Формирование пространственных представлений – игры и упражнения

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира.

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.

  • Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
  • Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков. ( Л.А.Венгер, Р.К.Говорова, А.Н.Давидчук, О.М.Дьяченко, Т.И.Ерофеева, В.Каразану, Т.В.Лаврентьева, А.М.Леушина, Т.Мусейбова, В.П.Новикова, А.А.Столяр, М.А.Фидлер и др.)

В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Как показывает анализ публикаций и практики работы с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Педагоги особое внимание уделяют играм дидактическим. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И. и многие другие). Авторами было выявлено, что дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире.

В соответствии с гипотетическими педагогическими условиями с детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры, которые были мной специально подобраны, модифицированы и разработаны.

Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого – к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве – более точное определение пространственного местонахождения.

В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

  • игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

  • игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. (Рис. 1)
Читайте также:
Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

3) игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

  • игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
  • игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

  • игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.
  • Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. (Рис. 2)

Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.

Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».

Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.

    игра «Где я сяду». Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.

  • игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
  • 3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

    • игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. (Рис.3)

    Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

    Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

    В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

    • игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

    Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, – это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса. (Рис.4)

    4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

    • игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
    • игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз. (Рис.5)
    • игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.
    • игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
    Читайте также:
    Весна, труд людей весной - конспект совместного с родителями логопедического занятия

    5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

    • игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

    Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

    – что изображено справа от него,
    – что нарисовано под ним,
    – что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

    Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

    – в правом верхнем углу,
    – вдоль нижней стороны листа,
    – в центре листа, и т.п.

      игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно. (Рис. 6, 7)

  • игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
  • вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

    вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям. (Рис.8)

    • игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

    Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

    Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

      игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

  • игра «Укрась ёлку». Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.
  • Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, – куда наклеить какую фигуру.

    Развитие пространственной ориентировки у дошкольников

    Ориентировка в пространстве – тот навык, которым должен хорошо владеть будущий первоклассник. Важно, чтобы дошкольник 6-7 лет легко и естественно определял направление, использовал пространственные понятия. Именно благодаря навыку восприятия пространства ребенок ориентируется на листе, запоминает правильное написание букв, овладевает математическими операциями. Поэтому начинать развитие в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Усвоение информации происходит только с помощью взрослого.

    Последовательное формирование пространственной ориентировки в дошкольном возрасте

    Формирование пространственной ориентировки – это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков.

    1. Ориентировка «на себе». Малыш усваивает знания о расположении частей собственного тела.
    2. Ориентировка «от себя». Ребенок развивает зрительно-двигательные координации и различает основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).
    3. Ориентировка «от предмета». Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
    4. Умение ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
    5. Умение ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве).

    Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.

    Осознание ребенком собственного тела

    Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле.

    Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица.

    В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Малыш в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна.

    Ориентировка «от себя»

    Усвоив части собственного тела, малыш начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы:

    • «Посмотри, что есть вверху?» (солнышко, ветки деревьев и пр.);
    • «Что находится внизу?» (дорожка, трава и т.д.).
    • Давай посмотрим, какие предметы расположены справа от тебя.

    Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.

    Ребенок ставит предметы в новое положение и получает новизну ориентировочных сигналов. Только что мячик лежал впереди справа. Небольшое перемещение, и о нем уже нужно говорить, что он слева или сзади. Для малыша это настоящее открытие.

    Дети 3-4 лет в парных пространственных обозначениях усваивают сначала только одно понятие: под, сверху, справа, сзади. Очевидно, что каждое из перечисленных слов имеет свою пару. Но осознание ребенком «над», «снизу» и т. д. происходит позднее.

    Полезно учить ребенка описывать словами положение предметов по отношению к нему. Например, «Шкаф с игрушками сзади» или «Коробка с кубиками передо мной». Можно поиграть с малышом в игру: «Где от тебя находится…» Взрослый задает вопрос: «Где от тебя находится окно? (пол, кресло, картина и т.д). Не сразу прозвучат верные ответы, но после нескольких попыток и разъяснений взрослого ребенок все чаще будет отвечать верно и осознанно.

    Читайте также:
    Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Ориентировка от сторонней точки отсчета

    Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д.

    Для этого рекомендуется использовать картинки. Рассматривая их необходимо задавать вопросы: «Кто нарисован перед забором?», «Кто стоит под мостиком?» или «Какая птичка летит над деревом? Какая сидит на дереве? Какая под деревом?», «Кто (что) находится далеко?»; «Кто (что)находится близко?» и т.д. Подобные вопросы можно задавать, например, на прогулке, взяв за ориентир любой предмет или человека.

    Особую сложность доставляет дошкольнику определение левой и правой стороны (руки) другого человека. Твердо усвоив, какая у него рука является правой, ребенок теряется, какую руку считать правой у людей или кукол, стоящих перед ним.

    Помогает разобраться в таком непростом для малыша вопросе эксперимент с ленточкой. Нужно поставить куклу спиной к ребенку, повязать яркие одинаковые ленточки на детскую правую ручку и на такую же руку куклы. Обсудив с ребенком размещение меток, поворачивают куклу лицом к нему и прослеживают, где оказалась помеченная кисть куклы.

    Возможно, понадобится несколько раз выполнить упражнения подобного рода с разными игрушками, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.

    Задания и упражнения на развитие ориентирования

    Для формирования и развития у ребенка ориентировки в пространстве необходимо использовать специальные задания и упражнения. Уровень сложности должен соответствовать возрасту дошкольника. Примеры игры для детей младшего дошкольного возраста:

    Потешная игра «Ты – моя частичка». Цель: закрепить знания о частях тела.

    Взрослый бросает мяч малышу и говорит:

    • Я – личико. Ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос…)
    • Я – голова. Ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши…)
    • Я – туловище. Ты – моя частичка. Ты кто? (животик, спина…)

    Задания на определение положения предметов в пространстве:

    • «Где звенит колокольчик?». Малыш закрывает глаза. Взрослый прячется и звонит в колокольчик. Ребенок открывает глаза и определяет по звуку местоположение взрослого.
    • «Игрушка на прогулке». Возьмите небольшую игрушку ребенка. Разложите на столе или полу разные предметы (мяч, коробка, банка и т. д). Скажите, что игрушка хочет погулять и малыш должен ее сопровождать, озвучивая при этом направления движения: «вперед – назад», «направо-налево».
    • «Кто где находится». Необходимо расставить игрушки в разных местах комнаты. Спрашивайте ребенка, где находится от него каждая игрушка.
    • «Где игрушка, назови?». Четыре стула стоят по кругу, и на каждом из них сидит игрушка. В центре на стуле сидит ребенок. Взрослый называет игрушку, а малыш должен сказать, где она находится справа, слева, спереди, сзади. Потом игрушки меняются местами.
    • «Фруктовая мозаика».Взрослый кладет на стол апельсин, мандарин, яблоко и предлагает дошкольнику взять апельсин в правую руку, а мандарин в левую. Далее следуют инструкции: положить апельсин справа от яблока, мандарин слева; разложить фрукты так, чтобы мандарин был между апельсином и яблоком и пр.

    Подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве

    В среднем дошкольном возрасте задачи усложняются. В приоритете ориентация «от предмета». В 4 – 5 лет в средней группе детского сада используются игры, которые помогают детям на практике пользоваться полученными знаниями.

    1. «Пилот». Взрослый отмечает кубиками или предметами полосы для приземления самолетов. Ребенок – пилот. Он должен приземлить свой самолет на поле, в соответствии с маршрутом указанным ведущим. Например: «Аэропорт впереди тебя».
    2. «Зеркало». Малыш (группа детей) встает лицом к ведущему, который исполняет роль зеркала. Зеркально отражаясь, необходимо повторять за ним различные движения: поднять вверх правую (левую) руку, наклониться вправо (влево) и т.д.
    3. «Ловишки с ленточками». Чертится круг, внутри которого стоит ведущий. У игроков, стоящих по кругу, в руках цветные ленточки. По команде дети разбегаются, а «ловишка» должен догнать и вытянуть ленточку. В конце игры участники возвращаются на свои места, а ведущий подсчитывает количество вытянутых ленточек.
    4. «Кораблик». В одной стороне комнаты стоит ребенок. Это кораблик. На другой стороне стоят цветные кубики 3-4 ряда по 3 штуки в каждом ряду. Это острова в море. На каждом острове есть свой житель (игрушка). Взрослый дает ориентиры, и кораблик отправляется в путь, следуя указаниям взрослого. Добравшись до нужного острова, ребенок берет игрушку и возвращается назад. При групповой игре, каждый из корабликов отправляется в путешествие по очереди. Пример поэтапной инструкции: «Пройди вперед два острова, поверни направо, пройди еще один остров, поверни налево, пройди еще один остров – приплыл».
    5. «Вернись на место!» Дети стоят в колонне. Взрослый уточняет: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Ведущий дает установку запомнить соседей. По сигналу «Прогулка», дети ходят по залу, гуляют. Услышав слова: «Вернись на место!», все бегут на свои места.

    Развитие ориентировки у старших дошкольников с помощью схем

    У детей 6 — 7 лет развитие пространственных представлений расширяется при помощи метода моделирования. Этот метод можно использовать в разных формах, но наиболее актуальными являются схемы.

    Разбирая, как добраться до итоговой точки, дошкольник чувствует себя путешественником, кладоискателем или спасателем. Например,

    1. «Найди клад». В комнате прячется «клад» (коробочка с лакомством). Ребенку предлагается игровая мотивация: «Ты путешественник, который ищет клад. На карточке изображена схема, которая поможет тебе его найти. Держи карточку перед собой, смотри, в каком направлении указывают стрелки, и следуй по ним. Будь внимателен».
    2. «Помоги Маше найти дорогу домой». Инструкция: «Нарисуй на листе путь Маши, начиная от стрелки до изображенного домика: одна клеточка вверх, две влево, две вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, две вверх и т.д». В основе этого задания графический диктант.
    3. Составить схематический план своей комнаты (кухни, игровой комнаты в детском саду и пр.), отметив квадратиками и кружочками предметы мебели.
    Читайте также:
    Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия

    Эффективную помощь в развитии навыков ориентировки и пространственного мышления ребенка оказывают графические лабиринты.

    После того как ребенок проложит верный путь по лабиринту (на данной картинке нужно помочь мышонку добраться до яблока), важно предложить ему описать маршрут словами: «Пройти прямо по дорожке, повернуть налево, шагнуть на следующую дорожку и вновь повернуть налево и т.д.».

    На первых этапах необходима помощь взрослого, так как дошкольник должен понять алгоритм определения маршрута по схеме или наброску плана. Впоследствии достаточно контроля при выполнении задания.

    Следует отметить, что дошкольники испытывают интерес к тому, чтобы научиться пространственному ориентированию. Это естественная потребность, и ребенок неосознанно чувствует, что он расширяет собственные границы, когда больше понимает в организации пространства. Все, что ему необходимо, – это незначительная помощь со стороны взрослого.

    Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

    Консультация для родителей

    «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

    Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

    Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

    Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником пространственных представлений могут оказать родители. А совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

    Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

    Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

    СТОИТ ДО ШКОЛЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:

    – В схеме собственного тела;

    – В окружающем пространстве;

    – Восприятие пространственных отношений между предметами.

    НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ:

    1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»

    Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется “правая сторона”, при этом название «левой» дается позже.

    Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т.д. Постепенно задания усложняются.

    Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

    Игра «Путаница». Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т.д.

    2. Ориентирование в окружающем пространстве

    1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя»:

    В игре «Что где находится?». Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

    Игра «Что стоит внизу, наверху». (Кто стоит). Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

    Игра «Заводная кукла». Детям предлагается представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Инструктор подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.»

    Игра «Магазин». Ребенок получает «покупку», точно назвав местоположение предмета.

    2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта»

    Игра «Что изменилось?». Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.

    Игра «Где я сяду». Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

    Игра «Угадай, где спрятано».

    3.Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)

    Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

    Вариант 1: инструктор просит найти изображение какого-то предмета и определить: – что изображено справа от него, – что нарисовано под ним, – что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

    Вариант 2: инструктор просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: – в правом верхнем углу, – вдоль нижней стороны листа, – в центре листа, и т.п.

    Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

    Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.

    Игра «Укрась ёлку». Цель – найти местоположение игрушки по инструкции.

    4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

    Читайте также:
    Проблемы чтения - связь интонационного оформления текста и его понимания в читательской деятельности

    Игра «Что где стоит?» Цель – установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»).

    Игра «Давай меняться». Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

    Игра «Да-нет». Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.

    Игра «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

    Игра «Новоселье»”. Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

    Журнал Педагог

    Автор: Бойцова Елена Петровна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад № 125”
    Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
    Наименование материала: статья
    Тема: “Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ”
    Раздел: дошкольное образование

    Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки

    дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ

    Бойцова Елена Петровна, воспитатель

    МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк

    Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений

    пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.

    Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о

    правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема.

    Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон

    собственного тела примерно к шести годам.

    Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием

    мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника

    наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и

    дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства

    поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются

    Поэтому, чтобы в школе у малыша не было проблем, стоит уже сейчас уделить

    В понятие пространственная ориентация входит оценка

    Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на

    занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных

    и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время

    режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема

    пищи, в дидактических и подвижных играх.

    Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать

    пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать,

    ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых

    о п е р а ц и й ,

    о п и р а ю щ и х с я

    п р о с т р а н с т в е н н ы е

    п р е д с т а в л е н и я .

    Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и

    лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную

    На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и

    игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют

    математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную

    развитие и уточнение пространственных представлений:

    Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога

    правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных

    Например локоть, плечо колено, лопатка и т. д.

    На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

    Подними правую руку, левую руку;

    Покажи, где у меня правая, левая рука;

    Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;

    а) Наглядный вариант

    Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив

    коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза

    и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для

    преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только

    при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

    б) Речевой вариант

    Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз,

    Ориентировка

    пространстве.

    направлениях (сзади — спереди,

    страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).

    Наиболее отличительной особенностью детей является неспособность овладеть

    понятиями слева — справа,

    лево — прав.о В старшей группе можно

    предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик

    слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева,

    где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.

    Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры

    Рубрика: Педагогика

    Дата публикации: 09.04.2019 2019-04-09

    Статья просмотрена: 3079 раз

    Библиографическое описание:

    Осипова, С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры / С. Я. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57947/ (дата обращения: 18.01.2022).

    В дошкольной педагогике на всех этапах ее развития проблема формирования пространственных представлений занимает одно из центральных мест. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. [7, c.16] Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

    Поэтому развитие у дошкольников адекватных способов пространственного восприятия, полноценных пространственных представлений и прочих навыков ориентировки в пространстве: эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся в свою очередь одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода. [7, c.17]

    Если у детей не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, к такому мнению пришли ученые педагоги исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве детей дошкольного возраста. [‎6, c. 56]

    Читайте также:
    Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

    Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.

    С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т. д. С появлением у ребёнка в словаре пространственных слов: вперёд, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение. Ребенок легче ориентируется в направлении и полнее включает пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем лучше, чем точнее слова определяют направление.

    В играх, дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движении. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются психофизические качества. [‎7, c.5]

    Подвижная игра — сознательная деятельность детей, характеризующаяся четким и правильным выполнением заданий, являющихся сутью этой игры. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». [‎27] В детской подвижной игре выполняемые движения, хорошо могут усваиваться, при условии, если выполняются систематически упражнения. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры имеют благотворное воздействие на оздоровление организма детей и в тоже время являются важным средством физического воспитания и развития. Незаменимым средством совершенствования движений, являются игры подвижные; их развитие хорошо способствуют: формированию выносливости, координации движения, быстрой реакции. Активизации кровообращения, обменных процессов, дыхательных органов происходит благодаря большому количеству движений. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность ребёнка — дошкольника. [‎22, c.20]

    Подвижная игра имеет большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры.

    В своих трудах «Основа закономерностей» авторитетный учёный Александр Владимирович Кинеман писал:

    «Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста» [‎11, c.9]

    «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами» [11, c.10]

    Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами (А. А. Столяр) ‎.

    Классифицировать подвижные игры можно по следующим характеристикам: динамические — это игры малой, средней и большей подвижности. И по образному coдержанию –сюжетные и не сюжетные.

    Как обнаружено в исследованиях психологов: «главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностям к замещению и пространственному моделированию. Все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер». [6, c.33‎]

    Пространственное моделирование включает в себя использование заместителей, но предполагает также установление между заместителями отношений, соответствующих отношениям тех предметов и явлений, которые эти заместители обозначают.

    Применять пространственные модели, умение строить — дает человеку возможность выделять в наглядной форме скрытые отношения вещей, планировать решения разнообразных задач и возможно даже творческих, учитывать их в своей деятельности. В реальной жизни, можно ли представить себе, например, шофера, не способного составить и прочесть схему маршрута; конструктора, архитектора или, инженера который не способен изобразить чертежный рисунок. [‎10, c.25]

    Но главное для ребенка — это вовсе не овладение внешними формами замещения и пространственного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и пространственные модели в уме, представить себе при их помощи, то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание мышления, воображения. [‎11, c.28]

    Ознакомление ребенка с пространством стоит на первых порах продолжать в играх с планом кукольной комнатки. Но сами задания надо усложнить. Предложить ребенку найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане. Но план положите рядом с комнаткой «вверх ногами» и введите в качестве игры условие — запрещение его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачку, придется «переворачивать» план в уме, и это придаст его пространственным представлениям, новое ценное качество — гибкость. [‎11, c.29]

    Еще одно новое задание может состоять в перестановке мебели. Педагог показывает ребенку кукольную комнатку, план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигуркой, вырезанной из цветной бумаги. Сложность состоит в том, что кукла Катя решила купить диван и не знает, где его разместить, для этого необходимо переставить другие предметы мебели. Педагог просит ребенка помочь Кате. Для этого дает ему прямоугольник, обозначающий диван и предлагает перенести мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. А это нелегко, т. к. диван должен стоять обязательно у стенки и перед ним необходимо оставить достаточно места для журнального столика. [‎16, c.11]

    То, каким образом ребенок переустановит мебель в кукольной комнатке, показывает уровень формирования его пространственной ориентировки. Подобная игра может касаться не только дивана, но и любого другого предмета.

    Наряду с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и возможность ориентироваться в своем собственном теле: постепенно усваивается взаиморасположение отдельных частей тела и появляется возможность различения правой и левой его сторон. После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» — «левого» и на окружающее пространство, на расположение предметов по отношению друг к другу (например: стул стоит слева от стола, фломастер лежит справа от листа и т. п.).

    Подвижная игра имеет большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. [‎26] Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры. Запоминая правила, дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. [26]

    – Формирование пространственной ориентировки у детей в подвижных играх будет эффективным, если подобрать подвижные игры, оптимально способствующие развитию пространственной ориентировки у детей; так как правильно подобраны подвижные игры и упражнения, формируют умения ориентировки в пространстве, решают разнообразные ориентировочные задачи, определяющие направление движений, расположение различных окружающих их предметов, например, в играх «Перебежки», «Чье звено быстрее соберется», «Караси и щуки», «Карусель» и т. д. Главным является направление движения детей, но в этих играх решаются и сопутствующие задачи: уточняется местоположение играющих, отношения между ними, уделяется внимание развитию глазомерных оценок пространства, умению различать близость и удаленность предметов, определять, как они расположены. [20, c.19]

    Читайте также:
    Материалы обследования устной речи первоклассников

    – Выделяя главную пространственную задачу, педагог развивает у детей различные пространственные ориентировки.

    Не однократное повторение игр способствуют закреплению навыков, знаний, умений. На этом этапе работы при неоднократном проведении игр детям необходимо предлагать вспомнить и ответить на вопросы по содержанию правил игры: «где стоят дети?», «где находится водящий?», «в какую сторону можно бежать?», «каково расположение играющих и игровых атрибутов?». Отвечая на вопросы: «вдоль стены надо расположить шнур, за которым становимся мы», «на небольшом расстоянии от шнура надо поставить гимнастическую скамейку, напротив скамейки — стульчики…», «справа от двери…», «слева от окна…» и т. д. у детей закрепляются знания пространственной ориентировки. Такая методика способствует пополнению словарного запаса детей, запоминанию пространственной терминологии, помогает лучше понять и усвоить знания о направлениях, положении предметов относительно друг друга в пространстве.

    – Необходимо использовать пространственную терминологию при объяснении физических упражнений и правил подвижных игр. Грамотно объясняя игру, педагог указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя при этом пространственную терминологию, раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. [‎27] Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. [18, c.8] Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. С помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение [3, c.38]. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

    Для закрепления педагоги должны предлагать ребятам вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение. [20] При помощи вопросов детям легче рассказать правила игры и расположение атрибутов. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства. Изд-во Ленингр. ун-та, 1968, 339 с.

    2. Абранян, Л. А. Игра дошкольника М.: Просвещение, ил. / Под ред. С. Л. Новоселовой. 1989, 286с.

    3. Бауэр, О. П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2013.

    4. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2012, 320с.

    5. Богуславская Е. О., Смирнова Н. П. Развивающие игры. — М: Просвещение, 2014, 158 с.

    6. Волков Б. С, Волкова Н. В. Детская психология. М.:Сфера 2002, 256с.

    7. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста М. А. Доронина Дошкольная педагогика. — 2012. — № 4.

    8. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2006, 140 с.

    9. Каменский Я. А., Учитель учителей. Избранное — ЛитРес.2008, 278c.

    10. Кильпино Н. Н. 80 игр для детского сада.-М.: Просвещение,1973, 54.с

    11. Кенеман А. В.,ХухловаД. В. Теория иметодика физического воспитания детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1985

    12. КуцаковаЛ. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.-М.:Мозаика –синтез. 2012, 48с.

    13. Лесгафт П. Ф. Педагогические идеи. Санкт- Петербург 2012

    14. Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1998г.

    15. Семенова Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2007.

    16. Семенова Т. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 12. — С. 105–111.

    17. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика -Синтез, 2014.-96с.

    18. СтолярА. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Издательство: Просвещение, 1999, с.165.

    19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений — 5-е изд., Издательский центр «Академия», 2001–336с.

    Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

    «ДОМ ДЛЯ ИГРУШЕК»

    Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

    Педагог подводит детей к шкафу с игрушками: «Посмотрите внимательно, сколько полок в этом шкафу? Правильно, три: верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Дети рассматривают и называют игрушки.

    «У каждой игрушки свое место в шкафу». – говорит педагог и дает образец словесного описания расположения двух-трех игрушек. Например: «Зайчик стоит на верхней полки с лева», «Матрешка стоит на нижней полке справа», Мяч лежит на верхней полке, посередине между зайчиком и грибком». Свои слова взрослый сопровождает жестами в сторону игрушки.

    Затем предлагает каждому ребенку выбрать какую-то игрушку и самостоятельно описать ее местоположение в шкафу. Когда дети выполнят задание педагог продолжает:» Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними». Раздает детям игрушки.

    Через 3-5 минут педагог говорит: «Игрушкам пора возвращаться в шкаф. Помогите им найти свое место. Я буду вам подсказывать».

    С этим же материалом можно провести игры «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?»

    Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя». Развивать логическое мышление. Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

    Изображение дерева, в стволе дупло (вверху, посередине), слева на ветке скворечник. Снизу, под деревом, норка; игрушки: белочка, птичка, мышка.

    Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть изображения дерева. Затем спрашивает: «Где живет мышка, птичка, белочка?».

    Читайте также:
    Конспект: Дифференциация звуков Ш-С в словах и предложениях

    Игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, поросенок, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображен какой-то предмет (кусочек сыра, конфета, баночка меда, морковка, косточка).

    Дети сначала рассматривают игрушки, называют их, отвечают на вопросы педагога. Затем педагог предлагает им внимательно рассмотреть изображение дома. Говорит: «В доме живут игрушки, которые пришли к нам в гости. Посмотрите внимательно и скажите, где чье окошко?». Дети должны не только правильно назвать хозяина окна, но и объяснить свое предположение.

    Учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

    Два детских стула, две одинаковые, крупные игрушки.

    Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот? (Указательные жесты в сторону каждого стула)» На сиденье одного стула педагог кладет мяч, второй мяч- под сидение другого стула. Обращается к ребенку: «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» Затем предлагает малышу закрыть глаза и меняет игрушки местами « Что изменилось?»

    Педагог ставит слева и справа от ребенка по две одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их. Затем обращает внимание малыша на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа и слева), а пирамидка- дальше от него. Просит ребенка закрыть глаза и меняет игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машинку дальше – и слева и справа.) Говорит ребенку «Открой глаза, посмотри внимательно направо, теперь налево, что изменилось в расположении игрушек?»

    Эта же игра проводится с расположением игрушек впереди и сзади ребенка, повторяется неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

    Закреплять умение детей ориентироваться и обозначать в речи направления микропространства.

    Лист картона, разделенный на 9 квадратов разного цвета и по-разному расположенных. Некоторые цвета повторяются, например: 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых.

    Дети рассматривают лист с изображением цветных квадратов, называют их отвечая на вопрос педагога: «Какого цвета квадрат в правом верхнем углу (в левом нижним)?», «Где расположен красный (зеленый, синий, желтый) квадрат?», «Какие квадраты одинакового цвета? Покажи их.»

    Вместо цветных квадратов в каждую клетку помещают предметные изображения. Педагог говорит: «В этом доме живу игрушки. Посмотрите и скажите, где чье окошко?» дети должны объяснить местоположение предмета.

    «НАЙДИ ГДЕ СПРЯТАНО»

    Учить детей ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направление своего движения в соответствии с инструкциями педагога; обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

    Крупные игрушки (3-5 и больше).

    Педагог говорит ребенку: «Сегодня ты научишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. Закрой глаза, я спрячу их. Открой. Чтобы найти игрушки надо внимательно слушать, куда, в каком направлении тебе надо идти. Иди вперед, дойди до шкафа, поверни направо, иди к столу». Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (в шкафу, под столом).

    Игра проводится неоднократно. С изменением положения в пространстве (с различными поворотами на 90, 180 и 360 градусов), с увеличением числа игрушек, направлений пространства, В которых дошкольник действует.

    Учить детей осмысливать слова «далеко – близко, дальше – ближе» и использовать их в речи.

    ХОД ИГРЫ
    1 вариант

    Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Сережа – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.

    Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек.

    «УГАДАЙ, ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

    Разнообразные крупные игрушки (от5 до 10 шт.), скамейка.

    На ковре стоят несколько игрушек. Дети рассматривают их и расставляют на скамейке. Педагог просит рассказать, где стоит каждая игрушка. Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на скамейке, педагог помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно, правая. Покажи игрушку, которая стоит на скамейке справа». Дает образец словестного описания: «Пирамидка стоит на скамейке справа», «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком». Затем предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?», «Где она стояла?» В случае если ребенок не может вспомнить игрушку, педагог помогает ему, например: «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала». Следует словестное описание игрушки. Когда малыш сумеет назвать спрятанную игрушку, надо будет и указать где она стояла.

    «ИГРУШКИ ПРИШЛИ К НАМ В ГОСТИ»

    Учить детей приемам зрительно – осязательного обследования игрушек, расположение их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади), обозначению направлений соответствующими пространственными терминами. Воспитывать дружелюбие.

    Крупные, новые, незнакомые детям игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

    Педагог: «К нам в гости пришли игрушки: матрешка, кукла, собачка и мишка. Познакомьтесь с ними» Вместе с ребенком педагог выполняет с каждой игрушкой определенные игровые действия. Например, собирает и разбирает матрешку. Затем взрослый предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь позади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя.» После выполнения ребенком этих действий педагог задает ему вопросы: «С какой стороны у тебя мишка?», «С какой стороны у тебя кукла?» Получив ответы просит ребенка прочитать гостям игрушкам какое – нибудь стихотворение.

    Игра повторяется неоднократно с увеличением числа игрушек (от2 до 5), располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить посчитать игрушки: «Сколько всего игрушек пришло к нам в гости?» , «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?» , «С какой стороны от тебя игрушек поровну?».

    Учить детей определять пространственное отношение между предметами и изменения в их расположении; обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.

    Крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

    Читайте также:
    Весенние изменения в природе - конспект

    Педагог заранее выкладывает на ковре кукольной комнаты с обозначением окна и двери. Рядом в коробке набор кукольной мебели. Говорит детям: «Кукла купила новую мебель, она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната. Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы».

    Просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая», «Эта стена передняя», и т.д.), показать и сказать, где расположена окно и дверь («Окно посередине правой стены», «дверь слева, в передней стене».)

    Один ребенок расставляет в комнате мебель проговаривая, где и что он ставил. Например: «Стол я поставлю посередине комнаты», «Диван я поставлю у левой стены».

    Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время меняют местами два предмета в кукольной комнате. Затем просит детей подойти. Говорит: «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте? Где теперь стоит стол? А шкаф?» (Ответы детей)

    Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и их изменении в их расположении, с условием заданий. (Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т.д.)

    Развиваем пространственное мышление

    Чему учить ребенка перед школой? «Читать, писать, считать…» А как насчёт развития пространственных представлений, объемного мышления и воображения?

    На LogicLike.com дети развивают логическое и пространственное мышление, внимание и память.

    Как развить пространственное мышление ребенка?

    Делимся классными идеями: как «прокачать» образное и трехмерное мышление и развить воображение. Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх.

    • Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные), лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы — местности, помещения.
    • Разгадывайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
    • Объясните ребенку как легко определить стороны света возле вашего дома: где восходит солнце, где вы наблюдали закат. Гуляете пешком в знакомых местах — предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
    • Выходите на улицу — спрашивайте мнение ребенка, как лучше добраться до нужного места.
    • Позволяйте помогать вам собираться в дорогу. Чемодан, в который не помещаются вещи, — отличный тренажер трехмерного мышления.
    • Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам.

    Оптимальный подход — комбинированные занятия в форме игры. Тренируйте пространственное мышление «на местности» и выполняйте специальные развивающие задания.

    Задачи и задания на пространственное мышление

    В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!

    Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)

    • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
    • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
    • сравнивать фигуры по размеру и форме;
    • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
    • писать математические диктанты;
    • соединять точки по цифрам;
    • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
    • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
    • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
    • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
    • играть с рамками-вкладышами;
    • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
    • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
    • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
    • мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

    Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.

    На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

    Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

    Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

    Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.

    Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

    Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.

    Простые игры на развитие пространственного мышления

    Игра «Помести кошку»

    Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

    Игра «Расставь правильно!»

    Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

    Читайте также:
    Мягкий знак - показатель мягкости, Разделительный мягкий знак - конспект занятия

    Игра «Метаморфозы»

    Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

    Игра «Спецагент на задании»

    Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

    Игра «Рисунок на спине»

    Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

    Игра «Муха»

    В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

    Игра «Маршрут движения»

    Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

    Игра «Волшебный мешочек»

    Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

    Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

    Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.

    Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

    Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
    Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

    Что развивать — трехмерное мышление или воображение?

    Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).

    Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

    Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

    Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

    Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.

    Ребенок с развитым пространственным мышлением:

    Хорошо ориентируется на местности. Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

    Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

    Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.

    Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.

    Получает хорошие оценки по рисованию и труду. Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

    Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.

    Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.

    Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

    Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

    Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.

    Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: