Гласные звуки и буквы – конспект занятия в старшей логопедической группе

Итоговое занятие в старшей логопедической группе. Тема: «Гласные звуки и буквы»

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему: Гласные звуки и буквы. Данное занятие рекомендовано учителям-логопедам, работающих с детьми с ОНР. Проводится как итоговое занятие для закрепления произношения гласных звуков, дифференциации гласных и согласных звуков, развития фонематического слуха и чувства ритма.

  1. Закрепление произношения гласных звуков.
  2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
  4. Закрепление понятия — «ударение».
  5. Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.
  6. Чтение слогов и слов.
  7. Развивать память и внимание.
  • Буквы, таблица №1, таблица №2, таблица №3, игрушка -Кот, звуко- слоговые схемы, звуковые домики,карточки- «бусы», таблица №4, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом), таблицы для чтения, простые карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!

[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.

– А, У, О, Ы, И –
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют под минус «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

– А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

Л.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

II. Постановка цели занятия.

Л.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)

Л.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

1. Игра «Четвертый лишний».

Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний.

Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные.

(Аналогично: АМОИ, КТУП)

2. Игра с волшебным мешочком.

– Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску).

Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем). (таб. №1)

III. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Л.: — А теперь прочитайте гласные со звуком «Т» в конце, произнося сильнее тот слог, на который падает ударение. (AT, УТ и т.д.)

Л.: — Прочитайте гласные со звуком «К» вначале, произнося сильнее слог, на который падает ударение. (КА, КУ и т.д.).

Л.: Назовите гласную перед которой согласный звучит мягко. (перед «и» согласный звучит мягко).

Л.: — Играем дальше.

Л.: — «ки», что я произнесла? ( Слог).

Л.: — Составьте схему слога «КИ». (один у доски, остальные индивидуально).

Л.:- Назовите первый звук (К).Звук «К» какой?(Согласный, мягкий, глухой)

Л.:- Назовите второй звук (И). Звук «И» какой? (гласный)

Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».

Л.:- Какое слово получилось? (КИТ).Покажите на схеме, что КИТ –это слово.

Л.: — Я взмахнула волшебной палочкой и вы превратились в волшебников. Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить на звук «О»?(КОТ)

Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ?( Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).

Л.: — Расскажите все о слове КОТ по схеме.

Л.: — Сколько слогов в слове КОТ? (Один слог).

Л.: — Как вы узнали сколько слогов в слове КОТ? (Сколько гласных звуков столько и слогов)

Л.: — Назовите гласный звук. (О). Согласные твердые звуки (К,Т). Согласные мягкие звуки (Их нет).

Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ? (три звука).

Л.: — Итак, сегодня мы повторим гласные звуки и буквы.

Л.: — Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.

Л.: — Эти буквы идут на прогулку и поют. Что они поют? Прочитайте, соблюдая ударение. (Ударение меняется).(таб.№2)

Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка).

Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов (Дети переворачивают картинки на столах).

Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. ( Работа со звуковыми домиками — индивидуально).

Читайте также:
Последовательность постановки и дифференциации звуков

Л.:- Игра «Телефон». Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — туфли «у, и» и т.д.).

Л.:- Поиграем в игру телеграф разделите своё слово на слоги.(Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Составьте слоговую схему слова.

Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).

Л.: — Какое важное правило мы вспомнили? (Сколько гласных столько и слогов).

V.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно напечатать буквы на бусинках.

Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите буквы и прочитайте слова.

М..к к…т л…к п…ла
Л…к т…к к…м л…па
Т…к м…х т…к т…хо
А О У И

VI. Итог занятия.

Л.: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

Л.: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т.д.).

VII. Оценка деятельности детей.

Л.: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось, можете быть свободными.

Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Конспект занятия «Гласные звуки и буквы» в старшей логопедической группе

Анна Багинская
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы» в старшей логопедической группе

Подготовила учитель- логопед: Багинская А. И.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе компенсирующей направленности по теме «Гласные звуки и буквы»

Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

– учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

– развивать у детей фонематические процессы;

– закреплять понятие «гласный звук»;

– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

– развивать умение соотносить звуки и буквы;

– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

– Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);

– схемы: «Звуки – буквы», «Домик» (место звука в слове);

– картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

Виды детской деятельности:

– разучивание артикуляционной гимнастики;

– разучивание пальчиковой гимнастики;

– разучивание физкультминуток (движение с речью);

– развитие дыхания и голоса;

– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;

– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

– Словесный (вопросы, объяснение).

– Наглядный (картинки, показ артикуляции).

– Игровой (дидактические игры)

– Практический (упражнения).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

II. Основная часть.

– Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)

1) Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

• [А] — Откройте шире рот,

Как огромный бегемот!

Подразнить его охота –

Пошутим над бегемотом. («Окошко»)

• [И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Вот понравится лягушкам –

Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)

• [У] — Надул капризно губки,

Подними скорее руки!

В гости к нам пришел слоненок –

На слоненка посмотри –

Губы хоботом тяни! («Трубочка»)

• [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Тик-так, тик-так. («Часики»)

• [Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Язычок вдруг разленился,

На крылечке развалился. («Блинчик»)

• [О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

На качелях О катался:

Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

2) Работа над развитием дыхания и голоса.

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

Вот такие все они.

3) Объявление темы занятия.

– Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки – буквы»).

Читайте также:
Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы

– Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)

– Что мы читаем и пишем? (Буквы.)

– Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)

– Каким цветом они обозначаются? (Красным.)

– Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)

4) Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

– На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:

а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

5) Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

– Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.

Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

6) Фонетический анализ и синтез слов.

– На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? (Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. (При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)

7) Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть,прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] – во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

– Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.

III. Итог занятия.

– Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)

– Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: – согласные и гласные звуки; – деление слов на слоги;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: – закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; – упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У» Конспект занятия по Речевому развитию раздел «Обучение грамоте» в подготовительной группе на 26.09.2019 Тема: «Гласные звуки [а], [о], [у],.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.

Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия “гласные звуки и буквы”;.

Конспект НОД для старшей группы «Звуки [с]-[з]». Буквы С-З. Дифференциация» Тема :«Звуки [С]- [З]. Буквы С – З». Коррекционно – образовательные: – повторение понятий «звук, гласный звук, согласный звук звуки [С].

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: – учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости;.

Конспект занятия «Гласные звуки [А], [У], [И], [Ы], [О]» Тема: «Гласные звуки: А, У, И, Ы, О». Цели: коррекционно-образовательные: — формировать у детей умение различать гласные звуки; — формировать.

Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе Урок обучения грамоте 1 класс Тема урока: Гласные буквы Ё, ё. Тип урока: изучение нового материала. Цели: Образовательные: Формировать умение.

Фронтальное логопедическое занятие “Гласная сказка”

Фронтальное логопедическое занятие “Гласная сказка” для детей старшей группы с нарушениями речи и направлено на закрепление приобретённых произносительных умений.

Содержимое разработки

Тема: «Гласная сказка»

Цель: Выявить уровень знания и незнания по теме «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки»; Способствовать развитию умения различать гласные звуки по их существенным признакам, правильно произносить их; Способствовать развитию умения различать буквы, обозначающие гласные звуки.

Образовательные:

– закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [y], [и], [o];

– формировать умение соотносить гласные звуки [а], [y], [и], [o] и буквы А, У, И, О;

– совершенствование фонематического слуха: определение места звука в слове;

– закрепить графические образы букв А, У, И, О;

– закрепление с детьми терминов «звук», «буква».

Коррекционно-развивающие:

– развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

– развитие музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений;

– развитие тактильных ощущений.

Воспитательные:

– воспитывать умение работать в течение всей НОД;

– воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её.

Оборудование: Домики животных (бегемота, слона, лягушки, обезьяны, картинки гласных букв, аудиозапись с музыкой «Автобус», проектор, экран, презентация Power Point.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. В этой стране жили звуки, их никто не видел, а только слышал. Ходили звуки по городу и голосисто пели. За это их прозвали гласными. А почему? ( Дети: Их можно тянуть протяжно, долго. Во рту нет никакой преграды для воздуха.) Ребята, а что мы с вами знаем про звуки и буквы? (Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем) (Слайд 1-2) Сейчас наши ребята расскажут стихотворения про гласные звуки.

1.Чтобы все вокруг послушать
Мне мои помогут уши.
Вот вода шумит в реке,
Вот машина вдалеке,
Вот кукушка на суку
Громко крикнула “Ку-ку! “
Вот наш пес рычит немножко,
“Мяу” сказала наша кошка.
Раз, два три, четыре, пять –
Звуков всех не сосчитать!

2.Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

3.Что такое гласные?

Ох, пока не ясно мне!

Объясните поскорей,

Чтобы стал я поумней!

«Голос» называли «глас» –

Вот и гласные у нас!

4.Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим.
Буковки мы – пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!

Логопед: Ребята, у них случилась беда! Злой волшебник «Звукоед» заколдовал звуки в животных. Нужно им помочь? (Дети: Да!) Тогда поспешим. В дороге нас ждет много испытаний, Вы готовы отправиться в путь? А покажет нам дорогу волшебная палочка. Эту волшебную палочку мы возьмём с собой, она поможет нам справиться со всеми трудностями на пути. Гласные звуки будут на свободе, и наденут свои наряды! Но сначала, нам нужно попасть в эту страну. Все готовы к путешествию? Нас ожидает паровозик (Слайд 3 ) (Звучит музыка физкультминутки «Паровозик ». Дети парами имитируют с помощью палочек кручение колёс.)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух (2 раза)

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят (2раза)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух.(2 раза)

Логопед: Посмотрите, мы с вами в волшебной стране. Как здесь красиво! (Звучит музыка пения птиц) (Слайд 4) Ой, смотрите домик Бегемота! (Слайд 5) Посмотрите, как он широко рот открывает. Давайте подумаем, какой гласный звук здесь может спрятаться? (Дети: Звук А) Молодцы! Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко; А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция (выполнение) Что напоминает вам этот звук? ( Плач ребёнка).

Логопед: Ребята, посмотрите. (Слайд 6) Волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Читайте также:
Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Гласные звуки и буквы

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы выпрямите, остальные сцепите вместе. Указательный палец другой руки приставьте к ним) (Слайд 7) Напишем букву А в воздухе.

Ребята, отгадайте загадку:

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Дети: Арбуз)

Правильно. (Слайд 8) Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а]) Посмотрите на экран и угадайте слова, которые здесь спрятались. Небольшая подсказка : это фрукты .(Дети угадывают слово : апельсин, ананас. Называют остальные : автобус, аист, аквариум.)

Логопед: Ой, домик слоника (Слайд 9) Ребята, посмотрите какой у слона хобот. Как вы думаете, какой гласный звук здесь заколдован? ( Дети: звук У) Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы принимают форму трубочки. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий)

Произнесите звук [у] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (Гудок парохода, вой волка).

Ребята, посмотрите на экран. Это буква У. Волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Запомните, звук [у] на письме обозначается буквой У.(Слайд 10)

Это хвостик или ножки?
Показались чьи-то рожки.
Ну никак я не пойму,
Да ведь это буква У.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву У из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы подняты вверх). Ребята, напишем букву У в воздухе. (Слайд 11)

Ребята, отгадайте загадку:

На узкой дорожке —
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт? (Дети: Улитка)

Правильно! (Слайд 12) Какой первый звук в слове «улитка»? (звук [у]) Посмотрите на экран и назовите слова. (Дети: утюг, узел, ухо ) Одно слово заколдовано. Угадайте по схеме! Подсказка: Это домашняя птица. Правильно! (Дети: Утка)

Мы спасли две наши гласные буквы А и У.Они подружились и танцуют вместе. (Слайд 13) Давайте мы потанцуем с ними вместе. (Звучит музыка физминутки «Вперёд четыре шага…»)

Логопед: Посмотрите, кто здесь живёт? Это домик. (Дети: лягушки) (Слайд 14)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка (выполнение).

На какой гласный звук артикуляция лягушки похожа?

( Дети: звук [и]) Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [и] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы у нас в улыбочке. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий). Произнесите звук [и] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (ржание маленького потерявшегося жеребёнка).

Ребята, посмотрите, наша волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Это буква И. Запомните, звук [и] на письме обозначается буквой И.(Слайд 15)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву И из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы левой руки выпрямите и расставьте, остальные пальцы сцепите вместе. Указательный палец правой руки выпрямите, держите его прямо). Напишем букву И в воздухе. (Слайд 16)

Ребята, отгадайте загадку:

Одно ухо, длинный нос,
Нет ни глаз и ни волос,
Металлическое тело.
Не сидит она без дела,
Протыкает ткань она.
Это швейная .
.(игла)

Правильно! (Слайд 17) Какой первый звук в слове «игла»? (звук [и]) Посмотрите на экран и назовите оставшиеся слова (Дети: индеец, индюк, игрушки)

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Ей на месте не сидится –
Всё кривляется, резвится.
Рассмешит нас без обмана

В зоопарке . (Дети: Обезьяна)

Посмотрите, кто здесь живёт? (Дети: обезьянка) (Слайд 18) На какой звук начинается слово «Обезьяна». (Дети: Звук[о]) Как вы думаете, какой гласный звук здесь спрятался? Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [о] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы -колечком. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий). Произнесите звук [о] (выполнение). Что напоминает вам этот звук [о]? (Дети: У ребёнка болят зубы) Давайте подарим наряд, что бы мы могли их видеть, читать.(Слайд 19) Это буква О. Запомните, звук [о] на письме обозначается буквой О.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Логопед: Давайте попробуем сделать букву О из наших пальчиков (Указательный и большой пальцы левой руки соединить.) Ребята, напишем букву О в воздухе. (Слайд 20) Посмотрите на экран и назовите слова, оставшиеся слова (Дети: ослик, обруч, окно, облако) (Слайд 21)

А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Прятки» Будем искать буквы с завязанными глазками. (Дети по- одному с закрытыми глазами определяют букву)

Игра « Где спрятался гласный звук в слове?» на доске схемы слов ( звуки [а], [у], [и], [о] вначале слова, и в конце) Я раздам картинки и вы определите где спрятался звук. Нужную картинку повесите под правильную схему ( выполнение задания)

Логопед:Какие гласные мы спасали? (Дети: [а], [у], [и], [о] ) Какой звук подходит больше к радостному настроению (а, о, и), а грустному настроению (у)?

Читайте также:
Презентация 'Физкультминутки для логопедических занятий'

(Слайд 22) У каждого гласного звука есть свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый. А какое настроение было у вас сегодня на занятии: радостное и весёлое, как характер звука А, угрюмое и задумчивое, как характер звука У, игривое настроение, как характер звука И или вы чему нибудь удивились. Выразите своё настроение с помощью этих звуков. (Дети: Произносят гласные звуки) Молодцы, я вижу почти у всех было радостное, весёлое настроение.

За то, что вы помогли звукам вернуть свои наряды, они дарят вам игру «Азбука», чтобы вы о них не забывали и ни когда их не путали и правильно писали.

А нам пора возвращаться в наш детский садик. Занимайте свои места в поезде.

(Звучит музыка физкультминутки «Паровозик ». Дети парами имитируют с помощью палочек кручение колёс.) (Слайд 23)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух (2 раза)

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят (2раза)

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух.(2 раза)

На этом наше путешествие закончилось! Всем спасибо!

Открытое логопедическое занятие “Путешествие в страну гласных звуков”

Аваева Оксана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область Гурьевский район село Горскино

Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные: – формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>, <И>– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; 2) Коррекционно-развивающие: – развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам; – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; – развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание. 3) Коррекционно – воспитательные : – воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков».

– формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>,

– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

– развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание.

3) Коррекционно – воспитательные :

– воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

ленточка красного цвета на каждого ребёнка;

предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки;

осенние листочки из цветного картона;

буквы из картона, красные нитки;

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки , подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот какого цвета гласные звуки?( ответы детей) Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки .И мы подготовились к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?

Дети: Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются ?

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

( правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных,

Голос участвует , голос зовет.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. . Все готовы? Давайте , возьмемся за руки и в путь…

Под музыку переходят на полянку с листьями.

Логопед:- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться , нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Дети под музыку выполняют упражнение

Логопед : Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?

Звучит музыка « Шум леса»,дети слушают

Дети (пение птиц журчание воды, шум ветра ,голоса животных и т.д) .

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!.

А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите какие не обычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!.

Логопед: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: -Это гласные буквы .

Логопед прикрепляет карточки на доску.

Логопед: Ребята, а скажите ,чем отличается буква от звука ?

Звук – мы слышим и говорим. Букву – мы пишем ,видим.

Логопед: – Ребята, давайте споем песенку для звуков .

А-А-А – Здравствуйте звуки! ( Вытягиваем руки вперед).

У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у

О-О-О – Без вас нам нелегко! (Качаем головой).

И-И-И – На нас ты посмотри! (Кружимся).

Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).

Логопед: – Смотрите ,что-то под деревом.

Это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

СЛАЙД Логопед: Ребята, посмотрите, в наше сказочном лесу заблудился мальчик .Как он зовёт . Что он кричит?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои буквы на край стола.

Логопед выкладывает буквы на доске.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столами..

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Кто это ?Как кричит ослик?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети индивидуально самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

В гости к дому подошлиБуквы гласные нашли.Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,Овальный рот на букву – О.Буква У – губы трубочкой вперёд .

Буква И – улыбочка .

И снова в путь нам всем пора ,через сказочный лес проходя.

В сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его.

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес… )

В нем сосны до не бес ( бес, бес ,бес…..)

А на ветках шепчут шишки ( шишки , шишки, шишки…).

В гостях у нас сейчас детишки( тишки , тишки, тишки….)

Логопед : Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.

Звучит музыка «Тропинка»

На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой

рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).

Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).

В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).

Логопед : А кто знает, чей это домик ? И кто в нем живет?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: А почему в доме три окошка? И красный свет ,загорается только в одном окошке по очереди .

Это значит ,что звук находиться в начале, в середине или в конце слова..

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди определяют звук в словах.

Логопед: – А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика под музыку («Чунга – чунга»).

Чередование «заборчик» – «хоботок» – «улыбка» – «хоботок»

«часики» – «лопата копает».

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – О – И – А – И –У- О –И – А – И –И

В Сказочном сундучке есть еще картинки: арбуз, мак, иголка, улитка, ананас, утка , индюк ,утюг.

У каждого ребёнка – предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Работа с предложением.

Логопед: – Нам тоже пора. Но как же мы вернемся в детский сад?

. Сегодня я хотела написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка – Листочек упал с дерева

Елка висит на шишке – Шишка висит на елке

Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу

Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков»

Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков»

Форма проведения: Занятие-путешествие.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], соотносить гласные звуки с конкретными символами. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике и речи. Формировать направленный длительный выдох.

Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь.

Оборудование: Бейджики с красными флажками по числу детей; кукла; демонстрационный материал «Дорожка для колобка»; музыкальный фрагмент «Вой волка»; картинки заклеенные полосками цветной бумаги; символы гласных звуков [А], [О], [У], [И]; картинки с изображением трёх одинаковых мальчиков с разным эмоциональным состоянием; «звуковая дорожка» для развития мелкой моторики; предметные картинки: кот, собака, мышь, конверт с письмом, буквы А, О, У, И по числу детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

– Дети, давайте прикрепим красные флажки, посмотрим друг на друга.

Читайте также:
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и прикрепили красные флажки. А почему мы выбрали именно красные флажки? (Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом)

– Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.

Появляется плачущая кукла

– Дети, посмотрите здесь, плачет чья-то куколка. Вспомните, какой гласный звук надо произнести, чтобы ее успокоить? (Гласный звук [а])

Дети успокаивают куклу, пропев ей звук [а]. На доске появляется картинка.

– Посмотрите, кто это катится по дорожке? (По дорожке катится Колобок)

– Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок? (Гласный звук [и])

(Один из детей двигает Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [и])

Звучит музыкальный фрагмент «Вой волка»

– Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок. (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку)

– Какой гласный звук ему подходит? (Гласный звук [у])

– Давайте покажем, как волк идет и воет. (Дети изображают волка и произносят звук [у])

– Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь. (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [о].)

– Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили. (Гласные звуки [а], [у], [и], [о])

– Как называются эти звуки? Чем они отличаются от согласных? (Их можно петь)

3. Формирование направленного длительного выдоха.

– Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Милый мой дружок!

(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками)

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

Это задание проводится в виде игры с мячом. Один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.

4. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

– Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом.

– А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды?

5. Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

– Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

– Сначала натянем «умную шапку» (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитирует завязывание узелка под подбородком)

– Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек)

– Покажем «умную сову». (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы).

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

6. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.

Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три братца. Похожи ли они?

(На доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков с различным эмоциональным состоянием – радость, грусть, злость. Дети определяют, чем они похожи и чем отличаются.)

– Давайте повторим следующие чистоговорки:

У-У-У – Я домой пойду!

О-О-О – Вот мое пальто!

А-А-А – Спать уже пора!

– Угадайте, кто из изображенных мальчиков мог так сказать. (Дети повторяют чистоговорки с разной интонацией)

7. Развитие мелкой моторики.

– Мы уже совсем близко подошли к Стране гласных звуков. Наши приключения еще не закончились. Посмотрите здесь какая-то заколдованная тропинка, нам нужно по ней пройти.

Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.

– Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. (Один ребёнок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом аналогично левой рукой)

8. Определение гласного звука в середине слова

Звукоежка. А, не ждали?! Наконец-то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте.

– Дети послушайте, что в нем написано.

Это добрая собачка

Нам отправила письмо.

Пишет нам, что Звукоежка

Лишил голоса её.

Кошка Мурка замолчала,

Слышно только «мр» да «мр».

А мышонок пискнул только,

А потом совсем притих.

– Что же это ты натворил, Звукоежка?

Звукоежка А я взял да и съел все гласные!

– Дети давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака? (Собака лает: гав-гав-гав.)

Читайте также:
Презентация: Развитие фонематических процессов

– Какой гласный звук слышится в ее лае? (Дети ставят символ звука [А] под картинкой в середине слова)

– Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени? (Звук [И])

– А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому что Звукоежка съел звук [У] )

– Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и собаке. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Это очень важные звуки.

-Молодцы, ребята, за ваши познания подарю-ка я вам буквы которыми обозначают гласные звуки, а вы их потом в группе раскрасите.

– Ребята, нам пора возвращаться в детский сад после нашего путешествия. Скажите, что вам понравилось больше всего?

Конспект открытого занятия д для детей с ОНР старшей группы: «Любим мы играть- гласные звуки повторять!»

Учитель- логопед: Грачева Юлия Михайловна.

МБДОУ 31 ст. Попутной Отрадненского района, Краснодарского края

Тема: гласные звуки [А], [У], [О], [И].

Цель: дифференциация звуков [А] – [У] – [О] – [И].

  • закрепить в речи правильное произношение гласных звуков [А], [У], [О], [И].
  • учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки [А], [У], [О], [И].
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
  • закрепить знания детей о гласных звуках.
  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: письмо , предметные картинки со звуками «А», «У», «О», «И», схема для характеристики звуков, фишки для обозначения звуков и составления схем, картонные буквы А, У, О, И, карточки с фруктами, ; карточки с овощами,

  1. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы занятия.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Дети встают вокруг логопеда.

Логопед: На место садится тот, кто вспомнит гласный звук.

Дети садятся на свои места. Логопед говорит детям, что когда я шла сегодня утром в детский сад, то повстречала почтальона, который передал мне для вас письмо из волшебной страны «Вообразилия».

Логопед зачитывает письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам жители волшебной страны!

Есть в стране Вообразили городок под названием Звукинка. Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.

Эти жители умеют петь. Они поют вот так: « ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Но вот к нам пришла беда: пришела в страну злая Врединка и гласные звуки забрала. Без нас исчезнет город Звукинка, ведь без гласных звуков и слов не будет. Помогите нам вернуться в Звукинку. Но у Врединки и есть для вас задания. Если вы их выполните, она отпустит нас. Мы очень надеемся на вас, ребята, ведь вы- то все умеете!»

Логопед : Ну, что, ребята, поможем звукам?

Логопед : Чтобы помочь звукам, нам нужно перенестись в Чудесную страну звуков. Вы готовы?

Дети –да! Дети берутся за руки и повторяют:

Дружно за руки возьмемся и по кругу мы пройдем,

А когда глаза закроем в город звуков попадем!

Дети открывают глаза, на встречу к ним выбегает Врединка.

-Что прибыли? Думаете, вы сможете спасти гласные звуки? Не получится! Мои задания еще никто не выполнял!

Логопед: Врединка не вредничай, давай лучше свои задания, наши дети справятся со всеми трудностями! Правда же дети ?

II .Основной этап.

1.Упражнение : «Назови слово с нужным звуком»

Врединка- сейчас, я подойду к каждому из Вас и назову звук ([А]-[О]-[И]-[У]), а вы мне слово с этим звуком.

Дети называют слова: арбуз, улитка, иголка,молоко и др….

Логопед : вот видишь Врединка, мы легко справились с первым заданием! Но прежде чем, перейти к другому, сможешь ли ты повторить за нами?

Врединка- легко! Говорите, что нужно делать?

Дети присаживаются за столы!

2.Выполняют артикуляционную гимнастику.

Логопед: Врединка, чтобы хорошо заниматься, надо нашим язычкам тренироваться!

— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

-«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

-«Заборчик» — рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

— «Трубочка». Губы вытянуты вперед трубочкой.

— «Лопаточка». Удержать «Лопаточку» под счет до семи.

Врединка: да, не так и просто выполнять эти упражнения! Теперь вы должны выполнить мое задание!

3.Упражнение «Отбери и назови»

На доске выставлены картинки, в названии которых есть звуки [А] – [У] – [О] – [И]: осел, изюм, слон, гусь, мак, заяц, бобр, жук, индюк, киви, рак.

Врединка: Ребята, посмотрите на доску! Называйте эти слова, выходите по очереди к доске и ставьте картинки к соответствующей букве. Если не справитесь, значит не видать вам гласных звуков!

Дети выполняют задание.

Логопед : Ну что ж, мы снова выполнили твое задание! А ты хоть знаешь Врединка, как нужно правильно произносить гласные звуки?

Читайте также:
Создание рукописной книги с детьми с ЗПР

Врединка : конечно! Произносит неправильно, (с закрытым ртом)

Логопед: Врединка, Врединка! Лучше посмотри и послушай, как произносят наши ребята и повторяй за ними!

4.. Уточнение правильной артикуляции звуков [А], [О], [И], [У]

Логопед: Ребята! Когда мы произносим звук [У], то:

  • губы (вытянуты трубочкой),
  • язык (спокойно лежит на дне рта — «домика»),
  • зубы (сближены, но не сомкнуты),
  • воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
  • УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ

Когда мы произносим звук [А], то:

  • рот широко открыт,
  • язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»),
  • теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды.
  • АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА

Когда мы произносим звук [О], то

  • губы вытянуты вперед,
  • воздух выходит свободно, не встречает преграду
  • горлышко «работает».
  • ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО

Когда мы произносим звук [И], то:

  • губки — «в улыбке»;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов («домик»);
  • горлышко «работает».
  • ИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИ

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука [А] — рот широко открыт, а при произнесении звука [У] — губы вытянуты трубочкой. Но все эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.).

Логопед: Верно, а докажите, что это гласные звуки!

Дети: Эти звуки поются, голос не встречает в горлышке преград

Логопед : Верно, все правильно.

Врединка: Если вы такие умные, тогда попробуйте повторить за мной «чистоговорки»

Дети повторяют за Врединкой!

    1. Упражнение «Чистоговорки» (закрепление четкого и правильного произношения звуков [А], [У], [О], [И] в чистоговорках)

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от — в зоопарке бегемот.

Ин-ин-ин – испекли мы блин

Иш-иш-иш — тут такая тишь.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились с еще одним заданием Вреденки!

Врединка: Это еще не все. Перейдем к следующему заданию!

6.Выделение гласных звуков из начала слова

Врединка: Слушайте внимательно, если услышите слово со звуком [У] поднимите красный флажок, а если со звуком [О] – хлопните в ладоши. Здорово! А теперь топните ногами, если услышите в слове звук [А], и поднимите правую руку, если услышите звук [И]. Кто у нас самый внимательный? Конечно же я. А вы точно с этим не справитесь!

(Утюг, усы, астра, ирис, улей, иней, окно, осы, агат, Оля, Илья, Аня).

Логопед : Ну вот, и снова наши ребята выполнили твое задание!

Врединка: Нет, не честно так, вы наверное жульничали?

Логопед : Врединка, не злись, давай лучше с нами вставай на зарядку.

III. Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Игра «Веселый поезд»

Врединка: с вами так весело! Хорошие вы ребята, так и быть отдам я вам гласные звуки! Только они не здесь, Сейчас мы сядем в скорый поезд и поедем! Только на пути, вас ждут еще препятствия, которые нужно будет пройти! Поезд отправляется! (Дети идут по кругу, имитируя руками движение колес. И говорят чух-чух-чух).

  • Первая остановка «Сад»

Логопед: Дети, внимательно смотрите и найдите фрукты, названия которых начинаются на звук [А]. (Апельсин, айва, ананас, абрикос).

  • Следующая остановка «Огород»

Логопед: Выберите те овощи, которые мы положим в корзину со звуком [У] находится в конце слова. Что положим? (Свеклу, лук, капусту, редиску).

  • Третья остановка «Найди звук»
  • Логопед: Ребята, Врединка приготовила для вас волшебные карточки с заданием, необходимо определить, где (вначале или конце слова) спрятался гласный звук [А], [О], [И], [У] и закрасить нужный квадратик красным цветом! Как только все вы правильно справитесь с этим заданием, мы окажемся снова дома, в группе! (Слова: индюк, коньки, альбом, обруч.)

Когда ребята справляются с заданием, Врединка отдает им карточки с гласными звуками! -Вы оказались очень умными и дружелюбными ребятами! Поэтому, я отдам вам звуки! И они могут свободно жить в нашей стране!

Врединка: А можно я буду приходить к вам на занятия и тоже учиться всему. Я больше не буду вредничать, а буду дружить со всеми!

Логопед: Конечно же ты можешь дружить, учиться с ребятами и обязательно у тебя появится много друзей!

А теперь нам пора возвращаться.

(В это время уходит Врединка).

Логопед: Ребята, звуки за свое спасение награждают вас медалями Они благодарят вас. А еще вам передает свое «спасибо» Врединка. Молодцы, ребята, вы научили Врединку многому. Она стала добрее, умнее, послушнее. Спасибо Вам!

IV.Заключительный момент, подведение итогов занятия

Логопед: Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие в страну? (Да)

А какие задания вы запомнили? Что мы выполняли? (Искали звуки [А], [О], [И], [У], определяли место звука в слове) Что было интереснее всего? Что труднее всего? Вы отлично занимались сегодня! Молодцы!

Читайте также:
День Народного Единства - конкурс чтецов (сценарий)

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 147 c.
  2. Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей логогруппе, — М.: Гном и Д, 2009.- 128 с.
  3. Шорыгина Т.А. Приложение к пособию Овощи. Какие они?, — М.: Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 18 с.
  4. Шорыгина Т.А. Приложение к пособию Фрукты. Какие они?, — М.: Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 16 с.

Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе “Путешествие в страну гласных звуков и букв”

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам.

Задачи:

  1. Закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.
  2. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
  3. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
  4. Развивать логическое мышление при выполнение заданий.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал – картинки отгадки, карточки с большими нарисованными глас-ными буквами, символы обозначения гласных звуков, схема “птичка” для определения места за-данного звука, мяч, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмеще-ния “замаскированные буквы, игра “Собери буквы из частей”.
  • Раздаточный материал – на каждого ребёнка схема “птичка”, пеналы с цветными кружками, ин-дивидуальные карточки, счетные палочки, тетради для выполнения заданий, маркеры, карандаши.

Ход занятия

1. Ребята, сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Чтобы попасть в эту страну, надо отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.

С ушами, но не заяц,
Серый, но не волк,
У него есть хвост
И четыре копыта. (ослик)

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо)

Картинки и буквы выставляются на доску.

А, О, У, Э, И, Ы – Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем? (выставляются карточки-символы гласных звуков).

Дети садятся за столы.

2. А сейчас посмотрите на меня. “Узнайте звук, который я произнесла без голоса”.

(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).

3. Поиграем в игру “Слушай внимательно” – надо повторить звуковую цепочку.

АОУИ ИАОЭ
ОУИА ЫУАО
ИУОА АОУИ

4. Ребята определите “Где стоит нужный звук?” в слове.

  • “А” – Автобус, рукА
  • “О” – мОст, ОкнО
  • “И” – Ира, ИрИс (используются схема-птичка)
  • “Э” – Эхо, поЭт
  • “У” – Утка, рУка
  • “Ы” – мЫло. столЫ

Что надо сделать, чтобы увидеть звуки? (нарисовать, показать, выложить из палочек буквы)

Дети могут самостоятельно выложить гласные буквы из счетных палочек.

5. А сейчас выполните задание “Жук-буквоед” (жук съел часть буквы, допишите её).

Дети работают в индивидуальных тетрадях, затем проверяют, сравнивая с образцом.

Капля раз, капля два, (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва. (тоже самое)
А потом, потом, потом, (руки сгибаются в локтях; сначала медленно, а затем
Всё бегом, бегом, бегом. (с ускорением бежать на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (остановиться; руки в разные стороны, а затем руками
От дождя себя укрыли. изображается над головой вид “зонтика”)
Игра с мячом ” Скажи наоборот” (высокий-низкий, темно-светло, девочка-мальчик, зима-лето, дедушка-бабушка и т.д.)

Поиграли, будем продолжать заниматься.

6. Следующее задание для “внимательных глазок”.

“Зачеркните лишние буквы” – (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. “Найдите каждой букве пару и соедините их линией” (можно работать у доски и индивидуаль- но) – задание на внимание.

8. “Расшифровать цепочку из гласных букв” – используя буквы-подсказки, впишите нужные бук-вы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.

Следующее задание можно выполнять стоя вокруг общего стола.

9. “Соберите буквы из частей и назовите слова на эти буквы” (на столе беспорядочно разложены части разных букв).

10. А теперь посмотрите внимательно и назовите, какие здесь спрятаны буквы – задание на зрительное восприятие и узнавание. В этом задание дети должны узнать буквы, наложенные друг на друга или совмещённые “замаскированные буквы”.

1. Прокошева О.В. “Система занятий по подготовке к обучению грамоте” часть 1 “Хочу читать”; часть 2 “Могу читать” Мурманск, 1998г.

2.Ткаченко Т.А. “Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте” Москва “ЭГСИ” 1999г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: