Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР – мастер-класс

Мастер-класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»

Мастер-класс логопеда для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР».

План проведения мастер класса

  1. Представление технологии.
  2. Совместное моделирование.
  3. Проведение имитационного занятия (игры).
  4. Рефлексия.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем-логопедом Буровой О.Н.

Представление технологии.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.

Исходя из методик авторов обучаем детей способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения, а также соблюдаем этапность формирования способа чтения (по Д. Б. Эльконину).

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в инте­ресную деятельность.

Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают действием звукового анализа.

Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу­чению грамоте, нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.

В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.

Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек­ста предложения.

Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.

Следующий вид, используемый нами в работе с детьми — это печа­тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не­сколько анализаторов — зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе­чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.

На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог­ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита. Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.

Важны словарные диктанты. Дети пишут под диктовку слова, меньше Будут пропускать гласные звуки. Надо научить их потихоньку протягивать эти слова, чтобы дети правильно писали. Чуть позже дать детям диктанты, состоящие из коротких предложений, а затем обратить внимание детей, на то, что слова «маленькие» и слова пишутся отдельно, что в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с боль­шой буквы.

Чтение имеет большое значение для ав­томатизации поставленных звуков. Читая, дети «видят» звук, который им нужно произнести правильно, и автоматизация проходит значительно бы­стрее. На занятиях следует проводить предупредительную работу по подготов­ке детей к диктантам. Слова, которые включаются в диктант, сначала раз­обрать устно, а затем записать их на доске. Эти же слова включаются в дик­тант.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы будут снижены.

Совместное моделирование

– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение

– Уважаемые родители, я продемонстрирую Вам некоторые приемы работы по формированию предпосылок обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Проведение имитационной игры

– Сегодня мы с Вами будем на месте детей.

– А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам встать на позицию ребенка и вспомнить азы грамоты.

– Ребята, давайте возьмемся за руки постараемся найти в этой таблице «спрятанные» слова. (слова: ива, сосна, тополь, клён, липа, черёмуха). .

Игра «Спрятанные слова»

– А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).

– Здесь зашифровано слово. Отгадайте это слово.

– Что это за слово? (дерево)

– Посмотрите, у нас есть волшебный экран и вот одно из названий деревьев мы записываем туда. (Слово липа в системный оператор).

– Сколько слогов в слове «липа»? (2)

– Как вы догадались? (Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

– Назовите гласные звуки в слове «липа». (и, а).

– А как можно проверить? (отхлопать).

Читайте также:
Логопедическое занятие: Работа по содержанию сказки По щучьему велению

– А какие вы еще знаете звуки? (согласные. Они бывают твердые и мягкие. Глухие и звонкие.)

– А как вы их различаете? (гласные можно пропеть и протянуть).

– Ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мир звуков» (гласные и согласные звуки). На согласные звуки участники приседают, а на гласные стоят и машут руками.

– Какие внимательные у нас дети, молодцы.

– А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.

Весь разбор заполняется в системный оператор.

– Вы хорошо справились с заданием.

Слова записаны на доске. Участники читают их самостоятельно.

– Свяжите эти слова по смыслу.

Дети составляют предложения.

– Что вы сейчас придумали? (предложение).

– А что такое предложение? (предложение — это слова, которые связаны между собой по смыслу).

– Сколько в вашем предложении слов? (4).

– Назовите первое, второе, маленькое слово.

– Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.

Заполняем системный оператор.

– Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ; Ж).

– Посмотрите, что это? Да, это ребусы попробуем разгадать.

Слова: щель, щавель, качели.

– Молодцы, посмотрите, какая красивая елочка.

– Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?

Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях которых три слога.

БЕРЕЗА ОСИНА РЯБИНА

– Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

По ходу работы заполняем системный оператор.

– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)

В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева (липа).

– А из чего состоит рисунок? (из символов)

– А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)

– Сейчас чаще всего что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.

– А из чего состоит электронный вид? (набор букв)

– Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.

Рефлексия

– Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

– Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее… С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

– Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.

Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №24,
г. Орел

Мастер-класс “Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи”.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
мастер – класс 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Татьяна Владимировна,

МБДОУ Белоярский детский сад «Огонек»

Уважаемые коллеги, представляю вам мастер-класс по теме

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.

(Для участия в мастер-классе приглашаются 6 человек.)

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы. На помощь приходят игровые технологии. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.

Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей : систематическое применение игровой технологии в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения.

Новизна опыта моей работы состоит в том, что игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.

Выбрав тему, поставила перед собой цель:

Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у детей.

2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышлению, памяти, внимания, воображению, восприятию и т.д.).

3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.

4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

I. Использование на образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Клоуны Бом и Бим (Звуки Б, Бь), кот Леопольд (звук Ль).

Участники мастер-класса работают в парах, у каждой пары 5 конвертов.

В конверте №1 находятся картинки сказочных героев.

Задание участникам: Как бы вы использовали на образовательной деятельности по обучению грамоте сказочного героя, который находится у вас в конверте №1?

Пока участники готовятся, работа с аудиторией.

Чистоговорка «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).

Отгадайте загадки и решите кроссворд.

  • На резиновом ходу все дороги обойду.
    Пассажира отвезу и на стройке помогу.
  • Его пинают, а он не плачет.
    Его бросают – назад скачет.
  • Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
    А он сорвался с поводка и улетел под облака.
  • Не куст, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает.

– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?

– Как их можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Ответы участников мастер-класса.

II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по селу, путешествие в зимний лес на самолете, полет в космос, путешествие в страну Голубой феи. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

В конверте №2 находятся картинки героев мультфильма или сказки.

Задание участникам: Провести сюжетную линию через все этапы образовательной деятельности по обучению грамоте. Составить примерный план образовательной деятельности в ходе, которой дети выполняют разнообразные задания с героями сюжета.

Работа с аудиторией.

Игра «Собери слово».

Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять (ра – ду – га).

Игра «Кто больше составит слов».

Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да )

Ответы участников мастер-класса.

III. Использование наглядного занимательного материала : При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками-Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

1 пара. Пособие «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

2 пара. Пособие «Домики». Цель: определение количества слогов в слове. Домики с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками, предметные картинки. Слово с одним слогом живет в доме с одним окошком, с двумя слогами – с двумя окошками и т.д.

3 пара . Пособие «Веселые путешественники». Цель: дифференциация звуков Б-П. Картинки, содержащие в названиях звуки Б-П, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Б, а в автобус – со звуком П. Затем рассказать какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения.

Задание участникам: Рассказать с какой целью используются данный наглядный материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

«Поиграем в рифмы»:

  • чайка – майка, гайка, лайка, зайка;
    печь – речь, течь, меч, жечь;
    дом – том, ком, ром, сом, лом.

Ответы участников мастер-класса.

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У – гудит паровоз, А – плачет Аленка, Р – рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

В конверте №4 находятся стихотворные тексты, картинки для соотнесения звуков речи со звуками окружающего мира.

Задание участникам: Рассказать, как можно использовать этот материал на образовательной деятельности по обучению грамоте.

Работа с аудиторией.

Игра «Новое слово»

– Добавьте к слову конь слог, состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (коньки).

– Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово (фасоль).

Ответы участников мастер-класса.

V. Использование дидактических игр. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

В конверте №5 находятся дидактические игры по обучению грамоте.

Задание участникам: Для выполнения дидактической игры придумать игровую ситуацию, используя, сказочный персонаж или игрушку.

Работа с аудиторией.

Игра «Измени слово»

  • В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (шаг).
  • Измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово (пар, бар, дар, жар).

Ответы участников мастер-класса.

Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.

Таким образом, игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Уважаемые коллеги, перед вами 5 групп игровых технологий. Мне было бы очень интересно ваше мнение. Может вам что-то пригодится в работе, или понравилась определенная группа. Прошу вас высказать свое мнение. Прикрепите бабочку.

Спасибо, уважаемые коллеги, мне было очень приятно с вами работать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи”

В консультации приводятся примеры использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов .

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте.

«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»

Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). .

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Методика учебного моделирования в практике обучения начальным понятиям грамоты детей с общим недоразвитием речи

Методика учебного моделирования разработана автором, З.Д. Гольдиным, для массовой общеобразовательной школы, но мы посчитали возможным введение некоторых её элементов в .

«Значение звуко-буквенного анализа слов при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;выделять любые звуки из.

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР»

Инна Фомина
Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский – сад № 88 «Улыбка»

Управление администрации города Белгорода.

Мастер – класс

для воспитателей логопедических групп

Тема: «Обучение грамоте дошкольников с ОНР»

Учитель – логопед: Фомина И. Г

Цель: систематизирование и углубление знаний воспитателей

по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделяется большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка стоит на первом месте, поэтому задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Количество детей с нарушениями речи к сожалению возрастает. В каждой группе есть дети с нарушением речи. На речь ребёнка влияет его окружение социальная среда в которой он растёт и развивается.

В наших логопедических группах на данный момент дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. У таких детей нарушено произношение, слоговая структура, фонематический слух, выраженное отставание в формировании словарного запаса, связная речь.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика.

Все упражнения проводятся четко, фиксируя движения).

Участники практикума (воспитатели) входят в зал. На столе лежат карточки с изображением предметов. Каждый участник берёт карточку называет что на ней изображено и называет первый звук в слове.

Участники (воспитатели) садятся за столы.

1. «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».

Предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки

«У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией презентации и показом артикуляционных движений).

«Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние губы.

Блюдца поставим—положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки»

2. Знание органов артикуляции.

Логопед задает вопросы.

– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).

– Какие языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.

3. Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Участникам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением. (Показывают воспитатели)

Су – Джок терапия (выполняют вместе с логопедом) Показ логопеда.

4. «Развитие фонематического слуха и восприятия».

– Назовите слова на заданные звуки. Произношу звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука. (А: автобус, апельсин,Р: рота, роман,М: моль, март и т. д.)

– Придумайте рифму к слову. Перевернутые предметные картинки лежат на столах у каждого. Участник переворачивает картинку, называет предмет. Остальные участники находят рифму к заданному слову. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т. д.)

– Подберите слово к схеме.

(На магнитной доске выставляются варианты схем слов из трех звуков.Обозначение: гласные звуки -красные, твердые звуки -синие, мягкие звуки-зеленые квадраты).Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг, мох, мех, рис, пес, чай» и т. д.

Каждый участник подходит к столу логопеда и берёт карточку, называет что на ней изображено и прекрепляет к схеме слова на доске.

– Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Раздаются листы бумаги и фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв.

– Определите место звука в слове. «Звуковая рыбка»

Логопед дает задание: определить местонахождения звука Л в словах на звуковой рыбке.Переставить пуговицу в соответствии с нахождение звука: в начале слова – голова рыбы, в середине слова – туловище рыбы, в конце слова – хвост рыбы. (Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

5. Составь предложение на тему «Осень». Выложи схему.

Один участник придумывает предложение. Проговаривает его. Выкладывает на доске схему предложения. Остальные участники тоже выкладывают схему этого предложения каждый у себя за столом.

Составляем 3 -4 предложения.

6. Формирование правильного произношения и дикции.

Логопед предлагает выбрать карточки со скороговорками.

Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией.

Участники делятся на две команды, выбирают карточку. Выполняют задание.

Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».

«Корабли лавировали, лавировали. Да не вылавировали». (Сердито).

Карточка №2. «На дворе трава, на траве дрова».

«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).

Логопед объявляет об окончании семинара-практикума. Всех благодарит и раздает памятки для воспитателей:

«Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи»

(на произношение, закрепление и различение звуков)

Мастер-класс «Веселое обучение, учимся танцуя» Видео Коррекция развития общей моторикиОдно из подразделений нашего холдинга создано для оказания помощи детям с нарушением зрения. Ежедневно.

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать.

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе с детским развивающим конструктором «Велькрошка» (Данный мастер-класс.

Мастер-класс («Музыкальная открытка» практическая часть) «Обучение детскому русскому народному танцу детей с ОНР» Музыкальная открытка Забавушка: -Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные! Соизвольте люди.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение теоретического и практического уровня педагогов в вопросах обучения грамоте Разработала: Диттер Анна Александровна, воспитатель.

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы» Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015 Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в.

Мастер класс: Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе конструктивных игр Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С. Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности,.

Мастер-класс «Обучение родителей изготовлению дидактических настольно-печатных игр совместно с детьми» Цель: Обучить родителей изготовлению дидактических игр совместно с детьми с помощью технических средств Программное содержание: 1. Познакомить.

Семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте детей 5–6 лет в игре» Семинар – практикум для родителей: «Обучение грамоте детей 5 – 6 лет через игру». Уважаемые родители! Анализируя ваши анкеты: «Как обучать.

Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР – мастер-класс

Подготовила: учитель – логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 “Берёзка” город Чусовой

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы, что позволит ему быть успешным при обучении в школе.

В моей логопедической практике на помощь приходят дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.

1. Пособия для формирования у детей фонематического слуха на этапе знакомства с буквой. (профилактика акустической дисграфии).

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Каждый изучаемый звук я обязательно связываю с наглядной опорой (чтобы разгрузить аудиоканал). Это картинка с изображением предмета, который издаёт подобный звук или игрушка. Например, змейка знакомит детей со звуком [Ш], пчёлка со звуком [Ж], самолёт со звуком [Л] и.т .д.

Для чёткого усвоения артикуляции согласных звуков имеются схемы, а для гласных звуков пособие “Поющие девочки”. Для закрепления акустических характеристик звуков русского языка имеются кружки-сигналы на каждого ребёнка. (синие обозначают твёрдость звука, зелёный – мягкость, красные – гласные звуки, колокольчик – звонкость. В пособии “Звуковые домики” дети учатся самостоятельно давать характеристику звука, строя домик. В зависимости от характеристик звуков, каждая буква имеет место в своём замке. (Замок гласных звуков, и замок согласных звуков, с разными по цвету крышами: синяя, зелёная, сине-зелёная, чёрная). Звуками этих замков управляют две принцессы Гласа и Согласа. Ребятам очень нравится определять место каждой буквы, после того как они дают ему характеристику (описывают его характер). Мною придуманы стихотворения – шпаргалки для характеристики звуков и наглядные схемы-подсказки:

  • Спеть всегда вам рады, для них преграды, зимой и летом красные – это звуки. (гласные).
  • Есть преграда – звук согласный, он не поётся он не гласный, ниточка не тянется и петь не получается!

2. Пособия и дидактические игры для коррекции звукопроизношения (профилактика артикуляторно – фонетической дисграфии).

Всем известно, что дети пишут так, как говорят. Очень важно, чтобы у детей была чёткая артикуляция произносимых звуков, тогда повышаются шансы быть правильно записанной буквой в слове каждого звука. В этой серии игр я использую :
“Логопедическое лото”, “Весёлые клоуны”, “Звуковая ёлочка”, “Ёжик – грибочки”, “Звуковые дорожки”.

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как “звук”, “слово”, “слог”, “предложение”.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте. Эта самая обширная серия игр и пособий для как индивидуальных так и для фронтальных занятий.
Пособие “Слоговой домик” (Цель: формирование навыков слогового анализа.) Пособие “Звуковой замок” (Цель – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.) Пеналы и картинки для звукового анализа (Цель -формирование навыков звукового анализа.) Слоговой паровозик закрепляет навыки слогового анализа и синтеза, а волшебные паровозики помогают детям определить позицию звука в слове и количество слогов. Паровозик предложений учит детей определять количество слов в предложении и составлять предложение с заданным количеством слов. Многофункциональная игра “В гости к звуку” систематизирует языковой анализ и синтез у детей.

4. Формирование буквенного гнозиса (профилактика оптической дисграфии).

В русском языке 33 буквы, которые состоят из немногого набора элементов: длинная палочка, короткая палочка, полукруги. Есть буквы, которые смотрят влево, вправо и вперёд. Детям очень трудно бывает усвоить графический образ буквы и узнать её среди других, а ещё труднее её написать правильно.
Для профилактики этих школьных трудностей мною была придумана целая серия игр, пособий, альбомов.
Пособие “Букваёлочка”. На плоскостную ёлочку дети вывешивают буквы на магнитах. Каждая буква изображена предметом в виде этой буквы. А место у каждой буквы своё. Это цветной кружочек в зависимости от характеристики данного звука.

Дидактическая игра “Мастерская букв”, где дети передвигая бусины на ниточках создают графический образ буквы. Дети могут играть двумя руками (кинезиология), хорошо работает мышление.

Дидактическая игра “Собери букву“. Дети собирают букву из частей, как пазлы, на которых нарисованы картинки на данный звук. Наглядное пособие “Феечки на буквах” рассчитано на узнавание буквы по её видимым элементам.

Альбомы “Буквы разные бывают”. Имеются 2 альбома на гласные и согласные буквы, где собраны разнообразные шрифты и стили написания букв.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений (профилактика моторной дисграфии).

В развивающей среде группы есть “логопедический конструктор” для развития мелкой моторики рук. Наполняемость его это-пластилин, буквы алфавита, камушки, верёвочки и нитки мулине, мячики попрыгунчики, толстая проволока.

Многофункциональное пособие “Путешествие в королевство грамоты”.

Знаменитые игры-бродилки очень нравятся детям. Разработка данной игры позволяет закреплять и систематизировать знания, полученные на занятиях по обучению грамоте целой подгруппой детей и в игровой форме. Эта игра была представлена на конкурсе дидактических пособий в нашем детском саду и заняла первое место. Систематическое применение дидактических игр и пособий и других игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, превращают занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка , а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой – в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем – твердый согласный, в зеленом – мягкий согласный. Молоточек – твердый согласный, перышко – мягкий. Ушко – глухой согласный, колокольчик – звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к “зашифрованным” словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

Пособие “Паровоз”, “Домик” так же используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении “Телега” дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики.

Кроме того, составлять и прочитывать слова из известных “рассыпанных” букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву – игра “Дай таблетку деду Буквоеду”, собирать слово из переставленных или перепутанных букв – игра “Расшифруй слово”, читать слова из начальных букв предложенных предметов – игра “Прочитай по первой букве”, а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка – бочка).

Более сложные задания для детей – кроссворды, ребусы – игра “Веселые ребусы” и игры типа “Поле чудес”, игра “Счастливый случай”, викторины.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой – с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.

С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра “Фразовый конструктор”, где решаем разнообразные задачи.

Дети знакомятся с понятиями “слова-предметы”, “слова-действия “, “слова-признаки”, “предлоги”. Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – в движении, слова-признаки – полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, “девочка, сестра, дочка”. Картинка со стаканом может обозначать “чай, сок, компот” и т.д.

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре “Живые предложения”, придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. “В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме. есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося”. Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

Подготовила: Кольцова Е.П., учитель-логопед.

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие требования. Без сформированности определенных навыков и умений ребенку очень трудно будет войти в ритм школьной жизни и не отстать от одноклассников. В понятие речевая готовность ребенка к школе входит:

– сформированность звуковой стороны языка т. е. четкое произношение всех звуков речи;

– полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки;

– готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

– сформированность грамматического строя языка и умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Наличие у будущих школьников даже незначительных отклонений в речевом развитии ведет к значительным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Готовность к обучению грамоте – это осознание ребенком звукового строя языка, переключение внимания от значения слова к его звуковому составу, т. е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Звуковой анализ, как и синтез, вызывает значительные трудности у детей с нарушениями речи. Слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, поэтому проблемы неизбежны, если при овладении материалом по математике дети не усвоили понятие ряд. Часто при логопедическом обследовании обнаруживается, что дети не умеют определять левую и правую стороны своего тела, не ориентируются в пространстве, не способны расположить предметы в соответствии с заданием, так как не понимают значений слов слева, справа, перед, за, над, между, в начале, в середине, в конце, не могут найти предмет в ряду.

Звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

Развитие фонематического восприятия, то есть умения слышать и различать звуки, происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, то есть правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить.

Поскольку у детей с общим недоразвитием речи нарушены фонематическое восприятие и звукопроизношение, при обучении грамоте эти дети испытывают значительные затруднения. Поэтому обучение звуковому анализу детей с речевыми проблемами имеет свои особенности.

Необходимыми предпосылками для обучения дошкольника грамоте являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если обучение грамоте ведется без учета этих факторов, то при чтении и письме у детей чаще всего возникают специфические ошибки чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные можно петь голосом, при их произнесении воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Гласных звуков шесть: А, О, У, И, Ы, Э. На схемах мы обозначаем их красным цветом.

Согласные звуки нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зеленым цветом. Согласные звуки также бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Звуковой анализ слова выполняется с помощью карточек (фишек) красного, синего и зеленого цвета. Выкладываем, например, звуковую схему слова мак. В слове мак три звука. Первый звук [м] – согласный, твердый. Обозначается синим квадратом (кружком) Второй звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Самый последний звук – [к]. Он согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Для анализа предлагаются только те слова, произношение которых не расходится с их написанием, и с теми звуками, которые ребенок произносит правильно.

Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая:

а) слово отхлопывается по слогам – определяется их количество;

б) выделяются гласные звуки;

в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность;

г) схема выкладывается или зарисовывается.

Буквы являются графическим символом звуков и имеют свое название. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят не звук, а название буквы: бэ, мэ, не, пе, лэ. В итоге получается «дэомэ» вместо дом. Ребенок с трудом вникает в правила озвучивания букв и буквосочетаний, и это создает дополнительные трудности в коррекционном процессе. В методике обучения грамоте, предусмотрено называние букв их звуковым значением. Например [б], [п], [г], [д]. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

В результате одновременного изучения с первых же дней и звуков, и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации и дифференциации звуков. Читая слова с автоматизируемыми звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков.

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детейс правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. Коррекционная работа ведется систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

Я хочу предложить вам игры и упражнения.

Дидактическая игра «Поймай звук».

– Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п.

– Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

– Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук)

А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук)

Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а …

Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)

Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

Дидактическая игра «Конец слова за тобой»

Предложите ребенку добавить «та» к вашему слогу (хлопком по вашей ладошке). Послушайте вместе, что получится.

Основная ваша задача – максимально интенсивно закреплять поставленные звуки и вводить их в речь. Не торопите своего ребенка в развитии, но и не тормозите. Не ставьте перед ним непосильных задач, но и не занижайте его возможности. Обязательно проявляйте интерес к занятиям, помогайте преодолеть трудности, объясните ему необходимость регулярных занятий. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время – залог его успехов в будущем.

Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР – мастер-класс

Автор: Егошина Ольга Александровна

Организация: МОУ Детский сад № 269

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте. Егошина Ольга Александровна , учитель-логопед МОУ Детский сад №269 г. Волгоград.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Итак, почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой анализ слов?

Во-первых, задача звукового анализа перед ребенком до обучения его грамоте никогда не встает, именно поэтому попытки обнаружить у детей умение производить звуковой анализ слов практически всегда оканчивается неудачей.

Во-вторых, это объясняется сложностью самого процесса. Дело в том, что разлагая слова на звуки, лишая его привычного слогового произношения, мы совершенно искажаем слово. Ребенок, поставленный перед необходимостью провести данную операцию , должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла , от значения слова и начать работать со словом как с некой формальной единицей , как со звукокомплексом.

В-третьих , дети просто не обладают средством для решения данной задачи. Данное задание вызывает затруднение даже у детей без речевой патологии, не говоря уже о детях – логопатах, имеющих в структуре речевого дефекта недоразвитие произносительной стороны, фонематического слуха и фонематического восприятия .Но практика показывает , что дети с ОНР 6 – 7 летнего возраста в ходе специального обучения могут производить полный звуковой анализ слов , но для формирования этого умственного действия им должно быть дано средство , заключающееся в максимальном развертывании действий со звуками, в материализации звукового состава анализируемых слов .

Успешность овладения навыками звуко – слогового анализа и синтеза зависит от состояния фонематического слуха , фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико – пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий , способности к серийно – последовательной обработки информации и мотивационной сферы ребенка . Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками для формирования навыка звуко – слогового анализа и синтеза.

В работе по формированию звуко – слогового анализа выделяют два основных этапа : подготовительный и обучающий. Подготовительный этап затрагивает формирование базисных предпосылок. Здесь большую помощь нам оказывают наши коллеги: музыкальные работники , преподаватели физической культуры и психологи. В зависимости от уровня развития детей этот период может входить в различные временные рамки. Одновременно с формирование базисных предпосылок ,ведется работа по укреплению артикуляционного аппарата и развитию тонких звуковых дифференцировок .

Обучающий этап можно разделить на два больших периода:

– формирование навыков элементарного анализа;

– обучение полному звуко – слоговому анализу и синтезу.

Первый период базируется на состоянии и развитии фонематического слуха.

Фонематический слух – это особый вид человеческого слуха , позволяющий различать фонемы родного языка. Это способность врожденная.

Фонематический слух включает в себя:

– способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;

– способность различать слова ,в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности ( нос – сон );

– способность различать близко звучащие , но разные по значения слова( дом – дым, коса-коза) .

По количеству операций этот период является более развернутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы ,т.к. с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

– сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал , когда услышит слово с нужным звуком;

– далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно , вне слова;

– затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

– и , наконец, происходит действие по представлению , в умственном плане, когда слово не произносится , а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется в период формирования элементарных форм звукового анализа, в котором выделяют следующие направления:

– узнавание звука в слове:

а) ударные гласные звуки ( абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных, затем под ударением в середине слова);

б) согласные звуки ( в начале дают глухие согласные, но хорошо слышатся в слове и сонорные , поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах)

в)любые звуки в любой позиции в слове

– определение первого звука в слове:

а) ударные гласные (ангел , утка , окна);

б) сонорные согласные;

в) щелевые согласные;

г) остальные согласные звуки ( трудны для выделения в начале слова взрывные звуки , их трудно произнести с интонированием , они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере , в начале обучения).

– определении последнего звука:

а) ударные гласные ( кино , окно );

б) глухие согласные ( кот , нос);

в) сонорные согласные ( дом , сон);

г) щелевые согласные.

Итак, к концу первого периода детям доступна операция нахождения места звука в слове, исходя из трех 3-х позиций(начало , середина, конец), а так же элементарный качественный анализ(гласный – согласный). Дети знакомятся с такими понятиями как «речевой», «неречевой», «гласный», «согласный» звуки. Зная о том ,что все дети изначально кинестеты, мы широко этим пользуемся, применяя на своих занятиях элементы биоэнергопластики( даем почувствовать звук через движения и вибрацию, активизируем слуховой анализатор при помощи зрительного и кинестетического).

Второй период базируется уже не на фонематическом слухе, а на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие включает в себя:

– умение определить первый ( последний ) звук в слове ;

– умение определить место звука в слове;

– умение определить линейную последовательность;

– умение определить количество звуков в слове.

Фонематическое восприятие – это способность приобретенная!

Задачами второго периода являются:

– обучение последовательному анализу с установлением точно места звука в слове по отношению друг к другу;

– совершенствование и расширение отличительных характеристик звука;

– слоговой анализ и синтез.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова , в начале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит их квадратиков равных по количеству звукам в слове. Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы, затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово , выделяет каждый звук и кладет фишки.

Приведем теперь последовательность предъявляемых для полного звукового анализа слов . Общее правило при подборе слов состоит в том , что бы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят , следовательно , слова с йотированными буквами( я,ё,е,ю), со звонкими согласными на конце слова и в середине перед глухими согласными ( ложка, грядка )

Что касается слов с безударными гласными , то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами , причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит , просто можно произносить их орфографически – [ коза ], а не [ каза]., как мы произносим по нормам орфоэпии . Дети будут запоминать данные слова и это будет пропедевтика право писания безударных гласных.

Итак , порядок анализируемых слов следующий:

-слова из двух гласных ( типа ау);

-слова из двух звуков ( типа ум);

-слова из трех звуков ( типа мак);

-слова из двух открытых слогов ( типа мама);

-слова из одного слова со стечением согласных в конце слова ( типа волк);

-слова из одного слога со стечение согласных в начале слова( типа стол) ;

-слова из двух слогов закрытого и открытого ( типа сумка);

-слова из трех отрытых слогов ( типа машина).

Общие правила работы по формированию навыков звуко – слогового анализа:

– соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова , определение первого звука последнего звука , установление места звука( начало , середина, конец слова), полный звуковой анализ;

– соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;

– соблюдайте последовательность предъявления слов , предназначенных для анализа.

Рекомендованная литература:

1. Наталья Дурова: Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах
Из-во: Школьная пресса, 2011 г.

2. Наталья Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Из-во: “Мозаика-Синтез”, 2012г.

3. Е. В. Колесникова «Программа “От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты”»

Из-во: “Ювента” , 2015 г

4.Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. – Минск, 1992г.

5.Жукова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., Педагогика, 1978г.

6.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972г.

7. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб, Дельта, 1998г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: