Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группепо теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД№ 000

открытого фронтального логопедического занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе

по теме: «Звуки Б, Б’. Буква Б».

Тема: «Звуки Б, Б’. Буква Б».

Цель: познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б.

Задачи: уточнить произношение звуков [б], [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить вы­делять звуки из состава слова; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.

Оборудование: сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты), индивиду­альные схемы, картинный материал.

Ребята, к нам сегодня пришли гости на занятие, поздоровайтесь!

Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.

– Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б]). А какой звук встречается в начале этих слов: бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь]). Сегодня вы познакомитесь со звуками [б], [бь] и буквой «Б».

3. Анализ артикуляции звуков [б], [бь].

Послушайте, как блеют бараны: большой блеет б-б-б, маленький – бь, бь, бь.

-Давайте вместе произнесем звук [б].

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий.

– Звук [б] – согласный, твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.

Аналогично анализируется произнесение звука [бь]. (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).

– Звук [бь] – согласный, мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.

4. Закрепление звуков [б], [бь].

Покажите голосом, как блеет большой баран: б-б-б.

Покажите голосом, как блеет маленький баран: бь-бь-бь.

Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.

5. Дифференциация звуков [б], [бь].

Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками). У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.

—звуки [б], [бь]: б, бь, бь, б, б, б;

    звуки [б], [бь] в слогах: ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ; звуки [б], [бь] в словах: бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.

6. Произнесение звуков [б], [бь] в словах.

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б], мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).

Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б], [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.

7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

8. Игра «лишнее слово».

Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь], в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.

9. Знакомство с буквой Б

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б

Буква Б – просыпается рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.

10. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

11. Звуковой анализ слова БЫК.

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите второй звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

Читайте также:
Игры с песком и водой

– Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР: Звук Б

1. Организационный момент (дети стоят в кругу).
Приветствие. Дети передают друг другу «волшебный» цветок и приветствуют друг друга: «здравствуй, умная Алина», «здравствуй, добрый Ярослав» и т.д.

Самомассаж лица и шеи (выполняется под музыкальную композицию Эдварда Грига «Утро»).
Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони.)
Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом.)
А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз
Книзу делаем кольцо. справа и слева.)

Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб.)
Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)
Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки.)
Их погладим, разомнём. (Поглаживаем и разминаем щёки.)

Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки.)
И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк.)
А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк.)
И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами.)

Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки
Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.)
Кружит пёрышка частичку (Делаем спиралевидные движения вниз
Ветра юного каприз. по носогубным складкам.)

Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу.)
И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу.)
И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губу.)
Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу.)

А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)
Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы.)
И затем на этом месте
Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ.)

Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы.)
Начинаем разминать. (Разминаем подбородок.)
Подбородок нам бы с вами (Перетираем подбородок между пальцами.)
Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами.)

И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть.)
А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз раскрытой

Вниз по шее – с проволочкой – ладонью с отставленным большим
Мы стекаем, как ручей. пальцем.)

Упражнение на развитие речевого дыхания.
Подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом.
Логопед: Вдохнём всё хорошее – радость, здоровье; выдохнем всё плохое – грусть, злость.
Дети проходят за парты.
2. Введение в тему. Выставляется игрушка собаки.
Логопед: К нам в гости пришёл Буська. Он хочет с нами изучать звуки. Какой первый звук в кличке Буська? (Звук [б]).
Произнесение, характеристика звука [б]: артикуляция (при произнесении звука [б] губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая).
Логопед: Звук [б] гласный или согласный?
Дети: Согласный, его нельзя пропеть, протянуть.
Логопед: Приложите руку к горлышку и определите, как мы произносим звук [б] – с голосом или без голоса?
Дети: С голосом, значит, звук [б] звонкий.
Логопед: Загибайте пальчики и повторите, какой звук [б].
Дети: Согласный, звонкий.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначим звук [б]?
Дети: Синего.

3. Игра «Помаши ленточкой».
Логопед раздаёт детям ленточки.
Логопед: Возьмите в руки ленточки. Помашите ими, как только услышите звук [б]:
– среди ряда звуков: б, н, п, б, м…
– среди слогов: ба, ма, но, бо, бы, ну, во, бы …
– среди слов: банан,булка, окно, банка….
Логопед: Молодцы! Вы были внимательными.
Логопед убирает ленточки.

4. Отбор картинок на звук [б]
Логопед: Буська принёс картинки и просит ему помочь выбрать картинки со звуком [б].
Дети по очереди подходят к логопеду, выбирают картинки.

5. Физминутка «У жирафа пятна» (включается CD диск).
Движения выполняются в соответствии с текстом.

6. Деление слов на части
Логопед: Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Давайте поможем Буське определить, сколько частей в названиях картинок. (Дети отхлопывают слова).

7. Знакомство с буквой Б.
Логопед: Пришла пора познакомиться с буквой, которая обозначает звук [б].
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано. (В. Ковшиков)
На что ещё похожа буква Б?

Читайте также:
Лесные ягоды Карелии - конспект НОД

8. Игра «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись»
Логопед: А теперь поиграем в игру «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись».
Бы-бы-бы – на поляне есть дубы.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
(Дети повторяют хором, по рядам).

9. Игра с массажными мячиками «Ёжик»
Логопед: Буська предлагает нам поиграть с массажными мячиками, которые похожи на ёжиков.
Ёжик, ёжик, шар колючий,
До чего же ты живучий!
Я качу тебя, качу –
Всё раскрыть тебя хочу. (Катаем мячик в руках.)
Ёж иголки завернул (Обхватываем мячик поочерёдно ладонями.)
И, наверное, заснул.
Положу тебя – поспи,
Сил на зиму накопи. (Собираем мячики в корзинку.)

10. Игра «Доскажи словечко»
Логопед: В игре «Доскажи словечко» нужно добавить слово!
На земле и под водой Из карманов у Аркашки
Ищет ключик золотой, Вечно сыплются бу…(мажки)
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)

На ветке не птичка –
Зверёк – невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)

11. Подбор слов со звуком [б]
Логопед: Ну а сейчас давайте подарим Буське слова, которые начинаются со звука [б]. (Дети передают «волшебный» цветок и называют слова).

12. Итог
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?
– Назовите игры, которые вам понравились.
– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, помогли Буське.
Логопед дарит детям наклейки на тетради.

Использованная литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160 с.
2. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Литера, 2013. – 96 с.
3. Крупенчук О.И. Графомоторные задания для левшей // Логопед. – 2012. – № 6. – С. 95-103.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007. – 704 с.
5.Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 77 с.

конспект фронтального занятия “Звук и буква Б”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.docx 78.51 КБ
frontalnoe_zanyatie.pptx 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

– Познакомить детей с графическим образом буквы;

– Формировать навык слитного чтения;

– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

– Закрепить произношение согласных звуков;

– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

– Развивать общую моторику, координацию движений;

– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.

Оборудование : картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, сесть на свое место сможет тот, кто правильно назовет согласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.

– Молодцы ребята, занимайте свои места.

II. Основной этап. 1. Сообщение темы.

Послушайте внимательно мои загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках ( демонстрация отгадок на слайде )

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей платины строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся…( Бобры )

В ярком платье модница-

От цветка к цветку порхает,

Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это. ( Буратино )

Огурцы они как будто

Только связками растут

И на завтрак обезьянам эти фрукты подают ( Бананы )

Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте вместе произнесем звук « Б ».

-Какое положение принимают губы? ( Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются )

-Какое положение принимают зубы? ( Зубы разомкнуты. )

-Какое положение принимает язык? ( Язычок спокойно лежит во рту. )

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук « Б » звонкий.

– Звук « Б » – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике ( демонстрация слайда ).

3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.

– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на экран. Перед вами картинки ( демонстрация слайдов ) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» ( баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот ).

ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

– Повторяйте за мной читстоговорки.

Ба – ба – ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».( демонстрация на слайде ) Из каких элементов состоит буква Б ( из длинной и короткой палочки, полукруга ).

У буквы Б – брюшко большое

Сверху кепка с козырьком

Будто буковка гордится

Будто все ей нипочем!

– Построим из пальцев букву « Б ».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».

– Попробуем нарисовать ее глазами.

1. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

– Чтобы нам запомнить букву « Б », давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать ( демонстрация слайдов )

8. Дифференциация в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Сколько всего звуков в этом слове?

– С каким звуком мы познакомились? ( Со звуком « Б »)

Звуки Б-Бь. Буква Б.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

(4 уровень ОНР)

«Звуки Б – БЬ. Буква Б.»

Цель: Формировать звуко-буквенную связь между фонетическими характеристиками звуков Б – БЬ и зрительным образом буквы Б.

Закрепить умение давать характеристику звука «Б».

Закреплять умение слышать и вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов и двухсложных слов.

Образовательные результаты:

Умеют давать характеристику звуку «Б».

Умеют вычленять звуки «Б-БЬ» из звукового ряда, слогов, двухсложных слов.

Оборудование: картинки: ухо и рот; глаз и ручка; таблицы корректурных проб; символы для обозначения звуков; зеркала; сигналы светофора – синий, зеленый; буква Бб печатная, письменная; «слоговое дерево – сосна»; карточки со слогами; предметные картинки; набор слов; текст; слоговая таблица; компьютер, экран, проектор, презентация .

Лингвистический материал:

Звуки: Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’;

Слоги: ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё, аб, баб, бо, бё, об, боб, бы, буб, бу, бю, уб, бу, ыб, быб, биб;

Слова: бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот, дубы, зубы, губы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовёт месяца.

Основной этап:

а) Сообщение темы занятия:

Логопед: Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками. Чтобы догадаться с какой – надо отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Он вспорхнул и улетел.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Логопед: С какого звука начинается слово « бабочка », « белочка »? (Ответы детей).

Логопед: Кто догадался о каких звуках и какой букве будем говорить? (О звуках Б-БЬ и букве Б).

б) Характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [Б].

– Дайте характеристику звуку «Б».

Работаем по алгоритму:

– Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

– Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б] гласного;

– Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.

– В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.

– В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.

в) отработка умения узнавать отрабатываемый звук среди других:

Игра «Два светофора». Звуки [Б] –[Б’] хотят перейти дорогу, помогите им.

– Возьмите на парте две сигнальные карточки. Если услышите звук БЬ – поднимите зелёный сигнал светофора, если звук Б – синий сигнал.

– Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,

– Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

– бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

– Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

– Что обозначает слово «бор»? (сосновый лес)

г) развитие фонематических процессов:

Логопед: В бору щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им, соотнесите схему с местом звука в слове (начало, середина, конец).

Схемы на доске с позицией звука и картинки: рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот.

– Какие слова помогли найти Бимке (Со звуком [Б])

– А Барбосу? (Со звуком [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?

Логопед: Звуки Б – БЬ на письме мы будем обозначать буквой Б.

Показ печатной и письменной буквы.

Логопед: Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

д) Работа над зрительным образом буквы:

Логопед: Посмотрите, на что похожа буква Б? (Ответы детей).

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

– В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду).

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

– Какой первый элемент у буквы?

– Дальше полукруг пишется внизу, вправо.

– Следующий элемент палочка сверху, вправо.

Логопед: Попробуем напечатать эту букву в воздухе.

И – раз, и – два, и три.

– Теперь выложите эту букву из поволоки, которая лежит у вас на парте.

е) Динамическая пауза:

Гимнастика для глаз:

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Пальчиковая гимнастика:

Собирайтесь звери в стаю,

Я вас всех пересчитаю:

Серый волк, лиса, барсук,

Куцых зайцев сорок штук.

И другой народец верный:

Галок, соек и ворон.

Ровным счетом миллион.

Логопед: Напечатаем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Печатаем до конца рабочей строчки).

ж) Корректурная проба:

Логопед: На столе у вас карточки, зачеркните в ряду букв букву Б.

П Б В Д Б Г Б Т Б

з) Развивать зрительно-пространственную ориентировку:

Логопед: Читаем слоговую таблицу. Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу.

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»

Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Закрепить знания о звуках Б — Бь;

– Познакомить с новой буквой;

– Закрепить умение соотносить звук с буквой;

– Закрепить зрительный образ буквы;

– Закрепить навык образования сущ. Т. п. сущ.

Коррекционно-развивающие:

– Закреплять понятия: согласный, звонкий;

– Упражнять в определении места звука в словах;

– Развивать фонематическое восприятие;

– Развитие внимания, мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

– Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: Изображения клоунов один в синем комбинезоне, другого в зеленом; изображения балалайки, барабана и дудочки; предметные картинки: белка, бегемот, билет, бинокль, бант, банан, батон, болт, букет; миниатюры бананы, бублики, хлеб, батон, бутерброд, колбаса, блины, рыба.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятье не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

– Сядет тот, у кого в одежде есть красный цвет, синий и пр.

– Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

*Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

*Развитие дыхания и голоса:

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

(Выставить картинку)

– Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом.

Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим?

Различаются ли они?

Сегодня мы будем изучать звуки [Б]и[Б’].

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

– Звук [Б] — согласный потому, что воздушная струя встречает преграду виде губ и не проходит свободно, твердый, звонкий – когда мы его произносим, горлышко наше вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком;

– Звук [Б’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Бь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

2. Произношение звуков в слогах:

– Бим и Бом очень любят играть на музыкальных инструментах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли сегодня нам.

(Разместить картинки на доске)

– Давайте поиграем вместе с ними. Берем в руки барабанные палочки и играем: БАМ-БОМ-БУМ-БИМ – 3р.

– Теперь берем дудочки: БИ-БА-БО-БИ – 3р

– Теперь на балалайке: БИ-БА-БУ-БИ – 3р.

3. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.

– Бим и Бом принесли нам подарки, но они все перепутались. Давайте назовем подарки, которые принес нам Бом (Бант, банан, батон, болт, букет)

А теперь назовем подарки которые принес Бим (Белка, бегемот, билет, бинокль)

4. Динамическая пауза игра «Командиры». (Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»)[/i]

– Бим и Бом приглашают вас поиграть с ними в игру «Командиры»

Пусть зевнёт наш ротик!

Повернулись влево, хлопнули, да топнули!

Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек!

Командиры, руки вверх, кисти вниз!

Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра!

5. Связь звука и буквы:

– Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

(Читать стихотворение, рисовать на доске элементы, соединяющиеся в букву. Потом прикрепить на доску изображение буквы Б)

– Ребята, посмотрите внимательно на доску – это буква Бэ. При письме она обозначает звуки [Б] и [Б’]. А кто мне скажет, чем звуки отличаются от буквы? (Звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем)

6. Закрепление звука в предложениях. Практическое усвоение творительного падежа существительных.

– Ребята, я приготовила для Бима и Бома гостинцы (Объяснить смысловое значение слова: Гостине – Подарок в виде вкусных лакомств).

(В конверте или коробочке лежат изображения или миниатюры гостинцев в названии которых есть звуки [Б]и[Б’], логопед вызывает по одному ребенку, предлагает ему выбрать предмет и сказать чем он угостит Бима и Бома. Пример: Я угощу Бима и Бома бананом)

III. Итог занятия:

– С какой буквой мы познакомились на занятии?

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Чем звуки [Б] и [Б`] отличаются?

– В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

– На этом наше занятие окончено!

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Звук [о], буква о» ЗВУК «О». БУКВА «О». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука «о» в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.

Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С» Цели: Коррекционно-образовательная: – уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; – учить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [3], [З’]. Буква 3» Цели: коррекционно-образовательные: — учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте; — формировать навыки ориентировки в пространстве;.

Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: