Гласные звуки и буквы – конспект логопедического занятия

Открытое логопедическое занятие “Путешествие в страну гласных звуков”

Аваева Оксана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область Гурьевский район село Горскино

Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные: – формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>, <И>– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; 2) Коррекционно-развивающие: – развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам; – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; – развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание. 3) Коррекционно – воспитательные : – воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков».

– формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>,

– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

– развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание.

3) Коррекционно – воспитательные :

– воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

ленточка красного цвета на каждого ребёнка;

предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки;

осенние листочки из цветного картона;

буквы из картона, красные нитки;

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки , подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот какого цвета гласные звуки?( ответы детей) Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки .И мы подготовились к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?

Дети: Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются ?

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

( правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных,

Голос участвует , голос зовет.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. . Все готовы? Давайте , возьмемся за руки и в путь…

Под музыку переходят на полянку с листьями.

Логопед:- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться , нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Дети под музыку выполняют упражнение

Логопед : Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?

Звучит музыка « Шум леса»,дети слушают

Дети (пение птиц журчание воды, шум ветра ,голоса животных и т.д) .

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!.

А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите какие не обычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!.

Логопед: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: -Это гласные буквы .

Логопед прикрепляет карточки на доску.

Логопед: Ребята, а скажите ,чем отличается буква от звука ?

Звук – мы слышим и говорим. Букву – мы пишем ,видим.

Логопед: – Ребята, давайте споем песенку для звуков .

А-А-А – Здравствуйте звуки! ( Вытягиваем руки вперед).

У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).

О-О-О – Без вас нам нелегко! (Качаем головой).

И-И-И – На нас ты посмотри! (Кружимся).

Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).

Логопед: – Смотрите ,что-то под деревом.

Читайте также:
Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

Это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

СЛАЙД Логопед: Ребята, посмотрите, в наше сказочном лесу заблудился мальчик .Как он зовёт . Что он кричит?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои буквы на край стола.

Логопед выкладывает буквы на доске.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столами..

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Кто это ?Как кричит ослик?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети индивидуально самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

В гости к дому подошлиБуквы гласные нашли.Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,Овальный рот на букву – О.Буква У – губы трубочкой вперёд .

Буква И – улыбочка .

И снова в путь нам всем пора ,через сказочный лес проходя.

В сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его.

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес… )

В нем сосны до не бес ( бес, бес ,бес…..)

А на ветках шепчут шишки ( шишки , шишки, шишки…).

В гостях у нас сейчас детишки( тишки , тишки, тишки….)

Логопед : Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.

Звучит музыка «Тропинка»

На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой

рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).

Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).

В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).

Логопед : А кто знает, чей это домик ? И кто в нем живет?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: А почему в доме три окошка? И красный свет ,загорается только в одном окошке по очереди .

Это значит ,что звук находиться в начале, в середине или в конце слова..

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди определяют звук в словах.

Логопед: – А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика под музыку («Чунга – чунга»).

Чередование «заборчик» – «хоботок» – «улыбка» – «хоботок»

«часики» – «лопата копает».

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – О – И – А – И –У- О –И – А – И –И

В Сказочном сундучке есть еще картинки: арбуз, мак, иголка, улитка, ананас, утка , индюк ,утюг.

У каждого ребёнка – предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Работа с предложением.

Логопед: – Нам тоже пора. Но как же мы вернемся в детский сад?

. Сегодня я хотела написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка – Листочек упал с дерева

Елка висит на шишке – Шишка висит на елке

Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу

Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Конспект логопедического занятия “Гласные звуки и буквы”
план-конспект урока логопедии (1 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
glasnye.ppt 1.86 МБ
konspekt.doc 51 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные звуки и буквы

  1. закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
  2. совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  3. учить выделять гласный звук в слове;
  4. учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
  5. закрепить графические образы букв А, У, И, ы, О.
  1. развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
  2. развитие ориентировки в пространстве;
  3. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  1. воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  2. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

1. Психогимнастика (ЗЕРКАЛА)

Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. ( Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

2. Но у нас есть ещё одна гостья. (1 СЛАЙД) Это Маша. Она, как и вы пошла в школу. И решила посмотреть, как вы справитесь с её заданиями. Давайте покажем Маше чему мы научились. Ещё Маша принесла с собой коробку, но открыть мы сможем её только в конце занятия, если справимся со всеми её заданиями

II. Артикуляционная гимнастика. (ЗЕРКАЛА)

Прежде чем начать занятие повторим правила

Наши ушки внимательно слушают.

Ротик- на замочке

Рука- ключик к замочку. Наши глазки всё замечают и запоминают.

Говорим чётко, громко, красиво

Для этого потренируем органы речи

III. Повторить ритмический рисунок

1-2 2-1 2-2-1 1-1-2 2-2 2-1-2 1-2-1

IV. Угадать звук по артикуляции, обозначить буквой ( ПШЕНО)

А теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать по губам. А на пшённых досках напишите букву, которая обозначает этот звук.

Что за звуки загадала Маша? ГЛАСНЫЕ

Догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить на занятии?

А какие ещё звуки бывают? СОГЛАСНЫЕ

Чем отличаются гласные от согласных? МОЖНО ПЕТЬ, НЕТ ПРЕГРАДЫ

Запишите букву, с которой начинается ваше имя.

Какой звук она обозначает гласный или согласный? Доказать.

V. Работа со слогами ( 7 СЛАЙД)

Помогите Маше подняться по ступенькам к Медведю.

Какая буква не меняется? М – гласный или согласный?

Спустимся со ступенек. Какая буква не меняется? У – гласный или согласный? Почему?

Прочитайте нижние слоги. Какой слог не подходит к другим? Почему?

(УР- начинается с гласного; МО- нет буквы Р)

Найдите слово, которое спряталось в ступеньках. ( Маша)

Если бы мы стали записывать это слова, то с какой буквы записали? ( с заглавной) Почему?

Выделите гласные в этом слове.

VI. Выделение гласных из середины слова ( 8 СЛАЙД)

  1. Помогите Маше выделить гласные из названия картинок.
  2. Помогите найти Машинам картинкам свой домик (9-12СЛАЙДЫ)

VII. Физминутка (13 СЛАЙД)

VIII. Работа в тетради (14 СЛАЙД)

1. Маша решила загадать вам слово.

В слове 4 буквы

слово начинается с буквы К (ка)

Какое это слово? (крот) (15 СЛАЙД)

Кто такой крот? (Небольшой зверёк, живёт под землёй. Питается насекомыми и личинками. Приносит пользу – разрыхляет почву. Если много – вред – уничтожает червей, засыхают растения, нарушается внешний дизайна.)

Подчеркните гласные красным карандашом. Проверка.

2. Маша загадала ещё слово

Последняя буква А

Перед ней- буква К (ка)

Какое слово загадала Маша?

Что такое сумка? (ёмкость для переноса небольших предметов)

Назовите гласные. Подчеркните красным карандашом.

Руки ввех, в кулачок, разожмём, на бочок.

3. Маша просит составить слово по первым звукам названий картинок ( 16 СЛАЙД)

Что это? (кукла) Выделите гласные (У-А). Первый звук.(К)

(ножницы)- О –И – Ы – Н

Запишите слово, которое просит составить Маша. Проверка.

Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) (17 СЛАЙД)

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Маша просит составить предложение со словом КРАН.

( Папа починил водопроводный кран. Подъёмный кран работает на стройке. )

Сделайте звуковую схему слова кран. Проверка. (18 СЛАЙД)

4. Маша утверждает, что все эти слова подходят к данной схеме. Она права?

(18 СЛАЙД) нажать

Какие слова лишние? Сделайте звуковой анализ слов УТРО, МАМА

Какое бывает утро? (летнее, раннее, холодное)

Какая может быть мама? (любимая, добрая, ласковая)

5. Зашифруем предложение (запись гласных)

Утром мама разбудила Машу.

Какие приятные, хорошие слова мы подобрали.

Маше очень понравилось на занятии, вы справились со всеми заданиями .

(СЛАЙД 19) нажать

Вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили.

Чем гласные отличаются от согласных?

Назовите гласные, которые вы запомнили. Оценка.

А что же в коробке? Маша дарит вам осенний букет из конфет (каждый берёт по конфете)

А как Маша пошла в школу мы увидим в м/ф « Первый раз в первый класс»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: “Звук и буква – А”

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука – А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог.

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия “Звуки и буквы С – Ш”

Данное занятие включено в раздел рабочей программы “Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам” с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и.

Конспект логопедического занятия “Звук и буква К”

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв.

Логопедическое занятие Звук и буква С

В работе предлагается логопедическое занятие по теме «Звук и буква С» для детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Занятие содержит подробное изложение хода логопедического занятия сопрвождающая презен.

Презентация к логопедическому занятию «Звуки и буквы Т – Д»

Презентация в соответствии с конспектом логопедического занятия “Звуки и буквы Т – Д”.

Логопедическое занятие “Звук и буква Л”

Коррекционная работа направлена на умение выделять (узнавать) заданный звук в начале слова.

Конспект логопедического занятия “Звук и буква Ц” 2 класс

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук и буква Ц» 2 класс.

«Гласные звуки и буквы» — конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе

Конспект подгруппового логопедического занятия для 1 класса детей с ОВЗ. Данное занятие будет интересно учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям. Так же данный конспект подойдет для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Гласные звуки и буквы

  • Закрепить знания о гласных звуках и буквах.
  • закрепить умение четко и правильно произносить гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
  • развивать фонематический анализ и синтез;
  • уметь находить гласные звуки в слове;
  • уметь дифференцировать звуки [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
  • закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О.
  • развитие памяти и внимания;
  • уметь ориентироваться в пространстве;
  • развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику, развивать дыхание;
  • воcпитывать умение работать в течение вcего занятия;
  • воcпитывать умение взаимодействовать друг c другом;
  • индивидуальные зеркала, поднос, листья из цветной бумаги, дощечки с печатными буквами, разрезная азбука, интерактивная доска, интерактивный стол.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей.

Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается на гласный звук. Далее сядет тот, у кого имя начинается на согласный звук.

2. Повторение пройденного материала.

Логопед: Какие звуки и буквы есть в русском языке?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

Логопед: С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: С гласными звуками.

Логопед: Почему они называются гласными?

Дети: Потому что они тянутся, поются голосом и не встречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные.

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке?

Дети: 6 – А, О, У, И, Э, Ы

Логопед: Каким цветом они обозначаются на схеме?

Логопед: Молодцы, все правильно!

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: А теперь, приготовили свои ладошки. Хлопните тогда, когда услышите гласный звук и произнесите его.

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Логопед: Для того, чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво, мы выполним с вами упражнения.

Итак: « Заборчик», «Лопаточка», «Часики», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели».

Логопед: Скажите, какое время года у нас сейчас?

Логопед: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Льют дожди, листья и трава меняют цвет и т.д.

Логопед: А как называется явление, когда падают листья?

Логопед: А какие цветом бывают листья?

Дети: Желтые, красные, зеленые, оранжевые.

Логопед: Правильно. Сегодня, когда я к Вам шла, подул сильный ветер и разбросал листочки. Я их подняла и принесла к нам на занятие. Давайте мы с Вами побудем маленькими ветерками и подуем сильно на наши листочки. Но не забываем – вдыхаем мы через носик и плавно выдыхаем через рот.

Дети дуют на листья, расположенные на подносе. Далее дети садятся на свои места. А логопед собирает листья.

5. Развитие активного и пассивного словаря.

Логопед раздает всем по одному листочку, на обороте которого нарисована гласная буква.

Логопед: Посмотрите, листья у нас не простые, а с секретом. У каждого из вас на обороте листочка написана гласная буква, ваша задача придумать слово – животное на данный звук.

6. Развитие мелкой моторики.

Логопед: А теперь давайте поиграем.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку дощечку, на которой изображена печатная буква: А, О, У, И, Ы, Э.

Далее ребенок угадывает букву, называет слово-животное на данный звук и составляет графическую схему данного слова.

7. Физкультминутка.

8. Работа на уровне слова.

Логопед: Пока мы с вами играли, кто-то пришел и перемешал буквы в наших словах. Давайте расставим их по местам. Слова: мдевеьд, ласи, вокл, носроог.

Логопед: Назовите это все одним словом?

Логопед: А теперь, поставьте рядом со словом соответствующую картинку.

Логопед: А какое животное у нас лишнее?

Дети: Носорог.
Логопед: Правильно, молодцы!

9. Работа с интерактивным столом.

10. Итог занятия.

Логопед: На этом наше занятие подошло к концу.

– Давайте с Вами вспомним, что мы сегодня делали?

– А что больше всего Вам понравилось?

– Молодцы, сегодня вы хорошо позанимались и порадовали меня!

Конспект логопедического занятия «Гласные звуки и буквы» план-конспект урока логопедии (1 класс) по теме

ДЕТСТВО-ГИД

Конспект логопедического занятия по теме «Гласные звуки» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Харитонова Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 14, г. Ярцево Смоленской обл.

Задачи: — формировать умение слышать и выделять гласные первого ряда; — развивать длительный непрерывный ротовой выдох; — развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения; — воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; звуковой домик; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Артикуляционная гимнастика Сказка о веселом язычке Учитель-логопед: Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. (Дети открывают и закрывают рот). Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики»), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл в домик и закрыл за собой дверь. Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был? Дети: Комар. Учитель-логопед: Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з΄ — з΄ — з΄.

Гимнастика для рук (су-джок) Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю. «Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик. Крепко мячик обнимает, Никуда не выпускает. Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. Два козленка мяч бодали И другим козлятам дали. По столу (руке) круги катаю, Из-под рук не выпускаю. Взад-вперед его качу, Вправо-влево – как хочу. Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец. Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю. Мячик мой не отдыхает – Между пальцами гуляет. Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол. Сверху левой, снизу правой – Я его катаю браво. Поверну, а ты проверь – Сверху правая теперь!

Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы. Учитель-логопед: Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем? Дети: Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Учитель-логопед: Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия? Дети: Гласные звуки и буквы.

Игра «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. — Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. — Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше? Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова

Игра «Угадай звук» Учитель-логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.

Логоритмика Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением: [а] – руки плавно разводят в стороны; [о] – руки поднимают вверх в виде овала; [у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед; [и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед; [ы] – пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».

Игра «Самый внимательный и быстрый» Дети получают карточки. Учитель-логопед: Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные: АВЩБЭУКЩСЫФТПЭКОТИЭНУАМ. Дети выполняют. Учитель-логопед: Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему? Дети: Гласная и, потому что она из второго ряда.

Игра «Рассели картинки» По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот…). Учитель-логопед: Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик. Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок. А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали. Дети выполняют.

Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии) Дети встают в кружок. Учитель-логопед: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.) А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее. Дети выполняют. Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши. Итог занятия Учитель-логопед: Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось? Дети отвечают.
В отпуск с буквами Звуки Т — Д Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П Волшебные звуки шарманки >

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Гласные звуки «О»,» У»

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема: «Гласные звуки «О, У»

  1. Закрепить у детей навыки различения и правильного произношения звуков «о, у» изолированно, в словах, фразах.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Учить выделять звуки «о, у» в начале, середине и конце слова.
  4. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  5. Учить детей исправлять деформированные предложения, составлять из них связные тексты.
  6. Создавать условия для развития психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  7. Воспитывать у детей дружелюбие, чувство ответственности за товарищей.

Предметные картинки (обруч, облако, ослик, окно, стекло, стол, гнездо, картошка, кошка, помидор, окунь, осы, паук, туфли, улитка, сумка, стул, уж, улей, удочка, ухо, лук, капуста, утка, кенгуру); разрезные картинки утка и окунь; макет телевизора; буквы О, У (дети); магнитофон, звукозаписи; макеты ручейка и мостика; искусственная ёлочка, мягкая игрушка ёжик; полоски с тремя клеточками, кружки красного цвета на каждого ребёнка.

1. Логопед говорит детям, что в детский сад позвонили буквы О, У. Они очень хотят приехать к ребятам, знающим звуки «О, У».

— Ребята, вы хотите встретить гостей? (Да.)

— Для этого нужно доказать, что вы знатоки звуков «О», «У» и выполнить несколько заданий. Вы готовы? (Да.)

— Предлагаю разделиться на две команды: первая будет встречать букву О, а вторая – букву У.

Чтобы разделиться на команды, каждый из детей берёт себе кусочек разрезной картинки и ищет других ребят с подобными осколками. Когда две картинки сложены правильно, определяются две команды.

2. Логопед даёт обеим командам задание на звукоподражание:

— Как воет вьюга? (У-у-у.)

— Что мы говорим, когда удивляемся? (О-о-о.)

— Как сложены губы на звук «О»? (Губы вытянуты вперёд, округлены.)

— Как сложены губы на звук «У»? (Губы трубочкой, «хоботочком».)

— Что можно сказать о звуке «У»? (Он гласный.)

— Что можно сказать о звуке «О»? (Он тоже гласный.)

— Как мы узнаём гласные звуки? (Они тянутся, поются, нет никакой преграды для воздушной струи.)

— Произнесите свой звук громко.

— А вы произнесите свой звук тихо.

Логопед хвалит детей.

3. Дидактическая игра «Испорченный телевизор».

Логопед показывает детям макет телевизора и объясняет, что телевизор испорчен, у него иногда пропадает звук. Предлагает проговорить каждому ребёнку слово на звук «О» и «У» в телевизор. Дети артикулируют первые звуки, проговаривая окончания слов. (Например: утка, улица, улитка; обруч, окунь, облако…)

4. Определение позиции звуков «О, У» в словах.

На двух столах приготовлен раздаточный материал (картинки со звуками «о», «у» в разных позициях, полоски с тремя клеточками, кружки красного цвета).

Дети обеих команд подходят к своим столам и работают индивидуально.

Логопед просит каждого ребёнка озвучить позицию звука в его слове.

«Ты картинку посмотри, место звука назови».

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

Дорогу командам преграждает замёрзший ручей. Логопед предупреждает ребят, что лёд ещё тонкий. Поэтому нужен мостик. Мостик появится тогда, когда все ребята правильно ласково назовут слова со своих картинок (утка – уточка, облако – облачко и т. д.).

  1. Итог занятия.

Слышен шум подходящего поезда. Входят буквы О, У.

Они обращаются к знатокам:

— Здравствуйте, дети, вы нас узнали? (Дети отвечают.)

— Ребята, вы правильно выполнили все задания, и за это буквы хотят подарить вам свои портреты.

Гости дарят детям картинки со своими буквами, просят их раскрасить в красный цвет.

Звучит весёлая музыка. Дети прощаются с гостями.

Конспект логопедического занятия по теме “Гласные звуки и буквы”

Конспект логопедического занятия в 1 классе
в группе с «Общим недоразвитием речи»

логопед: Зорина Таисья Владимировна
ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

Тема занятия: “Гласные звуки и буквы”
Цели занятия:

1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.

Ход занятия

I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).
– А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

II. Повторение пройденного.
– Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
– Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
– Сколько гласных звуков в русском языке?
– Каким цветом они обозначаются?
III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
– Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.
(Презентация)
– А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?
(Мыльные пузыри)
IV. Работа на уровне звука.
Игра “Эхо”.
– Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ
Песенка гласных
– Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.
1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.
Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.
Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.
Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.
– Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)
2. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»
Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.
– Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:
ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.
V. Пальчиковая гимнастика.
«Медвежата» – веселые пуговички.
– К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.
(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)
VI. Работа на уровне слога и слова.
1. Сколько слогов в слове?

Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.
(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)
2. Работа на уровне слова.
На столе разложены перевернутые карточки со словами:
СОСНА
КАМЫШ
РАНО.
ВЕСНА
БАНКА
– Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.
Дети выполняют задание: соc|на – на|сос – а|`о .
VII. Физминутка
Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.
Карточки – противоположности
Составь предложение с 2-мя словами.
VIII. Работа на уровне текста, развитие связной речи.
Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.

Вопросы и задания:

1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?

2. Что это были за котята?

3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?

4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?

5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.

6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?
– Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.
Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.
IХ. Итог занятия.
– Над какой темой мы сегодня с вами работали?
– Что вам понравилось на занятии?
– С чем вам было трудно справиться?
– Спасибо всем за отличную работу на занятии!

Гласные звуки и буквы – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда

– учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;

– развивать фонематический слух;

– учить соотносить гласные звуки с буквами;

– учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;

– расширять словарный запас;

– развивать внимание, память, мышление.

Оборудование и материалы: картинки с контурным изображением предмета, конверты с различными геометрическими фигурами.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Учащиеся готовятся к уроку.

Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т.д.

2. Сообщение темы и целей занятия:

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных гласных. Для начала назовите все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я. Теперь давайте вспомним, какие из них относятся к гласным I ряда (а, о, у, э, ы)? А какие ко II ряду?

– На этом занятии мы будем учиться различать гласные I и II ряда, чтобы не путать их на письме.

3. Сказка об образовании йотированных гласных: «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки – А, О. У, Э. Был у них друг – согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели.

Однажды звук Й тоже захотел спеть вместе с ними. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я – Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

При пропевании логопед обращает внимание детей на артикуляцию звуков.

4. «Назови парный звук»:

– Кто ответит мне, какие звуки называют парными и почему?

– Можно ли назвать У и Э парными? Я и О?

– Теперь я буду называть звук, а вы быстро назовите ему пару:

О – Ё, У – Ю, Я – А, Ы – И, Е – Э.

5. Звук – буква:

(На доске написаны гласные буквы)

– Ребята, а вы не забыли, какими буквами звуки обозначаются на письме?

– Давайте-ка проверим. Вы будете выходить по одному к доске, я буду называть гласный звук, а вы указкой показывайте соответствующую ему букву. Всем понятно? Кто первый идет?

– Сейчас давайте наоборот: я показываю букву, а вы называете, какой звук она обозначает.

6. «Пиши наоборот»:

– Мы с вами вспомнили, как пишутся буквы, а теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и слушаем внимательно задание: я буду называть вам слог, а вы запишите его, меняя гласную на парную ей. Например, я говорю МА, а вы пишете – МЯ. Все поняли? Тогда начинаем:

НА – , ПО – , НУ – , РА – , ДЮ – , ВИ – , ЛЕ – , КУ – , ТЯ – , ГЁ – , ДО -.

7. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка:

– Ребята, посмотрите на картинки и узнайте, что это такое (логопед показывает детям картинки, на которых предметы изображены контурно или разделены на детали).

8. Составление узоров из геометрических фигур:

– У вас на столах конверты, в которых лежат разные геометрические фигурки. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы назовите отгадку и покажите, о какой геометрической фигуре я говорила:

1.Узнает очень просто

Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник!

2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его? Квадрат!

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!

– Молодцы! Все правильно отгадали. Теперь я вас попрошу составить узор из фигур. Он может быть какой угодно, только чтобы в нем обязательно было 3 квадрата. (Дети составляют узор).

– Все справились? А теперь сделайте так, чтобы в вашем узоре было 2 красных фигуры и 3 зеленых.

– Последний узор сделайте так, как подскажет ваша фантазия.

9. Словарный диктант:

– Снова открываем тетради, пропускаем одну строчку после предыдущего задания и пишем с красной строки слова под диктовку. С какой буквы мы должны начать писать? – С заглавной. – Верно. Итак, слушайте внимательно и будьте осторожны – не путайте парные гласные!

Утюг , Аня, сливы, вилы, поле, маяк , поёт , заяц, липы , руки, салют, космос, полёт , лапы, крыша, поэт, овёс , мухи.

– Теперь возьмите карандаш и подчеркните те слова, в которых есть парные гласные. Сосчитайте, сколько слов вы подчеркнули. У всех 10 слов?

10. Физминутка:

– Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь немного потанцуем.

Руку правую в перед,

А потом ее назад,

И опять ее в перед ,

И немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги.

Поворачиваем круги

и в ладоши хлопаем вот так.

(Тоже самое только с левой рукой).

– Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.

11. Работа с паронимами:

– Ребята, я назову слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове гласную букву на парную ей и запишите новое слово:

Мал – мял; лук – люк;

Нос – нёс; мыл – мил.

– Сравните пары слов по смыслу. Выберете одно слово, придумайте с ним предложение и запишите. Прочитайте, что у вас получилось.

12. Итог занятия:

– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

– Какие гласные относятся к I ряду, а какие ко II ?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

Логопедическое занятие на тему: “Гласные звуки и буквы”

Предмет: Логопедия
Категория материала: Конспекты
Автор: Жигачева Наталия Владимировна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 26.53 Kb

Технологическая карта логопедического занятия в 4 классе 1/10/2015

Жигачева Наталия Владимировна

Гласные звуки и буквы.

Формировать у младших школьников умение различать понятия «предложение» и «слово».

Планируемые образовательные результаты

В результате занятия:

– сформируется представление о том как образуются гласные звуки 1 ряда.

– смогут слышать и выделять гласные первого

-продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;

– закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

–слушать и понимать речь других;

– формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;

– формирование у учеников навыков самоконтроля;

картинки, осенние листья, зеркала, массажные мячи, мяч.

I Этап Мотивации к учебной деятельности.

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы!

– помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно; сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой- разминать и растирать каждый палец массажным колечком;

2.Упражнения для мелкой моторики рук.

«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

3. Упражнения для артикуляционной моторики.

– Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

II. Этап Актуализации знаний

Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о звуках речи. И отправимся в путешествие к гласным звукам и буквам. А сопровождать нас будет красная шапочка. Давай те споем с ней вместе песенку.

– что вы пропели? (звуки)

– а что такое звуки? (это то, что слышим и произносим)

– а что такое буквы (это то, что мы видим и пишем)

– Какие звуки мы пропели? – Почему они называются гласными? (Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,Этот звук как песня льётся.Звук, свободно ты лети,Нет преграды на пути!

III. Этап Выявления причины затруднений

Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда.

Заучивание ряда. Эти гласные стоят в первом ряду. А сейчас красная шапочка отведет нас к гласным буквам. Звуки и буквы тесно связаны:

Звуки – слышим и произносим.Буквы – видим и читаем.

У них есть подружки гласные буквы, которые стоят во втором ряду.

Называем букву “А”, а подружка буква – “Я”,Тянем с вами букву “О”, а подружка буква – “Е”,Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.IV. Этап Построение проекта, выхода из затруднения

Выделение гласных первого ряда из других звуков.

Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемежку.

Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву.

А, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.

V. Этап Физминутка

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

Игра “Доскажи словечко”

Я весь день ловлю жучков,Уплетаю червячков.В теплый край не улетаю,Здесь, под крышей, обитаю.Чик-чирик! Не робей!Я бывалый … (воробей)Прочитаем, запишем, запомним.

Выделение гласных первого ряда из слогов.

Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики:

Назвать только гласный звук слога.Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.1) Ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от;

2) Ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то.

VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

в) В середине слова. Определить наличие гласного звука:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: