Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии Синквейн на тему “Грибы”
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать кто же он?
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот, Т
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка?
Малыша зовут… (Незнайка)
– Ребята, у нашего гостя неприятность. Он собирался пойти за грибами, но вот беда, где их искать он не знает. Что же теперь делать? И в грибах он плохо разбирается. Давайте ему поможем и расскажем о грибах, согласны?
– Скажите, пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу)
Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка (воспитатель показывает настоящий гриб моховик)
– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)
– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)
– А какой гриб вам показываю сейчас? (ответы детей).
– А он съедобный или нет? И почему его так называют, вспоминайте?(ответы детей).
– Молодцы! Правильно!
Давайте покажем Незнайке грибы, расскажем ему о них и назовем съедобные и несъедобные.
(Показ картинок и загадки о грибах в стихах)
1. Средь грибов я богатырь
Белым все меня зовут (белый гриб)
2. Подберезовик хорош
на опавший лист похож (подберезовик)
3. Я в красной шапочке расту
Среди грибов осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я … подосиновик
4. Рассыпались мы
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой (лисички)
5. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).
6. В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд.
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
7. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый … (мухомор)
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
8. Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится. (бледная поганка)
Воспитатель: Молодцы! Все грибы знаете! Ты, Незнайка, внимательно нас слушай и запоминай.
Давайте теперь те грибы, которые съедобные отметим зеленой звездочкой, а те грибы, которые несъедобные отметим красной звездочкой, так как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно сразу, где нас поджидает опасность.
(Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют звездочки на картинки)
– Дети, а какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)
– Его можно брать в руки? (нет)
– А можно ли мухоморы топтать, пинать, мять? (нет)
– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)
– Молодцы! Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко поиграем.
(Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)
Игра-физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. ( Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать ( Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.
– А знаете ли вы, дети, что в лесу можно заблудиться, и чтобы этого не произошло, грибники друг другу в лесу кричат «Ау!». Давайте и мы потренируемся так кричать. Садитесь на стульчики.
Проводится игра «Ау!»
(один ребенок водит, поворачивается ко всем спиной, дети по очереди его кричат «Ау! Сережа!», вызываю 2-3 ребенка)
Молодцы! Посмотрите, и Незнайка все узнал про грибы и может смело идти в лес за грибами.
– Скажите, а сейчас можно найти в лесу грибы? (да)
– Почему? (потому что грибы растут в лесу когда тепло и влажно, летом или осенью)
– А давайте мы расскажем Незнайке о важном правиле сбора грибов
Правило сбора грибов
Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.
А ещё надо помнить как себя вести в лесу, когда пришёл собирать грибы.
Стихотворение
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай —
Никогда не забывай. Мусор с травки убирай!
Из рогатки не стреляй!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги —
Мы природе не враги !
Воспитатель: вот , Незнайка, сколько важных правил при посещении леса мы тебе рассказали.
Незнайка: да, спасибо большое. Я действительно эти правила и не знал.
Воспитатель: А сейчас вам , ребята, и тебе, незнайка, я хочу прочитать очень интересную сказку «Замечательный зонтик» про приключения колобка.
Сказка «Замечательный зонтик»
Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.
Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?
Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное о зонтике поют, восхищаются», – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, — думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»
Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем.
Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмеялся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик. разберусь», – подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.
– Кто это вздыхает тут?
– Я, белый гриб Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы. народ сильный!
Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?
– Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.
Боровик-колосовик еще что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом еще зонтик, Еще. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!
Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», думает.
– Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!
– И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас смело можешь класть в корзинку, на жаркое.
Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:
– А я зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный.
Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зеленую траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
– Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
– Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь.
– И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!».
Слушал- слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.
Вопросы:
1.Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2. Почему так быстро вырос белый гриб боровик?
3. Почему белый гриб зовут боровик-колосовик?
4. Какие еще съедобные грибы повстречал в лесу Колобок?
5. Какие ядовитые грибы повстречались Колобку?
6. Как используют грибы в пищу?
7. Почему нельзя рвать грибы с корнем?
8. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?
Дидактическая игра «Кузовок»
А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ).
Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают под музыку силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на ковре. Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась игра? Надеемся, что ты запомнил какие грибы можно есть, а какие нет.
А сейчас проходим за столы и мы выполним описание грибов по схеме с картинками ( синквейн).
Незнайка: как интересно! Я тоже хочу с вами попробовать это сделать.
Воспитатель: Хорошо!
Незнайка: только расскажите, как это выполнять?
Воспитатель: а очень просто. Вот послушай!
На первой строчке мы видим картинки.
Я у вас спрашиваю: Это что? (дети почему я задаю вопрос что, а не кто?).
Ответы детей.
Теперь опускаемся на вторую строчку.
Какие грибы здесь изображены? ( съедобные и несъедобные).
Грибы что делают? ( растут, прячутся, висят, сушатся).
За тремя чёрточками спрятались слова. За каждой чёрточкой одно слово.
1. много
2. грибов
3. лежит
В корзинке.
Составление описательного рассказа о грибах( средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._griby.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательного рассказа о грибах.
Цель: Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
Образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли¬сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само¬стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Магнитная доска, конверт, корзинки, плоскостные изображения грибов, Белочка,схема.
Рады видеть всех сейчас.
Ведь давно мы ждали вас,
Дружно за руки беремся.
И гостям мы улыбнемся
- Организационный момент
Воспитиатель: Сегодня, у двери группы я обнаружила загадочный конверт. Давайте посмотрим, кто прислал нам письмо. Рыжая мастерица Белка, белка — озорница! С ветки — прыг. На землю — скок! Ищу на зиму грибок. Вам пишу письмо, ребята, Помогите мне скорей Сделать на зиму запасы, Вместе будет веселей.
Воспитатель: Поможем белке сделать запасы на зиму? Тогда нам надо спешить в лес. Будем чудо в гости звать Раз, два, три, четыре, пять. Я рукой взмахну своей. В лес отправимся скорей! (Дети закрывают глаза)
- Основная часть
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Белочка уже встречает нас. Белка: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Нам пора отправляться в путь на поиски грибов.
2. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
3. Игра « Собери съедобные грибы»
Воспитатель: Мы попали в настоящее грибное царство. А грибов в лесу видимо-невидимо. … Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Какие части есть у гриба? (У грибов есть шляпка и ножка) Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? -Помните, ребята, собирать можно только съедобные грибы. Дети, помогайте белочке. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их). -А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик) -А под березой? (подберезовик)
4. Упражнение «Назови ласково»
Воспитатель: Налетели тучки, и пошел дождик Белочка загрустила. Не переживай, Белочка! Этот дождь грибной. Для грибов полезный. Из маленьких грибочков вырастут большие грибы. Назови их ласково. -Боровик до дождя был… (боровичком) -мухомор-… -опята-… -сыроежка-…
5. Физ-разминка «За грибами»
Топ-топ пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный
А второй – лисичка, рыжая сестричка,
Третий гриб – волнушка, розовое ушко,
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов: (На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов) Суп с грибами (какой?) — … Икра из грибов-… Салат с грибами-… Пюре из грибов-… Пирог с грибами-
10. Составление рассказов по схеме. Чтобы грибы собирать, надо их хорошо знать. А поможет нам запомнить внешний вид грибов вот эта схема. (Далее воспитатель дает образец описания гриба по схеме. Дети самостоятельно описывают грибы, опираясь на предложенную схему. 2-3 человека)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая , круглая, ножка толстая.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком» , растут «семьями» .
СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие .
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб . Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб . Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет , воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
- Итог занятия. Погуляли мы в лесу Увидали всю красу, белочке грибы собрали.
А теперь пора прощаться В детский садик возвращаться! Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям? О чём узнали? Ответы детей.
«Грибы. Составление описательного рассказа о грибах» — конспект НОД
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: Грибы. Составление описательного рассказа о грибах
- Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий).
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Магнитная доска, конверт, корзинки, плоскостные изображения грибов, Белочка, волшебная палочка, схема
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня, у двери группы я обнаружила загадочный конверт. Давайте посмотрим, кто прислал нам письмо.
Белка, белка — озорница!
С ветки — прыг.
На землю — скок!
Ищу на зиму грибок.
Вам пишу письмо, ребята,
Помогите мне скорей
Сделать на зиму запасы,
Вместе будет веселей.
Логопед: Поможем белке сделать запасы на зиму? Тогда нам надо спешить в лес.
Будем чудо в гости звать
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахну своей
В лес отправимся скорей! (Дети закрывают глаза)
II. Основная часть
1. Сюрпризный момент
Логопед: Вот мы и оказались в лесу. Белочка уже встречает нас.
Белка: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Нам пора отправляться в путь на поиски грибов.
2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
3. Игра « Собери съедобные грибы»
Логопед: Мы попали в настоящее грибное царство. А грибов в лесу видимо-невидимо. … Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Какие части есть у гриба? (У грибов есть шляпка и ножка)
Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?
-Помните, ребята, собирать можно только съедобные грибы.
Дети, помогайте белочке. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их).
-А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)
-А под березой? (подберезовик)
4. Упражнение «Назови ласково»
Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Белочка загрустила.
Не переживай, Белочка!
Этот дождь грибной.
Для грибов полезный.
Из маленьких грибочков вырастут большие грибы.
Назови их ласково.
-Боровик до дождя был… (боровичком)
-мухомор-…
-опята-…
-сыроежка-…
5. Проговаривание чистоговорок
(Ребенок в костюме «Лисы» входит в группу, держа в руках корзину)
Дети: «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,
Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.
Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.
Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.
6. Многозначность слов
-Какие грибы напоминают лису?
7. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:
одна лисичка, две лисички… шесть лисичек
Собрала лиса лисички и убежала в лес.(Ребенок собирает грибы)
8. Физкультминутка. “За грибами”
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
9. Образование относительных прилагательных
-Белочке грибов собрали и себе немного взяли.
А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов:
(На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов)
Суп с грибами (какой?) — …
Икра из грибов-…
Салат с грибами-…
Пюре из грибов-…
Пирог с грибами-
10. Составление рассказов по схеме.
Чтобы грибы собирать, надо их хорошо знать. А поможет нам запомнить внешний вид грибов вот эта схема.
(Далее логопед дает образец описания гриба по схеме. Дети самостоятельно описывают грибы, опираясь на предложенную схему. 2-3 человека)
III. Итог занятия.
Погуляли мы в лесу
Увидали всю красу,
Белочке грибы собрали,
И зверюшек повстречали,
А теперь пора прощаться
В детский садик возвращаться!
Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям? О чём узнали? Ответы детей.
Портал образования
Автор: Захарова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 “Белочка”
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД Составление повествовательного рассказа по картине «В лес по грибы» художника Л. Новоселовой (старший дошкольный возраст)
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД Составление повествовательного рассказа
по картине «В лес по грибы» художника Л. Новоселовой
(старший дошкольный возраст)
ознакомления детей с картиной.
Образовательные:
рассказа. Обеспечивать целостное восприятие картины.
Развивающие:
речи, умение импровизировать, называть признаки предмета, использовать в
речи глаголы, активизировать словарь.
Воспитательные:
активность, сотрудничество, взаимодействие со сверстниками.
Материалы и оборудование: картина «В лес по грибы» художника Л.
Новоселовой, указка, альбомные листы, простые карандаши (по количеству
Предварительная работа: чтение и пересказ Л.Н. Толстой «Девочка и
грибы», Э. Шим «Брат и младшая сестра», рассматривание картины С.В.
разучивание пальчиковой гимнастики «По грибы», рисование леса, грибов,
дидактические игры «Один-много», «Веселый счет».
дидактическая игра «Назови часть целого», «Передай слово».
Словарная работа: по грибы, корзина, гриб, лес, шляпка, ножка,
грибница, полянка, кустарники, деревья, цветы, трава, грибы, насекомые,
звери, веселый, добрый, солнечная, маленький, темный, зеленая, дремучий,
растет, свети, дует, летит.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята поиграем с вами. Я буду называть предмет, а вы назовете его
части. Береза – почки, сережки, листья, кора, ветки, ствол. Заяц – лапы, уши,
хвост, мех, голова, туловище. Цветок – лепестки, стебель, корень, листья.
Стрекоза – крылья, хвост, голова. Ель – шишка, иглы, кора, ветки, ствол.
Гриб – шляпка, ножка, грибница. Лес – полянка, кустарники, деревья, цветы,
выделить части. Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Куда можно
пойти погулять в такой день, подышать свежим воздухом, увидеть красивую
природу? (На улицу. В парк. В лес). Верно, мы отправляемся в лес.
2. Основная часть.
Мы пойдем гулять не одни. Воспитатель закрепляет картину на доску,
дает время рассмотреть ее, и обращается к детям с вопросами.
девочка). Где они находятся и что они делают? (Они в лесу собирают грибы.
девочке большой гриб, а в другой руке держит корзинку с грибами). Какое
название можно дать этой картине? Почему это название? («Дети собирают
Новоселовой. Составьте рассказ по этой картине. Какое настроение передал
художник нам, своей картиной? (Нам радостно, красивая природа и хочется
побывать в этом лесу, который на картине). Почему девочка сидит на
пеньке? (Девочка долго ходила по лесу, насобирала полную корзину грибов,
села отдохнуть и подождать мальчика). Расскажите сначала, как дети попали
в лес и, что с ними произошло, чем все закончилось. Дети составляют рассказ
благодарит за рассказ.
сказали Диме и Ксюше, что поедем в лес, собирать грибы.
Дети обрадовались. Каждому мама дала по маленькой корзинке. Папа
знал лучшие грибные места. Но когда дети оказались в лесу, скрыть своего
удивления не смогли. И тут, и там были грибы. Их было так много, что даже
травы видно не было. Дети наперегонки наполняли свои корзинки. Лето было
теплым, вокруг щебетали птицы, а ветер шуршал листьями деревьев, словно
шепотом подсказывал, где искать грибы. Ксюша ходила с палочкой, но все
равно устала. Она присела на пенек подождать Диму. Корзинки у детей были
полны маслят, подосиновиков, подберезовиков, лисичек. И в них точно не
было мухоморов. Родители похвалили Ксюшу и Диму.
На ужин мама сварила вкусный грибной суп. Ребята решили, что завтра
в детском саду расскажут всем детям и воспитательнице как они ходили в лес
Физкультминутка «За грибами» (1- 2 раза)
Все зверушки на опушке Дети идут в хороводе.
Конспект ИОД в старшей логопедической группе по лексической теме “Грибы”.
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе “Формирование лексико-грамматического строя речи с элементами обучения грамоты с детьми с ОНР” по лексической теме “Грибы”.
Митрохина Елена Ливьевна,
высшей квалификационной категории
МАУДО города Ялуторовска
Коррекционно-образовательные цели:
1.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, корзина, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, ядовитый, съедобный, грибной, грибная, грибное).
2.Совершенствование грамматического строя речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам;
3.Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах.
4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, за, по.
Коррекционно-развивающие цели:
1.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
2. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными, образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: корзинка с муляжами грибов, картинки с изображением грибов, шляпы грибов.
- Организационный момент:
Дети входят в зал под музыку осеннего вальса.
Логопед встречает детей с корзинкой в руках, в корзинке муляжи грибов.
В лесу я набрала много грибов. Давайте назовем их (выставляются грибы: боровик, подберёзовик, подосиновик, лисичка, груздь).
– Возьмите по одному грибу, название которого вы запомнили
Выставляется картинка «Грибы».
– Сейчас сядет на свое место тот, кто увидел свой гриб на картинке.
2. Рассказ логопеда о грибах.
-Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?
3. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Маше и Медведю.
(Звучит русская народная песня «Ой, грибы, грибы, грибочки»).
Отправил медведь Машу в лес. Захотелось ему пирога с грибами. Поможем Маше собрать грибы.
-Что маше взять с собой (корзину)
4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
Идет Маша по дорожке и встречает ёжика.
А грибов в лесу видимо-невидимо. …
5. Ритмы с пропеванием слогов СА, СЫ.
6. Игра «Собери съедобные грибы в корзинку»
Ежик говорит Маше:
-Помни, Маша, собирать можно только съедобные грибы.
Дети, помогайте Маше. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их). Работа с интерактивной доской.
-А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)
-А под березой? (подберезовик)
7. Упражнение на выработку воздушной струи «Подуй на грибок».
Дети подходят к лесной полянке
– У каждого из вас грибок. Он спрятался под листочком.
– В лесу поднялся сильный холодный ветер. Улыбнитесь. Приоткройте ротик, положите широкий язык на нижнюю губу и сильно подуйте на листочки. (С-С-С).
8. Упражнение «Назови ласково».
Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Маша огорчилась.
Не переживай, Маша!
Этот дождь грибной.
Для грибов полезный.
Из маленьких грибочков
вырастут большие грибы.
Назови их ласково.
-Боровик до дождя был… (боровичком)
-опята-…
9.Песня (с движениями) Муз. руководитель:
Славно осенью в лесу, падают листочки.
На полянке у лесочка собрались грибочки. (дети одевают шляпки грибов).
10. Упражнение «Будь внимательным»
Подойдите к столу, возьмите по одной картинке.
Найдите, у кого такая-же картинка и встаньте рядом.
– Вспомните, какие грибы выросли под дождиком? Давайте прохлопаем слова и узнаем сколько в них частей: бо-ро-вик, му-хо-мор, ры-жик, под-бе-рё-зо-вик, сы-ро-еж-ка…
– В каком названии два слога? Три слога, четыре слога?
Дети привязывают капельки грибочки к тучкам.
11. Чтение слогов со знакомыми буквами.
Лиса бежала букву потеряла. (Кубик Зайцева по имени С, по фамилии СА-СО-СУ-СЫ)
12.Распевка «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,
Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.
Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.
Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.
13. Многозначность слов.
–Какие грибы напоминают лису?
14. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:
одна лисичка, две лисички… Шесть лисичек
Собрала лиса лисички и убежала в лес.
15. Работа с предлогами (детям нужно показать соответствующую словам картинку).
Маша решила поиграть с мышкой.
А сейчас, будьте внимательны! Покажите картинку.
-Гриб для мышки, точно дом.
Где сидит она на нём?
-Где играет за грибом?
-Где же скачет над грибом?
-Где ползет она по шляпке?
-Где под шляпкой прячет лапки?
16. Образование относительных прилагательных (грибной, грибная, грибное,
-Маше пора возвращаться к Медведю.
А сколько вкусного приготовил мишка из грибов:
Суп с грибами (какой?) – …
Салат с грибами-…
Пирог с грибами-
А нам пора прощаться!
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Описательный рассказ «Грибы, ягоды»
Юля Михеева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Описательный рассказ «Грибы, ягоды»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Описательный рассказ грибы, ягоды»
Научить различать грибы по внешним признакам, и по тем, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивать слуховое внимание, слуховую память.
Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
Учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные – названия грибов, развивать мелкую моторику.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда именно, вы узнаете, разгадав загадку.
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой… (лес)
– Правильно, мы с вами пойдем сегодня в лес. Но не просто будем в нем гулять, а загадки там искать.
– Ребята, а кто был в лесу? (ответы детей)
– Что там можно собирать? (грибы, ягоды)
– Правильно. А вы все грибы знаете? (ответы детей)
– Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание грибов).
– Что есть у грибов? (У гриба есть ножка, шляпка, корни-грибница). Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
– А как называют людей, которые идут в лес за грибами? (Людей называют грибниками).
– Ребята, какие бывают грибы? (Грибы бывают съедобные и ядовитые).
– Какие грибы относятся к съедобным? (К съедобным относятся грибы, которые можно есть). Съедобные грибы очень вкусные и полезные.
– А что можно с грибами делать? (Грибы можно варить, жарить, мариновать, сушить).
– Поднимите руки, кто из вас ездил с родителями в лес за грибами? Как вы думаете, трудно собирать грибы, если ты их не знаешь? (Трудно).
– Правильно, трудно и опасно. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, человек должен знать правила сбора грибов. А вы знаете? (ответы детей). Но сначала сделаем гимнастику, пусть глаза наши отдохнут.
3. Гимнастика для глаз «Глазам нужно отдохнуть»
Дети присаживаются на стулья возле стола с ноутбуком (дети с ролями грибов проходят на поляну занимая свое место).
4. Закрепление правил сбора грибов
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Не срывать старые и очень маленькие грибы.
5. Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес.
А в лесу полно чудес! (Маршируют на месте)
Дождь вчера в лесу прошёл (Разводят руки в стороны, «удивляются»)
Это очень хорошо. (Потряхивают ладонями обеих рук)
Будем мы грибы искать (Хлопают в ладони)
И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой – «корзина»)
Вот сидят маслята, (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
На пеньке — опята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)
А во мху — лисички,
«Подосиновик, груздок, (Делают манящие движения руками)
Полезайте в кузовок!
Ну, а ты, мухомор, (Грозят указательным пальцем правой руки)
Украшай осенний бор».
6. «Загадки-отгадки»
– Ну что ребята теперь можно отправляться в лес на экскурсию.
Дети переходят в центр группы на импровизированную поляну.
– Ребята, вот мы и пришли в лес, смотрите сколько здесь грибов, они будут загадывать вам загадки, а вы должны будете угадать какой это гриб, если угадаете, то я вам расскажу про этот гриб.
Лера: Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые. (лисички)
– Ну что гриб лисичка ребята тебя узнали. Лисички – желто-оранжевого цвета. Ножка у гриба тонкая, шляпка выпуклая, края волнистые. Лисички небольшого размера, с приятным запахом. Растут лисички большими семьями, очень вкусные лисички жареные и маринованные.
Вадим: Коричневой шляпкой приветствует нас.
Он скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл он приют.
Скажите-ка, дети, как его зовут? (Подберёзовик)
– Ну что подберезовик узнали ребята тебя. Свое название получил подберезовик потому, что можно найти под деревом береза. Ножка у него белого цвета, а шляпка светло-коричневая. Ножка длинная, толстенькая, шляпка сильно выгнутая, похожа на подушечку. На ножке есть темные чешуйки. Очень вкусный подберезовик соленый и маринованный.
Денис: Я в красной шапочке
расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я –. (подосиновик)
– И тебя подосиновик ребята узнали. Называется подосиновиком, потому что прячется возле дерева осина. Высокая ножка, с темными чешуйками. Шляпка молодого красного гриба похожа на наперсток, одетый на палец. По мере роста подосиновика шляпка приобретает выпуклую форму. Вкусный подосиновик маринованный, жаренный, а еще можно засушить на зиму для варки супа.
Леша: Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Как Петрушка, ядовитый. (мухомор)
– Ну что мухомор тебя дети тоже узнали. Очень красивый гриб, шляпка ярко-красная с белыми пятнышками. Ножка тонкая, белого цвета, шляпка плоская, выпуклая, края ровные, гладкие. На ножке есть кольцо с зубчатыми краями. Мухомор большой, без вкуса и запаха. Растет на сырой почве. Сильно ядовит, употреблять в пищу нельзя. Но мухомор любят олени, зайцы, поэтому срывать понапрасну меня нельзя.
Юля: Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут. (бледная поганка)
– И конечно белую поганку ребята тоже узнали. Шляпка бледно-зеленая, даже бывает белая по краям, ножка прямая, кверху сужается. Шляпка плоская, края ровные, гладкая, на ножке есть кольцо. По вкусу бледная поганка сладковатая. Растёт на разных почвах, на опушках леса. Очень ядовита, употреблять в пищу нельзя, но своими корнями рыхлит землю, поэтому деревьям приносит пользу.
– Все грибы мы отгадали, но не все грибы возьмем с собой. Какие оставим? (Бледную поганку, мухомор)
7. Игра «Писатель»
– А теперь поиграем в игру «Писатель». Будем составлять рассказы – описания по картинкам. Показывает схему для составления рассказа.
А поможет нам схема:
2. Название ягоды или гриба?
6. Съедобное или несъедобное?
7. Что можно из него приготовить?
Дети по желанию выходят и составляют рассказы – описания, остальные после рассказа – аплодируют. (2 -3 рассказа). Если много желающих, можно применить считалочку. Так же описываем по схеме ягоды.
8. Игра «Четвертый лишний»
– А сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний». Будьте внимательны! (на слух):
1. Подосиновик, лисичка, мухомор, опенок;
2. Черника, сыроежка, малина, земляника;
3. Боровик, волнушка, клюква, подберезовик;
4. Поганка, мухомор, белый гриб, ложный опенок.
Дети отвечают, дают объяснения почему лишнее.
. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
– Предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Что в лукошко мы берём», ваша задача положить в корзину только съедобные грибы. Ребята садитесь пожалуйста за столы, помните о том, что надо за столом сидеть прямо, ноги должны ровно стоять под стулом. Приступайте к своей работе (выполнение задания).
8. Проверка задания (на телевизоре показать картинку с правильным выполнением задания).
– Я очень рада, что вы знаете все грибы и отличаете ядовитые. В ваших лукошках не должно быть места ядовитым грибам. Их мы оставим в лесу. Нам они навредят, а деревьям и животным принесут пользу. Но я ещё хочу у вас спросить, только ли мухомор и поганка ядовитые грибы?
Дети: Нет! Сатанинский гриб очень похож на белый; ложные опята – на настоящие опята, а вот подберёзовик схож с желчным грибом, который своим горьким вкусом испортит любое грибное блюдо.
Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?
– Что мы сегодня делали?
– Какие грибы растут в лесу?
– Какие грибы съедобные, а какие несъедобные?
– Почему нельзя есть несъедобные грибы?
Прикреплённые файлы:
listopad-i-griby_t5016.ppt | 1250,5 Кб |
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели ” Грибы. Ягоды” в старшей группе. Всю неделю.
Календарное планирование тематической недели «Грибы. Ягоды» в средней группе Сентябрь 4 неделя. Тема: «Грибы. Ягоды. Детский сад (день)[/i]. Цели: Формировать и расширять у детей словарь по теме. 23 сентября понедельник.
Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассказ о весне» Цель: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: • Закреплять знания о времени года «Весна», о характерных.
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.
Конспект ОД по познавательному развитию «Вот и созрели ягоды красные, чёрные, белые» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.
Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.
Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.
Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.
Конспект занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды» “Лес. Грибы и ягоды”. Цель:продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания; Задачи: Образовательные:.
Подгрупповое занятие по развитию связной речи по лексико-грамматической теме “Грибы”
Разделы: Логопедия
Цель: обучение составлению описательного рассказа по лексико-грамматической теме “Грибы”.
1.Обучать составлять описательный рассказ по теме “Грибы”.
2. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Грибы” (предметного словаря, словаря признаков, глагольного словаря).
3. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым ответом.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать умение выполнять инструкции и ориентироваться в пространстве.
6. Развивать общую моторику.
7. Развивать умение слушать друг друга.
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: демонстрационный материал – грибы, старичок лесовичок, 4 корзины, 4 маленькие схемы и 4 маленьких лесовичка, схема описания грибов, скакалка.
Подготовка к занятию: На парты положить корзины и схемы с лесовичками. На доску прикрепить грибы в три ряда по три гриба.
I Оргмомент и закрепление пройденного материала.
Вводная беседа перед началом занятия.
Логопед: Куда мы путешествовали на прошлом занятии?
Дети: На прошлом занятии мы путешествовали в лес.
Логопед: Что делали в лесу?
Дети: В лесу мы собирали грибы.
Логопед: Сегодня к вам пришел старичок – лесовичок, он снова приглашает к себе в гости в лес собирать грибы. Чтобы попасть в лес нужно пройти по волшебному мосту(скакалка положенная в линию) и произнести волшебные слоги. Вы готовы?
Логопед: Кто пройдет по мосту, должен подождать свои друзей рядом с мостом, чтобы оказать помощь или проверить правильность произнесения волшебных слогов.
Каждый ребёнок по очереди повторяет за логопедом слоговую цепочку.
Слоговые цепочки: да-та-да, ба-па-ба, га-ка-га, ва-фа-ва.
II Изучение нового материала.
Когда все дети прошли по мосту, то логопед приглашает детей сесть за столы.
Логопед: Теперь мы в лесу. На том занятии лесовичок приходил к вам, и рассказывал, какие грибы можно собирать, а теперь он хочет проверить, что вы запомнили. Камила, возьми лесовичка. А остальные ребята возьмите схемы с грибами и своего лесовичка. Поднимаем лесовичка на 2 клеточки вверх и на одну клеточку в сторону. Что за гриб мы нашли?
Камила: Я нашла подберезовик.
Логопед: Ребята, правильно Камила нашла гриб? У всех так получилось?
Логопед: Положим его в корзину? Почему?
Камила: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все согласны с Камилой?
Логопед: Все хором повторим ответ Камилы. Подберёзовик – это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Что нужно сделать, чтобы положить гриб в корзину?
Камила: Чтобы положить гриб в корзину, его нужно срезать.
Логопед: Сними карточку с доски и положи гриб в корзину. Какой гриб справа от подберезовика?
Камила: справа от меня мухомор.
Логопед: Все нашли мухомор?
Логопед: Положим его в корзину? Почему?
Камила: Нет, потому что это ядовитый гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Камилы. Мухомор – это ядовитый гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Молодец, Камила, присаживайся на место и продолжай путешествие со своим лесовичком. Поднимаем лесовичка на одну клеточку вверх и на одну клеточку влево, какие грибы мы нашли?
Даша: Я нашла лисички.
Логопед: Все нашли лисички?
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Даша: Да, потому что это съедобные грибы.
Логопед: Все хором повторим ответ Даши. Лисички – это съедобные грибы.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Положи в корзину грибы.
Даша: Что ты сделала?
Логопед: Я срезала грибы и положила их в корзину.
Логопед: Какой гриб справа от лисичек?
Даша: Справа от лисичек опята.
Логопед: Все нашли опята?
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Даша: Да, потому что это съедобные грибы.
Логопед: Все хором повторим ответ Даши. Опята – это съедобные грибы.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Аня, что сделала Даша?
Аня: Даша срезала грибы и положила их в корзину.
Логопед: Молодец, Даша, присаживайся на место. Аня, выйди к доске. Берем лесовичков. Поднимим их на 2 клеточки вверх и на одну вправо, что за гриб мы нашли?
Аня: Я нашла белую поганку.
Логопед: Все нашли белую поганку?
Логопед: Положим её в корзину? Почему?
Аня: Нет, потому что это ядовитый гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Ани. Белая поганка – это ядовитый гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Какой гриб растет снизу?
Аня: Под белой поганкой растет белый гриб.
Логопед: Все нашли белый гриб?
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Аня: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Ани. Белый гриб – это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Дети: Я срезала гриб и положила его в корзину.
Логопед: Камила, что сделала Аня?
Камила: Аня срезала белый гриб и положила его в корзину.
Логопед: Диана, выходи к доске. Берем лесовичков. Поднимим их на две клеточки вверх, спустим на одну вниз, какой гриб мы нашли?
Диана: Я нашла масленок.
Логопед: Все нашли масленок?
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Диана: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Дианы. Масленок – это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Сейчас делаем два шага влево, один вверх, какой гриб мы нашли?
Диана: я нашла подосиновик.
Логопед: Все нашли подосиновик?
Логопед: Положим их в корзину? Почему?
Диана: Да, потому что это съедобный гриб.
Логопед: Все хором повторим ответ Дианы. Подосиновик – это съедобный гриб.
Дети повторяют за логопедом.
Логопед: Возьми гриб и положи в корзину. Что ты сделала?
Диана: Я срезала гриб и положила его в корзину.
Логопед: Даша, что сделала Диана?
Даша: Диана срезала подосиновик и положила его в корзину.
Логопед: Встаем за мной сейчас покажем лесовичку, как мы собираем грибы.
Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держат руки на поясе.
Много грибов нашли. Руки развести в стороны
Раз, два, три, четыре, пять, Наклоняются, руками касаются ног.
Мы опять идем искать. Опять маршируют по кругу.
Логопед: Сейчас вернемся обратно на места, но другой дорогой. Лесовичок поведет нас через болото, чтобы нам не утонуть, нужно идти только тогда, когда услышите название съедобного гриба. Встаем в шеренгу.
Дети стоят и выполняют задание логопеда.
Речевой материал: белый гриб, белая поганка, подосиновик, подберезовик, мухомор, маслята.
IV Закрепление пройденного материала.
Дети садятся на свои места.
Логопед: Загляните в свою корзину, выберите самый красивый гриб, сейчас вы будете о нем рассказывать лесовичку.
Дети выбирают понравившиеся им гриб и рассказывают про него по схеме (Приложение 1: как называется, какого цвета ножка и шляпка, какой это гриб большой или маленький, съедобный или не съедобный, что можно из него приготовить).
Если рассказ детям понравился, то дети аплодируют друг другу.
V Подведение итога. Оценка деятельности детей.
Логопед: Чем мы занимались на занятии?
Дети: Мы собирали грибы и рассказывали про них.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу, но лесовичек отпустит только тех, кто ответит на мой вопрос.
Логопед показывает гриб и спрашивает, что можно из него приготовить.
Логопед: Лесовичек очень рад, потому что вы запомнили все, о чем он вам рассказывал.