают друг другу, называют что изображено.

Во время занятий по развитию речи, так же для наглядности использую мультимедийную доску, дети пересказывают короткие сказки по картинкам, использую различные игрушки, картинки и предметы, побуждая детей описывать их, давать имена, задания.

Во время продуктивной деятельности дети получают знания о форме цвете, размере. Тут я использую прием «проблемная ситуация», забыла положить лист или кисточку. Это вынуждает ребенка просить недостающее, тем самым проявлять речевую инициативу.

Во время простых экспериментов дети эмоционально рассказывают, что у них получилось. Например сухая рука, бумага утонула.

Прогулка, я считаю, является одним из эффективных способов стимулирования речи детей. Наблюдения на участке за различными растениями, птицами, насекомыми, посадка огорода, цветов и уход за ними, приносят детям множество впечатлений. Дети начинают задавать вопросы, выражают свои эмоций и мысли с помощью слов. Так дети узнают новые слова и понятия, обогащая свой словарный запас.

Практические методы стимулирования речи детей это различные виды игр которые я использую в работе с детьми.

Во время игр с конструктором, дети строят разные замки, сооружают гаражи, дома, машины и предметы. Показывают их и называют. Так появляются лимузины, ракеты, машины, сумки, короны. Дети так же называют различные детали которые у них получились ; хвост, окно, дверь. Проблемные ситуации, возникшие во время конструирования вынуждают детей просить о помощи, недостающие детали.

В игровых зонах, я предлагаю детям обыграть разные сюжеты, например пробка на дороге, или авария. Дети с удовольствием вступают в игру и в процессе вызывают по телефону эвакуатор, скорую, полицию. Подражают звуку мигалок, звонка телефона.

Так же для стимулирования речи у детей использую сюжетно-ролевые игры, в уголках «Магазин», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская» выкладываю новые атрибуты, дети пользуются ими, произносят звуки подражая им, например шумит фен, кипит чайник. В помощь идет уголок «Ряженья», после переодевания дети меняют интонацию, находят нужные слова для ведения игры.

Не менее значимы дидактические игры, «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие, они позволяют детям усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Малоподвижные, подвижные игры. Во время которых дети подражают различным животным, транспорту. Проговаривают слова сопровождающие действия, для выбора ведущего мы разучиваем считалочки. В дальнейшем дети сами применяют их. Дети сами объясняют правила игры.

Очень люблю хороводные игры и музыкальные игры. «Грибок», «Каравай» где дети начинают подпевать, пританцовывать. Игры под музыку Железновых, «Цветочек», «Гусеница». дети запоминают движения и слова и в дальнейшем сами без музыки повторяют их.

Часто играем с детьми в игры-пантомимы, Эти игры являются хорошими стимуляторами речевого развития. Когда без слов показываю какие то действия (Причесываюсь, поливаю, рисую, ем) а дети отгадывают. Потом дети сами загадывают действия друг другу.

Пальчиковые игры для стимуляции речевого развития так как чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

Применяю игры с песком, эти игры близки детям так как они с раннего детства играют в песочнице, игра с песком помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивает мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Во время игры с песком дети свободно общаются и высказываются.

Так же в своей работе для развития звуковой культуры и речевого аппарата детей использую такие приемы проговаривание чистоговорок, заучивание стихов, потешек, утренних приветствий.

Для приобщения детей к художественной литературе читаю сказки и рассказы.

Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей

Консультация для воспитателей
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: учитель–логопед Авдеева Е.В.

Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, – и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Читайте также:
Логопедическая дидактическая игра на словообразование (Собери слово)

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
  • речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;
  • развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
  • формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение;
  • формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
  • формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);
  • профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами – кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Поговорим о них более подробно.

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

5. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

6 . Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора . Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики – чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: Вместе с колобком

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.

7. Звукоподражание – эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания : « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

9. Выбор.

Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

10. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

11. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

12. Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

13. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

14. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы – самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

15. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

16. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием . Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Список литературы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: