Логопед – это специалист по коррекции речи
Большинству из нас кажется, что научиться говорить – это легко и просто, но далеко не у всех формирование речевых навыков происходит на уровне рефлексов. Справиться с проблемами, мешающими озвучивать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающим, особенным людям помогают логопеды.
Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии.
- История
- Описание
- Специальности и учебные заведения
- Обязанности
- Кому подходит
- Сколько получают
- Карьера
- Перспективы
Логопед – это квалифицированный специалист, который занимается исправлением недостатков речи у детей и взрослых и постановкой им дикции.
История специальности
Название профессии произошло от греческих слов logos и paideia, что означает «воспитание речи». Первые попытки корректировать нарушение способности говорить предпринимались еще в древности, но зафиксированы были только в XVII веке в работах по сурдопедагогике. Тогда расстройства речи рассматривались как медицинская проблема.
И лишь в 1930-е годы с развитием научной мысли пришло осознание того, что дефекты говорения связаны не только с проблемами артикуляционной мускулатуры или дыхания, но и с психологией личности. Основой современной науки «о воспитании речи» являются педагогика, физиология, языкознание и психология, а массово логопедов в вузах начали учить в середине XX века.
Описание профессии
Логопед занимается корректировкой речи детей и взрослых, при этом применяемые для разных возрастных категорий методики существенно отличаются. Специалисты работают с нарушениями устной и письменной речи. Наибольшее количество пациентов страдает расстройствами именно устной речи (заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и др.), но могут быть проблемы и с письмом (дисграфия или аграфия).
Логопед может быть широкого профиля или концентрироваться на каком-либо конкретном расстройстве. Если ребенок (или взрослый) «тяжелый», то есть имеет кроме речевых недостатков другие проблемы со здоровьем (плохой слух, зрение или сниженный уровень интеллекта), то им занимается логопед со специализацией на дефектологии.
Места, где может работать логопед:
- медицинские учреждения (поликлиники, больницы);
- детские дошкольные учреждения;
- центры коррекции речи;
- центры психолого-педагогической реабилитации.
Также можно работать в частном логопедическом кабинете, используя самые продвинутые методики коррекции и инновационные технологии.
На каких специальностях учиться
Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).
Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:
- логопедия;
- дошкольная дефектология;
- дошкольная логопедия;
- логопедия и социальная психология;
- тифлопедагогика.
Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.
Какие экзамены нужно сдавать
Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.
Сколько учиться
Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.
Лучшие вузы для обучения
Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:
- Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
- Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
- Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».
В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:
- Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
- Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.
- Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.
Обязанности на работе
Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:
- обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
- планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
- повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
- комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
- консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
- проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
- заполнение речевой карты и другой документации.
Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:
- познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
- провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
- определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
- проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
- разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
- оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.
Кому подходит
Профессия логопеда подходим всем, но идут в нее преимущественно женщины, так как для работы необходимо огромное терпение, которым большинство мужчин не обладает.
Специалист по коррекции речи должен знать:
- основы возрастной физиологии и психологии, валеологии, педагогики;
- теорию и практику логопедии;
- анатомию речеобразующего аппарата;
- современные методики корректировки письменной и устной речи;
- актуальные способы психолого-педагогической диагностики;
- принципы комплектования групп учеников;
- технологии поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности.
Что касается личных качеств логопеда, то в первую очередь потребуются:
- выдержка и терпение;
- доброта и умение общаться с самыми разными людьми;
- тактичность и толерантность;
- навыки психолога;
- наблюдательность и хорошая память;
- настойчивость и умение убеждать.
Хорошим логопедом станет только педагог, который обладает глубокими познаниями в своей профессии и смежных областях знаний. Когда специалист начинает вести конкретный случай, то в первую очередь определяет, что является причиной речевого расстройства. Иногда потребуется дополнительная работа с детским психологом, в некоторых случаях проблема кроется в физиологическом дефекте, и нужно вмешательство хирурга, после чего уже можно будет начинать занятия.
Профессия логопед: плюсы и минусы
Преимуществами работы можно считать:
- большой выбор организаций для трудоустройства;
- высокую востребованность логопедов;
- непродолжительный рабочий день;
- длительный отпуск в летнее время;
- возможность заниматься частной практикой;
- искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.
Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.
Сколько получают
Зарплата у логопеда не слишком велика. В среднем по стране она составляет 15–20 тысяч рублей, в детском саду такой специалист получает около 30 тысяч рублей. Дефектологу платят приблизительно 25 тысяч рублей в месяц.
Как построить карьеру
Карьерные перспективы у логопеда невелики, для занятия руководящих должностей придется учиться дополнительно. Вариантом профессионального роста и увеличения дохода может быть открытие собственного кабинета.
Перспективы профессии
К сожалению, в последнее десятилетие прогрессирует неутешительная тенденция: постоянно увеличивается количество детей, имеющих разного рода проблемы с устной и письменной речью. Дефекты становятся все более сложными и труднее поддаются коррекции. Так что в ближайшее время логопеды, как это ни печально, без работы не останутся.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия логопед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Логопед
Логопед
Логопед
В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные ВУЗы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен. Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми. Он может устроиться в коммерческое или бюджетное учреждение, открыть частную практику.
Кто такой логопед
Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.
Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.
Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.
Какими личными качествами должен обладать логопед
Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.
Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.
Профессия логопед: плюсы и минусы
В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:
- возможность помогать людям — умение правильно говорить избавляет людей от комплексов и неуверенности в себе, за что они благодарят именно своих учителей;
- востребованность — проявляется в популярности услуг, возможности устроиться на работу в больницу, поликлинику, развивающий центр, отделение реабилитации и т.д.;
- уважение к представителям профессии — логопедов уважают не меньше, чем врачей, при этом учиться нужно не 8 лет, а в среднем 4 года (это можно делать даже заочно или дистанционно);
- разные варианты заработка денег — профессионалы способны работать в бюджетных и платных заведениях, а также вести частную практику;
- ценность опыта — это одно из тех направлений, в котором опыт важен больше, чем «свежие знания», что позволяет спокойно работать до пенсии и даже после ее наступления.
Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места. Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами. На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.
Профессия логопед
Дети бывают очень смешными: они придумывают свои названия для предметов, иногда мило картавят или путают звуки. В одном возрасте это совершенно естественно, а в другом уже может быть поводом для беспокойства. Выяснить, все ли с ребенком в порядке и исправить ситуацию, помогает логопед.
Все дети начинают говорить примерно в одном возрасте, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Большинство из них без труда произносит звуки, строит фразы и запоминает новые слова, но некоторым приходится ходить на дополнительные занятия к учителю-логопеду.
Описание
Иногда помощь логопеда нужна детям школьного возраста, а также и взрослым. Взрослые обращаются к логопеду, чтобы устранить проблемы с речью из детства или заново научиться говорить после инсульта или травмы головы.
Логопеды в своей практике применяют разные упражнения, логопедический массаж, используют специальные игры и пособия. Все дети разные, поэтому часто логопеду приходится искать индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого специалист, помимо знаний по своему профилю, должен хорошо разбираться в психологии.
Плюсы
У профессии логопед есть очевидные плюсы.
Человек с дефектами речи часто имеет много комплексов и не может нормально общаться с другими. Логопед помогает избавиться от разного рода дефектов и делает жизнь человека лучше.
- Творческая работа
Работа с маленькими детьми никогда не бывает монотонной. Дети обучаются через игры, поэтому логопед постоянно придумывает новые способы заинтересовать ребенка.
Обычно у логопедов в детских садах короткий рабочий день, 5-дневная рабочая неделя и длительный отпуск летом.
Логопед может работать в государственном учреждении, а также заниматься частной практикой и получать от нее дополнительный доход.
Минусы
У профессии логопед также есть ряд немаловажных минусов.
Логопед, работающий в бюджетном учреждении, должен заполнять много документов и вести отчетность по каждому ребенку.
Чтобы добиться изменений, логопеду и его ученику нужно долго и усердно работать. Обычно результат виден только через несколько месяцев занятий.
- Эмоциональное выгорание
Работа с детьми, конфликты с родителями или начальством могут сильно вымотать специалиста и привести к эмоциональному выгоранию.
Работники бюджетных учреждений получают скромную зарплату.
Где учиться
Учебные заведения
Приведем небольшой список вузов, где можно получить образование для работы логопедом:
-
Московский педагогический государственный университет;
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, (Санкт-Петербург);
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет;
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург);
Курсы
Получить профессию логопед можно также на курсах профессиональной переподготовки. Однако на данный момент в законодательстве нет единогласного ответа на вопрос о том, может ли человек после таких курсов работать логопедом.
С одной стороны, в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н¹ указано, что работать учителем-логопедом может только лицо с высшим образованием в области дефектологии. С другой стороны, согласно письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»² работать логопедом может также кандидат с педагогическим или психолого-педагогическим образованием, окончивший курсы профессиональной переподготовки по логопедии.
А что на практике? Судя по вакансиям для многих работодателей профильное высшее образование в области дефектологии является одним из ключевых требований к кандидату. Особенно это касается государственных учреждений, так как к ним постоянно приходят проверки, и любое нарушение грозит серьезным штрафом. В частных центрах все не так строго, и есть вакансии для тех, кто прошел профессиональную переподготовку.
Также существует проект профессионального стандарта для логопедов, согласно которому высшего образования в любой области и курсов переподготовки по логопедии будет достаточно для работы в любом учреждении. Пока этот проект не принят, но в будущем это может измениться. Курсов, которые уже сейчас предлагают пройти обучение независимо от профиля высшего образования, довольно много, но вопрос с трудоустройством так и остается открытым.
Очные курсы переподготовки часто есть при университетах, где обучают логопедов, но сейчас все большую популярность приобретают онлайн-курсы. При выборе курса нужно обратить внимание на его длительность, квалификацию преподавателей, отзывы студентов и диплом, который выдается в конце. Приведем несколько примеров онлайн-курсов профессиональной переподготовки:
-
Курс «Дефектология (логопедия)» на базе Международного социально-гуманитарный института (1080 академических часов);
Курс «Логопедия и педагогика в общеобразовательных и дошкольных организациях» от Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Педобучение.рф. (1504 академических часа);
Как стать логопедом
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессии логопеда. Основная причина – непрерывный рост числа детей с серьёзными речевыми нарушениями, осложненными различными неврологическими отклонениями. Подобные проблемы требуют длительного комплексного лечения и высокого уровня компетентности специалиста.
К логопеду стали чаще обращаться и взрослые. Например, люди перенесшие инсульт и потому испытывающие трудности в общении. Услуги логопеда нужны также тем, для кого русский язык является неродным, с целью обучения правильному произношению.
Особенности работы логопеда
Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?
Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека. Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей.
Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным. Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.
Где учат на логопеда
Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология.
Другой вариант: получить профессию логопеда на основе высшего педагогического или дефектологического образования. В этом случае можно заочно поступить по направлению «Логопедия» в учреждение дополнительного профессионального образования.
Программы профессиональной переподготовки по логопедии будут подходящим вариантом для работающих педагогов. Например, если в детском саду или школе, в которой педагог работает, освободилась вакансия логопеда и он желает её получить.
Кто такой логопед-дефектолог
Это профессия коррекционного педагога, который занимается исправлением речи детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (с патологиями речевого аппарата, органов слуха и центральной нервной системы). Логопед -дефектолог владеет особыми методиками общения и обучения. Они позволяют выявить причину нарушения речи у людей разного возраста и оказать необходимую помощь в адаптации и речевом развитии.
Заочно учиться на логопеда-дефектолога следует тем, кто желают заниматься речевыми нарушениями с сопутствующими патологиями органов слуха, речевого аппарата или центральной нервной системы. Получить диплом с такой узкой специализацией можно по программам профпереподготовки «Дефектология», «Олигофренопедагогика».
Преимущества профессиональной переподготовки для специалиста в области коррекционной педагогики:
можно поступить без вступительных испытаний;
небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);
доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);
практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).
диплом установленного образца с присвоением квалификации
Требований к опыту работы логопеда в едином квалификационном справочнике не указано, поэтому достаточно иметь соответствующее образование, чтобы устроиться на работу.
Как получить образование логопеда дистанционно
Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.
В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.
Программа профессиональной переподготовки «Логопедия» предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений.
Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).
Основные темы обучения
Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Медико-биологические основы дефектологии;
Организация логопедической̆ работы;
Основы специальной педагогики и психологии;
Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.
Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Программа повышения квалификации «Логопедия» предназначена для практикующих специалистов, желающих расширить и актуализировать свои знания.
Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).
Программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
Почему учиться дистанционно – это просто?
Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.
Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.
Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.
Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.
Трудоустройство логопедов
Трудоустройство у логопедов сложностей не вызывает в силу высокого спроса на этих специалистов.
Где логопед может работать:
детские сады и общеобразовательные школы;
речевые центры (для лечения детей и взрослых со сложными диагнозами и патологиями);
частные логопедические кабинеты.
Уровень зарплаты варьируется и зависит не только от места работы, но и от региона проживания.
На данный момент самая высокая оплата труда логопедов зафиксирована в Магаданской области, Ямало-ненецком автономном округе. Чуть меньше платят в Москве, Санкт- Петербурге. В других регионах – средняя по рынку труда.
Кроме этого, уровень зарплаты специалистов регулируют органы государственной власти. Учителя-логопеды включены в «майские указы Президента РФ». На 2019-2020 годы разработана программа повышения зарплаты логопедам, где прописано увеличение ее на 30 %. На доход влияют количество рабочих часов, категория работника и образование.
Остались вопросы по обучению на логопеда? Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните нам или закажите звонок.
Логопед-дефектолог: где учиться в Москве и Санкт-Петербурге?
Нередко человек, имеющий речевые нарушения, чувствует себя неполноценным в обществе и не может свободно общаться с другими людьми. Такие недостатки нельзя спрятать, с ними можно бороться только с помощью специалистов-логопедов.
Профессия логопеда связана с работой как со взрослыми людьми, так и с маленькими детьми, поэтому она остается востребованной на рынке труда, важной и незаменимой.
Кто такой логопед: что нужно знать о профессии?
Логопед помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, логопедического массажа или прочих методов, улучшающих артикуляцию. Это специалист, который также изучает все причины и способы корректировки речи.
Профессия достаточно новая, поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричину возникновения дефекта. Поскольку речевые дефекты возникают в любом возрасте, подход к лечению детей и взрослых разительно отличается.
Задачи и обязанности
Для устранения дефектов речи логопед должен установить причину их появления. При этом он уделяет внимание еще и уровню развития человека – насколько он грамотен, в какой степени богат его словарный запас. Хороший логопед знает все о правильном положении губ и языка при говорении, ему известна масса скороговорок и упражнений для работы над речью. Данные навыки применяются во время приема пациентов.
Работа и зарплата
Должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях – детских садах, больницах, поликлиниках, специализированных центрах реабилитации и коррекции. Также опытный специалист может открыть свой частный логопедический кабинет или стать домашним логопедом, работая с семьями на дому.
Заработная плата в государственных учреждениях у логопедов невысокая, находится в пределах 15-20 000 рублей. В частных заведениях крупных городов обычно предлагается более высокий оклад.
Плюсы и минусы профессии
Безусловно, основным преимуществом работы является возможность помогать людям. Однако помимо этого существует и ряд других плюсов:
- возможность ведения частной практики и получения более высокого дохода;
- востребованность на рынке труда;
- отсутствие понятия пенсионного возраста.
Отзывы свидетельствуют, что имеются в работе и свои недостатки:
- огромные затраты эмоциональных и физических сил;
- необходимость ведения большого количества разнообразной документации.
Как стать логопедом-дефектологом?
Для овладения данной специальностью необходимо получить высшее педагогическое образование по направлению «Логопедия» и квалификацию учитель-логопед. Начать осваивать данную профессию можно и с обучения в колледже или техникуме по направлению «Психология» или «Педагогика».
Какие навыки нужны?
Для специалиста в этой области важны такие личные качества, как внимание, терпение и дипломатичность. Люди, говорящие с дефектами, часто стесняются своих недостатков, поэтому в общении с ними нужно быть крайне корректным.
Логопед должен быть умелым психологом для того, чтобы выявить причины речевых проблем пациентов и помочь им справиться с появившимися комплексами. Поскольку ему часто приходится работать с детьми, важно, чтобы он умел находить с маленькими пациентами общий язык.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Выучиться на логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии. Важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность постоянного обучения – необходимо часто проходить курсы повышения квалификации, изучать новые методики коррекции дефектов речи.
Выпускники 9 класса могут закончить педагогический колледж, чтобы в дальнейшем продолжать получать образование в ВУЗе.
Что нужно сдавать на логопеда?
Для поступления в ВУЗ или ССУЗ потребуется сдать экзамены по русскому языку, истории или обществознанию. В зависимости от конкретного учебного заведения выпускникам может быть предложено пройти тестирование по другим предметам (математике или биологии).
Сложно ли и стоит ли учиться?
Как и любая другая профессия на этапе освоения специальность логопеда требует усилий для получения всех необходимых знаний и компетенций. Тем не менее человеку, который твердо решил связать с логопедией свою деятельность, обучение, как правило, дается легко.
Сколько учиться на логопеда после 9 и 11 класса?
Выпускники 9 класса, решившие начать получение профессии с обучения в среднем специальном учебном заведении, должны будут отучиться в техникуме, училище или колледже 2 года 10 месяцев или 3 года 10 месяцев в зависимости от программы подготовки.
Система получения высшего образования предполагает обучение в течение 4 лет в рамках программы бакалавриата и 5 лет при специалитете.
Возможно ли дистанционное обучение?
Многие курсы переподготовки, повышения квалификации, тренинги и семинары для логопедов ведутся дистанционно. Также возможно учиться на логопеда заочно на базе высшего образования .
Можно ли работать логопедом после курсов переподготовки?
Работать логопедом после курсов переподготовки можно, если у специалиста уже есть психологическое или педагогическое образование.
Куда пойти учиться?
На данный момент в России существует множество вариантов учебных заведений, которые дают возможность овладеть специальностью логопеда.
ВУЗы и академии
В Москве высшее образование по специальности «Логопед» можно получить в нескольких ВУЗах.
- Российский новый университет. Это негосударственное учебное заведение, которое готовит специалистов по профилю «Логопедия». Присутствуют бюджетные места, стоимость контракта – 140 000 рублей в год. Обучение ведется 4 года.
- Московский государственный областной университет. Предоставляет специальное образование на бюджетной основе. Цена контракта – 228 500 рублей.
- Московский психолого-социальный университет. Предлагает дефектологическое образование по профилю «Логопедия». Бюджетные места отсутствуют, стоимость контракта – от 100 000 рублей в год.
- Московский институт психоанализа. Негосударственный ВУЗ готовит логопедов-дефектологов в бакалавриате. Цена контракта – 990 000 в год.
- Московский городской педагогический университет. Направление «Логопедия» здесь представлено на факультете психологии. Есть бюджетные места, присутствует контрактное обучение, которое стоит 208 000 рублей.
В Санкт-Петербурге также существуют ВУЗы, которые готовят логопедов и дефектологов.
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Государственное учебное заведение с 10 бюджетными местами по профилю дефектологии и логопедии. Стоимость контракта составляет 98 000 рублей.
- Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Подготовка клинических логопедов ведется на базе бакалавриата. Есть бюджетные места и контрактная форма обучения – 121 000 рублей.
- Институт специальной педагогики и психологии. Это негосударственный ВУЗ, поэтому бюджетные места здесь отсутствует. Стоимость контракта – от 134 000 рублей.
- Российский государственный педагогический институт имени Герцена. Выпускает специалистов по профилям сурдопедагогики, олигофренопедагогики, специальной психологии и логопедии. Обучение ведется за счет бюджетных средств.
- Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика Павлова. Ведет общую подготовку на базе бакалавриата. Присутствуют бюджетные места, а также возможно контрактное обучение стоимостью в 235 000 рублей.
Колледжи и техникумы
Среднее специальное образование, связанное с овладением профессии логопеда в Москве можно получить в нескольких техникумах и колледжах.
- Международный колледж искусств и коммуникаций. Подготовка специалистов ведется на базе 9 и 11 класса, длительность обучения – 46 месяцев. Бюджетные места не предусмотрены, стоимость контракта – от 200 000 рублей.
- Колледж Российского государственного социального университета. Подготовка специалистов проходит за 46 месяцев, стоимость контракта – от 88 000.
- Медицинский колледж №7. Обучает студентов по общему профилю на базе 11 и 9 класса. Подготовка ведется 46 месяцев, есть бюджетные места.
- Педагогический колледж №10. Выпускает специалистов по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Длительность обучения – 34 месяца, стоимость – от 48 000 рублей.
- Педагогический колледж № 15. Ведет подготовку по направлению «Специальное дошкольное образование». Обучение проходит на контрактной основе – от 40 000 рублей.
В Санкт-Петербурге также можно получить среднее специальное образование логопеда.
- Педагогический колледж №1. Предоставляет несколько программ разных направленностей с бюджетными местами. Обучение занимает 2 года 10 месяцев, стоимость контракта от 80 000 рублей.
- Педагогический колледж №8. Выпускает специалистов на базе 9 и 11 класса, длительность учебы от 34 месяцев, стоимость – от 87 000 рублей.
- Педагогический колледж № 4. Подготовка специалистов ведется на базе 9 класса по направлению «Специальное дошкольное образование». Существуют бюджетные места, также контрактная форма обучения (106 000 рублей).
- Гатчинский педагогический колледж имени Ушинского. Набирает абитуриентов для обучения по направлению «Логопедия». Программа рассчитана на 2 года и 10 месяцев, есть бюджетные места.
- Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Данное учебное заведение позволяет овладеть программой подготовки ученикам 9 класса для дальнейшего поступления по направлению «Социальная работа». Подготовка ведется 1,5 года, ее стоимость – от 40 000 рублей.
Курсы повышения квалификации для логопедов
Повысить квалификацию в Москве начинающие специалисты могут по программам нескольких учебных заведений.
- Учебный центр «Логопед мастер». Дает возможность пройти курсы с дальнейшим получением сертификатов, удостоверений и дипломов. В зависимости от программы и преподавателя цена курса может меняться (в среднем от 2 000 рублей за занятие). Возможно дальнейшее трудоустройство на базе центра «Логопед плюс».
- Международный социально-гуманитарный институт. Предлагает семинары и курсы по сертифицированным программам. Стоимость занятий зависит от конкретного направления и длительности курса.
- Учебно-методический портал. Дает возможность пройти онлайн-семинары и интенсивы для логопедов и педагогов инклюзивного образования. Цена курса – от 3 000, продолжительность – от 72 часов.
- Гуманитарная академия работников социальной сферы. Повышение квалификации здесь доступно благодаря программам по направлению детской речи. Цена курса – 4 500 рублей, длительность – от 72 часов.
- Система дистанционного обучения «Педкампус». Предлагает повышение квалификации по специальности «Учитель-логопед» заочно с применением дистанционных технологий. Обучение длится 3 дня, стоимость его – от 5 000 рублей.
В Санкт-Петербурге пройти курсы повышения квалификации можно в некоторых вузах и частных учебных заведениях.
- Инновационный центр непрерывного образования. Предлагает несколько программ подготовки длительностью от 2 дней. Цена курса с последующим выдачей диплома – от 3 000.
- Санкт-Петербургский национальный открытый университет. Проводит курсы повышения квалификации для социальных работников длительностью от 5 дней. Стоимость курса – от 5 000 рублей.
- Институт профессионального образования. Дает возможность повысить квалификацию социальным работникам. Стоимость одного занятия – от 2 000 рублей.
- Гуманитарно-технический университет. Предлагает подтвердить или повысить квалификацию по ряду направлений для педагогов. Стоимость курса от 4 200, длительность – 2 недели.
- Институт детства СПбАППО. На кафедре специальной педагогики слушателям курсов дается возможность повысить свою квалификацию за 72 часа. Форма обучения дистанционная, стоимость – 5 000 рублей.
Профессиональная переподготовка на базе высшего образования
Получить диплом о профессиональной переподготовке на базе высшего образования в Москве можно нескольких учебных заведениях.
- Академия АйТи. Предлагает программы переподготовки по базовому курсу. Длительность обучения от 2 месяцев, стоимость – до 40 900 рублей.
- Центр образования «Сфера». Дает возможность освоить новую специальность за 3-4 месяца. Стоимость подготовки – 40 000 рублей.
- Институт профессионального образования. Ведет набор на курсы в рамках общей программы социальной педагогики. Стоимость – 29 000, длительность – 1 месяц.
- Образовательный центр «Каменный Город». Предлагает повысить квалификацию логопедам, социальным работникам. Цена от 20 000 рублей, длительность от 2 недель.
- Центр профессионального развития «Профикарьера». Предлагает несколько программ для специалистов, работающих в образовательных учреждениях. Стоимость – от 7 000, длительность от 1 месяца.
В Санкт-Петербурге можно получить переподготовку в нескольких частных учебных заведениях.
- Центр креативной педагогики и психологии. Дает возможность провести переподготовку по нескольким направлениям. Стоимость курса – от 40 000 рублей, длительность от 3 месяцев.
- Учебный центр «Педагогический Альянс». Практический курс «Основы логопедии» проводится за 160 часов, по результатам обучения выдается удостоверение, цена курса – 17 000 рублей.
- Учебно-методический портал. Проводит профессиональную переподготовку педагогов, методистов и воспитателей. Длительность обучения от 520 часов, стоимость – от 10 000 рублей.
- Единый центр подготовки кадров. Проводит курсы дистанционного обучения для логопедов. Присутствует возможность краткосрочного обучения, а также освоения расширенной программы. Длительность – от 3 месяцев, стоимость – от 28 000.
- Институт последипломного образования педагогических работников. Проводит дистанционную переподготовку для учителей, воспитателей и педагогов. Стоимость курса от 6 700 рублей, длительность – 3 месяца (580 часов).
Таким образом, профессия логопеда считается достаточно престижной и востребованной в обществе. Такие специалисты могут работать в государственных учреждениях или открыть собственный логопедический кабинет. Для того чтобы состояться в этой профессии, необходимо знать основы педагогики, детской психологии, некоторые аспекты анатомии и медицины.
Как стать логопедом, не тратя 5 лет на учебу?
Мы расскажем, как получить профессию логопеда за несколько месяцев. Начните учиться сейчас, и вскоре сможете работать в новой должности!
Востребована ли профессия логопеда?
Да, и это одно из ее важнейших преимуществ — хорошие специалисты очень нужны, поэтому им не приходится долго искать работу. Ключевое слово здесь — «хорошие». Недостаточно знать суть профессии логопеда и использовать пару методик. Нужно:
- уметь правильно проводить обследование и ставить диагнозы даже в сложных случаях, ведь от этого зависит будущее пациентов;
- разбираться в детской анатомии и физиологии, понимать, как работают органы слуха, зрения и речи у детей;
- владеть разными техниками работы (зондовый и логомассаж, артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика и пр.) и знать, как выбрать подходящие для каждого конкретного случая;
- знать основы педагогики и детской психологии, уметь тактично общаться с родителями и опекунами детей и находить общий язык даже с замкнутыми или агрессивно настроенными учениками;
- при специализации на работе с определенной группой пациентов (например, с детьми с тяжелыми нарушениями речи) — четко знать особенности таких людей и эффективные методики помощи.
И это только минимум. Не приложив усилий, вы не станете востребованным специалистом.
Именно поэтому, выбирая вузы, где можно учиться на логопеда, обязательно ознакомьтесь с учебными планами. Убедитесь, что вам обучат всему, что требуется. Чтобы глубже разобраться в конкретном вопросе или освоить новую методику, пройдите курсы повышения квалификации.
Вы сможете открыть частную практику или устроиться логопедом в детский сад, школу, интернат, медицинское учреждение, центр развития речи, благотворительный фонд, центр предшкольной подготовки, школу скорочтения, центр социального обслуживания и пр. Важный момент: в государственные учреждения чаще принимают людей с высшим психологическим, педагогическим или дефектологическим образованием. Если у вас его нет, уделите больше внимания вакансиям коммерческих организаций — например, частных детсадов и студий развития речи.
Где получить профессию логопеда: выбираем курсы профпереподготовки
Ознакомьтесь со списком программ обучения ООО «Бакалавр-Магистр» по этому направлению. Обратите внимание и на курсы повышения квалификации — удобно проходить их там же, где будете учиться профессии логопеда.
Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — можно проходить курсы, находясь в любой точке России. Вступительных экзаменов нет. Для начала обучения не придется ждать 1 сентября — наборы в группы Слушателей проводятся регулярно.
При выборе программы учитывайте:
- Ваше образование, знания и навыки. Например, если вы недавно окончили педагогический факультет, вам можно не делать упор на педагогические дисциплины, но обязательно нужно пройти дефектологические модули.
- С кем вы хотели бы работать. От этого зависит профиль обучения. Например, вы можете пройти обучение превентивной логопедии и работать с детьми младенческого и раннего возраста.
- Желаемые сроки обучения. Если вам важно пройти курсы к определенному сроку, обращайте внимание на длительность программ.
- Один из универсальных курсов, где можно учиться на логопеда — Специальное (дефектологическое) образование. Содержание и организация логопедической помощи при нарушениях речевой функции у детей и взрослых с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» (обучение длится 19 недель). Он подходит большинству Слушателей. Но также стоит обратить внимание на другие программы:
- Тяжелые нарушения речи (ТНР). Специфика работы логопеда при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи». Длительность обучения — 9 недель. Программа идеальна для тех, кто планирует работать с широким кругом пациентов, а не специализироваться только на одной группе. Также она отлично подходит тем, кому нужно освежить знания или изучить с нуля общепрофессиональные дисциплины: психологию, теорию обучения и воспитания, специальную педагогику, невропатологию, психопатологию и пр.
- Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с нарушениями речи» . Сроки обучения — 19 недель. Программа ориентирована в первую очередь на тех, кто хочет работать в системе образования. Вы узнаете об особенностях работы с детьми в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), научитесь проводить диагностику, составлять индивидуальные планы коррекции нарушений речи, использовать артикуляционную гимнастику и логопедическую ритмику во время занятий.
- Клиническая логопедия. Организация и содержание работы логопеда в учреждениях здравоохранения с присвоением квалификации «Медицинский логопед (логопед-афазиолог)» . Длительность обучения — 19 недель. Программа предназначена для тех, кто планирует помогать пациентам с дислексией, дисграфии, тяжелыми формами заикания, афазией, дизартрией и другими нарушениями.
После окончания курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке и сможете устроиться на работу в новой сфере.
Если у вас остались вопросы по выбору программ, где учатся на логопеда, обратитесь к специалистам приемной комиссии. Они помогут вам подобрать самый подходящий вариант.
Картотека дидактических игр по развитию правильного звукопроизношения детей раннего возраста.
Содержимое публикации
Картотека дидактических игр по развитию правильного звукопроизношения детей раннего возраста.
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Развитие длительного направленного ротового выдоха.
Материал. Птички из бумаги.
Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Каждый ребенок садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
«Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур – муррр! Пугаю кур.
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-у! Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.
«У бабушки в деревне».
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Материал. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Ход. Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3 – 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Поехали к бабушке в деревню. Идем по двору, а навстречу нам. (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 – 4.
«Чей голосок?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материал: игрушки: утка и утенок, лошадь и жеребенок, свинья и поросенок, корова и теленок.
Ход. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.воспитатель:
– Му-у-у — кто так мычит? (дети: корова.) А кто мычит тоненько? (дети: теленок.)
– И-го-го – чей это голос? (дети: лошадки) А как ржет жеребенок? Он еще маленький (тоненьким голоском).
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Жеребенок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: Воспитатель: я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», – и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей, произношениезвука «а».
Материал. Кукла – врач.
Ход: Воспитатель:к нам сегодня в гости пришла кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Покажите врачу свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«Кто как кричит?»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Материал. Игрушка птица и птенец.
Ход: Воспитатель: у мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик – чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Материал. Предметные картинки с детенышами животных на всех детей. Ход. Воспитатель: кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
«Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Материал. Картинки сизображением собаки, щенка, кошки, котенка.
Ход: Воспитатель: кто это? (дети: собака). Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (дети: щенок). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Кто это? (дети: кошка). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихо.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Колокольчики»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Материал. Колокольчик большой и маленький.
Ход: Воспитатель: посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Кукушка и дудочка»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Материал. Картинки: кукушка, грибы. Дудочка.
Ход: Воспитатель: в лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Цель: уточнить и закрепить произношение звука «а».
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) Сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Как гогочет гусь? (дети: га-га-га).
Воспитатель: Есть хотите?
Воспитатель: Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.
«Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками: петушок, лягушка, утка.
Ход. Воспитатель: Кто это к нам пришел? (достает петушка, лягушка, утка)
Воспитатель: (показывает картину) Кто это? (дети: кукушка). Как кукует кукушка? (дети: ку-ку, ку-ку!) А это чей голос? Кто так крякает: кря-кря?
Воспитатель: Кто квакает ква-ква? (дети: лягушка). Кто кукарекает: кукареку? (дети: петух). А как кукушка кукует? (дети: ку-ку)
«Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Материал. 6 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход. Дети сидят на стульях.
Воспитатель: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз – с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
«Плыви, плыви кораблик…»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или многократно произносить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Материал. Таз с водой и бумажные кораблики.
Ход. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Воспитатель: сегодня мы перевезем подарки нашим друзьям на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф». Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п. » (дети повторяют за воспитателем).
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
«Песня – песенка».
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Материал. Игрушки: кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход. Куколка песенку запела: «ля –ля-ля».
– Теперь ты, петушок, пой!
– Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
– Мяу, мяу, – спела кошка.
– Твоя очередь, уточка!
– Кря-кря-кря, – затянула утка.
– Ряв-ряв-р-я-яв! – зарычал медведь.
– Ты, лягушка, спой!
– Ква-ква-квак! – проквакала квакушка.
Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Материал. Парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочка.
Ход: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» (дети громко произносят: «би-би»). Воспитатель: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» (дети тихо произносят: «би-би»). Воспитатель убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель: сегодня вы будете медвежатами. А медвежата очень любят мед. Поднесите ладонь поближе ко рту и «слизывайте» мед (дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его). Воспитатель показывает все действия).
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Материал. Игрушки: собака, корова, мышка, лошадь, петушок, курочка.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Материал. Картинки с изображением животных: коза, козленок, овца, ягненок, лошадь, жеребенок, утка, утенок, курочка, цыпленок.
Ход: Воспитатель: это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.