Формирование представлений об ударении у детей

Методическая разработка по развитию речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание

1. Этапы формирования чувства ритма у детей с диагнозом “заикание”

2. Примеры упражнений для каждого этапа формирования чувства ритма у детей:

  • упражнения на построение ритмического ряда
  • упражнения на установление ритмических координаций
  • упражнения на усвоение способов трансформации

2.2. II этап

  • упражнения на усвоение ритмических эталонов темпа
  • упражнения на формирование представлений о раузировании
  • упражнения на формирование представлений о ритмическом ударении

2.3. III этап

  • упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова
  • упражнения на освоение слогового и звукобуквенного анализа слова
  • упражнения на выделение морфологических признаков слова

3. Список литературы

Данная программа построена с учетом этапности работы над чувством ритма у детей с диагнозом заикание, а именно:

I этап – построение ритмического ряда (развитие слухо-моторной координации и регулирующей функции речи)

II этап – формирование фонематического контроля (освоение ритмического рисунка, оживление мелодико-интонационной стороны речи)

III этап – усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова, выделение морфологических признаков слова

I ЭТАП

1.1. Построение ритмического ряда

1. Четверо детей стоят в шеренгу и делают по очереди по своему желанию какое-либо движение под музыку различного характера или под счет четыре раза. Остальные должны вспомнить, что они сделали.

Вопрос: Что делали Петя, Вова, Наташа, Катя?
Ответ
: Петя поднял руку, Вова хлопал в ладоши и т.д.

2. Дети ходят колонной по кругу под музыку. В зависимости от характера музыки они исполняют различные движения, подражая медведю, зайцу, полету птицы и др.

3. Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

  • Цвета
  • Величины
  • Формы

Чередование элементов предлагается по показу или образцу.

После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продолжить ряд.

Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разноцветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка.

Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд, вставив недостающие формы.

Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда и исправить его.

  • найди и исправь ошибку (шаблоны заранее выложены на линии)
  • проверь и найди ошибку у товарища (на подгрупповых занятиях)

Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из данных геометрических форм и затем зарисовать его, используя трафарет. Для этого упражнения можно использовать геометрические формы из набора “Конструктор”, шаблоны и школьный трафарет.

1.2. Установление ритмических координаций

1. Дети “вбивают молоточком гвозди в стену”, говоря:

Молоточком я стучу (два удара),
В стенку гвоздь вколочу (два удара),
Гвоздь вбиваю сильней (два удара),
Для картинки моей (два удара).

2. “Звуковые дорожки”: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

  • _____ _ ______ _ ______ _ ______ _
  • _ _____ _ _ _____ _ _____ _ _ _____

3. Мяч. Дети перебрасываю мяч от соседа к соседу по кругу. Каждое слово стиха сопровождается броском. Дети должны запомнить слово, которое они говорили во время броска, и порядок слов.

Потом дети меняются местами, и каждый называет свое слово по порядку, только после этого он получает мяч от бывшего соседа.

Мы бросали мяч друг дружке, мячик прыгал, как лягушка

1.3. Усвоение способов трансформации

1. Воспроизвести ритмические ряды по образцу:

  • выложить разноцветную дорожку, слушая голоса животных (каждому подражанию соответствует определенный цвет квадрата)
  • “озвучить” эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат
  • Воспроизвести серию движений, с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку

2. Воспроизвести речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом. Предварительный анализ включает узнавание и воспроизведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, установление последовательности и количества цветных кругов в каждом образце^

  • Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем воспроизвести последовательность, используя слоги. Образец данной карточки предлагается ребенку на этапе автоматизации звука “р” в слогах.
  • Ребенку предлагается “зашифровать” заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого шифра. Образцом служит речь педагога, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предлагает воспроизвести их ребенка на строке с помощью разноцветных кружков.

II ЭТАП

2.1. Усвоение ритмических эталонов темпа

1. “Камень, ножницы, бумага”

2. Проговаривание слоговых цепочек, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом.

3. Ребенку предлагается проговорить знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины. Условие: соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (кротка дорожка – быстрый темп, длинная – медленный). Предварительный этап: заучивание поговорок, стихов, потешек)

2.2. Формирование представлений о паузировании

1. Выделение паузы в ритмическом зрительном ряду. Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу.

  • Ребенку предъявляется образец синкопированной дорожки из мозаики, и предлагается воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм.
  • После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти

2. “Поющие лабиринты”: ребенку предлагается петь гласные звуки (слоги). Проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделенной линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует “остановке”. Продолжительность фонации соразмерна длине каждого отрезка.

2.3. Формирование представлений о ритмическом ударении

1.Выделение сильных долей в речевом ритмическом ряду. Воспитатель произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить самый громкий звук (слог).

2. Составление ритмических рядов на основе чередования сильных и слабых долей. Ребенку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому – хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому – легкий хлопок с маленькой амплитудой движения рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), азтем по памяти, без зрительной опоры.

Читайте также:
Систематизированная документация школьного логопеда

3. Выделение ключевого слова в ритмизированной стихотворной речи. Предварительная работа: заучивание стихов, поговорок, скороговорок.

Например, скороговорка: “Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит”.

Вопрос: Ответ:
(Кто?) на дубу сидит и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел (где?) сидит и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дятел на дубу (что делает?) и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит
Дятел на дубу сидит и (где?) дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит
Дятел на дубу сидит и в дубу (что?) долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает?) Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит

III ЭТАП

3.1. Упражнения на усвоение слогоритмической структуры слова

1. Соотношение слова с заданной ритмической схемой. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, “лишние” убирает в отдельную стопку. Предварительная работа: построение схемы из геометрических форм, пересчет количества деталей схемы и формулирование игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова.

2. Дифференцировка слова с различной слогоритмической структурой.

Ребенку предъявляются предметные картинки (карточки со словами) с ритмической сменой “длинных” и “коротких” слов: дом, машина, кот, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстукивая кулачками “короткие” и отхлопывая ладошками “длинные” слова.

3.Дифференцировка слова в соответствии с заданными ритмическими схемами. Ребенку предъявляют две(три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметы картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает “лишние” слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

3.2. Освоение слогового и звукобуквенного анализа слова

1.Составить схему слоговой структуры слова. Послоговое проговаривание слова сопровождается составление схем и ее анализом (пересчетом количества составляющих, определением их местоположения путем соотнесения с порядковым числительным). Например: собака – три слога – первый “со”, второй “ба”, третий “ка”.

Вопросы к ребенку: – Назови первый слог (второй, третий)

– Какой по счету слог “ба” (“ка”, “со”)?

2. Различение слов-паронимов. Воспитатель произносит цепочку слов и предлагает ребенку выбрать слово, которое отличается от остальных.

катушка-катушка-подушка-катушка
удочка-уточка-удочка-удочка
совок-совок-сапог-совок

3. Трансформирование слоговой схемы. Ребенку предлагается последовательность действий: произнести слово по слогам, выложить схему из счетных палочек; определить и назвать каждый слог, выделив гласные; соотнести каждую часть схемы с гласной, выложить гласные буквы.

3.3. Выделение морфологических признаков слова

1. Выделение заданного слога в структуре слова. Ребенку предлагается проговорить слово по слогам, изменяя силу голоса на заданный слог (например, первый слог – громко, остальные шопотом). Нпример: слова с одинаковой слогоритмической структурой – батон, вагон, балкон, закон; слова, содержащие одинаковые слоги – роза, коза, гроза, глаза; косы, весы, бусы, носы, усы.

2. Изменение местоположения ударного слога в структуре слова. Ребенку предлагается последовательность действий:

  • проговорить слово с соблюдением правил орфографии
  • составить его схему, используя специальные знаки
  • изменить местоположение знака ударения в схеме
  • воспроизвести слово в соответствии с изменениями

Например: МАЛИНА

Если ребенок затрудняется в выполнении упражнения, то проговаривание слова сопровождается хлопками (акцент на ударный слог)

Усложнение: Смена ударения в парах слов, при этом уточняется семантическое значение слова.

косА – кОсы, мАшина – машИны, замОк – зАмок

Закреплению полученных навыков способствуют игры – индивидуальные или групповые:

  • сюжетно-ролевые
  • игры-драматизации
  • пальчиковые игры
  • подвижные игры
  1. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если Ваш ребенок заикается. – Санкт-Петербург.
  2. Одинцова Т.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
  3. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. – Санкт-Петербург: Дельта. 1996.
  5. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ненько Валентина Михайловна, Нигматулина Ольга Александровна

В статье представлены виды практической работы, способствующей устранению трудностей в усвоении слов с подвижным ударением и направленные на совершенствование лингвистических компетенций младших школьников . Статья содержит как теоретические обоснования, так и практические рекомендации, связанные с пониманием специфики русского ударения . Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями начальной школы на занятиях орфоэпией русского языка.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ненько Валентина Михайловна, Нигматулина Ольга Александровна

FORMATION OF IDEAS ABOUT FEATURES OF MOBILE RUSSIAN EMPHASIS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article presents the types of practical work that helps to eliminate difficulties in learning words with mobile stress and aimed at improving the linguistic competencies of younger students. The article contains both theoretical justifications and practical recommendations related to understanding the specifics of the Russian accent. The proposed exercises can be used by primary school teachers in the classroom orthoepy of the Russian language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

кандидат филологических наук, доцент Ненько Валентина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г магистрант Нигматулина Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.С. Пушкина» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДВИЖНОГО РУССКОГО УДАРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Читайте также:
Логопедическая игра для детей дошкольного возраста 'Гости'

Аннотация. В статье представлены виды практической работы, способствующей устранению трудностей в усвоении слов с подвижным ударением и направленные на совершенствование лингвистических компетенций младших школьников. Статья содержит как теоретические обоснования, так и практические рекомендации, связанные с пониманием специфики русского ударения. Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями начальной школы на занятиях орфоэпией русского языка.

Ключевые слова: орфоэпические нормы, ударение, разноместность, подвижность, акцентология, младшие школьники, лингвистическая компетенция.

Annotation. The article presents the types of practical work that helps to eliminate difficulties in learning words with mobile stress and aimed at improving the linguistic competencies of younger students. The article contains both theoretical justifications and practical recommendations related to understanding the specifics of the Russian accent. The proposed exercises can be used by primary school teachers in the classroom orthoepy of the Russian language.

Keyword: orthoepic norms, accents, diversity, mobility, accentology, primary school children, linguistic competence.

Введение. Совершенствование речевой культуры младших школьников является одной из основных задач школы в условиях современного образования. Усвоение произносительных норм – важная составляющая часть работы над культурой речи, так как правильное произношение является показателем культурного уровня человека в целом.

Основная цель орфоэпической работы в начальной школе – обучение нормам русского литературного произношения. Это означает, что в процессе обучения в начальных классах учащиеся должны научиться не только грамотному письму, но и умению грамотно читать с соблюдением норм русского литературного языка, правильно строить устное высказывание.

К орфоэпическим правилам, регулирующим произношение звуков и звукосочетаний, примыкают и требования, предписывающие обязательные нормы в постановке ударения. Раздел, называемый в науке о языке акцентологией, изучает систему русского ударения, его особенности в словах и формах разных частей речи, исторические изменения ударения и причины таких изменений.

В начальной школе понимание словесного ударения способствует овладению навыками грамотного письма, помогает формировать произносительно-слуховую культуру младших школьников.

В работе над формированием словесного ударения принято выделять три направления:

1. Формирование представлений об ударении и его роли в языке.

2. Знакомство с основными свойствами русского ударения.

3. Формирование умения находить и выделять в слове ударный слог.

Указанные направления, в большей степени, обращены к фонетической стороне ударения: его количественно-динамическому характеру, пониманию различий в произношении ударного и безударных слогов, способности услышать ударный гласный. Но не менее важным аспектом формирования представлений о языке является понимание специфики русского ударения. Это его нефиксированный характер, подвижность, а также временная изменчивость и вариативность.

Такие особенности русского ударения, как разноместность и подвижность, создают большие трудности при практическом изучении русского языка не только теми обучающимся, для которых русский язык не является родным, но и для большинства русскоязычных школьников [4].

Изложение основного материала статьи. Разноместное ударение, являясь индивидуальным признаком отдельного слова, выполняет смыслоразличительную функцию. Слово запоминается с его ударением (пАрта, картИна, водопАд) как факт словаря русского языка. Изменение ударения приводит к разрушению слова. В большинстве русских слов ударение фиксированное, т.е. закреплено за одной и той же морфемой во всех формах слова. Такое ударение называют неподвижным. Неподвижность ударения не вызывает особых трудностей у школьников, если слово усвоено с правильным ударением.

Подвижное ударение выполняет форморазличительную функцию (гОрода-городА, хОдите-ходИте) и является грамматическим средством. Подвижность ударения характерна для падежных форм некоторых существительных, глаголов на -ить , для ряда глаголов прошедшего времени, для кратких форм имён прилагательных. Наибольшие трудности у обучающихся при изучении особенностей русского ударения вызывают именно слова с подвижным ударением (например: начАть – нАчал – началА – нАчало, нАчали; бЕден-беднА-беднЕе и др.).

Таким образом, русское ударение как фонетическое средство обращено к фонетике, как различительное средство слова с его свободным, разноместным характером – к лексике, как отличающее разные формы благодаря своей подвижности – к грамматике. Нормы ударения необходимо прививать и развивать как во время лексической работы, так и на занятиях по грамматике. Современные акцентные нормы есть результат, с одной стороны, развития системы русского ударения, с другой, – сложившихся традиций и речевой практики.

Значимость ударения школьники начинают осознавать тогда, когда непосредственно сталкиваются с усвоением различных грамматических и орфографических правил, опирающихся на ударение, например:

правописание безударных гласных корня слова, падежных окончаний существительных, прилагательных, образование отдельных глагольных форм, правописание некоторых суффиксов и приставок и др. [4].

В образовательных программах по русскому языку для начальной школы нет отдельного раздела, посвящённого изучению акцентных норм. Многие акцентологические понятия изучаются в рамках других тем, например, в разделе «Фонетика и орфоэпия», «Морфология и синтаксис», «Лексика». Отдельным акцентологическим понятиям, таким как разноместность, подвижность, на наш взгляд, уделяется недостаточное количество времени.

Нами были проанализированы учебники русского языка для начальной школы УМК «Школа Росси» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и УМК «Гармония» авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко с целью анализа слов с подвижным ударением. Ниже приведены примеры из учебников русского языка для 1-го класса общеобразовательных учреждений указанных УМК.

Слова с неподвижным и подвижным ударением, с сочетаниями согласных звуков представлены в «Орфоэпическом словаре» учебника русского языка 1 класса УМК «Школа России» (бАнты, взялА, взЯли, далА, дАли, ждалА, ждАли, звалА, звАли, звонИть, звонИт, повторИть, повторИм, пОнял, понялА) [5, с. 136].

В разделе «Как правильно говорить! Словарь. Правильно ставь ударение!» учебника русского языка УМК «Гармония» уделяется внимание грамматическим формам и произносительным нормам некоторых слов с подвижным ударением (бралА, дралА, клАла, послАла, включАт, включИм, звонИм, звонЯт) [8, с. 134].

Анализ учебников показал, что, начиная с 1-го класса, обучающиеся знакомится с отдельными категориями слов, для которых характерна подвижность ударения.

Учебники для 2-4 классов данных УМК расширяют работу по формированию акцентологических норм при работе над словами с подвижным ударением: включают формы прошедшего времени односложных глаголов с часто встречающимися отклонениями в формах женского рода. Однако нельзя согласиться, что ударение на отрицательной частице в формах среднего рода и множественного числа является единственной и актуальной современной нормой. Здесь уместно говорить о вариативном ударении: нЕжили и не жИли.

Читайте также:
Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Упражнение 225. Прочитайте. Говорите правильно. Какое значение вносит частица не? Запомните произношение данных глаголов с частицей не.

Был – нЕ был, не былА, нЕ было, нЕ были; жил – нЕ жил, не жилА, нЕ жило, нЕ жили; дал – нЕ дал, не далА, нЕ дало, нЕ дали [6, с. 125].

В учебниках русского языка УМК М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко в конце каждого учебника также представлены грамматические формы слов с подвижным ударением и произносительные нормы, на которых следует заострить внимание обучающихся. В содержание учебника включены следующие разделы по формированию орфоэпических норм: «Как правильно писать, говорить? Правильно ставь ударение!» (бралА, далА, клАла, включАт). [7, с. 149], раздел «Глаголы» (бежИм – бегУ, хочУ – хотИм)» [6, с. 153]. Эти разделы направлены на то, чтобы помочь обучающимся усвоить правила произношения слов, в том числе и слов с подвижным ударением.

Несмотря на то что в начальных классах знакомство со словами с подвижным ударением начинается с 1-го класса, более углубленно эта особенность ударения изучается с 3-го класса, при работе на темой «Падежные окончания имён существительных». Далее работа продолжается в 4-м классе при изучении темы «Глагол», и у обучающихся возникают определённые затруднения, например, при образовании родовых форм прошедшего времени некоторых глаголов непродуктивных классов (нанять, принять, начать и др.), имеющих подвижное ударение. Возможно, причина трудностей связана с тем, что программой предусмотрено недостаточное количество часов для закрепления данных тем.

В проведённом нами эксперименте в 2018-2019 учебном году на базе МБОУ «СОШ № 6 им. А.С. Пушкина» г. Калуги и МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, в котором принимали участие выпускники 4-х классов, обучающимся было предложено выполнить несколько заданий по обозначению ударения в словах, в том числе в словах с подвижным ударением. После анализа выполненных работ мы выявили, что ошибки были допущено в формах слов разных частей речи, наибольшее количество их в глаголах (сверлить, баловать, оптовый, класть, оборвать и др.) Из полученных результатов видно, что многим обучающимся необходима целенаправленная работа по устранению выявленных пробелов в знаниях.

Выполнение заданий по разграничению омографов (атлас – атлас, ирис – ирис и т.п.) показала, что 55 % обучающихся 4-х классов на смогли подобрать пару слов-омографов, хотя, знакомство с ними начинается с 1-го класса в букварном (основном) периоде и продолжается при изучении блока «Русский язык» содержательной линии «Система языка» (основы лингвистических знаний) УМК «Школа России», по которому обучались данные учащиеся.

Упражнение 7. Прочитай слова. Что обозначает каждое из них? Что помогает отличить одинаковые по написанию, но разные по значению слова? Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение. Слова: зАмок – замОк, Атлас- атлАс, стрЕлки – стрелкИ [5, с. 42].

Наш опыт показывает, что для преодоления орфоэпических ошибок необходимо фиксировать внимание детей на смыслоразличительной роли русского ударения и на его роли в словоизменении и словообразовании.

Дети приходят в школу с уже обретенным опытом произношения слов с правильным ударением. Устойчивые отклонения могут быть вызваны особенностями произношения в семейном окружении ребенка и содержать черты диалектных (рЕмень, холоднО), профессиональных (рУдник, компАс), просторечных (людЯм, средствА) акцентных вариантов.

Нами была разработана система упражнений по работе над словами с подвижным ударением, что может быть существенным дополнением к изучению теоретических основ раздела «Фонетика и орфоэпия». Упражнения направлены на усвоение акцентологических норм русского языка младшими школьниками как средства формирования их лингвистических компетенций.

Ниже приведены отдельные виды упражнений, которые полезно будет использовать при работе над словами с подвижным ударением.

Упражнение 1. Прочитать правило, поставить ударение в глаголах. Составить и записать 1-3 предложения с любой парой глаголов. Прочитать получившиеся предложения.

Правило: в глаголах ж. р. в форме прошедшего времени ударным становится окончание -а.

Слова: понять-поняла, начать-начала, врать-врала, гнать-гнала, назваться- назвалась, обогнать-обогнала, звать-звала, ждать-ждала, полить-полила и др.

Слова-исключения: класть -клала, красться – кралась, послать- послала, стать- стала.

И все слова с ударной приставкой вы-: выпить-выпила, вылить-вылила, вызвать-вызвала, выдернуть-выдернула и др. [3].

Упражнение 2. Прочитать, употребив вместо точек подходящие по смыслу слова понял, поняла, поняли. Следить за ударением в этих словах.

Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все . ».

Лена сказала: «Я не. ». «А ты, Дима, . ». «Да, . »,— ответил Дима.

«Объясни, как ты . ». Мальчик объяснил. «Вот теперь все . », — сказала учительница.

Упражнение 3. Составить и записать словосочетания с глаголами в форме прошедшего времени. Обозначить в глаголах ударение. Объяснить, почему изменяется место ударения. В случае затруднения проверить по словарю.

Слова: Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять, ждать.

Упражнение 4. Прочитать несколько раз данные группы слов. Составить предложения с этими словами. Записать предложения с любой группой слов, подчеркнуть гласную, на которую падает ударение, красным карандашом.

Занять – занял – заняли – заняла. Начать – начал – начала – начали.

Брать – брал -брала. Понять – понял – поняла – поняли.

Гнать – гнал – гнала. Взять – взял – взяла – взяли.

Ждать – ждал – ждала. Быть – была – было.

Запереть – запер – заперла.Звать – звал – звала – звали.

Упражнения по работе со словами-омографами.

Упражнение 1. Расставить в словах ударение. Выписать пары слов, которые имеют разные значения.

Слова для примера: замок, стол, ёжик, летит, мяч, большой, кружки, луна, сидит, холодный, ловит, мою, вести, картофель, яичница, три, смешные, пугало, велосипед, гвоздики, село и др.

Упражнение 2. Прочитать предложения. Найти и выписать из предложений омографы, объяснить их значение.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия - Тема: Звук и буква Ш

1) По реке плыли пироги. Мы помогли маме печь пироги.

2) На двери дома висел амбарный замок. Королевский замок стоит на высокой горе.

3) На берёзе сидела говорливая сорока. Солдат около поезда было больше сорока человек.

4) В соборе играл орган. Сердце – мышечный орган нашего тела.

5) Бабушка посадила на клумбе ирис. Мой брат не любит ирис.

6) Нас ожидала дальняя дорога. Эта вещь мне очень дорога!

Упражнение 3. Рассмотреть пары слов. Одинаковое или разное значение имеют эти пары слов? Обосновать своё мнение. Устно составить с несколькими парами словосочетания или предложения [9].

Руки – руки мелок – мелокдорога – дорога

Вёдра – ведра мою – моюдома – дома

Озёра – озера таю – таюгости – гости

Духи – духи вывозить – вывозитьотрезать – отрезать

Выводы. В заключение отметим, что для достижения положительной динамики работа по формированию норм произношения и ударения должна носить системный характер. Мы убеждены, что регулярное использование учителями начальных классов разнообразных упражнений такого типа позволит восполнить имеющиеся у обучающихся пробелы в овладении акцентными нормами и в дальнейшем будет способствовать развитию их лингвистических компетенций.

1. Аванесов Р.И. Об ударении в русском языке. Часть 2 [электронный ресурс]: Ударение подвижное и неподвижное // Интернет-журнал Грамота.ру 20.08.2014 URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_747 (дата обращения: 12.09.2020 г.).

2. Ахмедова Д.Х. Работа над ударением в связи с изучением грамматики русского языка // Интернет-ресурс VIDEOUROKI.net 09.05.2019 URL: https://videouroki.net/razrabotki/rabota-nad-udarieniiem-v-sviazi-s-izuchieniiem-ghrammatiki-russkogho-iazyka.html (дата обращения: 20.02.2020 г.)

3. Буряк М.В. Ударения за 10 минут в день. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 16 с.: + круговой тренажёр. -(Экспресс-школа).

4. Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе. Издание второе. М.: 1955. – 240 с.

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2014 г. – 145 с.

6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класса. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. -М.: Просвещение, 2013 г. – 159 с.

7. Соловейчик М.С. Русский язык: Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко – 10-е изд. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г. – 176 с: ил.

8. Соловейчик М.С. Русский язык: Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко – 9-е изд. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015 г. – 144 с: ил.

9. Тарасова Л.Е. Школьный словарь омографов. Кто? Что? М.: 5 за знания, 2018. – 72 с.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ НАД УДАРЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Понятие «ударение» относится к числу фундаментальных программного курса русского языка в начальной школе. Овладение его содержанием необходимо не только, чтобы выработать навык грамотного письма, но для того, чтобы воспитать произноситльно-слуховую культуру младших школьников. В этой работе можно выделить три направления.

Первое направление — формирование у обучающихся представлений об ударении и его роли в языке — начинается уже с первого класса. Дети знакомятся с такими терминами как «ударение», «ударный и безударный слог», ударные и безударные гласные», они знакомятся со знаком ударения. Дети очень быстро усваивают знак ударения, но в силу своего возраста они с трудом овладевают содержанием самого языкового явления. Чтобы обучающимся было легче осмыслить лингвистический термин, можно уточнить значение понятных для них слов «удар», «ударить». Понятие «ударение» связано со значением глагола «ударить» (ударами обозначить что-нибудь, известить о чем – нибудь). «Удар» объясняет и особое произнесение слога в слове: более сильное, длительное и громкое. Чтобы освоить понятие «ударение» в сознании младших школьников важно сформировать ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный. Функция единства слова, выполняемая ударением, легко осознается учащимися. Произнося слова с неправильно обозначенным ударением, обучающиеся убеждаются в том, что именно ударение способно превратить слово в бессмысленный набор звуков и наоборот.

На этом же этапе обучающиеся знакомятся со смыслоразличительной функцией ударения. Дети учатся разграничивать слова, которые различаются ударением (кружки – кружки, пили – пили), также они учатся различать разные грамматические формы одного и того же слова (города – города, ордена – ордена). Обучающиеся получают представление о многофункциональности ударения.

Второе направление предполагает знакомство детей с основными свойствами ударения.

В русском языке ударение разноместное, оно не закреплено ни за определенным по счету слогом, ни за определенной частью слова. Более последовательно в начальных классах ведется работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. Для того, чтобы обучающиеся освоили свойство разноместности ударения можно составить специальную слоговую таблицу, где справа вставляется слог, который в слове может быть как ударным, так и безударным, сверху может ставиться карточка с безударным слогом, а снизу с ударным:

Читая слова, составленные по такой таблице, дети совершенствуют такой важный компонент речевого слуха, как чувство ритма, у них формируется литературное произношение трудных слов, таких как «торты», «банты». При изучении темы «Состав слова» во втором классе осознание свойства разноместности применительно к морфемной структуре слова происходит в процессе разнообразных заданий, например:

  1. Подбери слова к данным схемам
  2. Выпиши слова, в которых ударение падает

Свойство подвижности ударения в русском языке усваивается младшими школьниками во время орфографической работы на уроках, и прежде всего, при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

Задача третьего направления – это формирование умения находить и выделять в слове ударный слог.

В русском языке ударный слог выделяется одновременно такими фонетическими средствами как сила голоса и большая долгота. Это необходимо учитывать при разработке приемов для формирования умения находить и выделять ударный слог в слове.

Читайте также:
Проведение групповых занятий в нейрореабилитации у больных с афазией

Упражнения акцентологического характера должны проводиться с прочитыванием и проговариванием слов. Очень важно, чтобы проговаривание соответствовало акцентологическим нормам литературного языка.

Образцовое озвучивание напечатанных слов гарантирует поставленный знак ударения. Необходимо научить детей произносить трудные слова типа «щавель», «столяр», «инструменты». Можно практиковать тихое и громкое чтение таких слов с уже поставленным знаком ударения. Целесообразно использовать прием графического обозначения обучающимися ударения вслед за правильным озвучиванием слов учителем. При освоении акцентологических норм русского языка основные упражнения – это слушать и слышать звучащий образец и произносить вслух или про себя, следуя известному эталону.

В методической литературе по русскому языку выделяют несколько приемов работы над ударением в начальной школе:

— прием протягивания ударного слога;

— прием искусственного изменения места ударения в слове;

— отбивание, простукивание, похлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с выделением ударного.

Формирование умения находить и выделять в слове ударный слог является лишь началом работы по определению обучающимися ударения в слове.

С особым интересом младшие школьники относятся к выполнению акцентологических упражнений в занимательной форме. Среди них стихотворения, кроссворды, ребусы и т.д. Их можно применять на всех этапах изучения ударения.

Так как рифма обеспечивает прочное закрепление детьми акцентологических норм, то первичное знакомство и закрепление норм ударения устной речи эффективно осуществляется при выполнении упражнений на основе стихотворных отрывков.

Например, упражнение «Доскажи словечко»:

Цапля, важная, носатая

Целый день стоит как … (статуя).

Хоть я сахарной зовусь,

От дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я…(свёкла)

В начальной школе при работе над ударением можно использовать мини-кроссворды, требующие отгадки слов о его семантике. Они позволяют сосредоточить внимание школьников на произношении не более двух слов. Чтобы лучше запомнить акцентологические нормы для кроссворда нужно подобрать слова, совпадающие по ритмико – слоговой структуре.

Формирование представлений об ударении у детей

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи.

Так, дыхательная недостаточность проявляется преимущественно в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5-ти секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Может отмечаться назализованный оттенок речи.

Речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

У детей с дизартрией интонационные возможности характеризуются рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи.

Слабая эмоциональная окраска речи, её невыразительность, бедность лексики, неумение использовать силу голоса при произведении текста стихов или сказок являются следствием недостаточной практики обучения.

Единицами устной речи, которые ребёнок должен научиться воспроизводить, являются фонема, слог, слово, речевой такт (часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами) и фонетическая фраза (законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией).

При усвоении речи немаловажную роль играет эмоциональная сфера, воспринимающая выразительность единиц языка. Эмоциональное состояние говорящего, экспрессия, цель высказывания воспринимаются и оцениваются через интонацию. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания. Элементами интонации являются темп речи, её интенсивность, мелодика, высота тона, тембр голоса.

Тренировка интонации даёт физические и мускульные навыки, помогает научиться воспринимать некоторые просодемы как знаки, имеющие логический или грамматический смысл.

Звуки, слоги и целые слова могут произноситься с особым мускульным напряжением органов артикуляции, с усилением интенсивности звучания. Способность владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Учитывая взаимосвязь голосовых, темпо-ритмических, артикуляционных и просодических расстройств при разных формах дизартрии, можно выделить основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи детей, используя специальные приёмы, дидактический и игровой материал.

В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводится в несколько этапов.

I этап — формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

II этап — формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Первый этап работы

Задачи: познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения; научить различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Реализация этих задач осуществляется по пяти направлениям.

Первое направление – формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ: первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.

Второе направление – знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение). Уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации (спокойное произнесение). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается горизонтальным движением руки и обозначается графически горизонтальной стрелкой. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

После знакомства со знаком «точка в конце предложения» дети заучивают: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка». Затем выделяют повествовательные предложения из текста и поднимают карточки с точкой.

Третье направление – знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Логопед обращает внимание детей на то, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос можно о чём-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Дети знакомятся со знаком «?» и заучивают стихотворение:

Читайте также:
Звуки (в) - (в’), буква В - конспект занятия

Это кривоносый вопросительный знак,
Задаёт он все вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. При предъявлении текстов и стихов количество вопросительных предложений обозначается фишками.

Четвёртое направление – знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ура!» и т.п. По содержанию каждой картинки проводится беседа:

– Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!).

– Девочка разбила любимую чашку. Как она воскликнула? (Ах!).

– Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура).

После этого снова последовательно показываются картинки и даётся задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед обращает внимание на то, как мы говорим эти слова (громко, восклицая). Знакомит с тем, что восклицательно можно произнести целое предложение, при этом голос резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак «!» и заучивается стихотворение:

Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки со знаком «!» или выкладывая фишки.

Пятое направление – дифференциация различных видов интонации.

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание, предлагает повторить стихотворения о знаках. Затем даётся задание определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения поднимая карточку с соответствующим знаком.

Например, текст «Сорока и мышь».

– Мышка-трусишка, ты треска боишься?
– Ни крошечки не боюсь!
– А громкого свиста?
– Ни капельки не боюсь!
– А страшного рёва?
– Нисколечко не боюсь!
– А чего же ты боишься?
– Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: при восприятии предложений, текстов, стихотворений различного интонационного оформления дети записывают соответствующие знаки.

Второй этап работы

Задачи: формирование интонационных структур в экспрессивной речи.

Мною подобрана система упражнений для осознанного восприятия и использования просодических элементов на ранних этапах обучения.

Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу над голосом начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Можно включить в упражнения музыкальное сопровождение.

Сила голоса развивается путём произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса.

Полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией под соответствующую музыку.

I. Развитие силы голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.

1. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: а-а-а-а-а, у-у-у-у-у, з-з-з-з-з.

2. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух- трёх звуков: ау, ои, ауи, аза, усо.

3. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале гласных звуков и сочетаний из двух- трёх гласных звуков:

у – беззвучная артикуляция – ау, ауи

у – шёпотное произнесение – ау, ауи

у – тихое произнесение – ау, ауи

у – громкое произнесение – ау, ауи и т.д.

4. Увеличение силы голоса (аааААА).

5. Уменьшение силы голоса (АААааа).

6. Чередование силы голоса. Упражнение «Ухабы»: УУУ ууу УУУ, оооо ОООО оооо.

7. Произнесение междометий тише – громче: «ай-АЙ-ай», «ой-ОЙ-ой», «эй-ЭЙ-эй».

8. Произнесение звуков тише или громче в зависимости от удаления объекта. Упражнение «Имитация»: подражаем рычанию собаки «Р», гудку парохода «У», вою ветра «В», жужжанию пчелы «Ж», писку комара «З», насосу «С» и т.д.

9. Пропевание гласных звуков А – Э – И – О – У и слогов МА – МЭ – МИ – МО – МУ по гамме с изменением силы голоса и тональности.

10. Упражнение «Эхо»: логопед произносит звук «А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует также повторить.

11. Упражнение «Три волны»: после вдоха на выдохе произносится звук «Э» тихо, громче, громко с движением рук, имитирующими плавательный жест.

12. Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе (пых, пых, пых).

13. Упражнение «От громкого к тихому»: дети представляют, как улетает от них филин всё дальше и дальше (Ух-ух-ух).

Вот под ёлочкой зелёной
Скачут, каркают вороны.
Кар-кар-кар! (громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар! (тише).
Спать ребятам не давали,
Только к ночи умолкали (очень тихо).

II. Развитие диапазона голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

1. Подражание голосам взрослых животных, птиц и их детёнышей, имитация их движений. Упражнение «Имитация».

2. Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).

3. Понижение и повышение голоса при произнесении гласных звуков, сочетаний из двух – трёх гласных звуков, слогов. Упражнение «Маляр» (имитация движений маляра рукой вверх-вниз).

4. Произнесение односложного слова (бом, дом) с повышением голоса. Упражнение «Этажи».

5. Пропевание пяти основных тонов лада вверх и вниз на слоге «ля» в тональностях ре-мажор, ми-мажор, фа-мажор по 3 раза: тихо (далеко), чуть громче (ближе) и громко (совсем близко). Упражнение «Птичий гомон».

6. Произнесение гласных звуков на твёрдой атаке («бабочки взлетают») и на мягкой атаке («полёт бабочек»).

7. Пропевание слогов и предложений с повышением тона под музыкальное сопровождение:

Ай-ай-ай, рано утром ты вставай.
Ой-ой-ой, будем песню петь с тобой.
Эй-эй-эй, мы поём, как соловей.
Ой-ой-ой, хорошо нам петь с тобой.

Читайте также:
Логопедическое развлечение для детей с родителями: В гостях у королевы Азбуки

8. Разыгрывание сказок по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).

Во всех видах этой работы нужно учить ребёнка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. Активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения.

Так, в упражнениях, требующих вокализации с закрытым ртом соноров «М», «Н», дети учатся чувствовать и контролировать ощущения вибрации тканей носа, придерживая крылья носа рукой. Такие упражнения способствуют развитию тембра голоса.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с дизартрией, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.

Библиографический список:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2003.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001.
3. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011

Тема 3.Формирование представлений о слоге и ударении

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

Раскройте лингвистическую характеристику понятиям “слог” и “ударение”. Выделите существенные признаки данных понятий, над которыми в букварях проводится наблюдение. Решите методическую задачу № 1.2.4 [21].

Какие фонетические умения предстоит сформировать в период обучения грамоте в процессе изучения слога и ударения? Проанализируйте учебники, методические пособия и выпишите последовательность их изучения (тема урока, задачи изучения, формируемые умения, усложнение в материале или формируемом умении) (см. приложение 10).

Какие практические приемы позволяют формировать у первоклассников фонетические умения и способы деятельности с изученными понятиями? Каждый практический прием продемонстрируйте на конкретном слове (лучше на одном).

Сравните два фрагмента уроков в методических задачах №№ 1.2.22, 1.2.23 [21]. Проанализируйте приведенные фрагменты уроков, ответив на следующие вопросы:

Какова тема фрагментов? К какому этапу обучения грамоте относится?

Какую цель решали учителя? В каком букваре данные фрагменты могут иметь место?

Какие методические приемы использовали учителя? Их удачность и целесообразность?

Какими критериями руководствовались учителя, выбирая слова для наблюдения?

Какие аспекты фрагментов свидетельствуют о формировании у первоклассников умения учиться?

Какой фрагмент можно отнести к развивающему обучению и почему?

Выберите фрагмент урока, обоснуйте свой выбор.

Задание на выбор:

Приготовьте сообщение «Как организовывать работу со скороговоркой? На уроках чтения в период ОГ»

Исследовательское задание:

Каким образом можно изучить сформированность у первоклассников умения делить слова на слоги на протяжении всего периода обучения грамоте?

Контрольные вопросы:

– Как теория слогоделения представлена в Азбуке и Букваре?

– Почему дети смешивают понятия “слово” и “слог”?

– анализ лингвистической основы;

– приемы формирования фонетических умений;

-анализ фрагментов уроков.

Тема 4.Работа над звуком в период обучения грамоте

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

Какие фонетические знания приобретают первоклассники? Какие умения формируются на основе фонетических знаний, место их формирования в период обучения грамоте. Сопоставьте буквари, представьте материал в виде таблицы.

Проработайте статью Л.Журовой «Как первоклассник учится читать», составьте тезисы и сформулируете вопросы [ ].

Решите методическую задачу № 1.2.37 [21] Специфика фонетического разбора в период обучения грамоте:

-слого-звуковой анализ (В.Г.Горецкий);

-фонетический разбор слова (Д.Б.Эльконин, М.С. Соловейчик);

-фонетико-графический анализ (Д.Б.Эльконина, М.С. Соловейчик).

Какие требования к отбору слов для фонетического анализа должны соблюдаться? ( Решите методические задачи №№ 15,16 из пособия М.С.Соловейчик [20], стр. 92-93). На одном слове приготовьте конкретные варианты разборов, указав цели их использования и деятельность учащихся при их проведении.

Какие приемы знакомства с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук» используют авторы в своих пособиях? Выпишите фрагменты уроков, попытайтесь дать им комментарий.

Составьте фрагменты уроков на знакомство учащихся со звонкими и глухими согласными звуками (на материале Азбуки и Букваря определите место, назначение, приемы знакомства с данной характеристикой звуков) (см. Приложение 9).

Задание на выбор:

Изготовьте наглядность, которую учитель может использовать на уроке, организуя работу над звуком.

Исследовательское задание:

Как можно выяснить уровень сформированности фонематического слуха? По каким критериям? Как организовать поиск ответа на данный вопрос? Представьте план исследования.

Контрольные вопросы:

– В чем проявляется современный звуковой аналитико-синтетический метод ОГ?

– Почему изучение звуков речи не начинает обучение грамоте в Азбуке и Букваре?

– Какие фонетические ошибки допускают первоклассники, в чем причины их появления?

– Почему на уроке одновременно вводятся твердые и мягкие согласные звуки?

– Зачем необходимо знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками?

Формирование представлений у детей

Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. “Психология”
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Психологические исследования показывают, что представления у детей под влиянием учебной и воспитательной работы успешно формируются. Формирование у детей представлений происходит на базе развития их восприятия.
Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, мы тем самым обогащаем и развиваем его представления. Особенно интенсивно развиваются представления у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений окружающего мира.
Успешно совершенствуются представления в том случае, когда учащийся знает заранее, что объект наблюдения ему впоследствии надо будет воспроизводить по представлению. Например, учащийся наблюдает на уроке природоведения кролика и знает, что завтра он должен будет рисовать этого кролика по представлению, т. е. не видя его. Такие задания очень обостряют процесс наблюдения и развивают представления детей.
Успешному формированию представлений содействуют также специальные упражнения. Ребенку предлагают: «Посмотри на предмет, зарисуй его по представлению, посмотри еще раз и опять зарисуй его по представлению». Аналогичная тренировка возможна в области музыки, а также в других областях деятельности.
Таким образом, мир представлений ребенка может быть значительно обогащен и улучшен в процессе воспитания и обучения. Живые, конкретные и точные представления не возникают сами собой, они развиваются только в процессе определенной деятельности (Б. М. Теплов), в том числе в процессе обучения и воспитания. Даже способный к рисованию или музыке ребенок в начале обучения обычно не имеет ярких и точных представлений — они возникают только после включения его в специальную деятельность: рисование или музыкальные занятия.
Известны возможности формирования представлений у детей при обучении рисованию (исследования Е. И. Игнатьева). Учащимся разных классов было дано задание нарисовать иллюстрации к басне Крылова «Ворона и лисица». Первые рисунки детей показали огромные недостатки в изображениях лисицы и вороны, но после рассматривания и прорисовывания чучел, а также после изучения рисунков, где эта птица и это животное были изображены в разных положениях, учащиеся в повторных иллюстрациях значительно лучше отражали образ лисицы и вороны.
Нередко учитель начальных классов забывает, что ребенок не умеет обобщать потому, что у него недостаточно, слишком мало конкретных представлений.
Важнейшей задачей учителя начальной школы является такая подготовка учащихся к обучению в старших классах, чтобы у них накапливались и совершенствовались возможно более яркие и конкретные представления об окружающей действительности.
При формировании представлений необходимо наблюдение, подкрепленное чтением, и чтение, сопровождаемое наблюдением. Часто в школьной практике представления, накапливающиеся у детей в процессе их жизненного опыта, не обобщаются и не имеют выражения в слове. Сведения о предметах и понятия о них не соотносятся с конкретными представлениями детей, бедны по своему объему и содержанию, оторваны в сознании детей от образа. Между тем лишь на основе конкретных представлений формируются понятия и усваиваются взаимосвязи явлений (исследования Н. Ф. Титовой).
– Намечаются два пути развития представлений у учащихся на уроках объяснительного чтения: детализация и уточнение представлений, расширение их круга.
Крайне необходимо в процессе обучения детализировать и уточнять представления детей. Младшие школьники часто в своих рассказах употребляют слова, за которыми 0ни не видят никаких образов, или же эти образы у них не соответствуют употребляемым словам. Вот что рассказывает директор 110-й школы г. Горького А. Шубина: «Урок объяснительного чтения в III классе. Мальчик, пересказывая только что прочитанный отрывок, говорит печальным голосом: «Колхозники пошли за волком и растянулись цепочкой.
— Что это значит: «растянулись цепочкой»? — спрашиваю я.
— А волк их загрыз, и они лежат на земле, — услышал я довольно уверенный ответ.
— А что значит «маневр охотников удался?» Как ты понимаешь слово «маневр»? — спрашиваю я другого мальчика. Он смущен, но молчит.
— Ну, Коля, как же ты не знаешь этого, маневр — это особый прием.
Коля снова молчит.
— Ну ты, Игорь, скажи нам, что значит это слово, — с надеждой обращается учительница к одному из малышей.
— «Маневр» — это прием: охотники приняли лекарство и поскакали за волком, — услышали мы.
Из своего маленького жизненного опыта Игорь сделал заключение, что «прием» — это известный ему «прием лекарства».
Яркие и четкие представления необходимо формировать у младших школьников при изучении родного языка и арифметики, естествознания и географии. Конкретные, отчетливые представления способствуют успешному усвоению всех учебных предметов. Зрительно и мышечно-двигательные представления надо формировать у учащихся в процессе обучения труду. Ребята только тогда могут вполне удовлетворительно выполнять простейшие трудовые операции при помощи молотка, пилы, ножниц, когда у них уже сформированы соответствующие зрительные, двигательные и пространственные представления. У младших школьников успешно формируются представления силы и направления удара молотка, представления о движениях руки, оперирующей ножницами при вырезывании сложных рисунков и т. п.
Индивидуальные различия младших школьников в области представлений очень велики. У каждого ребенка разный круг представлений, сформировавшийся под влиянием неодинаковых условий жизни и воспитания. Поэтому учитель должен прежде всего выяснить, каков круг представлений у каждого воспитанника, установить отдельные недостатки в развитии их представлений и всячески содействовать расширению круга представлений учащихся.
Среди младших школьников есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми надо много работать, обогащать их представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление. (Например, представление звуков, представление картины и т. п.)
Среди младших школьников есть дети, имеющие очень яркие зрительные, музыкальные, двигательные представления. Обычно этими детьми восхищаются, но очень и очень редко систематически совершенствуют и развивают их представления. Такой подход неверен и вреден. Раннее развитие у детей представлений может явиться предпосылкой развития каких-либо способностей, пока еще не раскрытых у них.
Надо больше уделять внимания детям, у которых ярко проявляются хорошо развитые представления, — необходимо развивать и совершенствовать эти представления.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Фрукты' для старшего возраста

Вопросы для повторения

1. Что называется представлением?
2. Каковы физиологические механизмы представлений?
3. Какие бывают представления?
4. Как формируются и совершенствуются представления?
5. Расскажите о роли представлений в формировании личности.
6. Расскажите о формировании представлений в процессе обучения детей в начальной школе.

1. Изучите представления двух-трех школьников о персонажах басни И. А. Крылова «Волк и Кот» или «Лиса и виноград» и попробуйте сформировать у школьников более полные представления об этих персонажах басни.
2. Проверьте представления двух-трех школьников о растительности леса или луга до экскурсии и после экскурсии в лес или на луг.
3. Выясните, какие слуховые представления имеют учащиеся о звуках весеннего леса, степных просторов или о звуках города. О каких звуках дети могут только рассказать? Какие звуки ребенок может воспроизвести (голосом или на музыкальном инструменте)?

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Читайте также:
Артикуляторно-акустическая дисграфия

Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.

Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин

читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>

Стильно и недорого – как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

“Что за прелесть эти сказки”
классный час

Сценарий внеклассного мероприятия “Что за прелесть эти сказки”

Скачать:

Вложение Размер
skazka.docx 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие “Что за прелесть эти сказки”

Вед 1: Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Вед 2: Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Сказки бывают разные: волшебные, бытовые, сказки о животных. Да и у каждого народа они особенные. В сказках отражается душа народа, его мудрость, мысли, чаяния. В них воспевается трудолюбие, ум, находчивость, отвага, героизм, высмеивается лень и глупость, осуждается жестокость. Любимые герои сказок всегда имеют те черты, которые считаются народом правильными, положительными. На самом деле, независимо от национальности, люди ценят добрых и порядочных, смелых и отзывчивых, весёлых и находчивых героев сказок.

Вед 1: Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев. Посмотрим сказки.

Вед 2: Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.

На ковёр мы сели, В сказку полетели.

Вед 1: Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно хором отвечай!

Игра «Доскажи словечко».

(ведущие по очереди читают загадки)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся… (Чиполлино).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил).

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречала –

Спасётся наша… (Белоснежка).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

Враг людей и враг зверей.

Злой разбойник… (Бармалей).

Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

У отца был мальчик странный,

И любил папаша сына –

Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда-то.

Ну, а зовут её… ( Дюймовочка).

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Скачет лошадь непростая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

По прозванью… (Горбунок).

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

По тропиночке идёт,

Звонко песенку поёт.

Вдруг навстречу серый волк,

Что в тропинках знает толк. (Красная Шапочка)

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. ( Карлсон)

Ч тоб взлететь над землёй,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)

Пассажир немного странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный –

Кто же это? (Буратино)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, её вздыхатель,

Целый день поёт о ней. ( Мальвина)

Испекла бабуля деду _

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал.

На носок лисе попал . (Колобок)

В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия морская. (Кот Матроскин)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки.

И живёт один чудак,

Всё он делает не так.

Неумейкой он слывёт.

Кто его нам назовёт? (Незнайка)

Показался жёлтый бок,

Только я не Колобок,

Не из мягкого я теста,

Покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко,

Назови меня. Я… (Репка)

Вед 1: А сейчас вы увидите сказку «Про цыпленка и петушка», в исполнении Дианы Кыржалы и Артура Мукимова.

Вед 2: Ребята к нам в школу пришли не понятные телеграммы, помогите нам разгадать кто их написал.

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)

Всё закончилось благополучно,

только хвост остался в проруби . (Волк)

Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)

Спасите! Нас съел Серый Волк ! (Козлята)

Помогите найти хрустальную туфельку . (Золушка)

От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)

Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)

Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)

Вед 1: Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

(ведущие по очереди читают загадки)

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трёх чашек похлебала,

В трёх постелях полежала.

(Маша из сказки «Три медведя»).

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

Появилась из цветочка,

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться Крот,

Но Ласточка взяла в полёт.

И девочку она спасла

От старого мрачного Крота.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)

«Ты из лужицы не пей

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козлёнка.

(Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался…(Колобок)

Вед 1: Блицтурнир. Быстрый вопрос – быстрый ответ.

(ведущие по очереди читают загадки)

• Жилище Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках)

• Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (Лягушка)

• Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт. (Ступа)

• Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)

• Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)

• Весёлый человечек-луковка. (Чипполино)

• Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)

• Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

• Кем стал гадкий утёнок? (Прекрасным лебедем)

• Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

• Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

• Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик. (Тортилла)

• Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (Хвостом)

• В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её? ( Кот в сапогах)

• Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочка)

Вед 2: Молодцы ребята! Хорошо знаете сказки, а значит, много читаете.

Вед 1: Спасибо всем, за участие в конкурсах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: