Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков

Коррекция звукопроизношения. Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников.
презентация к занятию (логопедия, старшая группа) по теме

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация – самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому у детей необходимо развивать навык самоконтроля.

Скачать:

Вложение Размер
faktory_kotorye_privodyat_k_logopedicheskim_problemam.pptx 267.53 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МБДОУ № 41 « Заряночка » родительское собрание в подготовительной группе № 5 Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации Провела: учитель – логопед Иванова Л.Н.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ Развитие моторики речевого аппарата; Отработка правильного произношения звуков; Автоматизация и дифференциация поставленных звуков до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. 1. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний. 2. Автоматизация звука в словах. 3. Автоматизация звука в словосочетаниях. 4. Автоматизация звука в предложениях. 5. Автоматизация звука в чистоговорках . 6. Автоматизация звука в загадках и стихотворениях. 7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Автоматизация – самый трудный и длительный этап. Нередко дефекты звукопроизношения имеют стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля.

Самоконтроль – это осознание и оценка человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Саморегуляция – произвольный процесс ( зависит от человека), это возможность человека контролировать ситуацию, процесс. * При все многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: Принятая субъектом цель; Модель значимых условий; Программа исполнительских действий; Информация о достигнутых результатах.

Самоконтроль и саморугуляция не появляются сами по себе. Формирование этих навыков происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Автоматизация и формирование навыков самоконтроля взаимосвязаны. Когда мы автоматизируем звуки , мы формируем навыки самоконтроля ( заставляем «следить» за своей речью), и наоборот.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. Практический опыт показывает, что применение игрового принципа обучения, позволяет эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков. Такая легкость обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой полезно указывать на ее цель.

Игры занимает важное место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. * При проведении дидактических игр необходимо учитывать: индивидуальные особенности детей; элементы занимательности; интерес к ее содержанию; ясность цели. * Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.

Рекомендации для учителей-логопедов по теме: «Поддержание интереса к практической деятельности дошкольников в процессе автоматизации звуков»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дош.

Конспект занятия по теме: «Звук Ш в слогах, словах, предложениях» (интегрированное логопедическое занятие для ребенка старшего дошкольного возраста) Коррекция звукопроизношения + развитие речи

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения для ребенка старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука ш.

Презентация “Формирование навыков речевого самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей”

Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и к своей собственной.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации

Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игров.

Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта

В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта

Проблема формирования речевого самоконтроля – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина так называемой «кабинетной речи», при которой сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета. В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Так что же такое речевой самоконтроль?

В словаре практического психолога приводится следующее определение:

«Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [1]

Как отмечает Л.Н. Смирнова [3], самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата, «поставить» звуки, чем автоматизировать их в повседневной речи детей.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях у логопеда. Поэтому так необходим навык речевого самоконтроля.

Самоконтроль не появляется сам по себе. Как отмечает Л.С. Выготский [4], истоки произвольного поведения ребенка как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности.

Результаты наблюдений за выполнением речевых заданий показали, что лишь 23% детей владеют навыками самоконтроля, а 77% детей присуща «шаблонная речь» (механическое повторение за логопедом). При этом процесс автоматизации поставленного звука затягивается на длительный период, несмотря на помощь родителей.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательно-речевой характер. Для достижения максимально положительного эффекта в коррекции нарушений речи у дошкольников была разработана система интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации звуков:

  • Играем вместе с Машей;
  • Космическое путешествие Лунтика и его друзей;
  • В гостях у Смешариков.

Данные игры должны ограниченно включаться в систему логопедических занятий и использоваться для решения поставленных коррекционно-речевых задач. Все комплексы имеют определенный игровой сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи) и включает в себя элементы самоконтроля.

Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал развитию фонематического восприятия, расширению и уточнению словаря, формированию связной речи. Применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием элементов самоконтроля у детей с нарушением речи способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

  • повышение эффективности коррекционного обучения;
  • обеспечение качественного индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
  • положительного прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

В ходе коррекционной работы с использованием интерактивных игр 80% детей овладели навыками самоконтроля над качественным использованием поставленных звуков в самостоятельной речи. У 19% детей недостаточно сформированы навыки самоконтроля. Они нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. У 1% детей с ОНР III уровня на фоне стертой дизартрии наблюдались незначительные улучшения в формировании навыков самоконтроля.

Таким образом, поэтапное использование интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков позволило активизировать слуховое внимание, способствовало формированию навыков самоконтроля, закреплению полученных знаний и умений в различных речевых ситуациях.

Список используемой и рекомендованной литературы:

1. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
2. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи/ Лизунова Л. Р., Левенчук А. Б./ж-л «Логопед», №1/2013.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2005.
4. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2000г.

Формирование и развитие самоконтроля за речью на индивидуальных занятиях.

Содержимое публикации

Формирование и развитие самоконтроля за речью на индивидуальных занятиях.

Правильное произношение характеризуется целым ря­дом элементов, образующих целостную систему: произ­ношение звуков, нормы орфоэпии, словесное и логичес­кое ударение, темп и ритм речи, интонационная оформленность высказывания и др. Выпадение или нарушение одного из компонентов затрудняет применение устной речи как средства общения. Поэтому фонетические недостат­ки, в частности, служат одним из факторов, препятству­ющих усвоению не только словаря, но и всего языкового материала, что влечет за собой недоразвитие речи и труд­ности в овладении русским языком как школьным учеб­ным предметом.

Произносительные навыки формируются как при непо­средственном общении с учителем-логопедом, так и во время индивидуальных занятий с использованием спе­циальных приемов.

Известно, что при нормальном развитии ребенок осва­ивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительный анализаторами.

Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль. Слуховой самоконтроль — не врожденное ка­чество, он формируется постепенно в процессе общения.

Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их кон­тролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсут­ствия контроля произношение становится небрежным, малопонятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приво­дит к недостаточной автоматиза­ции произносительных навыков, к распаду нестойких произноси­тельных стереотипов, множествен­ным дефектам просодической сто­роны речи. Инертность нервных процессов проявляется у детей в упорном шаблонном воспроизве­дении наиболее упрочненных ста­рых связей, в трудностях пере­ключения на новые. В результате неправильное произношение со­храняется, даже когда изолиро­ванно звуки произносятся верно. Поэтому возникает необходимость постоянно заниматься коррекци­ей одних и тех же дефектов.

Как подчеркивается в иссле­дованиях П.К. Анохина, конт­роль за выполняемой деятельно­стью необходим для ее осуществ­ления, также указывается, что все вопросы обучения решаются с обязательным применением «об­ратных афферентаций» (обратной связи, контроля, самоконтроля).

Исследованием контроля и самоконтроля у разных катего­рий детей с нарушенным разви­тием занимались Е.И. Андрее­ва, К.А. Волкова, О.А. Денисо­ва, Т.К. Королевская, Л.И. Росина, Е.Г. Речицкая, У.В. Ульенкова, Е.Л. Черкасова, И.А. Шаповал, Л.Г. Шустрова и др. Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основ­ная его функция едина: это уста­новление степени совпадения— несовпадения выполняемых дей­ствий с эталоном, и в случае несовпадения — поиск програм­мы его коррекции. Под самокон­тролем мы понимаем компонент целенаправленной деятельности, необходимый для усвоения образ­ца действия, его последующего эффективного планирования, осу­ществления и корректировки, что предполагает умение предупре­дить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.

При коррекции произношения у таких детей происходит пере­стройка сложившихся стереоти­пов, поэтому обратная связь, осу­ществляемая только посредством речеслухового и речедвигательного анализаторов (в том числе и других сохранных анализаторов), недостаточна. Дополнительную обратную связь представляет собой внешний контроль со стороны педагога, привлекающего тех­нические средства обучения, эталоны, позволяющие в реальном времени преобразовывать речевой сигнал в визуальный образ. Эта эталоны постепенно интериоризируются и становятся неотъемле­мым компонентом выполняемой деятельности. Тем самым обеспе­чивается переход обучающегося на самостоятельный контроль. Обучающий не только предъяв­ляет эталоны, но и раскрывает их содержание, объясняет значение самоконтроля в различных видах деятельности, учит правильно применять его и на начальном этапе побуждает к его примене­нию.

В то же время замечено, что уровень самоконтроля за произ­ношением у детей характеризуется неустойчивой артикуляцией «труд­ных» звуков, множественными дефектами просодической сторо­ны речи, а также отмечается низ­кий уровень самоконтроля про­изношения и как следствие — фо­нетического оформления речи и ее внятности в целом.

Система­тическое формирование навыка самоконтроля за произношением на занятиях, во внеклассное время способствует наиболее полноцен­ному развитию фонетически пра­вильной активной речи, повыша­ет эффективность коррекционно-педагогического процесса.

В начале работы недостаточ­ное внимание уделяется подготов­ке обучающегося к осознанному выполнению рекомендаций педа­гога. Значительную часть времени уделяется изолированной артикуляции и произнесению от­рабатываемого звука в слогах, что затрудняет его последующее вклю­чение в самостоятельную речь. Формирование способности к само­стоятельным наблюдениям, обоб­щениям и выводам, обеспечение достаточного уровня осознания изучаемого материала можно на­звать важнейшими условиями, обеспечивающими перенос усво­енного образца в самостоятель­ную деятельность, применении наблюдения за речью.

Формирование контроля и са­моконтроля проходит на всех этапах работы над произношением (подготовительном, постановки звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации). В за­висимости от этапа «контрольный аппарат» постепенно сужается:

— от внешнего контроля со стороны педагога до формирова­ния потребности в самоконтроле и во взаимоконтроле;

— от развернутого, пошагово­го контроля до свернутого;

— от систематических конт­рольных действий до периодиче­ских, а затем, при автоматизации навыков, до эпизодических;

— от полимодального (слухо-зрительно-кинестетического, так­тильно-вибрационного, двигатель­ного) на начальном этапе до слухо-кинестетического самоконтроля (с преобладанием слухового или кинестетического компонента, в за­висимости от степени снижения слуха, характера нарушений про­износительной стороны речи) на этапе закрепления.

Для формирования самоконт­роля произношения необходимо соблюдение ряда условий.

· Усвоение произносительных умений и навыков на основе по­лисенсорного восприятия эле­ментов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом.

· Существование внешнего кон­троля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.

· Знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их.

· Развитие слухового восприятия с умением оценить произноше­ние, т.е. осуществление само­контроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.

· Соблюдение единого речевого ре­жима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, и во внеклассное время).

Развитие навыков самоконтро­ля осуществляется с применением традиционной методики формиро­вания произношения, которая пре­дусматривает два направления: ос­воение правильного произношения и развитие слухового восприятия.

Условно выделены три стадии формирования самоконт­роля произношения в процессе коррекционно-педагогической ра­боты: подготовительная, основ­ная, завершающая.

Подготовительная стадия со­стоит из одного этапа.

В отличие от традиционной методики на нашей подготови­тельной стадии коррекционной работы необходимо:

— познакомить учащихся с ос­новными анализаторами, прини­мающими участие в процессе вос­приятия и воспроизведения уст­ной речи, основными приемами самоконтроля (с опорой на раз­личные анализаторы);

— познакомить со строением артикуляционного аппарата, на­званием органов артикуляции, принимающих участие в речеобразовании;

-— уточнить движения органов артикуляционного аппарата, их положения с максимальным при­влечением кинестетических ощу­щений и наглядного материала;

— сообщить необходимые све­дения об общих и дифференци­альных признаках фонем (артикуляторных и акустических) и научить применять эти знания на основной стадии коррекционнои работы;

— научить приемам вербали­зации своих действий при усвое­нии артикуляционных укладов.

На занятиях используются приемы, активизирующие дей­ствия учащихся на основе выра­батываемых у них умений и на­выков слышать, видеть, ощущать, вербализовывать и контролиро­вать воспроизводимые ими поло­жения органов артикуляции. На­чальные действия с опорой на по­лимодальный контроль постепенно переводятся на контроль при по­мощи слухо-кинестетических ощу­щений с дальнейшей их автома­тизацией.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок усвоил названия органов артикуляции и их частей. Для наглядности применяются муляжи, графические профили нормативной артикуляции, разра­ботанная нами система условных знаков-символов, характеризую­щая основные моменты артикуля­ции и обозначающая физиологи­ческий образ звука.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с формирова­ния у детей обобщенных представ­лений об основных признаках зву­ка — месте и способе образования.

Необходимо, чтобы ученики узна­ли о том, какими органами арти­куляции, в каком месте на пути струи выдыхаемого воздуха созда­ется преграда, каков механизм ее образования, научились образовы­вать эту преграду.

Для этого используются сле­дующие приемы:

— ознакомление с понятиями о способах и месте образования звуков; называние и показ поло­жений органов артикуляционно­го аппарата, участвующих в их образовании; воспроизведение этих положений. При этом целе­сообразно сначала формировать знания о способах образования звуков (смычный, щелевой и др.), а затем — о месте образования;

— определение способа и мес­та образования конкретных зву­ков на основе ощущений, возни­кающих при их произнесении, и называние задействованных орга­нов артикуляционного аппарата;

— дифференциация правиль­но произносимых звуков по мес­ту и способу образования на ос­нове возникающих ощущений;

— дифференциация правиль­ного и неправильного положения речевых органов при условии осознанного воспроизведения вер­ной (новой) артикуляции, обеспе­ченной надежными средствами самоконтроля;

— нахождение на профилях звуков и их сравнение (на основе общих и дифференциальных при­знаков);

— словесное описание артику­ляции с опорой на графическую схему звука, составленную на ос­нове условных знаков-символов.

Основная стадия работы состо­ит из трех этапов.

1. Этап постановки звука. Здесь широко используются зна­ния детей, сформированные на подготовительной стадии: о стро­ении артикуляционного аппара­та, об общих и дифференциаль­ных признаках фонем, воспроиз­ведении правильной артикуляции звука и др.

Умение воспроизводить поло­жения органов артикуляционно­го аппарата позволяет более эф­фективно овладеть правильной артикуляцией звука (на основе как кинестетических, так и слу­ховых ощущений, а также с при­влечением зрительного анализа­тора и тактильно-вибрационной чувствительности). Иначе говоря, использование словесных инст­рукций, кинестетического и слу­хового контроля приобретают ве­дущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.

2. Этап закрепления и авто­матизации. Эта работа начинает­ся с включения новой артикуля­ции в слог, слово, без длительно­го закрепления ее изолированного произношения. Слоги отрабатыва­ются по традиционной методике (с учетом фонетически оптималь­ной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка особо акцентируется на приемах самоконтроля.

3. Этап дифференциации.

Здесь работа базируется на усво­енном материале. Проводится дифференциация звуков как по артикуляторным, так и по акус­тическим характеристикам: вы­деляется дифференцируемая пара и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.

Еще раз подчеркнем, что ра­бота на основной стадии строит­ся с учетом широкого примене­ния знаний, умений и навыков, полученных на предшествующих занятиях. Проведенная подготов­ка позволяет сформировать и/или скорректировать произношение в основном с использованием сло­весных инструкций, системы ус­ловных знаков-символов основ­ных моментов артикуляции на основе полимодального контроля. В дальнейшем на основе кине­стетических ощущений учащиеся сами называют основные моменты артикуляции звука, В период ав­томатизации целесообразно про­должать закреплять знания о спо­собе и месте образования корриги­руемого звука, что способствует умению правильно воспроизво­дить и контролировать новые по­ложения органов артикуляцион­ного аппарата.

Завершающая стадия

На завершающей стадии рабо­ты приобретенные навыки закреп­ляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь значимая роль принадлежит не только педа­гогу, но и окружающим ребенка людям: воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.

Таким образом, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у де­тей, их совершенствование на занятиях повышает ка­чество устной речи, способствует более эффективному осуществлению процесса комму­никации.

Следует отметить, что работа над произношением — это не са­моцель, она органично включена в деятельность по формированию коммуникативных умений и на­выков и принесет результат, толь­ко когда данные элементы либо рассматриваются на фоне целого, либо включаются в целое, в ком­муникативную единицу — вы­сказывание.

Приемы и методы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 14.07.2018 2018-07-14

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Ключникова, О. Е. Приемы и методы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста / О. Е. Ключникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52046/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проблема изучения, воспитания и обучения детей с ОНР, разрабатывается в отечественной логопедической науке достаточно давно и решается посредством клинических, психолого-педагогических, логопедических методов, но недостаточно решаются вопросы формирования контроля за звукопроизношением у дошкольников с ОНР. Это можно объяснить существенной сложностью самой проблемы и трудностями подбора адекватных методов исследования. Большое значение для решения данной проблемы имеют взгляды Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и др.

Изучение научной литературы показало, что дети с ОНР имеют своеобразный характер сформированности самоконтроля речевой деятельности. Следовательно, они нуждаются в специально организованном изучении и коррекционно-развивающем обучении самоконтролю в процессе преодоления ОНР.

Самоконтроль трактуется как осознание и оценка субъектом собственной деятельности в соответствии с эталоном.

Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над звукопроизношением (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация).

На подготовительном этапе, с целью усвоения детьми артикуляционных характеристик звука, применяется метод артикуляционно-орального моделирования. Этот метод осуществляется на артикуляционном конструкторе, состоящем из магнитной доски и частей плоскостных моделей артикуляционного аппарата. Для формирования умения моделировать артикуляционный образ звука на артикуляционном конструкторе используются следующие приемы:

Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его;

Найти данную модель среди других моделей;

Воспроизвести данную модель самостоятельно на артикуляционном конструкторе и артикуляционно;

Сконструировать правильную и несколько вариантов неправильных моделей звука, попробовать произнести, исправить неправильные модели;

Исправить неправильное произношение самостоятельно с опорой на модель, затем без опоры на модель;

Для закрепления операций кинестетического и кинетического контроля на логопедических занятиях применяется следующий комплекс упражнений:

Игра «Учимся говорить»

Цель: формирование кинетического и кинестетического контроля.

Детям даются элементарные теоретические знания об артикуляционных органах, упражнениях. Использованы дидактические пособия: «Клоун Бим и Бом», модельный вариант сказки о веселом язычке и др;

Игра «Найди звук»

Цель: сформировать умение определить наличие или отсутствие заданного звука в тексте, предложении, слове, находить символ этого звука среди других символов.

Оборудование: Графическая, рисуночная, плоскостная модель изучаемого звука, текст, предложения, слова с наличием изучаемого звука, пластинки для обозначения слов и предложений.

Детям предлагается внимательно послушать два предложения, два слова, отобрать те предложения, в которых слышится заданный звук. Выстроить с помощью пластинок схему предложения, выделить слово с искомым звуком, также обозначить слово фишкой. Выделить звук в слове, обозначить символом, смоделировать артикуляционно-оральный образ звука.

«Построим звук» Цель: формировать умение моделировать артикуляционный образ звука на модельном планшете, с помощью рук, нарисовать, смоделировать с помощью проволоки, вылепить из соленого теста.

«Подбери картинки» Цель: закрепление орально-акустико-артикуляционного образа звука, формирование фонематического слуха, начальных навыков звукового анализа.

Конструируется модель заданного звука, дается задание подобрать картинки, в словах-названиях которых слышится заданный.

«Слово изменилось» Цель: формирование фонематического слуха, начальных навыков звукового анализа.

Назвать слово. На плоскостной модели воспроизвести артикуляционный образ каждого звука в слове. Логопед изменяет артикуляционную модель какого-либо звука в составе слова. Детям дается задание догадаться, какой звук изменился и изменилось ли слово (мак, так, как, лак).

  1. Смоделировать звук, который чаще всего слышится в потешках и чистоговорках.
  2. Изменить модель так, чтоб она обозначала другой звук, вспомнить слова на этот звук.
  3. Моделирование слогов и слов из двух звуков (ау, уа, ах, на, ты).
  4. Изменение модели одного звука в модельной формуле слога, слова.
  5. «Чтение» слогов и слов по их модельным формулам.
  6. Составление кинетических моделей звуков слогов, слов.
  7. Произнести звуки, слоги, слова, с опорой на кинетическую модель.

Моделирование способствует более осознанному и планомерному овладению этапами операций кинестетического и кинетического контроля.

Для более осознанного и планомерного овладения этапами операций кинестетического и кинетического контроля используется прием мнемотехники. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, путем образования ассоциаций. Прием мнемотехники можно использовать на этапе автоматизации и дифференциации звуков в чистоговорках, стихах, рассказах.

Еще один прием, применяемый в логопедической работе -кинезиология. Кинезиология — это наука развития головного мозга через определенные двигательные упражнения. Например, для изолированного произнесения звука и для автоматизации поставленных звуков применяются следующие виды игр:

«Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.

«Цветные бусинки» На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

«Прокати мяч» Логопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук

Для автоматизации звука в слогах:

«Звуковые шаги» Повторять на каждый шаг слоги: ра-ра-ру.

«Регулировщик» Ра — руки в стороны, ры — вверх прямые руки, ро — вверх круглые руки, рэ — руки на пояс.

«Пальчики здороваются». Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

«Назови слоги» Загибать поочередно пальцы и произносить слоги: указательный — СА, средний — СО, безымянный — СЫ, мизинец- СУ.

«Говорящий кулачок» Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.

«Веселые пальчики» Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Для автоматизации звуков в словах.

«Веселый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту.

Для автоматизации звука в связной речи.

«Расскажи стихи руками».

«Нарисуй картину» Например, «Зоопарк». Изобрази всех, кого увидишь на звук [p] в зоопарке.

Таким образом, методами и приемами формирования самоконтроля за произношением служат: моделирование, схематизация, мнемотехника, кинезиология. Они способствуют коррекции речи старших дошкольников с ОНР, стимулируют развитие познавательных способностей и успешное овладение теми видами деятельности, которые составляют основу для подготовки к обучению в школе.

  1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.- СПб.: Детство-пресс.- 2005. С. 35–37.
  2. Игры в логопедической работе с детьми // Ред.- сост. В. И. Селиверстов.- М.: Педагогика.- 1987.- С. 101.
  3. Лазаренко О. И. Ястребова А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.- М.: АРКТИ.- 1999. С.42–45.
  4. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг: Практ. пособие для логопедов, воспитателей, родителей. — М.: Просвещение.- 2007.
  5. Сачко Н. Н. Формирование двигательных навыков / Н. Н. Сачко, П. Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: МГУ- 1968.- С. 38.

Похожие статьи

Формирование контроля за звукопроизношением у старших.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего.

ребенок, звук, звуковая культура речи, слово, развитие, дошкольный возраст, детский сад, речевое дыхание, речевое общение, артикуляционный

слово, звук, дошкольный возраст, ребенок, умение, нарушение речи, слоговой анализ, звуковой анализ слова, синтез слов.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

– Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов). – Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м« — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет).

д) определение количества звуков в слове — количественный анализ.

Система работы по дифференциации звуков при.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ.

Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Правильное произношение характеризуется целым рядом элементов, образующих целостную систему: произношение звуков, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, темп и ритм речи, интонационную оформленность высказывания и др. Выпадение или нарушение одного из компонентов затрудняет применение устной речи как средства общения. Поэтому фонетические недостатки, в частности, служат одним из факторов, препятствующих усвоению не только словаря, но и всего языкового материала, что влечет за собой недоразвитие речи и трудности в овладении языком.
Известно, что при нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами.
Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль.

Слуховой самоконтроль – не врожденное качество, он формируется постепенно в процессе общения. Его нарушение обусловливает различные отклонения в формировании и развитии речевой деятельности, в результате чего возникает необходимость специального обучения детей произношению. Исследуя детей с нарушениями слуха, такие известные дефектологи, как Н.И. Белова, К.А. Волкова, Ф.Ф. Рау, указывают на особенности и своеобразие звуковой стороны устной речи и отмечают, что при специальном обучении ребята овладевают произношением, но оно имеет многочисленные дефекты, требующие целенаправленной коррекционной работы.
Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, невнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи. В результате неправильное произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно.
Как подчеркивается в исследованиях П.К. Анохина, контроль за выполняемой деятельностью необходим для ее осуществления, также указывается, что все вопросы обучения решаются с обязательным применением обратной связи, самоконтроля.
Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением, у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха, т.е. «контрольный аппарат» формируется на основе следов акустических, оптических, тактильно-вибрационных, раздражителей в момент порождения речи.
При коррекции произношения происходит перестройка сложившихся стереотипов, поэтому обратная связь, осуществляемая только посредством речеслухового и речедвигательного анализаторов (в том числе и других сохранных анализаторов), недостаточна. Дополнительную обратную связь представляет собой внешний контроль со стороны педагога, родителя, воспитателя. Обратная связь в коррекционно-педагогической работе по формированию и развитию произносительной стороны устной речи у детей с дефицитарностью слуховой функции совершенно необходима. Для полноценного усвоения соответствующих навыков со стороны педагога, мамы требуется систематический контроль за произношением учащихся на индивидуальных и фронтальных занятиях, предметных уроках и в свободное домашнее время. А недостаточный контроль за произносительной стороной речи детей, по мнению Л.В. Николаевой (1978), Н.Ф. Слезиной (1975), препятствует полноценному ее формированию. Иначе говоря, иногда даже только постоянный внешний контроль со стороны взрослых позволяет повысить самоконтроль произношения, и как следствие – фонетическое оформление речи и ее внятность в целом.
Систематическое формирование навыка самоконтроля за произношением на индивидуальных занятиях, предметных уроках и дома способствует наиболее полноценному развитию фонетически правильной активной речи, повышает эффективность коррекционно-педагогического процесса..

Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий:
– усвоение произносительных умений и навыков на основе полисенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом;
– существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля;
– знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их;
– развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов;
– соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время).
Развитие навыков самоконтроля осуществляется с применением традиционной методики формирования произношения, которая предусматривает два направления: освоение правильного произношения и развитие слухового восприятия.

Стадии формирования самоконтроля

Подготовительная стадия:

– познакомить со строением артикуляционного аппарата, названием органов артикуляции, принимающих участие в речеобразовании;
– уточнить движения органов артикуляционного аппарата, их положения с максимальным привлечением кинестетических ощущений и наглядного материала;
– сообщить необходимые сведения об общих и дифференциальных признаках фонем (артикуляторных и акустических) и научить применять эти знания на основной стадии коррекционной работы;
– научить приемам вербализации своих действий при усвоении артикуляционных укладов.
На занятиях используются приемы, активизирующие действия ребенка на основе вырабатываемых у него умений и навыков слышать, видеть, ощущать, вербализовывать и контролировать воспроизводимые им положения органов артикуляции. Начальные действия с опорой на полимодальный контроль постепенно переводятся на контроль при помощи слухо-кинестетических ощущений с дальнейшей их автоматизацией.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок усвоил названия органов артикуляции и их частей. Для наглядности применяются муляжи, графические профили нормативной артикуляции, условные знаки-символы, характеризующие основные моменты артикуляции и обозначающая физиологический образ звука.
Коррекционно-педагогическая работа начинается с формирования у детей обобщенных представлений об основных признаках звука – месте и способе образования. Необходимо, чтобы ученики узнали о том, какими органами артикуляции, в каком месте на пути струи выдыхаемого воздуха создается преграда, каков механизм ее образования, научились образовывать эту преграду.
Основная стадия
Основная стадия работы состоит из трех этапов.
1. Этап постановки звука. Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др.
Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука. Иначе говоря, использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.
2. Этап закрепления и автоматизации. Эта работа начинается с включения новой артикуляции в слог, слово, без длительного закрепления ее изолированного произношения. Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка особо акцентируется на приемах самоконтроля.
3. Этап дифференциации. Здесь работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.
В период автоматизации целесообразно продолжать закреплять знания о способе и месте образования корригируемого звука, что способствует умению правильно воспроизводить и контролировать новые положения органов артикуляционного аппарата.

Завершающая стадия.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь значимая роль принадлежит не только педагогу, но и окружающим ребенка людям: воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.
Таким образом, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации.

Логопед: Егорова Т.В.

Список использованной литературы
1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению: Метод. указ. для студ. дефектол. фак. Л., 1977.
2. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология. 1973. № 6. С. 3-8.
3. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением // Вопросы сурдопедагогики / М., 1972. С. 85-98.
4. Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей // Развитие устной речи у глухих дошкольников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. М., 2001. Ч. 1.

Игровые приемы при автоматизации звуков (на примере звука [с])

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия);
  2. Отработка правильного произношения звуков (большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций);
  3. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке (закрепление поставленного звука в слогах и словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза).

Как отмечает Л.Н.Смирнова, зачастую самым трудным и длительным является третий этап. [4]. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.

В словаре практического психолога приводится следующее определение самоконтроля. Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. [3, с. 580].

Появление самоконтроля и его развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.

В этом же словаре приводится и определение саморегуляции. «Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [3, с. 584].

Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии.

При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;
  2. Модель значимых условий деятельности;
  3. Программа собственно исполнительских действий;
  4. Система критериев успешности деятельности;
  5. Информация о достигнутых результатах;
  6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности [3].

Таким образом, становится понятным тот факт, что самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Как отмечает Р.В.Овчарова, у ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. [2]. Этот процесс довольно сложный и длительный.

Таким образом, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, т. к. отличительной особенностью учебной деятельности, по мнению Н.В.Нижегородовой, является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. [1].

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

Поскольку основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровые комплексы по автоматизации звуков именно для них.

Таким образом, были составлены следующие игровые комплексы:

– для свистящих «Чудо-Юдо» (о нем пойдет речь в статье)

– для шипящих «Больница»;

Игровые комплексы разработаны для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребёнка.

Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчит ребёнку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Для того чтобы он прошёл успешней, игровые комплексы будут связаны с этапом постановки звуков. То есть, «сказочный» сюжет начнёт развиваться уже на этапе постановки звука. Такая единая система работы позволит быстрее автоматизировать звук.

Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данными комплексами:

1) Образовательные:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя речи;
  • знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.

2) Развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие чувства ритма, рифмы;
  • развитие вербальной памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Игровой комплекс для свистящих звуков

Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо – Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук». Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо – Юдо, хотя он и пытался нам помешать (ведь звук сразу же не поставился). К этапу постановки можно отнести и артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Их мы делаем для того, чтобы стать сильнее и победить Чудо – Юдо. К тому же Чудо – Юдо наш звук всё время прячет в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха).

Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо – Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах:

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Картинки к предложенным играм можно найти в презентации «Игры на автоматизацию звука [с]. (См. презентацию)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нижегородцева Н. В., Щадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.
  2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  3. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.

Пособие по работе над слоговой структурой слова

Цель настоящей статьи – представить нашим коллегам логопедам, дефектологам, а также родителям детей с речевыми нарушениями, практическое пособие по работе над слоговой структурой слова, которое мы долго и тщательно готовили. «Альбом для обследования и формирования слоговой структуры слова» содержит более 500 предметных картинок, расположенных в соответствии с классами слов по А.К. Марковой (14 классов) и подобранных с учетом произносительных возможностей детей с общим недоразвитием речи.

Нарушение слоговой структуры слова — одно из ведущих в структуре речевого дефекта общего недоразвития речи и является диагностическим показателем при проведении обследования. Научно-практическим путем было установлено, что такое нарушение является достаточно стойким и трудно поддается коррекции. Диапазон нарушения слоговой структуры слова достаточно широк – от незначительных трудностей восприятия и репродуцирования слов сложного слогового состава, до грубых искажений и полной невозможности воспроизведения двусложных слов из открытых слогов.

Многочисленные исследования показали, что овладение слоговым составом слова у дошкольников с ОНР не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, может воспроизводиться ребенком искаженно.

Дети с общим недоразвитием речи не могут самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, точно так же, как они не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. А у неговорящего ребенка вообще отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, языковая чувствительность), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому задача логопеда заменить долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования слоговой структуры слова целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

А.К.Марковой было предложено проводить формирование слоговой структуры слова по двум направлениям: обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков (я, т, к, ф, в, м, н; иногда л) и работа над словом в период автоматизации новых усваиваемых звуков. Оба эти направления работы необходимо осуществлять параллельно с самого начала обучения.

На первом направлении работа над произношением будет тесно связана с активизацией речи ребенка, расширением его словарного запаса, что особенно актуально для неговорящих детей. Логопед предлагает детям слова для заучивания в определенной последовательности с точки зрения их слоговой трудности.

Для этого А.К.Марковой были выделены так называемые классы слов в соответствии с усложнением их слоговой структуры.

Для усвоения слоговой структуры слова необходима также работа и над неречевыми процессами, такими, как оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмическая организация движений, способность к последовательной обработке информации.

Различные методические подходы к проблеме коррекции слоговой структуры слова отражены в работах С.Е.Большаковой, А.К.Марковой, Н.В.Курдвановской, Т.А.Ткаченко, Г.В.Бабиной, Н.Ю.Шариповой, З.Е.Агранович, Т.А.Титовой, Голубевой Г.Г. и многих др.

Для достижения максимального эффекта в коррекционной работе специалисту необходимо располагать достаточно обширной картотекой не только речевого, но и картинного материала.
Логопед, без сомнения, творческая профессия. У каждого из нас имеется богатая картотека игр и пособий, сделанных своими руками. Это большой труд. Поэтому, мы всегда радуемся, когда выходят новые пособия для логопедической работы. И вдвойне приятно, если они составлены или рекомендованы мэтрами логопедии. Но, к сожалению, многие издания содержат, в основном, теоретическую информацию, а практическая часть не в полной мере удовлетворяет нуждам ежедневной кропотливой работы логопеда.

В настоящее время в специальной литературе недостаточно картинного материала для работы над слоговой структуры слова, а ведь в работе с дошкольниками ставка, как известно, делается именно на привлечение внимания ребенка к занятиям посредством игровой деятельности и разнообразия визуальной информации.

Пособие, которое мы хотим представить вам, призвано восполнить дефицит картинного материала по коррекции слоговой структуры слова.

Первоначально альбом создавался для работы неговорящими детьми для формирования первичного (бытового) словаря и представлял собой набор разрезных картинок со звуками раннего онтогенеза, подобранных в соответствии с классификацией А.К.Марковой.

В процессе работы альбом разросся, претерпел изменения и стал использоваться не только для формирования, но и для обследования слоговой структуры слова. И это было продиктовано жизненной необходимостью: используя существующие на данный момент альбомы и пособия, мы сталкивались с определенными проблемами, как то, недостаточное количество картинного материала, подобранного без учета произносительных возможностей ребенка. Приведем пример.

При предъявлении ребенку для отраженного повторения слова «балерина», ребенок воспроизводит «балелина» или «барелина». Что это: нарушение слоговой структуры (замена, перестановка, повторение?) или отсутствие и смешение звуков? Поэтому, для отграничения нарушений слоговой структуры слова от недостатков произносительной стороны речи при обследовании удобнее использовать слова, не содержащие звуков раннего онтогенеза. Тем не менее, произносительные возможности детей очень различны, и это нужно учитывать. Поэтому наш альбом содержит и слова со звуками позднего онтогенеза, они идут отдельными блоками со звездочкой в конце каждого класса.

В настоящее время пособие, которое мы предлагаем, представляет собой комплект, состоящий из:

  • альбома картинного материала для работы по обследованию и формированию слоговой структуры слова, состоящего из более 500 предметных картинок, расположенных в соответствии с классами слов по А.К. Марковой (14 классов) и подобранных с учетом произносительных возможностей детей с общим недоразвитием речи;
  • методических рекомендаций по работе с альбомом.

Пособие адресовано логопедам, студентам дефектологических факультетов, родителям.
К сожалению, в настоящее время, в силу большого объема картинного материала, нам не удалось опубликовать альбом, он существует только в электронном виде. Но мы надеемся, что в ближайшем будущем мы это сделаем, чем сможем облегчить непростую каждодневную работу наших коллег.

Орлова И.В.,
Зарубина С.В.,
учителя-логопеды

Читайте также:
Конспект коррекционного занятия с элементами Су-Джок терапии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: