Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.

Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.

Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.

Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.

Первый этап.

Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.

Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

– наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);

– использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;

– подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);

– при контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).

Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.

На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»

С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.

«Графическое написание слов»

Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.

Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».

«Лото»

Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».

Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.

Второй этап.

Первый год обучения (декабрь — май)

Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.

На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.

Вот основные приёмы работы:

– выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;

– подбор родственных слов по вопросам;

– составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);

– нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;

– определение общей части родственных слов

Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.

Третий этап

Второй год обучения (сентябрь – май)

Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.

На этом этапе решались задачи:

– закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

– закрепление навыков применения словообразовательных правил.

Содержание данного этапа реализовывалось в индивидуальной работе или в работе с малыми подгруппами (2 – 3 человека).

Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.

Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:

Читайте также:
Русский фольклор в логопедической работе

– объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);

– придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);

– припомни родственные слова к заданному слову;

– самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;

– работа с ребусами.

Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.

Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.

Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»
методическая разработка по логопедии на тему

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с системным речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Поэтому работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребенку быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.

Цель исследования – изучить эффективность использования картинок-символов в процессе работы над понятием «родственные слова».

1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

2. Проанализировать систему работы над понятием «родственные слова».

3. Изучить метод наглядного моделирования в логопедической практике.

4. Разработать и представить комплект картинок-символов для работы над понятием «родственные слова».

Скачать:

Вложение Размер
Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста 476.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование словообразовательных операций

у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

в системе работы над понятием «родственные слова»

1.1 Теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 5

1.2 Система логопедической работы над понятием «родственные слова» 9

1.3 Метод наглядного моделирования в логопедической практике 12

2.1 Авторская разработка картинок-символов для работы над

понятием «родственные слова» 15

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с системным речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Поэтому работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребенку быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.

Цель исследования – изучить эффективность использования картинок-символов в процессе работы над понятием «родственные слова».

1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

2. Проанализировать систему работы над понятием «родственные слова».

3. Изучить метод наглядного моделирования в логопедической практике.

4. Разработать и представить комплект картинок-символов для работы над понятием «родственные слова».

1.1 Теоретические аспекты формирования словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Речь – одно из важнейших свойств человека, основное средство общения между людьми и главное орудие мышления. Она объединяет и мысли, и чувства, и опыт, и традиции, способствует формированию таких важнейших свойств человека, как самосознание и саморазвитие.

В русском языке система словообразования соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Этим и определяется многообразие способов образования слов, исключительные словообразовательные возможности русского языка. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.

Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а так же законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).

Известно, что у детей с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения, с самого раннего возраста идёт активное усвоение способов словообразования, что подтверждается интенсивностью словотворчества. Постепенно, к концу дошкольного детства, у детей возникает критическое отношение к своей речи, речевой самоконтроль, стремление говорить правильно, “чувство языка”.

Изучению особенностей речи у дошкольников с общим недоразвитием речи придается большое значение. На протяжении последних десятилетий данную проблему изучали такие исследователи как Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова и многие др.

Для речевого развития детей с общим недоразвитием речи характерна несформированность всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Одним из основных проявлений общего недоразвития речи является недоразвитие словообразования. Это недоразвитие наблюдается как в импрессивной речи, так и в экспрессивной, и может проявляться в различной степени: от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм, до глубокого нарушения процесса словообразования.

Согласно исследованиям, у дошкольников с системным речевым недоразвитием отмечаются выраженные, стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования. У детей с первым уровнем ОНР словообразование отсутствует, так как дошкольники опираются на лексическое, а не на грамматическое значение слов. Второй уровень характеризуется пониманием некоторых грамматических форм. На третьем уровне речевого развития, по наблюдениям Левиной Р.Е., нарушения словообразования проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в использовании вариантов слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.

У детей данной категории недостаточно развита способность различать значения, которые заключены в лексико-грамматических формах родного языка. Дети не видят разницы между словами (например, слон и слоник – эти слова отличаются по смыслу благодаря уменьшительно-ласкательному суффиксу – ик ). Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием ведет к обеднению словарного запаса, трудностям в работе над морфологическим составом слова и в овладении связной речью.

В процессе коррекции нарушений словообразования следует учитывать: онтогенетический принцип, поэтапность осуществляемой работы, концентричность наращивания материала, повторение пройденного материала, наличие более широкого пассивного словаря по сравнению с активным словарем, возраст ребенка, уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.

Формированию словообразования способствуют игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, по развитию мелкой моторики, инсценировки и другие); упражнения в игровой форме и творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой деятельности; комментирование действий; художественная литература (ответы на поставленные вопросы, обсуждение прочитанного, пересказы), а также система методических приемов (образец речи взрослого, исправление ошибок в речи ребенка, прямая помощь в виде подсказки).

Проводя коррекционную работу в этом направлении современные авторы рекомендуют придерживаться следующего содержания:
– учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( -ик, – ечк, -олк, -чик, -очк , -ок, -ичк, -ик, -к );
– учить образовывать названия детенышей животных ( у кошки – кот-енок , у зайца – зайч-онок , у коровы – теленок );

– учить образовывать существительные с суффиксами – ниц, – инк ( пудре-ниц-а , пуш-инк-а );
– учить образовывать существительные с увеличительным значением ( ручище );
– учить образовывать слова за счет словосложения ( пар, варить – пароварка );
– учить понимать значения слов с опорой на их словообразовательную структуру ( волейболист – спортсмен, который играет в волейбол );
– учить образовывать прилагательные от существительных (относительные пух – пуховый , притяжательные грива льва – львиная );
– учить образовывать сравнительную форму прилагательных ( сильнее );
– учить образовывать приставочные глаголы ( гулять – перегулять, выгулять, загулять );
– учить образовывать глаголы совершенного вида ( писал – написал );
– учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую ( танец– танцевать– танцовщик– танцовщица –танцующий ).

Проведение своевременной коррекционной работы, направленной на овладение детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словообразовательными закономерностями языка, будет способствовать предупреждению нарушений письменной речи у данной категории детей, более эффективному освоению программы по родному языку в школе.

Формирование словообразования у дошкольников

Овчинникова Маргарита
Формирование словообразования у дошкольников

Формирование словообразования у дошкольников

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования.Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.

К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»

Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка. это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка»

Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А. Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа

период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет, когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;

период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 – 4,0 до 5,5 – 6,0 лет).

период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 – 6,0).

Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например,

при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.

Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразованиядопускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.

Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных,притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.

Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.

Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчествоуже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Для развития словообразования используют словесные игры.

Методика формирования способов словообразования у дошкольников

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками.

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.

Таким образом, можно выделить три этапа работы по формированию словообразования.

¾ Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

¾ Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

¾ Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Отечественные психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высокий, а потребность рассказать и объяснить что-то собеседнику растёт, если недостаёт общепринятого слова, дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями. словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка, наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

Выделяют три основных принципа образования детьми новых слов:

¾ Часть какого-нибудь слова используется как целое слов: прыг – прыжок;

¾ К корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – пургинки (снежинки), помощь – помогание, страшные – страшность;

¾ Одно слово составляется из двух: ворунишка – вор и врушишка, бананас – банан и ананас.

К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Формирование навыков словообразования у дошкольников

Formation of word formation skills in preschool children

Автор: Крутикова Лариса Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 100», г. Кострома, Россия.

Krutikova Larisa Vladimirovna

Kindergarten № 100, Kostroma, Russia

Аннотация: В дошкольном возрасте у ребёнка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели – типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности малыша, происходит постепенное овладение этими навыками. Безусловно, на помощь приходят словесные игры, которые позволяют взрослому объяснить ребёнку в доступной форме способы образования новых слов, а дошкольнику, в свою очередь, легко и быстро усвоить сложную систему грамматических закономерностей.

Abstract: At preschool age, a child develops an idea of a derived word as a motivated and constructed language sign, develops models-types as necessary tools for analyzing the language material and the actual word-forming activity of the child, and gradually learns the laws of word formation. But, without the help of an adult, a preschooler will not be able to master these skills. Of course, word games come to the rescue, which allow an adult to explain to a child in an accessible form how to form new words, and a preschooler, in turn, can easily and quickly learn a complex system of grammatical patterns.

Ключевые слова: словообразование, грамматический строй речи, словесные игры, языковая способность.

Keywords: word formation, grammatical structure of speech, word games, language ability .

Тематическая рубрика: дошкольное воспитание.

В современной лингвистике, психологии, психолингвистике, общей педагогике овладение детьми словообразованием родного языка признаётся весьма важным и рассматривается в свете развития языковой способности и речевой коммуникации ребёнка в целом.

А.А. Леонтьев отмечает, что словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Словообразование – это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке).

Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

Являясь составной частью общей языковой способности человека, словообразование формируется спонтанно, по принципу саморазвития в дошкольном возрасте и, далее, совершенствуется в школьном периоде.

Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребёнка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели – типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности малыша. Это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребёнка».

Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребёнком словообразовательной системы родного языка. Так, А.Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа:

· период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет), когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;

· период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 – 4,0 до 5,5 – 6,0 лет);

· период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 – 6,0).

В ходе речевого развития дошкольник постепенно овладевает законами словообразования. Но, при овладении этими навыками наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребёнок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья».

Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребёнок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

От того, насколько дошкольники владеют словообразованием, во многом зависит формирование у них связной диалогической и монологической речи.

Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. Приставочный: делать – пере-делать;

2. Суффиксальный: мяч – мячик;

3. Приставочно-суффиксальный: стакан – под-стакан-ник;

4. Образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб(о)лов.

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у многих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Часто дошкольники испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной речи.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться ими пользоваться. Для точного усвоения словообразования необходимо многократное повторение трудных форм. Но, наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми. Тогда ребёнок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов, а не только будет усваивать одну трудную форму. Детей необходимо подводить к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, то есть из которого оно выводится по смыслу и по форме.

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Развитие восприятия и осознание речи детьми значительно быстрее происходит в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Для развития словообразовательных навыков широко используются словесные игры. Во время работы над словом, педагог стимулирует детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения. Проводить игры можно как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Поэтому, подбирая материал для словесных игр, необходимо организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.

Решать основные задачи по развитию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста можно при помощи следующих игр и упражнений.

I. Имена существительные.

1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

а) «Ласковые имена» (Юля – Юлечка)

б) «Назови ласково» (Гриб – грибочек)

в) «Малыши» (Заяц – зайчонок)

2. Образование слов со значением единицы целого (Снег – снежинка).

3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

а) «Назови профессию» Кто играет на барабане? (барабанщик)

б) «Женские профессии» Мужчина – художник, а женщина – художница.

4. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности (Ротик – ротище).

5. Образование существительных со значением вместилища (Для супа – супница).

6. Образование существительных со значением принадлежности по национальности (Гость из Франции – француз).

7. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).

Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)

8. Образование существительных из различных частей речи.

«Как назвать такого человека» Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.

II. Имена прилагательные.

1. Образование прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

«Назови ласково» Зубастый крокодил – зубастенький

2. Образование качественных прилагательных.

а) «Какой? Какая? Какое?» Ум – умный, умная, умное

б) «Придумай название» Улицу, на которой находится фабрика, назовём – Фабричная

3. Образование относительных прилагательных:

а) выражение признака через отношение к предметам или материалам (Бумага – бумажный)

б) выражение признака через отношение к месту (Город – городской)

в) выражение признака через отношение к времени (Вечер – вечерний)

г) выражение признака через отношение к действию (Стирать – стиральная)

4. Образование притяжательных прилагательных:

а) «Чьи хвосты?» (лиса – лисий)

б) «Чья вещь?» Мама – мамина (сумка)

в) «Назови листья» Клён – кленовый

5. Образование сравнительной степени прилагательных.

Это тёмная сумка, а другая еще (темнее)

6. Обозначение качества (слово + слово).

Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)

1. Образование приставочных глаголов. «Добавляй и говори» (ехать – приехать)

2. Образование категории времени глагола. «Два брата» (встал – встает)

3. Образование глаголов из других частей речи. «Образуй» (Бег – бежать, красный – краснеть)

Формирование грамматического строя речи, в том числе навыков словообразования, осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании словообразования ребёнок, в первую очередь, должен уметь дифференцировать грамматические значения, так как, прежде чем начать использовать языковую форму, необходимо понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи дошкольник должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепления их в собственной речи.

Таким образом, словообразование определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словообразовательном составе слова и способах его образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребёнка грамматике родного языка (А.М. Шахнарович (1999)).

Список литературы:

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР». – Журнал «Логопед в детском саду» №1(4)/05, стр.9.
  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Издательство «Академический проект», 2017.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СПб.: Издательство «Союз», 2001.
  5. Туманова Т.В. «О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи». – Журнал «Логопед в детском саду» 5(14)/06,стр.17.
  6. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: Издательство «Сфера», 2009.
  7. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 1952.
  8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Издательство «Просвещение», 1983.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5—6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР — обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

– упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят. [4]

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

2. Д/и «Доскажи словечко»

–Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Кружатся над головою

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом).

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР

В настоящее время обучение в школе предъявляет к ребенку, имеющему речевую патологию, достаточно высокие требования. Важнейшим условием успешного усвоения школьной программы и овладения орфографически правильным письмом является высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений.

Формирование у детей с общим недоразвитием речи словообразовательных навыков на практическом уровне (умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем) представляют собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка.

Если у дошкольников с нормально развивающейся речью указанные словообразовательные навыки и умения формируются в рамках дошкольного возраста, подготавливая их к усвоению лингвистических знаний в школе, то у детей с речевой патологией эти операции оказываются фактически несформированными, что и является одной из ведущих причин невозможности усвоения родного языка в последующем.

Для преодоления имеющихся нарушений словообразовательных процессов и устранения аграмматизмов у дошкольников с ОНР разработана система коррекционно – логопедического воздействия. Коррекционное обучение направлено на приобретение детьми практического опыта, овладение приемами и правилами морфологической системы словообразования, на развитие познавательных процессов.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется с использованием методик, предложенных Тумановой Т.В.(1997 год), Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. (2004 год), Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б.(2003 год), и заключается в создании условий для усвоения словообразовательных операций дошкольниками с ОНР.

Логопедические занятия проводятся в фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах.

Используемая методика осуществляется в ТРИ ЭТАПА:

Таблица.
Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников с ОНР

Цель определенного этапа

Задачи данного этапа

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Учить выявлять структурно-семантические связи между производящим и производным при сравнении двух родственных слов. Объяснить родственные связи через словообразовательную пару. Сравнить слова с одинаковыми продуктивными словообразующими аффиксами. Выделить общее значение, вносимое аффиксом. Учить проводить анализ звукового состава выделенной морфемы.

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Знакомить со словообразовательной конструкцией: учить подбирать родственные слова. Устанавливать семантические и формальные связи производных и производящих слов. Продолжать сравнивать слова с одинаковыми (менее продуктивными) аффиксами. Продолжать учить проводить анализ звукового состава выделенной морфемы.

Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Знакомить с одноструктурными словами, группировать и подбирать производные слова по типам и категориям словообразовательного значения. Закреплять анализ звукового состава выделенной морфемы. Упражнять в самостоятельном образовании слов с данным аффиксом.

На каждом этапе работы одновременно и последовательно отрабатываются словообразовательные модели как существительных, так и прилагательных, и глаголов.

Коррекционно-логопедическая работа над формированием словообразовательных моделей строится с учетом появления данного словообразовательного типа в онтогенезе речевого развития, постепенного усложнения речевого материала и видов заданий.

В процессе логопедического воздействия выделяются общие закономерности работы над каждой словообразовательной моделью. Первоначально уточняется общее лексическое значение мотивирующего и производного слов, происходит их сравнение по семантике и звуковому составу, выделение словообразующей морфемы слова, а также соотнесение значения аффикса с его звуковой оболочкой.

Особое внимание уделяется разработке графико-символических моделей, способствующих развитию осознанных операций по ориентировке в звуковой структуре слова, по осознанию места морфемного элемента в данной модели в зависимости от способа образования определенной части речи.

В педагогический процесс включается учебное моделирование с целью организовать у детей с ОНР исследовательскую деятельность, так как наглядно-графические схемы демонстрируют в максимально доступном виде не только сходство и различие мотивирующих и производных слов, но и те интегративные способы, благодаря, которым наша речь пополняется «семейством новых слов».

Моделирование состоит из нескольких «шагов»:

1 шаг – сопоставление двух предметов или их изображений;

2 шаг – называние предложенных изображений;

3 шаг – подбор соответствующих словам материализованных маркеров (обозначение слов полосками разной длины);

4 шаг – повторное называние слов с целью установления константно звучащего элемента и его «места» в структуре целого слова (начало или конец);

5 шаг – сопоставление материализованных маркеров по длине (методом наложения короткой полоски на более длинную);

6 шаг – выделение «лишнего», т. е. добавочного элемента

7 шаг – соотнесение наличия этого добавочного элемента с изменением значения слова;

8 шаг – называние добавочного элемента и абстрагирование его автономного значения;

9 шаг – перенос усвоенного порядка на новую пару.

При формировании каждого словообразовательного типа учитываются «внутренние» особенности образования слов (наличие чередования, беглых гласных, грамматическая категория слов и т. д.).

О практическом использовании наглядно-графических схем данного моделирования изложено в представленном конспекте занятия.

Введение в программу логопедического воздействия учебного моделирования не исключает традиционно применяемого способа образования производных слов методом аналогии. А также, учитывая психологический аспект, выражающийся в том, что ведущий вид деятельности дошкольника – это игра, мы максимально используем в процессе работы игровые методы и приемы.

Предлагаемая методика формирования морфемных речевых операций является педагогически оправданной. Дети с ОНР после обучения с использованием данной методики значительно лучше ориентируются в звуковой структуре слова, осознают место морфемного элемента в словообразовательной модели, дифференцируют морфемы. У них значительно уменьшается количество аграмматизмов в речи. У детей повышается познавательный интерес и общий эмоциональный настрой.

ПЛАН – КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия с детьми средней группы детского сада.

Тема: «Посуда»

  • Уточнение обобщающего понятия «посуда»;
  • Расширение и активизация словаря по теме;
  • Совершенствование грамматического строя речи – обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-; упражнение в согласовании числительных с существительными, в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного числа;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие зрительного и слухового внимания;
  • Развитие мелкой моторики, речедвигательной координации.

– Карточки с изображением разного количества предметов;

– Карточки с изображением посуды с «отколотыми» частями;

– Два медвежонка (большой и маленький); стол и два стульчика для них;

– Набор посуды разного размера;

– «Угощение» для медвежат;

– Длинные красные и короткие синие полоски по количеству детей;

– Карточки – модели для формирования словообразовательных операций;

– Конверт с «заданием»;

– Массажные коврики для рук.

Рассматривание и называние посуды и ее частей, беседа о назначении посуды. Чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе». Разучивание пальчиковой гимнастики Н.В.Нищевой «Помощники». Изготовление пособий «Посчитай посуду», «Что без чего?»

(дети стоят около стульчиков, карточки с изображением разного количества предметов посуды перед ними на столе)

Логопед: – Сначала сядет тот, у кого на карточке нарисован один чайник. Теперь тот, у кого две чашки. Можно сесть тому, у кого пять кастрюль… А теперь садятся остальные дети.

1. Дидактическое упражнение «Посчитай и назови»: каждый из детей считает и называет, сколько предметов посуды у него изображено на карточке. (У меня пять чайников…)

2. Сюрпризный момент: появление двух медвежат.

Дидактическое упражнение «Угостим мишек чаем».

Логопед: – К нам на занятие пришли два медвежонка: большой и маленький. Давайте угостим их чаем. Что нам для этого понадобится? Чайная посуда: чашка, блюдце, ложка. Большому мишке мы поставим большую чашку, а маленькому – маленькую чашечку(показываем).

– Посмотрите, мы поставили предметы посуды – чашки. Но они отличаются размером. Большая чашка и маленькая чашечка.

3. Измерение длины слов (произносим слова, разводя руки в стороны). Уточняем, что слово чашка – короткое, а чашечка – длинное. Длинное слово чашечка обозначаем длинной красной полоской, а короткое чашка – короткой синей полоской. Накладываем полоски друг на друга. Уточняем, какую часть слова мы произносим одинаково (чаш-). Кусочек красной полоски – это часть слова –ечк-. Она говорит о том, что это маленький предмет и помогает назвать его ласково чашечка. (Хором называем эту часть слова). Значит, если к одинаковой части слова чаш- добавить вторую часть слова –ечк-, ее мы обозначаем красным квадратом, то получится новое слово чашечка (показ модели 1).

Модель 1: рисунок + красный = ?

Вторая часть слова –ечк-, обозначенная красным квадратом, помогает нам образовать новое слово и первый предмет чашка превращается в новый маленький, который мы называем ласково чашечка.

Образование других новых слов при помощи части слова -ечк-: блюдце – блюдечко, ложка – ложечка. Ставим эти предметы к мишкам и проговариваем еще раз слова.

Логопед: – А теперь мы попробуем добавлять к новым словам другую часть слова –очк-

Модель 1: рисунок + красный = ?

Сковорода – сковородочка, вилка – вилочка, ваза – вазочка.

Попробуем назвать ласково угощение для медвежат, добавляя часть слова –очк-: коробка- коробочка(с печеньем), конфета – конфеточка.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники» (автор Нищева Н.В.):

Попеременно ударяют кулачком о кулачок
и хлопают в ладоши

Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварежку.

Одна ладонь скользит по другой
загибают по одному пальцу на каждое название

Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.

Одна ладонь скользит по другой
загибают пальцы

Так мы маме помогали!

Разводят руки в стороны

5. Задание от медвежат – (конверт): отгадать из какой сказки слова:

А посуда вперед и вперед-
По полям, по болотам идет…
И чашки ушли, и стаканы.
Остались одни тараканы!
Ой, горе, Федоре, горе!

6. Упражнение на развитие речевого дыхания с самомассажем ладоней.

Показ, как посуда шла по дороге и пела грустные песни: шлепая и скользя ладонями по массажным коврикам, произносим : «О-О-О!», «У-У-У!»

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам…

7. Дидактическое упражнение «Чего нет?»: рассказ медвежатам(с показом карточек), какие предметы посуды ушли от бабушки Федоры, и какая часть у них откололась, чего не стало (у синего чайника нет носика, у красной чашки нет ручки…)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: