Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

Персональный сайт учителя-логопеда

Касаткиной Елены Владимировны

  • Информация обо мне.
  • Моя профессиональная деятельность
  • Образование
  • Курсы и тренинги
  • Мои достижения.
  • Мои умения и навыки.
  • Мои интересы.
  • Участие в методической работе района.


    • Моя профессиональная деятельность
    • Образование
    • Дополнительное образование
    • Курсы и тренинги
    • Мои достижения
    • Мои умения и навыки
    • Мои интересы
    • Участие в методической работе района.

    • Межрайонная научно-практическая конференция 20.02.2013 г.
    • Районная Педагогическая ассамблея 28.03.2013 г.

    • Годовое планирование методического сопровождения дошкольного образования Волоколамского муниципального района
    • План-график методических мероприятий Волоколамского муниципального района на месяц
    • Районные конкурсы профессионального педагогического мастерства
    • Научно-практические конференции
    • Методические материалы для руководителей ДОУ
    • Методические материалы для старших воспитателей ДОУ
    • Современные образовательные технологии и методики в ДОУ
    • Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
    • Внедрение ФГТ и ФГОС ДО в практику ДОУ

    • Годовой план деятельности МДОУ д/с № 14
    • План-график методических мероприятий в МДОУ д/с № 14 на месяц
    • Циклограмма деятельности старшего воспитателя МДОУ д/с № 14
    • Фронтальный контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Тематический контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Оперативный контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Смотры-конкурсы в ДОУ
    • Методическая копилка

    • Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14
    • Современные коррекционно-логопедические развивающие технологии и методики
    • Мои логопедические технологии и методики
    • Консультации для учителей-логопедов
    • Консультации учителя-логопеда для педагогов ДОО
    • Консультации учителя-логопеда для родителей
    • Словарь логопедических терминов
    • Тесты по логопедии
    • Мониторинг развития речи
      • Мониторинг уровня развития лексического запаса
      • Мониторинг уровня развития грамматического строя речи
      • Мониторинг уровня развития связной речи
      • Мониторинг уровня развития фонетико-фонематической стороны речи

    • Нормативно-правовая база аттестации
    • Процедура аттестации педагогических работников ОУ Московской области
    • Экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников ОУ Московской области
    • Изменения в процедуре аттестации

    • Главная
    • Информация обо мне
      • Моя профессиональная деятельность
      • Образование
      • Дополнительное образование
      • Курсы и тренинги
      • Мои достижения
      • Мои умения и навыки
      • Мои интересы
      • Участие в методической работе района
    • Новости дня
    • Фотоальбом
      • Районная Педагогическая ассамблея 28.03.2013 г.
      • Межрайонная научно-практическая конференция 20.02.2013 г.
      • Зональный практический семинар для руководящих и педагогических работников ДОО Московской области 29.01.2015 г.
    • Методическое сопровождение дошкольного образования района
      • Годовое планирование методического сопровождения дошкольного образования Волоколамского муниципального района
      • План-график методических мероприятий Волоколамского муниципального района на месяц
      • Районные конкурсы профессионального педагогического мастерства
      • Научно-практические конференции
      • Методические материалы для руководителей ДОУ
      • Методические материалы для старших воспитателей ДОУ
      • Современные образовательные технологии и методики в ДОУ
      • Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
      • Внедрение ФГТ и ФГОС ДО в практику ДОУ
    • Методическая служба в ДОО
      • Годовой план деятельности МДОУ д/с № 14
      • План-график методических мероприятий в МДОУ д/с № 14 на месяц
      • Циклограмма деятельности старшего воспитателя МДОУ д/с № 14
      • Фронтальный контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Тематический контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Оперативный контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Смотры-конкурсы в ДОУ
      • Методическая копилка
    • Коррекционно-логопедическая работа в ДОО
      • Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14
      • Современные коррекционно-логопедические развивающие технологии и методики
      • Мои логопедические технологии и методики
      • Консультации для учителей-логопедов
      • Консультации учителя-логопеда для педагогов ДОО
      • Консультации учителя-логопеда для родителей
      • Словарь логопедических терминов
      • Тесты по логопедии
      • Мониторинг развития речи
        • Мониторинг уровня развития фонетико-фонематической стороны речи
        • Мониторинг уровня развития лексического запаса
        • Мониторинг уровня развития грамматического строя речи
        • Мониторинг уровня развития связной речи
    • Аттестация педагогических кадров образовательных организаций
      • Нормативно-правовая база аттестации
      • Процедура аттестации педагогических работников ОУ Московской области
      • Экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников ОУ Московской области
      • Изменения в процедуре аттестации
    • Карта сайта
    • Сведения об образовательной организации

    Годовое планирование деятельности

    учителя-логопеда в МДОУ

    “Детский сад №14 общеразвивающего вида”.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми 6 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является составной частью образовательного процесса специальной группы детского сада, предусматривающего полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

    Планирование коррекционно-развивающей работы во всех пяти направлениях развития и образования детей дошкольного возраста (образовательных областях – в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

    Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и медицинской сестры. При этом особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка, предусмотренному основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в психическом развитии детей, обеспечивающих социальную успешность детей ( Схема 1 ).

    Планирование и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи:

    определяется коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993), программно-методическими рекомендациями Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (М., 2009) и ряда авторов (Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Г.А.Волкова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская и др.);

    обеспечивает единство обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    строится с учетом возраста детей от 6 до 7 лет и структурой их речевого недоразвития.

    При построении системы коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей учитываются общедидактические принципы , отражающие общие закономерности усвоения речи (М.М.Алексеева, Л.П.Федоренко, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

    Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

    Принцип постепенности подачи учебного материала.

    Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

    В основу организации образовательного процесса с детьми 6-7 лет, имеющих ОНР, положены следующие принципы коррекцинно-развивающего воздействия (Р.Е.Левина):

    Учет закономерностей развития детской речи в условиях онтогенеза.

    Анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.

    Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

    Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языковой системы.

    Дифференцированный подход к содержанию, направлению и приемам коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различную структуру речевого нарушени я.

    Учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают взаимозависимость формирования речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.

    Основные условия эффективности коррекционно-развивающего воздействия заключаются в следующем:

    коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях;

    необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы: фонетико-фонематической стороной речи и лексико-грамматическим строем;

    установление оптимального соотношения фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения;

    развитие у детей максимальной речемыслительной активности и самостоятельности путем подбора игр и упражнений;

    обязательное протекание коррекционного обучения в атмосфере доброжелательности с положительным эмоциональным откликом детей.

    Цель коррекционно-развивающей работы : коррекция общего недоразвития речи путем использования поэтапной системы формирования речи и предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

    Задачи коррекционно-развивающей работы:

    Формировать у детей связную, грамматически правильную речь, фонетическую систему языка и элементы грамоты с целью подготовки значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.

    Воспитывать интерес к занятиям, укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

    Развивать познавательную активность и познавательные интересы детей, совершенствовать деятельность сохранных анализаторов с целью благоприятного развития компенсаторных возможностей дошкольников.

    Корригировать недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленные особенностями речевого дефекта.

    Оптимизировать коррекционно-логопедическую работу как развивающую индивидуально-ориентированную систему воспитания и обучения путем подбора учебно-дидактического материала и коррекционных упражнений, стимулирующих и регулирующих мыслительную и речевую деятельность детей и содержащих элементы занимательности и игры.

    Совершенствовать диагностический инструментарий, методы и приемы коррекции и развития слоговой структуры слова и ее предпосылок как составной части устранения речевых дефектов.

    Пополнять оборудование логопедического кабинета и речевых зон групп за счет собственного творчества и помощи родителей.

    Использовать различные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью развития коммуникативной компетентности детей всех возрастных групп в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

    Реализация данных требований достигается через постановку образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач , осуществляемых логопедом, воспитателями и музыкальным руководителем на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также в совместной деятельности взрослых с детьми. В детском саду создан единый речевой режим в виде контроля над речью детей в течение всего дня.

    Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ФГОС дошкольного образования носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

    Перспективный годовой план логопедической работы в подготов.группе с ОНР и ФФНР
    календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
    Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

    Скачать:

    Вложение Размер
    godovoy_plan_podgot._gr._s_onr.doc 112.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №

    Перспективный годовой план логопедической работы с детьми подготовительной группы

    2010 – 2011 учебный год

    Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»

    Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.

    Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

    Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения.

    Содержание коррекционного обучения включает в себя:

    * Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.

    * Постановка отсутствующих звуков.

    * Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

    * Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.

    * На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением

    * Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов.

    * Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии.

    * Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С.

    * Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т.

    * Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…

    Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).

    Содержание коррекционного обучения включает в себя:

    * Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.

    * Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.

    * Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.

    * Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.

    * Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).

    * Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.

    * Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ;

    В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ.

    * Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).

    * Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.

    * Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.

    * Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов.

    Третий период обучения: (март, апрель, май)

    Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте.

    Содержание коррекционного обучения включает в себя:

    * Коррекция звукопроизношения (по индивидуальным тетрадям – планам).

    * Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и ранее поставленных звуков.

    * Дифференциация звуков: на слух (Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш) и в произношении (Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ).

    * Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.

    * Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.

    * Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.

    * Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.

    * Обучение грамоте: знакомство с буквами:

    * Воспитание навыков осознанного слитного с правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений. Работа с кассой букв. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.

    Годовой план учителя-логопеда

    • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
    • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
    • Ментальная арифметика (72 ч.)
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения (72 ч.)

    Годовой план учителя-логопеда

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 96

    Годовой план учителя – логопеда

    Потаповой К.А.

    2020- 2021 уч. год

    (подготовительная группа,

    второй год обучения)

    Составила учитель-логопед Потапова К. А.

    г. Комсомольск – на – Амуре

    1. Диагностическое направление

    Диагностика детей МДОУ № 96 с целью установления уровня речевого развития.

    Направление детей на консультацию к специалистам.

    Заполнение медицинских карт обследованных детей.

    Своевременное выявление вторичных нарушений у детей с речевыми расстройствами и направление их на обследование к специалистам.

    По мере необходимости

    Проведение промежуточной диагностики

    Беседы с родителями о развитии детей и их особенностях.

    2. Организационное направление

    Подготовить кабинет к новому учебному году.

    Составление рабочей программы

    Составление годового и перспективного планов работы

    Заполнение речевых карт

    Подготовка индивидуальных тетрадей: для домашних заданий, для воспитателей по коррекционной работе.

    Изготовление дидактических пособий по разделам:

    1. Развитие мелкой моторики.

    2. Развитие невербальных средств общения

    3. Развитие слоговой структуры слова

    1. Обновление и пополнение материала:

    – по автоматизации и дифференциации звуков;

    – по развитию ССС, связной речи;

    2. Комплектование звуко – слоговых пеналов.

    3. Коррекционное направление

    Проведение фронтальных занятий:

    – по звуковой культуре речи;

    – по обучению грамоте;

    – по развитию ЛГК речи;

    – по развитию связной речи.

    По плану соответственно программе

    Проведение индивидуальных занятий

    Развитие фонематического слуха, восприятия

    Развитие речевого дыхания

    Развитие мелкой моторики

    Постановка, автоматизация и дифференциация звуков в речи

    Развитие слоговой структуры слова

    Развитие выразительной связной речи

    Соответственно перспективному плану

    Развитие у детей зрительного восприятия, пространственных отношений с целью предупреждения дисграфии.

    Соответственно перспективному плану

    4. Работа с родителями

    Организационное. Задачи, содержание коррекционной работы в подготовительной группе для детей с ОНР.

    Итоги 1-го периода обучения. Задачи 2-го периода обучения. Фрагмент занятия.

    Итоги второго периода обучения. Задачи 3-го периода обучения.

    Итоги обучения. Фрагмент занятия.

    Индивидуальные и групповые консультации для родителей:

    Как правильно, с ребёнком, выполнять задания в рабочей тетради дома.

    Автоматизация и дифференциация звуков в речи.

    Закрепление полученных в детском саду знаний в повседневной жизни.

    Оформление информационного стенда по темам:

    «Умные» движения». С ребёнком нужно не заниматься, а играть.

    Роль художественной литературы в развитии ребёнка.

    Советы логопеда для родителей будущих первоклассников.

    «Портрет будущего первоклассника».

    Индивидуальные консультации для родителей группы.

    Каждая среда в течение года

    Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей

    Каждая среда в течение года

    5. Методическое направление

    Повышение профессиональной квалификации – самообразование путём изучения специальной литературы и вебинаров:

    – по работе с неговорящими детьми;

    – по диспраксии и сенсорной артикуляционной гимнастике;

    Посещение фронтальных логопедических занятий, конференций, методических объединений.

    Участие в работе педагогических советов МДОУ № 96

    Участие в работе МО дошкольных логопедов

    Проведение консультации для воспитателей коррекционных групп.

    Систематическая консультативно – методическая помощь воспитателям 07 группы.

    Календарно-тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной группе с ОНР 1 период (по О. С. Гомзяк)

    Календарно – тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной группе с детьми с ОНР (по О. С. Гомзяк)

    I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Лексико-грамматический
    строй речи

    Фонетико – фонематическая сторона речи

    I период обучения

    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Формирование номинативного словаря по теме. Осенние месяцы. Обучение детей задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

    Развитие слухового внимания и фонематического восприятия Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков; объяснить различие понятий «звук» и «слово».

    Рассказывание по теме «Осень»

    Деревья осенью. Листья

    Преобразование сущ.-ых ед. числа в форме Им.падежа в форму мн.числа. Образование прилаг.-ых от сущ.-ых.

    Звук и буква У

    Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов; Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста; закрепление понятий «звук», «слово»; продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

    Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания

    Овощи. Труд взрослых на полях и огородах

    Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед.числа наст.времени.

    Звук и буква А

    Закрепление понятия «гласный звук». Выделение заданного гласного из потока гласных звуков. Знакомство с буквой А. закрепление понятия «буква».

    Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

    Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имён сущ.-ых в форме Р.падежа мн.числа

    Звуки и буквы У и А

    Чёткое произношение и сопоставление звуков А и У. Выделение ударных звуков А, У в начале и конце слов. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух гласных звуков. Анализ звукового ряда из двух и трёх гласных.

    Пересказ рассказа об Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

    Насекомые. Особенности строения тела насекомых

    Закрепление употребления имён сущ.-ых в Р.падеже. Расширение и активизация словаря по теме.

    Звук и буква И

    Закрепление понятия «гласный звук». Выделение заданного звука из потока гласных звуков. Знакомство с буквой И.

    Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему

    Формирование навыков словообразования. Образование уменьш.-ласкат. формы имён сущ.-ых.

    Звук и буква О

    Выделение заданного гласного звука в начале и в середине слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из трёх звуков. Понятие «предложение».

    Пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

    Согласование имён сущ.-ых с числительными. Образование прилагательных от сущ.-ых.

    Звук и буква Ы

    Выделение заданного гласного звука в середине слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из трёх звуков. Анализ звукового ряда из трёх звуков. Понятие «предложение».

    Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

    Домашние животные и их детёныши

    Закрепление и расширение знаний детей по теме.

    Звуки Мь и М. Буква М

    Знакомство с понятием «согласный звук». Выделение заданного согласного звука в начале слова, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков. Анализ звукового ряда из двух звуков.

    Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

    Дикие животные и их детёныши

    Образование сущ.-ых мн.числа, притяжательных прилаг.-ых и их практическое употребление в речи.

    Звуки Нь и Н. Буква Н

    Закрепление понятия «согласный звук». Выделение заданного согласного звука в начале слова, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков. Анализ звукового ряда из двух звуков.

    Пересказ рассказа «Купание медвежат»

    Осенняя одежда, головные уборы, обувь

    Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных.

    Звуки Хь и Х. Буква Х

    Выделение заданного согласного звука в начале слова, из потока слов, из текста. Воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трёх и четырёх звуков. Чтение предложений из двух слов, анализ предложений.

    Составление описательного рассказа с опорой на схему

    Вестник Педагога

    Автор: Шахова Светлана Владимировна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МБДОУ № 97
    Населённый пункт: Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
    Наименование материала: учебная программа
    Тема: “Коррекционно-логопедическая работа для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР старшего дошкольного возраста (5-7) лет”
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 97 комбинированного вида

    «Принято» на заседании

    Совета педагогов МБДОУ№ 97

    Заведующей МБДОУ№ 97

    Протокол № ___ от _________

    Приказ № _____ от__________

    Рабочая программа

    коррекционно-логопедической работы

    для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР

    старшего дошкольного возраста (5-7) лет

    на 2017-2019 учебный год

    учитель-логопед I квалификационной категории

    Шахова Светлана Владимировна

    Конструктор разделов

    Пояснительная записка. Цели и задачи «Программы».

    Характеристика детей с нарушениями речи (ОНР,

    ФФНР). Педагогические принципы построения про-

    Планируемые результаты освоения «Программы»,

    Содержательный

    Коррекционная и образовательная деятельность.

    Направления логопедической работы в старшей и под-

    Педагогические ориентиры по образовательным

    Организацион-

    тельной деятельности. Перечень игр и игровых упраж-

    нений по образовательным областям.

    Программно- методическое обеспечение.

    Специальная и методическая литература.

    Циклограмма деятельности учителя – логопеда

    Перспективный годовой план работы

    Перспективное планирование логопедической работы

    в старшей и подготовительной группах

    Перспективное планирование индивидуальной работы

    Речевые карты: ФФНР, ОНР

    1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

    Пояснительная записка

    «Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для старшей и подго –

    товительной логопедических групп, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до

    7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.

    Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с

    общим недоразвитием речи 2 – 3 уровня, ФФНР составлена в соответствии с законом Российской Фе-

    дерации «Об Образовании» от 29.12.2012г.; Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией

    школьного воспитания; Декларацией прав ребенка; Приказом Министерства Образования и науки

    России № 655 от 23 ноября 2009 года « Об утверждении и введении в действие Федеральных государ-

    ственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова-

    ния»; Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562;

    Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образова-

    тельного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; Письмом Минобразования

    РФ от 24.04.95 г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошколь –

    ных учреждений»; Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и ор-

    ганизации режима работы в дошкольных организациях.

    «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности

    в старшей и подготовительной логопедических групп МБДОУ № 97 города Владикавказа. Коррекци-

    онная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соот-

    ветствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к до-

    школьному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-

    логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку

    его к школьному обучению.

    Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных

    направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диа –

    гностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и

    дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного

    этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и

    школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в

    «Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной

    педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

    • на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей,

    освоения окружающей действительности и познания мира,

    • на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мыш –

    ления, речевой и познавательной деятельности.

    В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к

    многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфо –

    логический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути разви –

    тия и формирование «чувства языка».

    «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их

    речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и

    способностей детей в различных видах деятельности.

    « Программа» включает следующие образовательные области:

    Цель реализации «Программы» – проектирование модели логопедической коррекционно-

    развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий

    для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного разви –

    тия, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

    сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

    Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структу-

    ра, а сама «Программа» является комплексной.

    Задачи «Программы»:

    • способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их пси –

    хофизического развития, подготовке их к обучению в школе,

    • создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными

    и индивидуальными особенностями и склонностями,

    • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта от –

    ношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

    • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

    Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при усло-

    вии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специали –

    стов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требова –

    Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической

    группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей об –

    щеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые

    сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

    Теоретической основой «Программы» стали:

    – концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

    – учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

    – концепция соотношения мышления и речи,

    – концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

    – концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ре-

    – современные представления о структуре речевого дефекта.

    Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

    – индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуа –

    цией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

    – возрастная адекватность дошкольного образования,

    – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен –

    ка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

    – возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализа –

    – специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе ис-

    пользование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение

    групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррек –

    ции нарушений их развития.

    Старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ № 97 посещают дети с логопе-

    дическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы

    учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников:

    ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух

    «Программа» составлена на основе программы коррекционной работы:

    мерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями

    речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – Санкт –

    Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

    Согласно этой программы коррекционная работа в старшей и подготовительной логопедиче-

    ских группах осуществляется на:

    Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группах включены в общую

    сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям

    СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-

    грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

    Коррекционная работа в логопедических группах строится по периодам:

    • 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,

    • 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,

    • 3 период – март – май, 18 занятий.

    Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые

    логопедические занятия, которые проводятся в первой и второй половине дня, по своему содержа-

    нию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.

    На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения

    детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов, про-

    водятся в первой и второй половине дня.

    Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических за –

    нятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается

    реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образова-

    Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлени-

    • коррекция нарушенного звукопроизношения,

    • развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

    • формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

    • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

    • формирование грамматических представлений,

    • развитие связной речи,

    • развитие мелкой моторики пальцев рук.

    В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с

    детьми старшей и подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления

    Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС

    • Организация логопедической работы в ДОУ
    • Для чего нужен логопед в детском саду
    • Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
    • Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
    • Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
    • Педагогическое кредо учителя-логопеда
    • Расписание занятий логопеда в детском саду
    • Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
    • Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
    • Виды логопедических занятий
    • Индивидуальные занятия
    • Групповые занятия
    • Фронтальные занятия
    • Логопедическая карта обследования дошкольника
    • Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
    • Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

    Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.

    Организация логопедической работы в ДОУ

    Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

    • Поиск речевых проблем.
    • Коррекция.
    • Профилактика.

    Первый визит к логопеду

    Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ.
    Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

    • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
    • Постановкой звуков.
    • Закреплением полученных навыков.

    Для чего нужен логопед в детском саду

    Вот чем занимается логопед в детском саду:

    • Помощь в постановке звуков.
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развивает память и внимание.
    • Учит правильной постановке предложения.

    Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.

    Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

    • Укреплять мышцы рта.
    • Делать артикуляционную гимнастику.
    • Играть с мелкими предметами.
    • Учить выделять звуки.

    Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

    ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

    ФГОС направлен на осуществление принципов:

    • Раннего выявления проблем.
    • Сопоставления речи и развития ребенка.
    • Сравнение речи в разных ситуациях.
    • Индивидуальный подход к ребенку.

    При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

    Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

    Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

    • Планирование занятий.
    • Обмен информацией.
    • Развитие интереса к изучению.
    • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
    • Благоприятную атмосферу в коллективе.
    • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
    • Совместное закрепление результатов.
    • Наблюдение.

    Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

    Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек.

    Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

    Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

    Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

    Педагогическое кредо учителя-логопеда

    Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

    Гимнастика для улучшения речевой функции

    Расписание занятий логопеда в детском саду

    Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.

    Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).

    Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей

    Формирование речи ребенка происходит постепенно.

    Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.

    Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

    Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

    Виды логопедических занятий

    Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:

    • Занятия с группой.
    • Упражнения с детьми с одним дефектом.
    • Занятия с одним ребенком.

    Все упражнения имеют свои цели:

    • Приобретение новых умений.
    • Совершенствование успехов.
    • Повторение изученных навыков.
    • Изучение заданий для работы дома.

    Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!

    Индивидуальные занятия

    Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.

    Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

    Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.

    Групповые занятия

    Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

    Фронтальные занятия

    Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.

    Логопедическая карта обследования дошкольника

    После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

    Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

    Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

    Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

    Занятия для развития мышления

    Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

    После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

    В нем описаны необходимые занятия:

    • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
    • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
    • Изучение фонетики.
    • Коррекция предложений и слов.
    • Уроки лексики и грамматики.
    • Улучшение связи между словами.
    • Общение с психологом.
    • Подготовка к письму.
    • Игры для развития мелкой моторики.

    Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

    Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая!

    Предлагаемое тематическое планирование логопеда для подготовительной группы рассчитано на первое полугодие и соответствует программному материалу по коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей 6-7 летнего возраста.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Предлагаемое тематическое планирование логопеда для подготовительной группы рассчитано на первое полугодие и соответствует программному материалу по коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей 6-7 летнего возраста.

    Лексическая тема: Осень. Грибы,ягоды.

    прилагательных: лист — осенний.

    Словообразование:

    1) прилагательных от наречий (поздно

    — поздний, хмуро — хмурое);

    2) глаголов от прилагательных (красный— краснеть);

    3) прилагательных от существительных

    (холод— холодный, клен— кленовый);

    4) прилагательных от словосочетаний

    (день с солнцем — солнечный);

    5) существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник);

    6) сложных слов (листопад).

    — Если бы я был листиком…

    Лексическая тема: Признаки осени. Деревья.

    Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс

    Предложно-падежное управление.

    — С какого дерева листок? (предлог

    «с»: лист с березы, с осины…).

    Многозначность: лист, игла, лисичка, шишка, сережка.

    — После дождичка в четверг.

    — Дрожит, как осиновый лист

    Лексическая тема: Овощи. Огород. Труд взрослых.

    размера;

    — Узнай изображения по контуру.

    — Что похоже на мышку? На мячик?

    Образование множественного

    числа существительных. Кабачок

    Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.

    Предложно-падежное управление.

    (Родительный, Творительный, Пред-

    — Из чего сделан салат? (предлог «из»).

    — Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

    — Куда сложим урожай? (предлог «в»)

    Статические упражнения: «Толстячки и худышки» — при помощи рук изобразить овощи.
    Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

    Лексическая тема: Фрукты. Сад.

    — сладкие фрукты — кислые фрукты;

    — тропические фрукты — фрукты нашей страны.

    Антонимы: крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий — шероховатый.

    Словообразование:

    1) прилагательных от существительных

    2) приставочных глаголов (срезать, по-

    3) существительных с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами (слива — сливка);

    4) сложных слов (садовод).

    Подбор родственных слов: яблоко,

    Сказка о любимом фрукте.

    Лексическая тема: Посуда

    Работа с разрезными картинками.

    Предложно-падежное управление.

    (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

    — Старая посуда (предлог «без»: сковорода без ручки, чайник без носика).

    — Обед (предлог «из»: достанем котлеты из сковородки, нальем суп из кастрюли).

    Словообоазование:

    1) прилагательных от существительных (стекло — стеклянный);

    — не в своей тарелке;

    — толочь воду в ступе.

    Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых

    параллельных линий, рисование по клеточкам

    Шнуровка «Чайник и чашка»

    Лексическая тема: Продукты питания

    — Что изменилось на полке?

    1) прилагательных от существительных

    2) приставочных глаголов (испечь, запечь);

    3) существительных с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами (торт — тортик);

    4) прилагательных от словосочетаний

    (мясо свиньи — свинина);

    — Как приготовить твое любимое блюдо?

    Лексическая тема: Перелетные птицы осенью.

    Работа с разрезными картинками

    Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел, перелетел и т.д.)

    Анализ предложений с предлогами НА, НАД

    Штриховка в заданном направлении.

    Лексическая тема: Дикие животные готовятся к зиме.

    — взрослые животные — детеныши;

    2) существительных с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами (белка

    3) существительных от существительных (медведь — медведица, медвежонок);

    4) сложных слов (толстокожий, длиннохвостый).

    Образование множественного числа существительных. Волк- волки.

    Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один заяц: мой еж: много белок.

    Рассказ по теме:

    — Как звери готовятся к зиме?

    Лексическая тема: Признаки поздней осени.

    Развитие дыхательной функции «Ветер»

    Подбор родственных слов: дождь

    Многозначность: лист

    Составление и распространение предложений по теме.

    Звуковой анализ слова «Лужа»

    Конструирование и реконструирование букв из палочек.

    Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

    4-й лишний:

    — летняя одежда (обувь) – зимняя одежда (обувь);

    — вязанная одежда — шитая одежда;

    — детская одежда — женская одежда;

    — головные уборы — нет.

    прилагательных: каблук — высокий.

    Антонимы: нарядная — повседневная, шить — распарывать, надевать -снимать.

    Словообразование:

    1) прилагательных от существительных

    (шелк — шелковый, лиса — лисья; мужчина — мужской);

    3) существительных с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами (халат

    4) прилагательных от словосочетаний

    (ткань в полоску — полосатая);

    Подбор родственных слов: шляпа.

    Многозначность: козырек, иголка, шляпка, язычок, носок, молния.

    Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

    Лексическая тема: Мебель.

    — Определи предмет по части.

    — На какие геометрические фигуры похожа мебель? Узнай мебель на плане. Нарисуй план комнаты.

    прилагательных: стол — деревянный.

    Образование множественного числа существительных. Стол -столы.

    Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа: моя кровать: много диванов.

    Предложно-падежное управление.

    (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

    — Из чего сделана мебель? (предлог
    «из»: стол из березы).

    Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»).

    — Расставим мебель (использование

    предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»…).

    — Моя комната (по плану).

    — Для чего нужна мебель?

    Физминутка: «Много мебели в квартире».

    Лексическая тема: Признаки зимы.

    Игры на восприятие цвета, формы,

    размера;

    — Выбери картинки с изображением

    — Выстрой ассоциативную цепочку к

    Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки;

    Словообразование:

    1) прилагательных от существительных (зима — зимний, заяц — заячий);

    2) приставочных глаголов (слепить,

    3) сложных слов (снегокат, гололед,

    Лексическая тема: Зимующие птицы.

    — Кто больше, кто меньше? (ворона
    больше воробья, но меньше аиста).

    — Кому корм? (предлог «для»: для ласточки).

    — Кого увидим у кормушки? (Галку,

    — Где Живут птицы? (предлоги «в», «на»: в гнезде, на дереве).

    Антонимы: зимующие- перелетные, яркий — невзрачный.

    Словообоазование:

    1) прилагательных от существительных

    2) приставочных глаголов (улетел, при-

    3) существительных с уменьшительно-

    ласкательными суффиксами (гнездо—гнездышко);

    4) глаголов от звукоподражания (чирикать, каркать);

    птицам перенести зиму?

    Описательные рассказы.

    Лексическая тема: Игрушки.

    Игры на восприятие цвета, формы,

    размера:

    —Узнай изображения по контуру.

    — Узнай предмет по его части (кабина

    — машинка, колечко — пирамидка).

    Предложно- падежное управление.

    (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

    — Из чего сделаны игрушки? (Предлог

    «из»: из пластмассы).

    — Игрушечная мастерская (предлог

    «без»: машина без колеса).

    — Кому подарили? (подарили Ване,

    — С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом).

    — Убери игрушки, (предлоги «в», «на»:

    в ящик, на полку).

    Рассказы по темам:

    — Моя любимая игрушка.

    — Сказка о любой игрушке.

    — Как ты играешь куклой, машинкой?

    Лексическая тема: Новый год.

    — Узнай персонаж по контуру.

    тельный, Предложный падежи.)

    — Из чего нос у снеговика? (предлог

    — Кем ты будешь на новогоднем празднике? (Я буду Снегурочкой).

    — На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях).

    Читайте также:
    Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: