Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, З, Ц необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:
  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).
Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:
  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.
Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:
  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Артикуляционные упражнения

«Заборчик»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

« Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Киска сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики«мячики».

«Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Читайте также:
Последовательность постановки и дифференциации звуков

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Вам также будет интересно:
  1. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
  2. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ.
  3. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
  4. Буклеты учителя-дефектолога.
  5. Автоматизация звука С в картинках.
  6. Автоматизация звука Р в картинках.
  7. Биоэнергопластика.

Комментарии 5

Родителям и специалистам рекомендую воспользоваться материалом Татьяны. Материал систематизирован. Картинный материал позволит сделать занятия с ребенком более интересными.

Спасибо за подробный, полезный материал. Рекомендую.

Материал изложен понятно,грамотно, наглядно. Очень пригодится для занятий по звуковой культуре речи.

Очень доступно и понятно для ребёнка.

Рекомендую воспользоваться материалом Татьяны. Материал систематизирован. Картинный материал позволяет сделать занятия с ребенком более интересными.
Данный материал, может быть использован,как специалистами,так и родителями. Очень доступен и понятен.

Добавить комментарий Отменить ответ

Адрес
123 Мейн стрит
Нью Йорк, NY 10001

Часы
Понедельник—пятница: 9:00–17:00
Суббота и воскресенье: 11:00–15:00

Здесь может быть отличное место для того, чтобы представить себя, свой сайт или выразить какие-то благодарности.

Как научить ребенка правильно произносить свистящие звуки

Многие дети в 4-5 лет имеют трудности при произношении свистящих звуков. С, З, Ц относятся к сложным по артикуляции звукам. Нужна своевременная постановка произношения и дальнейшая автоматизация свистящих, чтобы предупредить речевые недостатки и способствовать формированию правильного звукоизвлечения. Если ребенок вместо «с» говорит «сь», вместо «з – зь» и пр., не стоит ждать пяти лет. Необходимо проводить коррекционную работу по постановке свистящих звуков дома.

Нарушения в произношении свистящих звуков у детей

Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:

  • Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
  • Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
  • Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
  • Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».

Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.

Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.

Постановка произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц в домашних условиях

Чтобы ребенок мог порадовать вас правильным произношением проблемных звуков, необходимо заниматься с ним дома. Процесс постановки свистящих звуков у ребенка представляет собой три основных этапа:

  1. Артикуляционная гимнастика. В нее входят упражнения, которые готовят определенные движения артикуляционного аппарата, положение языка и губ, необходимых для произношения именно свистящих звуков. Поэтому комплекс упражнений не должен быть случайным.
  2. Постановка звука. Для того чтобы дошкольник мог управлять артикуляционным аппаратом, он должен знать, какое положение занимают в момент произношения звука губы, зубы, язычок. Эту информацию ребенок первично получает в форме сказочной истории, впоследствии закрепляя с помощью взрослого на практике.
  3. Закрепление звука. Для этого имеется широкий спектр возможностей: от произношения цепочки звуков, слогов, слов до сказок на необходимые звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц».

Проверка на умение ребенка различать звуки С, З, Ц

Прежде чем начать заниматься с малышом, необходимо проверить, насколько он справляется с дифференциацией свистящих звуков. Для этого можно использовать следующее задание.

Предложите повторять за вами слова: «самолет-барсук-кокос», «синька-гуси-лось»; «заяц-коза-арбуз», «зима-газета-звезда»; «цапля-яйцо-огурец».

Подобные подборки несложно составить самостоятельно. Прислушивайтесь внимательно к тому, как ребенок произносит слова, и проблемный звук будет выделяться.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

  • «Улыбка». Предложите ребенку широко улыбнуться, не показывая зубки.
  • «Бегемотик зевает». Малыш широко-широко открывает рот.
  • «Змейка дразнится». Змейку (острый язычок) высунуть-спрятать между плотно сжатыми губами.
  • «Тик-так». Высовываем язычок и двигаем вправо-влево.
  • «Сердитый котенок». Дошкольник улыбается, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы и поочередно то выгибается горкой, то расслабляется.
  • «Трубочка». Предложите сделать трубочку из язычка: высунуть его, загнув боковые края вверх. Пусть ребенок попробует дуть в получившуюся «трубочку».
Читайте также:
Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

В блок входит 2-3 упражнения. Каждое выполняется в течении 5 секунд. Возможно чередование упражнений. Рекомендуемое общее время разминки 5-10 минут. Желательно проводить ежедневно.

Постановка правильной артикуляции

Чтобы выработать у ребенка правильную артикуляцию, взрослым необходимо знать ее особенности, которые заключаются в следующем:

  • Зубы сомкнуты, но сжимать их не нужно. Пусть остается естественная миллиметровая щель.
  • Губы улыбаются и настраиваются на последующий за свистящим гласный звук.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка (средняя часть) выгнута.
  • Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
  • Мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, воздух в нос не уходит.

Подобная артикуляция касается всех свистящих. Разница в том, что произнесение СЬ требует больше напрячь язык, чем при твердом С. Звуки З, ЗЬ произносятся в том же положении артикуляционного аппарата, но с подключением голоса.

Гимнастику и постановку органов артикуляции нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок смотрит, как ему показывает взрослый, а затем повторят несколько раз, наблюдая за собой в зеркало.

Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Для автоматизации свистящих звуков необходимо использовать слоговые и словесные цепочки, чистоговорки и скороговорки на заданный звук, загадки, небольшие стихотворения, игровые задания, путаницы, короткие песенки, сказки.

При этом звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц» должны быть в начале, в середине и в конце слова. На каждый звук используется отдельный заранее подготовленный материал. Необходимо обратить внимание при подборе заданий на автоматизацию звука «с» в сочетании с согласными звуками.

  • Слоговые цепочки: «спа-спы-спэ-спо-спу» или «пса-псы-псэ-псо-псу».
  • Цепочки слов: «сказка-скамейка-скорлупа-скала» или «пустырь-галстук-пустыня».
  • Предложения: «Солдат стоит на посту», «Сойка съела стручок фасоли».

Важны задания на автоматизацию звука в обратных слогах:

  • Слоговые цепочки: «ас-ос-ус-ес»;
  • Цепочки слов: «нос-ананас-квас-маска-фокус».

Логопедические упражнения на звук С, СЬ

  • Су-су-су – было холодно в лесу;
  • Ос-ос-ос – на поляне много ос;
  • Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Игровое упражнение: «Подпевай!». Взрослый читает стихотворение, а ребенок произносит звук «с» там, где это необходимо по тексту.

«Есть у дождика сестричка: «С-с-с».

Это быстрая сестричка – «С-с-с».

«С-с-с», – она свистит,

И струей из крана льет: «С-с-с».

Эту песенку послушай: «С-с-с».

Мойте чисто с мылом уши: «С-с-с».

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами;
  • Везет Сеня с Саней Соню на санях.

Тренировка и закрепление произношения З, ЗЬ

  • Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу;
  • Зы-зы-зы – испугались мы грозы;
  • Зя-зя-зя – детям спички брать нельзя;
  • Озу-озу-озу – подарю я маме розу.
  • У зайки Бубы заболели зубы;
  • У маленькой Зины бузина в корзине;
  • Видит волк козу, забыл про грозу.

Автоматизация произношения звука Ц

  • Цы-цы-цы – поспели огурцы;
  • Цо-цо-цо – на руке кольцо;
  • Цы-цы-цы – заяц любит леденцы;
  • Ац-ац-ац – стелим мягкий мы матрац;
  • Ец-ец-ец –очень вкусный огурец.
  • Бегают две курицы прямо по улице;
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь;
  • Нагнись в корытце напиться водицы.

Подберите для упражнений подходящие здесь: Скороговорки для детей.

Закрепление свистящих звуков в связном тексте

Автоматизация произношения свистящих звуков в связном тексте – это завершающий этап работы над звуками. Ребенок правильно начал произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц». Теперь необходимо, чтобы у него не возникало трудностей при разговоре. Для этого нужно использовать стихотворения, сказки, рассказы, небольшие истории в которых есть эти звуки. Небольшие стихотворения рекомендуется не только читать, но и заучивать вместе с ребенком.

Примеры стихотворений на С:

Стихотворные строки на «З»:

  • «Звонит звонок, звонок зовет. И Зоя в класс к себе идет».
  • «Мама Лизы, мама Зины побывали в магазине. Лизе купили зайку, а Зине мозаику».

Стихотворения на «Ц»:

Цыпленочек на цыпочках цветочки целовал.

Цыпленочек на цыпочках – цып-цып, он очень мал.

Никто не видел лисицы, которая зайца боится.

Зато все видели зайца, который лисицы пугается.

Если окружающие с трудом понимают речь ребенка, он делает много грамматических ошибок, то без помощи логопеда не обойтись. И чем быстрее эта помощь начнет оказываться, тем быстрее будет виден результат. Однако для эффективного продвижения в коррекции произношения родители в любом случае должны организовать систематические занятия в домашних условиях.

Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц]

Екатерина Морозова
Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц]

Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц.

Продолжительность артикуляционной гимнастики — 5 – 10 минут ежедневно (в несколько подходов). В комплекс должны входить 4-5 упражнений (2-3 статических (без движения, 2 – 3 динамических упражнения (с движением).Например: 1. «Блинчик», «Заборчик», «Иголочка»; 2. «Почистим зубы», «Катушка». Каждое упражнение повторять 4 – 5 раз.

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указания: Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Читайте также:
Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Цель: Вырабатывать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание: На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить за тем, чтобы язык вне рта был острым и слегка напряженным, недопустимо сильное напряжение.

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание: На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. На счет «два» вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Указания: Следить, чтобы, на счет «один», зубы были сомкнуты и обнажены, губы неподвижны.

4. Почистим зубы.

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Указания: Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Цель: Вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживать кончик языка у нижних зубов.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Указания: Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Этапы постановки свистящих звуков Постановка обычно начинается с глухого твердого с. При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» – растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.

Артикуляционные гимнастики для свистящих звуков Покусаем язык. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать.

Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]» Первый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц Продолжительность.

Автоматизация свистящих звуков Карточки по автоматизации звуков С № 1 автоматизация звука С в прямых слогах и словах Са – со – су – сы су – сы – со – са Со – су – са.

Занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков «Звуки [С] и [Ш]» Занятие № 1. Тема: Звуки [С] и [Ш]. Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков,.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации свистящих звуков «Звуки [С], [С’]» Звук С № 1 Звук С 1. Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно). 2. Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай,.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [Р] у детей дошкольного возраста с ТНР Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Р) у детей дошкольного возраст с ТНР «Тигр Брыська и его друзья» История эта.

Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих.

Занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» Занятие на тему: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия для детей 4-5.

Постановка свистящих звуков

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Подготовительные мероприятия

  1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
  2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
  3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия по лексической теме Посуда

Особенности постановки звуков

На занятиях логопеда постановка звука «с» выполняется поэтапно. На каждом шаге ребенок проговаривает его все чище. Произношение корректируется с помощью артикуляционной гимнастики. Она позволяет улучшить подвижность мышц языка и губ. Занятия рекомендуется посещать не реже 2 раз в неделю. Их продолжительность колеблется от 10 до 30 минут, в зависимости от степени запущенности отклонения. В каждом отдельно взятом случае важен индивидуальный подход к обучению.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Наиболее действенным методом постановки для свистящих звуков считается подражание. Легкость применения такого способа на практике обусловлена предрасположенностью детей к копированию. Для реализации задачи нужно расположиться вместе с ребенком перед зеркалом. Затем следует медленно

произносить «с», акцентируя внимание на положении губ и языка в момент произношения. Кроха, как прилежный ученик, должен повторять услышанное и увиденное в зеркало.

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

  1. «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
  2. Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
  3. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
  4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
  5. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
  6. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Постановка от других звуков

Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Призубный парасигматизм

Одна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Читайте также:
Структура открытого логопедического занятия

Парасигматизмы

Речевое отклонение, при котором ребенок искажает звуки «зь», «сь», «з», «с» и «ц», называют парасигматизмом. Он возникает при нарушении фонематического слуха. Чтобы справиться с отклонением, применяют автоматизацию свистящих звуков в связной речи. В этих целях практикуют упражнения. Выделяют следующие виды парасигматизмов:

  • меняющиеся с мягкого звука на твердый;
  • замены по звонкости и глухости;
  • смягчение звука.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

  1. Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку. Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
  5. При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Заключение

Полноценные первые звуки ребенок сможет воспроизводить уже через месяц регулярных тренировок. В отдельных случаях может потребоваться несколько месяцев. Во время занятий осуществляется постановка сразу нескольких звуков. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо заинтересовать кроху занятиями. Для него они должны стать игровой альтернативой.

Постановка звуков “С З Ц”

Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З – ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться артикуляционная гимнастика по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков – кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека – самовыражаться. Ведь речь – это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Домашние животные

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

  • Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
  • Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
  • Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
  • Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
  • В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
  • Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
  • То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
  • Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
  • Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
  • Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
  • Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Читайте также:
Семинар-практикум: Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Ц – веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):

Преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: формирование представлений у молодых педагогов о логопедической работе по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников.

Задачи:
1. Обозначить основные этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения.
2. Выявить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
3. Показать приёмы работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников.

Описание: Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. К одному из самых распространенных нарушений звукопроизношения у дошкольников относится нарушение свистящих звуков. Поэтому я решила в данной статье освятить этапы и содержание логопедической работы по преодолению нарушений свистящих звуков. Данный материал будет полезен начинающим логопедам.

Содержание
Логопедическую работу по преодолению нарушения свистящих звуков я начинаю с постановки и автоматизации звука [с]. После автоматизации этого звука ведется аналогичная работа по постановке и автоматизации звука [с’], затем со звуками [з, з’], а затем со звуком [ц].
Работа над каждым звуком ведется в следующей последовательности (О. В. Правдина, О. А. Токарева):
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука, формирование первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На подготовительном этапе проводится работа по следующим направлениям:
– подготовка органов артикуляционного аппарата для постановки звука;
– развитие фонематического слуха.
Для развития артикуляционного аппарата детей имеющих нарушения в произношении свистящих звуков были разработаны определённые комплексы артикуляционных гимнастик. Каждый комплекс обязательно содержит упражнения для губ, языка и упражнения для выработки воздушной струи.
Чтобы заинтересовать ребёнка, заставить его выполнять одно и то же к каждому комплексу придумывается определённый сюжет, на каждое занятие приходит какой-то гость, который просит ребёнка что-то сделать, устраиваются соревнования. Например, на одно из занятий пришёл Незнайка и принёс с собой картинки (дети эти картинки уже видели). Мы их с детьми дружно рассмотрели и сказали, что мы можем рассказать и показать по этим картинкам небольшое стихотворение. Пример такого стихотворения приводится ниже.

Раз – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем. (открывают широко рот и закрывают его)
Два – подуем в дудочки,
Губки, словно трубочки. (тянут губы вперёд «хоботком»)
Три – на губки посмотри,
Улыбаемся на «три». (широко улыбаются, растягивая губы)

На четыре – ротик шире.
Барабаним на «четыре». (держат рот широко открытым, стучат языком по верхней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д-д»)
Пять – откроем рот опять,
Нужно губки облизать. (открывают рот, улыбаются, широким языком облизывают верхнюю губу)
Шесть – почистим наше нёбо,
Нёбо чистым стало чтобы. (широко открывают рот, проводят широким языком вперёд-назад по нёбу)
Семь – мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь. (рот широко открыть, улыбнуться, медленно щёлкать языком)
Восемь – к нам приходит осень.
Вырос гриб на счёте «восемь». (широко открывают рот и улыбаются, присосать язычок к нёбу и не отрывать его)
Девять – сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко. (раскрывают рот и улыбаются, присосать язычок к нёбу и не отрывать его, опускать и поднимать нижнюю челюсть)
Десять – можно поболтать,
Поболтать и не устать. (широко открывают рот, «болтать» языком, проводя им вперёд-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл … »)

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Развитие фонематического слуха происходит так же в игровой форме. Для этого так же используются различные игры.
Например, игра «Топай, не зевай». Логопед называет разные звуки (слоги, слова), а ребёнок должен топнуть ногой, если услышит звук [с]. А для звука [з] мы играли в игру «Поймай комара» – ребёнок должен был хлопнуть в ладоши, если услышит звук [з], который любит петь комар (логопед произносит сначала звуки, а затем слоги).

Этап постановки звука, формирования первичных произносительных умений и навыков предусматривает:
– постановку звука;
– автоматизацию поставленного звука;
– дифференциацию схожих звуков, если это было необходимо.
С некоторыми детьми постановка звука проводится способом подражания:
– с введением игровых приёмов (насосом накачаем колесо «с-с-с», паровоз при остановке «тс-ц-ц», комарик поёт песенку «з-з-з»);
– с применением моделей (ребёнку показываются модели необходимых звуков, которые рассматривались и объяснялись; затем ребёнок по показу логопеда принимал нужную артикуляционную позу и старался произнести нужный звук).
У некоторых детей при постановке свистящих звуков приходится использовать механический способ (использование логопедических зондов).
Для этого способа очень важно обыграть ситуацию, чтобы ребёнок не испугался и не отказался от занятия. В этой ситуации на занятие приходил гость (сказочный герой), играл с ребёнком в разные игры. Затем он показывал свои «волшебные ложечки», которые помогли ему правильно научиться говорить. Ребёнку показывались все зонды, он мог их потрогать, рассмотреть и только потом гость просил логопеда помочь поиграть с ними. В данной ситуации ребёнок уже включился в игру, и ему было интересно посмотреть как с этими «ложечками» можно играть.
Автоматизация поставленных звуков проводится в соответствии с принципом «от простого к сложному». Сначала поставленный звук автоматизируется в слогах, затем в словах и предложениях, а затем в связной речи.
Этот процесс так же проходит в игровой форме.
Например, при автоматизации звука [з] гостем был Комарик, который играл с ребятами в такие игры как:
– «Дорожки» (Ребёнку показывалась картинка. «Лети» вместе с комариком (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: З-З-З. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сделай вдох через нос и на выдохе произноси: З-З-З. Куда привела красная дорожка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: З-З-З.).
– «Эхо» (Комарик заблудился в лесу. Он поёт свою песенку, а эхо ему отвечает (ребёнок выполняет роль «Эхо»). Комарик поёт: «За» – ребёнок отвечает: «За-за-за». Аналогично проигрываются другие слоги).
– «Повторялки» (Ребёнку показываются картинки с комарами разного цвета. Сейчас каждый комарик споёт тебе песенку, а ты постарайся запомнить и повторить её точь-в-точь. Песня зелёного комара самая сложная! Красный комар поёт: за-зу-зы, синий – зо-зу-за, а зелёный – зу-за-зо-зы.).
– «Подарки» (Ребёнку предлагался ряд картинок, среди которых он должен отобрать те, в названии которых есть звук [з] и чётко произнести название этих картинок.)
– «Придумай предложение» (Ребёнку предлагали набор сюжетных картинок и просили придумать предложение по этой картинке.).
Дифференциация звуков проводилась в следующей последовательности:
– дифференциация звуков [с] – [с’];
– дифференциация звуков [з] – [з’];
– дифференциация звуков [с] – [з];
– дифференциация звуков [с] – [с’];
– дифференциация звуков [с] – [ц];
Дифференциация звуков проходила так же в игровой форме и в соответствии с принципом «от простого к сложному». Использовались различные персонажи, игры, наглядный материал.
Так, например, при дифференциации звуков [с] – [ц] в гости к детям приходили Насос и Кузнечик (картинки). Сначала дети пели с гостями «Песенки». Насос просил спеть свою песенку – «ссс», этот звук можно тянуть. А затем пели песенку Сверчка – «ц-ц-ц», этот звук тянуть нельзя, он произносится отрывисто.
Потом предлагалось поиграть в игру «Кто поёт?». Логопед произносил слоги: са, со, ца, су, цу, цы, цо, со, сы, цы. Дети отгадывали, чья это песенка и показывали соответствующую картинку (Насоса или Сверчка).
Далее Насос и Кузнечик просили разрешить их спор, в котором они не могли поделить подарки (игра «Подарки»). Дети отбирали картинки со звуком [ц] и, проговаривая название картинки, отдавали её Кузнецу, а картинки со звуком [с] – Насосу.
После этой игры играли в «Эхо». Надо было повторить пары слов:
– сел – цел, сок – цок, сцены – стены, цвет – свет, цветик – светик.
Затем детям предлагалось рассказать гостям «Что где находится?» (по картинкам):
– салат находится в салатнице;
– мыло лежит в мыльнице;
– салфетки ставят в салфетницу;
– сахар насыпают в сахарницу и т. д.

На этапе формирования коммуникативных умений и навыков у детей формировалось умение безошибочно употреблять звук во всех ситуациях общения.
На занятиях мною широко использовались различные тексты. Например, «гость» устраивал «Конкурс чтецов», на котором читались стихи, которые учили дети при автоматизации данного звука.
Так же использовались различные задания творческого характера. Например, «гость» приносил на занятие сюжетную картинку и просил придумать по ней рассказ (на картинке было изображено много предметов, в названии которых встречается, например, звук [с], в разных позициях).
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе с отработкой нового шло частичное повторение материала предыдущего этапа. Для этого использовалась новая игровая ситуация.
Так, например, на одном из занятий при автоматизации звука [с] в словах использовалась игра «Эхо» – ребёнок должен был за логопедом повторить слова. А на другом занятии эти же слова отрабатывались с помощью картинок. В этом случае ребёнку предлагались такие задания:
– назови картинки;
– найди, покажи и назови животное, оружие, рыбу, птицу, первое блюдо, молочный продукт;
– отгадай загадку и найди отгадку среди картинок и др.
Или, например, на этапе автоматизации звука [з] в предложении с детьми заучивались определённые чистоговорки, стихи. А на этапе автоматизации звука [з] в связной речи дети читали эти стихи и чистоговорки на «конкурсе чтецов».

Читайте также:
Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией

Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции

Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать. 🙂

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Читайте также:
Структура открытого логопедического занятия

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук “С” также можно поставить от “Т”.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: