Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонетической Дислалией

Дислалия: виды, причины, диагностика и коррекция

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Основная характеристика дислалии

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.

В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.

Основная классификация дислалии

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:

  1. Моторная. Моторная дислалия возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звуки ребенок подбирает правильно.
  2. Сенсорная. Характеризуется теми же нарушениями, но в речеслуховом анализаторе. Ребенок испытывает проблемы в слуховом различении звуков, которые схожи по произношению: шипящие и свистящие, твердые и мягкие, глухие и звонкие.
  3. Сенсомоторная. В этом случае присутствует оба варианта нарушений, т.е. происходят искажения и замены звуков.

От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

  • Акустико-фонематическая дислалия. Ребенок не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносятся правильно, но встречаются либо пропуски, либо замены звуков.
  • Артикуляторно-фонематическая дислалия. Наблюдается нарушение фонематического слуха, поэтому ребенок использует «неправильные» звуки при произношении.
  • Артикуляторно-фонетическая дислалия. Характеризуется нарушениями звукового оформления речи из-за неправильно сложившихся артикуляторных позиций. При этом ребенок правильно воспринимает звуки на слух.

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

  • Ротацизм – проблемы со звуком Р и Р’.
  • Ламбдацизм – Л и Л’.
  • Йотацизм – проблемы со звуком Й.
  • Сигматизм – проблемы с произношением и свистящих, и шипящих звуков.
  • Каппацизм – К и К’.
  • Гаммацизм – Г и Г’.
  • Хиттизм – проблемы с Х.

Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

  • Короткая уздечка языка.
  • Нарушенная зубочелюстная система. Сюда могут быть включены различные патологии: неправильный прикус, слишком развития верхняя челюсть по сравнению с нижней, большой промежуток при смыкании челюстей и т.д.
  • Слишком массивный язык (макроглоссия) или, напротив, слишком узкий и маленький (микроглоссия).
  • Утолщенные губы с ограничением их подвижности.
  • Неправильно сформированное нёбо (узкое, плоское, высокое)

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

  • Причины функциональной дислалии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы функциональной дислалии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция функциональной дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение
Читайте также:
Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

Читайте также:
Восстановление речи после инсульта на раннем сроке

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.

Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» – «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» – «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» – «мял»), соноров («рука» – «лука»), аффрикат («цапля» – «чапля»).

Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми – родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов. Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.
Читайте также:
Словесные головоломки при афазии

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией

Иванова Наталья Викторовна
канд.пед.наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, klunat@yandex.ru
Кубракова Анжелика Александровна
Студентка 4 курса кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г.Смоленск, anzhelika_kubrakova@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с речевыми патологиями: дислалия и стертая дизартрия. Основное внимание в работе акцентируется на результатах обследования звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией, вследствие чего выявлены особенности этих нарушений.
Ключевые слова: речь, дошкольный возраст, дислалия, стертая дизартрия, обследование, звукопроизношение.

The specific nature of sound pronunciation impairment of preschool children with dyslalia and wrong dysarthria

Ivanova Natalia Viktorovna
PhD in Pedagogy, docent of the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Kubrakova Anzhelika Aleksandrovna
4 year student of Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The subject of the article is the specific nature of sound pronunciation impairment of preschool children with these pathologies. There are also the results of checkup of sound pronunciation of children with dyslalia and wrong dysarthria as a result of which the specific nature of this impairments are revealed.
Keywords: preschool age, dyslalia, wrong dysarthria, checkup, sound pronunciation

Речь – важнейшая психическая функция человека. Ребенок, овладевая речью, приобретает способность к понятийному мышлению, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Речевое общение создает условия для социального контакта с окружающими людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности [5, с 5].

Потребность в общении возникает лишь в жизненной ситуации взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Впервые это происходит в первые два месяца жизни ребенка на основе его потребностей [2, с 5].

Правильная речь – это главное условие для всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче его речь, тем легче ему высказать свои мысли и пожелания в общении с окружающими его взрослыми и детьми. Нарушение же речи приводит к замкнутости ребенка, к отказу от общения не только со сверстниками, но и с родными в целом.

Также, одной из причин неуспеваемости детей при поступлении в школу является нарушение звукопроизношения.

Звукопроизношение – важная оставляющая внешнего оформления высказывания дошкольника, которое строится из звуков родного языка, а изучение языка невозможно без изучения звуков этого языка.

Не вызывает сомнения, что усвоение грамматического строя языка и связной речи ребенка строится на овладении звуковой системой языка.

Фонетика, изучающая звуковую оболочку речи, рассматривает звуки речи как явления, которые помогают словам приобрести материальную звуковую оболочку.

По мнению В.И. Селиверстова, «Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [3].

Формирование произносительной стороны речи у детей – это сложный, многокомпонентный процесс, посредствам которого ребенок учится воспринимать речь, обращенную к нему, и управлять органами речевого аппарата для воспроизведения речи в целях выражения своих мыслей, чувств, потребностей.

Усвоение правильной звуковой стороны речи является одной из важнейших предпосылок для достижения ребенком коммуникативной цели общения.

«Неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене», по мнению Б.Г. Мещерякова, это дислалия [4].

Читайте также:
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

«Сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи», по определению Е.Ф. Архиповой, стертая дизартрия [1].

Причиной искаженного произношения звуков при стертой дизартрии является недостаточная сформированность артикуляционной моторики [1].

Многие авторы отмечают, что дети дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией многие звуки изолированно, в слогах, иногда и в словах произносят правильно, но в потоке самостоятельной речи могут заменять их на сходные звуки по артикуляторным и/или акустическим признакам, смешивать их или вообще не произносить (пропуск звука).

Таким образом, нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста и при дислалии и при стертой дизартрии характеризуется искажением, заменами и пропусками звуков. Однако при стертой дизартрии отмечается не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение просодических компонентов речи, которые обусловлены недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного и голосового отделов периферического речевого аппарата). В то время как при дислалии нарушений иннервации мышц речевого аппарата не наблюдается.

Также существует взаимосвязь между тем, как ребенок произносит звуки в самостоятельной речи и степенью сложности вида его речевой деятельности.

На основе методики обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста О.Б. Иншаковой нами было организовано обследование звукопроизношения детей на базе двух Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с заключением «дислалия» – 10 человек и «стертая дизартрия» – 10 человек. Общее число испытуемых – 20 человек.

Цель исследования – выявить особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

Для достижения цели, описанной выше, были поставлены следующие задачи:

1. Провести диагностическое исследование нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

2. Дать сравнительный анализ звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией.

Обследование включало в себя следующее задание:

Инструкция: посмотри внимательно на картинки и назови их.

За каждый правильно произносимый исследуемый звук ребенок получает 1 балл (max: 25 баллов).

При анализе результатов мы использовали следующие критерии:

– количество нарушений произношения звуков и их характер;

– наличие/отсутствие преобладания определенного типа искажений и замен определенного звука;

– возможность контроля правильности при произнесении слова.

Для сравнения правильности воспроизведения исследуемого звука при обработке результатов обследования нами было определено количество правильных ответов у каждого ребенка.

На основе обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией нами были выявлены следующие результаты:

1. При обследовании звукопроизношения у дошкольников с дислалией и стертой дизартрией выявлено, что для этих двух групп детей характерно наличие схожих признаков: искажения, пропуски и замены звуков различных групп как отдельно, так и одновременное нарушение нескольких групп звуков одновременно (свистящие + шипящие звуки; сонорные + шипящие + свистящие звуки).

2. Для детей с дислалией характерны нарушения одного, двух или трех звуков, чаще сонорных, реже свистящих и шипящих. У 8 детей (80%) отмечалось нарушение лишь одной группы звуков (сонорные звуки); нарушение одновременно двух групп звуков (свистящие и шипящие) наблюдалось лишь у 1 ребенка (10%).

3. Для детей со стертой дизартрией характерно нарушение, как сонорных звуков, так и свистящих и шипящих. Нарушение одновременно свистящих и сонорных звуков имели 2 ребенка (20%); нарушение одновременно шипящих и сонорных звуков отмечалось у 2 детей (20%); а также одновременное нарушение всех трех звуков отмечается у 1 ребенка (10%). Нарушение лишь одной группы звуков имели 5 детей (50%).

Также для детей со стертой дизартрией было характерно межзубное и боковое произношение звуков: шипящие, свистящие и сонорные звуки заменялись искаженными звуками (например: звук [ц] – обычно заменялся на [с] или искаженное произнесение [с]).

4. Наиболее трудными в произношении для детей с дислалией и стертой дизартрией оказались сонорные звуки ([р], [р’], [л], [л’]).

Для точной оценки неврологического состояния детей со стертой дизартрией мы попросили их выполнить некоторые артикуляционные упражнения:

1. «Слоник». Инструкция: губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таким положении на счёт 1-5;

2. «Блинчик». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт 1-5;

3. «Иголочка». Инструкция: рот приоткрыть. Язык высунуть вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении на счёт 1-5;

4. «Качели». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы;

Читайте также:
Восстановительное обучение при семантической афазии

5. «Часики». Инструкция: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой на счёт 1-2.

Таким образом, помимо нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией при обследовании отмечались неточности положения артикуляционных органов, избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, что в конечном счете и приводит к неправильному звукопроизношению. Неточности органов артикуляции обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. У детей отмечались неточности движений органов артикуляции, темп артикуляционных движений замедленный, движения губ выполнялись не в полном объеме, наблюдались трудности в растягивании губ, обусловленные спастичностью мышц артикуляционного аппарата, в то время как у детей с дислалией таких нарушений отмечено не было.

Также у многих детей со стертой дизартрией отмечались небольшие отклонения кончика языка в сторону пареза (девиация), что приводит к ограничению подвижности в средней части языка, медленному переключению с одной артикуляционной позы на другую.

Исследование особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией и стертой дизартрией показало, что для этих детей характерно наличие схожих нарушений (замен, искажений, пропусков звуков) в большинстве случаев — замены звуков, реже пропуски звуков.

Таким образом, было выявлено, что дефекты звукопроизношения наблюдаются как при дислалии, так и при стертой дизартрии. В том и другом случае они имеют разную причинную обусловленность (при стертой дизартрии имеет место неврологическая симптоматика), но внешне могут выглядеть одинаково. Выявленные в ходе обследования нарушения звукопроизношения позволяют акцентировать внимание логопедов на разграничение двух речевых нарушений для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по исправлению данных дефектов.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.:АСТ; Астрель, 2014. 319 с.
2. Логопедия. Основы теории и практики / под ред. Н.С. Жуковой. М.: Эскимо, 2016. 288 с.
3. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологичческий словарь логопеда М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400с.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Изд. 3-е. М. 2002. 632с.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С., Основы дошкольной логопедии. М.: Эскимо, 2015. 320 с.

Дислалия (нарушение звукопроизношения)

Классификация, диагностика и методы коррекции дислалии

В логопедии к дефектам звукопроизношения принято относить: дизартрию, ринолалию, дислалию. О последнем диагнозе, часто встречающемся на практике, и пойдёт речь в данной статье.

Дислалия (косноязычие) – это нарушение нормального звукопроизношения, не являющееся следствием повреждений или заболеваний органов физического слуха и центральной нервной системы (ЦНС).

Диагноз может лежать в основе общего недоразвития речи.

При дислалии ребёнок может пропускать звуки, заменять, искажать либо смешивать их.

Имеется общепризнанная терминология при неверном произношении звуков:

сигматизм – при свистящих С, З и шипящих Ж, Ш, Щ, Ч;

ламбдацизм присонорной Л;

ротацизм (картавость) присонорной Р;

гаммацизм, каппацизм, хитизм призаднеязычных Г, К, Х;

йотацизм при Й.

При этом лексика, грамматика, уровень связной речи, словарь активных слов соответствуют возрастной норме.

Классификация дислалии

В зависимости от причин нарушения произношения звуков, дислалия подразделяется на две формы: органическую (механическую) и функциональную.

Об органической формеговорят, если в строении органов артикуляционного аппарата имеется патология.

Функциональная форма связана с временным нарушением в коре головного мозга или негативными социальными причинами, при отсутствии аномалий артикуляционного аппарата.

В органической форме, в свою очередь, выделяют следующие виды:

сенсорная, связанная с трудностями слухового различения звуков, похожих по акустике (звонкие-глухие, твёрдые-мягкие);

моторная, обусловленная искажениями в артикуляции звуков.

Если сенсорный и моторный вид присутствуют одновременно, то диагноз звучит как сенсомоторная дислалия.

Функциональная форма имеет три вида:

акустико-фонематическая (когда недоразвит речевой слух);

артикуляторно-фонетическая (когда неправильно усвоены артикуляционные позиции);

артикуляторно-фонематическая (в случае произношения звуков с неверным положением языка, ставшем привычкой).

По характерной степени нарушения известна ещё одна классификация дислалии:

простая (мономорфная), когда имеются проблемы с произношением одной группы звуков (например, свистящие или шипящие);

сложная (полиморфная), в случае неправильного произношения звуков из двух и более групп.

Существует физиологическая (возрастная) дислалия из-за недоразвитости органов артикуляции, не связанная с их патологиями. Она проходит самостоятельно к 5 годам.

Причины дислалии

Причиной органической формы дислалии являются дефекты строения таких органов артикуляции, как язык, губы, челюсти, зубы.

Они бывают наследственного, врождённого или приобретённого (травмы, болезни зубочелюстной системы) происхождения.

Например, неправильный прикус, короткая уздечка языка, малоподвижные губы, аномальные особенности строения зубов, нёба, размера языка.

Причины функциональной формы:

К ним относятся: ослабленность организма как следствие частых или хронических заболеваний, нарушения в коре головного мозга или ЦНС (минимальная мозговая дисфункция), недоразвитость фонематического слуха.

Читайте также:
Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Сюда входят: двуязычие в семье, подражание дефектной речи взрослых, дефицит общения, не исправление родителями речевых ошибок детей.

Диагностика

При подозрении на дислалию проводится тщательное логопедическое обследование с привлечением для консультации врачей: невролога, лор-врача, стоматолога (хирурга, ортодонта).

Проводится опрос родителей обо всех этапах жизни ребёнка, начиная с внутриутробного этапа. Выясняется, какие заболевания он перенёс, какая симптоматика сопровождала его с логопедической точки зрения.

Всё это помогает понять причину нарушения.

Затем логопедом выполняется визуальный осмотр ребёнка на наличие дефектов строения речевого аппарата, состояние артикуляционных мышц.

Далее идёт тестирование. Необходимо исключить дизартрию стёртой формы.

Ребёнку предлагается выполнить специальные задания для выяснения формы и вида дислалии, которые будут указаны в заключении. Это нужно для назначения соответствующих методов коррекции.

Методы коррекции

Коррекция дислалии делится на 3 этапа:

2. формирование первичных навыков произношения;

3. развитие навыков коммуникации

1 этап предполагает устранение нарушений в строении органов речи (подрезание уздечки языка, лечение у ортодонта, пластика верхней губы) – при органической дислалии.

При функциональной дислалии (моторной) проводятся занятия по артикуляционной гимнастике, логопедическому массажу, при сенсорном виде – развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания.

Все формы дислалии нуждаются в развитии мелкой моторики.

2 этап включает в себя постановку звуков, автоматизацию их в речи, а в случае смешения звуков – работу по их разделению (различению).

3 этап направлен на выработкунавыков применения отработанных звуков при свободном общении, самоконтроля речи.

По продолжительности коррекционный период занимает до полугода, в зависимости от тяжести нарушения.

Большое внимание уделяется работе дома с родителями. Логопед даёт задания по закреплению материала занятий, показывает артикуляционные упражнения.

Несмотря на то, что дислалия поддаётся коррекции, лучше своевременно обращать внимание на речевые проблемы малыша.

Профилактика дислалии

Она заключается в раннем выявлении дефектов строения органов речи.

Взрослые должны показывать пример правильной речи с чёткой дикцией, постоянно контролировать физическое и умственное развитие ребёнка, посвящать ему много времени, проводя его с пользой.

Подборка частых вопросов. Перейти

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата у пациентов с нормальным слухом и с присутствием подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

  • Классификация
  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Коррекция
  • Прогноз

Классификация

В настоящее время выделяют две формы дислалии:

  • органическую или по другому называемую механическую,
  • функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного звукообразующего аппарата.

Функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.

Причины

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

Среди аномалий артикуляционного аппарата, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы;
  • макроглоссия — массивный, язык;
  • микроглоссия — узкий, маленький язык;
  • толстые, малоподвижные губы;
  • неправильный прикус: глубокий, перекрестный, открытый;
  • аномалии зубных рядов: диастемы, редко расположенные или мелкие;
  • высокое узкое или низкое плоское верхнее нёбо.

Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.

В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы:

  • педагогическая запущенность;
  • «сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • косноязычная, торопливая речь окружающих;
  • билингвизм в окружении;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • общая физическая слабость.

Симптомы

Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и искажения звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине либо в конце слова.

Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.

О смешении звуков говорят, если постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно, то неуместно.

Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Читайте также:
Современные научные подходы коррекции нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

Диагностика

Логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и при помощи специальных тестовых упражнений.

В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения, а именно отсутствие, замена, смешение и искажение звуков в различных позициях — изолированно, в слогах открытых, закрытых или со стечением согласных, словах в начале, середине или конце, а так же фразах и текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить пациента на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, при функциональной дислалии к неврологу.

При подозрении тугоухости проводится консультация у отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Коррекция

Коррекцию дислалии обычно делят на три этапа:

  • Подготовительный этап. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате: ортодонтическое лечение, пластика уздечки. При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов.
  • Формирование первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
  • Формирование коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже трех раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.

Прогноз

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции . Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, регулярностью занятий.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины дислалии, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2983 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 18.01.2022).

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

Читайте также:
Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

 доступность (финансовые затраты небольшие)

 простота использования (применение педагогами и родителями)

 вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

 обеспечение успешности ребенка;

 кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

Читайте также:
Коррекция дисграфии у младших школьников

 выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

 благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

  1. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  4. Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru//
  7. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина

— Какой главный орган артикуляции у человека? Особенности пальцевой моторики рук у детей.

Артикуляционная гимнастика нормализует речевую моторику.

артикуляционная гимнастика, ребенок, артикуляционный аппарат, упражнение, изготовление кукол, речевое развитие ребенка, традиционная методика, пальцевая моторика, детский сад, орган артикуляции.

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Использование инновационных приемов по развитию.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ.

Практика проведения артикуляционной гимнастики.

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик языка, выработок подвижности губ, бусина, чайная ложка. Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции.

Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа

— Мелкая моторика; — Артикуляционная база; — Речевое и слуховое внимание.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых.

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений, занятие, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, артикуляционное упражнение.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

артикуляционная гимнастика, ребенок, произвольная моторика, развитие, упражнение, артикуляционный аппарат, мышечный тонус, движение, дыхательная гимнастика, комплексная работа.

Читайте также:
Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Аннотация: В этой статье рассматривается важность и необходимость развития артикуляционной моторики. Изучается биоэнергопластика, как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппарата Итогом работы является определение этапов и последовательности коррекционной работы.

Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей.

Для этого необходимо четко произносить все звуки родного языка. С целью тренировки мышц артикуляционного аппарата и подготовительного этапа постановки звуков используют артикуляционную гимнастику. Но ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений [1].

Новым и интересным методом является биоэнергопластика. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес детей, поддерживать их эмоциональный настрой.

Биоэнергопластика используется с учетом индивидуального подхода, возрастных особенностей и основного вида деятельности дошкольников – игры, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту [4].

Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики [3].

«Биоэнергоплатика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью[2].

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы[1].

Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, при котором наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков [5].

Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков.

Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.

Вначале ребенком разучиваются упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используются придуманные герои перчаточного театра Чупа и Чупс [1].

Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:

1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)

Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

2 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.

3 этап: Основной (октябрь — апрель)

Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.

4 этап: Автоматизация умений (октябрь — апрель)

Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.

3. О йога-данс или биоэнергопластике. – интернет-ресурс

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5. Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: