Формы работы над лексической темой ‘Зима’ с детьми с ОНР в средней группе

Тематический материал для средней группы. Лексическая тема: «Зима»

Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86», город Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.
Дидактические игры:
«Какое время года?».
Задачи: Закрепить. Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание:1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.

«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

«Оденем куклу Катю на прогулку».
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.

«Почему спит медведь?».
Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т.д.).

«Собери картинку».
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1.Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».

«Подбери картинки»
Задачи: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки только с приметами зимы.
Дидактический материал:дидактические картинки “Зима”.
Описание: Вопросы воспитателя: «Ребята, какое у нас сейчас время года? Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое зима».
Дети подбирают картинки соответствующие времени года «Зиме».

«Какой ветер дует?»
Задачи: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос, первый имитирует силу ветра.
Игровые действия: Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки. Задаёт вопросы.
Дидактический материал: магнитная доска, картинки «Времена года», султанчики.
Описание: На магнитной доске выкладываются картинки (туча, дождь, деревья с жёлтыми листьями и т.д.)
-Какое время года? (осень)
Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.
– Какой ветер (сильный, колючий и т.д.)
– Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)
Аналогично выкладывать картинки с другими временами года, уточнять какой ветер.
Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.

«Кто что оденет?»
Задачи: Развивать речевую активность детей. Упражнять в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия зимней одежды.
Игровые правила: Правильно называть последовательность надевания предметов одежды.
Игровые действия: Имитация процесса одевания на прогулку.
Дидактический материал: кукла.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она на умеет одеваться.
– Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надеваем сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют сои действия словами.

Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)

«Снежинки»
Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
И снежинки люблю.
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Читайте также:
Конспект открытого психологического занятия по теме Радость

Физкультминутки:
«Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим, пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова).

«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)

«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)

Упражнение на развитие чувства ритма:
«Падают снежинки»: Дети показывая, руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят «П…п…» медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок по ритмо – схеме.

Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка):
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки

Имитационное упражнение:
«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.

Динамические паузы:
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.

«Игра со снеговиком»
Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)
Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)
Вместо шляпы – ведро,(поднимают руки вверх, сомкнув над собой)
И метёлка в раках у снеговика.(имитируют чистку ног руками)
Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)
Симпатичный толстячок.
С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)
Нас попробуй поймай!(убегают)

Игровой массаж:
«Снеговик»
Раз – рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)
Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)
Снег, ведёрко и морковка,
Да уменье и сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)

«Зима»
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололёд. (ладони потирают колени)
Все на улицу – вперёд!
Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Шубку, шапку, валенки.
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)
И опять гулять пойдём.

Гимнастика для глаз «Снежинки»:
Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.
Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку – дети прослеживают глазами её движение.

Подвижные игры:
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.
Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.
Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки. ».
По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки. »
По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

Читайте также:
Детско-взрослый проект 'Игровые тренинги'

«Ветер дует нам в лицо»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Художественная литература для чтения и заучивания наизусть:
«Снег идет» (Л. Воронкова).
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у. »
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

«Вьюга – завируха» (В.Шипунова)
Вьюга – завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясёт,
То рыдает, то поёт,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдёт –
Все тропинки заметёт,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.

«Снежинки – сестрички» (В.Шипунова)
Две снежинки – две сестрички
Над ладошкой кружатся.
Сели мне на рукавичку
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке –
Пусть мне вышьет варежку…
У меня на рукавичке
Две снежинки – две сестрички!

«Первый снег пушистый…» ( И.Суриков)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы – и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен – все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.

«Снег» (И.Никитин)
«На дворах и домах.
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит.
Разноцветным огнём».

«Зимняя песенка» (М. Эличин)
«Где ты солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла.
Без тебя земля промёрзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!»

«Снег идёт» (М.Познанская)
«Тихо – тихо снег идёт.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд.
На дворе лопатой».

«Как на горке — снег, снег» (И. Токмакова)
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

«Холодно» (О.Высотская)
Кто мяукнул у дверей? —
Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

«На санках» ( О.Высотская)
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, —
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

«В рукавичках» (З.Александровой)
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…
Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу –
Гулять хочу.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «8 Марта»

Формы работы над лексической темой «Зима» с детьми с ОНР в средней группе

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Зима». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

«Формы работы над лексической темой «Зима» с детьми с ОНР в средней группе»

Тема: «Зима»

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».
  2. Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.
  3. Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.
  2. Развивать внимание, память, мышление, речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
  • презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.
  • наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей :

  • сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Открытый вход в деятельность.

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.

(Дети садятся на стульчики).

2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний.

(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1).

– Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).

– Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:

Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом. (Слайд №2)
И в узорах стекла, (Слайд №3)
Иней на ветвях висит, (Слайд №4)
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки. (Слайд №5)
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи. (Слайд №7)
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен. (Слайд №8)
Слепят вмиг снеговика –
И кататься с горки. (Слайд №9)
Шуба, шапка и штаны –
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год (Слайд №10)
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.

3. Д/и «Признаки зимы».

– Назовите, что бывает зимой?

– На улице холодно.

– На землю падает снег.

– Речка покрылась льдом.

– Зайчик стал белым.

– Дети лепят снеговика и катаются с горки.

– Люди встречают Новый год.

– Молодцы, много признаков зимы назвали.

4. Дыхательные упражнения.

– Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть?

– Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

5. Д/и «Зимние слова».

– На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).

– Много слов вы назвали, большой комок получился.

6. Динамическая пауза.

– А для того, чтобы нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:

Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)
Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).
Ногами мы потопаем.
Руками мы похлопаем.
Побегаем кругом
И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

7. Задание «Утеплим зайчику шубку».

– Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.

– Кого вы видите на картинках?

– Летом зайчик был серым, а зимой стал белым. Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.

8. Открытый выход из деятельности.

– Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме, выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.

Формы работы над лексической темой ‘Зима’ с детьми с ОНР в средней группе

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. К играм прилагается красочная презентация, чтобы детям было интересно и увлекательно играть!

Читайте также:
Программа 'Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи' для учащихся 2 класса

Скачать красочную презентацию можно по ССЫЛКЕ. .

1.Введение в тему

Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

2.Игра « До – между – за»

Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

Какой месяц до января? .

Какой месяц после декабря.

Какой месяц до февраля.

Какой месяц между декабрем и февралем.

Какой месяц после января.

3. Приметы зимы

Цель: закрепить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима»

Скажите мне, что переменилось в природе (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

– А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы поиграем в игру «Зимние слова».

– Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

5. Игра « Один — много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Санки – санки – много санок

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска – маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

6. Игра « Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

7. Игра « сосчитай» (1-2-5)

Цель: согласование числительных с существительными

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

8. Игра «Нет чего?»

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

9. Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая. ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой. ( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой. ( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

10. Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнения в словообразовании

Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

(Если идет снег, то погода…)

11. Игра «Подбери слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

12.Упражнение «А что вчера?»

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
Сегодня снег падает, и вчера .
Сегодня снег сверкает, и вчера .
Сегодня снег тает, и вчера .
Сегодня снег хрустит, и вчера .
Сегодня снег идет, и вчера .
Сегодня снег ложится, и вчера .
Сегодня снег кружится, и вчера ..

13. Игра «Что наделала зима?»

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

14. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

15. Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

16. Игра «Доскажи словечко».

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»

1.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

17. Игра « 4 лишний»

Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

(выбрать лишнюю картинку)

18.Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме Наша страна

Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

19. Игра «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

20. Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

21. Игра « Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

– кататься на санках

– кататься на велосипеде

– купаться в реке

– играть в снежки

– строить крепость из снега

– строить замок из песка

-кататься на роликах

22. Упражнение “Кому что нужно?”

Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна. (хоккеисту)

коньки нужны. (фигуристу)

сноуборд нужен – . (сноубордисту)

санки нужны – . , (саночнику)

23. Упражнение «составь предложения по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катается на коньках.

Дети слепили снеговика.

Мальчики играют в снежки.

24.Пословицы и поговорки о зиме

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

В Феврале два друга – мороз и вьюга.

Январю – большие морозы, февралю – метель.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

25. Игра « Мой рассказ о зиме»

Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Формы работы над лексической темой ‘Зима’ с детьми с ОНР в средней группе

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

МДОУ «Д/с «Островок», с. Малокурильское, Южно – Курильский район Сахалинская область

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: Доска магнитная, магниты, конверты, картинки по теме занятия, рассказ «Полезная прогулка», оригами.

1. Приветствие.

Логопед – доброе утро, дети, давайте с вами поиграем в игру «Загадка», каждый из вас покажет на один из конвертов, я оттуда достану листочек с загадкой, а вы должны ее отгадать.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

Когда это бывает?

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Дети говорят свои варианты ответов (выпал первый снег, скоро новый год, сейчас декабрь, значит, на улице наступила зима).

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия на логопункте

2. Игра «Назови ласково»

На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.

3. Игра «Составь предложение по картинке»

На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.

4. Игра «Назови зимнее слово»

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

5. Игра «Что ты знаешь о зиме?»

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?

6. Упражнение «Продолжи предложение»

Если зимой холоднее, чем весной, то весной …

Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …

Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …

7. Упражнение «Исправь ошибки»

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?

Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.

8. Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. (“Лепят снежок”).

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. (“Подбрасывают”).

Два — поймаем. (Приседают, “ловят”).

Три — уроним. (Встают, “роняют”).

И. сломаем. (Топают).

9. Игра «Найди отличия»

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

10. Упражнение «Образуй новые слова»

Крепость из снега – снежная крепость,

Кормушка из картона – …

Дом из кирпичей – …

11. Упражнение «Задача»

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

12. Физминутка «Снег»

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

13. Рассказ «Полезная прогулка»

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

14. Творческое задание на развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает детям слепить снежки своими руками из бумаги оригами.

Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с ОНР. Лексическая тема «Зима»

Надежда Бурдакова
Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с ОНР. Лексическая тема «Зима»

Лексическая тема «Зима».

Тема «Зима»(лексико-грамматическое занятие).

• Уточнить представления о зиме и ее приметах;

• Уточнить и расширить словарь по теме

• Учить правильно употреблять предлог «В»;

• Совершенствовать навык образования множественного числа имен существительных;

• Развивать внимание, память, мышление

• Совершенствовать общую, артикуляционную, мелкую моторики;

• Учить выполнять инструкции логопеда.

Ход занятия

Игра с мячом «Что мы видели, когда шли в детский сад»

II. Основная часть

1. Введение в тему

2. Познакомить детей признаками зимы

3. Артикуляционная гимнастика

«Домик», «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Слоник пьет воду», «Лопатка», «Хомячок», «Вкусное варенье», «Часики», «Качели», «Чистим зубки».

4. Дыхательная гимнастика

«Сдуть снежинки с ладони»

Как на горке – снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам).

5. Игра «Ответь правильно»

Снег белый или синий?

Лет твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

На улице холод или жара?

Зимой одеваемся тепло или холодно?

Снеговика лепят зимой или летом?

6. Игра «Что у тебя владони?»

-У меня в ладони снежинка и тд (савок, снеговик, комок,лопата)

7. Пальчиковая гимнастика

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки —

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

8. Игра «Один-много»

Зима, мороз, снежинка, снеговик и др

VI. Итог занятия

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР «Знатоки» Задачи приоритетной области (развитие речи): Коррекционно-образовательные: I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря.

Фронтальное занятие для детей средней группы по лексической теме «Грибы» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Грибы» Цели: • Уточнять и расширять представления детей о грибах, месте.

Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья.» Тема занятия: составление рассказа об осени. Цели: •.

Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [Р] в пословицах. Лексическая тема «Зима» Видео I. Организационный момент – Здравствуй, Яна. Сядь красиво, спинку выпрями. Посмотри кто к нам пришел в гости. Кто это? (снеговик). Поздоровайся.

Читайте также:
Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Конспект лексико-грамматического занятия для дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Мамин праздник» Лексическая тема «Мамин праздник». Лексико-грамматическое занятие. Цели/задачи: • Уточнить и расширить словарь по теме; • Формировать понятие.

Конспект лексико-грамматического занятия «Машины на нашей улице» для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: Машины на нашей улице. Цели: 1) закрепить знания детей о наземном транспорте; 2) образование прилагательных от существительных; образование.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План – конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР, лексическая тема недели «Насекомые. Цветы» Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР (лексическая тема недели «Насекомые. Цветы»). Педагог Гарина Татьяна.

Конспект занятия по звуковой культуре речи детей средней группы. Тема: «Зима белоснежная» (тематическое занятие). Конспект занятия по звуковой культуре речи детей средней группы. Тема: «Зима белоснежная» (тематическое занятие). Задачи: 1. О. -Учить детей.

Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе «Зима»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме, формирование связной речи.

Коррекционно-образовательная задача: расширять знания о зимних явлениях, закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения.

Коррекционно-развивающая задача: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, творческое воображение, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: аудиозапись «Звуки зимы», иллюстрации зимы, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, карандаши, индивидуальные альбомные листы с иллюстрациями снежинок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись «Звуки зимы» (слышится скрип снега под ногами, шум вьюги).

На доске выставлены картины зимы.

Логопед. Ребята, а что это за звуки мы слышим?

Дети . Мы слышим звуки вьюги, ветра, скрип снега.

Логопед . Ребята, какое сейчас время года?

II. Введение в тему.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)

Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)

Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосулька)

Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз!
(Снеговик)

Прозрачен, как стекло,

Да не вставишь его в окно

Логопед. Молодцы, ребята. Предлагаю присесть на свои места и немного размяться.

Массаж лицевых мышц:

Если вьюга и пурга (спиралевидные движения)

Намели вокруг снега НД – от середины лба к верхней части ушей,

И укутали дома – от носа к средней части ушей,

Значит, к нам пришла зима. от середины подбородка к нижней части ушей.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»:

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

III. Сообщение темы занятия.

Логопед. Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети . Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

IV. Изучение нового материала.

1. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов, отвечая на вопросы».

Логопед. Ребята, а что зима нам принесла?

Дети. Холод, морозы, снега, лёд, вьюгу, метель, снегопад.

Логопед. Что зимою лежит на земле?

Дети. На земле лежит снег. Дороги покрыты льдом.

Логопед. Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег».

Дети . Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, мягкий, мокрый, хрустящий.

2. Дыхательное упражнение «Снежинки».

Логопед. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (раздаются каждому ребенку бумажные снежинки на ниточке).

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки, пока я буду читать стихотворение.

Мы пушистые снежинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки, мы пушинки и танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок-

Получился вдруг снежок.

3. Дидактическая игра « Закончи предложение».

Логопед. Дети, Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше. Давайте вместе составлять предложения со значением противопоставления. Вы должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Логопед. Зимой бывает снегопад, а осенью…

Дети. Зимой бывает снегопад, а осенью листопад.

Логопед . Зимой бывает холодный снег, а летом…

Дети . Зимой бывает снег, а летом теплый дождь.

Логопед. Зимой катаются на санках, лыжах, коньках, а летом…

Дети. Зимой катаются на санках, а летом на самокате, велосипеде, роликах.

Логопед. Зимой лес спит, а весной…

Дети. Зимой лес спит, а весной просыпается.

Читайте также:
Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи

Логопед . Зимой бывает холодно, а летом…

Дети . Зимой бывает холодно, а летом жарко.

Логопед . Зимой деревья белые, а осенью…

Дети . Зимой деревья белые, а осенью желтые, золотые, красные.

Логопед . Зимой растут сугробы, а осенью растут…

Дети . Зимой растут сугробы, а осенью растут грибы.

4. Дидактическая игра «Найди быстро ошибку».

Логопед . Я сегодня буду вас путать и произносить предложения с ошибками. Послушайте и исправьте их.

Зимой очень жарко. Зимой можно загорать. Зимой идёт дождь. На деревьях зимой зелёные листья. Зимой люди надевают шорты, футболки и ходят без головного убора. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Дети исправляют ошибки.

V. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.

VI. Закрепление.

1. Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к словам, которые я буду называть.

Дети . Белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.

Логопед . День какой?

Дети . Морозный, снежный, короткий, ветреный.

Логопед . Ночь какая?

Дети . Длинная, лунная, звездная, снежная, морозная.

Логопед . Лед какой?

Дети . Холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий..

2. Дидактическая игра «Снежинки».

Логопед. Раскрась одинаковые снежинки в голубой цвет, а остальные на свой вкус. Детям раздаются карандаши и индивидуальные альбомные листы с иллюстрациями снежинок.

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

— О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети . Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.

Автор: Гирюк Екатерина Ивановна, учитель-логопед МДОУ «Ясли-сад № 281 города Донецка», Донецкая Народная Республика.

Статья размещена в авторской редакции

Фогрмы работы над лексической темой “Зима”
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Лексико-грамматические занятия в средней и старш ей группе по теме « Зима ». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. О бращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Скачать:

Вложение Размер
na_logoportal_2.odt 62.36 КБ
zima_konspekt.docx 23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы над лексической темой “Зима» с детьми с ОНР в средней группе»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»:

1.Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».

2 . Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.

3.Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

1.Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.

2.Развивать внимание, память, мышление, речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Оборудование: презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.

Ход организованной образовательной деятельности

1.Открытый вход в деятельность

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.

(Дети садятся на стульчики).

2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1 ).

– Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).

– Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом. (Слайд №2)

И в узорах стекла, (Слайд №3)

Иней на ветвях висит, (Слайд №4)

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки. (Слайд №5)

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи. (Слайд №7)

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен. (Слайд №8)

Слепят вмиг снеговика –

И кататься с горки. (Слайд №9)

Шуба, шапка и штаны –

Все в ледовой корке!

Лишь зимою Новый год (Слайд №10)

С елкою приходит.

3Д/и «Признаки зимы»

– Назовите, что бывает зимой?

– На улице холодно.

– На землю падает снег.

– Речка покрылась льдом.

– Зайчик стал белым.

– Дети лепят снеговика и катаются с горки.

– Люди встречают Новый год.

– Молодцы, много признаков зимы назвали.

– Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть?

– Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

5.Д/и «Зимние слова»

– На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).

– Много слов вы назвали, большой комок получился.

– А для того, чтобы нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:

Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)

Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).

Ногами мы потопаем.

Руками мы похлопаем.

И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

7.Задание «Утеплим зайчику шубку»

– Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.

– Кого вы видите на картинках?

– Летом зайчик был серым, а зимой стал белым. Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.

8.Открытый выход из деятельности

– Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме, выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.

Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Возрастная группа: старшая группа.

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Цель: Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима» .

– Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Зима»;

– Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.

– Продолжать учить подбирать определения к заданному слову.

– Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

– Закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

– Закреплять навыки классификации предметов.

– Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.

– Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление.

– Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

– Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

– Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Оборудование : презентация к занятию (картина «Зима», картинки к игре «Доскажи словечко», «Четвертый лишний»), елка, игрушки для украшения елки, фонограмма.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», рассматривание иллюстраций и беседы о зиме.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя у елки, стоя в кругу.

1. Открытый вход в деятельность

(дети стоят в кругу)

Логопед предлагает улыбнуться друг другу и поздороваться.

2. Вводно – организационный

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, –

Значит, к нам пришла … (Зима)

3. Мотивация на деятельность

– Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме. (Логопед приглашает детей сесть на стульчики).

– На чем можно к ней добраться?

На санях к тебе летели

Мы сквозь вьюги и метели

Через речку перебрались

У Зимы мы оказались!

– Вот мы и в гостях у Зимушки. (На экране изображение зимних пейзажей).

– Сегодня я предлагаю вам рассказать о том, что вы уже знаете о зиме, выполнить задания и узнать много нового и интересного.

4. Расширение имеющихся знаний

Беседа с детьми:

– После, какого времени года наступает зима?

– Назовите зимние месяцы.

– Как мы узнаем, что наступила зима?

– Какая зимой погода?

– Как меняется продолжительность дня и ночи?

– Что появилось на реках и прудах с наступлением зимы?

– Как изменилась жизнь животных с приходом зимы?

– Зимой птиц стало больше или меньше? Почему?

– Как зимой одеваются люди?

– Вы уже многое знаете о зиме. Скажите, а вам нравится зима?

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки, да не простые, а с заданиями.

Игра «Какая зима»

Вот вам первая снежинка,

И на ней задание.

Вы скажите мне, друзья,

А какая я – зима?

(предполагаемы ответы детей: зима холодная, зима снежная, зима морозная, зима суровая, зима долгожданная и т.д.)

– Молодцы, вы назвали много «зимних» слов.

Игра «Доскажи словечко»

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

(По ходу чтения стихотворения дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие картинки)

Тихо, тихо, как во сне падает на землю . ( снег ) (щелчок).

С неба все скользят пушинки – серебристые. ( снежинки ) (щелчок).

На поселки, на лужок все снижается. ( снежок ) (щелчок).

Вот веселье для ребят – все сильнее. ( снегопад ) (щелчок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в . ( снежки ) (щелчок).

Словно в белый пуховик нарядился. ( снеговик ) (щелчок).

Рядом снежная фигурка – это девочка – . ( снегурка ) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. ( снегири ) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. ( снег ) (щелчок).

– Какие слова вы добавляли?

(Дети отвечают, на экране появляются картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

– На какое слово похожи все эти слова?

– Да, все эти слова объединяет слово « снег ». (картинка на экране).

– Что – то холодно мне стало. Пора нам подвигаться и погреться.

5. Динамическая пауза

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки (хлопки)

Рукавички мы наденем (имитация движений)

Не боимся мы метели (повороты головы в стороны)

Ножки тоже мы погреем (растирание ног)

Мы потопаем скорее (топают ногами)

И еще погреем ножки,

Мы попрыгаем немножко . (прыжки )

Мы с морозом подружились (обнять себя руками)

Как снежинки закружились. (повороты на месте)

6 Знакомство с новым материалом

Игра «Четвертый лишний»

Вот еще одна снежинка –

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне, друзья,

Что здесь лишнее убрать?

– На экране появились картинки, подумайте, какая из них лишняя и расскажите почему.

1) санки, коньки, велосипед, лыжи

2) валенки, сапоги, ботинки, босоножки

3) синица, ласточка, снегирь, сорока.

– Каких еще зимующих птиц вы знаете?

– Как живется птицам зимой?

– Как люди могут помочь птицам?

А теперь я предлагаю вам поиграть со снежинкой в игру «Что можно делать зимой»

(дети встают в кругу)

– Зимой мы очень любим гулять. Расскажите, что можно делать зимой.

(дети передают снежинку по кругу и составляют предложения по образцу логопеда. Зимой можно любоваться природой. Зимой можно играть в снежки. Зимой можно лепить снеговика. Зимой можно строить крепость. Зимой можно кататься на санках. Зимой можно кататься на коньках. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой можно кататься с горки на ледянке. Зимой можно играть в хоккей. Зимой можно рассматривать узоры на стекле. Зимой можно наряжать елку.)

7. Практическая деятельность

– Почему зимой люди наряжают елки?

– Совсем скоро наступит Новый год. Сегодня мы с вами тоже будем наряжать елку.

– Мы много говорили о снеге. Скажите, какой первый звук вы слышите в слове «снег»?

– Елку мы нарядим шариками с картинками, в названии, которых есть звук «С».

(дети подходят к столу, где находится елка и елочные украшения. Каждый выбирает игрушку со звуком «С», называет слово и вешает игрушку на елку).

8. Открытый выход из деятельности

– Какая красота. Вам нравится?

– Расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии?

– Вы все сегодня очень постарались. Молодцы!

– Я думаю, мы поставим нашу нарядную елочку в группе, и она будет создавать нам праздничное настроение.

Самоанализ НОД по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Занятие проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением ОНР 3 уровень. В процессе НОД решались следующие задачи:

Дети сидели на стульчиках полукругом, перемещались по кабинету, выполняли коллективную работу стоя у елки. Использовались словесные, игровые приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания; вопросы поискового характера, на сообразительность и логическое мышление (игры «Четвертый лишний», «Что можно делать зимой»). Игры «Какая зима» и «Доскажи словечко» закрепили знания по лексико-грамматическому строю речи. Игра «Нарядим елочку» способствовала развитию фонематического слуха.

Динамическая пауза внесла разрядку, смену действий, что активизировало детей на дальнейшую работу.

Дети были заинтересованы в работе и старались правильно отвечать на вопросы, делали выводы, дополняли ответ товарища, проявляли дружеское, доброжелательное отношение к сверстникам.

В заключительной части НОД был подведен итог и дана положительная оценка деятельности, что имело психо-эмоциональную направленность.

Поставленные задачи в ходе НОД были решены, но с учетом тяжелых речевых нарушений у детей, необходимо продолжать совершенствовать грамматический строй, связную речь и пополнять словарный запас.

В ходе НОД использовались игровые, информационно-коммуникационная технологии, технология по развитию лексико-грамматической стороны речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по лексической теме “Домашние животные” в старшей группе детей с нарушением речи

Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой.

Планирование работы по лексической теме “Осень” в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники

Планирование для учителей-логопедов по лексической теме “Осень” в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники.

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме “Овощи” в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных дей.

Картотека для работы по лексическим темам.

В данной картотеке для каждой лексической темы представлены: лексические единицы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и мимическая гимнастика.

Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

Это помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей группы,что способствует целенаправленному системному.

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему «Дикие животные»

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему«Дикие животные”Содержание1.Мимические упражнения2.Дыхательные упражнения3. Артикуляционные упражнения4.

Карточки для индивидуальной работы по лексическим темам.

Карточки – набор заданий по лексическим темам. В помощь воспитателю при индивидуальной или подгрупповой работе с детьми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: