Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала приоритетное направление в своей деятельности– коррекционная работа в логопедических группах. Она подразделяется на два направления.

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

Рассмотрим каждое из направлений.

1. Логоритмические занятия.

Мною разработано перспективное планирование, тематическое планирование, занятия по возрастным группам.

Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю.

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.

Структура логоритмических занятий

  • Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
    • Танец или хоровод.
    • Четверостишье, сопровождаемое движениями.
    • Песня.
    • Артикуляционная гимнастика.
    • Мимические упражнения, психогимнастика.
    • Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.
    • Пальчиковые игры.
    • Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
    • Игра на музыкальных инструментах.
    • Релаксация.

    Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.

    Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

    Элементы, имеющие оздоровительную направленность

    Работа в тесной связи с учителем– логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал, что выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.

    2. Музыкальные занятия

    У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

    – Дети не поют, а говорят

    – Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука

    – Плохо запоминают тексты песен, их названия

    – Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания

    – Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом

    – Затрудняются в передаче ритмического рисунка

    Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.

    Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов.

    Основные принципы обучения детей.

    Принцип воспитывающего обучения
    Принцип доступности
    Принцип постепенности, последовательности, систематичности
    Принцип наглядности
    Принцип сознательности
    Принцип прочности

    Цель: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие вокально– хоровых навыков..

    При проведении занятий с детьми логоритмических групп согласовываю свою работу с учителем – логопедом.

    При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти– шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (Так у них лучше работает диафрагма)

    Голову держат прямо, без напряжения.

    Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежании крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.

    Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

    Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). На музыкальных занятиях я использую упражнения из “Артикуляционной гимнастики” Т. Буденой и разнообразные распевки.

    Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.

    Проводится два раза в день: утром и вечером. Проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято. Ежедневно дается только одно новое упражнение. Количество упражнений доводится до десяти.

    1.”Улыбка”.

    Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.

    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

    верхние и нижние зубы (и) (1-5-10).

    3. “Трубочка”.

    Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (1-5-10).

    4. “Заборчик– трубочка”.

    5. “Бублик”. “Рупор”.

    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    6. “Хоботок”.

    Вытягивание сомкнутых губ вперед.

    7. “Кролик”.

    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    8. “Птенчики”.

    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    Читайте также:
    Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи при афазии

    9. “Лопаточка”.

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    10. “Чашечка”.

    Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка

    подняты, но не касаются зубов.

    11. “Иголочка”. “Стрелочка”.Жало”.

    Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

    12. “Горка”. “Киска сердится”.

    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    13. “Грибок”.

    Рот открыт. Язык присосать к небу.

    14. “Часики”. “Маятник”.

    Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.

    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    16. “Качели”.

    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    17. “Футбол”.

    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    18. “Почистить зубы”.

    Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

    19. “Лошадка”.

    Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    20. “Гармошка”.

    Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

    22. “Вкусное варенье”.

    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    24. “Наказать непослушный язычок”.

    Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

    Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.

    Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.

    Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Я использую песенки– попевки О. Боромыковой.

    Моя работа в этом разделе делится на 4 этапа.

    На музыкальных занятиях я использую те же дыхательные игры– упражнения, что и на логоритмике. А также дыхание укрепляется в процессе пения. Я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения я выбираю на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам.

    Стойкое, слитное пение у детей логопедических групп достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:

    – музыкально– дидактические игры;

    – связь песен с другими видами музыкальной деятельности;

    – пробуждение к слуховому вниманию дирижированием;

    – на одном занятии использование песен разного характера;

    Цель: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.

    Наряду с разнообразными методами и приемами для детей логопедических групп я использую следующие приемы:

    Рассмотрим каждый из приемов:

    1. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми.

    Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им захочется выразить свои эмоции в действии. Наступает момент инсценирования музыкального произведения.

    В своей работе я использую материал из сборников “Коррекция речи и движения” О. Боромыковой и “Первая встреча с музыкой” А.Артоболевской.

    Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, я опираюсь на программу О. Радыновой “Музыкальные шедевры”. Использую на музыкальных занятиях музыкально– дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания.

    Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей. Подразделение упражнений на разные виды носит довольно условный характер, так как одно и тоже упражнение способствует решению не одной, а сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной.

    Используя то или иное упражнение, не стоит подчас добиваться очень четкого его выполнения. Иногда это сопровождается муштрой или требует большого количества времени. Я даю несколько упражнений с одним и тем же заданием, чтобы сработал закон далектики: переход количества в качество. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движении он приобретает.

    Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект. Очень важно постоянно побуждать детей к пению, поощряя их за активное пение во время движения.

    Читайте также:
    Нарушения письма - как помочь ребенку

    Использую на музыкальных занятиях программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”. Это музыкально– ритмические композиции, танцы. Большинство из них исполняется под знакомые детям песни, что позволяет детям подпевать и танцевать. Таким образом, они помогают совершенствованию координации речи и движения. А также развивают музыкальность, двигательные навыки и умения, умения ориентироваться в пространстве, творческие способности, нравственно– коммуникативные качества, тренируют психические процессы. Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.

    Использую на музыкальных занятиях коммуникативные игры и танцы, танцы в кругу. Более подробно о них будет сказано немного позже.

    Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.

    Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.

    Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Особое внимание я уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

    Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой, игры со словом Л. Генераловой, пальчиковые игры со словами Л. Гусевой.

    Игра на детских музыкальных инструментах.

    В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.

    Для тех, кого заинтересовала коррекционно– развивающая работа с детьми логопедических групп хочется дать несколько рекомендаций.

    • Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды.
    • С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем.
    • Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.

    Разработанное планирование, занятия, собранный музыкально– дидактический материал, я думаю, будет интересен и для тех, кто работает по темам “Развитие творческих способностей детей”, “Развитие эмоционального мира детей.

    Мастер-класс «Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах»

    Таисия Посашкова
    Мастер-класс «Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах»

    Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах

    – Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается

    – Особенно сложно детям с нарушениями речи

    – Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики

    – дыхание у них зачастую поверхностное

    – Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы

    – При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности

    – Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены

    – Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ

    – Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы

    Элементы, имеющие оздоровительную направленность

    Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом. И воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю

    – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды

    – В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики

    – Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала

    – Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения

    – Танец или хоровод

    – Четверостишье, сопровождаемое движениями

    – Мимические упражнения, психогимнастика

    – Массаж (рук, ног и т. д., гимнастика для глаз

    – Подвижные, коммуникативные, спокойные игры

    – Игра на музыкальных инструментах

    – Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка

    – Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра

    Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность

    У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

    Читайте также:
    Работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР

    – Дети не поют, а говорят

    – Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука

    – Плохо запоминают тексты песен, их названия

    – Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания

    – Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом

    – Затрудняются в передаче ритмического рисунка

    – Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий

    – Обучение детей проводится по строго обдуманному плану на основании общепедагогических принципов

    Музыкально-ритмические движения

    Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей

    Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект во время движения

    Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику

    – Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды

    – С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом, педагогом– психологом и музыкальным руководителем

    – Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала

    – Часовое слушание, скажем,симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут.

    – Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку – это опять-таки раздражает и напрягает организм

    Главное, чтобы нравилось!

    Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.

    Слушайте, пойте и будьте здоровы

    – В результате работы по системе коррекционногообучения детей имеющих нарушения в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается:

    Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39%

    Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков

    – Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мысли

    – Заметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речи

    – Успешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе

    – Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу

    – На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правила

    – Показатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста

    Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

    Мастер-класс «Изготовление книжного уголка из подручных средств» Уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться с вами своим методом оформления группового помещения. А точнее изготовлением полочек и карманов.

    Консультация «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ» Коррекционная работа с детьми с ОВЗ Анатация: Рост числа детей с ОВЗ выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения.

    Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи» Мастер-класс для родителей «Использование альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с нарушением речи.» Цель мастер-класса:.

    Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Использование вспомогательных средств для развития мелкой моторики» Форма проведения: мастер – класс Участники: воспитатели логопедических групп. Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса.

    Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях «Выручаем солнышко» Тема: “Выручает солнышко” Подготовила и провела: учитель – логопед Брацило Л. Э. МКДОУ детский сад «Аленушка» Цели: Коррекционно-образовательные:.

    Музыка и коррекционная работа с детьми ОВЗ Д. Д. Шостакович: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её.

    Применение пластических этюдов на логопедических занятиях с детьми в группах компенсирующей направленности Не всегда дети могут передать образ объекта или предмета, или характер задуманного. Можно научить детей этому при помощи пластических этюдов.

    Мастер-класс «Работа над картиной «Распахни окно весне навстречу!» с использованием нетрадиционных техник рисования Тепло приветствую всех заглянувших ко мне в этот час! В предыдущей публикации вы могли наблюдать появление картины “Весенние кораблики”.

    Читайте также:
    Формирование звукопроизношения у детей со стертой дизартрией

    Сценарий спортивного праздника «День защитника Отечества» в подготовительной и старшей логопедических группах Цель: — формировать у детей любовь к Родине, стремление быть ее защитниками. Задачи: — осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию.

    Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития

    Автор: Татьяна Яковлева

    Задержка речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, является одной из актуальных проблем. Отставание развития речи у данной категории детей обусловлено многообразием причин, независящих от нас.

    С одной стороны дети нашего учреждения имеют: отягощенный анамнез, а другой стороны причинами задержки являются:

    1. задержка довербального развития – это более позднее развитие голосовых реакций, как гуление, лепет, которые характеризуются низкой интонационностью, бедностью и ограниченностью звукового состава, в результате чего – несовершенство артикуляций.
    2. дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Воспитатель при общении с детьми, чаще обращается к детям, а не индивидуально к каждому ребёнку это в свою очередь не активизирует слух и не стимулирует развития коммуникативной функции речи.

    Проанализировав опыт работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, я сделала вывод, что в целях оптимизации коррекционно – логопедической работы целесообразно использовать музыкально – логопедические занятия, для преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.

    При использовании музыкально – логопедических занятий, преследуются разнообразные цели – расширение словаря детей, постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.

    Такие комплексные занятия позволяют решать различные коррекционно – развивающие задачи.

    1. Обогащать словарь ребёнка;
    2. Активизировать речевые умения;
    3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
    4. Совершенствовать координацию речи с движением;
    5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
    6. Стимулировать развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
    7. Обогащать сенсорный опыт детей.

    Применение конспектов интегрированных занятий способствует благоприятному развитию неречевых и речевых процессов.

    Неречевые процессы: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активизация всех видов памяти;

    Речевые процессы: воспитание правильного звукопроизношения, развитие навыка различать на слух речевые и неречевые звуки; совершенствование звуковой, лексической, грамматической стороны речи.

    Для развития всех выше перечисленных процессов я использую авторские разработки согласно лексической теме для звукоподражания, развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха, в которые включаю музыкальное сопровождение предложенные Е. Железновой.

    Тесная взаимосвязь специалистов дома ребёнка, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях, а воспитатель закрепляет знания в свободное время.

    В ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаюся детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

    Данные занятия является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

    В результате использования музыкально – логопедических занятий к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.

    Конспект логопедического занятия «В гости к снеговику»

    Коррекционная: Совершенствование артикуляционной моторики. Постановка звука «Ш». Формирование связной речи

    Обучающая: Закрепление знаний о времени года зима

    Воспитательная: Развитие координации речи с движением под музыкальное сопровождение.

    Логопед вместе с детьми заходит в зал.

    Логопед: Для начала встанем в круг

    И друг другу улыбнемся

    Мы готовы поиграть? (Да)

    Значит можно начинать.

    Музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки!»

    Слова и музыка М. Картушиной

    Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!

    Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!

    Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!

    Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!

    А теперь пройдем, сядем на стульчики за стол, Логопед просит детей представиться.

    Логопед: Ребята, какое время года у нас на улице?

    Логопед: Молодцы. Правильно. Зима, она какая?

    Дети: холодная, снежная, белая, пушистая и т.д.

    Логопед: А в какие игры вы любите играть зимой на улице?

    Дети: лепить снеговика; играть в снежки, кататься на санках.

    На дворе у нас мороз,

    Это зимушка – зима,

    Снег и холод принесла.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    Снова к нам зима пришла, Положить язык на нижнюю губу,

    Много снега принесла. удерживать его неподвижно

    Чтобы с горки прокатиться Рот открыт, кончик языка

    Сначала надо потрудиться. упирается в нижние зубы,

    среднюю часть языка выгнуть горкой

    Катим, катим снежный ком Надуть щеки и удерживать их

    Будим строить снежный дом. несколько минут

    Читайте также:
    Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой дизартрией

    Мы смеялись, мы играли, Поднести ладони к лицу

    Ну, а ручки замерзали- И выдохнуть со звуком [Х]

    Надо ручки пожалеть,

    Надо ручки нам погреть.

    Ша-ша- ша, снег кружится не спеша «Фонарики» кистями рук

    Шо-шо-шо, мы гуляем хорошо «Пальчики шагают»

    Ши-ши-ши, свежим воздухом дыши Вдох через нос, выдох через рот

    Шу-шу-шу , я домой спешу «Пальчики шагают»

    Ветер дует, снег валит Растянуть губы в улыбку,

    Нам домой идти велит. Пустить холодную воздушную струю.

    Ой, девочки, мы с вами заигрались, а сколько у нас времени посмотрите на часики. Нам пора домой нас мама ждёт.

    Мы с вами пешком быстро не доберёмся, поэтому мы с вами поедем на лошадке.

    Скачем, скачем на лошадке.

    Очень цокать нам приятно.

    Ритм копытца отбивают.

    Язычок им помогает.

    Приехали домой вовремя, а мама испекла нам пирожки.

    За окном опять снежок,

    А я все ем свой пирожок.

    Мы поели пирожки, и запили сладким чаем.

    Логопед: Девочки сегодня утром пришло письмо, оно адресовано Маше и Милане. Это вы?

    Ответы детей (Да)

    Логопед: Давайте, письмо откроем и прочтём.

    Логопед открывает письмо и читает:

    Из зимнего леса пишу вам друзья

    Остался один на полянке я.

    Очень грустно одному,

    Сильно я скучаю,

    Очень, очень я боюсь,

    Что с тоски растаю.

    Кто же это нам письмо прислал? Ничего не понимаю. Может, вы девочки знаете?

    Ответы детей (Снеговик)

    Логопед: Надо нам тогда отправиться в зимний лес, и поиграть со снеговиком. Пойдем?

    Логопед: Хорошо, теперь мы встаём и отправляемся в путь.

    По сугробам мы идём высоко поднимают ноги

    А по льду легко – легко на носочках

    В гости мы к снеговику спешим бег

    Поиграть мы с ним хотим

    Тихо в зимнем лесу, но что я слышу. Кто это стоит? Да ведь это снеговик!

    Снеговик стоит унылый,

    Скучно всё же одному.

    Мы сейчас ему покажем,

    Как слепить его расскажем.

    Раз – рука, два – рука – вытягиваем вперёд одну руку, потом другую

    Лепим мы снеговика! имитируем лепку снежков

    Три – четыре, три – четыре, поглаживают ладонями шею

    Нарисуем рот пошире! “рисуем” рот

    Пять – найдем морковь для носа, кулачок приставили к носу

    Угольки найдем для глаз. кружки из пальцев приставить к глазам

    Шесть – наденем шляпу косо. приставляют ладони ко лбу “козырьком”

    Пусть смеется он у нас. растирают лоб.

    Семь и восемь, семь и восемь, « пружинка»

    Мы сплясать его попросим.

    Дети: Здравствуй снеговик!

    Снеговик: Здравствуйте ребятишки, очень рад, что вы ко мне пришли в гости.

    Логопед: Мы пока тебя нашли, замерзли. Давай вместе согреемся и попляшем.

    Звучит композиция Железновых «Мороз»

    Снеговик: Молодцы ребятки! Развеселили меня. Спасибо вам большое. Но у меня для вас есть сюрприз. Интересный кукольный театр. Кто знает, как называется эта сказка?

    Дети: Заюшкина избушка.

    Логопед: Вернёмся домой и поиграем. А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со снеговиком.

    Дети: До свидания, снеговик.

    Дети возвращаются домой, выполняя упражнение «По сугробам мы идем». Садятся на стульчики, логопед достает персонажей сказки «Заюшкина избушка», и просит детей рассказать и показать сказку.

    Музыкальное сопровождение «До свидания ладошки!»

    Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

    Целью работы явилось проведение анализа двигательных и речевых нарушений.

    Бесплатные занятия с логопедом

    В ЦПРиН на базе детского отделения проходят нейрореабилитацию дети с последствиями очаговых поражений головного мозга, в частности с последствиями черепно-мозговой травмы. Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с последствиями ЧМТ включает в себя полное нейропсихологическое обследование и составление программы коррекционного обучения.

    Целью работы явилось проведение анализа двигательных и речевых нарушений, а также нарушений высших психических функций у детей с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК)» вследствие черепно-мозговой травмы и, используя комплексный нейропсихологический подход, разработка программы занятий по логоритмике.

    Методы.

    Проведен анализ 35 случаев госпитализации детей в стационар ЦПРиН с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК)» в следствии черепно-мозговой травмы. В ходе клинического неврологического обследования и применения методов нейропсихологической диагностики было выявлено:

    1. нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности:

    1.1. колебания произвольного внимания;

    1.2. трудности «включения» в задания;

    1.3. трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

    1.4. повышенная истощаемость;

    1.5. элементы полевого поведения;

    1.6. флуктуации произвольного внимания;

    1. нарушения регуляторных функций, программирования и контроля произвольной деятельности;
    2. ошибки, как по постцентральному, так и по премоторному типу в сфере орально-артикуляторного праксиса, пальцевого и мануального праксиса; во всех видах динамического праксиса — упрощение программы, персеверации;
    3. произносительные трудности, обусловленные явлениями комплексной речевой апраксии и усугубленные дизартрией средне-тяжелой степени выраженности (90 % случаев);
    4. стойкие двигательные расстройства в общей моторике (гемипарезы и атаксии в 80 % случаев), двигательная диспраксия в 20 % случаев;
    5. выраженные расстройства ритма, темпа, мелодии, логических ударений, отрывистость речи, однотонность — в разной степени выраженности имели место у всех детей;
    6. нарушения слухового внимания, неспособность локализовать слуховые раздражители, трудности усвоения ритмических структур (90 % случаев);
    7. речевые нарушения средней степени выраженности (70 % случаев) и тяжелой степени выраженности (30 % случаев) (комплексная речевая апраксия, спастико-паретическая дизартрия, сочетанная форма дизартрий, акустико-мнестическая афазия, элементы моторной эфферентной афазии, элементы сенсорной афазии, семантическая афазия, нарушение формирования импрессивно-экспрессивной речи по типу афазии развития(ОНР 1 уровень);
    8. нарушения эмоциональной сферы, угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смены настроения, негативизм, повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими.
    Читайте также:
    Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

    После проведения обследования были выработаны программы нейрореабилитации, направленные на преодоление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности, которая включала в себя занятия по активизации и организации деятельности, нормализации функции памяти, внимания, эмоционального состояния, повышения мотивации к деятельности, стимулированию понимания обращенной речи, накоплению активного словарного запаса, развитию фразовой речи, расширение объема слухоречевой памяти, преодолению аграмматизмов в устной речи. Данные программы успешно реализовывались в рамках логопедических занятий и, в частности, на логоритмических занятиях.

    Была составлена логоритмическая программа занятий, которая основывается на создании новых функциональных систем на базе сохранных афферентаций, а также на использовании разных уровней, на которых может осуществляться пострадавшая функция, остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности и сохранных звеньев нарушенной функции, которые являются опорой при заданной программе, т. е. серии последовательных операций.

    Программа по логоритмике включала в себя занятия и упражнения, направленные на решения различных задач:

    1. Преодоление нарушений процессов нейродинамики:

    1.1. активизация направленного произвольного внимания;

    1.2. удержание инструкции, удлинения фазы активного внимания;

    1.3. преодоление глубинной персеверации;

    1.4. переключение внимания с одного задания на другое;

    1.5. увеличение скорости реакции, и т. д.

    1. Восстановление отдельных компонентов двигательного акта:

    2.1. обучение специальным приемам активного расслабления мышц сначала здоровых, затем и паретичных конечностей;

    2.2. восстановление движений в бытовой деятельности (разыгрывание этюдов, способствующих восстановлению бытовых навыков);

    1. Работа над автоматизированной речью с переходом на произвольное произношение слов и фраз с использованием:

    3.1. счетных упражнений, разнообразных по выполнению: расчет на первый-второй, на первый-второй-третий с ходьбой по кругу, обратный счет, пересчет с хлопками в ладоши, с топаньем ногой, с подниманием руки, с ходьбой на месте и вперед на здоровую ногу;

    3.2. игры с мячом на договаривание пословиц, предложений (предложения с противопоставлениями действий, предметов, их качеств), перекатывание мяча здоровой и паретичной рукой;

    3.3. речевых упражнений с ходьбой на спряжение глаголов, склонения существительных.

    1. Обучение приспособительным и заместительным движениям (упражнения на создание новых двигательных стереотипов, замещающих утраченные);
    2. Упражнения по воспитанию координации темпа движений с темпом музыки:

    5.1. упражнения на воспитание темпа речи и движения, ориентировку в пространстве, внимание;

    5.2. гимнастические упражнения для корпуса, регуляции мышечного тонуса, координации движений;

    5.3. воспитание коллективного ритма: поочередные, групповые, и коллективные упражнения на восприятие и воспроизведение ритма, на фразировку, музыкальную форму;

    5.4. выработка чувства итеративного ритма — маршировка, равномерное отстукивание простого двудольного размера рукой, воспроизведение ритма на бубне, барабане;

    5.5. стимуляция и коррекция музыкального ритма через совершенствование ритмических механизмов подкоркового и коркового (правополушарного) уровней и приближение музыкального ритма к речевому (движения под музыку, изображения движения животных под музыку);

    5.6. речевые упражнения (чистоговорки, скороговорки под музыку);

    1. Нормализация статической и динамической координации движений:

    6.1. восстановление право-левосторонней ориентировки;

    6.2. воспитание элементов пространственных отношений;

    6.3. восстановление целенаправленного изолированного движения — общедвигательного и речевого;

    6.4. нормализация артикуляционной моторики;

    6.5. нормализация общей и тонкой моторики руки, кисти, пальцев:

    а. упражнения на сложную координацию движения и слова;

    б. упражнения на импровизацию в музыке;

    в. пантомимические упражнения;

    1. Развитие слухового гнозиса (дифференциация неречевых шумов);
    2. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением;
    3. Артикуляционно-мимические упражнения;
    4. Работа над просодией, над интонацией: упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса, интонационные упражнения, пропевание гласных звуков, слогов, коротких простых песенок;
    5. Упражнения на устранение синкинезий, апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации;
    6. Регулирование эмоциональных проявлений во время общения.

    Результаты.

    В результате проведения курса занятий по логоритмике отмечается значительная положительная динамика в 80 % случаев, положительная динамика в 20 % случаев, которая проявлялась в улучшении состояния нейродинамического компонента психической деятельности. Произвольное внимание стало более устойчивым. Менее выражены трудности «включения» в задание, улучшилось переключение с одного вида деятельности на другой, появилась мотивация к занятиям, улучшился контроль за произвольной деятельностью, появились попытки самоконтроля. Улучшилось понимание внеситуативной речи. Улучшилось восприятие неречевых шумов — дети способны по звуку определить знакомый музыкальный инструмент, узнают знакомые мелодии, увеличились возможности переключения слухового внимания. Стало доступным выполнение сложных многозвеньевых инструкций (в 50 % случаев), а также понимание пространственных понятий. Улучшилось состояние артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, движения стали более точными, координированными, увеличился объем движений. Дети могут правильно отхлопать простые (90 % случаев) и симметричные (70 % случаев) ритмы, повторить по показу хлопки в медленном и среднем темпе, прошагать под музыку в медленном и среднем темпе. Улучшилась координация речи и движения: появилась возможность в среднем темпе проговаривать заученное стихотворение и сопровождать его движением (80 % случаев), появилась возможность пересказывать сказку и сопровождать пересказ игрой на шумовых музыкальных инструментах (80 % случаев), повторять и пропевать несложные песенки, сопровождать их заданными движениями. Появилась способность по показу воспроизвести фрагмент танца или заданного движения в заданном размере, увеличилось количество и последовательность элементов, движений, удерживаемых в памяти. Улучшилось состояние номинативной функции речи. Легче стали актуализироваться номинации, действенной стала контекстуальная подсказка. Увеличился объем слухо-речевой памяти. Улучшился лексический состав речи — расширился активный и пассивный словарь за счет пополнения новыми словами. На занятиях отмечается положительный эмоциональный фон настроения — дети на занятиях приветливы, хорошо контактируют как с более младшими детьми, так и со сверстниками.

    Читайте также:
    Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией

    Выводы.

    Таким образом, логоритмика является частью комплекса мер, направленных на преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности, которое осуществляется через оптимизацию функционального статуса глубинных образований головного мозга, коррекцию базиса субкортикального и кортикального, а также межполушарного взаимодействия, приводит к значительному уменьшению корковых нарушений и улучшает высшую психическую деятельность и входит в комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с последствиями ЧМТ.

    1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
    2. Визель Т. Г. Коррекция заикания у детей. — М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009.
    3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
    4. XV съезд психиатров России (материалы съезда). — М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2010.

    «Запуск» речи у неговорящих детей (задержка темпов речевого развития, алалия, аутизм, диспраксия). Модуль 2. Коммуникативная логоритмика

    Даты
    проведения
    Название семинара Цена Время проведения

    Нейродефектолог, логопед, специальный психолог, руководитель Детского коррекционно-развивающего центра «Стёжки-Дорожки» и цикла авторских мастер-классов для специалистов и родителей по запуску речи у неговорящих детишек (программа «Речь в общении» и преодоления аутистических черт в развитии (интегративная программа «Я-Есть» СПОКВЭ). Работала логопедом в детском амбулаторно-стационарном отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации. (г. Москва). Стаж профессиональной деятельности более 21 год (из них более 19 лет работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи).

    Основное (базовое) образование: Московский областной педагогический университет г. Москва (красный диплом). Дополнительное образование: профессиональная переподготовка «специальная психология, дефектология» (2009-2010г, красный диплом, МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва). Закончила аспирантуру МГППУ с отличием факультета «Клиническая и специальная психология, тема диссертационного исследования «Сравнительное изучение общения детей с разным уровнем речевого развития».

    Специалист с многолетним опытом работы с детьми с тяжелой речевой патологией (алалия, дизартрия), ЗРР, ЗПРР, с детьми с аутизмом, ЗПР, УО, СДВГ, ДЦП, тугоухостью, дисграфией и дислексией (нарушениями процессов чтения и письма).

    Ведущая цель всех игр – стимуляция речи на основе формирования или повышения мотивации к взаимодействию со взрослым, а главное. повышение мотивации к речевому общению.
    Данная программа может использоваться как на занятиях с детьми возрастной нормы, так и с особенностями в развитии. Особенно эффективна в работе с детьми РАС.
    Стимуляция речи и общего психического развития на групповых и индивидуальных занятиях на основе логоритмики, фольклоротерапии и музыкотерапии (музыкально-сенсорных игр для детей разного возраста (в т.ч. с аутистическими чертами в развитии).
    Цель семинара: стимуляция речи и общего психического развития, активизация познавательной активности, подражательной деятельности, стимуляция общего психического развития и коммуникативных навыков (неречевых и речевых), повышение мотивации к взаимодействию со взрослым, совершенствование умения слушать взрослого, конструктивно взаимодействовать, совершенствование или коррегирование эмоционально-волевой сферы, установление эмоционально-положительного общения с мамой и ребенком, специалистом и ребенком средствами музыкотерапии и сенсорной интеграции.

    Игры и упражнения ориентированы как на детишек с нормативным развитием, так и особенностями в развитии с 1г. (задержка темпов речевого развития, сенсорная, моторная и сенсомоторная алалия, аутизм, диспраксия, ЗПР, УО, ДЦП).

    Мастер-класс ориентирован и на родителей.
    Фольклоротерапия, логоритмика, музыкотерапия ( музыкально-сенсорные игры) помогают стимулировать общее психическое развитие, речь, снять напряжение, стрессовое состояние, развить коммуникативные и социальные умения, познавательную и двигательную активность у детей раннего и дошкольного возраста, зрительное сосредоточение, слуховое внимание.

    Для специалистов и родителей коммуникативная логоритмика – это:
    – создание условий для речевой коммуникации, формирование мотивации к эмоциональному взаимодействию и речевому общению через взаимодействие со взрослым.
    – развитие продуктивного эмоционально-положительного взаимодействия между родителем и ребенком (эмпатии, чувства принятия ребенка таким, какой он есть), специалистом и ребенком.
    – создание ситуаций, в которых общение стало бы для ребенка привлекательными и радостными.
    – формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка (развитие слухового внимания и восприятия звуков речи, зрительного восприятия и внимания, тактильных ощущений, памяти, невербального мышления).
    – музыкально-сенсорные игры для родителя и ребенка – это совместное с мамой (папой, бабушкой, дедушкой…) игры, деятельность в сенсорной среде и музыкальное погружение.
    – радостный, близкий контакт с ребенком, развитие базового доверия к миру, благодаря которому он сможет общаться со взрослыми, познавать себя и с интересом исследовать окружающий мир через новые ощущения (зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные, обонятельные), движения, песни, музыку. Возможность гармоничного развития через получение новых тактильных ощущений, зрительных впечатлений, музыку, эмоции.
    – возможность научится продуктивно взаимодействовать со взрослым, получать удовольствие от общения. Новые способы общения.

    Семинар сопровождается видеозаписями занятий.

    Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, психологи, студенты дефектологических факультетов, воспитатели и родители.
    Место проведения: ул. Кольская, д.2, к.4, 3 этаж, офис 304
    Дату и время проведения смотрите в календаре
    Стоимость: 2 500 руб., для юридических лиц + 50% – 3 750 руб.
    По окончании выдается сертификат о повышении квалификации – 8 часов
    Справки и запись по телефону: (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52
    В режиме онлайн семинар не транслируется.

    Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    Рубрика: Психология

    Дата публикации: 03.06.2021 2021-06-03

    Статья просмотрена: 52 раза

    Библиографическое описание:

    Ильюшина, М. А. Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М. А. Ильюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 473-474. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81969/ (дата обращения: 18.01.2022).

    В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слуховое восприятие.

    Актуальность данной работы заключается в следующем. Развитие ребёнка на сегодняшний день осуществляется за счёт зрительного восприятия. Вследствие избыточного зрительного восприятия происходит несформированность различных компонентов слухового восприятия. Дети, у которых плохо развито слуховое восприятие, не способны правильно дифференцировать на слух фонемы своего языка, обычные неречевые звуки и шумы. Слуховое восприятие отождествляется с понятием «фонематическое восприятие», поэтому при отсутствии сформированности фонематического восприятия нарушается процесс формирования словарного запаса, грамматического строя и правильного построения связной речи. Развитие таких детей происходит не естественным путём, а уже посредством воздействия коррекционных методов.

    Многие исследователи указывают на недостаточность развития фонематического и слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. Н. Трауготт, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), недостаточность развития чувства ритма (Г. В. Бабина, А. Гермаковска, В. А. Ковшиков и т. д.), а также трудности в дифференциации речевых и неречевых звуков.

    Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой [3].

    В раннем и дошкольном возрасте развиваются и совершенствуются компоненты слухового восприятия (Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, Н. Х. Швачкин), благодаря чему ребёнок начинает дифференцировать:

    — тембровый компонент (дифференциация на слух звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы, голосов животных и птиц);

    — динамический компонент (дифференциация громких и тихих звуков);

    — ритмический компонент (воспроизведение ритмических последовательностей);

    — фонематический компонент (сформированность навыка фонематического анализа);

    — временной компонент (длительность звучания);

    — пространственный компонент (локализация источника звука в пространстве, оценка возможных перемещений источника звука в пространстве, включая направление, скорость и траекторию) [2].

    При правильной сформированности компонентов слухового восприятия, ребенку предоставляются возможности познания окружающей среды. Указанные выше компоненты также влияют на дальнейшее формирование навыков письма и чтения.

    Выделяют несколько условий для успешного формирования слухового восприятия:

    — сохранность нейрофизиологических механизмов развития психических функций;

    — характер общения взрослых и ребенка;

    — уровень развития предметной и познавательной деятельности [6].

    Немаловажным для дошкольников является совершенствование других сторон слуховой функции: развитие музыкального слуха, повышение способности к различению природных и технических звуков. При восприятии музыки ребёнок учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков [2].

    При диагностике ОНР у детей наблюдаются комплексные нарушения звукопроизношения, фонематического и слухового восприятия, слоговой структуры, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

    Дети развиваются в процессе игры — даже если они просто плещутся в тазике с водой или играют на кухонном столе с пустыми баночками. Очень важным является то, насколько игра будет интересна ребёнку. Цель игр — открыть для ребёнка мир звуков, постараться сделать их привлекательными и значимыми. Играя с ребёнком, он вслушивается в слова, формирует свой слух. В этих играх ребёнок учится различать «звучание» знакомых предметов, а также речь человека, голоса животных, звуки музыкальных инструментов. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления, но и музыкального слуха [3].

    Содержание консультативно — просветительской работы с родителями определяется результатами изучения состояния слухового восприятия детей и проходит в следующих формах: консультации, открытые занятия, и предоставление родителям специального инструментария для развития слухового восприятия детей в домашних условиях.

    Способствовать развитию слухового восприятия помогут игры и упражнения, направленные на:

    — дифференциацию звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы и т. д;

    — различение громких и тихих звуков;

    — развитие способности находить источник звучания на различном расстоянии;

    — развитие чувства ритма;

    — формирование фонематического слуха (речевого слуха).

    — Игры, способствующие различению на слух звуков музыкальных инструментов, бытовых шумов, звуков природы, голосов животных и птиц («Шагаем и танцуем», «Хлопки») [4];

    — Игры, способствующие развитию чувству ритма («Солдаты и танцоры», «Маленький барабанщик») [4];

    — Игровые упражнения на развитие фонематического восприятия («Не ошибись», Упражнение «Различение слов, близких по звуковому составу») [5];

    — Игры, на дифференциацию громких и тихих звуков («Тихо и громко», «Эхо») [5];

    — Игровые упражнения на развитие способности находить источник звучания на различном расстоянии («Что слышно?», «Громкие подсказки») [1].

    1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия. М.: Сфера, 2010. 64с.
    2. Куприна В. В., Ильющенкова С. Р. Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на материале неречевых звуков.//Логопед.2019.№ 8. 7–8с.
    3. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник/М.: Академия. 2015. 603с.
    4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М.: Владос. 1994.344с.
    5. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 1998г. 26с.
    6. Ухина Н. А. Коррекционно-логопедическая работа по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис.канд.пед. наук. М., 2009. 195 с.

    Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».

    Светлана Сидорова
    Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».

    Что такое речевой слух?

    Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.

    Речевой слух подразделяется на:

    -фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;

    -физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;

    -звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;

    -тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;

    -ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.

    При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнёра, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

    В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембру, а также правильно воспринимать ритмичный рисунок слова, т. е. особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога в единстве с темпом речи. Они плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый тон, отличают по голосу мать и других близких.

    В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т. е. способности чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

    Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произношения слов, говорить в умеренном темпе, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связанно с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

    На что должно быть направлено воспитание речевого слуха?

    Воспитание речевого слуха должно быть направленно на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости еёзвучания:

    -правильность произношения звуков;

    -чёткость, ясность произношения слов;

    -повышение и понижение голоса;

    -усиление или ослабление громкости;

    – ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;

    -тембральную окраску речи, когда ребёнок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.

    На первой стадии коррекции речевого слуха ребёнок должен научиться различать:

    -далёкие между собой по звучанию звуки;

    -близкие по звучанию звуки;

    -узнавать звуки изолированно;

    -узнавать звуки в слогах;

    -узнавать звуки в словах.

    «Упражнения и игры для развития речевого слуха у дошкольников»

    1. «Далеко- близко». Попросите ребёнка отвернуться, а сами на разном от него расстоянии попытайтесь произнести какой-либо звук. Это может быть как звучащая игрушка, так и звук вашего голоса или какого-либо музыкального инструмента, к примеру, барабана, колокольчика или дудочки. Ребёнок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания.

    2. «Угадай, что звучит». Покажите ребёнку барабан, губную гармошку, колокольчик и покажите, как они звучат. Затем зайдите за ширму или занавеску и попросите ребёнка отгадать, что звучит, воспроизводя звучание этих предметов, когда он их не видит.

    3. «Оркестр». Предложите ребёнку поиграть на разных музыкальных инструментах. Затем попросите его отвернутся, и узнавать по звучанию, на каком инструменте играете вы.

    4. «Овощи». Предложите ребёнку картинки,где изображены овощи: лук, тыква, огурец. Произнесите названия этих овощей вслух с демонстрацией перед ребёнком картинок несколько раз. Затем предложите ему узнать по количеству хлопков, название какого овоща вы задумали сказать. Количество хлопков должно соответствовать количеству слогов в слове. Лук – один хлопок, тыква – два хлопка, огурец – три хлопка. Постепенно добавляйте количество картинок и меняйте их тематику.

    5. «Угадай рифму». Прочитайте ребёнку стихотворение.Попросите его подсказать слово в конце следующего предложения:

    Я взял муку и взял творог,

    Испёк рассыпчатый… (пирог).

    6. «Найди звук». Выберите какой-нибудь звук. Произнесите его несколько раз и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит нужный звук в словыах, которые вы будете называть.

    Например, звук (О). К примеру,можно называть следующие слова: слон, нет, нос, мяч, он, стол, стул, табуретка.

    7. «Робот». Предложите ребёнку поиграть в «робота». Вы даёте указания, а он исполняет. Например, ребёнку предлагается положить книжку на коробку, а карандаш за коробку. При успешном выполнении задание усложняется, темп упражнения увеличивается.

    8. «Слова могут звучать громко и тихо». Предложите ребёнку заучить чистоговорку, стихотворение, потешку или считалку. Затем произнести текст сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. Это может быть любой текст, который используется для автоматизации или дифференциации звуков.

    «В уголок Алёнка села,

    У Алёнки много дела».

    9. «Слова могут звучать быстро и медленно». Предложите ребёнку произнести текст любой скороговорки сначала быстро, потом медленно и наоборот.

    10. «Какой звук есть в этих словах?» Произнесите три-четыре слова,в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спросите у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах. Ребёнок должен назвать звук (Ш). Затем предложите определить, какой звук есть во всех ниже приведённых словах:

    -жук, жаба, лыжи – (Ж);

    -чайник, ключ, очки – (Ч);

    -щётка, ящик, щавель – (Щ);

    – коса, усы, нос – (С);

    – селёдка, Сима, лось – (Сь);

    – коза, замок, зуб – (З);

    -зима, зеркало, вазелин – (Зь);

    -цветок, яйцо, курица – (Ц);

    -лодка, стул, лампа – (Л);

    -липа, лес, соль – (Ль);

    -рыба, ковёр, крыло – (Р);

    -рис, крепость, букварь – (Рь).

    11. «Назови первый звук в слове». Покажите ребёнку игрушку, например Буратино, и предложите определить, с какого звука начинается его имя. Потом спросите, с какого звука начинаются названия тех или иных животных, предметов, изображения которых есть у вас, или других игрушек.

    12. «Назови последний звук в слове». Найдите или нарисуйте картинки, на которых могут быть изображены автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот. Покажите ребёнку картинку и попросите назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

    13. «Подумай и не торопись». Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверьте, может ли он слышать и выделять определённые звуки в словах:

    А) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова – стол (К примеру – лиса).

    Б) Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова – сыр. (К примеру, воробей, грач)

    В) Подбери слово, чтобы первый звук был бы (К, а последний – (Ш). (К примеру, карандаш, камыш)

    Г) Какое получится слово, если к НО – прибавить один звук? (К примеру, нож, нос)

    Д) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука (М). (Мама моет Машу мочалкой).

    Е) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук (У). (К примеру, бумага, дудочка, Буратино).

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Автор: Панчак Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №61 Калининского района Санкт-Петербурга “Особенности речевого развития детей.

    Доклад на педагогический совет на тему: «Роль детской книги в речевом развитии детей». Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта,.

    Консультация «Как помогают скороговорки, чистоговорки, считалочки, потешки при работе по развитию речевого слуха детей» Для многих ребят первое место, куда они приходят в раннем возрасте и надолго остаются без родителей, является детский сад. Здесь они находятся.

    Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе для слабослышащих детей Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе слабослышащих. Тема: Автоматизация звука.

    Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

    Особенности игр детей с нарушением слуха Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Её огромное значения для психического развитие ребёнка. Возникновение.

    Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной.

    Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных.

    Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Форма проведения: педагогический пробег План проведения 1. Вступительное слово «О патриотизме» – руководитель Яковлева В. А. 2 Педагогический.

    Педагогический совет в ДОУ «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста» Слайд 2. Слайд 3. Одна из задач.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: