Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни с использованием разнообразных форм работы в системе коррекционного воздействия по преодолению общего недоразвития речи.

На материале произведений В. Сутеева

На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи, усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная вовлеченность детей в занятие, отмечаются психологические нарушения у воспитанников. Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия.

Таким образом, возникла необходимость разработать систему педагогического воздействия, которая позволила бы развивать эмоциональную и познавательную сферы с одной стороны и решать задачи коррекции речи с другой стороны.

Для повышения качества коррекционного воздействия мной была разработана программа: «Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни с использованием разнообразных форм работы в системе коррекционного воздействия по преодолению общего недоразвития речи. На материале произведений В. Сутеева».

Цель программы: развитие образной связной речи детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи II-III уровня с использованием сказок В.Сутеева.

• Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
• Развивать интерес к литературе и театру.
• Развивать психические процессы (память, внимание, мышление).
• Развивать такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, воображение.
• Развитие мимики, жеста, пантомимы.
• Формировать нормы поведения.
• Воспитывать морально-волевые качества личности.

• Пополнять и активизировать словарь детей.
• Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности.
• Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
• Развивать коммуникативные навыки.
• Формировать умение изменять высоту тона речи, темп, ритм речи.
• Развивать способность вступать в общение, поддерживать общение, проявлять инициативу в общении.
• Развивать способность грамотно и ясно формулировать свою мысль.
• Формировать умение передавать интонационно разнообразный текст.
• Развивать познавательные способности.

Предлагаемая система занятий позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи дошкольников. Для повышения познавательной активности детей, развития образности речи используются элементы методики Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». Программа рассчитана на детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи II-III уровня. Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю в первой половине дня. В основу программы положены сказки Владимира Сутеева. Цикл, посвященный каждой отдельной сказке, включает четыре занятия. Логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме. На занятиях чередуются различные формы организации деятельности детей, задания усложняются по мере прочного овладения ими предложенным материалом. Структура занятия может меняться в зависимости от эмоционального состояния детей, их конкретных актуальных потребностей и желаний, поскольку заинтересованность и собственная инициатива ребенка выступают залогом успешности работы логопеда.

Основные этапы работы.

• Чтение сказки логопедом.
• Беседа по произведению: выделение основных героев сказки, фабулы произведения, определение мотивов поступков героев и т.д.
• Пересказ произведения по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф.
• Пересказ по цепочке.
• Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. На данном этапе используются элементы методики Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». В частности из этой работы используется «Технология обучения детей составлению загадок» (Приложение №1)
• Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.
• Итогом работы по каждой сказке является презентация спектакля. В спектакле всегда принимают участие все дети группы.

Описание игр и творческих заданий, которые используются для активизации словаря, мышления и обучения детей образной речи при реализации программы.

Название игры, цель Методические рекомендации
«Цепочка».Учить детей выделять признаки объектов. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
«Скажи наоборот»Учить подбирать антонимы. Логопед дает слово, а детям предлагается подобрать слово с противоположным значением.«Мы сейчас откроем рот,Чтоб сказать наоборот»
«Подбери словечко»Учить подбирать прилагательные. Логопед дает слово, а дети подбирают как можно больше признаков.Кошка пушистая, добрая, рыжая…
«Что умеют делать»Учить подбирать слова-действия к существительным. Логопед дает слово-предмет, а дети подбирают как можно больше глаголов.«Что животные умеют –Птицы, рыбы, кошки, змеи»Кошка шипит, царапается, мурлыкает…
«Приласкай словечко»Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные. Логопед предлагает слово в единственном числе, а ребята называют его во множественном.Возможна игра с мячом.«Мы волшебники немного,Был один, а стало много»
«Подскажи словечко»Развивать мышление, активизировать словарь. Игра с перебрасыванием мяча:«Есть всего один ответ.Кто-то знает, кто-то нет»Образец: Сова летает, а заяц …Лягушка квакает, а собака …
«Кто как передвигается?»Активизировать глагольный словарь. Логопед задает вопрос, ребенок отвечает. Игра с перебрасыванием мяча.«Кто летает, кто плывет,Кто ползет, а кто идет»Собака лает, рычит, сторожит
«Составь предложение»Закреплять умение согласовывать слова. Логопед произносит несогласованные слова, а ребенок должен составить предложение.Образец: Девочка есть каша. Девочка ест кашу.«Мячик прыгать я заставлю,Предложение составлю»
«Ищем словечки»Активизировать предметный словарь. Логопед предлагает подобрать как можно больше слов на заданную тему.Образец: вспомните сладкие слова, теплые слова …

Примерный план работы над сказкой.

Подгорная Евгения Александровна,
учитель-логопед высшей категории,
МДОУ №196 г.о.Самара

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

“Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева” Итоговое занятие по пректу: “Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы” вторая младшая группа.

Скачать:

Вложение Размер
itogovoe_zanyatie_po_proektu.docx 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Тополёк» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»

Конспект итогового занятия по проекту

«Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»

Тема: ««Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

(вторая младшая группа)

Воспитатель МБДОУ № 19 г.

г. Невинномысск, 2018 г.

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы»

«Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

Цель: Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы.

– Активизировать речевую деятельность детей;

– Побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

– Воспитывать любовь и интерес к авторской сказке;

– Учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

– Развивать образное мышление, актёрские способности;

– Развивать мимическую активность;

– Способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

– Воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми.

Материал: Ноутбук, презентация, костюмы персонажей сказки, декорации к театрализации, выставка совместных работ детей и родителей по сказкам В.Г. Сутеева.

Предварительная работа: Чтение сказок В.Г. Сутеева, беседа с детьми о героях сказки «Под грибом», чтение стихов, потешек, загадок о героях сказки.
пальчиковые игры, игры на звукоподражание, рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы. Дидактические игры «Чей силуэт?», «Животные и их детёныши».

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Ход образовательной деятельности

Дети заходят в зал и здороваются с гостями

– Здравствуйте! Вы зайчики?

– Здравствуйте! Вы медвежата?

– Здравствуйте! Вы утята?

-А кто же вы? ( детей )

– Давайте познакомимся. Приглашаю вас в дружный хоровод.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром, с ясным днём!

Вот как весело живём.

Дети проходят и садятся на стульчики

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с вами не обычное занятие, сегодня мы будем путешествовать по сказкам писателя и художника В.Г. Сутеева. Мы с вами много читали сказок Сутеева, какие, например? ( дети перечисляют сказки, которые им читали) . Да, мир этих сказок интересен и необычен, а герои добрые и справедливые, смешные и забавные. И это не случайно ведь мы помним, с вами, что В.Г, Сутеев не просто писал сказки, но и рисовал к ним картинки. Еще у В. Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Покажите правую ручку, а теперь покажите левую ручку. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

Воспитатель: Я очень рада, ребята, что мы не только здесь с вами читали эти интересные сказки, но и дома с родителями вы читали. А ещё вы рисовали, лепили, делали замечательные картины, книжки-самоделки и другие разные интересные поделки ( демонстрация работ детей и родителей).

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам показать некоторых героев из разных сказок В.Г. Сутеева. (проводится физминутка)

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

В небе птички пролетали,

Мы руками помахали.

Здесь зайчиха и зайчата

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Мама белка и бельчата

(Скачут на носочках,

согнув руки перед грудью)

Впереди из-за куста,

Смотрит хитрая лиса .

Мы лисицу обхитрим,

На носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели.

И тихонечко все сели.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру, в которой мы узнаем, какие сказки мы читали и каких героев знаем.

Проводится интерактивная викторина

Кому удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну)

Кто первым нашел убежище под грибом? (Муравей)

Перечислите жителей теремка (Петух, Лягушка, Мышка, Заяц, Муха-Горюха.)

Конкурс: ” Узнай сказку по её героям”.

1. Заяц, муравей, воробей, бабочка, лиса, лягушка. (Под грибом)

2. Ёжик, ворона, заяц, медведь. (Яблоко)

3. Цыплёнок, мышонок, муравей, жучок, лягушонок. (Кораблик)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, ответили на все вопросы и в награду нам достался волшебный сундучок, давайте откроем его… ( открываем сундучок, а в нём маски для театрализации сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»).

Драматизация сказки «Под грибом»

Жил да был один художник,

Сочинял он сказки тоже.

Сказки добрые, смешные,

В них котята озорные,

Мышка, ёжик и щенок

Кошку он найти не мог.

В сказках этих нет злодеев,

Написал их все Сутеев.

Вот история одна,

Всем известная она.

Сейчас мы вам расскажем,

Вместе: Открываем наш альбом-

Это сказка «Под грибом»!

Воспитатель : Как-то раз застал Муравьишку сильный дождь. Куда спрятаться? Увидела Муравьишка на полянке маленький грибок, добежала до него и спряталась под его шляпкой. Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее.

– Давайте, ребята, покажем, как идёт сильный дождь и похлопаем в ладоши. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравьишка, Муравьишка, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!

Муравьишка: Куда же я пущу тебя? Я одна тут кое-как уместилась.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Воспитатель: Пустила Муравьишка Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. ( дети хлопают в ладоши) Бежит мимо Мышка.

Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравьишка: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко!

Воспитатель : Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. ( дети хлопают в ладоши). Мимо гриба Воробей скачет и плачет.
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Муравьишка: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Воспитатель: Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, – кричит, – спасите! За мной Лиса гонится.

Муравьишка: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Воспитатель: Только спрятали Зайца – Лиса прибежала.

Лиса: Зайца не видели? – спрашивает.

Воспитатель: Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Все: Да, где ему тут спрятаться?

Воспитатель: Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются. Муравьишка задумалась и говорит

Муравьишка : Как же так? Раньше мне одной под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх, вы! Гриб-то. ( Не досказала и ускакала )
Воспитатель: А вы догадались?

Все герои вместе: Гриб вырос!

Лиса: (выходит из-за кулис)

Я, ребята, поняла,

Зря я вредною была,

Подружитесь вы со мной,

Буду доброю лисой

Будем мы теперь дружить,

В мире дружбы станем жить.

Когда дружба наступает,

Тесно вместе не бывает!

Воспитатель: Ребята, давайте похлопаем нашим актёрам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете о чём сказка, которую мы только что посмотрели? ( ответы детей ). Да, правильно сказала Мышка: «Когда дружба наступает, тесно вместе не бывает!» и этот сказочный гриб, как наша большая страна Россия, в которой мы с вами живём, все мы разные, но если мы будем дружить, помогать друг другу, то в нашей стране всегда будет мир и покой!

Ну, вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие, но не закончился интерес к сказкам В.Г. Сутеева, мы будем обязательно их читать, познакомимся и с другими героями, а родители нам помогут в этом!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок.

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок. Конспект состоит из 3-х этапов: знаком.

Развитие связной речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками с использованием технологии моделирования
Формирование связной речи дошкольников по средствам художественной литературы

Одна из самых важных задач обучения дошкольников- развитие связной речи.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой.

ПЛАН ПРОЕКТА: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» вторая младшая группа

План пректной деятельности: “Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы” вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ.

«РAЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Статья “Развитие связной речи дошкольников через художественную литературу”

В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления.

Мастер-класс «Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Г. Сутеева «Это что за птица?»

Зиля Гатиятуллина
Мастер-класс «Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Г. Сутеева «Это что за птица?»

Интеграция образовательных областей

«Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация».

Мастер-класс

Тема: Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Сутеева «Это что за птица

Цель: демонстрация использования эффективных приемов интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация» в развитии речи старших дошкольников.

Мы представляем вашему вниманию мастер-класс, целью которого является демонстрация использования эффективных приемов интеграции образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация» в развитии речи старших дошкольников.

Программно-методическим обеспечением образовательной области «Чтение художественной литературы» являются методические рекомендации научных руководителей Венгера Л. А., Дьяченко О. М. по программе «Развития».

Используя предложенный материал, можно разнообразить содержание непосредственно образовательной деятельности включением разных образовательных областей.

Интеграция художественной литературы, коммуникации и социализации преследует цель формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, понимание главной идеи произведения и моральной оценки поступков героев, способствуют развитию эмоционально-личностного отношения к произведениям художественной литературы, обогащению словарного запаса и грамматического строя языка.

Учитывая, что интегрированную непосредственно образовательную деятельность ведут не менее двух педагогов,при его планировании и проведении мы координируем свою деятельность следующим образом:

1) согласовываем свои учебные планы, чтобы наметить время изучения общих тем для разных образовательных областей. Каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства развития воспитанников;

2) определяем главную цель интегрированной деятельности, способствующую усвоению основного материала, исключаем дублирование, определяем оптимальную нагрузку детей различными видами деятельности. Результатом совместной работы воспитателя и логопеда является мероприятие, которое проводится 1раз в месяц.

На примере сказки Владимира Сутеева «Это что за птица, представляем вашему вниманию приёмы, которые можно использовать в непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Для реализации поставленных целей необходимо, ознакомить детей с содержанием художественного произведения. Рекомендуется совместно с родителями обсудить дома сказку, зарисовать понравившийся сюжет.

В непосредственно образовательной деятельности в ходе беседы по содержанию сказки мы вспоминаем события, происходящие с нашим героем и задаем вопросы по содержанию.

Представляем вашему вниманию один из приемов работы над сказкой – моделирование по программе «Развитие». Восстанавливаем сюжет сказки, используя модельный ряд, то есть использование временно–пространственных моделей (блоки – рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки).

Задачи при использования этого приема вы видите на экране:

Задачи: Учить детей построению временно – пространственных моделей и их использованию при пересказе сказок.

1. Уметь создавать воображаемые образцы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.

2. Развивать у детей воображение, память, внимание, мышление через моделирование.

3. Продолжать работать над развитием связной, выразительной речи. Использовать при пересказе выразительные средства, характерные для сказок: зачин, повторы, песенки действующих лиц, концовку.

4. Воспитывать у детей чувство сопереживания, формировать своё представление о справедливости, честности, доброте, зле, предательстве, жадности.

Так как наряду с речевыми задачами в работе с художественной литературой, можно решать и познавательные задачи, которые стимулируют речевую активность детей, особенно развитие связной речи. Решение таких задач предполагается в программе «Развитие».

Я хочу продемонстрировать технологию развивающего обучения на основе наглядного моделирования, о методах и приемах, которыми я использую для решения вышеназванных задач. В представленной таблице выделены темным шрифтом основные средства наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников:

– замещение персонажей сказок,

– использование двигательной модели сказки,

развитие действий детализации

– освоение пространственно-временной модели.

Взаимодействие речевых и познавательных задач:

Познавательные задачи Речевые задачи

1. Освоение действий замещения персонажей сказок Развитие умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие внешние и внутренние характеристики объектов; сравнения, синонимы и антонимы

2. Развитие действий построения и использования двигательной модели сказки на плоскости и в пространстве игрового центра Формирование навыков активного использования всех частей речи, построения речевого высказывания при пересказе

3. Развитие действий детализации на основе схемы изображения объекта Формирование навыков активного использования всех частей речи, построения речевого высказывания при описании объекта и составлении сюжетного рассказа

4. Освоение действий использования и построения наглядной пространственно- временной модели Развитие связной речи при пересказе сказки – по плану, без вспомогательных вопросов.

Активизация творческой речевой деятельности: придумывание новых эпизодов знакомых сказок и сочинения собственных

Я хочу подробнее остановится,на задаче: Освоение действий использования и построения наглядной пространственно- временной модели.

Такая модель используется со старшей группы. Расскажу технологию ее освоения.

После прочтения сказки я предлагаю детям составить «подсказку» для пересказывания. Мы подробно обговариваем, как можно обозначить персонажей сказки (при придумывании обозначений даю как можно больше инициативы детям). Дети предлагают цвет кружков для каждого героя сказки.

На большом листе бумаги или на доске рисую квадрат со стрелочкой, соответствующий первому эпизоду. Внутри квадрата изображаются заместители персонажей, участвующих в первом эпизоде сказки. Я предлагаю кому-нибудь из детей рассказать, что же здесь произошло.

Например, по сказке Сутеева “Это что за птица?”- дети в первом квадрате рисуют символ (кружочек -гусь) определяя тем самым цвет например серый

По сюжету сказки он встречается с лебедем (лебедь обозначается – кружочком, например белого цвета, также детям предлагаем рассказать этот эпизод.

Аналогично изображается и рассказывается следующие эпизоды.

Построенная модель, должна точно соответствовать событиям сказки.

А сейчас, уважаемые взрослые, задание.

Угадайте сказку, изображенную на пространственно-временной модели («Три поросёнка».)

Модель сказки «Три поросёнка».

В работе с пространственно-временной моделью можно использовать разные приемы

«Измени конец сказки»

Вы хорошо помните сказку «Колобок»? Вам нравится её печальный конец? (ответы детей) Мне тоже. Давайте изменим так, чтобы сказка заканчивалась весело. Кто хочет выполнить это задание? Нужно придумать конец сказки и составить модель (выбираются 2 детей по желанию)

«Салат из сказок»

Выберите из коробочки любые 3 слова и составьте сказку с ними. Потом расскажите свою сказку по частям, пользуясь своей моделью (выбираются 3 ребёнка пол желанию) .

А я сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Отрывок из сказки»

Я приглашаю пройти ко мне 4х желающих.

Перед вами на экране схема с заместителями из сказки. Вам необходимо догадаться, что это за сказка? (ТРИ МЕДВЕДЯ)

Если дети не отгадали сказку, предлагаю отгадать загадку.

А теперь вам нужно, применяя моделирование, схемы-заместители, которые лежат в коробочке инсценировать сюжет из сказки, входите пожалуйста в образ, изменяйте интонацию.

А пока участники занимаются творчеством, расскажу вам о результатах диагностики. Результаты диагностики показали, при использовании технологии развивающего обучения на основе наглядного моделирования, Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, метафоры. Произошли значительные сдвиги в развитии воображения, памяти, внимания, мышления. На вопросы воспитателя отвечают полными выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои.

Чтобы можно было проследить систему в работе, использую следующие схемы, из которых видно как усложняется вид моделирования, меняются методы и приёмы, в зависимости от возрастных групп. (ОТВЕТЫ УЧАСТНИКОВ ПО ЗАДАНИЮ).

Итак, уважаемые участники вы готовы? Пожалуйста. Таким образом этот прием затрагиваем область «Коммуникация», развивает речь, мышление, воображение.

Следующий прием, мы использовали в вводной части непосредственно образовательной деятельности. Прием “размытости образа”. В данном случае размытое изображение гуся на птичьем дворе. Все птицы птичьего двора в ужасе от увиденного образа разбегаются, и гусь остается один. У детей возникает желание помочь главному герою, приобрести друзей, таким образом, появляется мотивация к дальнейшим действиям. А по анализу содержания сказки, дети пришли к выводу, что им не нравится такой образ гуся. В беседе они назвали его негативные качества – что гусь завистливый, глупый, хвастливый, и т. д.

Здесь я также предлагаю детям прием: определение характерных качеств героя.С этой целью можно использовать игру наоборот:

Я буду называть характерные качества нашего героя,а вы мне наоборот:

Завистливый – равнодушный, доброжелательный;

Этот прием обогащает словарный запас детей, расширяет кругозор.

Вернемся к сюжету сказки. Чтобы выполнить следующее задание нам нужно разделиться на группы. Перед началом мероприятия мы раздали карточки, приглашаем вас выйти, найти свою пару и встать рядышком. Прием работы в паре позволяет формировать у воспитанников чувство сплоченности, сотрудничества, навык общения и умения договариваться.

Прошу вас занять места за столами.

Уважаемые коллеги перед вами на столах образцы частей тела птиц: крылья, клювы, ноги, шеи, хвосты. Вам нужно вспомнить какие части тела и у каких птиц позаимствовал наш герой по сюжету сказки. В этот момент напоминаем детям о технике безопасности работы с ножницами и проводим пальчиковую гимнастику.

Приглашаю нашего учителя-логопеда Наталию Ивановну.

Гусь гнездо свое чинил и считалку сочинил,

И гогочет,и гогочет:заучить считалку хочет:

Гуси, гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Вы летите, как хотите, свои крылья берегите!

(Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца кроме большого выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).

Использование приема пальчиковой гимнастики перед началом работы развивает мелкую моторику рук, а проговаривание, укрепляет мышцы артикуляционного аппарата.

Итак, приступаем к работе (вырезание и приклеивание). Ваша задача найти и вырезать нужную часть птицы, а затем определите ее место на магнитной доске. Мы с вами создадим наглядный образ этой чудо-птицы.

Прием создания образа героя способствует не только актуализации содержания сказки и закреплению знаний о строении птиц, но и развитию воображения, а также чувства юмора.

Ой какая необычная птица получилась у нас. А вам нравится эта птица. Как жы мы ее назовем?

Предлагаем вашему вниманию прием словотворчества.

Предлагаю вам придумать название этой чудо – птице. Птица у нас получилась необычная, вот и название будет необычное. Из частей слов придумайте новое слово, путем соединения двух частей разных слов и прочитайте его. Слова (пе – тух и пав –лин, во-рона и ле-бедь).

Этот прием помогает развивать внимание, воображение, умение из заданных слогов составлять слова.

Следующий прием упражняет воспитанников в образовании притяжательных прилагательных, учит правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Назовите части тела чудо –птицы

Чья шея- лебединая

Чей хвост -павлиний

Чьи лапы –гусиные

Чей клюв –пеликаний

Чьи крылья -вороньи

В заключительной части на экране появляется нечеткое изображение нашего героя, дети понимают, что герой не приобрел хороших качеств, и тем самым напоминаем проблемную ситуацию. Предлагаем прием «режиссерская игра». В этой игре совместно с воспитателем дети используют прием частичного преобразования сюжета в данном случае изменение характера персонажа, согласовывая события с замыслами других игроков. Попробуем обыграть этот прием,приглашаю двух желающих: используем шапочки с условными обозначениями. Я буду гусем, вы лебедем, а вы вороной, я буду называть свои негативные качества, а вы меня постарайтесь переубедить в этом.

Слайд (насыщения)

Аналогично изображается и рассказывается следующий эпизод.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ПО МЕРЕ ТОГО, КАКИЕ ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА НАЗЫВАЮТ ДЕТИ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ГУСЯ НАСЫЩАЕТСЯ ЦВЕТОМ.

Этот прием формирует навык речевого общения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Развивает и обогащает словарный запас, грамматический строй и звуковую сторону речи.

У дошкольников отсутствуют достаточно четкие представления

относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед

педагогом задачу помочь воспитаннику разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, педагог помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов. Знакомясь с художественными произведениями на занятиях, ребенок получает возможность «наблюдать» проявления нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления знаний о нравственном поведении.

Как вы заметили, образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Коммуникация», «Социализация», во многом взаимодействуют с областью «Познание». Интеграция этих образовательных областей позволяет формировать и развивать интегративные качества личности каждого ребенка.

Система интегрированного обучения способствует эффективному взаимодействию всех специалистов дошкольного учреждения и их сотрудничеству с родителями. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Спасибо за внимание и участие!

1. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников.

Л. А. Кондрыкинская, Т. Н. Вострухина М. 2006г.

2. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с Художественной литературой.

Микляева Н. В. М. 2010Г.

3. Грамота. Литература и речь. Работа со школой.

Жукова О. Г. М. 2007г.

4. Художественные произведения для чтения детям от 5 до 7 лет (часть 3)

5. «Развитие» планы занятий для подготовительной группы. М. 2002г.

6. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» старший дошкольный возраст. М. 2000г.

7. Программа «Развитие +»

Е. Н. Краузе М. 2006г.

9. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.

Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.04.2020 2020-04-05

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68501/ (дата обращения: 18.01.2022).

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др.

Все эти формы погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка — сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

Главное направление развития речи у детей 4–5 лет — это формирование контекстной речи. На пятом году жизни происходят заметные изменения в основании способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.

В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры. Дети могут устраивать своими силами концерты для малышей. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается десять — пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям — малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т. д.

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовать:

  1. Игры — драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и др.
  2. Сюжетно-ролевые игры по мотивам фольклорных и литературных произведений.
  3. Разыгрывание театрализованных представлений.
  4. Включение в педагогический процесс ситуации устного рассказа (перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а не редко и начало предложений).
  5. «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. При письме также замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания.
  6. Игры-хороводы.

В работе с детьми дошкольного возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умение понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимым помощником являются малые формы фольклора. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше.

Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т. е. развивают голосовой аппарат.

Упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука — слоговых сочетаний.

Забавные песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи, учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики помогают игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус.

Чем разнообразней, красочнее, образнее речь тех, кто общается с ребенком, тем больший интерес она вызывает у него, чем более своевременно помогут ему овладеть правильным произношением звуков, тем совершеннее станет его речь и вместе с тем более, будут развиваться мышление малыша. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения произведений народного творчества позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Значительная роль в решении задач образовательного процесса дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Кроме того, детский фольклор выступает одним из средств активизации речи детей.

Применение фольклора на занятиях в ДОУ должно способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.

  1. Алексеева, Н.В., Градусова Л. В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–2. — С. 263–264.
  2. Архипенко, Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст]// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 1–4.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  4. Иванова, А.И., Спицына, Т. В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 4–5. — С. 630–635.
  5. Щемерова, Н.Н., Агеева, С. В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором [Текст]// Контентус. — 2015. — № 3. — С. 7–12.

Развитие образной речи у сраших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития образной речи детей сегодня актуальна, т.к, речь ребенка должна быть не только правильной, но и красивой (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В. И. Яшина и др.). Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

Е.Н. Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей». Она пишет также, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи» [4].

Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык…В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить» [26].

Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила об эффективности художественной литературы. И для полноценного усвоения материала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [12].

В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.

Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [26].

Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Для правильного использования в педагогическом процессе необходимо знать жанры художественной литературы и особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы.

1.2 Жанры художественной литературы и особенности восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста

Для использования художественной литературы в работе с детьми необходимо в первую очередь знать, какие жанры доступны детям в старшем дошкольном возрасте.

Литературные жанры – исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств. В настоящее время существует большое количество литературных жанров, таких как рассказ, повесть, былина, басня, фэнтэзи, роман. Подробнее остановимся на жанрах художественной литературы доступных детям старшего дошкольного возраста.

Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Выделяют следующие виды сказок: бытовые, волшебные и сказки о животных. “Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование”. [19] Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования культуры поведения ребенка. [11]

Стихотворения – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Стихотворная форма произведений, благодаря ритму и рифме, легче воспринимается детьми, позволяет лучше сосредоточиться на сюжете[11]

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Басни помогают умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие[11]

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. Дети из рассказов могут извлекать уроки, делать выводы. В рассказах раскрываются взаимоотношения героев, отношение автора к их поступкам.[11]

Малые фольклорные жанры в дошкольном возрасте наиболее популярны среди других жанров. К ним относят – потешки, пестушки, загадки, заклички, колыбельные песни, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.[11]

Используя в работе с детьми художественную литературу, необходимо знать особенности ее восприятия. В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии из на органы чувств. [5]

Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром. 5

Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников.. 9

2.1. Развитие образной речи на основе произведений. 9

2.2. Развитие образной речи на основе фольклорного жанра. 16

Глава 3. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе.. 36

Список использованной литературы. 42

Приложение 1. 44

Художественная литература и фольклор — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Лите­ратура и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере­оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо­тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима­лись, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Роль художественной литературы во всестороннем вос­питании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович

Для решения задач всестороннего воспитания детей сред­ствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художе­ственных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе об­щих положений эстетики. Литературное произведение дол­жно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема художественного чтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги.

В работах педагогов рассматривают­ся разные стороны методики художественного чтения: методика ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияние иллюстрации на пони­мание литературного произведения (Т.А. Репина).

Важным качеством речи является выразительность. Ли­нии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Ру­бинштейном. Педагогический аспект этой проблемы осве­щен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить эле­менты выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.

Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:

– раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром;

– показать особенности развития образной речи на основе произведений;

– показать особенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;

– показать основные приемы развития образной речи в старшей группе.

Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром

Искусство слова отражает действительность через художест­венные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку позна­вать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе­ственные произведения, раскрывая внутренний мир героев, застав­ляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведения­ми для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвя­занных задач нравственного, умственного, эстетического воспи­тания.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного вос­приятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справед­ливости[1].

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в общест­ве. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с те­ми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рас­сказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышле­ния затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, по­словицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого[2].

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные разли­чия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть един­ство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, исполь­зованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой дея­тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен­ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос­приятием литературных произведений и их исполнением, вклю­чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду­мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произ­ведений детской художественной литературы. Обеспечить усвое­ние ребенком содержания произведений, правильное их понима­ние — важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литера­турное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ре­бенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые эле­ментарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок дол­жен уметь определить основных героев (о ком говорится в произ­ведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и поче­му); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наи­зусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть—уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, раз­вивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение орга­низованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, вни­мательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе об­щих положений разработаны тре­бования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представ­лены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки наро­дов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномер­но распределен по кварталам учебного года с учетом воспитатель­но-образовательной работы, которая проводится на каждом вре­менном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчер­пывают его.

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знако­мились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу пре­дыдущей группы и наметить материал для повторения.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образователь­ной ролью в жизни всего народа.

Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников 2.1. Развитие образной речи на основе произведений

В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно услож­няются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к ге­роям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, ин­тонации, соответствующие характеру произведения, пережива­ниям героев. Примерные планы занятий даны в Приложении 1.

Сказки. В соответствии с программой в течение года воспитан­ников знакомят с двенадцатью сказками. В их числе русские на­родные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина[3]; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словац­кая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева[4].

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффектив­ными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на прие­мы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в об­разный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охаракте­ризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

— Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? — спрашивает педагог.

— Хитрая, умная, жестокая,— говорят дети.

— И только-то? — удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопроси­тельной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заклю­чена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мох­натый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспи­татель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персо­нажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки[5].

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности дан­ного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.

Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Материалы методического объединения для воспитателей «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик»

Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1504

1. «Создание развивающей читательской среды в дошкольной группе», старший воспитатель Ливенцева В. А., ПДО Бахристова Л. А.
2. «Педагогические условия развития детей раннего возраста в процессе использования малых форм фольклора», воспитатель Огнева Т. Е., муз. руководитель Федулина В. С., педагог-психолог Валикова О. И.
3. «Взаимодействие с семьями воспитанников как условие социального развития детей младшего дошкольного возраста». Творческая гостиная «Создание книжного адвент-календаря», воспитатели Утебалиева А. К., Иванова А. Н.

Западный административный округ. ГБОУ «Образовательный центр» Протон»

1. «Значение художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников», воспитатель Чижова А. Б.
2. «Круг чтения дошкольников», воспитатель Корякина М. И.
3. Образовательная деятельность в младшей группе «Путешествие по русским народным сказкам», воспитатель Филатова М. А.
4. Образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с рассказом Л. Толстого «Косточка», воспитатель Савинкова С. А.
5. «Система работы с дошкольниками по чтению художественной литературы», учитель-логопед Котарыгина Ю. А.
6. «Мои первые книжки», воспитатель Щиголева Р. А.
7. Проектная деятельность в старшей группе «Формирование любви к окружающему миру через чтение произведений Н. И. Сладкова», воспитатель Каретникова Г. В.
8. «Оформление уголков чтения в группах», воспитатель Агуреева Е. М.

Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1347

1. «Влияние произведений В. Бианки на гуманное отношение к природе и мотивацию поступков детей к защите окружающей среды», воспитатель Аракелян Г. Г., ст. воспитатель Сухова Т. Ю.
2. «Русская народная сказка как средство выражения моральных и нравственных качеств и идей», воспитатель Чернышова Ю. А.
3. «Художественная литература как основной источник воспитания интеллектуального, нравственного и духовного развития», воспитатели Зайцева М. Е., Венедиктова М. Г.
4. «Формирование эмоционального отношения к литературному произведению у старших дошкольников (из опыта работы)», воспитатель Савинова Н. С.
5. «Роль детской художественной литературы в социализации детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с профессиями взрослых», воспитатели Гайдукова А. В., Саватеева О. В.
6. «Воспитание интереса к чтению у детей раннего возраста (из опыта работы)», воспитатели Комова М. Б., Лёвушкина Л. А.
7. «Развитие образного мышления младших дошкольников посредством художественной литературы (из опыта работы)», воспитатель Корягина Л. П.
8. «Развитие эмоционального интеллекта через ознакомление с произведениями Л. Н. Толстого», воспитатель Волкова Е. А.
9. «Знакомство детей с птицами по произведениям В. Бианки», воспитатели Полковникова И. В., Трифонова И. В.
10. «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности (из опыта работы)», инструктор по физической культуре Сабирова Л. В.
11. «Семейное чтение как источник формирования интереса дошкольника к книге», воспитатель Бакаушина Ю. В.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 962

1. «Реализация образовательного потенциала художественной литературы в культурных практиках детей дошкольного возраста», старший воспитатель Григорьева С. Е.
2. «Использование сюжета сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» как смыслового фона для различных видов деятельности детей 5–6 года жизни», воспитатель старшей
группы Матвеева Г.В.
3. «Знакомство с оформлением пространства детского чтения в старшей группе в рамках работы над произведением Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Фрагмент работы с детьми по произведению.
4. «Использование сюжета сказки М. Эме “Краски” для объяснения законов изображения предметов окружающего мира». Фрагмент НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР, учитель-логопед Авдохина В. М.
5. «Использование сюжетов произведений Г. Цыферова для организации познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста», воспитатель младшей группы Лысенко С. А.
6. «Играем, читаем. Детские стихи для детей дошкольного возраста», учитель ЧОУ СОШ «Лад» Бесхлебная М. Н.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 962

1. «Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», ст. воспитатель Соловьева М. П.
2. «Рассказывание русской народной сказки с элементами драматизации в младшей группе», воспитатель Черницына С. Е.
3. «Работа над образом героя при подготовке спектакля», педагог дополнительного образования Абрамова С. А.
4. «Сказка “Федорино горе” как основа продуктивной деятельности в средней группе», воспитатели Капустина С. В., Кузнецова Г. А.
5. «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на основе книги Надеждиной «Как Витя с лесом поссорился», воспитатели Клименко Ю. Н., Онофрук С. С.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 281

1. «ФГОС дошкольного образования. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик в дошкольном образовании», методист Шмакова С.М.
2. Мастер-класс «Нетрадиционные методы обучения детей 4–5 лет рассказыванию сказки», воспитатель Можаева О. П.
3. «Сказки народов мира как средство познания культурных традиций и ценностей: «Мороз Иванович», «Бабушка Метелица», «Падчерица» (из опыта работы), воспитатели Грозова Н. А., Хатаева К. А.
4. «Колобок в сказках народов мира для детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы), воспитатели Давлетбаева И. И., Чапочкина О. С.
5. «Русская народная сказка “Заюшкина избушка” с элементами познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) для детей дошкольного возраста», воспитатель Савостьянова Т. Б.
6. «Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения сказки А. Милна “Винни Пух и все, все, все”: проектная деятельность, выступление детей подготовительной группы, мастер-класс», воспитатели Будаева Е. О., Рустамова А. С., Стрюкова С. Г.
7. «Ознакомление детей с временами года посредством литературных произведений» (на основе иллюстраций для детей младшего дошкольного возраста), воспитатель Валяева С. В.
8. «Чтение произведений Е. А. Благининой как средство ознакомления дошкольников с физическими явлениями», воспитатели Морозова Т. Д., Кудлаева Е. В.

Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1449

1. «Влияние детской художественной литературы на развитие культурных практик», старший методист Лодыгина Г. Ф.
2. «Художественные произведения детских писателей как смысловой фон для организации познавательно-исследовательской деятельности», воспитатель Рылькова О. В.
3. «Использование сюжета литературных произведений для реализации самостоятельной творческой деятельности на примере театра теней», воспитатель Стручкова С. В.
4. «Использование интерактивных развивающих игр для формирования у дошкольников устойчивого интереса к книге», учителя-логопеды Ткачева Е. В., Шарыгина М. Ю.

Северо-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1874

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», старший воспитатель Васильева М. Н.
2. «Лэпбук – эффективное средство развития интереса дошкольников к художественной литературе», воспитатель Ермакова С. В.
3. «Приобщение дошкольников к чтению на основе совместной деятельности по созданию буктрейлера», воспитатели Казакова И. Н., Шильцина В. В.
4. «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через проектную деятельность», воспитатель Птушка Е. И.
5. «Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия детского сада с библиотекой», воспитатели Чемоданова Г. В., Макарова Т. В.
6. Игра-путешествие «По страницам книги народной мудрости», учитель-логопед Анашкина Н. Р., воспитатели дошкольного отделения.

Троицкий и Новомосковский административный округ. ГБОУ Школа № 2083

1. Мастер-класс по заучиванию стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны», воспитатель Барыкина И. И.
2. Мастер-класс по пересказу легенды «Вечная застава», воспитатель Карасени С. В.
3. «Комплексный подход к проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой», тьютор Кравцова О. А.
4. «Особенности заучивания стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста», воспитатель Барыкина И. И.
5. «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием карт Проппа», воспитатель Осипова О. Ю.
6. «Художественное слово в развитии детей старшего дошкольного возраста», воспитатель Карасени С. В.

Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1905

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», старший воспитатель Панкина Е. К.
2. Показ интегрированного занятия с детьми подготовительной группы с ОВЗ (ТНР, ЗПР и другими речевыми нарушениями,) по теме «Мы любим басни И. А. Крылова», учитель-логопед Тралкова Н. Н., педагог-психолог Назарова Е. Л.
3. «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с баснями И. А. Крылова», учитель-логопед Тралкова Н. Н., педагог-психолог Назарова Е. Л.
4. «Виртуальная экскурсия к памятнику Крылова И. А. в рамках инклюзивного образования», воспитатель Карташова И. А.

Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1981

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик».
2. Презентация проекта по сказке С. Я. Маршака «12 месяцев».
3. Мастер-класс по формированию элементарных математических представлений на основе сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
4. Формирование интереса к художественному слову у дошкольников.
5. Педагогический марафон «Десять дней вокруг книги». Воспитание грамотного читателя через традиции семейного чтения.

Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1355

1. «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик», старший методист Тараканчикова Н. В.
2. «Использование ресурса библиотеки и школьных отделений при изучении произведений из круга детского чтения в подготовительной к школе группе», воспитатель Коровина И. В.
3. «Взаимодействие педагога и учителя-логопеда при работе над произведением К. Чуковского “Телефон” в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности», учитель-логопед Воробьева И. В., воспитатель Зинкевич Т. А.
4. «Произведение “Заяц-портной” С. Михалкова как основа для усиления связи между детьми и родителями в семье, старшим и младшим возрастом в саду», воспитатель Иванова О. В.
5. «Опыт работы с произведением Дж. Керр “Мяули” в младшей группе», воспитатель Циркунова А. С.
6. «Использование метода проектов в работе над произведением В. Г. Сутеева «Мешок яблок», воспитатель Орлова Г.М.
7. «Работа с высокомотивированными обучающимися при изучении произведений из круга детского чтения», воспитатель Хижняк М. Ю.
8. «Творческое взаимодействие с семьями воспитанников средней группы при изучении произведений из круга детского чтения на примере “Сказки о глупом мышонке” С. Маршака» – воспитатель Катышкина Е. И.

Читайте также:
Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: