Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями

Групповое логопедическое занятие на тему: «Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений»

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

  • формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
  • формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
  • формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
  • учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
  • учить составлять предложения с однородными членами;
  • совершенствоват ь грамматический строй речи учащихся;
  • уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношени е;
  • развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно- временные представления;
  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

разучить с учениками скороговорки о весне;
тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

  • интерактивная доска;
  • плакат «дерево знаний»;
  • бумажные цветы;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей. Присаживайтесь. Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.

– Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

– Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)

– Какие изменения в природе происходят весной?

– И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

– Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения.

– А для начала давайте проверим домашнее задание.

– Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)

– Проверим, как вы справились:

1. Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2. Цветут весной цветы, поют весной коты.

3. «Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка» –
Просит заинька косой – «Спой мне песню, сойка, спой!»

4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.

5. Дождик, дождик, ты нам нужен,
Пели жабы весной в луже.

6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.

– Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.

3. Составление предложений с помощью вопросов.

– А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:

1. Как? Светит какое? Что?

– Кто первый составит предложение?

Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.

– Переходим к составлению следующего предложения:

2. Какие? Что? Что делают? На чём?

Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев – картинка с распускающимися листьями.

– Посмотрим на третий слайд.

3. Какие? Что? Зацвели где?

(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.

4. Какие? Кто? Что делают? От куда?

– Кто ответит на этот раз?

(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) – картинка с перелётными птицами.

– Составим следующее предложение:

5.Какой? Кто? Что делает? Где?

– Кто у нас ещё не отвечал?

(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.

– И остался последний слайд, смотрим на него:

6. Какой? Кто? Что делает? Когда?

– …, теперь составь предложение ты.

(Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.

– Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.

4. Работа над предложением и текстом.

– Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

– Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

– Давайте раскроем конверты.

– Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

– Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

– А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)

2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)

3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)

4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)

6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).

– Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают.

– Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)

– Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

– А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)
Вверх по радуге пойдём,
Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

– Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

– Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

– Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

– Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

– Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купиласладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

– На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

– На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

– Заметку необходимо исправить.

– Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

– Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированну ю заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

– Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).

-Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

– Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.

8.Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

– Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

– Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

– Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

1.​ По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

2.​ У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

3.​ Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

4.​ В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

5.​ Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

6.​ Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

– А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас получилось.

– Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

– В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

1.​ У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)

2.​ Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)

3.​ Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)

4.​ Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)

– Ребята, верно ли составлены данные предложения?

– Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

– Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

– Как называются такие слова? (Синонимы)

– Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

2.​ Среди маленьких животных своими микроскопическим и размерами отличается крошечная птичка колибри.

3.​ Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.

4.​ Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

– Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

– Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР

– Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

– Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

– Что больше всего понравилось?

– Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Сейчас вы оцените свою работу на занятии, раскрасив цветок, который я вам раздам:

– Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 — раскрасьте цветок красным карандашом;

– Если вы считает, что заслужили оценку 4 — раскрашивайте цветок оранжевым цветом;

– Если вы заслужили оценку 3, то цветок вам нужно закрасить жёлтым карандашом.

– Давайте посмотрим, как вы сами себя оценили. Поднимите цветочки.

– Я полностью согласна с вашими оценками.

– Урок окончен. Возьмите тетради с домашним заданием и можете пойти на перемену в ваш класс.

Основина Екатерина Юрьевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 25, г. Орел

Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами

наталья литовкина
Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами

Тема: Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Цель: Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять.

Развивать умение восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.

Развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера.

Развивать умение выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связь между отдельными элементами материала, и опираться на них при его воспроизведении. Развивать слоговой синтез.

Прививать любовь к родному языку.

Оборудование : предметные картинки, карточки с текстом, карточки предлоги, карточки со стихотворением, мультимедийная система, презентация.

Используемые технологии: технология развития связной речи. Методика Н. Г. Андреевой. Нетрадиционные логопедические технологии (аромотерапия). Здоровьесберегающие технологии.

Ход урока.

Перед уроком зажечь аромолампу с маслом лимона (возбуждает нервную систему и повышает работоспособность).

1. Организационный момент.

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

-Сядет тот, кто из слогов составит слово.

-Назови лишнее слово. Объясни свой ответ.

2. Запись числа, темы занятия «предложения с пропущенными словами».

3. Работа с деформированным стихотворением. Развитие опосредованного запоминания.

У ___ высокий рост,

У ___ пушистый хвост,

У ___ крепки рожки,

У ___ тонки ножки.

У ___ толсты губы,

А у ___ острые зубы.

Сам придумай про ежа,

Про ужа и про чижа! (А. Бродский)

-Назови предметы на картинках. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение, прочитайте стихотворение выразительно. (логопед закрывает текст стихотворения, а предметные картинки располагает в ряд.)

«Слон», «Лиса», «Козленок», «Цыпленок», «Мартышка», «Волк», «Еж», «Уж», «Чиж».

– Послушайте, как я расскажу стихотворение по картинкам (коллективная работа восстановление стихотворного текста).

4. Развитие чувства ритма. Найди рифму.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Что бы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

– Послушайте. Добавьте в рифму недостающие слово. Из какой сказки эта стихотворная строка?

Вместо шапки на ходу он надел ___ сковороду. (С. Маршак. «Вот какой рассеянный»

У тебя на шее вакса, у тебя под носом ___ клякса. (К. Чуковский «Мойдодыр»)

И пришел к Айболиту Барбос:

«Меня курица клюнула в ___ нос» (К. Чуковский «Айболит»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого ___ петушка. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Пошла Муха на базар и купила ___ самовар. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Трусы и рубашка лежат на песке.

Никто не плывет по опасной ___ реке. (С. Михалков «Фома»)

Ехали медведи на ___ велосипеде. (К. Чуковский «Тараканище»)

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят он плохой, ___ неряха. (В. Маяковский «Что такое хорошо? Что такой плохо?»

Ищет вещи Маша, Маша- растеряша

И под стулом нет…

На кровати нет, под кроватью нет…

Вот такая Маша, Маша- растеряша.

Сядет тот, кто назовет из стихотворения физкультминутки предлоги (на, под).

6. Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами.

Выставляю карточки с предлогами на, с, в, за, у, из, около.

– Прочитайте, что написано на карточках? (предлоги) Что необходимо помнить о правописании предлогов?

Раздаю учащимся карточки с текстом «Лесные малыши»

Лето- время лесных малышей. ___ гнезд вылетают птицы. ___ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют___ мамой. Лисята играют ___ норы. Бельчонок совершает ___ сосны быстрый прыжок. ___ сумерках выходят ___ охоту ежата.

Слово спряталось куда-то.

Слово спряталось и ждет:

«Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?»

Коллективная работа (последовательно по каждому предложению):

– Прочитайте предложение. Какие слова пропущены (предлоги).

– Вставьте подходящий по смыслу предлог.

– Повторите предложение целиком.

– Посчитайте количество слов в предложении. Назовите какое место по порядку занимает предлог?

– Прочитайте рассказ, вставляя предлоги.

– Что мы прочитали? (текст)

– О чем говорится в тексте?

– Запишите текст в тетрадь, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

– Составьте и запишите схему второго, четвертого, пятого предложения.

Читайте также:
Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

7. Составление связного текста из неполных предложений. Выбор слова из ряда слов – синонимов.

Выбор слова в рифму.

Прочитайте, вставьте нужные по смыслу слова, которые рифмуются.

Очень – очень вкусный пирог.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе ___(пригласил, позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ___ (торт, пирог, кекс)

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости (не приходят, не идут).

Я ждал, пока хватило сил

Потом кусочек ___(съел, отрезал, откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту___ (проглотил, съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек ___ (не увидели, не нашли).

Выразительно прочитайте стихотворение.

8. Выбор слова в тексте сказки.

Выберите слово, которое в большей степени подходит к отрывку из сказки.

Прежде чем записать текст в тетрадь, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, сапоги свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зеленой (траве, травке) ползет жук…

9. Итог занятия.

-Какие задания Вы выполняли на занятии?

– Чему вы научились?

Разработал занятие учитель-логопед Литовкина Н. А.

Прикреплённые файлы:
rabota-s-deformirovanymi-predlozhenijami_0ru2i.pptx | 2294,78 Кб

Лексико-грамматическое занятие «Фрукты на прилавках магазинов» в старшей группе для детей с ОВЗ Задачи: 1. Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, лимон. Объяснить, что.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «В лес за грибами» Осень. Прекрасная пора для прогулок по лесу. Листва немного пожелтела и воздух такой свежий. Уже начинаются дожди. Многих людей осенние.

Лексико-грамматическое занятие «Кто мы, какие мы» в старшей группе Беседа по фотографиям о ребёнке Цель: Развитие диалогической речи Задачи: 1. Учить вступать в общение, уметь отвечать на вопросы. 2.

Лексико-грамматическое занятие с детьми ОВЗ «Что бывает осенью» в старшей группе Задачи: 1. Уточнить и закрепить знания детей о приметах неживой природы осенью. Расширение словаря по данной теме, используя существительные,.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» по теме «Обувь, одежда» Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды.

Лексико-грамматическое занятие «Что мы купим в магазине. Одежда» в старшей группе с ОВЗ Цель. Знать название и назначение отдельных видов одежды. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширить и конкретизировать представления.

Лексико-грамматическое занятие «Кто нас вкусно кормит? Знакомство с профессией повара» в старшей группе с ОВЗ Цель: Знакомить детей с профессией повара, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство.

Лексико-грамматическое занятие «Наш любимый детский сад» в старшей группе с ОВЗ Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Зимующие птицы» Задачи: Развивающие: • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; • совершенствовать.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений

Содержимое публикации

открытого группового логопедического занятия на тему:

«Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений» (3-й класс)

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Коррекционные:

– формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;

– формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;

– формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;

– учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;

– учить составлять предложения с однородными членами;

– совершенствовать грамматический строй речи учащихся;

– уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие:

– развивать умение грамотно выражать свои мысли;

– развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;

– развивать умение формулировать ответы на вопросы;

– развивать речевую моторику и зрительное восприятие;

– развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

– воспитывать желание активно работать на занятии;

– воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа:

– разучить с учениками скороговорки о весне;

– тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

Оборудование:

– плакат «дерево знаний»;

– индивидуальные карточки с заданием;

– ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей.

– Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

– Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

Читайте также:
Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

– Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)

– Какие изменения в природе происходят весной?

– И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

– Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

(Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения)

– А для начала давайте проверим домашнее задание.

– Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)

– Проверим, как вы справились:

1.Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2. Цветут весной цветы, поют весной коты.

3. “Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка” –

Просит заинька косой – “Спой мне песню, сойка, спой!”

4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.

5. Дождик, дождик, ты нам нужен,

Пели жабы весной в луже.

6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.

– Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.

3. Составление предложений с помощью вопросов.

А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:

1. Как? Светит какое? Что?

– Кто первый составит предложение?

(Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.

– Переходим к составлению следующего предложения:

2. Какие? Что? Что делают? На чём?

(Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев) – картинка с распускающимися листьями.

– Посмотрим на третий слайд.

3. Какие? Что? Зацвели где?

(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.

4. Какие? Кто? Что делают? От куда?

– Кто ответит на этот раз?

(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) – картинка с перелётными птицами.

– Составим следующее предложение:

5. Какой? Кто? Что делает? Где?

– Кто у нас ещё не отвечал?

(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.

– И остался последний слайд, смотрим на него:

6. Какой? Кто? Что делает? Когда?

– …, теперь составь предложение ты.

( Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.

– Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.

4. Работа над предложением и текстом.

– Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

– Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

– Давайте раскроем конверты.

– Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

– Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

– А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)

2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)

3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)

4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)

5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)

6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).

– Прочитаем получившийся рассказ. Читает… , остальные внимательно слушают.

– Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)

– Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

– А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

– Ах, как долго мы писали

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

– Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)

– Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)

– Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)

– В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)

– Вверх по радуге пойдём,

Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)

– А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

– Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

– Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

– Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

– Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

– Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

Читайте также:
Представление учителя-логопеда на ребенка (для ПМПК)

– Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любимпраздновать праздники!

– На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

– На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

– Заметку необходимо исправить.

– Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

– Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированную заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

– Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).

7.Физкультминутка.

– Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.

– Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)

– Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)

– Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)

– Вправо – влево, взад – вперёд –

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)

– Он их вертит, он их крутит!

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

– Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.

8. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

-Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

– Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

– Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

– А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте что у вас

– Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

– В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

У тётушки была медленная походка и медленная речь.

(Неторопливый)

Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри.

(Микроскопический, крошечный)

Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали.

Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек.

(Рассмешить, мрачный, остроумный)

– Ребята, верно ли составлены данные предложения?

– Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

– Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

– Как называются такие слова? (Синонимы)

– Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

Среди маленьких животных своими микроскопическими размерами отличается крошечная птичка колибри.

Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.

Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

– Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

– Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.

– Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

– Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

– Что больше всего понравилось?

– Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Сейчас вы оцените свою работу на занятии, раскрасив цветок, который я вам раздам:

– если вы считает, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 – раскрасьте цветок красным карандашом;

– если вы считает, что заслужили оценку 4 – раскрашивайте цветок оранжевым цветом;

– если вы заслужили оценку 3, то цветок вам нужно закрасить жёлтым карандашом.

– Давайте посмотрим, как вы сами себя оценили. Поднимите цветочки.

-Я полностью согласна с вашими оценками.

– Урок окончен. Возьмите тетради с домашним заданием и можете пойти на перемену в ваш класс.

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Представленное открытое групповое логопедическое занятие рекомендовано для проведения в 3 классе с учащимися имеющими логопедическое заключение: недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3 уровня.

Тема занятия: «Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений»

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Коррекционные:

– формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;

– формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;

– формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;

– учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;

– учить составлять предложения с однородными членами;

Читайте также:
Презентация: Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению

– совершенствовать грамматический строй речи учащихся;

– уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие:

– развивать умение грамотно выражать свои мысли;

– развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;

– развивать умение формулировать ответы на вопросы;

– развивать речевую моторику и зрительное восприятие;

– развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

– воспитывать желание активно работать на занятии;

– воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа:

– разучить с учениками скороговорки о весне;

– тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.

На занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление работы с деформированными предложениями.

Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышают качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной и устной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей в начальной школе.

Во избежание утомляемости учеников была проведена физ. минутка. Также на занятии с целью профилактики нарушений зрения включена гимнастика для глаз.

На занятии использовались разнообразные приёмы: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям, наглядный материал, использования информационных-коммуникационных технологий, рефлексии.

Задания были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями учащихся. На уроке я старалась выстроить личностно – ориентированное взаимодействие с учениками: выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.

При проведении данного логопедического занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат учителя, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.

Коротко скажу о личных достижениях поставленной цели. Я постаралась продемонстрировать свою профессиональную компетентность, преодолеть психологический барьер, связанный с волнением.

В заключение, хочу обратиться к мысли Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что для прочности навыка требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь должны была заинтересовать своих учеников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использовала разнообразные приёмы на логопедическом занятии.

Хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Конспект логопедичекого занятия “Работа над деформированными предложениями”
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Материал подготовлен для занятий с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект логопедического занятия “Работа над деформированными предложениями” 315.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа над деформированными предложениями».

Форма занятия – мини-группа, 1 класс-комплект (учащиеся 2го класса с РАС).

Тема: «Работа с деформированными предложениями»

Учить конструировать предложения из слов , работать с деформированными предложениями.

Формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях.

Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.

Предупреждать ошибки, связанные с нарушенным порядком слов в предложении.

Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Совершенствование грамматического строя, развитие связной речи .

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: карточки с заданиями, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова деформированного предложения, мячики «Су-Джок» , листы с заданием, слова-подсказки (картинки-подсказки), презентация, аудиозапись «рычание медведя», цветные полоски.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости, давайте мы со всеми поздороваемся. Теперь усаживайтесь и начнем занятие.

Возьмите листы с заданием. На верхней строке запишем число. 17 октября.

Раздается рычание зверя.

– Ребята, кто это рычит? Где он? Посмотрите на экран. Это кто такой грустный сидит? Узнаете?

– Правильно, это Медведь. Из какого мультфильма этот герой?

Что же случилось? Давайте у него спросим.

Однажды буквы с Машей поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как их место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И просят буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

У каждого ученика индивидуальный рабочий лист.

Ребята, посмотрите задание № 1.Вы видите рассыпанные буквы, помогите «собрать слова» (составить слова).

Отгадайте загадку о животном, а теперь соберите из букв слово, соединяя буквы карандашом.

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый . (волк)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)
Зимой – белый, летом – серый … (заяц)

С рыжим, огненным хвостом

Пролетает над кустом.

С веточки на ветку стрелкой…

Кто прыгун в лесу том? … (белка)

Косолапый он и бурый.

Если мёда нет – он хмурый.

Любит сызмала реветь,

Потому что он … (медведь)

Проверка. На доске напечатанные слова. Дети выходят к доске соединяют буквы и показывают, какие слова получились.

Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём нужном месте, иначе будет путаница.

Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их исправлять, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно. Давайте с вами вспомним, что такое предложение?

Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? (Нет)

Кошка села на окошко. Это предложение? (Да)

– Вывод. Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. (На мониторе правило. Читают хором)

2) Игра «Будь внимательным!» Поиграем?

Если вы услышите предложение, то поднимите карточку синего цвета, а если это просто набор слов – красного.

Желтый красный листья дерево

На ветках дерева желтые и красные листья.

Зоопарк зебра жираф звери.

Птицы собрались улетать на…

В зоопарке мы видели жирафа.

3) – Посмотрите на экран. Маша рисовала и получилась какая-то путаница. Леша прочитай первое предложение.

На столе сапоги, под столом пироги. (В качестве визуальной подсказки картинки-путаницы).

– Как нужно правильно сказать?

Исправь путаницу. Найди правильное по смыслу слово. Впиши правильно слова в предложении в нужном месте. На мониторе проверка: дети показывают правильное слово, на экране меняется слово и картинка.

Юля, читает и исправляет второе предложение.

Под столом портрет, над столом табурет.

– Как нужно правильно сказать?

– Ребята, что мы сделали, чтобы исправить ошибки? ( Поменяли местами слова ).

Обратите внимание на то, что все слова в предложении должны стоять в определенном порядке, иначе потеряем смысл.

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

4) Игра с мячиком «Су-Джок» – «Ёжик»

Мяч колючий будто ёжик!

Нет ни ручек, нет ни ножек.

Покатаем мяч немножко,

А потом сожмём его в ладошках.

5) Маша пока не умеет читать и просит помочь ей вставить пропущенные слова в предложения. Эти слова находятся рядом с текстом, давайте прочитаем их, а сейчас прочитайте внимательно начало предложения и найдите недостающее слово.

– Прочитайте про себя каждое предложнение. Подберите подходящее по смыслу слово.

Ответы детей учитель сопровождает показом предложения на мониторе.

6) Учитель роняет книгу.

– Ребята, что я наделала?! Все слова в моей книге перепутались, поможете мне найти их место в предложениях?

– Прочтите слова в задании № 4.

живёт, Волк, лесу, в

волка, острые, У, зубы

– Измените их порядок так, чтобы получилось предложение.

– Юля, какое у тебя получилось первое предложение?

– Леша, какое у тебя получилось первое предложение?

– Запишите эти предложения. Обращаем внимание на то, что все слова в предложении должны стоять в определенном порядке, иначе предложение потеряет смысл.

– Обратите внимание на то, Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?

– Как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.

– Что ставим в конце предложения?

– С какой буквы начинаем писать первое слово?

Теперь поменяйтесь работами и проверьте друг друга.

7) Взаимопроверка. (Исправляют простым карандашом)

8) – Ребята, озорница Маша баловалась и испортила рассказ. Поможем Маше прочитать его. Юля будет читать предложения, выделенные красным цветом. Леша – зеленым. Учитель раздает полоски определенного цвета.

– Прочитайте рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

Чтение деформированного текста «Открытые ворота».

– Ребята, теперь ответьте на вопросы.

– Куда отправилась мама?

– О чём мама попросила Егорку?

– Почему Егор забыл про просьбу?

– Почему урожай был испорчен?

III. Заключительная часть

— Молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Давайте скажем Маше и Мише спасибо за это интересное занятие.

Теперь посмотрите на доску и вспомните, чем занимались сегодня. (На доске схематичное изображение заданий).

Давайте сделаем вывод: слова в предложении стоят в определенном порядке, связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Посмотрите на свои смайлики. Поднимите веселых смайликов, если вам было легко выполнять задания, грустных – если было трудно. На этом наше занятие закончилось. Скажем всем «До свидания!», теперь можете идти отдыхать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа из деформированных предложений по теме “Птицы”

В материале дается подборка рассказов про птиц. Данный материал возможно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках в начальной школе по русскму языку и окружающему миру.М.

Творческая работа.(3 класс ,1 четверть) Составление связного текста из деформированных предложений.

Составление связного текста из деформированных предложений.

Работа с деформированным предложением.

Презентация с алгоритмом работы над деформированными предложениями.

Составление связанного текста из деформированных предложений

Составление связанного текста из деформированных предложений помогает: • Активизировать словарный запас.• Развивать языковый анализ и синтез.• Развивать навык установления грамматических связей м.

Презентация к уроку русского языка 3 класс “Составление связанного текста из деформированных предложений “Белка”

Презентация к уроку русского языка 3 класс “Составление связанного текста из деформированных предложений “Белка” по рассказам В.Бианки.

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. 3 класс. (сентябрь 2015 год)

Материал подготовлен для учащихся третьих классов. Программа “Школа – 2100”. Цели работы: развитие устной и письменной речи школьников, закрепление изученных орфограмм.

Повторение. Связь слов в предложении. Восстановление деформированных предложений

повторить теоретические знания о предложениях и их членах;упражняться в самостоятельном составлении предложений, выборе словосочетаний, восстановлении деформированного текста;проверить умение использо.

Конспект логопедического занятия по теме: “Работа с деформированными предложениями”.

Усвоение порядка слов простом предложении

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме: “Работа с деформированными предложениями”.»

Конспект логопедического занятия по теме:

Работа с деформированными предложениями

1. Усвоении порядка слов в простом предложении, предложений в тексте.
2. Активизировать словарный запас.
3. Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Образовательные:
учить замечать смысловые и логические ошибки в тексте, восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста.

Коррекционно – развивающие:

развивать слоговой анализ и синтез слов, логическое мышление, память.

Воспитательные:
воспитывать чувство доброты и взаимовыручки; самоконтроль за речью.

Оборудование: записи на доске, деформированный текст на каждого ученика, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия:

Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем желанный урок.

Ребята, скажите, а какой сегодня день недели, месяц, время года?

Сегодня мы на уроке изучим новую тему: Работа с деформированными предложениями, а также выполним ряд интересных заданий.

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Придумай окончание» я вам называю предложение, а Вы придумываете последнее слово, подходящее по смыслу:

На уроке будь старательным
Будь спокойным и …внимательным.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … понятно.

Если хочешь отвечать –
Надо руку … поднимать.

Запомни, что поют на пении,
Читают на уроке… чтения.

На математике считают,

На перемене… отдыхают.

6.Если друг стал отвечать,
Не спеши его… перебивать.

7. А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … руку.

8. Знай: закончился урок,
Коль услышал ты . звонок

Игра «Одно целое»

– Из слогов соберите слово, получившееся слово положите под соответствующую картинку.

Шап- ка, коф-та, шу – ба, но-сок, паль – то, са-пог, брю-ки.

– Запишите получившиеся слова. С одним из них составьте предложение.

Игра « Разьедини слова»

Задание: прочитайте про себя каждую строку; разбейте ее на слова; разделить слова вертикальной чертой, прочитайте предложение вслух; спишите текст, деля предложения на слова.

Текст: Весной в лесу.

2.2. Работа по группам

1 Синица.

у, рос, дома, клен

на, клена, ветку, птичка, села

это, синичка, маленькая

2 Книга.

Юра, у, живет, деда

дедушка, книгу, внуку, купил

Юра, стихи, громко, читает

2.4. Работа с текстом

– Название текста узнаете, разгадав кроссворд.

1.Не загадка это даже,

Если только кто-то скажет –

2.Никогда он не грустит,

А хрустит, хрустит, хрустит.

Хочешь, так подай на стол,

Хочешь, брось его в рассол.

3.Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)

4. Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)

5. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.

6. Не огонь, А жжется.
(Крапива)

Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой.

Послушайте предложение. Исправьте ошибки в предло­жениях. Повторите правильное предложение.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Петя испачкался, потому что его поругала мама. Солнце пригревает, потому что стал таять снег. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

Работа с деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками

Тексты с нарушением структуры слов

Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать языковый анализ и синтез.
  • Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
  • Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?

Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.

Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.

Текст с пропущенными буквами

  • Активизировать словарный запас.
  • Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.

Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения

  • Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
  • Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.

Текст без деления на слова

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Текст со вставками лишних букв

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.

Текст с разбивкой на слоги вместо слов

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.

Текст с неправильной разбивкой на слова

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.

Текст на восстановление порядка частей

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок событий.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.

Текст на восстановление порядка предложений

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок высказываний.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его

Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

  • Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.

Текст на восстановление порядка слов в предложении

  • Формировать умение устанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.

3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.

Текст с исключением

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление.
  • Учить устанавливать смысловые связи между словами.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.

Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями

Тема: Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Бесплатные занятия с логопедом

Тема: Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Коррекционно-образовательная: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словофор­мы, вставляя пропущенные предлоги; развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера; развивать умения выбирать синоним из синони­мического ряда, находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала и опи­раться на них при его воспроизведении; развивать слоговой синтез.

Метапредметные: развивать внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.

Личностные: положительное отношение к обучению; уметь оценивать свои действия, уметь действовать по плану.

Оборудование: предметные картинки, карточки с текстом «Лесные малыши», карточки – предлоги, карточки со стихотворением «Очень-очень вкусный пирог», картинки с отрывок из сказки, запись на доске.

Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

Сядет тот, кто из слогов составит слово.

Запись числа и темы занятия «предложения с пропущенными словами».

Работа с деформированными стихотворением. Развитие опосредованного запоминания.

А у _________________ острые збы.

– Назовите предметы на картинках.

Учитель-логопед выставляет предметные картинки. «Цыпленок», «Слон», «Волк», «Мартышка», «Козленок», «Лиса», «Уж», «Чиж», «Еж».

– Вставь подходящие по смыслу слова в стихотворение. Прочитай стихотворение выразительно.

– Придумайте сами про ежа, чижа, ужа.

Учитель-логопед закрывает текст стихотворения, а пред­метные картинки располагает в ряд.

«Слон», «Лиса», «Козленок», «Цыпленок», «Мартышка», «Волк», «Еж», «Уж», «Чиж»

Послушайте, как я расскажу стихотворение по картинкам.

Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по картинкам. (Коллективная работа, восстановление стихот­ворного текста 1—2 раза.)

Выразительно расскажите стихотворение по картинкам (1—2 ученика).

5. Развитие чувства ритма. Найди рифму

Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих, Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко!

Послушайте. Добавьте в рифму недостающее слово. Из какой сказки эта стихотворная строка?

Вместо шапки на ходу он надел . сковороду.

(С. Маршак. «Вот какой рассеянный».)

У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса.

Чуковский «Мойдодыр».)

И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

Чуковский «Айболит».)

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого. петушка. (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»?)

Пошла Муха на базар и купила. самовар.

Чуковский «Муха-Цокотуха».)

Трусы и рубашка лежат на песке.

Никто не плывет по опасной реке

Ехали медведи на велосипеде.

(К. Чуковский «Тараканище».)

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят: он плохой, неряха.

(В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

6. Физкультминутка

Ищет вещи Маша, Маша-растеряша Поворот в одну сторону, в другую.

Руки вперед, развести в стороны.

Присесть, встать, развести руки

Присесть, встать, развести руки

Руки вперед, развести в стороны.

И на стуле нет . И под стулом нет .

На кровати нет, под кроватью нет. Вот такая Маша, Маша-растеряша.

7. Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами

Учитель-логопед выставляет карточки с предлогами на, в, с, за, у, из, около.

Прочитайте. Что написано на карточках? (Предлоги.) Что необходимо помнить о правописании предлогов?

Учитель-логопед раздает учащимся карточки с текстом «Лесные малыши».

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет: «Пусть найдут меня ребята, Ну-ка, кто меня найдет?»

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА (последовательно по каждому предложению):

Прочитайте предложение. Какие слова пропущены?
(Предлоги.)

Вставьте подходящий по смыслу предлог.

Повторите предложение целиком.

Посчитайте количество слов в предложении. Назовите,
какое место по порядку занимает предлог?

Прочитайте рассказ, вставляя предлоги.

Что мы прочитали? (Текст. Рассказ.) Объясните свой ответ.

О чем говорится в этом тексте?

Запишите текст в тетрадь, вставляя подходящие по
смыслу предлоги.

Составьте и запишите схему 2 (4, 5 . ) предложения.
Обозначьте предлог.

8. Составление связного текста из неполных предложений. Выбор слова из ряда слов-синонимов.

Выбор слова в рифму.

Учитель-логопед выдает карточки со стихотворением «Очень-очень вкусный пирог» Д. Хармс.

— Прочитайте. Вставьте нужные по смыслу слова, которые рифмуются.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (пригласил, позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (торт, пирог, кекс).

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости (не приходят, не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (съел, отрезал, откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (проглотил, съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек (не увидели, не нашли).

Выразительное чтение стихотворения (1—2 ученика).
Выбор слова в тексте сказки.

Учитель-логопед выдает карточки

— Выберите слово, которое в большей степени подходит к
отрывку из сказки.

Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жар­кий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (есть, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зеленой (траве, тра­вушке) ползет жук.

8. Итог занятия.

Какие задания Вы выполняли на занятии.

А у ___________ острые зубы.

на, в, с, за, у, из, около.

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ

Лето — время лесных малышей. ________ гнезд вылетают птицы. _______ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют _________ ма­терью. Лисята играют ________ норы. Бельчонок совершает _________ сосны первый прыжок. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: