Гласные звуки (А),(О),(У),(И),(Э). Буквы: А,О,У,И,Э

Конспект обобщающего занятия по теме «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы: А, О, И, У, Э, Ы»

Ольга Пендурова
Конспект обобщающего занятия по теме «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы: А, О, И, У, Э, Ы»

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы: А, О, И, У, Э, Ы.»

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв. А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звука – буквенному анализу слова лимон.

Учить составлять предложение.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук»).

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Раздаточный: карточки для звукового анализа слова, цветные карандаши,

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

1) Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

и скорей вставайте в круг

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай

Друг друга ласково

по имени называй.

(Дети встают в круг, передают мяч)

– Ребята, сегодня на нашем занятии мы узнаем много интересного. Сейчас сядут на места те дети, которые придумают и назовут

слово со звуком «У», который мы учили на прошлом занятии. Звук «У» может слышаться в начале, середине, конце. (Дети по очереди называют слова и садятся на стулья).

– Я сегодня вам принесла подарок. Этот подарок нельзя съесть, не нём нельзя рисовать, но он очень интересный. Чтобы получить подарок нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите букву. В конце занятия мы с вами прочитаем что это за подарок.

– Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны, а бывают звуки речи, мы их точно знать должны.

Звуки мы слышим и говорим, а что видим, пишем и читаем? (буквы)

Подружились буквы друг с другом, и получился? (слог)

– Соединились слоги вместе, и получилось? (слово)

– Слова подружились, соединились по смыслу и образовали? (предложение)

– Одно предложение, другое предложение, а вот и третье подбежало, продолжая начатый разговор, и составился (текст, рассказ).

-А теперь поговорим о том, какими бывают звуки? (гласные и согласные)

– Как отличить гласный звук от согласного? (гласные пропеть)

– Каким цветом мы обозначаем гласные (красным)

– Какие могут быть согласные (твердые и мягкие)

– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные (синим)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные (зеленым).

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень, (ответ: лимон)

Сейчас выполним звуковой анализ слова лимон.

– Приготовите карточку и цветные карандаши.

– Разделите слово на слоги.

– Какой первый звук в слове лимон «Л»

– Какой это звук гласный или согласный? И т. д.

Л – л” – согласный, мягкий,

И – и – гласный,

М – м – согласный, твердый

Читайте также:
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

О – о – гласный, ударный.

Н – н – согласный, твердый,

– Назовите те, сколько гласных звуков в слове?

– Сколько согласных звуков?

– Вы справились с этим заданием получите букву. (Б)

2 задание. Игра «Поймай звук».

– А сейчас мы с вами будем ловить звук «О» ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

-Молодцы, справились и с этим заданием, получите вторую букву (У)

3 задание «Раздели слова на слоги»

– Показ картинок.Дети называют: «жук», «пчела», «бабочка, стрекоза, комар, муха». Но они грустные, так как потеряли свои домики, поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, то есть определить количество слогов в слове.

-Молодцы, справились и с этим заданием, получите первую букву (К)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли -Загибаем пальчики по одному

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

«Лепим» комочек двумя ладонями

-Крошащие движения всеми пальцами

– Проводим указательным пальцем пр. по ладони л. р.

.-Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

-Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

4 задание. Игра «Наоборот»

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем, чтобы получить пятый ключ. Я вам называю одно слово, а вы мне называйте противоположное по смыслу.

Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Содержимое публикации

Конспект ООД

(подготовительная группа)

Обобщающее занятие:

«Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звукобуквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Словесный(вопросы, объяснение).

Наглядный(картинки, показ артикуляции).

Игровой(Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический(упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звукобуквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

– Ребята, какое сейчас время года? (осень)

– Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

Читайте также:
Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

– Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (Фон – звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

– Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

– Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

– Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

– Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

– Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

– Посмотрим, что же Маша нам несла. (Дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

– Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

– Что нам помогло узнать звуковичков?

– Правильно, по положению губ. А по-другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

– Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

– Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

– Каким цветом обозначаются гласные?(красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

– Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

– Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (Если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

– Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

– Ребята, чем отличается буква от звука?(звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

– Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

– А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

– Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.

– А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

– Держите картинки так, чтобы их было видно. (Дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

– Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

– Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

– Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

– Ветерок принёс нам ещё листочки. (На столах)

– А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

– Правильно! Это листопад.

– Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

– С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим – [э], . [и], . [ы].

– На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать?(ответы детей)

– Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

Читайте также:
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 'С чего начинается Родина'

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

– Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

– Докажите! Что нужно сделать?

– Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

– Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове?

– Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

– Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

– Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

– Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (На тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

– Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (Дети выходят на ковёр)

– Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(то же самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

– Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно, она заблудилась.

– Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

– Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

– Правильно! Это слово АУ.

– Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

– Никто не откликается.

– В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (Дети садятся за столы)

– Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

– Сколько слогов в слове АУ? (2)

– Из скольких звуков состоит это слово?

– Какой первый звук?

– Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

– Какой второй звук в слове АУ?

– Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

– Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

– А теперь обозначим звуки буквами.(Воспитатель вызывает ребёнка)

– Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

– Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

– Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

– Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается, они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

– Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

– Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

– Кто это? (Маша, Медведь)

– А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?

– Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

– Предложение – это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

– Попробуем поменять слова в предложении.(Дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

– Какие звуки мы вспомнили?

– Какие это звуки? Почему?

– С каким новым словом познакомились?

– Чем звуки обозначаются на письме?

– Чем звуки отличаются от букв?

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Читайте также:
Пособие 'Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза'

– Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

– Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Урок русского языка в 1-м классе по теме “Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) и соответсвующие буквы”

Цель: Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.

Задачи:

  • Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.
  • Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
  • Воспитание культуры учебного труда.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока.

Учитель: Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке было хорошее настроение.

– Мудрая птица Сова спешила к нам на урок, несла карточки-задания. Но по дороге карточки рассыпались. Помогите ей правильно их расставить.

– Что-то Сова по дороге потеряла? (Букву У).

– Поищите её. И поставьте на своё место.

– Почему эти значки в разных рядах? (В верхнем ряду звуки, а в нижнем буквы.)

– А какие это звуки и буквы? (Гласные.)

– Как вы догадались? (Они ртораскрыватели.)

– Давайте попрощаемся с Совой.

– А теперь подумайте, что мы будем делать на уроке? (Различать (повторять) гласные звуки и буквы).

Попрошу соблюдать правило: “Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай”.

– Назовите гласные буквы. (А, О, У, Э, Ы, И.)

Выставляются и называются картинки: улитка, аист, индюк, ослик, экскаватор.

Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

– Соотнесите буквы с услышанным первым звуком и подставьте буквы к картинкам.

– Проверяем (согласен, не согласен).

– Слов, которые начинаются с буквы Ы нет. В основном она встречается в середине и на конце слов.

– Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв.)

– Их чего состоит слово, которое мы произносим или слышим? (Из звуков.)

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

– Сейчас мы будем выделять в словах звук [и].

Я читаю слово, вы хлопают, если в слове есть звук [и]. Будьте внимательны.

7. Работа в парах

Цель: овладение способом выделения звуков

– Разделите картинки на 2 группы: в первой группе будут слова, где слышится звук [ы], во второй группе – звук [у]. (Лыжи, мыло, пушка, жук, радуга, бусы.)

Проверка: поставьте на доске картинки, которые соответствуют каждой группе.

(Картинки: 1 группа: лыжи, мыло; 2 группа – пушка, жук, радуга)

– Почему бусы вы сомневаетесь куда поставить. Правильно в этом слове два гласных звука, есть звук [у] и есть звук [ы] .

Физкультминутка

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень).

– Как догадались? (Листья осенью разного цвета).

– Значит какое сейчас время года? (Осень).

– Назовите первый звук. ( [о] )

(Цель: произношение отдельных звуков). Выполняется стоя.

– Сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует лёгкий ветерок, листочки едва шевелятся. (Дети имитируют лёгкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами).

Сильный ветер – качает деревья, наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: “А-а-а”.
Рябиновый: “И-и-и”.
Берёзовый: “О-о-о”.
Дубовый: “У-у-у”.

(Руки вверх, потянуться).

– Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: “А – о – у – и ”

8. Соотнесение картинок и схем

Цель: формирование способа вычленения гласного звука в слове.

Читайте также:
Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

– Соедините стрелкой слово и его звуковую схему.

– Самостоятельно составьте недостающую схему. К какому слову будем составлять схему? (Рак). Проговорите про себя, посчитайте количество звуков, выделите гласный, отметьте его на схеме красным карандашом.

(Проверка на доске.)

9.

Цель: умение изображать предложение схематически.

– Составьте предложение с этими словами по схеме:

– Что можно сказать о предложении? (В нём 2 слова, слова пишутся раздельно, первое слово – предмет, второе слово – действие предмета).

Акула плавает.
Лиса бежит.
Рак ползёт.

– Верно ли составлена схема? (Нет.) Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)

(Импровизация) Можно усложнить схему или если дети проговорят другое предложение, то можно попросить детей самостоятельно составить к нему схему. Проверить.

– А сейчас сочиним сказку. Цель: развитие речи.

– Чем отличается сказка от рассказа?

– Все слова должны начинаться на те буквы, которые мы с вами выучили. Давайте ещё раз повторим их. ( А. О, У, Э, Ы, И )

– На лесной опушке жил зверёк …. (ослик, ….). У него был сад, в котором он выращивал фрукты ( апельсины, арбузы, абрикосы …). Осенью он собрал урожай и позвал своих соседей (аиста, улитку, утку …). Каждый принёс ослику подарок. (Какие подарки принесли?) (Индейца, игрушечный автобус, азбуку, удочку, эскимо…).

– Молодцы, мы составили интересную сказку!

11. Повторение изученных букв по одной

(Карточки (А, И, О, У, Ы, Э)

12. Рефлексия

– О чём говорили на уроке, что усвоили? Что особенно понравилось?

Гласные звуки и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения. Ребята учатся развивать фонематический слух, анализировать состав нашей речи.

Гласные звуки (А),(О),(У),(И),(Э). Буквы: А,О,У,И,Э

Цели занятия:

закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

развитие ориентировки в пространстве;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

развитие чувства ритма

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

II Постановка цели и и задач урока.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

…Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём:

– О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Гане молока. – Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

– В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название – гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III Актуализация знаний.

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Читайте также:
Использование ИКТ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Обратите внимание, что гласных звуков только 6.

Определить какой звук произносится по беззвучной артикуляции.

А-О-У-И-Ы-Э (дети показывают нужную схему)

Как вы догадались?

Дидактическое упражнение «Перед — между — после»

(уточнение пространственных представлений).

Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.;

IV Обобщение и систематизация знаний

Определение начального и конечного гласного звука.

с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

Выделение гласного звука из середины слова (с опорой на наглядность)

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек и шнурков, пуговиц.

Предложите посчитать, сколько букв А (О, У, И, ……) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.

– Откройте тетради, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

Подпишите цифру, соответствующую месту звука а, о, у, ы, э , и.

Например, в слове шар -а- 2 , значит записываем цифру 2,

в слове август – у- 4, значит, записываем цифру 4.

но 2 ж, у 1 зел, э 1 тот, утка 4 , гу 2 сь, шка 3 ф, вну 3 к и т.д.

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

Ы – руки в стороны

V Применение знаний и умений в новой ситуации

Смыслоразличительная роль гласных

Звуки в слове исчезают,

Звуки слово изменяют,

Перед вами слово, из которого убежала гласная буква. Помогите вернуть её на место.

Какая буква убежала? Какое слово получилось? Что оно означает?

Придумать предложения с некоторыми словами .

Вывод: Одна буква может изменить значение слова.

Я загадала слово. Оно состоит из 4 букв. (дети в тетради ставят 4 точки).

Первый звук К (пишут букву К) , третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком буква Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н) Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) Посмотрите на картинки.

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Составьте предложение со словом КРАН.

Сделайте звуковую схему слова кран.

Разбор слова «кран»

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные.

Это знает каждый из учеников:

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько в слове звуков?

Начертить схему слова, выделить гласный звук красным цветом. Определить место гласного звука в слове, записать букву в нужную клеточку.

VI Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы:
у меня получилось .
мне запомнилось .
было интересно…

Гласные звуки русского языка

В русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:

A О Э У Ы И

которые обозначаются на письме 10 буквами:

A Я О Ё Е Э У Ю Ы И

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

  • Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
  • Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
  • Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
  • Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы].
  • Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
  • Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Читайте также:
Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

  • в некоторых иноязычных словах;
  • в некоторых сложносокращённых словах.

3. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

  • Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

4. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

  • не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);

Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];

В изгнании [в ызгна́н’ии].

  • изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).

5. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

  • В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а], хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ].

Мой [мо́j] – моя [мΛjа́] или [маjа́], дал [да́л] – дала [дΛла́] или [дала́].

  • В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [и э ].

Ср.: взял [вз’а́л] – взяла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нёс [н’о́с] – несла [н’и э сла́] или [н’исла́], бел [б’е́л] – бела [б’и э ла́] или [б’ила́].

  • Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
  • Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

Итак, в I слабой позиции на месте [а], [о], [э] после твёрдых согласных звучит звук, близкий к [а] – [Λ], после мягких согласных – звук, близкий к [и] – [иэ].

6. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц]:

  • после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ]);

Жалеть [жы э л’э́т’], лошадей [лъшы э д’э́j], двадцати [двъцы э т’и́].

  • на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э], – [ы э ];

Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

  • после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] – [Λ], как и после других твёрдых согласных звуков.

7. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

  • Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
  • В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
  • В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)
Читайте также:
Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции

— после твёрдых согласных: домовой [дъмаво́j], рыба [ры́бъ], крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м];

— после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к].

8. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о]. На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ], а звук, близкий к [а] – [Λ], как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

Огурец [Λгур’э́ц]; обезьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Подборка игр и упражнений на тему «Ёлочка»

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Ёлочка»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.

Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Дело было в январе».
Развивать понимание стихотворного текста, накапливать активный и пассивный словарь по данной теме.
Познакомить детей с геометрической фигурой «треугольник», закрепить знания о круге, цвете, форме предметов.
Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, понимать значение предлогов «на», «под».
Учить детей выполнять элементарные инструкции.
Упражнять в лепке, наклеивании и рисовании ватными палочками.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику, мышление, тактильный анализатор.

Оборудование:

Искусственная ёлочка, покрытая большим платком.
Разноцветные прищепки, силуэтные изображения ёлочек из плотного картона.
Листы-схемы из трех треугольников разного размера, зеленые треугольники таких же размеров.
Картинка-фон с изображением елочки, цветной пластилин, крупный бисер, ватные палочки, белая гуашь.
Картинка-фон с изображением трех ям, разной величины, цветные силуэтные картинки трех ёлочек подходящей ширины.
Картинка с изображением елочки с кругами большими и маленькими разных цветов, пуговицы большие и маленькие тех же цветов.
Счетные палочки, картинки-схемы с изображением елочки.
Картинка с изображением ёлочки, вырезанные из бумаги силуэтные изображения зайцев и волка, клеящий карандаш.
Цветные силуэтные картинки ёлочных украшений и их тени — черный силуэт.
Цветная бумага зеленого цвета, карандаши, ножницы, клей, большой треугольник, вырезанный из ватмана (обоев), мишура, двусторонний скотч, цветные силуэтные изображения ёлочных украшений.
Раскраска «Ёлочка», зеленые пальчиковые краски.
Ножницы, полоска бумаги с нарисованными новогодними флажками и черными линиями разреза.
Аудиозаписи: «Ёлочки-пенёчки», «Ёлочке не холодно зимой», «В лесу родилась ёлочка».

Содержание:

Сюрпризный момент «Угадай, что под платком?»

– Потрогайте ручками то, что под платком? Какое на ощупь? Колючее.

Зеленая, колючая,
В лесу растет.
Она на Новый год
В гости к нам придет!

– Как вы думаете, что там под платком? Ёлочка.

Дидактическое упражнение «Ёлочки разные»

Ёлочки бывают разные. Давайте покажем, какие бывают елочки.

Высокие — поднять руки и встать на носочки.
Низкие — присесть на корточки.
Широкие — развести руки в стороны.
Узкие — прижать опущенные руки к туловищу.

Игра «Найди ёлочку»

– Посмотрите, перед вами много ёлочек. Все они одинаковые и только одна из ёлочек не похожа на другие. Найдите эту ёлочку. Чем она отличается от других?

Читайте также:
Конспект НОД: Составление рассказа по сюжетной картинке ‘Снеговик’

Дидактическая игра «Широкая и узкая»

– Давайте вместе с вами посадим новые ёлочки. Вот на картинке уже приготовлены две ямы.

– В эти ямы нужно посадить ёлочки. Покажите большую яму, покажите маленькую яму. А теперь подберите подходящую по размеру ёлочку и посадите ее корнями в яму.
В самую большую яму мы посадили самую широкую ёлочку. В самую маленькую яму мы посадили самую узкую ёлочку.

Конструирование «Ёлочка»

– Вот эта фигура называется «треугольник». Приложите треугольники подходящего размера к картинке и у вас получится елочка. Самый большой треугольник выложите внизу, сверху на большой треугольник выложите треугольник поменьше, а на самом верху положите треугольник самый маленький. Что у вас получилось? Ёлочка. Сколько треугольников мы взяли, чтобы сделать елочку? Три треугольника.

Игра с прищепками «Ёлочные украшения»

– Украсьте звезду и ёлочку разноцветными прищепками.

Лепка «Украсим елочку игрушками»

На цветной фон с изображением елки дети налепляют цветные кусочки пластилина — ёлочные украшения. Можно сверху на пластилин приложить крупный бисер.

Динамическая пауза «В лесу родилась ёлочка»

Дети проходят по дорожке, скамеечке, туннеле и т.п. под музыку.

Дидактическая игра с пуговицами «Ёлочка красавица»

– Ёлочка уже украшена кругами. Покажите круги большие, маленькие, красные, желтые, синие, зеленые, белые. Подбирайте пуговицы подходящего цвета и размера и прикладывайте из к кругам на елке. Тогда елочка станет еще красивее.

Дидактическая игра со счетными палочками «Выложи ёлочку»

На прорисованную схему дети сверху выкладывают счетные палочки.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

– Назовите, какие ёлочные украшения лежат перед вами. Шарик, грибок, сосулька, снежинка, колокольчик. Найдите подходящей формы тень и приложите на нее сверху цветную картинку.

Рисование «Сыплется снежок на ёлочку»

Дети рисуют снежинки белой гуашью ватными палочками.

Динамическая пауза «Ёлочке не холодно зимой»

Дети водят хоровод вокруг ёлочки. Накидывают на нее «снег» – комочки ваты или мишуры.

Чтение стихотворения А. Барто «Дело было в январе»

Дело было в январе, стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки бродили злые волки.
Вот как-то раз ночной порой, когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки, повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат –
Обманули волка. Дело было в январе, –
Подумал он, что на горе украшенная ёлка.

Аппликация по мотивам стихотворения «Дело было в январе»

Дети сначала выкладывают, а затем наклеивают на ёлку — зайцев, под ёлку — волка. Воспитатель акцентирует внимание детей на понятиях «на» и «под».

Коллективное конструирование «Вот так ёлочка!»

(Конструирование выполняется вместе с родителями).

Родители прикладывают детские ладошки к листу бумаги зеленого цвета, обводят карандашом, вырезают по контуру. Дети намазывают клеем часть ладошки (у запястья) и приклеивают к большому треугольнику (пальчиками вниз). Затем на ёлочку приклеиваются игрушки и мишура (на двусторонний скотч).

Пальчиковое рисование «Ёлочка зелёная»

Дети закрашивают зелёной краской силуэт ёлочки.

Резание ножницами «Новогодние флажки»

Дети разрезают ножницами по линии флажки.

Игра «Ёлочки-пенёчки»

Дети, услышав слова про пенёчки, садятся на корточки и обхватывают руками колени. А услышав слова про ёлочку, встают на ноги и несильно разводят руки в стороны.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки»

Татьяна Богомолова
Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки»

Читайте также:
Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

Многофункциональная логопедическая игра «Бусы для ёлочки»

Аннотация: Многофункциональная коррекционная «Бусы для ёлочки» игра разработана с учетом требований полифункциональности и вариативности развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования и используется для индивидуальных и подгрупповых занятий в процессе реализации программ по сопровождению образовательного процесса по разделам «Формирование правильного звукопроизношения», «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи», «Развитие звукопроизношения и обучение грамоте» для детей старшего дошкольного возраста.

Игра многовариативна и может использоваться на разных занятиях в разных вариантах.

Многофункциональная коррекционная игра «Бусы для елочки»

Логопедическая игра «БУСЫ ДЛЯ ЕЛОЧКИ»

Цель игры: развитие словаря, закрепление знаний по изучаемым темам и их классификация, формирование фонематического слуха, развитие навыков звукового анализа и синтеза, профилактика дисграфии, профилактика оптико-пространственных нарушений; развитие внимания и памяти; развитие мелкой моторики рук.

Вам потребуются: игровые поля-шнуровки № 1, 2; карточки по лексическим темам, фишки с символами звуков, фишки-бусы разных цветов.

Задание для ребенка предварительно обсуждается и фиксируется с помощью картинок или фишек-символов на игровых полях-шнуровках.

1. Продолжи ряд, соблюдая предложенную последовательность. Нанизывание фишек-бусинок по предложенному образцу.

2. Классификация предметов по лексическим темам (Например,продолжи ряд: зверь – домашнее животное – птица, одежа – обувь – головной убор и т. д.)

3. Звуковой анализ. Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно нанизывает фишки-бусинки (красный — гласный звук, синий цвет — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук)

4. Звуко-буквенный анализ слов.

5. Сколько в предложенном слове гласных, сколько согласных? Нанизывание фишек-бусин.

6. На предложенный ряд фишек-бусин придумать слова на соответствующие звуки (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

7. Сосчитать сколько слов в предложении. Нанизывание фишек-бусин.

8. «Кто самый внимательный» Собрать «логопедические бусы», поменяться и проверить правильность выполнения задания логопеда.

Многофункциональная дидактическая игра «Кораблики» Уважаемые коллеги, сегодня представляю вашему вниманиюавторскую дидактическую игру «Кораблики»для младшего дошкольного возраста. Постараюсь.

Многофункциональная дидактическая игра «Кто где живет, что где растет» Никто не будет отрицать насущную необходимость дидактических игр при работе с детьми. Ребенок познает мир через игру, и, конечно, толковая.

Многофункциональная дидактическая игра «Волшебные резиночки» Уважаемые коллеги, представляю вам игру «Волшебные резиночки». Цель: развитие мелкой моторики, развитие мышечной силы, межполушарного взаимодействия,.

Дидактическая многофункциональная игра из фетра и бумаги «Ежи» Предлагаю Вашему вниманию многофункциональную игру “Ежи» Эта игра, в первую очередь, предназначена для развития мелкой моторики у детей,.

Многофункциональная дидактическая игра-пособие «Плашки» Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления. Создать условия для обучения.

Дидактическая развивающая многофункциональная игра «Домик» Цель игры: – развитие мелкой моторики, внимания, речи; – развитие пространственного воображения, познавательных интересов, логического мышления.

Многофункциональная дидактическая игра «Куб безопасности» В 2018 – 2019 учебном году Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Многофункциональная дидактическая игра «Осьминог» Многофункциональная дидактическая игра «Осьминог» развивающей предметно-пространственной среды Краткая технология изготовления. Основой.

Многофункциональная дидактическая игра «Умный ежик» Все известно, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно в игре ребенок развивается, обучается. Чтобы обучение.

Непосредственно организованная деятельность с детьми младшей разновозрастной группы «Бусы для ёлочки» Основной вид деятельности: продуктивная. Продукт деятельности: коллективная работа «Бусы для ёлочки». Цель. Поддержать радостное настроение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: