Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

В статье описаны общепедагогические и специальные методы и приемы, применяемые в работе с детьми первого года жизни групповым персоналом и специалистами учителями-дефектологами.

Даны рекомендации, которые необходимо соблюдать для того, чтобы вызвать у малыша желание говорить. Разработан примерный план занятий для детей от 1 месяца до года для воспитателей и медицинского персонала групп.

По данным статистики 90-95% детей, воспитывающихся в домах ребенка, имеют отклонения в формировании речевой функции. Это происходит в силу целого ряда причин и проявляется в задержке темпов формирования различных форм речи, в низкой произносительной активности, в искаженном ходе всего речевого развития.

Мы условно подразделяем методы и приемы, используемые в работе с детьми с задержкой речевого развития, на общепедагогические и специальные.

Общепедагогические приемы могут быть использованы в индивидуальной работе с детьми воспитателями и медсестрами, а специальные, требующие особой подготовки, используются логопедами, дефектологами.

Слышимая ребенком речь имеет исключительное значение для последующего развития собственной активной речи. Однако речь, включенная в уход за ребенком, сопровождающая все необходимые отправления, тем не менее не производит достаточно эффективного воздействия. Взрослые вовсе не должны все время разговаривать с малышом.

Создание условий для речевого общения

Для действенно эффективного воздействия нужны определенные условия, а именно: восприятие ребенком речи необходимо специальным образом организовывать.

Для того, чтобы вызвать у малыша желание говорить, необходимо соблюдать следующие рекомендации.

1. Установить психологический контакт с ребенком:

  • контакт «глаза в глаза»;
  • отсутствие посторонних в комнате;
  • доверительные отношения;
  • думать только о ребенке, а не о собственных проблемах;
  • ребенок должен быть удовлетворен в своих потребностях (напоен, накормлен, спокоен, а также эмоционально положительно настроен);
  • обязательным условием является тихая обстановка, которая дает возможность ребенку прислушиваться к звукам, им же издаваемым, и повторять их.

«Дети, пребывавшие в шумной обстановке, среди грохота, разговора взрослых, крика других ребят, хаоса всевозможных звуков и шумов, не гулят и не лепечут»,

– писала в своей методике «Развитие речи дошкольника» основоположник советской системы дошкольного воспитания Е. И. Тихеева.

2. Нужна хорошая наглядность.

Необходимо давать ребенку интересные, яркие, разнообразные игрушки, соответствующие возрасту, и при этом соблюдать меру в отношении количества.

3. Важна манера разговора.

Говорите с малышом четко, достаточно громко (но не кричите), ясно, употребляйте одни и теже слова, старайтесь интонационно ярко окрашивать свою речь, не употребляйте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, других длинных конструкций.

Старайтесь строить предложения правильно, планировать их структуру, не перестраивать на ходу, не обрывать посередине — это облегчит ребенку восприятие содержания.Важны частые повторы, которые лучше сопровождать перестановкой компонентов предложения, например: «Мишка пришел в гости! Какой мишка у Леночки! Мишка топ-топ! Большой Мишка! Дай мне Мишку!»

4. Позиция ребенка и взрослого при проведении игр.

Важным условием являются позиции ребенка и взрослого при проведении игр. На первых этапах малыша держите на руках «под грудью»; затем на коленях; возможно использование неконтактных позиций: ребенок на спине, на животе, на боку.

5. Положительные эмоции.

Вызывайте у малыша положительные эмоции — смех, радостные возгласы, оживленные движения. Для этого играйте с ним в прятки, в «догоню-догоню», «идет коза рогатая»; показывайте заводные игрушки.

Примерные планы занятий для детей от 1 месяца до года

Используя общепедагогические принципы, можно составить примерные планы занятий для детей от 1 месяца до года.

До 3 месяцев, в тот момент, когда малыш сыт, спокоен, доволен, наклонитесь над ним, дождитесь, когда он посмотрит на вас, и напевно, четко артикулируя, произнесите: «А-а-а….», или «агы…», «гу..», «у-у-у…»; задавайте вопросы, например: «Миша маленький?» — и сами отвечайте на них.

Когда малыш подключится к «разговору», произносите звуки чуть тише, давая возможность ребенку послушать самого себя. Поддерживайте произносимые малышом звуки, «перекликаясь» с ним. Звуки произносите с различной интонацией, чередуйте обычную речь с шепотом, с беззвучной артикулированием (а-а-а — рот широко открыт; и-и-и — губы в «улыбке»; у-у-у — губы «трубочкой»). В разговоре делайте паузы, давайте возможность ребенку ответить.

От 3 до 6 месяцев поддерживайте гуление малыша в ходе эмоционального общения с ним, стимулируйте появление лепета. Для этого:

– многократно и в разных вариантах повторяйте имя ребенка (Саня, Санечка, Сашуля, Сашенька);

– произносите издаваемые ребенком звуки (а, и), стремясь к тому, чтобы малыш, прислушиваясь, сам произносил их;

– произносите в разговоре с ребенком отдельные слоги и пары слогов: «па», «ма», «ба», «да», сначала знакомые малышу, а затем новые;

– произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду –
Поиграем во дуду!
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду!
Ой, люли-люшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам
И расти по часам.

– организовывайте переклички, ауканье, находясь в поле зрения ребенка и вне его («Сашенька, скажи ма-ма-ма! Ау!»);

– организовывайте поисковую деятельность ребенка по отношению к различным источникам звуков (речь, музыкальные, звучащие образные игрушки, часы);

– вызывайте слежение в тот момент, когда говорите; окликайте малыша из разных мест группы, чередуйте шепотную речь с громкой;

– в эмоционально-игровой ситуации прячтесь от ребенка и неожиданно появляйтесь вновь: «Ку-ку!»

От 6 до 10 месяцев, то есть с появлением в речи ребенка лепета, стимулируйте повторение звуков, слогов, имеющихся в речи взрослого.

Развивайте звукоподражание. При этом показывайте ребенку связь между реальными предметами и издаваемыми ими звуками — это способствует звукоподражанию и пониманию речи. Для этого:

– при уходе за ребенком привлекайте его к участию в этих действиях, говорите о них, называйте предметы, которые при этом употребляются;

-​ устраивайте демонстрации новых игрушек, например, при демонстрации куклы произносите:

К нам пришла
В нарядном платье
С белым бантом
Кукла Катя.
Хочет с нами поиграть
Хочет с нами поплясать.

При демонстрации птички прочтите рифмовку:

Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет.
Маленькая птичка песенки поет!

Используйте игры «Колыбельная», «Паровоз», » Птичка», «Погремушка», «»Мяч» и др.

Со второго полугодия первого года жизни включается новый тип общения с ребенком — общение на основе понимания речи, в котором взрослый руководит через речь всем поведением ребенка и всем его психическим развитием.

Читайте также:
Коррекции речи у детей в условиях психиатрической больницы

Обучение ребенка на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом , осуществляемым с опорой на реальный объект. Ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним некоторые действия (держать в руках, гладить, катать и т. д.).

Чем больше малыш будет соприкасаться с предметом, опираясь на различные анализаторы, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, то есть понимание речи взрослых.

Связь между словом и предметом осуществляется быстрее, если предмет стоит на одном и том же месте и обозначается одним и тем же словом. По мере усвоения слова ребенок учится находить предмет в разнообразной обстановке.

Исследования, посвященные изучению речи детей раннего возраста, показали, что, для того чтобы ребенок начал активно применять слово, ему необходимо услышать это слово от 70 до 90 раз (данные Г. М. Ляминой).

1. Развивайте понимание названий предметов: учите находить предметы (игрушки) на вопрос «Где? в 7 месяцев — на постоянном месте, с 8-9 месячев — независимо от их местоположения;

2. Развивайте понимание названий знакомых движений: «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «садись», «ложись».

Игры: «Где ляля?», » Где мячик?», «Где ляля, а где мячик?», «Ладушки», «Прилетели гули», «Курочка кудахчет».

На развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении можно использовать игру типа «Ку-ку, где ляля?».

В 9 — 12 месяцев продолжайте развитие пассивной речи — учите ребенка понимать слова и простые поручения и выполнять их, развивайте понимания различных действий с сюжетными игрушками «Найди, принеси, отдай…», «С куколкой попляшем». Рассматривайте картинки и книжки, развивайте умения находить игрушки, одинаковые по названию и назначению: «Все куколки».

Специальные приемы и методы

Помимо общепедагогических рекомендаций существуют специальные приемы и методы, применяемые в работе специалистами.

В зависимости от диагностических данных специалистом проводятся:

  1. Дифференцированный массаж артикуляторных зон;
  2. Точечный массаж рефлексогенных зон;
  3. 3.​ Нормализация положения больших пальцев, тренировка функциональной активности рук;
  4. Дыхательная гимнастика:
  • И.п. — лежа на спине. Разводим руки в стороны — вдох, приводим к грудной клетке — выдох.
  • И. п. — лежа на спине. Поднимаем руки вверх — вдох, опускаем вниз — выдох.
  • Ноги приводим к животу — выдох, выпрямляем ноги — вдох.
  • Приводим противоположное колено и локоть — выдох, выпрямляем — вдох.

Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и способствуют вокализации выдоха. Проводятся по 3-4 раза ежедневно.

Специальные методы стимуляции произносительной активности

К специальным методам стимуляции произносительной активности, проводимые логопедом или дефектологом, относятся следующие приемы:

1. И. п. лежа на спине. Взрослый создает уклады губ, необходимые для произнесения звуков в периоды вокализации выдоха:

  • а — широко открыть рот
  • о — округлить губы
  • у — губы «трубочкой»
  • и — губы в улыбку.

При этом взрослый произносит звуки с различной интонацией, модуляцией и громкостью.

2. В периоды вокализации выдоха взрослый производит ритмичное смыкание и размыкание губ, создает возможность для произнесения губно-губных звуков:

3. Стимуляция произнесения слогов путем смыкания губ в сочетании с широким открыванием рта — ба, па, ма;

  • Смыкание губ в сочетании с округлением губ — бо, по, мо.
  • Смыкание губ в сочетании с вытягиванием губ в «трубочку» — бу, пу, му, или абу.

Смыкание губ в сочетании с широким растягиванием губ слышится слог бы.

Приемы проводить в течении дня по 3-4 раза.

4. Учитывая, что в норме носовые-ротовые, звонкие-глухие возникают одновременно, они вызываются попарно:

В период вокализиронанного выдоха взрослый, указательным пальцем правой руки с надетым на него напалечником или соской, производит вибрирующие движения в области переходной складки языка. При этом кончик языка ритмично касается альвеол и получаются следующие слоги:

  • на-на на, да-да да, та-та-та и даже ла-ла-ла.

5. Существует два способа стимуляции произнесения заднеязычных звуков:

  1. И. п. — лежа на спине. Спинка языка оттянута кзади и поднята к твердому небу. Взрослый кладет правую руку на нижнюю челюсть и производит легкие вибрирующие движения из стороны в сторону, при этом получается к, г.
  2. Взрослый указательным пальцем правой руки, наложенным на кончик языка, ритмично сдвигает язык кзади, при этом получается ка-ка-ка, га-га-га.

Все эти упражнения выполняются в тактильном или эмоционально-речевом общении с ребенком в периоды вокализации выдоха.

Таким образом, при успешном сочетании общепедагогических и специальных методов и приемов, при правильном взаимодействии специалиста и группового персонала, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, преодолеваются задержки доречевого развития у детей, воспитывающихся в доме ребенка.

Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте
материал

Выступление на педсовете.

Скачать:

Вложение Размер
dlya_pedsoveta_doklad.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательно – речевое развитие дошкольников в процессе формирования связной речи и речевого творчества»

Учитель –логопед: Закамалдина Н.Н.

Методы и приемы развития активной речи

детей в раннем возрасте.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.

Выделяются три группы методов:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

  • наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
  • наблюдения в природе;
  • экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;
  • рассматривание игрушек, предметов и картин;
  • изобразительная наглядность.
  • дидактические игры;
  • дидактические упражнения;
  • хороводные игры;
  • игры – драматизации; инсценировки;
  • игры – сюрпризы;
  • игры с правилами.

Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т.п.).

Приведем пример для инсценировки « О чем рассказала игрушка».

Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:

«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»

Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.

В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.

Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.

  • чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
  • чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр , игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики – чикалочки”.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

«Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли.

А речь современного дошкольника имеет множество проблем, это и:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Изучив научную литературу, опыт педагогов России, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность.

При этом необходимо учитывать факторы, облегчающие процесс становления связной речи

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, можно использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и используются для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Мной разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга) , медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. (рисунок №1) Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте

Гузель Файзулина
Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.

Выделяются три группы методов:

Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы:

наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ;

наблюдения в природе;

экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;

рассматривание игрушек, предметов и картин;

Практические методы:

игры – драматизации; инсценировки;

игры с правилами.

Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.).

Приведем пример для инсценировки «О чем рассказала игрушка».

Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:

«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»

Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.

В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.

Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.

Словесные методы:

чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики – чикалочки”.

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

И опять полетели!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Либо Кате снесть?

Да и Кате принесу.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание – эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания:

«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры:«Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

«Этот пальчик хочет спать…»

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… – у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Стимулирование речевой активности детей раннего возраста

(советы заботливым родителям)

Если ребёнок в 2 – 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако педагоги из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет, и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

Создание условий для речевого развития детей раннего возрас та.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Консультация для родителей «Развитие речи в раннем возрасте» Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Краткая аннотация. В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики.

Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в раннем возрасте» Развитие речи- одно из важнейших направлений педагогической работы призванное обеспечить своевременное развитие ребёнка. Главным на данной.

Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений.

Методы и приемы развития речи в ДОУ 1. Актуальность. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано,.

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Развитие речи в раннем дошкольном возрасте. Виноградов Г. С писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений,.

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.

Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики Актуальность темы: В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных.

Инновационные и традиционные техники в работе с детьми раннего возраста

“Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…”

В.М. Бехтерев

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона “Об образовании” № 273-ФЗ от 29.12.2012 одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.

Практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Инновационные преобразования приобретают системный характер.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1.Технология информационного обучения;
2.Технология проблемного обучения;
3.Технология проектного обучения;
4.Технология игрового обучения;
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии;
6.Технология ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
7.Личностно-ориентированные технологии.

Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.

1. Хэппенинг и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4. Ковролинография;
5. Куклотерапия;

Хэппенинг и сенсорные коробки

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельностиВ раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Релаксация в системе кинезиологии

Кинезиология – относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста (2-3 года)

1. Тропинка.

По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.

Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.

2. Морковка

Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!

Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот» – вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит «кабачок», детки отдыхают 1-2 минуты.

3. Дождик

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.

Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.

Куклотерапия

Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.

Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» – «кукла» – «кукольный театр».

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную– установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Виды:

  • Пальчиковые куклы.
  • Куклы-марионетки.
  • Перчаточные куклы.
  • Плоскостные куклы.
  • Веревочные куклы.
  • Объемные куклы.
  • Игрушки-персонажи.
  • Игрушки-забавы.

Практическое задание «Зайчик на пальчик»

Под высокой сосной
Скачет зайка косой
Под другой сосной Скачет зайка другой.
Ушки длинные у зайки. Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет. Веселит своих зайчат.

Ковролинография

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Такая работа включает следующие этапы:

формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

(Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Средства ИКТ в детском саду:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Предлагаем модель поэтапного психолого-педагогического сопровождения ребенка при приеме его в детский сад. Данная модель предполагает работу не только с детьми, но и с родителями и воспитателями.

1 этап – Подготовка. Подготовительный этап начинается до прихода детей в детский сад. Во время подготовки к приему детей в детский сад необходимо также разработать рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период. Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку. На индивидуальных консультациях с педагогами дайте рекомендации, как организовать работу в группе раннего возраста.

2 этап – Сопровождение С момента, как ребенок пришел в первый раз в группу детского сада, начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

3 этап – Анализ. На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду.
Диагностический материал.

Введение инноваций в образовательный процесс – это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это – требование времени. В условиях введения ФГОС задачей в современного педагога выступает реализации, в воспитательном процессе самоценности периода, раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

Список литературы

1. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с. – (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.

3.Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст]: В.С.Лазарев. // – Педагогика. 2004. № 4. – С. 11-21.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебное пособие / И. П Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 210.

Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста

Автор: Кузнецова Ольга Евгеньевна

Формирование сенсомоторной культурной практики у детей раннего возраста

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Период раннего детства в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. У истоков педагогики раннего возраста стояли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.Щелованов, А.В.Запорожец. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Поэтому одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей.

Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомотор ная культура – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному – и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.

В работах B.C.Мухиной, Е.О.Смирновой, Г.Г.Григорьевой и др. обращается внимание на то, что специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета). Отсюда — содержание предметной деятельности – усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон развития детей раннего возраста.

Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку).

Основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей раннего возраста является создание условий для формирования восприятия у ребенка как начальной ступени познания окружающей действительности.

Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

· Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.

· Развитие слухового восприятия.

· Развитие зрительного восприятия.

· Восприятие формы, величины, цвета.

· Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

· Восприятие пространства и времени.

Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей младенческого и раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

· развитие крупной моторики направлено на формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.

· сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.

· развития мелкой моторики направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формированию умений осуществлять пинцетный захват. Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).

Особенности сенсомоторного развития

Младенческий возраст

складывается акт рассматривания предмета;

– формируется хватание, приводя развитие руки, как органа движения;

– появляются повторные (похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет) движения и реакция подражания (движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых);

– устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует манипулированию с предметом;

– устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием его взрослым;

– формируется восприятие величины и формы предметов;

– возникает элементарное экспериментирование с предметами: с одним и тем же предметом по-разному действует (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.).

Ранний возраст

От 1 года до 1 года 6 месяцев:

развиваются разные действия с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкладывать и пр.;

– обогащаются впечатления о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет:

совершенствуются орудийные действий с предметами (подтягивать предметы за ленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбок сачком, забивать втулочки в песок и пр.);

– развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами;

– развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало);

– формируется сенсомоторная координация «глаз-рука».

От 2 до 3 лет

формируются умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);

– развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;

– развиваются действия по использованию сенсорных эталонов;

– совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются координированные

движения обеих рук и мелкой моторики.

Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей.

Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, необходимо создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Сенсомоторную культуру ребенка раннего возраста целесообразно рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения детей. Формирование сенсомоторной культурной практики осуществляется в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.

· Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:

– настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;

– «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок».

· Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем :

– дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото;

· Развитие крупной моторики:

– игры, развивающие координацию движений;

– игры с цветными кеглями.

· Развитие мелкой моторики:

– рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

– лепка из глины, пластилина, теста;

– игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;

– застёгивание и расстегивание пуговиц;

– нанизывание колец на тесьму;

– аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

– сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

– использование массажных мячей ;

– игры с водой, песком, крупой.

· Развитие сенсорных эталонов:

– Дидактические игры на обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Планируемые результаты:

К концу первого полугодия:

· обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;

· проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее (рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком, дотрагивается до них руками, научается схватывать предметы под контролем зрения)

К концу первого года (при помощи взрослого):

· активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

· по показу и слову взрослого ребёнок выполняет действия, которые становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер (открыть, закрыть, снять и т. д.).

· проявляет настойчивость в действиях, стремится к достижению цели, пытается воспроизвести известные ему действия.

К концу второго года жизни:

· При знакомстве с новыми игрушками разглядывать их, брать в руки с целью исследования с помощью различных манипуляций (стучит по столу или по другой игрушке, размахивает, мнет мягкую игрушку, ковыряет пальчиком, вкладывает один предмет в другой и т.д.).

· Различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть , устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов .

· Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец

· Группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы .

· Различа ть величину предмета (большой – маленький), вес ( тяжелый – легкий ) ; фактуру ( мягкий – твердый ), температуру ( холодный – теплый )

· С обирать двухместные и трехместные дидактические игрушки: бочата, яйца, цилиндры, матрешки, пирамидки из 2—3 групп колец контрастных размеров; с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец, подбирая их не только по величине, но и по цвету, подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2-х, а затем из 3-х деталей;

· П одбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной

· П одбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета

· Различать звуки предметов, выполненных из разных материалов

К концу третьего года жизни:

· различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);

· устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;

· действовать по использованию сенсорных эталонов;

· координировать движения обеих рук и мелкой моторики;

· пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

· собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4—5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

· разбирать и собирать трехместную матрешки с совмещением рисунка на ее частях

· пользоваться элементарными способами обследования формы предметов -ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление и т.д.

Методы обучения в специальном образовании

Сегодня организация системы коррекционного обучения, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии.

Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных и коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования. На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров.

В современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление о становлении, развитии и социализации подрастающего человека как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание. Разделение способов обучения становится в таком случае искусственным, предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использование понятия “образовательная (педагогическая) технология” как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: “Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий”. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения, используемые в специальных образовательных технологиях.

Таким образом, проблема обучения в специальном образовании важна и требует тщательного изучения в настоящее время для дальнейшего развития теории и практики.

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Существует несколько классификаций методов обучения:

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским.

Он выделяет три группы методов. [1,с.71]

  1. I группа – методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя: словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний); индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
  2. II группа – методы стимулирования и мотивации.
  3. III группа – методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

  1. коммуникативный;
  2. познавательный;
  3. преобразовательный;
  4. систематизирующий;
  5. контрольный.

Таким образом, в специальном образовании практически всегда использует-ся сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Обучение детей и взрослых с особыми образовательными по­требностями начиналось как индивидуальное.

В современной специальной педагогике индивидуальная фор­ма организации обучения применяется в следующих случаях:

  1. Когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии. Таким образом, организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения.
  2. Когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. Так, применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде случаев психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы.
  3. Если ребенок обучается в домашних условиях, то коррекционно-развивающая работа носит сугубо индивидуальный характер.

Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.

Индивидуально-групповая форма организации обучения в спе­циальном образовании используется в качестве продолжения ин­дивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интег­рированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах.

Классно-урочная система, урок (занятие) является одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразо­вательной массовой школе, позволяет организовать не только учеб­но-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронталь­ной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы детей.

Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

К методам специального бучения относятся имитационные.

Характеристика основных методов специального обучения:

1. Анализ конкретных ситуаций— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

2. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками[9]:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения.

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;

• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

3. Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы;

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

4. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

5. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Ввиду важности, проблема обучения занимает определенное место в специальном образовании. Она представлена в ныне существующих методических пособиях, а также находит отражение на страницах предметных журналов, в частности «Педагогика».

Современная трактовка понятия «обучение» подчеркивает, что ядром образовательного процесса является педагогическое взаимодействие. Основными способами педагогического взаимодействия выступают методы, приемы и формы обучения.

Появление методов обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Знания методов активного обучения, необходимы в профессиональной деятельности педагога как средство воспитания личности. Знание и умение использовать методы обучения помогут педагогу достичь высоких результатов.

В нашей работе мы показали актуальность данной проблемы, рассмотрели основные методы обучения, а также формы организации специального обучения.

В связи с поставленной целью, следует сделать вывод:

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С.Макаренко), при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

Игровые действия являются эффективным средством формирования личности ребенка раннего возраста.

Центральная нервная система ребенка пластична, и при создании необходимых условий многие нарушенные функции возможно восстановить. Но после трех лет осуществимо только корригирование, что ощутимо медленнее приближает нарушенные функции к норме. Принципиальное значение приобретают ранняя диагностика и комплексная коррекция различных аномалий развития речи. Мы видим большой потенциал в формировании игровых действий для того чтобы достичь более высокого уровня общего развития детей и, в частности, уровня речевого развития.

Цель статьи: подчеркнуть значимость игровых действий для речевого развития детей раннего возраста (третьего года жизни) с отклонениями в овладении речью.

В нашем исследовании под игровыми действиями понимаются действия со значением, свободные от операционально-технической стороны и имеющие изобразительный характер [4, с. 42].

Процессуальные игровые действия – это многократное воспроизведение процессуальной стороны деятельности взрослых, при этом результат является воображаемым [5, с. 61].

Отклонения в овладении речью (отклонения речевого развития) – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и / или неадекватностью естественной речевой среды [5, с. 14].

Коррекционно-предупредительное воздействие – это направленный процесс коррекции психоречевого развития ребенка раннего возраста с целью формирования его коммуникативных взаимоотношений в ближайшем социальном окружении [7, с. 84].

Обследование проводилось в 3 этапа.

Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования была выбрана методика обследования «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка», предложенная Е.В. Шереметьевой [5; 6]. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 307 города Челябинска.

Параметры обследования игровых действий следующие:

1) действия с игрушками;

2) подражательные действия;

3) сюжетно-отобразительная игра.

По результатам исследования были выделены экспериментальная и контрольная группы детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью. Мы определили уровень сформированности и специфические особенности игровых действий, а также тип речевого развития детей обеих групп. Было выявлено, что:

1) у шести воспитанников – нерезко выраженные отклонения в овладении речью, у двоих – обратимая задержка речевого развития и у четырех детей – норма речевого развития;

2) у первой половины экспериментальной группы сюжетно-отобразительная игра отсутствовала; у второй половины – носила невыраженный сюжетный характер.

Формирующий эксперимент проводился в 2 этапа.

На I этапе мы составили индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут развития игровых действий для каждого ребенка с отклонениями в овладении речью.

На II этапе мы разрабатывали планы занятий, индивидуальные рекомендации для родителей и воспитателей.

Коррекционно-предупредительное воздействие было основано на отборе, комбинировании и адаптации игровых заданий и упражнений с использованием следующих методик:

1. «Изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития ребенка» [5];

2. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями» [1];

3. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» [3];

4. «Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет» [2].

В рамках коррекционно-предупредительного воздействия мы учили детей действиям с игрушками, обучали подражательным действиям и формировали у них предпосылки к становлению полноценной сюжетно-отобразительной игры.

В качестве примера приведем индивидуальный маршрут коррекционно-предупредительного воздействия для Вали С.

Индивидуальный
коррекционно-предупредительный маршрут формирования
игровых действий Вали С

В качестве основной формы работы по развитию игровых действий Вали С. была выбрана индивидуальная форма проведения занятий.

Цель направленного формирования игровых действий: обучить выполнению соотносящих действий и действий по подражанию; сформировать умения выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Приведем перечень обучающих игр-заданий, подобранных для Вали С.:

1. «Возьми игрушку»;

2. «Покорми, напои куклу»;

3. «Уложи куклу спать»;

4. «Вместе играем»;

5. «Угости кукол чаем»;

6. «Позвони по телефону»;

7. «Приведи куклу в порядок»;

8. «Цветные кубики»;

9. «Разбери и сложи матрешку»;

10. «Разбери и сложи пирамидки»;

11. «Найди парные картинки»;

12. «Поиграй с цветными кубиками».

В течение каждого учебного дня ребенку нужно было выполнить 4-5 игровых упражнений. Приведем примерное планирование содержания занятий с учетом пятидневной рабочей недели детского сада, выполненное в форме таблицы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: