Функциональные тренировки в коррекции заикания

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Cогласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, ис . Глава 3

Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения

Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Cогласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитального процесса. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы, определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения, которое должно быть комплексным, включать в себя психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние его речи, особенности личности, моторику. Прежде, чем логопед приступит к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные заключения состояния интеллекта, слуха, зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические данные об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу с ним.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния – так называемого «речевого статуса» перед началом коррекционной работы. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом.

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов представлены в приложении 3.

Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта. Во-первых, сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которое направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, психоневролога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Круг участвующих в реабилитационном процессе может быть и более широким.

В настоящее время в педагогической литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы с заикающимися, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Их использование зависит от типа учреждения, в котором получают помощь заикающиеся, от количества специалистов, принимающих участие в реабилитационном процессе, от уровня их профессиональной подготовки и пр.

Выработка устойчивой плавности речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися, достижение которой возможно благодаря решению трех основных задач:

формирование навыка плавной речи;

воспитание личности заикающегося;

профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение первой – связано с применением целого ряда логопедических технологий:

торможение патологических речедвигательных стереотипов;

регуляция эмоционального состояния;

развитие координации и ритмизации движений;

формирование речевого дыхания;

формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

развитие просодической стороны речи;

развитие планирующей функции речи.

Решение второй – связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий.

Реализация данных задач входит в той или иной степени в каждую из известных комплексных систем реабилитации заикающихся любой возрастной группы. Последовательность применения различных технологий для решения этих задач может быть разной. В большинстве случаев они используются одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.

Успех коррекционной работы проверяется катамнестически, т. е. показателем ее эффективности является отсутствие рецидивов заикания, что

обеспечивается решением третьей задачи. •

Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно. В понятие поэтапности в педагогике входит положение о том, что все виды коррекционной работы должны идти от простого к сложному, и это должно быть обязательно учтено при проведении логопедических, логоритмических, психотерапевтических и других мероприятий.•

Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу?

как проходит адаптация в школе;

как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т. п.)? Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком?

о характере контактов со сверстниками;

о характере взаимоотношений с родителями;

о наличии «трудных» звуков и страхе перед речью.

Для подростков в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

1) наличие логофобии и возраст, в котором она появилась;

2) какие меры принимались для коррекции заикания;

3) какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Читайте также:
Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

Согласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса.

Все логопедические техники решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение им происходит практически одновременно, т. е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их объединение и их координацию. Логопед должен учитывать, что динамика обучения навыкам плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной монологической речи.

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которая не потеряла актуальности до настоящего времени.

Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:

до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования;

коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но и на весь организм и личность заикающегося в целом;

логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим»;

развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картине, самостоятельное описание ее, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картине и речь в беседе (спонтанная).

Функциональные тренировки в коррекции заикания

В данной статье затрагивается тема заикания. Выделяются и описываются характерные особенности лиц с данным речевым нарушением.

Бесплатные занятия с логопедом

В данной статье затрагивается тема заикания. Выделяются и описываются характерные особенности лиц с данным речевым нарушением. Рассматриваются ключевые этапы функциональных тренировок и виды заданий, обобщается практический опыт. В заключении раскрывается роль функциональных тренировок в системном подходе в коррекции заикания.

Функциональные тренировки в коррекции заикания

Заикание известно человечеству не одно поколение. Дебют данного нарушения речи происходит чаще в раннем возрасте от 2 до 5 лет в период формирования речи.

Коррекция заикания требует комплексного подхода с привлечением специалистов (врача, логопеда, психолога и логоритмиста),
знакомых с клиническими проявлениями заикания, т.к. механизм образования и проявления данного недуга весьма разнообразен, что позволяет считать заикание — сложным речевым расстройством.

Заикание характеризуется нарушением темпо-ритмической организации речи, вследствие повышенной судорожной готовности, что приводит к нарушению речевого дыхания, судорогам артикуляционного аппарата.

Также следует учитывать психофизические особенности заикающихся: фиксированность на своем дефекте, ранимость, заниженная самооценка, зависимость от оценки окружающих, общее мышечное напряжение, двигательное беспокойство и страх речевого общения (логофобия).

Логофобия проявляется в виде навязчивых переживаний, бесконечных ожиданий речевых судорог, страхе обнаружить свой дефект перед сверстниками (особенно выражена мысль «что о нем подумают» у подростков). И как следствие формируется навык избегания общения, снижается речевая активность и социальные контакты, нарушается адаптация в обществе и развивается социофобия. Вырабатываются речевые уловки (избегание «трудных» звуков, подбор слов более простой слоговой структуры, односложные ответы, а также ответы заученными речевыми шаблонами), что не может не сказываться на содержании высказывания.

Таким образом, страх речи является главным фактором, который усугубляет и закрепляет заикание.

Устранение (снижение) логофобии и социофобии является приоритетной задачей в лечении заикания. На помощь в решении этой задачи приходят функциональные тренировки. О важной роли функциональных тренировок писали А.И Захарова (1977), Н.М Асатиани (1979), П.И. Исагулиева (1984).

На первых этапах в период формировании речевого навыка функциональные тренировки проводятся в рамках логопедического кабинета. Внутри своей группы, где логопедом создаются благоприятные речевые и психологические условия для отработки: навыка речи без заикания, формирования самоконтроля, повышения речевой активности и расширения общения, воспитание новых психологических навыков личности (уверенности в себе, положительный настрой на лечение, вера в собственные силы), снижение фиксации на своем речевом дефекте.

Речевые тренировки проводятся в виде ролевых игр (у пациентов появляется возможность вжиться в не свойственную ему роль, отработать иную пластику, интонацию, поведение). Создается возможность для закрепления многих видов речи: диалоговой, вопросно-ответной при которой пациенты задают друг другу подготовленные вопросы, а далее переходят к спонтанному диалогу, монологической речи (на заданную тему).

В ходе тренировок пациенты получают свой первый положительный речевой опыт, который определяет дальнейший настрой на лечение и веру в свои силы.

Логопед на данном этапе ставит конкретные задачи, контролирует технику речи, эмоциональное состояние и поведение участников.

Дальнейший этап тренировок призван закрепить навыки в более сложных речевых условиях.

Пациентам предлагаются задания ранее вызывавшие чувство дискомфорта и желания избежать контакта в реальной жизненной обстановке:

  • телефонный разговор
  • общение с незнакомыми людьми в общественных местах (аптека, кафе, банк, почта, городской транспорт)

Данные задания проводятся в присутствии логопеда , но уже без его активного участия. Это дает возможность получить сведения о речи пациентов в состоянии волнения. Параллельно решается задача собственной ответственности, возможности проявить себя в общении и взять инициативу в свои руки. Далее на групповых беседах отслеживается динамика личностных изменений в связи с многократным повторением функциональных тренировок.

Читайте также:
Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

Для того, чтобы ситуация из напряженной стала нейтральной. Следует задавать в день не менее 40-50 вопросов.

На заключительном этапе наконец появляется возможность проведения сложных видов функциональных тренировок. Вследствие того, что снизилась фиксация на дефекте, появился положительный опыт социальных контактов, исчезли речевые судороги.

К сложным видам функциональных тренировок можно отнести:

  • Участие в конференциях, выступления с докладом перед аудиторией. Данный вид тренировок организуется в логопедическом отделении, куда приглашаются в качестве зрителей заикающиеся других групп, персонал отделения, студенты профильных ВУЗов. В дальнейшем подобные тренировки пациенты организуют самостоятельно. Это могут быть выступления на выставках, рассказ о художественном произведении.
  • Участие в драматизированных представлениях, концертах. К концу основного курса лечения, который длится четыре недели, организуется концерт, где каждый член группы может проявить свои таланты( игра на музыкальном инструменте, фокусы, пение) и конечно ответы на вопросы публики.
  • Чтение стихов например в публичных местах у памятников. Особое внимание при этом уделяется эмоциональной выразительности речи.
  • Проведение соц опроса по телефону.

На данном этапе участие логопеда уходит на второй план.

Конечно, для каждого пациента эмоционально значимая ситуация своя, однако наибольшую трудность представляет выступление перед аудиторией.

Функциональные тренировки подбираются с учетом нервно-психических и речевых особенностей заикающихся и возраста, они должны быть посильны и принести положительный результат.

Опыт работы с группами заикающихся в условиях дневного стационара показывает насколько важен и эффективен данный вид работы в преодолении заикания и в формировании новых черт личности.

В результате тренировок у большинства пациентов отмечается положительная речевая динамика. В психологическом плане происходит переоценка ценностей, появляется уверенность в собственных силах, опыт социальных контактов. Речь становится эмоциональной сопровождается жестикуляцией, устанавливается зрительный контакт, исчезает амимия.

С самых первых встреч с пациентами логопед не обещает быстрого и полного излечения от заикания, а настраивает на кропотливую работу.

В результате функциональных тренировок и медико-педагогического воздействия пациенты получают навыки плавной свободной речи без заикания, умения справляться с волнением в значимых ситуациях и не отступать.

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. Москва — 1993г.;
2. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. С.-Петербург -2001г.;
3. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. С.-Петербург -1997г.;
4. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. Москва — 2005г.;
5. Власова Н.А. Психотерапевтические моменты в логопедической работе с детьми,
страдающими заиканием // Вопросы психотерапии . — М., 1983г.;
6. Заикание у подростков / Сост. М.И. Буянов. — М., 1989г.;
7. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Москва — 1996г.;
8. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. Москва — 2002г.;
9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960г.

ИСАГУЛИЕВ П.И. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ТРЕНИНГИ В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ ТРЕНИРОВОК В КОМПЛЕКСЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ ЗАИКАЮЩИМИСЯ

Учитывая характер вторичных невротических наслоений, которыми обрастает заикание у взрослых, задачей ролевых занятий является научить наших пациентов не только успешно применять собственно речевые приемы, но и успешно владеть беседой, отстоять свою точку зрения, образно и полностью высказать свое мнение, не теряться в любых коммуникативных ситуациях. Эту задачу мы выполняем следующими видами коммуникативно-речевых занятий: выступление в параллельной группе заикающихся с подготовленным, а позже и не подготовленным сообщением, обращение к сотрудникам лаборатории и больницы, а позже, во время функциональных тренировок вне стен больницы, к прохожим, постовым милиционерам, продавцам магазинов.

Предварительно все эти и многие другие жизненные ситуации проигрываются на ролевых занятиях.

На первых ролевых занятиях моделируются жизненные ситуации, не вызывающие тяжелых отрицательных эмоций у участников.

Например, простые и развернутые приветствия знакомых при встрече на улице, на работе, в магазине и т.д.

Постепенно, однако, моделируемые ситуации усложняются как в речевом так и в психологическом плане.

Характер роли каждого участника все более усложняется. На первом этапе ролевых занятий логопед не только объясняет задачу каждому участнику, но и на первых порах всем, а некоторым и на протяжении достаточно долгого периода, подсказывает определенные решения и реплики. Кроме того логопед следит и при необходимости корректирует речь участников Р.З., напоминает о применении чисто логопедических приемов, наблюдает за активным участием всех пациентов в работе, за выполнением каждым участником поставленной перед ним задачи. Часто, наряду с выполнением выше названных задач, логопеду самому приходится исполнять роль, а на первых Р.З. даже основную. Конечно лучше выделить лидера из группы заикающихся, но это не всегда удается, особенно в начале занятий.

Сначала роль лидера (начальника, отца, председателя) исполняется больным, имеющим к подобной роли выраженную наклонность, позже недостатка в начальниках не ощущается.

Часто на втором этапе занятий за роль «начальника» уже борются. «Начальники» становятся более авторитарными, волевыми, часто выходят за рамки собственных «начальнических» прав.

Интересно заметить, что такие «превышения власти» более характерны для пациентов в жизни являющихся прямой противоположностью созданному ими на Р.З. образу.

Как объясняют сами пациенты, в данном случае срабатывает, часто неосознанно, компенсаторный момент. Вероятно, с этим можно согласиться. После окончания Р.З. логопед, а на втором этапе и сами участники, проводят анализ, как собственно речи, так и исполнения каждым участником его роли. Речевой разбор занятия заключается в следующем: логопед указывает больному на положительные моменты его речи. Вместе с больным выясняет, какие речевые приемы больной выполнял сознательно, а какие у больного получились уже автоматически, бегло, без акцента внимания. Отмечает некоторые (один из трех- шести, в зависимости от личности) недостатки и предлагает перейти к заключению разбора роли (обязательно с положительной оценкой). Сначала предлагаемые к исполнению сценки лишь приблизительно напоминают произошедшее с кем-либо из участников в жизни происшествие.

Читайте также:
Словообразование глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

От абстрактного «разговора по телефону» мы переходим к «разговору по телефону с начальником», разговор с которым в жизни был для участника Р.З. невозможен или вызывал плохую речь и выраженные, часто долго не затухающие, отрицательные эмоции. Роль такого «стрессообразующего начальника» исполняет кто-либо из участников Р.З., а позже и сам подчиненный. Исполнению такой роли предшествует подробная ее разработка, основу роли «начальника» разрабатывает подчиненный.

Постепенно «начальник» становится все более «жестким» порой до гротеска.

Большую положительную роль в Р.З. играет юмор, добрая ирония, взаимная поддержка. Часто бывает, что участники Р.З. подсказывают товарищу аргументы против собственной точки зрения. Особое место в Р.З. занимают сценки, в которых заикающиеся иронизируют, шутят над своим речевым дефектом. Естественно не со всеми пациентами можно проводить Р.З. на эту тему, и, конечно, не сразу приступают к таким темам.

Многие наши пациенты даже в конце курса Р.З. и функциональных тренировок не могут полностью развить эту тему не только в силу собственного речевого состояния, сколько в силу патологической фиксации на своих социально-речевых воспоминаниях.

Эта часть нашей работы проводится поэтапно и включает серию последовательно усложняющихся занятий.

Приведем пример: группе заикающихся, уже обыгрывавших выше приведенные темы, дается установка — «Больные в приемной у врача». Больные начинают рассказывать друг другу о своих недугах, делиться сведениями о способах их лечения и критическими замечаниями о работе того или иного лечащего врача. Сообщают о «чудесных излечениях» своих знакомых и родных.

Постепенно возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг тяжелее, чем у его соседа. Постепенно возникает своеобразное соревнование, в котором каждый старается доказать, что его недуг тяжелее, чем у его соседа. Постепенно «болезни» участников приобретают все более преувеличенные, фантастические и абсурдные формы.

На первых порах этого цикла обыгрываются «болезни», которыми никто из участников Р.З. не болел.

На следующем этапе обыгрываются «болезни» с использованием реальных анамнестических данных, но не связанных с речью.

На втором этапе занятий обыгрываются различные речевые неудачи, реально происходившие с участниками Р.З. или же с их друзьями.

Задача логопеда — дать правильный положительно-юмористический оттенок всей оценке, показать всю малозначительность речевых запинок в оценке окружающих. Очень важно в таких занятиях собственное юмористическое отношение всех исполнителей к описываемой ситуации.

Если добиться этого сразу на занятиях не удается, ролевые занятия мягко переводятся в обычные логопедические.

Занятия такого характера, как уже было сказано выше, можно проводить после строгого отбора больных и тщательного анализа их внутреннего состояния, имея полную уверенность, что занятия не вызовут отрицательного эффекта у психотравмированного речью больного.

Более универсальны занятия, на которых участники рассказывают, а позже обыгрывают свои коммуникативно-речевые удачи.

Большой положительный эффект имеет отыгрывание положительной речевой ситуации, в которой в жизни больной потерпел неудачу.

Так как в процессе лечения наши пациенты сближаются, как на почве общего для них речевого дефекта, так и по возникающим неформальным контактам, то речевые удачи одного становятся общей удачей, а при неудаче кого-либо из членов группы сами товарищи выводят его из отрицательного состояния. Такая взаимная поддержка дает больший положительный эффект, чем беседы, проводимые логопедом, при общем индифферентном настроении группы. Эти занятия имеют большой положительный психотерапевтический эффект и способствуют значительному уменьшению страха речи.

Кроме этого подобные занятия помогают переосмыслить свой речевой дефект и дают уверенность в успешном проведении любого диалога в жизни, несмотря на возможные запинки. На следующем этапе работы по преодолению страха речи проводятся Р.З. со всей группой заикающихся. Такие занятия являются тренировкой речевой функции в еще более сложных коммуникативных условиях. В процессе нашей работы и анализа речевых неудач заикающихся до лечения в лаборатории, мы пришли к заключению о необходимости для наших пациентов умения заставить слушать себя до конца, в ситуациях, когда они не являются единственными или желаемыми собеседниками.

Задачей наших пациентов в такой ситуации является — мысленно четко и грамотно построить предложение и сказать его четким ясным голосом достаточной громкости и с выраженной смысловой интонацией. Такая задача нашим пациентам в начале курса занятий, как правило, недоступна. Большинство из них в жизни и не пыталось ее выполнить, ограничиваясь невербальным или же крайне сокращенным вербальным участием в беседе, тем самым редуцируя свою речь и увеличивая отрицательный опыт общения. Для успешного использования заикающимися приобретенными на занятиях в микрогруппах навыков и для их закрепления мы проводим два раза в неделю короткие индивидуальные выступления в присутствии всей группы заикающихся, логопедов и врачей.

Читайте также:
Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии

Такие выступления строятся по принципу постепенного их усложнения. Первые выступления — объективно легкий речевой материал, тщательная его подготовка под контролем логопеда. Следующие выступления — материал усложняется, подготовка его становится более самостоятельной, контроль логопеда лишь при полной готовности к выступлению. Выступления в конце курса — монологи, диалоги, общение со слушателями при полной самостоятельности подготовки.

Большее значение в преодолении страха речи имеют субботние коллективные занятия. Программа этих занятий также построена по принципу постепенного их усложнения. Эти занятия состоят из индивидуальных заранее подготовленных выступлений в течение 5-8 минут, с максимально доступным на этом этапе речевым материалом; групповых занятий с последовательным вступлением в речь, сольным неподготовленным пением, мелодекламацией и чтением собственных прозаических и стихотворных произведений. Выступление с собственными произведениями предполагает преодоление не только страха выступления, но и преодоление «авторского» волнения. Наши пациенты, как правило, быстро привыкают к этой форме работы и, видя явный положительный эффект, охотно выступают.

Для закрепления полученных речевых навыков и дальнейшего преодоления страха речи наши пациенты играют роли «прохожих» и «покупателей» на улицах и в магазинах во время Р.З. вне стен стационара. Пациенты спрашивают дорогу к близлежащим объектам, вступают в беседы с продавцами в магазинах и на рынках, выполняют некоторые другие вербально-коммуникативные задачи.

На первых занятиях вне стен стационара все вопросы предварительно задаются логопеду, который исправляет допущенные ошибки, и лишь потом задаются прохожему или продавцу. Позже пациент сам анализирует свои ошибки.

В результате таких занятий наши пациенты уже в более сложной ситуации убеждаются в собственной вербально-коммуникативной состоятельности. При наличии доброжелательного отношения членов группы друг к другу речевые неудачи воспринимаются как случайные, а успех кого-либо из товарищей положительно воспринимается и вдохновляет всех участников группы. Роль логопеда, ведущего эти Р.З., сложна и многообразна. Перед выходом за пределы стационара логопед отрабатывает предполагаемые ситуации на занятиях в кабинете. Этой же задаче посвящаются и занятия аутогенной тренировкой этого периода.

Не менее важная задача логопеда — создать в группе атмосферу дружеского расположения и взаимопомощи между ее членами. Только при таком психологическом климате, как показал наш опыт, результаты Р.З. бывают высокими, стойкими и продолжительными.

Во время Р.З. вне стен стационара логопед должен быть готов в любой момент придти на помощь своему подопечному, пациенты всегда чувствуют эту готовность и она помогает преодолеть страх общения и вселяет уверенность.

Задача логопеда для этого цикла занятий — научить пациентов применять полученные навыки плавной речи и приемы владения беседой в сложной речевой обстановке.

Кроме того логопед получает данные о речи фольного на фоне волнения, в момент отвлечения их от мысли о качестве речи. Этим приемом достигается оценка степени закрепления полученных больным речевых навыков.

После проведения этого цикла занятий наши пациенты легко вступают в разговор у многолюдного прилавка, договариваются о ценах на рынке, свободно выясняют условия продажи в кредит, возможность бронирования номеров в гостиницах и выполняют многие другие задачи вербально-коммуникативного характера. Выписавшись из стационара, они, как нам известно из писем и личных бесед, уже в реальной жизни успешно справляются с подобными вербально- коммуникативными ситуациями.

Одновременно эти Р.З. являются подготовительными к заключительному публичному выступлению, в котором трудность речевой ситуации еще более возрастает и приобретает несколько иной характер.

На важность и обязательность заключительного выступления, как функциональной тренировки в эмоционально сложной речевой обстановке, больным указывается с первых дней их пребывания в стационаре. Все групповые еженедельные занятия, а так же ролевые занятия как в стационаре, так и вне его рассматриваются не только как самостоятельные, но и как подготовка к завершающему выступлению. На репетициях отрабатываются не только собственно исполнительские моменты, но и промежуточные, такие как конферанс, выход на сцену и уход с нее групп и солистов, расстановка декораций, свет, музыкальное сопровождение. Расстановкой бутафории занимаются больные с наиболее выраженным страхом речи. Частые выходы на сцену в качестве рабочих сцены готовят их к речевому выступлению перед зрителями.

В результате таких занятий прошедшие курс комплексного медико- педагогического воздействия в нашей лаборатории приобретают навыки плавной речи в значимой коммуникативно-речевой ситуации и могут успешно справляться с возникающим волнением. Успешное выступление на заключительном концерте, как наиболее сложном этапе комплексного медико-педагогического воздействия, закрепляет положительные результаты лечения и укрепляет веру больных в свои речевые возможности.

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Читайте также:
Тест для восстановления речи при афазиях

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Читайте также:
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся

Л. З. Арутюнян (Андронова)
профессор кафедры логопедии МГОПУ,
г. Москва

Основываясь на нашем понимании заикания, сформулируем принципиальные положения метода лечения заикания. Считаем, что следование этим принципам позволяет устойчиво нормализовать речь заикающихся, не опасаясь рецидивов.

  1. Заикание – устойчивое патологическое состояние (УПС). Всякое устойчивое состояние по определению склонно к самоподдержанию и самовосстановлению. Следовательно, определяющей целью работы становится формирование нового нормального устойчивого состояния, которое, как и прежнее патологическое, будет стремиться к самосохранению. Именно эта особенность устойчивого состояния позволяет утверждать, что, если нормальное устойчивое состояние сформировано, возникновение рецидивов невозможно.
    Нет никакого смысла «размениваться» на борьбу с отдельными проявлениями УПС, хотя это и выглядит очень заманчивым: устранить запинки в речи – разве это не замечательно?! Конечно, замечательно. Но, срубив сосульку с козырька крыши и не убрав с крыши снег, рискуем через пару дней лицезреть новую. В переводе на заикание это означает, что запинки вернутся практически неизбежно, поскольку корни заикания остались сохранны. Такого рода «лечение» даёт почву для доводов о неизлечимости заикания и его рецидивах.
  2. Высокая устойчивость патологического состояния в значительной мере обусловлена тем, что заикающиеся, каждый раз заикаясь, эту устойчивость подкрепляют и усиливают. Чтобы сформировать новое нормальное устойчивое состояние, нужно исключить все элементы, которые «подпитывают» УПС. Нужно с первого дня лечения не заикаться. Не «заикаться», по нашему мнению, значит:
    Нельзя лечить заикание заикаясь! – это один из постулатов успешного лечения заикания. На первый взгляд, эта мысль может показаться нелепой: если бы заикающийся мог не заикаться, он не был бы заикающимся. Тем не менее, «не заикаться» с первого дня лечения – вполне реальная задача. В первые 8-10 дней лечения речь без заикания возможна только во время речевых тренировок при полной концентрации внимания. На это время назначается режим ограничения речи, спонтанная речь полностью исключается. При этом речевые тренировки ни в коей мере не ограничиваются. Произнесение слогов и фраз, вопросы на улице, в магазине – все это дозволяется и поощряется в любом объеме. Итак, время режима молчания (отсутствие спонтанной речи) оказывается временем самых интенсивных тренировок.
  3. Заикание – это процесс, который определенным образом «запускается». По нашему мнению, существует ритуал «включения» заикания. Заикающиеся, как правило, начинают «заикаться» задолго до начала речи, например, в ожидании вопроса. Участвуя в беседе, они «заикаются», даже когда молчат. Уже в это время можно заметить заученный «взгляд заикания», напряжение мышц, особенно мышц артикуляторов и т.п. Всё это автоматически, по ассоциации включают программу заикания.
    Поэтому принципиально важной задачей становится заменить ритуал включения заикания ритуалом включения нормальной речи, т.е. сформировать психологическую и физиологическую готовность к ней. Эта работа начинается еще до речевых тренировок с коррекции невербальных компонентов речи. Так, например, новую осанку и взгляд связываем с расслаблением, что позволяет подготовить мышцы-артикуляторы к мягкой атаке звука и обеспечить возможность правильного звучания.
  4. УПС при заикании окончательно формируется, когда эмоции связываются с актом вербальной коммуникации. Именно после этого заикание становится трудно обратимым. Акт речи так значительно и постоянно связан с волнением, что в случае заикания можно говорить о рефлексе тревоги Общеизвестно, что, если заикающийся человек спокоен, его речь значительно облегчается. А во время речи с самим собой спазматические задержки могут полностью отсутствовать даже у лиц, страдающих неврозоподобным заиканием. Нет ответственности за речь, нет волнения – нет заикания. Следовательно, одной из центральных задач терапии, становится необходимость связать речь и спокойствие, сформировать такое внутреннее состояние, когда в процессе общения сам акт речи не только не волнует, но как это ни парадоксально звучит, успокаивает. Принципиально важно научить тому, чтобы спокойствие вызывалось не только между актами речи, когда есть возможность уединиться и расслабиться, позаниматься аутотренингом и т.д., но, главное, во время речи, в самых различных ситуациях общения. Эта задача была нерешенной.

В настоящее время удалось ее решить, и стало реальным взамен рефлекса тревоги формировать в процессе речи рефлекс спокойствия.

После шести месяцев работы начинается этап закрепления новых навыков. По-сути это «экзамены», которые принимает жизнь. Логопед только проверяет речь во время речевых экзаменов. И если такие экзамены человек выдержал, можно говорить о том, что заикание ушло навсегда. Практические наблюдения с уверенностью это подтверждают.

Исправление речи при дизартрии

Ребенок, имеющий дизартрию, не может четко и правильно выговаривать звуки. Причиной этого состояния является поражение определенных отделов мозга, «отвечающих» за корректные связи с артикуляционным аппаратом.

Тяжелая форма дизартрии сопровождается столь явными внешними проявлениями, что не заметить ее просто невозможно. Кроме того, в основном она сопутствует таким сложным заболеваниям как детский церебральный паралич, и лечение производится в комплексе.
Дизартрия может быть разных видов: корковая, бульбарная, мозжечковая, подкорковая, в зависимости от того, какая часть мозга поражена. Соответственно, коррекционные меры будут немного отличаться.

Отдельно хотелось быть отметить более легкую форму дизартрии — она называется стертая. Этот вариант может казаться родителям чем-то незначительным, не требующим глубокого внимания. В конце концов, вон, у соседей Ваня тоже плохо говорил до школы, а сейчас хорошо учится!

Не стоит смотреть на Ваню и других детей. Дизартрия в корне отличается от простого невыговаривания отдельных звуков. Коррекция этого состояния может потребовать длительного времени и немалых усилий со стороны ребенка и его родителей.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.

Работа логопеда-дефектолога при дизартрии

Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.

При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.

Что входит в занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
  2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
  3. Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
  4. Формирование пространственной ориентации.
  5. Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
  6. Постановка правильного произношения звуков.

Упражнения и занятия при дизартрии

Пальчиковые игры и гимнастика:

  1. «Мальчик-пальчик, где ты был?» Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.
  2. «Изображаем зверей» Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».
  3. Большое значение имеет массаж рук. В зависимости от наличия спастичности или, наоборот, слабого тонуса ручек, он проводится по-разному. Для расслабления в домашних условиях можно просто проводить либо легкое поглаживание пальцев от кончиков к основаниям, затем ладошек и всех поверхности рук снизу вверх. Чтобы укреплять мышцы, домашний массаж проводится иначе — нужно активно поглаживать, разминать, растирать пальцы и ладони.
  1. Всем взрослым, вероятно, знакомо упражнение «лошадка», когда языком нужно цокать. Это очень полезно, но может получиться не сразу. Для тренировки язычка потребуются и другие «тренировки».
  2. «Блинчики» — язык нужно распластать в плоский блин, рот приоткрыт.
  3. «Змея» — острый, как жало, язык высовывается вперед и назад.
  4. Кончиком языка тянуться к носу, затем к подбородку.
  5. А если попробовать свернуть язык в трубочку?
  1. «Волшебное дыхание». Ребенку в ноздри (неглубоко, конечно) вставляются кусочки ваты. Он должен выдыхать таким образом, чтобы вата не упала.
  2. «Гонки». На стол кладутся два ватных шарика. Взрослый и ребенок должны дуть каждый на свой комок. Кто «угонит» свой комочек дальше, тот выиграл в гонках.
  3. Очень хорошее действие оказывает дыхательная гимнастика Стрельникова.

Развитие мелкой моторики:

Здесь поле для деятельности практически не ограничено. То есть ограничено лишь возможностями ребенка. Но если заниматься регулярно, у него будет получаться все лучше и лучше.

Можно использовать игры-шнуровки, сортеры, рисование на крупе, просто рисование карандашами. В рамках подготовки к школе полезно научить ребенка штриховке, аккуратному раскрашиванию картинок.

Упражнения для ориентации в пространстве:

  1. «Чьи следы». На бумаге оставлены отпечатки рук и ног. Ребенку нужно понять, где правая рука (нога), а где левая.
  2. «Магазин». Ребенку нужно правильно расставить товары на полках магазина, ориентируясь на указания взрослого — ПОД столом, НА полке, СЛЕВА от конфет и т. п.
  3. Игры со счетными палочками. Ребенок должен по образцу сложить заданную фигуру.

Что касается логопедического массажа и постановки правильного произношения звуков, заниматься этим должен обязательно специалист. Логопед даст задания, которые нужно будет выполнять дома, и разъяснит, как правильно их выполнять.

Дата публикации: 09.03.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Дизартрия у детей: что делать?

Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С чего начать лечение

Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.
  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: