Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

«Логоритмика в работе с детьми раннего возраста с алалией»
презентация к уроку по логопедии (младшая группа) на тему

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи.

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie.doc 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Как уже было сказано, главной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития. В работе с такими детьми используют различные методики и приемы. Например, такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмика.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. (2 слайд) Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

(3 слайд) Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

(4 слайд) Цель логоритмики:
– преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
(5 слайд) Задачи логоритмики:
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
• развивать речевое и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
• развивать физиологическое дыхание;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать мимику лица;
• формировать правильную артикуляцию звука.

(6 слайд) В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

(7 слайд) При планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР выделяются следующие направления работы:

(8 слайд) • Формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Салютики».)
(9 слайд) • Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально–дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса. (Игры «Веселые звуки», «Самолетики», «Вороны».)
(10 слайд) • Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Снежинки».)
(11 слайд) • Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика.)
(12 слайд) • Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики. (Игра «Моя семья».)

(13 слайд) При разработке любой логоритмической деятельности необходимо учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики нужно выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель могут использованы во всей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

(14 слайд) Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Влияние логоритмики на стимуляцию речи у неговорящих детей дошкольного возраста с моторной алалией

Речицкая Анастасия Игоревна
Студентка 4 курса направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиля “Логопедия” Смоленского государственного университета, психолого-педагогического факультета, РФ, Смоленск, anastasiareshitskaya77@gmail.com
Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск, klunat@yandex.ru

Аннотация: Предметом исследования является логопедическая ритмика как средство стимуляции речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией. В данной статье показана актуальность проблемы стимуляции речевого развития «неговорящих» детей дошкольного возраста. Теоретически доказана эффективность включения в процесс логопедической коррекционной работы логоритмических занятий с целью стимуляции речи детей дошкольного возраста с моторной алалией. А также экспериментально доказан низкий уровень сформированности речевой и моторной сферы у данной категории детей. На основе исследования ритмической организации моторной сферы и речи показан уровень сформированности моторных и речевых ритмов детей дошкольного возраста с моторной алалией. В статье обосновывается мысль о том, что логоритмика является эффективным средством воздействия на становление речи «неговорящих» детей. Предпринята попытка раскрыть основной элемент в структуре дефекта при моторной алалии.
Ключевые слова: логоритмика, речевые ритмы, моторные ритмы, речь, моторная алалия, двигательная сфера, ритмическая организация речи, ритмическая организация движений.

The effect of logarithmic on the stimulation of speech in non-speaking preschool children with motor alalia

Rechitskaya Anastasia Igorevna
4th year student of the Special (defectological) education, profile “Speech Therapy”, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk
Scientific adviser Ivanova Natalia Viktorovna
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of special pedagogy and psychology, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: The subject of the study is speech therapy rhythm as a means of stimulating the speech development of preschool children with motor alalia. The effectiveness of including logorhythmic classes in the process of speech therapy correction work in order to stimulate the speech of preschool children with motor alalia is proved. As well as experimentally proven low level of formation of speech and motor sphere in this category of children. Based on the study of the rhythmic organization of the motor sphere and speech, the level of formation of motor and speech rhythms of preschool children with motor alalia is shown. The article substantiates the idea that logorhythmics is an effective means of influencing the formation of speech of “non-speaking” children. An attempt is made to reveal the main element in the structure of the defect in motor alalia.
Keywords: logo rhythmics, speech rhythms, motor rhythms, speech, motor alalia, motor sphere, rhythmic organization of speech, rhythmic organization of movements.

Речицкая А.И. Влияние логоритмики на стимуляцию речи у неговорящих детей дошкольного возраста с моторной алалией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (54). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-logoritmiki-na-stimulyatsiyu-rechi-u-negovoryashhikh-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-motornoj-alaliej.html (Дата обращения: 24.01.2021)

В последние годы стремительно возрастает количество неговорящих детей. Это может быть связано с органическими поражениями речевых зон коры головного мозга, отклонениями в развитии психомоторного и речевого развития ребёнка и другими причинами социального характера: вместо общения с родителями дети смотрят телевизор, играют в смартфоны, отмечается дефицит внимания со стороны родителей. Еще недавно дети играли в подвижные игры, которые способствовали развитию не только координации, но и моторики, пространственной ориентации. А сейчас преобладают игры статического характера. В итоге двигательная сфера остается не затронутой, что сказывается недостаточной сформированности двигательно-моторной и координаторной функций ребенка. [2]

У большинства родителей сформировано мнение о том, что речь появится сама по себе к 5-6 годам при условии, что ребенок не произносит даже звуки в 3 года. Это является заблуждением. Коррекционную работу нужно начинать в том момент, как только установили дефект. Необходимо стимулировать речевое развитие ребенка через развитие общей и мелкой моторики, координационных навыков.

В стимуляции речи у «неговорящих» детей могут помочь логоритмические занятия, направленные на сочетание слова, музыки и движения, укрепление костно-мышечного аппарата, на развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, на воспитание чувства равновесия, на формирование двигательных умений и навыков и содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. [2]

Эффективность применения в коррекционной логопедической работе с «неговорящими» детьми логоритмики доказана в исследованиях Г.А. Волковой, Л.Е. Вороновой, Н.Н. Гончаровой, Ю.О. Филатовой, Е.В. Прокопенко, Л.Бонева, Н.В. Микляевой, О.А.Полозовой, Р.Л. Бабушкиной, О.М. Кисляковой и других.

В настоящее время использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе достаточно распространено, но существует противоречие между недостаточно развитой моторной сферой у детей 3-х лет и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного психофизиологического функционирования ребенка. На сегодняшний день недостаточно развито и освещено развитие именно двигательной, моторной сферы при организации логоритмических занятий, а также развитие моторных и речевых ритмов.

С целью диагностики уровня сформированности моторных и речевых ритмов у «неговорящих» детей дошкольного возраста и теоретического доказательства о положительном влиянии логоритмических занятий на стимуляцию речи данной категории воспитанников, мы провели констатирующий эксперимент, в котором объектом исследования являлись дети 3-х лет с моторной алалией.

В ходе обследования мы получили следующие результаты.

В экспериментальную группу мы отобрали 4 человека (в связи с пандемией covid-19) дошкольного возраста с ОНР (I-II уровня), моторной алалией.

В ходе эксперимента мы обратились к методике обследования уровня ритмической организации моторики и речи у детей дошкольного возраста Л.С. Медниковой.[4] При анализе обследования моторных ритмов были выявлены следующие показатели.

1. Исследование уровня ритмической организации моторной сферы у детей с моторной алалией.

С заданием на воспроизведение ритмических структур, основанных на равномерном повторе, ритме «суммирования» и ритме «дробления» справилось 2 ребёнка. Два человека правильно передали ритм «суммирования», остальная половина детей экспериментальной группы воспроизвели без ошибок второй ритм.

На основе проведенного обследования были выявлены ошибки следующего характера:

-сокращение количества хлопков в ритмическом ряду;

– добавление количества хлопков в ритмическом ряду.

Большее количество ошибок отмечалось в ритмическом ряду, основанном на ритме «дробления». Уровень успешности выполнения этого задания соответствует нижней границе среднего уровня.

С заданием на воспроизведение акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях возникали значительные трудности. При выполнении вводных проб задания часто требовалось повторное предъявление ритмического рисунка.

С воспроизведением акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях не возникло трудностей только у 2-х детей с моторной алалией от общего количества экспериментальной группы.

– увеличение количества хлопков;

-неправильная постановка акцента.

При усложнении ритмического рисунка количество ошибок значительно возрастало. При выполнении пробы №3 справился верно только 1 ребёнок.

Таким образом, результаты выполнения данного задания выявили у детей низкий уровень успешности моторного ответа. Наблюдая поведение детей экспериментальной группы, мы отметили, что они часто не сразу начинали выполнять задания, а требовалось повторное предъявление ритмического ряда. Если дети не справлялись с выполнением пробы, то часто они просто отказывались от дальнейшего выполнения задания. Темп выполнения проб был в основном замедлен. Дети быстро утомлялись, истощались и переставали реагировать на предъявление заданий через 4–5 минут.

Для наглядности обратимся к рисунку 1 (рис.1).

Рисунок 1. Показатели обследования моторных ритмов у экспериментальной группы

2. Исследование уровня ритмической организации речи у детей с трудностями формирования языковой компетенции.

При анализе обследования речевых ритмов у детей с трудностями формирования языковой компетенции, а именно, с моторной алалией, были выявлены следующие показатели.

Исследование речевого ритмического ряда по метрическим признакам на уровне слога вызвало трудности определения детьми данной подгруппы наличия акцента в слоговом ряду у 50 % детей.

Характерные ошибки при выполнении первой пробы:

– ответы в большинстве случаев были хаотичны;

– ответы не соотносились с позицией акцента в предъявленном слоговом ряду.

Для правильного выполнения задания требовались дополнительные разъяснение и повторное предъявление слогового ряда с помощью хлопков сопряжено с проговариванием.

Больше половины детей не справились с этой серией заданий, остальные выполняли пробы при двукратном и трехкратном повторении условий эксперимента.

Воспроизведение словесного ритма, но только двусложных слов, было доступно 25 % детей, при этом требовалось повторное предъявление задания для получения правильного ответа.

У остальных детей были обнаружены трудности выделения ударения:

– в двусложных словах- 75 %;

– в трехсложных словах – 100%;

– в словах со стечением согласных – 100 %.

Для детей данной категории характерны следующие типы искажений:

– перестановки звуков в слогах.

При выполнении заданий у детей наблюдался значительный латентный период реагирования, то есть перед тем, как воспроизвести речевой ритмический рисунок, ребенок сначала беззвучно артикулировал.

С заданиями на воспроизведение словесного ритма двусложных слов справлялся только 1 ребёнок, а более сложной слоговой структуры – ни один.

С заданиями на воспроизведение ритмического ряда на синтагменном уровне экспериментальная группа не справлялась, так как дети «неговорящие».

Таким образом, на основании анализа полученных данных при обследовании речевых ритмов у детей с моторной алалией, мы пришли к следующему выводу.

Для детей с моторной алалией характерно нарушение ритмической организации речи. Для выполнения проб ребенку часто требуется повторное предъявление задания. Воспроизводимые простые ритмические речевые рисунки носят нестойкий характер. Особенностью данной категории детей является то, что между предъявлением образца и непосредственным выполнением пробы ребенку требуется длительный латентный период. У экспериментальной группы констатируется нарушение слогового и словесного ритмов, которое проявляется в трудностях определения акцента в ритмических рядах.

А воспроизведение словесного ритма трехсложных и более сложных слов по количеству слогов для данной категории детей невозможно. То же касается и воспроизведения ритмического рисунка предложения, фразы. Кроме этого, у детей дошкольного возраста с данной речевой патологией отмечается соответственно и низкий уровень ритмической организации речи, так как меньше половины детей от общего количества экспериментальной группы могли справиться только с воспроизведением слогового и словесного ритмических рядов, при полной невозможности выполнения пробы на повтор синтагменного ряда.

Для наглядности обратимся к рисунку 2 (рис.2).

Рисунок 2. Показатели обследования речевых ритмов у экспериментальной группы

У детей дошкольного возраста с моторной алалией возникают трудности воспроизведений ритма «суммирования» и «дробления», с этими пробами справились меньше половины детей от общего количества экспериментальной группы. При усложнении заданий отмечалось снижения процента воспитанников, которые выполнили пробу успешно. Вышесказанное говорит о низком уровне ритмической организации моторики.

Тем самым, мы отметили низкий уровень сформированности моторных и речевых ритмов у данной категории детей дошкольного возраста. Таким образом, показатели, выявленные в ходе обследования, говорят о том, что важный элемент в структуре дефекта при моторной алалии – нарушение речевых и моторных ритмических процессов.

Можно сделать вывод, что причиной отсутствия речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией является низкий уровень развития ритмической организации речи и моторики. А на логоритмических занятиях проводится работа по развитию моторных и речевых ритмов у «неговорящих» детей дошкольного возраста, что непосредственно будет оказывать влияние на стимуляцию их речи.

Логопедическая ритмика – это система коррекционной логопедической работы, направленная на преодоление речевых нарушений, в том числе и моторной алалии, путем осуществления взаимодействия моторики и речи на занятиях.[1]

Н.В. Иванова при анализе значения логоритмики в коррекции речевых нарушений пишет: «Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц антагонистов (сгибателей и разгибателей), вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга. М.Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного навыка облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.[3]

Тем самым, мы отмечаем, что развитие речи не может происходить без сохранной ритмической организации движений и второй сигнальной системы.

В связи с вышесказанным, необходимо подчеркнуть, что при непосредственном воздействии на развитие моторных и речевых ритмов и их взаимодействия в ходе логоритмических занятий, происходит стимуляция речи у «неговорящих» детей дошкольного возраста с моторной алалией, у которых отмечается низкий уровень сформированности ритмической организации речи и двигательной сферы.

Логопедическая ритмика является эффективным средством воздействия на формирование речи, на стимуляцию речевой активности детей с моторной алалией и коррекцию речевых нарушений через моторику путем использования связи слова, движения и музыки.[5]

Таким образом, в данной статье мы экспериментально доказали низкий уровень сформированности ритмической организации речи и моторной сферы у «неговорящих» детей дошкольного возраста, рассмотрели основные нарушения в структуре дефекта при моторной алалии, а также теоретически обосновали значение и эффективность применения логоритмики при воздействии на стимуляцию речевой активности данной категории детей.

Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией

Ольга Ничпальская
Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией

Ничпальская О. Ю.

Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией

В статье представлен опыт по работы по развитию речи дошкольников с речевой патологии с помощью речедвигательных упражнений.

Речедвигательная ритмика является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. «Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друга на друга» [4,с. 17]. При активной речи существует возможность жестикулировать, а при активном движении идет речевое сопровождение. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, происходит целенаправленное и сильное воздействие на ребенка.

Музыкальное сопровождение с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, чтением стихотворных и прозаических текстов оптимизируют протекание речевого высказывания.

В нашем ДОУ наряду с традиционными применяются и нетрадиционные средства обучения, одно из них речедвигательная ритмика.

Речедвигательная ритмика (логоритмика, логопедическая ритмика) – это «система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, музыки и речи, стимулирующее формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также фонетической, лексико-грамматической и синтаксической стороны речи» [31,с. 3].

Элементами речедвигательной ритмики выступают [8]:

ритмическая разминка, целью которой является выполнение ритмических движений под музыку, уточнение и развитие координированных движений рук и ног. Ритмические разминки используются также для организации детей, создания «настроя» на определенные виды деятельности;

– упражнение для развития чувства ритма и темпа, целью которых является ритмизация движений от простого до сложного – артикуляционного. Может быть использована ходьба, отхлопывания и отстукивания под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевание слогов и слов на заданный ритм;

ритмизации речевых движений, включающая ритмизацию устных высказываний. Для этого используются двигательные упражнения под музыку с одновременными проговариваниями вслух постепенно усложняющегося речевого материала;

– игры (музыкальные, ритмические, речевые игры с движениями) проводятся, как правило, в конце занятия. Их цель заключается в закреплении навыков, полученных на занятиях.

Педагогами ДОУ были разработаны методические рекомендации по использованию речедвигательной ритмики, она создает положительный эмоциональный настрой к речи у детей к выполнению логопедических упражнений и пр.

Специальные упражнения (элементы речедвигательной ритмики) разработаны таким образом, что каждому звуку и слову речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания речи, так и для ее активизации. «Подражая речи учителя-логопеда, повторяя и неоднократно произнося слова, дети активно включают в работу органы артикуляции, а элементы речедвигательных упражнений, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука, необходимы для укрепления межанализаторных связей», – пишет А. Я. Мухина [31,с. 19]. Движения, которыми дошкольники сопровождают произнесение речевого материала, делают звуки и слова «осязаемыми», «видимыми» для них, что способствует наиболее полноценному усвоению материала.

При проговаривании элементарных предложений выполняются совсем небольшие движения. Таким образом, не возникает стереотипа. Постепенно ребенок переходит к самостоятельному проговариванию речевого материала без двигательного сопровождения.

Основными приемами работы с детьми являются:

краткое описание и объяснение новых движений;

пояснение, сопровождающее показ движения;

указание, необходимое при воспроизведении движения;

беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

вопросы для проверки осознания действий;

команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т. п.);

образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения [8,с. 11].

Речедвигательная ритмика с детьми проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.

Актуальность методических рекомендаций в следующем:

– повышение мотивации у детей к обучению,

– повышение познавательной и речевой активности,

-развитие интереса к логопедическим занятиям с элементами речедвигательной ритмики;

активизация словаря по лексическим темам во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения;

– привлечение внимания к различению форм слова, грамматическому оформлению фразы;

– появление связной речи, развитию элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий.

Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают психотерапевтический эффект.

Список используемой литературы

1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст] / О. С. Боромыкова.– Санкт-Петербург : Речь, 1999. – 210 с.

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова.– Москва: ВЛАДОС, 2009. – 272 с.

3. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика [Текст] / А. Я, Мухина.– Москва: Астрель, 2009. – 128 с.

4. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже.– Москва : Римис, 2008. – 488 с.

© Ничпальская О. Ю. ,2019

Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Использование ИКТ как.

ДИ для активизации познавательных процессов и речи у детей с ОВЗ «У Лукоморья» Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для.

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада. 1. Задачи логопедической работы Одним из первых и существенно.

Использование комплекса игровых ситуаций для активизации речевого подражания у детей 3–4 лет с ОНР Развитие активной речевой подражательной деятельности является одной из основных задач в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием.

Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем.

Использование элементов арт–терапии в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Рисование цветным песком Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением в арт – терапии – рисование цветным песком. Задачи: 1. развивать мелкую моторику;.

Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста Первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного решать различные задачи, быть социально активным в.

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО четко прописаны требования к содержанию.

Использование здоровьесберегающих технологий и элементов самомассажа на музыкальном или логоритмическом занятии для детей 4–5 Авторская методическая разработка Автор: Михальская Светлана Николаевна,1 квалификационная категория. Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский.

Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые» Рекомендации родителям. Активизация словаря детей по теме «Насекомые». 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая разминка. «НАСЕКОМЫЕ».

Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Краткая аннотация: Проблема преодоления недоразвития моторной сферы в плане логопедической работы с ребёнком является одной из важнейших для коррекционной педагогики.Нами предлагается система коррекции моторных и речевых функций средствами логоритмики у детей с алалией.

Предложенная методика коррекционного воздействия может использоваться в работе логопеда коррекционного детского сада всех типов, а также применяться родителями в работе с детьми, которые не посещают детские учреждения.

Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики

Одной из актуальных проблем логопедии на данный момент является
повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с моторной алалией.

Успешное коррекционное воздействие, обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой развития их коммуникативных навыков, адаптации к дальнейшему обучению в школе.

У детей с алалией, в частности моторной, вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Дети отличаются общей неловкостью, недостаточной координированностью. Алалики долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, потому что задерживается развитие готовности руки к письму. Они отстают от сверстников в ловкости и точности движений.

В силу этого проблема преодоления недоразвития моторной сферы в плане логопедической работы с ребёнком является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

Доказано (М.М. Кольцова, М.С. Рузина) значительное влияние развития моторики детей на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Не нашло должной оценки в логопедии такое явление, как недоразвитие моторной сферы. В практической работе, к сожалению, используются, как правило, традиционные приёмы. Недостаточно внимания уделяется развитию общей моторики. Только на кратковременных физкультминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики пальцев руки.

Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями,развивают резервные возможности головного мозга.

Мы полагаем, что подобная ситуация возникает в связи с тем, что специалисты недостаточно учитывают особенности физиологического и психического развития анализаторных систем, как сенсорных, так и двигательных.

Логопеды испытывают определённые трудности в определении эффективных методических приёмов, способствующих формированию моторной сферы детей-алаликов. У них имеются значительные отличия в формировании моторной сферы по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Развитие моторной сферы при моторной алалии характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе, моторная неловкость. Движения данной категории детей ритмично не организованы, у них повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Мы предлагаем детям с моторной алалией заниматься логопедической ритмикой, так как она является эффективным средством развития необходимых качеств общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики и преодоления речевого дефекта,

Коррекция моторных и речевых функций средствами логоритмики у детей с алалией строится во взаимодействии с развитием их познавательной деятельности: операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения, классификации.

Предложенная система коррекционного воздействия может использоваться в работе логопеда коррекционного детского сада всех типов, а также применяться родителями в работе с детьми, которые не посещают детские учреждения.
Организация коррекционной работы средствами логопедической ритмики базируется на следующих принципах: воспитывающий характер обучения, научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, сознательность и активность, индивидуальный подход.

Задачи логопедической ритмики:

  1. Содействовать нормализации речевой функции.
  2. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, воображению, саморегуляции психической деятельности и др.
  3. Подавить патологические двигательные реакции ребёнка и урегулировать безусловнорефлекторную деятельностью
  4. Улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности.
  5. Улучшить общую моторику ребёнка.
  6. Оказать воспитательное влияние на ребёнка и выровнять его поведенческие реакции.

Направления коррекционной работы

1. Психокоррекционная работа:

– игры и упражнения для развития произвольного внимания;
– игры и упражнения для развития зрительного восприятия;
– игры и упражнения для развития слухового внимания;
– психогимнастика;
– музыкотерапия.

2. Коррекция двигательной сферы:

– игры и упражнения для развития общей моторики, для регуляции мышечного тонуса;
– игры и упражнения для координации движений;
– игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве;
– игры и упражнения для развития темпа и ритма движений;
– этюды на развитие выразительности жеста;
– игры для развития мимики;
– игры для развития артикуляционной моторики;
– подвижные игры;
– игры-хороводы;
– упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
– музыкорисование;
– игра на музыкальных инструментах.

3. Работа над голосом:

– упражнения для обучения правильному дыханию;
– упражнения для работы над звукообразованием;
– фонопедические упражнения для активизации голосового и артикуляционного аппарата;
– игры и упражнения для развития просодической стороны речи;
– пение.

4. Коррекция речевой деятельности:

– игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
– мелодекламации;
– игры и упражнения для формирования звуко-буквенного, звуко-слогового анализа и синтеза;
-игры и упражнения на развитие речевого слуха.

Система логоритмических занятий предполагает:

  • обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
  • учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией;
  • постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий);
  • всестороннее воздействие на личность ребёнка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать собственно речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере);
  • комплексность, то есть связь логоритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подобраны так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определённую двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания, голоса.

Оптимальные результаты могут быть достигнуты при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей примерно схеме:

  1. ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
  2. упражнение на развитие внимания;
  3. упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  4. упражнение для развития координации слова с движением;
  5. слушание музыки;
  6. пение;
  7. упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  8. упражнение для развития речевых и мимических движений;
  9. игра;
  10. заключительное упражнение на релаксацию (цель – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности).

Занятия логопедической ритмикой проводятся раз в неделю. Их продолжительность 30-35 минут.

Содержание занятий и методика подачи материала

Ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдением чёткости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваются шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходят к лёгкому бегу, чередованию ходьбы и бега, прыжкам, галопу; отрабатываются элементы физкультурных и танцевальных движений.

Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.

Необходимо учить детей непринуждённым, свободным, выразительным движениям в соответствии с характером музыки, темпом, регистрами.

Тренировка предлагаемого движения, его точности, согласованности, неоднократные повторения по образцу движений педагога.

Упражнения для развития основных сторон внимания.

Упражнения на переключение внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на весёлую — бежать. Или иное задание: на звучание в низком регистре идти, подражая движениям «медведя», на звуки среднего регистра изображать ходьбу «цирковых лошадок», на высокие звуки прыгать как «зайчики».

Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребёнка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на объём внимания включают воспроизведение ребёнком несложных движений после одновременного показа их двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два или более действий, например: дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую бубен. Или под музыку на сильную долю такта ребёнок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч.

Используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания: «Запрещённое движение», «Пройти путь так же», «Сделай наоборот», «Ищи» и так далее.

Можно использовать следующие формы его тренировки:

Осуществление детьми определённых движений от лица сказочного персонажа, преодолевающего различные препятствия путём перепрыгивания, подскоков, лазания, метания и так далее.

Это же предлагается в соревновательных ситуациях.

В словесных объяснениях, где проводится:

а) объяснение движений детьми после их выполнения;
б) объяснение детьми уже знакомых упражнений до их выполнения;
в) самостоятельное придумывание упражнений и объяснение их до выполнения.

Таким образом, внимание детей к чёткости выполнения движений от пассивного переходит в активное, направленное, равно как и восприятие собственных движений становится осознанным, вербализуемым.
Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.

Например, поочерёдное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а так же имитационные движения: «Полоскание платочков», «Тряпочные куклы», «Самолёты летят» и так далее. Используются специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных действий.

Например, руки в стороны, сжать в кулак, бросить; руки вверх в кулак, бросить (руки свободные), наклон.

Детей полезно тренировать под сменяющийся музыкальный материал. Необходимы упражнения, требующие изменения мышечного тонуса в зависимости от звучания разных по силе звуков.

Обязательно объяснение движений педагогом и детьми. Применяются чёткие музыкальные и словесные сигналы для смены движений, счёт.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

На занятиях разучивают разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Всё это служит цели развития чувства темпа и ритма. Постоянно ведётся работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используется отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.

Необходимо начинать тренировку с простейших ритмов и постепенно их усложнять. Вводятся упражнения на восприятие одинаковых ритмов, которые состоят в выполнении детьми движений, объединённых одним и тем же ритмом.

Упражнения для развития координации движений.

Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряжённости. Это могут быть упражнения с предметом, а также пляски и импровизации.

Ведётся углубленное разучивание сначала простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Отдельные движения разучиваются изолированно, а потом соединяются. Систематически используется наглядный показ или словесное пояснение.

Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движение.

Сначала речевой текст необходимо упростить, тщательно проработать в ритмическом плане, затем по частям соединить с отработанным движением. Потом требуем громкого проговаривания слов и выразительности.

Слушание музыки.

Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учётом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач.

Вначале используются контрастные музыкальные произведения, например: «Медведь и зайцы», «Воробьи и автомобиль», «Ручеёк и море», «Колыбельная и плясовая» и другие. В дальнейшем части музыкального произведения учат различать с помощью точных сигналов (хлопки, удар в бубен). Проводится работа над развитием речи. Потом внимание обращается на создание нужного фона настроения. При этом учат различать звучание спокойной, торжественной, грустной, весёлой музыки.

Пение.

Пение коррегирует темп речи, нормализирует дыхание. С детьми- алаликами рекомендуем начинать распевки с гласных звуков: « Укачай куклу», «Позови АУ» и т. п. На более позднем этапе используем распевки двухсложных и трёхсложных слов с открытыми слогами, вводим слова с закрытым слогом, фразу из двух и трёх слов: « Таня, иди», « Папа, пили» и т. д. Затем, в ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи. Необходимо тщательное разъяснение содержания текста песни, неоднократное его громкое, четкое проговаривание. Конечно же, применяем инсценирование песен, а это способствует обучению выразительности речи и, соответственно, выразительному пению.

Упражнения для развития речевых и мимических движений.

На занятиях проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается так же работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизация их в процессе проговаривания специально подобранного текста песни.

Детям необходимо тренировать мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Добиваться развития кинестетического контроля. Проводится автоматизация поставленных звуков. Даются только те упражнения, которые необходимы для формирования правильного артикуляционного уклада конкретного звука.

В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяютя и мимические упражнения. Например: Улыбнуться (растянуть губы), удивиться (поднять брови), прищурить глаза «светит солнце», надуть щёки и другие. Данные упражнения закрепляются на логоритмических занятиях.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

В процессе занятий необходимо применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по изучаемым лексическим темам. Рекомендуем соединять ряд тонких движений пальцев рук с речевым текстом.

Навык выполнения действий с мелкими предметами формируют координацию, силу тонких движений.

Затем рекомендуем начать работу над ловкостью, точностью, переключаемостью тонких движений.

Игра.

Подвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии. Проводятся такие известные речевые игры как «Серый зайка умывается», «Не пора ли пробежаться и местами поменяться», «Лиса и гуси», «Птицы в гнёздах», «Вокруг домика хожу», « У медведя во бору», « Гуси» и т.д.

Необходимо шире использовать игры и этюды на развитие памяти, мышления, воображения, ориентировки в пространстве. Например, игра «Зеркало», «Повтори за мной» и т.д.

Необходимо воспитывать также ловкость, сообразительность, быстроту двигательной реакции. Этому способствуют игры « День-ночь», «Голуби-вороны».

Заключительная ходьба проводится под марш спокойного характера. В конце занятия проводится итог работы.

Детям очень важно получить словесную оценку своей деятельности, они испытывают чувство радости и гордости за свои достижения, что дополнительно стимулирует потребность в коррекции речевых недостатков.

Устная речь.

Вводится на занятия логопедической ритмикой систематически и максимально в следующих формах:

– Путём вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до или после их выполнения, игр.

– В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, чёткость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения.

При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются её формы соответственно логопедическим занятиям.

Рекомендуем проводить совместно с родителями вечера досуга, тематические вечера, дни рождения, праздники, утренники.

Предложенная методика позволяет значительно облегчить работу логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с алалией посредством целенаправленной работы над моторной сферой.

1) Карушкина Алена Александровна,
учитель-логопед
2) Сарбаева Елена Александровна,
учитель-логопед

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 29.06.2017 2017-06-29

Статья просмотрена: 2146 раз

Библиографическое описание:

Матвиенко, Е. Н. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44987/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Моторная алалия рассматривается как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств [7]. К неязыковым расстройствам В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская и другие исследователи относят недоразвитие высших психических функций (зрительного восприятия, памяти, внимания и др.), нарушения общей и мелкой моторики.

Алалия — системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного мозга (патология центрального генеза). Алалия временная функция задержки развития, системное полиморфное нарушение: словарь, грамматика, связная речь, фонетика (просодика), фонематика [6].

Моторная алалия является результатом: центрального органического поражения в перинатальный, натальный или ранний постнатальный периоды. При моторной алалии есть трудности по типу лицевой и оральной апраксии. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте [7].

Р. А. Белова-Давид [6], выделила афферентную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии наблюдаются кинестезии (ощущение) неумение в нужный момент выполнить нужное упражнение. В непроизвольном плане доступно, а по заданию не в состоянии, так как незрелые клетки — импульсы не идут. Преобладает нарушения слуховой и звуковой структуры слова. При моторной эфферентной алалии страдает кинетика, переход от одной артикуляции к другой это влияет на слоговую структуру слова.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа моторной алалии направлена, но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению [3].

В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.

Можно выделить три этапа направления содержания работы при моторной алалии:

– коррекционно-педагогическую работу по формированию звуко-слоговой структуры слова;

– коррекционно-педагогическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи;

– коррекционно-педагогическую работу по формированию связной речи.

Формирование слоговой структуры слова — одно из необходимых условий коррекционно-педагогической работы, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Данной проблеме посвящены работы Ковшиков В. А., Маркова А. К., Левина Р. Е., Усанова О. С. и мн. др. [7].

С педагогической точки зрения Маркова А. К. [8], указывала, что в структуре нарушения алалии тесно будут переплетаться нарушения звуко-слоговой структуры слова, могут «тесно взаимосвязаны». Целесообразно работать параллельно, как над звуковой структурой слова, так и над слоговой структурой слова.

Маркова А. К. отмечает, что при алалии важно работать над словом в целом, подбирать доступные слова и параллельно расширять значение слова, сначала в пассивном словаре, а потом в активном словаре, необходимо наращивать словарь.

Развитие связной речи происходит от звукоподражания к слову и предложению и опирается на поэтапность развития речи в онтогенезе [4].

Широкое применение игровых приемов, используя артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой Р. Г. Бушлякова [2], одновременно действуя руками и артикуляционным аппаратом.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [5], артикуляционная, пальчиковая гимнастика, сопровождаем речь с движениями чётко под счёт, отрабатываем все движения. При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук, необходимо достижение чистоты произношения звука.

Агранович З. Е. [1], работа на неречевом материале, подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, на этом закладываются основы речеслухового восприятия слова и речедвигательных навыков. Используются игры, которые могут привлечь внимание ребёнка, а потом проводится работа над ритмом (отхлопать, протопать, отпрыгать, и т. д.). Работа над гласными звуками первого ряда А, О, У, Э, Ы, а также работа над звукоподражанием.

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу над грамматическими формами. Содержание работы при различных речевых уровнях: I уровень — СГС, ГС, СГ, СГ+СГ, СГ+ССГ; II уровень — СГ+СГС, СГ+СС, СС+ГС, СГ+СГ+СГ, СГ+СГ+ССГ: III уровень — более сложные конструкции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моторная алалия — это тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное центральным органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы. Без специально организованного коррекционно-логопедического воздействия ребенок, страдающей моторной алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.

Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

В последние несколько десятилетий наблюдается значительное увеличение числа детей с нарушениями речи.

Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одним из наиболее трудных для коррекции, является общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Многолетний опыт работы позволяет убеждаться в том, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Большая часть дошкольников отличается недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, трудностями в запоминании и воспроизведении материала, выполнении сложных инструкций. Исследования зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР они сформированы недостаточно. У дошкольников отмечается низкий уровень развития самоконтроля, навыка произвольной деятельности.

Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Большей части детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: нарушение координации, общего ритма движений; неуверенность в воспроизведении, снижение скорости выполнения, затруднения при переключении от одного движения к другому. Перечисленные особенности характеризуют состояние как общей, мелкой, так и артикуляционной моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении заданий по словесной инструкции, пространственно-временным параметрам.

Таким образом, вышеперечисленные особенности позволяют говорить о том, что нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Созданию единого подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, способствует взаимосвязь, преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Условиями оптимизации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются:

– совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении;

– обсуждение результатов исследования неречевых процессов, состояния речи детей группы;

– составление перспективного плана коррекционной работы по музыкальному воспитанию, логоритмике с учетом ведущего дефекта.

– взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

– разработка общих рекомендаций для родителей.

Общеизвестно, что эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является разработка и проведение логоритмических занятий. Поэтому в совместной работе мы делаем акцент на логопедическую ритмику.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в речевой группе.

На логоритмических занятиях мы решаем следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного, артикуляционного праксиса; двигательных навыков;
  • развитие оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • развитие ритмических способностей;
  • развитие речевой функциональной системы.

В результате практической работы у нас сложилась определенная структура логоритмического занятия:

В зависимости от этапа работы, уровня развития детей конкретной группы, мы варьируем их содержание.

Логопедическая ритмика представляет комплекс ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Развитие ритмических способностей является основой для овладения слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность. Сочетание речи и движения под музыку являются очень важным компонентом на пути коррекции нарушений слоговой структуры слова, исправления речевых и двигательных недостатков речи.

Речедвигательные упражнения проводим как в сопровождении музыки, так и без нее. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Используем различные ритмические рисунки на два, три, четыре счета и музыкального размера 2/4, 4/4 такими длительностями, как восьмые и четверти, половинки. Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, используем народный детский фольклор разных стран, стихи современных детских поэтов. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, делим детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Во время логоритмического занятия обращаем внимание на то, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу, сидели полукругом. Такое расположение дает возможность дошкольникам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Упражнения логопедической гимнастики выполняем, сидя на ковре. Нередко сочетаем их с выполнением движений пальцев рук (выполняем под счет, с музыкальным сопровождением).

Речедвигательные игры и упражнения включаем не только в содержание логоритмических, но и музыкальных, логопедических, физкультурных занятий. Для удобства применения, речевой материал, а также игры и игровые упражнения, используемые нами, систематизированы. Некоторые из них приведены ниже (Приложение).

Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим используем различные виды ходьбы с музыкальным или речевым сопровождением.

На начальных этапах коррекционной работы по логоритмике мы стараемся организовывать все “звучащие” формы обучения.

Фронтальные или подгрупповые занятия с детьми, обычно начинаем с отхлопывания, оттопывания сначала простых, а затем все более сложных ритмов, постепенно исключая опору на зрительное восприятие. Включаем в занятия упражнения направленные восприятие и различение ритмов, их воспроизведение хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах.

Подобные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма и координации движений, но и развивают внимание, речеслуховую память, помогают выработать правильный ритм дыхания. Такие виды коррекционной работы направлены на создание устойчивого рефлекса четкой метрической пульсации точного ритмического рисунка, возникающего в мышцах пальцев рук, голосовых связок, которые возникают на основе словесного и музыкального материалов.

Включаем в занятия упражнения на пропевание звуков, слогов, используемых в фонетической ритмике на знакомые мелодии; складовых цепочек (“Музыкальный мяч”). Кроме того, пропеваем слоги с повышением или понижением тона голоса, изменяя ритм, интонацию, выделяя какой-либо слог, например: “Ста-сто-сту-сты.”, т.д. Обязательным условием такого вида коррекционной работы является то, что необходимо петь в темпе речи, ритмично, выделяя ударные слоги.

Пение складовых попевок, чистоговорок, прибауток, детских песенок служит замечательным материалом для развития мышц артикуляционного аппарата, формирования устойчивых артикуляционных кинестезий, быстрой переключаемости с одной артикулемы на другую, закрепления навыков правильного произношения звуков и слоговых структур. Благодаря рифмованным текстам и простым мелодиям дети легко схватывают музыкально-ритмический “образ” слова, речевой фразы. Большинство чистоговорок и попевок прорабатываем с “пропеванием” каждого слога пальчиками отдельно правой, левой, обеих рук одновременно. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук. Песни подбираем с учетом темпа, диапазона звучания, длительности музыкальных фаз. При пении обязательно акцентируем внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

Некоторые песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов. Особенностью такого вида работы является поэтапное разучивание текста песни, отдельно разучивается музыкальный аккомпанемент, и только после этого пение и аккомпанемент сливаются воедино. Пение позволяет укрепить голосовые связки, способствует развитию певческого голоса, увеличению диапазона голоса (от одного звука до полутора октав), обогащению эмоциональной и тембровой окраски голоса, улучшению дикции, дыхания. Благодаря пению, нам предоставляется возможность закрепления различных слоговых конструкций, линейной структуры фразы.

Проведение логоритмических занятий позволило заметно улучшить у детей показатели чувства темпа и ритма, ориентации в пространстве, общую и мелкую моторику, артикуляционные движения, слуховое внимание и фонематический слух, умения произносить слова различного слогового состава.

На основе опыта работы выделим основные моменты:

1. На логоритмических занятиях особое внимание необходимо уделить играм, направленным на совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

2. Обязательной основой для логоритмических занятий должны быть упражнения, построенные не на музыкальном ритме, а на стихотворном, где проговаривание стихотворных строк необходимо совмещать с движением.

3. В логоритмические занятия необходимо включать упражнения, направленные на развитие интонации, ритмических способностей, тактильных ощущений, поскольку, избегая их, невозможно сформировать слоговую структуру слова, правильную речь дошкольников.

4. При пении необходимо акцентировать внимание на развитие у детей внутреннего ощущения стабильности метра, темпа.

5. Для достижения положительных результатов в работе по устранению общего недоразвития речи у детей, посредством логоритмики, необходимо взаимодействие педагогов ДОУ.

В совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя “помощником” являются тетради взаимодействия специалистов Д/У. Ведение тетрадей помогает закрепить умения и навыки, полученные на логопедических, музыкальных, логоритмических занятиях, способствует углублению индивидуального подхода к детям.

Таким образом, тесная взаимосвязь и четкое разграничение функций учителя-логопеда и музыкального руководителя, использование вышеперечисленных видов работ, способствует эффективной коррекции ОНР у дошкольников.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике- М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. Ритм, речь, движение 3 изд. – СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008.
  6. Титова Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М., 1991.

Моторная алалия у ребенка: признаки, виды и лечение

Содержание:

Что такое моторная алалия?

Моторная алалия (МА) – это синдром, характеризующийся частичным недоразвитием или полным отсутствием речи у ребенка с сохранным слухом и интеллектом. Строение периферических речевых органов и понимание речи у детей с моторной алалией также не нарушено. В МКБ-10 МА соответствует термин «расстройство экспрессивной речи». Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет (большинство моторных алаликов составляют мальчики).

Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия речи до незначительных фонетических и грамматических погрешностей.

Степень тяжести МА напрямую зависит от времени повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения.

Причины развития

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге и состоит из:

  • коры головного мозга (преимущественно левого полушария);
  • подкорковых узлов;
  • проводящих путей;
  • ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга);
  • нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательного.
  2. Голосового.
  3. Артикуляционного (звукопроизводящего).

Очаг поражения при МА находится в центральной части речевого аппарата, но, как следствие, нарушается работа и периферической части.

Поражение участка головного мозга, которое приводит к появлению этой патологии, может быть следствием различных патогенных факторов. Выделим следующие причины моторной алалии:

  • Инфекции, которые могли попасть в организм в процессе родовой деятельности, либо во время внутриутробного периода.
  • Токсикозы.
  • Травмы головного мозга ребенка. Как правило, это следствие несчастного случая во время вынашивания плода.
  • Асфиксия.
  • Гипоксия.
  • Высокая вероятность самопроизвольного аборта у женщины.
  • Легочная, сердечная недостаточность, а также другие хронические заболевания у матери.

Практически все причины возникновения моторной алалии обусловлены достаточно тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями, которые влияют на формирование головного мозга малыша, а также послеродовыми или родовыми травмами.

Симптоматика моторной алалии

При моторной алалии ребенок понимает то, что ему говорят окружающие, но он чаще всего не в состоянии ответить им, несмотря на сохранные с физиологической точки зрения органы артикуляции и сформированность произносительных возможностей. Это тяжелое нарушение речи, которое требует длительной работы с логопедом.

Симптоматика моторной алалии выражается в следующем:

  • Отсутствие речи, когда дети заменяют слова мимикой или жестами, либо несвязными звуками и лепетом.
  • Выпадение звуков из слова, а также неправильная замена звуков в словах другими.
  • Объединение слогов разных слов.
  • Ограниченность словарного запаса.
  • Малыш заменяет слова на похожие по смыслу.
  • Из фразы выпадают предлоги.

Вышеуказанные проявления относятся к речевым симптомам. Есть и неречевые признаки:

  • Нарушение координации.
  • Слабое развитие мелкой и крупной моторики.
  • Расстройства памяти, внимания и восприятия.
  • Проблемы с элементарным самообслуживанием.
  • Быстрая утомляемость, при этом ребенок может быть очень активным, либо пассивным в своем поведении.

В качестве осложнения МА у детей часто наблюдается речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение общаться со сверстниками. На фоне несформированности вербальной речи может развиваться вторичная интеллектуальная недостаточность. В школе дети часто страдают от дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии есть вероятность развития логоневроза.

Формы моторной алалии

Есть две разновидности данной патологии:

  1. Кинестетическая форма (афферентная). Она обусловлена поражением постцентрального участка коры, отвечающего за программу движений артикуляционного аппарата. При такой форме малышу сложно произносит слова, строить длинные фразы. Он испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз во время произношения слогов и звуков.
  2. Кинетическая форма (эфферентная). В данном случае поражаются премоторные отделы коры головного мозга. При поражении этого участка у детей появляются сложности в формировании комплекса движений, т.е. артикуляционных актов. Происходит искажение слогового состава слова, замедляется речь.

Определив точную форму патологии, специалист может назначать грамотную схему коррекционной работы, направленной на устранение речевого расстройства.

Особенности логопедической работы при моторной алалии

Терапия данной патологии подразумевает использование медикаментозного лечения, целью которого является стимуляция мозговых структур. Для этого неврологом при необходимости могут быть назначены ребенку витаминные комплексы, ноотропы и другие препараты.

Ведущую роль в терапии занимает логопед. Также приветствуются занятия с детским психологом.

Коррекционная работа при моторной алалии делится на несколько этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе формируются предпосылки для того, чтобы малыш начал разговаривать. Создаются ситуации, побуждающие к речевой активности. Специалист доносит до ребенка мысль о важности речи в жизни любого человека.
  2. Формирование начальных речевых навыков. Работа начинается с расширения словарного запаса. Специалист учит малыша соотносить предмет и слово, обозначающее его.
  3. Формирование высказывания. Ведется работа над развитием связной речи, чтобы ребенок мог формулировать свою мысль, правильно употреблять те или иные слова в конкретной ситуации. На этом этапе малыш может выполнять определенные занятия: пересказать прочитанное, составить рассказ по картинке и т.д.

Устранение фонетико-фонематических нарушений. Ребенок учится произносить звуки, акцентируясь на правильном положении губ, языка и других органов артикуляции.

Упражнения для каждого этапа коррекции подбираются специалистом в индивидуальном порядке, в зависимости от формы патологии. При этом важна роль родителей, которые должны всячески поощрять старания малыша, хвалить его за его старания и ни в коем случае не высказываться критически, либо ругать его за то, что у него что-то не получается.

В целях профилактики появления МА у ребенка необходимо обеспечить нормальные и комфортные условия для женщины во время беременности. Нужно регулярно обследоваться у гинеколога, исключить любые занятия, которые могут привести к травмам, избегать чрезмерных физических нагрузок, а также отказаться от вредных привычек. Важно создать благоприятные условия для дальнейшего развития малыша, уделяет достаточно времени развивающим занятиям.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Чудо-сказки - Турнир по произведениям К.И. Чуковского
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: