Гласные звуки и буквы – конспект

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Цель:

Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Задачи:

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.

3. Дифференциация понятий “гласные и согласные звуки”.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

5. Развитие мышления.

Оборудование:

Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и. т.д).

Ход занятия:

Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

1. Ребенок:

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

2. Ребенок:

[А] — откройте рот пошире,

Руки в сторону — три, четыре.

3. Ребенок:

[У] — надул капризно губки,

Подними скорее руки!

4. Ребенок:

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

Согни руки в колесо,

5. Ребенок:

[И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Руки в стороны развели

И немного потрясли.

6. Ребенок:

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Бок рукою он подпер,

Ногу в сторону отвел,

Другой рукою потянулся

Словно только что проснулся.

7. Ребенок:

[Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Уважительный я звук,

Поклонюсь я всем вокруг.

Воспитатель:

– А, У, О, Ы, И –

Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

Воспитатель:

– А теперь еще игра

Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)

Воспитатель:

Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

Постановка цели занятия.

Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).

Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

Игра с волшебным мешочком.

Воспитатель:

-Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.

Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.

Загадки:

1)

Сам – алый, сахарный;

кафтан – зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)

2)

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками.

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может. (Дети-удочка)

3)

Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (Дети-осы).

4)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает, и колется колко

А называют кораблик -. (Дети-иголка)

Воспитатель:

– Какие звуки мы назвали? (Гласные). А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!

Физкультминутка:

Воспитатель:

Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)

По ровненькой дорожке

Пусть попляшут наши ножки.

Пусть попляшут наши ножки

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки.

Игра «Угадай, что напишу»

Дети встают в кружок.

Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.

Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[Ы] – во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

Итог занятия.

Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

Воспитатель: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т. д.).

Оценка деятельности детей.

Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы» 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.

3. Дифференциация понятий “гласные и согласные звуки”.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

5. Развитие мышления.

Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и. т.д ).

Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,

Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,

Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

Согни руки в колесо,

[И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Руки в стороны развели

И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Бок рукою он подпер,

Ногу в сторону отвел,

Другой рукою потянулся

Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Уважительный я звук,

Поклонюсь я всем вокруг.

Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

( Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком ).

– А теперь еще игра

Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

( Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д. )

Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. ( Дети садятся на свои места ).

Постановка цели занятия.

Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? ( с гласными ).

Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? ( потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно ).

Игра с волшебным мешочком.

-Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.

Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.

Сам – алый, сахарный;

кафтан – зеленый. бархатный. ( Дети-арбуз)

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками.

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может. ( Дети-удочка )

Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят ( Дети-осы ).

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает, и колется колко

А называют кораблик -. ( Дети-иголка )

– Какие звуки мы назвали? ( Гласные ). А какие еще звуки бывают) ( Согласные ) Молодцы!

Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)

По ровненькой дорожке

Пусть попляшут наши ножки.

Пусть попляшут наши ножки

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки.

Игра «Угадай, что напишу»

Дети встают в кружок.

Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? ( Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву. )

А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.

Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[Ы] – во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? ( О гласных звуках и буквах ).

Воспитатель: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. ( Ангелина — ударный гласный «и» и т. д. ).

Оценка деятельности детей.

Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия “Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ – прошел на УРА.

Конспект открытого занятия на тему “Дифференциация звуков Ч и Ть”.

Конспект открытого занятия на тему.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква О»

Занятие по обучению грамоте.

Конспект группового занятия на тему “Дифференциация звуков и букв [Г]-[К] на письме”.

Дифференциация звуков и букв Г-К на письме.

Конспект группового занятия на тему “Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ]”.

Дифференциация звуков и букв [Ч]-[Щ].

Советы для родителей “Как стать ребёнку другом играя”, Конспект открытого занятия по обучению грамоте “Звук и буква “У” В гостях у лисички”

Данный материал содержит советы для родителей и воспитателей.

Конспект занятия «Гласные звуки и буквы» в старшей логопедической группе

Анна Багинская
Конспект занятия «Гласные звуки и буквы» в старшей логопедической группе

Подготовила учитель- логопед: Багинская А. И.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе компенсирующей направленности по теме «Гласные звуки и буквы»

Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

– учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

– развивать у детей фонематические процессы;

– закреплять понятие «гласный звук»;

– развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

– развивать умение соотносить звуки и буквы;

– развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

– воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

– Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);

– схемы: «Звуки – буквы», «Домик» (место звука в слове);

– картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

Виды детской деятельности:

– разучивание артикуляционной гимнастики;

– разучивание пальчиковой гимнастики;

– разучивание физкультминуток (движение с речью);

– развитие дыхания и голоса;

– дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;

– продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

– работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

– Словесный (вопросы, объяснение).

– Наглядный (картинки, показ артикуляции).

– Игровой (дидактические игры)

– Практический (упражнения).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

– Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

II. Основная часть.

– Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)

1) Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

• [А] — Откройте шире рот,

Как огромный бегемот!

Подразнить его охота –

Пошутим над бегемотом. («Окошко»)

• [И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Вот понравится лягушкам –

Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)

• [У] — Надул капризно губки,

Подними скорее руки!

В гости к нам пришел слоненок –

На слоненка посмотри –

Губы хоботом тяни! («Трубочка»)

• [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Тик-так, тик-так. («Часики»)

• [Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Язычок вдруг разленился,

На крылечке развалился. («Блинчик»)

• [О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

На качелях О катался:

Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

2) Работа над развитием дыхания и голоса.

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

Вот такие все они.

3) Объявление темы занятия.

– Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки – буквы»).

– Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)

– Что мы читаем и пишем? (Буквы.)

– Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)

– Каким цветом они обозначаются? (Красным.)

– Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)

4) Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

– На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:

а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

5) Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

– Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.

Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

6) Фонетический анализ и синтез слов.

– На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? (Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. (При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)

7) Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть,прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] – во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

– Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.

III. Итог занятия.

– Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)

– Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

– Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: – согласные и гласные звуки; – деление слов на слоги;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: – закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; – упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У» Конспект занятия по Речевому развитию раздел «Обучение грамоте» в подготовительной группе на 26.09.2019 Тема: «Гласные звуки [а], [о], [у],.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) «Гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы]» Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И,.

Лэпбук «Гласные буквы и звуки» Автор: Гашева Елена Борисовна. Цель: Закрепление знаний по гласным звукам и буквам. Задачи: 1) Закреплять понятия “гласные звуки и буквы”;.

Конспект НОД для старшей группы «Звуки [с]-[з]». Буквы С-З. Дифференциация» Тема :«Звуки [С]- [З]. Буквы С – З». Коррекционно – образовательные: – повторение понятий «звук, гласный звук, согласный звук звуки [С].

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: – учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости;.

Конспект занятия «Гласные звуки [А], [У], [И], [Ы], [О]» Тема: «Гласные звуки: А, У, И, Ы, О». Цели: коррекционно-образовательные: — формировать у детей умение различать гласные звуки; — формировать.

Урок обучения грамоте «Звуки [Й-О]. Гласные буквы Ё, ё» в 1 классе Урок обучения грамоте 1 класс Тема урока: Гласные буквы Ё, ё. Тип урока: изучение нового материала. Цели: Образовательные: Формировать умение.

Урок русского языка в 1-м классе по теме “Гласные звуки и буквы”

Цели и задачи:

  1. Образовательные:
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие:
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные:
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование:

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив :

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й , а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

III. Физкультминутка

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2класс

Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Определение гласного звука;

2) Буквы, обозначающие гласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Если тянется, поёт,

Воздух без преград идёт.

Цветом выделяют красным,

Значит, звук зовётся гласным.

2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.

3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.

4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:

буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;

буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;

буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;

буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.

Буквы е, ё, ю, я

1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.

2. Обозначают два звука, если стоят:

– после гласной буквы;

5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».

7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.

Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».

Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Группы букв.

Разделите буквы гласных звуков на две группы

Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.

Задание. Гласные в слове.

Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие:

Гласные звуки и буквы (конспект урока)

Описание разработки

Цели:

Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Ход урока:

I. Организационный момент. Этический заряд.

– Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

II. Постановка темы урока:

– Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… – Что все это такое звучало? (речь)

– Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

– А предложения? (из слов)

– А слова? (из слогов)

– А, слоги? (Из звуков)

– И все, это какая была речь? (устная)

– А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

– Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

– Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

III. Работа над новым материалом:

1) Актуализация знаний.

– Сколько букв в русском алфавите? (33)

– На какие две группы они делятся? (на гласные и согласные)

2) Игра « Торопись, но не ошибись».

– Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.

IV. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

– Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

Стереть с доски лишние буквы.

– Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

– Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)

– Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

– Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале, книги в библиотеке, слова в словаре)

– И так вы записали гласные буквы.

– А сколько в русском языке гласных звуков? (6)

– А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)

– Запишем эти звуки (а, о, у, и, ы, э) (В квадратных скобках)

– Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного? (и)

– Как же так, букв 10 , а звуков 6?

VI. – Расшифруйте запись, вычлените слова

– Запишите эти слова, разделив для переноса (язык, книга, ручка). (Удоски)

– Все ли слова можно перенести? (язык)

– Что можно сказать о лексическом значении этого слова?

– Что вы ещё знаете о значении этого слова?

– Значит это слово какое? (многозначное)

– Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).

– Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)

– Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ – 4 буквы, 5 звуков. Почему?

VII. Работа с учебником.

– Откройте учебник на стр. 90 упр. 137.

– Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)

– Что вы о них знаете?

– Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)

– Всегда ли они дают два звука? (Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)

– Приведите пример. (ель, юла, июнь, ёрш, семья, маяк).

– Сделайте транскрипцию, напишите кол- во звуков и букв).

– Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд. (Записать с транскрипцией).

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Урок русского языка.

Тема: «Гласные звуки и буквы»

Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник русского языка, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.

I. Организационный момент. Этический заряд.

– Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

II. Постановка темы урока:

Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… – Что все это такое звучало? (речь)

– Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

– А предложения ? (из слов)

-А слова? (из слогов)

– А, слоги? (Из звуков)

– И все, это какая была речь? (устная)

-А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

-Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

-Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

III . Работа над новым материалом:

1) Актуализация знаний.

– Сколько букв в русском алфавите? ( 33)

-На какие две группы они делятся? ( на гласные и согласные)

2) Игра « Торопись , но не ошибись».

– Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.

IV. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

– Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

Стереть с доски лишние буквы.

– Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

– Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)

– Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

– Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале, книги в библиотеке, слова в словаре)

– И так вы записали гласные буквы.

– А сколько в русском языке гласных звуков? (6)

-А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)

-Запишем эти звуки (а,о,у,и,ы,э) (В квадратных скобках)

– Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного ? (и)

-Как же так, букв 10 ,а звуков 6?

VI. – Расшифруйте запись, вычлените слова

-Запишите эти слова, разделив для переноса (язык, книга, ручка). (Удоски)

– Все ли слова можно перенести? (язык)

-Что можно сказать о лексическом значении этого слова?

– Что вы ещё знаете о значении этого слова?

– Значит это слово какое? (многозначное)

– Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).

– Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)

-Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ – 4 буквы,5 звуков. Почему?

VII. Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.90 упр. 137.

-Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)

-Что вы о них знаете?

Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)

-Всегда ли они дают два звука? ( Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)

-Приведите пример. (ель, юла, июнь, ёрш, семья, маяк).

– Сделайте транскрипцию, напишите кол-во звуков и букв).

– Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд.(Записать с транскрипцией).

VIII. Физ. минутка.

Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками. Постарайтесь сосчитать количество гласных и согласных звуков названных мной. Итак, руки на пояс: [э], [а], [ф], [у], [т”], [н], [ы], [и], [с”], [о]. (6 гласных звуков, 4 согласных).

IX. Работа с диском.

X. Палиндром

– Посмотрите, на доске написаны слова. Составьте из них предложение.

(подсказка, последнее слово на месте).

Море кит на романтик. Запишите: – Кит на море романтик.

– Прочитайте внимательно, что можно сказать? (Это палиндром)

-Подчеркните все глазные буквы. Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного.

XI. Работа с учебником

Стр. 91 упр.138.

-Запишите первую пословицу.

(Разбор предложения) .Выписать словосочетания (по времени)

Конспект по обучению грамоте «Страна гласных звуков»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

по обучению грамоте

«Страна гласных звуков»

подготовительной к школе группы

Программные задачи:

систематизировать знания детей о гласных звуках [ а] , [у], [и], [о], [ы], [э] ;

закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;

развивать фонематическое восприятие и слух;

формировать умение делить слова на слоги, применяя правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»;

закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;

закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [ а] , [у], [и], [о], [ы], [э] ;

развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;

развивать логическое мышление при выполнении заданий;

развивать в детях уверенность в своих силах;

развивать творческие способности детей;

воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Оборудование:

ноутбук, аудиозаписи песен (музыкальное сопровождение к заданиям), банты-украшения для детей, картина «Страна гласных звуков», предметные картинки, д/и «Где живет звук», игра «Конструктор букв», набор принадлежностей для свободного творчества: цветные и простые карандаши, клей, соленое тесто, доски для лепки, украшения букв, трафареты букв и т.д.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть

Воспитатель показывает детям необычную коробку. Дети рассматривают , делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней бабочки, брошки красного цвета.

– Эти украшения для нас. Так как я предлагаю вам отправиться в гости к нашим знакомым. А в гости, как вам известно, нужно приходить аккуратными, опрятными и нарядными. (Дети примеряют украшения).

– Скажите, а к кому мы все таки отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей)

-Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней!

Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом.

Ну что же нам пора отправляться в путь. Я предлагаю взять с собой подарок-игру, в которую мы все вместе сможем поиграть. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком. ( автобусе)

Занимайте места, мы отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы прослушаем песню, из которой узнаем, что звуки произносит не только человек, но и животные тоже издают звуки. Мы даже можем по этим звукам угадать название животного. (Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.)

2. Основная часть.

-Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь все повнимательней.

-Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому, что это страна звуков , а звуки невидимые.

– Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные)

– А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6)

– Назовите их , ([ a ],[ o ],[у],[э],[ы],[и]).

Назовем слова, начинающиеся на звук [ a ] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.

Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать сколько слогов в слове, посчитав гласные звуки. Потому что мы уже знаем правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.

Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки…

Если вы помните, мы принесли с собой игру. Так как звуки мы не можем увидеть, но можем определить их место в словах, я предлагаю поиграть со звуками в игру «Где живет звук»

Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)

Вы получите карточку с пятью окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов. По моей команде вам необходимо найти нужную картинку и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.

Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный звук [э] (эскимо) .

Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).

Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [о] и [а] (бочка) .

Положите на четвертое окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [у] (кенгуру)

Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный звук [ы] (часы)

Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале?

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на доске)

С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую эстафету, вы должны как можно быстрее, по очереди принести мне карточки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем ..

Физкультминутка – игра (эстафета) «Найди гласный звук» Музыка №2

Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране.

Игра «Конструктор букв»

Дети коллективно собирают буквы из конструктора. (с опорой на образец)

Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.

Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. Но вот задача, надо догадаться куда какую букву нужно прикрепить. На помогут картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. (Где АРБУЗ – А, ОБЛАКО – О, УЛИТКА – У, ИГОЛКА – И, ЭКСКАВАТОР – Э, в пустое окошко – Ы)

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью пластилина или магнита)

Нам пора прощаться с этой замечательной страной , мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно? И на память я предлагаю взять себе подарок –букву, но сделать её нужно своими руками.

Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов: раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из соленого теста, аппликация . Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.

Под музыку №3 выполняют творческое задание.

Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч.

А пока мы будем ехать я предлагаю прослушать песню, которая называется «Алфавит»

Под музыку №4 дети уезжают домой.

3. Заключительная часть.

Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?.

Конспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР

Конспект НОД «Путешествие в город игрушек» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей С ТНР. Данный конспект направлен на дифференциацию звуков (букв) С-Ш на материале различной сложности; отработку грамматических конструкций; развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, просодики. В ходе НОД используются здоровьесберегающие технологии.

Тема: «Путешествие в город игрушек. Дифференциация звуков С-Ш»

Конспект НОД по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности).

  • актуализировать знания детей о звуках (буквах) с, ш;
  • учить различать звуки с-ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  • совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
  • отрабатывать навык чтения в словах;
  • упражнять в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • упражнять в составлении предложений с предлогами по схеме.
  • работать над динамикой голоса, интонационной выразительностью речи;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую и общую моторику.
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
  • воспитывать умение выполнять инструкцию логопеда.
  • дидактическое пособие «Слоговая башня», индивидуальные листы к упражнению «Помоги Стеше», пазлы «Слова», схемы предложений, звуко-слоговая схема слова «мишка», картинки: мишка, ослик, мышка, карандаши, кассета с записью мелодии песни «Сказочная страна»; декорации — ели, картина «Город игрушек», игрушки (солдатик, мишка, юла, неваляшка, матрешка, воздушные шары, поезд).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика: этюд «Я — солнышко».

Я — маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я — большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли — лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.

Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко».
Удерживать губы в форме «окошечка».

«Почистим зубки».
Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка почистить нижние и верхние зубки с внутренней стороны.

«Заборчик».
Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы обнажены и сомкнуты.

2. Введение в тему занятия.

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)

Педагог предлагает детям «надуть» воздушные шары.

Надуваем шар воздушный, (Серия коротких выдохов: с-с-с.)
Он становиться большой. (Развести руки в стороны.)
Шарик лопнул, (Хлопнуть в ладоши.)
Воздух вышел. (Длительный выдох: ш-ш-ш.)
Стал он тонкий и худой. (Соединить ладошки.)

Логопед спрашивает у детей:

– Какие звуки вы произносили? (с, ш).

– Расскажите об этих звуках? (Звук «с» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы слегка растянуты в улыбку. Видны передние зубы, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. Звук «ш» — согласный, твердый, глухой. Артикуляционный уклад: губы принимают форму «окошечка», зубы сближены, кончик языка поднимается к небу, края языка прижаты к верхним зубам.)

– Какими буквами обозначаются звуки с, ш на письме? (Буквы с, ш.)

Логопед сообщает детям о том, что сегодня мы отправимся в гости к игрушкам и будем учиться различать звуки и буквы с-ш.

Звучит аудиозапись: мелодия песни «Сказочная страна». Дети перемещаются на лесную опушку.

Между двух лесных дорог,
Прямо на опушке
Есть волшебный городок,
Где живут игрушки.

3. Игра «Внимательные глазки».

– Давайте познакомимся с местными жителями. Взгляните на картинку, постарайтесь запомнить все то, что увидели.

– А сейчас закройте глаза и ответьте на вопросы: в какую сторону летит самолет? Какого цвета кузов у машины? Сколько солдатиков на полянке?

4. Игра «Сигнальщики».

Логопед предлагает детям походить по улочкам городка и внимательно послушать слова со звуками «с» и «ш».

– Я буду произносить слова со звуками «с» и «ш», а вы подавайте сигнал. Если услышите звук «ш» — поднимите флажок, если «с» — рука с флажком остается внизу.

5. Упражнение «Слоговая башня».

Выставляется пособие «Слоговая башня».

– Давайте прочитаем, что написано на каждом этаже. Читаем по два слога, сверху вниз. При чтении постепенно снижаем громкость голоса.

6. Работа с индивидуальными листами.

– Давайте поможем Стеше навести порядок. Игрушки со звуком «с» в названии поставьте на верхнюю полку, со звуком «ш» на нижнюю.

– Назовите слова со звуком «с» в начале слова.

– Где находится звук «ш» в словах: пушка, мишка.

– В каком слове звук «ш» слышится дважды.

7. Игра «Собери пазлы».

Педагог предлагает детям собрать разноцветные пазлы, а затем прочитать получившиеся слова. (Дети работают в парах).

Логопед просит детей мысленно заменить букву «ш» буквой «с» в слове «башня». Дети называют слово, объясняют его значение.

8. Пальчиковая гимнастика.

Поглядите-ка у Тани
Все игрушки на диване. (Попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками.)
Заводные зайчики, (Загибать пальчики.))
Куколки и мячики.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата.
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы.)
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки посчитать. (Указательным пальцем «считать» игрушки.)

9. Упражнение «Смешная игрушка».

– Вы уже знаете, что у Тани много игрушек. А какая самая любимая, догадайтесь.

Логопед выставляет картинки: ослик, мишка, мышка, звуко-слоговую схему слова «мишка». Дети называют игрушку.

– Правильно, это смешной мишка. Давайте расскажем о нем, последние слова за вами:

У Тани не было смешного мишки.
Бабушка купила Тане смешного мишку.
Таня любовалась смешным мишкой.
Она завязала бант смешному мишке.
Таня сочинила стишок о смешном мишке.

10. Упражнение «Прятки».

Педагог предлагает детям найти игрушки, составив о них предложение с «маленьким» словом.

Выставляются схемы предложений с предлогами:

машинка стоит под столом.
Самолет стоит на шкафу.
Мишка сидит в кресле.
Матрешка стоит на столе.

Логопед дает образец: машинка стоит под столом.

Дети составляют предложения, отвечают на вопросы: какое маленькое слово ты использовал? Сколько слов в твоем предложении? На каком месте находится маленькое слово?

11. Инсценировка «Хороши наши игрушки».

Дети выбирают игрушку, читают о ней четверостишие.

Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку.
Станет плакса хохотушкой.

Кто в игрушках самый главный?
Мой солдатик оловянный.
Он не плачет, не горюет.
Днем и ночью марширует.

Шарики воздушные
Очень непослушные.
В небо так и рвутся,
Отпустишь не вернуться.

Всех милее мягкий мишка
Славный плюшевый топтыжка.
Круглый носик, красный бант,
Вот такой мой мишка франт.

У хорошеньких матрешек
Сарафанчики в горошек.
Бусы разноцветные
Издали приметные.

В яркой красочной рубашке
Ванька-встанька неваляшка.
Низко кланяясь, звенит
Добрый день всем говорит.

Всех красивей — паровоз,
Он вагоны вам привез.
Ну, а едут в них игрушки-
Куклы, мишки и петрушки.

Любопытна юла
Заюлила и пошла.
Путешествовать по свету,
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре
И конец игре.

12. Подведение итогов занятия.

– Где мы сегодня побывали? (В гостях у игрушек.)

– Какие звуки и буквы научились различать? (Звуки с-ш.)

  • Бетц Л.Л., Цуканова С.П. Учим ребенка читать и говорить. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2006.
Читайте также:
Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: