Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Копытова Оксана Владимировна

Организация: МК ДОУ Детский сад №254

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Дошкольный возраст – важный период в речевом развитии ребёнка. Без сформированной чистой и правильной речи, невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающем миром. При нормальном речевом развитии ребёнка овладение звуковым строем языка заканчивается примерно к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих, маленький словарный запас, несформированность грамматического строя речи, а в следствии и недоразвитие связной речи. Большинство воспитанников, как правило, имеют общее недоразвитие речи. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов работающими с этими ребятами. Педагоги находятся в постоянном поиске оптимальных и современных методов работы с детьми с ОНР.

Одним из средств развития произносительной стороны речи у детей с ОНР является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически
правильную речь.

Фонетическая ритмика была разработана как метод работы над произношением слабослышащих детей, но уже давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми.

Достоинства этого метода в полной мере оценили все участники коррекционного процесса, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с ОНР. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук иформированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов спроговариванием фраз и коротких текстов .

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  2. способствовать формированию у детей с ОНР выраженной интонационной и ритмической стороны речи;
  3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  6. умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Рекомендации по проведению игровых упражнений

на основефонетической ритмики.

1. Проводить занятия следует регулярно лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешатьдруг другу.

3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

4. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими иточными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное и внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!

5. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным:

[р],[й], (йот) ийотированные гласные).

6. Фонетическая зарядка должна приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

7. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

8. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку,мимоходом прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, др

9. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной , эмоциональнойи обязательно фонетически правильной.

10. Педагогу потребуется умение слышать недостатки произношения не только при индивидуальной работе с ребёнком, но и улавливать их при хоровом проговаривании речевого материала. Исправлять ошибки детей он должен тактично.

11.Предлагаемый практический материал может быть, использован на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Он поможет и старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых занятиях.

12. Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что;

-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

-улучшается фонематический слух;

-нормализуется речевое дыхание;

-формируется умение изменять силу и высоту голоса;

-улучшается ритмикой – интонационная сторона речи;

Читайте также:
Словарь по лексическим темам с упражнениями

-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

– повышается речевая активность детей. Это наиболее ярко проявилось в работе с “неговорящими” детьми. Данная методика стимулировала у них появление начатков собственной активной речи.

Список литературы:

  1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 352 c.
  2. Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. – М.: Сфера, 2014. – 530 c.
  3. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО “АСТ”, 2012. – 128 c.

Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2005. – 192 c.

Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с ОНР

Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • умение управлять своим голосом;
  • выработку правильного, продолжительного выдоха;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке — Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.

2. — ТАНЮШЕНЬКА!
– ау!
– ПОДРУЖЕНЬКА!
– ау!
– ИДИ ГУЛЯТЬ!
– иду!
– ИДИ БЫСТРЕЙ!
– бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая — тихим. Затем группы меняются местами.

3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

Читайте также:
Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь —
дан —
дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

2. Шарики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

  • развитие чувства ритма;
  • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
  • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
  • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг — слог).

2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок — слог).

3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок — два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап кап кап Капля — раз, капля — два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

  • формирование и закрепление произносительных навыков;
  • автоматизация приобретённых навыков;
  • тренировка слухового восприятия.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск

Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР
статья по логопедии

Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Скачать:

Вложение Размер
фонетическая ритмика в работе логопеда 22.81 КБ

Предварительный просмотр:

как средство развития речи детей с ОНР»

Подготовила: Учитель-логопед высшей квалификационной категории Королькова Елена Вячеславовна

К современным технологиям в работе логопеда с детьми с ОВЗ относиться фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации. У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики .

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод « фонетическая ритмика » был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт) .

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

Уровень 1 расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в практическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов) . Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работе позволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового) ;

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо – моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов : слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействи я, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи.

Фонетическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьми с различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья “НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко.

Фонетическая ритмика как средство развития произносительных навыков

В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он ос.

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко.

Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до.

«Фонетическая ритмика как средство развития речевых навыков у неговорящих детей»

Доклад выступления на методическом объединении.

«Логопедическая ритмика, как средство развития речи детей»

laquo;Логопедическая ритмика,как средство развития речи детей»Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебн.

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВалерия Пажинская

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2 Фонетическая ритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

3 Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

4 Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

5 Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети вместе с педагогом стоят по кругу. Они хорошо видят педагога, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

6 Звук «А». «Девочка плачет» Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

7 Звук «О». «Зуб болит» Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

8 Звук «У». «Паровозик гудит» И.П: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у- у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

9 Звук «Э». «Мальчик кричит» И.П: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

10 Звук «И». «Иголочка» И.П.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

11 Звук «Ы». «Медвежонок рычит» И.П.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

12 Звук «С». «Чайник свистит» И. П.: Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

13 Звук «З». «Комарики летят» И.П.: Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

14 Звук «Ш». «Змейка ползёт» И.П.Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш- ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

15 Звук «Ж». «Жучок летит» И.П.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж- ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

16 Звук «Л». «Самолет гудит» И.П. Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

17 Звук «Р». «Собачка рычит» И.п.: произнося «р-р- р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

18 Звук «Д». «Пулемёт» И.П.: губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

19 Звук «М». «Коровка» Дети произносят «м-м м-мужу», при этом изображая коровку (рога).

20 Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что: У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; Улучшается фонематический слух; Нормализуется речевое дыхание; Формируется умение изменять силу и высоту голоса; Улучшается ритмико-интонационная сторона речи; Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; Повышается речевая активность детей.

21 Литература: 1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. – М., Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. – М., КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально- ритмические занятия. – М., Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007

Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников»

Елена Фокина
Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников»

МБДОУ Детский сад № 1 с. Якшур-Бодья Удмуртская Республика

Автор: учитель- логопед Фокина Елена Анатольевна.

Проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников».

Многолетний опыт работы (25 лет) в группе компенсирующей направленности доказывает, что с каждым годом увеличивается число детей с тяжелыми формами нарушения речи. Большинство из них составляют дети – дизартрики, в последние годы увеличилось количество детей с 1 уровнем ОНР при моторной алалии.

У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков. При поступлении в школу эти дети испытывают затруднения в овладении правильным чтением и грамотным письмом. Характерными являются ошибки звукового анализа: пропуск гласных букв, перестановка букв, не дописывание слов, а также ошибки фонематического восприятия: не различают твердые и мягкие согласные, происходит смешение звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.

Поэтому педагогам, работающим с детьми с ОНР, следует уделить внимание формированию и совершенствованию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Кроме того, у таких детей наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушенным, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляция. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Поиск новых, передовых технологий формирования правильной речи детей, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности стимулировали разработку данного проекта.

После изучения научно-методической литературы по данной проблеме (Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт; Г. А. Волкова; Т. М. Грабенко; М. М. Кольцова; Н. Ю. Костылева; А. Я. Мухина; Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова) была выдвинута гипотеза: использование фонетической ритмики поможет достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в, первую очередь, для своевременного развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще более двигательными и веселыми.

Мобилизуются подражательные способности детей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное, в единстве работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.

Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.

Таким образом, основные задачи деятельности с использованием фонетической ритмики это:

1. Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. Способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. Развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Актуальность данной проблемы подвела учителя-логопеда Фокину Е. А. к необходимости разработать проект «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников».

Содержание проекта: использование упражнений фонетической ритмики в работе с детьми логопедической группы.

Задачи проекта:

– Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании упражнений фонетической ритмики в развитии речи детей с ОНР, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты.

– Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием упражнений фонетической ритмики в играх и специальных упражнениях.

Ожидаемые результаты проекта:

Упражнения с использованием технологии фонетической ритмики помогут более эффективно преодолеть речевые нарушения, улучшить соматическое состояние детей.

Паспорт проекта:

По продолжительности – долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019)

По характеру охвата – фронтальный и индивидуальный

Участники проекта – дети, учитель-логопед, воспитатели группы компенсирующей направленности

Рабочий план реализации проекта

Знакомство педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности с содержанием, значением и методикой проведения фонетической ритмики.

В 1983 году Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика». В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Поэтому фонетическая ритмика может быть востребована, не только как метод коррекции звукопроизношения, но попутно «идёт» и коррекция просодики и дыхания.

Рекомендации к проведению фонетической ритмики.

1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.

2. Прежде чем начинать выполнять движения с одновременным проговариванием речевого материала, необходимо научиться, правильно дышать.

Положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох через нос (брюшная

стенка при этом выпячивается вперед, затем выдох через рот (диафрагма

при этом втягивается). (Положить руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим звук А (или любой другой, в зависимости от того, какой звук отрабатывается).

3. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не заучиваются, а выполняются по подражанию.

4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, дети вместе с педагогом стоят по кругу, расстояние от педагога до ребенка не менее 2,5 метров, чтобы ребенок видел педагога целиком. Ребенок должен смотреть в лицо педагогу. Дети вместе с педагогом двигаются и проговаривают речевой материал синхронно.

5. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.

6. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты. Движения повторяются несколько раз (2 – 5 раз).

7. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

8. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.

9. Не следует фиксировать внимание ребенка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др.

10. На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и двигательная активность детей, улучшается настроение.

Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений.

11. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.

12. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить педагогу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Основной этап

Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, А. Я. Мухина рекомендуют начинать работу с гласных звуков.

Движения характеризуются тремя основными элементами:

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные).

Й – пальцы рук находятся на уровне рта. Резким движением руки разводим в стороны, одновременно губы растягиваем в улыбке, далее движение со звука Й переходит в движение на звук А Й___А. Постепенно пауза между звуками сокращается и затем следует краткое, быстрое, резкое движение на звук Я: Й___А; Й___А; Й___А; Й__А; Й_А; ЙА и т. д. с остальными йотированными гласными.

Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИЭ, ИО, ИУ, для чего движение на звук И переходит в движение на звук А, затем следует движение на звук Я и т. д.

Йотированные гласные отрабатываются только в начале слогов и слов и после гласных 1 ряда.

С точки зрения фонетической ритмики все глухие звуки произносятся с напряжением, звонкие произносятся расслабленно.

С детьми дошкольного возраста согласные звуки отрабатываются только с гласными первого ряда и звуком И.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):

1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.

2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.

На начальных этапах не все дети справлялись с заданиями. Даже после разъяснений и неоднократного показа (Ваня – 2 уровень ОНР у ребенка с моторной алалией, Алиса, Настя – ОНР 2 уровня с дизартрией) не могли достаточно «чисто» повторить движения с проговариванием. В этих случаях использовалась сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой педагог на индивидуальных занятиях «водил» руками самих детей. Логопед и ребенок становились лицом друг к другу, чтобы ребенок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направлял руки ребенка в соответствии с проговариваемыми звуками. Такой вариант фонетической ритмики помогал детям почувствовать «характер» звуков и их последовательность.

Фонетическая ритмика проводилась как самостоятельное занятие в индивидуальной и групповой форме. Кроме того, некоторые игровые упражнения с удовольствием дети выполняли (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве весёлых динамических пауз на различных занятиях, проводимых воспитателями, а также в различные режимные моменты.

Предлагаемый практический материал может быть использован не только в логопедических группах и логопунктах ДОУ, но и поможет детям старшего дошкольного возраста при подготовке обучению грамоте в общеобразовательных группах.

Заключительный этап.

Регулярное проведение фонетической ритмики в НОД педагогов и во время режимных моментов (после дневного сна, перед занятиями по заданию логопеда во второй половине дня) показало, что:

1. У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика

и координация движений;

2. Улучшается фонематический слух, создается база для успешного

овладения звуковым анализом и синтезом.

3. Нормализуется речевое дыхание;

4. Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

5. Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

6. Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию

некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной

постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации

7. Фонетическая ритмика является одним из способов коррекции нарушений

слоговой структуры слов.

8. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков

самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука.

При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети,

руководимые учителем-логопедом, сопровождают произнесение

проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Исходя из анализа полученных результатов на заключительном этапе проекта, можно сделать следующие выводы: у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в результате реализации проекта «Фонетическая ритмика как метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников» значительно повысился уровень коррекции звукопроизношения, сформированности фонематических и психических процессов.

Коррекция звукопроизношения: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 89 %; с низким и средним уровнем развития дети отсутствуют.

Фонематические процессы: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 67 %; детей с низкими показателями развития нет.

Психические процессы: число детей с высоким уровнем развития увеличилось на 78%, детей с низкими и средними показателями нет.

Все это позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т. е. использование фонетической ритмики в деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР является одним из эффективных способов развития и коррекции речевых нарушений и неречевых психических процессов.

1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений– М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

4. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – 2-е изд. – М. :Айрис-Пресс, 2005.

Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

В последние несколько десятилетий наблюдается значительное увеличение числа детей с нарушениями речи.

Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одним из наиболее трудных для коррекции, является общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Многолетний опыт работы позволяет убеждаться в том, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Большая часть дошкольников отличается недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, трудностями в запоминании и воспроизведении материала, выполнении сложных инструкций. Исследования зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР они сформированы недостаточно. У дошкольников отмечается низкий уровень развития самоконтроля, навыка произвольной деятельности.

Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Большей части детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: нарушение координации, общего ритма движений; неуверенность в воспроизведении, снижение скорости выполнения, затруднения при переключении от одного движения к другому. Перечисленные особенности характеризуют состояние как общей, мелкой, так и артикуляционной моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении заданий по словесной инструкции, пространственно-временным параметрам.

Таким образом, вышеперечисленные особенности позволяют говорить о том, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Созданию единого подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, способствует взаимосвязь, преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Условиями оптимизации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются:

– совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении;

– обсуждение результатов исследования неречевых процессов, состояния речи детей группы;

– составление перспективного плана коррекционной работы по музыкальному воспитанию, логоритмике с учетом ведущего дефекта.

– взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

– разработка общих рекомендаций для родителей.

Общеизвестно, что эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является разработка и проведение логоритмических занятий. Поэтому в совместной работе мы делаем акцент на логопедическую ритмику.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в речевой группе.

На логоритмических занятиях мы решаем следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного, артикуляционного праксиса; двигательных навыков;
  • развитие оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • развитие ритмических способностей;
  • развитие речевой функциональной системы.

В результате практической работы у нас сложилась определенная структура логоритмического занятия:

В зависимости от этапа работы, уровня развития детей конкретной группы, мы варьируем их содержание.

Логопедическая ритмика представляет комплекс ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность. Сочетание речи и движения под музыку являются очень важным компонентом на пути коррекции нарушений слоговой структуры слова, исправления речевых и двигательных недостатков речи.

Речедвигательные упражнения проводим как в сопровождении музыки, так и без нее. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Используем различные ритмические рисунки на два, три, четыре счета и музыкального размера 2/4, 4/4 такими длительностями, как восьмые и четверти, половинки. Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, используем народный детский фольклор разных стран, стихи современных детских поэтов. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, делим детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Во время логоритмического занятия обращаем внимание на то, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу, сидели полукругом. Такое расположение дает возможность дошкольникам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Упражнения логопедической гимнастики выполняем, сидя на ковре. Нередко сочетаем их с выполнением движений пальцев рук (выполняем под счет, с музыкальным сопровождением).

Речедвигательные игры и упражнения включаем не только в содержание логоритмических, но и музыкальных, логопедических, физкультурных занятий. Для удобства применения, речевой материал, а также игры и игровые упражнения, используемые нами, систематизированы. Некоторые из них приведены ниже (Приложение).

Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим используем различные виды ходьбы с музыкальным или речевым сопровождением.

На начальных этапах коррекционной работы по логоритмике мы стараемся организовывать все “звучащие” формы обучения.

Фронтальные или подгрупповые занятия с детьми, обычно начинаем с отхлопывания, оттопывания сначала простых, а затем все более сложных ритмов, постепенно исключая опору на зрительное восприятие. Включаем в занятия упражнения направленные восприятие и различение ритмов, их воспроизведение хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах.

Подобные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма и координации движений, но и развивают внимание, речеслуховую память, помогают выработать правильный ритм дыхания. Такие виды коррекционной работы направлены на создание устойчивого рефлекса четкой метрической пульсации точного ритмического рисунка, возникающего в мышцах пальцев рук, голосовых связок, которые возникают на основе словесного и музыкального материалов.

Включаем в занятия упражнения на пропевание звуков, слогов, используемых в фонетической ритмике на знакомые мелодии; складовых цепочек (“Музыкальный мяч”). Кроме того, пропеваем слоги с повышением или понижением тона голоса, изменяя ритм, интонацию, выделяя какой-либо слог, например: “Ста-сто-сту-сты.”, т.д. Обязательным условием такого вида коррекционной работы является то, что необходимо петь в темпе речи, ритмично, выделяя ударные слоги.

Пение складовых попевок, чистоговорок, прибауток, детских песенок служит замечательным материалом для развития мышц артикуляционного аппарата, формирования устойчивых артикуляционных кинестезий, быстрой переключаемости с одной артикулемы на другую, закрепления навыков правильного произношения звуков и слоговых структур. Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический “образ” слова, речевой фразы. Большинство чистоговорок и попевок прорабатываем с “пропеванием” каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук. Песни подбираем с учетом темпа, диапазона звучания, длительности музыкальных фаз. При пении обязательно акцентируем внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

Некоторые песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов. Особенностью такого вида работы является поэтапное разучивание текста песни, отдельно разучивается музыкальный аккомпанемент, и только после этого пение и аккомпанемент сливаются воедино. Пение позволяет укрепить голосовые связки, способствует развитию певческого голоса, увеличению диапазона голоса (от одного звука до полутора октав), обогащению эмоциональной и тембровой окраски голоса, улучшению дикции, дыхания. Благодаря пению, нам предоставляется возможность закрепления различных слоговых конструкций, линейной структуры фразы.

Проведение логоритмических занятий позволило заметно улучшить у детей показатели чувства темпа и ритма, ориентации в пространстве, общую и мелкую моторику, артикуляционные движения, слуховое внимание и фонематический слух, умения произносить слова различного слогового состава.

На основе опыта работы выделим основные моменты:

1. На логоритмических занятиях особое внимание необходимо уделить играм, направленным на совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

2. Обязательной основой для логоритмических занятий должны быть упражнения, построенные не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением.

3. В логоритмические занятия необходимо включать упражнения, направленные на развитие интонации, ритмических способностей, тактильных ощущений, поскольку, избегая их, невозможно сформировать слоговую структуру слова, правильную речь дошкольников.

4. При пении необходимо акцентировать внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

5. Для достижения положительных результатов в работе по устранению общего недоразвития речи у детей, посредством логоритмики, необходимо взаимодействие педагогов ДОУ.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя “помощником” являются тетради взаимодействия специалистов Д/У. Ведение тетрадей помогает закрепить умения и навыки, полученные на логопедических, музыкальных, логоритмических занятиях, способствует углублению индивидуального подхода к детям.

Таким образом, тесная взаимосвязь и четкое разграничение функций учителя-логопеда и музыкального руководителя, использование вышеперечисленных видов работ, способствует эффективной коррекции ОНР у дошкольников.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике- М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение 3 изд. – СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.
  6. Титова Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 1991.

Тема: Фонетическая ритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Тема: Фонетическая ритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

МБ ДОУ «Детский сад № 000»

учитель-логопед: Подгорнова Юлия Валентиновна

заместитель заведующей по воспитательной

и методической работе

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь.

Фонетическая ритмика как метод работы над произношением появилась в Хорватии несколько десятков лет назад, использовалась специалистами реабилитационного центра «Суваг» для работы с глухими и слабослышащими детьми. Этот метод работы был заимствован группой российских педагогов под руководством . Эмилия Ивановна Леонгард, в разработанной ею методике обучения глухих и слабослышащих детей сформулировала основное направление фонетической ритмики в развитие согласованности работы мышления, слуха и разнообразных движений, что формирует полноту сенсорной активности.

Учеными уже давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

Достоинства этого метода давно перешагнули рамки работы со слабослышащими детьми, фонетическую ритмику используют в своей работе учителя – логопеды, воспитатели руководители музыкальной деятельности в детских садах.

Фонетическая ритмика включает в себя три компонента: эмоциональный, двигательный, речевой. Используется механизм функционального единства.

Суть фонетической ритмики как метода в следующем: детям предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.

Обязательное условие занятий – эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
Занятия с включением фонетической ритмики способствуют снятию напряженности и монотонности речи.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Остановимся несколько подробнее на вопросе включения речевого материала в упражнения. Слово может быть введено в них в самых разнообразных формах. В первую очередь в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжности и плавности звука и для упорядочения дыхания. Неправильное дыхание, неумение правильно чередовать моменты вдоха и вдоха и выдоха мы неоднократно отмечали у дошкольника, стра-дающего заиканием. Это чрезвычайно затрудняет речевой процесс. Фиксация внимания ребенка на этом недостатке путем выполнения дыхательных упражнений не дает положительных результатов, тогда как пение вызывает правильное дыхание и способствует развитию всего дыхательного аппарата.

Другим методом введения слова являются задания, связывающие разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи. Эти упражнения значительно облегчают речь, смягчают тонические и клонические явления при заикании и создают благоприятную почву для дальнейшего ее закрепления. Самым элементарным примером такого задания может служить поочередный расчет по номерам на два или три, связанный с метриче-ским акцентом музыки. Возможно вводить речь в задания и таким образом, что она предшествует музыке или

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.
При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

Фонетические рифмовки можно разделить на следующие подгруппы:

– фонетические рифмовки звуковые в сочетании с фонетической ритмикой (и без фонетической ритмики)

– фонетические рифмовки слоговые (два – три слога) в сочетании с фонетической ритмикой и без неё.

– фонетические рифмовки двустишья без фонетической ритмики и в сочетании с фонетической ритмикой.

– Фонетические рифмовки с движениями (хлопки, ходьба под счет на месте, ходьба под счет в движении, прыжки)

– фонетические рифмовки – стихи в сочетании с фонетической ритмикой и с движениями.

Значение использования занятий по фонетической ритмике с детьми

    Развитие памяти; Развитие внимания; Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков; Автоматизация произносительных навыков отдельных звуков, слов речи; Улучшение голосовых возможностей; Работа над ударением, ритмом, интонацией; Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз; Улучшение внятности речи в целом; Развитие координации движений; Выражение эмоций и развитие актерского мастерства;

Рекомендации к проведению занятий:

– Проводить занятия регулярно 3 – 5 раз в неделю по 10 – 15 минут.

– Во время занятия дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога.

– Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Дети выполняют упражнения по подражанию.

– Каждое движения повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком.

– Знакомство со звуками осуществляется в определенной последовательности, переходя к более сложным звукам.

Не следует фиксировать внимание детей на неудачах, занятия должны приносить радость и удовлетворение. Носить игровой характер.

– Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной и эмоциональной.

– Данные игровые упражнения могут использоваться педагогом как отдельное занятие или как часть занятия.

Фонетическая ритмика, в отличие от лечебной ритмики, приобретает свои специфические особенности. Длительные наблюдения за эффективностью работы в этом направлении позволяют прийти к выводу, что данный метод дает положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему исправления речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: