Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения пересказывать текст с помощью мнемотаблиц.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет Психологии и педагогики

Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования

Курсовая работа

МНЕМОТАБОИЦЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Педагогическое образование

Направленность Начальное образование

Исполнитель:Волкова Екатерина Евгеньевна, студентка группы Б-6021 очного отделения ______________________________________________

Научный руководитель:Некрасова О.А.,

к.п.н., доцент __________________________________

Заведующий кафедрой:АбрамовскихН.В.,

д.п.н., доцент _________________________________

Оценка ______________________________________

Сургут 2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы формирования пересказывать текст с использованием мнемотаблиц у детей младшего школьного возраста

1.1. Формирование умения пересказывать текст у детей младшего школьного возраста

1.3. Использование мнемотабиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2.1. Диагностика уровня сформированности умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2.2. Методические рекомендации по использованию

Выводы по второй главе

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)указываются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения, и одним из результатов является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» [ФГОС НОО, с 22].

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ПООП НОО) говорится о том, что выпускник начальной школы научится использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

· для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

· для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

Каждый текст рассчитан на чье-либо восприятие. Чтобы понять текст, необходимо уметь соответствующим образом интерпретировать его. Каждый адресат (читатель/слушатель) привносит в художественный текст собственные представления, основой которых является читательский и житейский опыт, позволяющий оценить глубину понимания текста адресатом. Интерпретация позволяет полнее познать не только фактуальную и концептуальную информации, заложенные в тексте, но и скрытую, подтекстовую информацию

Умение чётко и ясно высказать свое мнение, точно передать информацию, подбирать нужные слова формируется на протяжении всей жизни. Его основы закладываются в довольно раннем возрасте, а целенаправленная работа над формированием умения рассказывать проводится в начальной школе. Именно для того, чтобы ребенок научился пользоваться всеми возможностями человеческой речи, начиная с первого класса дети получают задания типа «придумать рассказ», «пересказать текст», «выучить наизусть».

Каждый из этих видов заданий требует особого подхода и может вызвать определенные затруднения. В своей работе мы подробно рассмотрели рассматривали один из таких заданий – пересказ.

Изучением проблемы обучения пересказу в течение многих лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги (В. Г. Петрова, М. С. Певзнер, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева).

Е. П. Селезнева в своей работе отмечает, что воспитание речи требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом. Такая работа чаще всего отражается при обучении пересказу.

Одни ученые считают, что пересказ — это вид работы учащихся, средство развития речи на основе образца. Другие же утверждают, что пересказ — это средство обогащения речи учащихся. Устная речь является одним из видов речевой деятельности, которым овладевает ребенок. Совершенствование речевой деятельности, предполагает формирование комплекса умений, а решить эту задачу можно упражнениями в производстве и восприятии высказываний. Важнейшее условие — это создание специальных речевых ситуаций. Для овладения устной речью необходимо развитие слуха и хорошая речевая среда, которая и должна создаваться непосредственно на уроках литературного чтения. Ребёнок учится речи на основе подражания, и поэтому то, что он будет говорить, самым непосредственным образом связано с тем, что он будет слышать. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие монологической речи, закладываются основные формы речи, овладение письменной речью. В современных условиях реформы российского образования особенно актуальным является развитие грамотной личности. Для достижения этой цели необходимо совершенствование всех звеньев обучения и воспитания детей.

Проблема исследования:«Как с помощью мнемотехнологии сформировать умение пересказывать у детей младшего школьного возраста?»

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы определили тему данного исследования: «Мнемотаблицы как средство формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: теоретическое обоснование возможности использования мнемотаблиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:особенности использования мнемотаблиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, объекта, предмета, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

3. Представить примеры мнемотаблиц, которые можно использовать для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

4. Выявить уровень сформированности умения пересказывать у детей младшего школьного возраста;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

База исследования:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30, г. Сургут.

Практическая значимость работы заключается в составлении перечня заданий с мнемотаблицами для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

Структура курсовой работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.

Читайте также:
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения пересказывать текст с помощью мнемотаблиц.

1.1. Формирование умения пересказывать текст у детей младшего школьного возраста

Пересказ – на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами. Но многим детям эта работа даётся с трудом. Можно назвать следующие наиболее частые ошибки, встречающиеся при пересказе у детей младшего школьного возраста: непоследовательность пересказа (рассказ о событиях с нарушением порядка, в котором

· они происходили); фактические ошибки (рассказ о событиях, которые не упоминаются в тексте,

· искажение имен героев и т.п.); смешение краткого и подробного пересказов (одна часть текста пересказывается

· слишком сжато, другая – необоснованно детально); речевые ошибки (неверное использование слов, нарушение связи слов в

· предложениях, ошибки при построении предложений, тавтология – многократные повторы одних и тех же слов).

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнку осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления, помогающее ребёнку формировать правильную монологическую речь, а в дальнейшем применять эти навыки при написании сначала изложении и собственных сочинений.

М. Горький в одном из своих писем к К.С. Станиславскому писал: «Я уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника. Эти задатки наших учеников нужно пробудить, активизировать, чтобы наш маленький читатель смог увидеть и воспроизвести в своём воображении всё то, что показано в тексте».

Педагог К.Д. Ушинский отмечал то, что учитель обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают выражение этой мысли в слове.

Методисты 70 – 80-х годов XIX в. Н.Ф.Бунаков, П. Н. Солонина, В.Я. Стоюнин отстаивали необходимость работы над живым словом детей.

Психолог Н.И. Жинкин отмечает: «Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжённым

вниманием слушатели. Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображения детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит».

В основе пересказа лежит воспроизведение. Для того чтобы пересказать текст, необходимо уметь в процессе чтения производить смысловой анализ (а это требует известной техники чтения), нужно обладать определенными способностями к запоминанию и определенным уровнем речевого развития.

По тому, что и как воспроизводиться, можно судить о степени понимания прочитанного, об уровне развития памяти и речи. Именно поэтому психологи уделяют внимание пересказу, и исследуют такие процессы, как восприятие, внимание, запоминание, развитие мышления.

Известно, что в процессе чтения текста происходит его осмысление, формируются представления.

Воспитание речи требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом. Такая работа чаще всего отражается при обучении пересказу. Рассмотрим данное понятие с разных аспектов.

Одни ученые считают, что пересказ – это вид работы учащихся, средство развития речи на основе образца.

Другие же утверждают, что пересказ – это средство обогащения речи учащихся.

По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным тестом, на основе которого он выполняется.

Работу над развитием устной монологической речи следует начинать уже с первого класса. Не все дети, пришедшие в школу, могут читать самостоятельно. Поэтому чтение текста осуществляется учителем. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание.

Пересказ проходит лучше, если дети сами читают текст без предварительного чтения учителя, так как уже при вторичном, самостоятельном прочтении у детей теряется интерес к сюжету. Поэтому учить пересказу необходимо по двум разным направлениям:

• по прочитанному тексту про себя;

• по прослушанному тексту.

Проверка первичного восприятия – это уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла прочитанного. Самый удобный прием для этого – беседа, в которую не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Учитель должен прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.

Цель пересказа – помочь ребёнку научиться избегать подобных ошибок, обогатить и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения. В начальной школе для пересказа предлагаются, в основном, два типа текстов.

Первый – это рассказ-описание. В таких текстах мало событий, но большое количество образных выражений, эмоционально окрашенных слов. Цель такого пересказа – расширить и обогатить словарный запас детей. При подготовке пересказа текста-описания надо акцентировать внимание на словах, употребленных в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах. Для закрепления полученных знаний полезна игра «Что на что похоже», самой простой вариацией её является разглядывание облаков и сравнение формы облаков со знакомыми предметами. Образные выражения и сравнительные обороты, которые встречались в тексте пересказа, можно напоминать и в повседневной жизни: осенние листья похожи на золотые монеты, дождь напоминает слёзы, солнце на небе как будто улыбается прохожим и т.п.

Второй тип текстов, часто предлагаемых для пересказа – это авторское описание каких-либо событий. Обычно для пересказов выбирают тексты, в которых отсутствуют диалоги или их число сведено к минимуму. Здесь у ребёнка есть возможность, в первую очередь, потренироваться в передаче речи другого человека. Важно также достоверно рассказать о последовательности событий. Для расширения словарного запаса в таких текстах могут пригодиться слова, описывающие эмоциональное состояние людей и животных, особенности их внешнего вида.

Важным условием развития младших школьников является запоминание прочитанного. От уровня её сформированности зависит возможность ребёнка познавать окружающий мир. Но в умении пересказывать текст часто встречаются серьёзные пробелы. К ним можно отнести: маленький словарный запас, ошибки в построении предложений, невыразительное чтение стихов и т. д., что в дальнейшем может сказаться на обучении в школе. Причинами таких проблем могут быть дефицит речевого общения детей с родителями, неосведомлённость взрослых о правильном развитии связной речи ребёнка, скудный словарный запас самих родителей.

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

Если в окружении ребёнка взрослые владеют умением пересказывать, то и ребёнок говорит хорошо, не испытывает трудностей в общении. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными технологиями.

Эффективным приемом, повышающим эмоциональный уровень пересказа, является иллюстрирование. Этот метод конкретизирует образец рассказа, делает его сюжет более ярким и наглядным. Иллюстрации должны быть в красках: это очень важно, так как дает возможность младшим школьникам представить картины природы, образцы действующих лиц ярче и правильнее. Такая работа подлинно творческая работа. Дети много вносят своего в пересказ при данном виде работы. Благодаря этому им будет легче его пересказать.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 28.09.2019

Статья просмотрена: 976 раз

Библиографическое описание:

Явхута, М. В. Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники / М. В. Явхута, С. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15328/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника, обучение пересказу.

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

В условиях реализации ФГОС ДО определены целевые ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Они очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию детей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ связной монологической речи. Родная речь играет уникальную роль в познавательном развитии дошкольников. Язык и речь тесно связан с такими психологическими процессами как мышление, воображение, память и эмоции.

В настоящее время количество детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений.

При пересказе художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей мы начали использовать мнемотехнические приемы.

Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Мнемотехника включает в себя следующие структурные компоненты: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Первым этапом обучения для дошкольников является использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу.

Мнемоквадраты — картинка, которая представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Например: солнце, капель, птицы и т. д. По мнемоквадратам дети учатся составлять предложения.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. На данном этапе дети учатся делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста, придумывание своего заголовка к произведению, давать заглавие выделенным частям рассказов.

Таким образом, использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Следующий этап применения мнемотехники — обучение пересказу.

Мнемотехника на этапе пересказа художественного произведения была направлена:

  1. На понимание содержания художественного произведения.
  2. На последовательный пересказ художественного произведения.
  3. На оценку детских пересказов

Цель этого этапа: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей.

Составить мнемотаблицу можно на любой рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.

Работа над произведением с использованием мнемотаблицы предполагает:

1. Чтение произведения и составление мнемотаблицы (кодирование содержания в схему).

2. Разбор и комментирование символов мнемотаблицы (под руководством взрослого), соотнесение каждого знака — символа с определенной частью текста (раскодирование знаков).

3. Ребёнок пересказывает произведение самостоятельно с опорой на таблицу.

Практические советы:

1. Желательно сделать разрезную мини-таблицу. Выкладывая знаки на пустые клеточки мнемотаблицы, ребенок будет вспоминать последовательность сюжета, что является хорошим упражнением для тренировки памяти.

2. Также ребенок может пересказывать отрывки из произведения (например, 3–4 символа, взятых из середины мнемотаблицы). Это стимулирует мышление ребенка и помогает лучше закрепить содержание произведения.

3. В старшем дошкольном возрасте лучше, если ребенок пытается зарисовать символы сам. Это способствует развитию воображения, а также является хорошей тренировкой руки для письма.

4. Мнемотаблицы к сказкам или расссказам можно комбинировать (перепутывать) символы из разных сказок. В таком случае дети будут искать и исправлять ошибки в мнемотаблице.

Читайте также:
Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

Поиск ошибок развивает критическое мышление ребенка, его познавательную активность. Таким образом, обычный пересказ текста превращается в удивительную игру.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

  1. Зиганов М., Козаренко В. М.. Мнемотехника. М.: Школа рационального чтения, 2000. 17с.
  2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» (Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники); СПб, 2001
  3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009

Статья: “Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц”
статья по логопедии по теме

Представление опыта работы по моделированию

Скачать:

Вложение Размер
statya_moya.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения пересказывать тексты,

заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц

Ионова Светлана Александровна, учитель – логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Г. Ачинск, Красноярский край, Россия.

В статье раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевого развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка общей недоразвитие речи (ОНР). В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей. Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляется в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, что в свою очередь ведет к несформированности речевого общения.

Особенности связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний. Так как более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у данной категории детей формирование связной речи на основе готового речевого материала, свою работу по развитию связной речи начинаю с обучения пересказа, заучивания стихов, загадок используя наглядный материал – мнемотаблицы. Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. С этой целью мною собрана папка с текстами, соответствующими возрастным и речевым особенностям детей. На начальном этапе работы использую небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращаю на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Формирование умения пересказывать осуществляю в следующей последовательности: мною читается текст без предупреждения о последующем пересказе; так как переход к самостоятельному высказыванию у детей с общим недоразвитием речи происходит очень трудно, они постоянно нуждаются в стимуляции со стороны взрослого, мною проводится беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения; вследствие того, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуации, осуществляется гораздо легче вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ я провожу, используя составленные мною мнемотаблицы. Далее пересказ осуществляют уже дети, непосредственно обращаясь к наглядности. Первый пересказ проводится по цепочки, несколькими детьми. Затем заслушиваем индивидуальные пересказы детей.

Таким образом, проводя такую работу, я могу сделать вывод о том, что формирование умения пересказывать текст, с опорой на серии картинок и мнемотаблицы проходит наиболее легко. Дошкольникам с общим недоразвитием речи значительно легче воспроизвести просушенный текст, опираясь на картинные фрагменты из него. А мнемотаблица, в которой каждая картинка – модель – это зашифрованное предложение из предложенного текста, помогает детям передать содержание не упустив ни одного фрагмента.

Вот пример одной из мнемотаблиц к следующему тексту:

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался сом, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Формирование умения заучивать загадки и стихи осуществляю в следующей последовательности: сначала мною выразительно читается стихотворение; учитывая особенности детей мною проводится беседа по содержанию, с детьми разбираем значение новых слов, с этой целью мною подобраны предметные и сюжетные картинки к этим словам, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю стихотворения с опорой на нее; каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строка стихотворения. Затем проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой, на мнемотаблицу, всего стихотворения. Потом заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу.

Таким образом, я считаю, что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и загадок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Вот примеры мнемотаблиц к одному из стихотворений и загадке:

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

– состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

– содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

– зрительную и слуховую память;

– зрительное и слуховое внимание;

– развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат – Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

– Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

– Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

– Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

– Разобрать непонятные слова и определения.

– Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

– Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

– словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. – с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

Мастер-класс для родителей старшей группы ДОУ. Использование мнемотехники в развитии связной речи детей

Уважаемые родители, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОО нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я в своей работе часто использую приём мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свою речь, в которой они используют связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:
– обогащения словарного запаса;
– обучения составлению рассказов;
– пересказов художественной литературы;

– отгадывания и загадывания загадок;
– заучивания стихотворений.

Практическая часть
1. А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Родители читают стихотворение по мнемотаблице) (приложение 1).

2. Давайте попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «У лисы в лесу глухом».
У лисы
В лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Под кустами
Еж колючий
Нагребает
Листьев кучу.
Спит
В берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Одна клеточка это один рисунок, который у вас будет ассоциироваться с одной строчкой данного стихотворения. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь гляля на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

3. Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать (родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи) (приложение 2).

4. Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки (приложение 3).
Отгадали? А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки:
– Красная девица – Сидит в темнице, – А коса на улице. (Морковь).

5. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать: (приложение 4)
«Не рой другому яму, сам упадешь»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Не имей сто рублей, а имей – сто друзей»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Делу – время, а потехе – час»
«Семеро одного не ждут».
А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «При солнышке тепло, при матушке добро».

Рефлексия
Итак, мнемотехника:
– сокращает время запоминания;
– развивает основные психические процессы;
– развивает умение перекодировать информацию;
– устанавливает причинно-следственные связи;
– помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
– Сегодня я узнала.
– Было интересно.
– Я поняла, что.
– Теперь я могу.
– Я научилась.
– У меня получилось.
– Я смогла.
– Меня удивило.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Развитию речи во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы

Развивать умение заучивать потешку и рассказывать ее при помощи мнемотаблиц

Просмотр содержимого документа
«Развитию речи во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Развитие речи

Тема: Заучивание потешки «Кисонька – Мурысенька»

с использованием мнемотаблицы.

Задачи: Развивать умение заучивать потешку, и рассказывать ее при помощи мнемотаблицы.

Формировать умение у детей отвечать на вопросы по тексту.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность

Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Предварительная работа: использование потешек в совместной игровой деятельности, рассматривание иллюстраций, мнемотаблиц.

Материалы: игрушка-кошка, шапочка для кошки для подвижной игры, мнемотаблица к потешке «Кисонька – Мурысенька».

Ход: Дети сидят полукругом на стульях. За дверью раздаются мяуканье кошки — мяу!

Воспитатель: Кто к нам идет? Дети — кошка. — Как она разговаривает? Все – мяу! — Пойду, открою дверь. Вносит кошку и спрашивает:

Кисонька – Мурысенька, где ты была?

Кисонька – Мурысенька, что из муки пекла?

– С кем прянички ела?

– Не ешь одна, не ешь одна!

Воспитатель грозит кошке пальцем.

– Я вас буду подзывать, а вы у кошки будете спрашивать, где она была и что делала. Хорошо?

– Даяна, спроси, где была кисонька?

Ребенок спрашивает, воспитатель тихо подсказывает и отвечает за кошку.

– Диана, спроси, что она делала на мельнице? И т. д. до конца слов «не ешь одна» дети грозят пальчиком. Затем роли меняются. Ребенок берет кошку и говорит за нее, а воспитатель спрашивает. Воспитатель:Молодцы! – А сейчас, ребята, я предлагаю вам прочитать потешку с помощью мнемотаблицы. Воспитатель проговаривает сам потешку по картинкам, а затем просит детей повторить потешку с помощью мнемотаблицы.

– Ребятки, а кисонька хочет с вами поиграть. Проводится подвижная игра «Кошки- мышки». Воспитатель: Вы будете мышки, а мы с Уали – кошки. Уали одевает шапку и берет игрушку.

– Вы гуляете, а мы спим. Мы просыпаемся, кричим «мяу», и вы все убегаете, за стульчики – это ваши норки, там вас кошка не поймает. Игра проводится с одной кошкой 2-З раза.

– Молодцы! А сейчас мы с вами вспомним потешку про нашего кота.

– Кто хочет рассказать? Дети рассказывают:

«Как у нашего кота, шубка очень хороша».

Спрашивает 3-4 человек.

Воспитатель: – Ребятки, а как зовут детеныша кошечки?

– Дети: Котенок. – А, если их много? Котята. – Да у кошки котята, их много. Я сейчас спою вам песенку про кошечку а вы послушайте. Воспитатель поет песню «Серенькая кошечка» сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина. На последних строках дети «засыпают», как котята. Воспитатель уносит игрушку-кошку.

ГККП «Детский сад «ЖУРАВУШКА»

АКИМАТА ГОРОДА КУРЧАТОВ»

Конспект по развитию речи на тему: «Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Анализ непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе ГККП «Детский сад «ЖУРАВУШКА»

АКИМАТА ГОРОДА КУРЧАТОВ»

1. Общие сведения

Возраст детей: 3-4 лет

Воспитатель: Толстопятова О.Б.

Образовательная область: «Коммуникация»

Тема: «Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Цель занятия: Обогащать и систематизировать словарный запас.

использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

В начале учебного года я выбрала тему ««Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» для самообразования.

Причиной выбора данной темы были многочисленные жалобы родителей на плохую память детей. Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОНР не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Я поставила перед собой задачу научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила использовать прием мнемотехники. Мнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволило им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы я использовала:

при обучении составлению описательных и творческих рассказов ;при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы.

Описательный рассказ – это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала, выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь нам оказывали мнемотаблицы.

Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состояло из трех этапов

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

рассказ по заданной теме (сначала с помощью, а затем – самостоятельно).

Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе дети с большим трудом запоминали даже самые маленькие четверостишия, но в дальнейшем объем запоминаемой информации значительно увеличился.

Я обратила внимание, что если пересказывать текст с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание они уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, а не на автоматическом заучивании предложенного материала.

Начинала работу от простого к сложному. Иногда использовала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению или загадке.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель реализована в течение достаточного количества времени (15 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

комплексно – тематическому принципу

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы .

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.

В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

сосредоточения и привлечения внимания;

активизации речи и познавательной активности;

активизации самостоятельности мышления.

Использование детского опыта;

развитие творческих способностей;

самоконтроль и взаимоконтроль.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

Вопросы педагога носили развивающий характер.

На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой выли визуализированы основные этапы занятия.

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;

педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);

воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;

педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).

5. Замечания, рекомендации

стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

Старший воспитатель /Е.Е. Орлова/

Самоанализ НОД по развитию речи во второй младшей группе Заучивание потешки «Кисонька-Мурысенька» с использованием мнемотаблицы»

Данное занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет в количестве 10 человек.

Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

Образовательные:

учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;

учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:

развивать умения детей в использовании мнемотаблиц – как вспомогательного средства для развития связной речи;

развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;

развивать память, мышление, внимание.

Воспитвтельные:

воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

Планируемые результаты: Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности; способен использовать простые карты-схемы для составления предложений и связного рассказа, применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает несколько приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа – стоя, физкультминутка, игры, перемещение по комнате, сидя на стульчиках.

Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. На занятии использовала следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ образца, способа действий), словесные (объяснение, рассказ). Они встречались на каждом этапе занятия. Использование здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей. Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Структура занятия соблюдена, итог подведен. Материал усвоен детьми. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки); игровой материал.

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой сенсорной ситуации.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно поставлена работа с ИКТ во время занятия приходилось отвлекаться на установку. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены.

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Ты, весна, весна – красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Есть слово, когда листья падают – листопад.
  • Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна – красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
  7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
  11. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
  12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: