Формирование лексико-грамматических категорий с использованием темы Грибы, ягоды

Подгрупповое занятие по развитию связной речи по лексико-грамматической теме “Грибы”

Разделы: Логопедия

Цель: обучение составлению описательного рассказа по лексико-грамматической теме “Грибы”.

1.Обучать составлять описательный рассказ по теме “Грибы”.

2. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Грибы” (предметного словаря, словаря признаков, глагольного словаря).

3. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым ответом.

4. Развивать фонематический слух.

5. Развивать умение выполнять инструкции и ориентироваться в пространстве.

6. Развивать общую моторику.

7. Развивать умение слушать друг друга.

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал – грибы, старичок лесовичок, 4 корзины, 4 маленькие схемы и 4 маленьких лесовичка, схема описания грибов, скакалка.

Подготовка к занятию: На парты положить корзины и схемы с лесовичками. На доску прикрепить грибы в три ряда по три гриба.

I Оргмомент и закрепление пройденного материала.

Вводная беседа перед началом занятия.

Логопед: Куда мы путешествовали на прошлом занятии?

Дети: На прошлом занятии мы путешествовали в лес.

Логопед: Что делали в лесу?

Дети: В лесу мы собирали грибы.

Логопед: Сегодня к вам пришел старичок – лесовичок, он снова приглашает к себе в гости в лес собирать грибы. Чтобы попасть в лес нужно пройти по волшебному мосту(скакалка положенная в линию) и произнести волшебные слоги. Вы готовы?

Логопед: Кто пройдет по мосту, должен подождать свои друзей рядом с мостом, чтобы оказать помощь или проверить правильность произнесения волшебных слогов.

Каждый ребёнок по очереди повторяет за логопедом слоговую цепочку.

Слоговые цепочки: да-та-да, ба-па-ба, га-ка-га, ва-фа-ва.

II Изучение нового материала.

Когда все дети прошли по мосту, то логопед приглашает детей сесть за столы.

Логопед: Теперь мы в лесу. На том занятии лесовичок приходил к вам, и рассказывал, какие грибы можно собирать, а теперь он хочет проверить, что вы запомнили. Камила, возьми лесовичка. А остальные ребята возьмите схемы с грибами и своего лесовичка. Поднимаем лесовичка на 2 клеточки вверх и на одну клеточку в сторону. Что за гриб мы нашли?

Камила: Я нашла подберезовик.

Логопед: Ребята, правильно Камила нашла гриб? У всех так получилось?

Логопед: Положим его в корзину? Почему?

Камила: Да, потому что это съедобный гриб.

Логопед: Все согласны с Камилой?

Логопед: Все хором повторим ответ Камилы. Подберёзовик – это съедобный гриб.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Что нужно сделать, чтобы положить гриб в корзину?

Камила: Чтобы положить гриб в корзину, его нужно срезать.

Логопед: Сними карточку с доски и положи гриб в корзину. Какой гриб справа от подберезовика?

Камила: справа от меня мухомор.

Логопед: Все нашли мухомор?

Логопед: Положим его в корзину? Почему?

Камила: Нет, потому что это ядовитый гриб.

Логопед: Все хором повторим ответ Камилы. Мухомор – это ядовитый гриб.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Молодец, Камила, присаживайся на место и продолжай путешествие со своим лесовичком. Поднимаем лесовичка на одну клеточку вверх и на одну клеточку влево, какие грибы мы нашли?

Даша: Я нашла лисички.

Логопед: Все нашли лисички?

Логопед: Положим их в корзину? Почему?

Даша: Да, потому что это съедобные грибы.

Логопед: Все хором повторим ответ Даши. Лисички – это съедобные грибы.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Положи в корзину грибы.

Даша: Что ты сделала?

Логопед: Я срезала грибы и положила их в корзину.

Логопед: Какой гриб справа от лисичек?

Даша: Справа от лисичек опята.

Логопед: Все нашли опята?

Логопед: Положим их в корзину? Почему?

Даша: Да, потому что это съедобные грибы.

Логопед: Все хором повторим ответ Даши. Опята – это съедобные грибы.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Аня, что сделала Даша?

Аня: Даша срезала грибы и положила их в корзину.

Логопед: Молодец, Даша, присаживайся на место. Аня, выйди к доске. Берем лесовичков. Поднимим их на 2 клеточки вверх и на одну вправо, что за гриб мы нашли?

Аня: Я нашла белую поганку.

Логопед: Все нашли белую поганку?

Логопед: Положим её в корзину? Почему?

Аня: Нет, потому что это ядовитый гриб.

Логопед: Все хором повторим ответ Ани. Белая поганка – это ядовитый гриб.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Какой гриб растет снизу?

Аня: Под белой поганкой растет белый гриб.

Логопед: Все нашли белый гриб?

Логопед: Положим их в корзину? Почему?

Аня: Да, потому что это съедобный гриб.

Логопед: Все хором повторим ответ Ани. Белый гриб – это съедобный гриб.

Дети повторяют за логопедом.

Дети: Я срезала гриб и положила его в корзину.

Логопед: Камила, что сделала Аня?

Камила: Аня срезала белый гриб и положила его в корзину.

Читайте также:
Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Логопед: Диана, выходи к доске. Берем лесовичков. Поднимим их на две клеточки вверх, спустим на одну вниз, какой гриб мы нашли?

Диана: Я нашла масленок.

Логопед: Все нашли масленок?

Логопед: Положим их в корзину? Почему?

Диана: Да, потому что это съедобный гриб.

Логопед: Все хором повторим ответ Дианы. Масленок – это съедобный гриб.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Сейчас делаем два шага влево, один вверх, какой гриб мы нашли?

Диана: я нашла подосиновик.

Логопед: Все нашли подосиновик?

Логопед: Положим их в корзину? Почему?

Диана: Да, потому что это съедобный гриб.

Логопед: Все хором повторим ответ Дианы. Подосиновик – это съедобный гриб.

Дети повторяют за логопедом.

Логопед: Возьми гриб и положи в корзину. Что ты сделала?

Диана: Я срезала гриб и положила его в корзину.

Логопед: Даша, что сделала Диана?

Даша: Диана срезала подосиновик и положила его в корзину.

Логопед: Встаем за мной сейчас покажем лесовичку, как мы собираем грибы.

Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держат руки на поясе.
Много грибов нашли. Руки развести в стороны

Раз, два, три, четыре, пять, Наклоняются, руками касаются ног.
Мы опять идем искать. Опять маршируют по кругу.

Логопед: Сейчас вернемся обратно на места, но другой дорогой. Лесовичок поведет нас через болото, чтобы нам не утонуть, нужно идти только тогда, когда услышите название съедобного гриба. Встаем в шеренгу.

Дети стоят и выполняют задание логопеда.

Речевой материал: белый гриб, белая поганка, подосиновик, подберезовик, мухомор, маслята.

IV Закрепление пройденного материала.

Дети садятся на свои места.

Логопед: Загляните в свою корзину, выберите самый красивый гриб, сейчас вы будете о нем рассказывать лесовичку.

Дети выбирают понравившиеся им гриб и рассказывают про него по схеме (Приложение 1: как называется, какого цвета ножка и шляпка, какой это гриб большой или маленький, съедобный или не съедобный, что можно из него приготовить).

Если рассказ детям понравился, то дети аплодируют друг другу.

V Подведение итога. Оценка деятельности детей.

Логопед: Чем мы занимались на занятии?

Дети: Мы собирали грибы и рассказывали про них.

Логопед: Наше путешествие подошло к концу, но лесовичек отпустит только тех, кто ответит на мой вопрос.

Логопед показывает гриб и спрашивает, что можно из него приготовить.

Логопед: Лесовичек очень рад, потому что вы запомнили все, о чем он вам рассказывал.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка. Лексическая тема «Грибы, ягоды»

Галина Вяткина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка. Лексическая тема «Грибы, ягоды»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка. Лексическая тема: «Грибы, ягоды».

Цель: сформировать представление о грибах и ягодах.

1. Расширение и активизация словаря по теме.

2. Закрепление понимания и практическое употребление в речи предлога с.

3. Совершенствование навыка образования относительных прилагательных.

4. Употребление предлогов (В, НА, ПОД).

1. Развитие внимания и мышления.

2. Развитие мелкой, общей моторики.

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: большая корзина с листьями, на которых написаны игры, материал к играм «Четвёртый лишний», «С чем корзинка», «Отбери грибы к обеду», венок из ягод, картинки с изображением грибов и ягод, индивидуальные задания на лисе А5 и фломастеры.

Предварительная работа: экскурсия в лес, рассматривание и обсуждение открыток с изображением грибов и ягод, чтение литературы а различных грибах и ягодах.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в окошко залетел зелёный листочек. Посмотрите, ребята, да он не простой, на нём что-то написано.Давайте прочитаем: «Дорогие, дети!Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём». (Лес)

Почему лес называют домом?

Дети: Потому что в лесу живут животные, птицы, насекомые, растут деревья, кустарники,травы, цветы, грибы, ягоды.

II. Основная часть.

Логопед: Я из леса принесла целое лукошко игр. Мы поиграем и поговорим о лесе, ягодах и грибах.

Игра «С чем корзинка».

Логопед: Однажды дети пошли в лес. А в лесу много всяких даров. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пошли домой. Посмотрите, с чем у них корзинки?

Дети: Это грибы. Корзина с грибами.

Логопед: А эта корзина с чем?

Дети: Это ягоды. Корзина с ягодами.

Логопед: А эта корзина с чем?

Дети: Это орехи. Корзина с орехами.

Логопед: посмотрите на эту корзину, она с чем?

Дети: Это шишки. Корзина с шишками.

Читайте также:
Постановка звуков в логопедии

Игра «Ягодный венок».

Логопед: Посмотрите на этот необычный венок. Его сплели из лесных ягод эльфы. Надо назвать все ягоды и этого венка.

Дети: Это малина, ежевика, черника, земляника, клюква, брусника.

Логопед. Верно, а теперь скажете, какое варенье получится.

Из малины – … (малиновое варенье).

Из черники – … (черничное варенье).

Из земляники – … (земляничное варенье).

Из брусники – … (брусничное варенье).

Из ежевики – … (ежевичное варенье).

Логопед: Молодцы, ребята. Надо отдохнуть немного.

Пальчиковая гимнастика. КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина — так корзина!

В ней крыжовник,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Изображают удивление, разводят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест — движение руками на себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка

Шляпка есть – нет головы?

Дети. Гриб.

Игра «Отбери грибы к обеду».

Логопед: Давайте вспомним, почему надо быть внимательным, отбирая грибы для обеда.

Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы есть нельзя. Можно отравиться и попасть в больницу.

Логопед: Правильно. Давайте же будем предельно внимательны.

(Дети отбирают картинки со съедобными грибами на тарелку, а с ядовитыми – в ящик.

Дети называют грибы – съедобные грибы: белый гриб, маслёнок, опёнок, лисичка, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, волнушка;ядовитые: бледная поганка, мухомор, ложные опята.)

Употребление предлогов (В, НА, ПОД).

Логопед: Какой гриб растёт под осиной? Под берёзой? На пеньке? Почему белый гриб называется белым? Почему рыжики называются так? Как называется гриб, у которого шляпка волнами?

(Ответы детей)

Игра «Четвёртый лишний».

Боровик, брусника, сыроежка, рыжик.

Черника, малина, земляника, опёнок.

Яблоко, груша, подосиновик, вишня.

Опёнок, лисичка, маслёнок, ель.

Сыроежка, мухомор, подберёзовик, волнушка.

Игра «Найди и соедини пару»

Самостоятельная работа детей. Соединить пары – провести «ниточки» фломастером (у детей за одним столом разные задания: ягоды или грибы).

III. Итог занятия

Логопед:В народе говорят: «Возле леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?

Лес – это наше богатство, его надо беречь и охранять.

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: “Дикие животные”; – формировать обобщающее понятие «дикие.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: – уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; – учить детей точно.

Учебно-методический комплект по лексической теме “Грибы – ягоды”
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Учебно-методический комплект по лексической теме “Грибы – ягоды”

Скачать:

Вложение Размер
griby_yagody.docx 110.43 КБ

Предварительный просмотр:

С. В. Овчинникова

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

– о том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отлича­ются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;

– какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;

– основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.

Дети должны уметь:

– отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распро­страненные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;

– обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особен­ности, выделять основные части;

– использовать активный словарь (названия, признаки, дей­ствия), накопленный при изучении темы.

Существительные: грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.

Прилагательные : съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.

Глаголы : искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: – Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
“Спасибо! Спасибо!”
Потом вдруг качнулся,
вздохнул. и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Пел под ёлкой мухомор:
— Всех грибов я краше!
Мошкары писклявый хор
Надо мной не пляшет.
Меня люди не едят:
Зол я, как горчица.
А зверюшки — каждый рад
Мною полечиться.

Посреди лесной полянки
Притаились хулиганки,
Притаились хулиганки –
Две противные Поганки.
В белых юбках, шляпках белых,
Каждая белее мела.
Слишком уж они бледны,
Да и в пищу не годны.
Ведь в Поганках, говорят,
Самый сильный в мире яд!
Для людей и для зверей.
Мимо них пройди скорей.

У березки на опушке
Ждут нас модницы Волнушки.
Все в пушистых шляпках новых,
Нам кричат: “А мы готовы!
Мимо вы не проходите И скорее нас сорвите!”
Зря волнуетесь, Волнушки, Заберем мы вас с опушки, Не оставим ни одной,
Унесем к себе домой!

Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)

Посмотри, – сказал мне папа,-
Ножка, а ножке – шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть, нет головы.

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками.

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет –
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с . (Малиной )

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина.

Душистых ягод аромат,

В природе дикой созревают,

Своею формой небольшой,

Клубнику нам напоминают!

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

На тоненькой колючей ветке
В полосатых майках детки.
Кустик с шипами – не шиповник.
А как зовут его?
(Крыжовник) –

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)

– Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)

– Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)

– Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

– Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный. (Мухомор.)

– Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас. (опята).

– В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их. (волнушки).

– Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие. (маслятки).

В рыжих шапочках сестрички, называют их. (лисички).

– Очень к дождику привык пухлый, круглый. (дождевик).

– На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)

– Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)

– Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)

– Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)

– Как вам с нами повезло! Пень один — грибов ведро. (Опята.)

– Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно волны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)

– Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)

– Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но обходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)

– Если знаешь нас, срезай. А не знаешь — оставляй. (Грибы.)

– Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)

Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые…

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Топ-топ. Пять шагов,

(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Показывают растопыренные пальчики.)

(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с

А второй – лисичка, рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

Пальчик, пальчик-непоседа,
где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел малинку,
с безымянным ел калинку,
Ел со средним землянику,
с указательным клубнику!
(загибаем пальчики)

Гномы в лес пошли

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три –
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! ( показывает 3 пальца)
И пока грибы срывали, ( руки к полу)
Гномы в садик опаздали.
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (Скачут вприсядку, .)

Лисичка бежала, (Бегут)

Скакали зайчатки, (Скачут стоя)

Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

– Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

– Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)

– Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
– Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
– Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
– Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
– Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
– Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
– Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
– Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
– Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
– Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
– Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)

Цель: уметь устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении.
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

– Что будет, если лето засушливое?

– Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

– Что будет, если осенью придут ранние заморозки?

– Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?

– Что будет, если грибы долго не собирать?

– Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?

– Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

– Что будет, если грибы плохо проварить?

– Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?

– Грибы относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное царство?

– Чем грибы отличаются от растений?

– Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?

– Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

– Из каких частей состоит гриб?

– В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?

– Назовите грибы, которые вы знаете.

– Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.

– Какие грибы называются ложными?

– Как правильно собирать грибы?

– Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

– В какое время года растут грибы?

– Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

– Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

– Как можно хранить собранные грибы?

– Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам больше нравится?

– Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некоторые люди их не могут найти?

Игра «Подбери шляпку к ножке

Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Материал: набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).

– Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)

Игра “Что приготовим?

Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

Грибной соус, клюквенный морс…

Цель: развитие внимания, памяти.

– Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Положил в лукошко

Игра с мячом. Дети передают мяч. Первый игрок называет ягоду (гриб), следующий называет предыдущее слово + свое слово название гриба или ягоды.

– Положил в лукошко малину, калину…. и т.д.

Опыты с губкой, и водой

Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.

« Что можно делать с грибами?»

(Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.

Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

Мы в лес пойдем

Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем,

Их в корзинки соберем

И домой мы принесем.

Мы кричим в лесу: «Ау!»

Эхо там живет в бору.

«Зачем ты пойдешь в лес?» Что из лесу принесешь? Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки:

«Я пойду в лес за малиной (брусникой, клюквой, ежевикой, черникой; и т. д.)».

Развитие связной речи

Составление рассказа «Грибы и ягоды»

«Мухомор — это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.

Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.

Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».

Сказка о лекарственных растениях

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Он из дома спозаранку выбегает с веником

Подметает всю полянку перед муравейником.

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст, каждый пень,

Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка

Вдруг упала с ёлки шишка,

От волнения сова перепутала слова:

Где же “Скорощь помая”? Где же “Скорощь помая”?

Где же “Скорощь помая”, спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку,

Сказка о лекарственных растениях

Вот из чащи на опушку

Он решил Медвежье Ушко

На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой

Муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев –

Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика

Он больному обещает:

От компресса полегчает!

И другое средство тоже

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою!

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой,

Кто сушёной земляникой.

Даже волк помочь не прочь.

Думал-думал как помочь.

К муравейнику повез

Волчьих Ягод целый воз.

Сказка о лекарственных растениях

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока,

И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

– Я, друзья, не ябеда,

Только Волчья Ягода,

Даже если мытая

А потом девчонки-пчелки

Притащили мёд в бочонке.

Ничего, что тяжело,-

Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку

И попьет Цветочный мед.

Значит дело на поправку

Все лесные витамины

От брусники до малины

Принесли ему друзья.

Ведь Зеленая аптека

Лечит даже человека,

А не только муравья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие “Ребусы по лексическим темам”

В данном учебно-методическом пособии представлены ребусы по лексическим темам, данное пособие направленно на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениям.

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем “Домашние животные”,”Насекомые”для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Разработка двух комплексно -тематических лексических тем: “Домашние животные”, “Насекомые” для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар.

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексической темы :«Насекомые» для детей с ТНР старшего возраста групп компенсирующей направленности

Разработка комплексно -тематической лексической темы: , “Насекомые” для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр.

Презентация к занятию по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Грибы»

    Елена Соломина 2 лет назад Просмотров:

1 Презентация к занятию по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Грибы» Учитель логопед ГБДОУ 97 Центрального района Кашеварова С.А. Санкт Петербург 2017г

2 Цель: Расширять представления детей старшей группы о съедобных и ядовитых грибах. Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширять представления о лесе и грибах произрастающих в лесу. 2. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: грибы, лес, маслята, белый гриб, лисички, опенок, подосиновик, подберезовик, мухомор, ножка, шляпка, собирать, прятаться, срезать, ядовитые, съедобные, Грибовичок. 3. Совершенствовать умение употреблять простой предлог В. 4. Уточнение произношения звука У. Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное восприятие, речевой слух. Развивать артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи: 1. Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. 2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: корзина, картинки грибов, макеты деревьев, Грибовичок, зеркала. Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением ядовитых и съедобных грибов. В презентации использовались картинки из поисковой системы «Яндекс»

3 1.Организационный момент. Дети заходят в группу. – Ребята, посмотрите, вокруг нас много чего? деревьев. – А где растет много деревьев? в лесу. – А что еще растет в лесу? ягоды, цветы, мох, грибы.

4 2. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о грибах. -Ой, ребята, посмотрите, кто-то под елочкой сидит. Кто это?- Грибовичок. – А как вы думаете, почему его так зовут? правильно, он похож на гриб. – А как вы догадались, что он похож на гриб? правильно, у него есть ножка, есть шляпка. Вот оказывается почему его назвали Грибовичком. – Ребята, а Грибовичок пришел к нам не с пустыми руками. Что же он нам принес? корзинку. -Ой, смотрите, еще в корзинке есть загадки. Грибовичок говорит, что он не мог их отгадать. Давайте поможем Грибовичку.

5 3. Отгадывание загадок Шляпка красная в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид. Но он опасен, ядовит. Теплый дождь прошел грибной Над поляною лесной Много будет для ребят После дождика. (маслят) Что за дружные сестрички? А зовут их все (лисички) – Ребята, посмотрите, а что есть в корзинке? грибы. Берите картинки и встаньте каждый к своему стульчику.

6 4. Повторение пройденного материала На доске выставлены картинки с грибами. -Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб. (Логопед просит сравнить картинки взятые детьми из корзинки с картинками выставленными на доске. Ответ ребенка: «У меня лисичка»,. – Верно. А какой гриб у меня на доске есть, а среди ваших картинок его нет?- мухомор. Правильно, молодцы, вы очень внимательные. – Назовите, пожалуйста, одним словом все ваши грибы. Съедобные. – А гриб, которого у вас нет, как мы назовем? ядовитый.

7 5. Артикуляционная гимнастика – Ребята, а давайте научим Грибовичка делать упражнения для языка. Я думаю, что ему будет интересно. Упражнение «Лопаточка» – изображаем широкую шляпку гриба. Упражнение «Иголочка» – тонкая ножка гриба. Упражнение «Грибок» – стараемся удержать язык в верхнем положении. Упражнение «Вкусное варенье» – наелись жареных грибов, облизнули верхнюю губку. – Ребята, а что необходимо грибам для быстрого роста? свет, земля, вода.

8 6. Уточнение произношения звука У. – А еще в лесу живет ветерок. Как воет ветер? Логопед просит сесть детей красиво, ровно держать спинку. Произносим песенку ветерка на выдохе, тихо У-У-У. А теперь песенку сильного ветра. Вдохнули, громко У-У-У.

9 7. Динамическая пауза – Ребята, осенний лес дарит нам много грибов. Давайте вернемся в лес и поможем Грибовичку снова наполнить корзинку грибами. Мы, сейчас в поход выходим, (ходьба) По тропинке в лес заходим, (поднимаем, разводим руки) Руки за спину кладем, И по бревнышку идем. (высоко поднимаем ноги).

10 8. Развитие глагольного словаря. – Ну, вот и пришли мы в лес. -Ребята, а какие грибы мы будем собирать? съедобные. -А как мы их будем собирать? срезать. Ответы детей: «Я буду срезать опенок». «Я буду срезать масленок».. -А где прячутся от нас грибы? за пеньком, на пеньке, под деревьями, под листиками. -Давайте же их искать. Вот какие мы молодцы, все грибы собрали, а куда мы их положим? в корзину. -Ваня, куда мы положим грибы? в корзину.

11 9. Итог Грибовичок говорит нам спасибо. -Давайте напомним Грибовичку о чем мы с вами сегодня разговаривали? правильно о грибах. -Ребята, а какие грибы мы положили в корзину Грибовичку? съедобные. -А какие грибы остались на полянке? ядовитые. А почему мы их не собрали? их есть нельзя. -Ребята, смотрите, а Грибовичок нам тоже сделал сюрприз. Он наши грибы (картинки) превратил в настоящие (детям раздается печенье- грибочки)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшей группы по лексической теме «Грибы».

  • Совместные занятия с педагогами МДОУ (2)
  • Мои проекты (1)
  • конспекты занятий (5)
  • картотека заданий по автоматизации звуков (3)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшей группы по лексической теме «Грибы».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшей группы по лексической теме «Грибы».

Цель:

Уточнить знания детей о грибах, закрепить обобщающие понятия «грибы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, грибы, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, собирать, ядовитый, съедобный, грибной, грибная, грибное).

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного внимания и восприятия. Активизация речевой деятельности детей, Развитие речевого слуха и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными. Образование уменьшительно – ласкательных форм. Изменение формы слова.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плоскостные фигуры грибов, листы со штриховкой гриба по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, мнемотаблица, мяч, корзинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети входят в зал:

учитель-логопед: Сегодня мы отправимся в новое путешествие. Для того, чтобы в него попасть вам надо закрыть глаза.

В сказку попаду.

Откройте глаза и посмотрите вокруг. Где мы с вами оказались?

-Дети: мы оказались в лесу.

Учитель-логопед: Какой это лес?

-Дети: Это смешанный лес.

Учитель-логопед: почему этот лес смешанный?

-Дети: Потому, что в нем растут хвойные и лиственные деревья.

Учитель-логопед: посмотрите внимательно на деревья и скажите, что вы видите? Как изменились деревья?

-Дети: Листья на деревьях пожелтели.

-Дети: Листья с деревьев опали.

-Учитель – логопед: Если листья на деревьях пожелтели и опали, значит это какое время года?

-Дети: Это время года – осень.

-Учитель-логопед: А что еще вы видите на поляне?

-Дети: Мы видим на поляне много разных грибов.

-Учитель-логопед: Какие грибы вы видите?

-Дети: Я вижу подосиновики.

-Дети: Я вижу подберёзовики.

-Дети: Я вижу мухоморы.

-Дети: Я вижу боровики.

-Дети: Я вижу лисички.

-Дети: Я вижу бледные поганки.

-Дети: Я вижу опята.

-Учитель-логопед: Все грибы можно есть?

-Дети: есть моно только съедобные грибы.

-Учитель-логопед: Как называются грибы, которые нельзя есть?

-Дети: Эти грибы называются ядовитые.

  1. Игра с мячом «Посчитай грибы 1,2,5».

-Учитель-логопед: Саша, посчитай лисички.

-Учитель-логопед: Василиса, посчитай подосиновики.

-Учитель-логопед: Егор, посчитай подберезовики.

-Учитель-логопед: Злата, посчитай мухоморы.

  1. Игра с мячом «Назови ласково»

-Учитель-логопед:

  1. Физминутка «В лес за грибами».

За грибами в лес пойду, дети идут по кругу, держась за руки.

Их в корзинку соберу. наклоны с начало правой рукой, потом левой.

Вот лисички, боровик, загибают пальцы обеих рук на название каждого

Подосиновик стоит гриба, начиная с большого.

И опята, как ребята

Дружно сели на пенёк сжимание и разжимание кулаков

За грибами в лес пойду, дети идут по кругу, держась за руки.

Их я маме принесу.

  1. Игра: «Семейка слов».

Как называется маленький гриб – грибочек.

Как называется суп из грибов – грибной.

Как называется икра из грибов – грибная.

Как называются место в лесу, где много грибов – грибное.

6.Артикуляционная гимнастика «Гриб».

  1. Учитель – логопед: Из каких частей состоит гиб?

-Дети: У гриба есть шляпка.

-Дети: У гриба есть ножка.

-Учитель – логопед: Что такое грибница?

-Дети: Грибница – это корень гриба.

  1. Учитель – логопед: Садитесь на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах.

-Дети: У нас на столах лежит лист со штриховкой гриб.

-Учитель – логопед: Я предлагаю вам заштриховать гриб, проводя линии сверху вниз. Но, сначала мы подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Я грибочки соберу, сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

Их домой я принесу. Шагают указательным и средним пальцем обеих

Буду резать трение ладоней друг о друга

И солить, имитация соления

Буду суп из них варить. Вращение кулаков обеих рук.

  1. -Учитель – логопед: Путешествие наше закончилось. Пришло время вернуться в наш детский сад.
  1. Рефлексия:

-Учитель – логопед:

Понравилось вам наше занятие?

Что нового вы узнали?

Что больше всего вы запомнили?

Хотите вы еще путешествовать?

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. – Грибы (Грамматика в играх и картинках) – 2004

И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.

Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г.

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка для детей с общим недоразвитием речи

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

– учить различать съедобные и несъедобные грибы;

– учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

– закреплять употребление предлога в;

– упражнять в подборе обобщающих слов;

– развивать и активизировать словарный запас по теме.

– воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев, корзинка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Назови одним словом»

Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор. (Грибы)

Малина, клюква, земляника, черника. (Ягоды)

Сосна, ель, береза, осина. (Деревья)

Деревья, грибы и ягоды расположены в трех выделенных зонах кабинета.

2. Объявление темы.

Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей) А как должны вести себя туристы в лесу? (Ответы детей)

3. Основная часть.

Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью и отращивают новые весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода.

В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Игра «Лиственное, или хвойное?»

На доске появляются ветки лиственного и хвойного деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке деревья (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.

Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.

Игра «Части дерева»

На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: сосна, рябина. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют.

У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки.

У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.

Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Ребята! С собой в лес мы взяли корзинку, а собирать в нее мы будем что? (Ответы детей). Да, конечно же, грибы. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я вам расскажу.

Физкультминутка.

Мы шли-шли-шли, Дети идут по кругу друг за другом.

Землянику нашли. Наклоняются и «собирают».

Раз, два, три, четыре, пять, Идут по кругу друг за другом.

Мы идем искать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волосики. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов: ведь они бывают съедобными и ядовитыми.

Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый – его класть в корзинку нельзя ни в коем случае.

Игра «Собери грибы в корзинку».

Совместно с логопедом дети называют грибы: маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем поочередно подходят к картинкам с изображением грибов, кладут одну картинку в корзинку, а свои действия сопровождают речью:

Я собрал много маслят.

Я собрал много белых грибов.

Я собрал много опят.

Я собрал много рыжиков.

Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб).

С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами.

А почему же люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Они богаты сахаром и органическими кислотами. В них содержится то, чего никогда не будет в таблетках, капсулах и порошках, несмотря на все достижения науки. Это — богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используются в пищу, а некоторые из них (например, ягоды черники) – в медицине.

Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники, лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).

Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (При затруднениях логопед приходит на помощь детям: земляника, черника, брусника, ежевика, клюква, малина)

Игра «Слушай, не зевай»

Дети закрывают глаза, логопед забирают одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики» и т.д. В конце игры логопед выкладывает на доску картинку с изображением клубники – дети должны сказать, какая ягода прибавилась.

Логопед: «А почему эту ягоду мы не нашли в лесу»

Ответ детей: «Потому что клубника не растет в лесу. Ее выращивают люди.

А теперь туристам пора возвращаться в детский сад.

4. Итог занятия.

Кем вы были на занятии?

Какие деревья можно встретить в лесу? (Лиственные и хвойные)

Что собирали в корзинку?

Какие ягоды растут в лесу?

Почему нельзя найти в лесу клубнику?

Материал для закрепления вне занятий логопеда.

Лексико – грамматические игры.

Игра «Назови ласково» – малина – малинка, черника, голубика, брусника, клюква и т.д.

Игра «Сосчитай» – одна лисичка, три лисички, пять лисичек; сыроежка, груздь, подберезовик.

Игра «Почему так называется?» – объяснить – подберезовик, подосиновик.

Игра «Иголочка – листик» – дифференциация: хвойные – лиственные деревья.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста по теме: ” Грибы”

Комитет образования,культуры,спорта и работы с молодёжью
Администрации города Костромы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Костромы «Детский сад № 59»

К О Н С П Е К Т

по развитию лексико-грамматических категорий

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

(игровая ситуация :«В гостях у Старичка-Боровичка»)

учитель-логопед Полтавская О.А.

Цели: – расширение представления детей с ОНР о грибах,их строении,об их видах;

– развитие речи детей с ОНР …

  • закреплять,активизировать и расширять словарь детей по лексической теме : «Грибы», узнавать и называть по картинкам съедобные и несъедобные грибы;закреплять умение детей использовать в речи обобщающее понятие «грибы»;
  • упражнять детей :
  • в образовании существительных множественного числа Им.п, Р.п.;
  • в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • в согласовании числительных с существительными в роде и числе;

– в образовании однокоренных слов ( Д/и «Дружная семейка»)

– в составлении по картинкам предложений из 4-5 слов с предлогами: на,под, за, около, над.

  • развивать зрительное и слуховое внимание,память ,воображение,мышление,умение анализировать,обобщать , классифицировать предметы;
  • развитие связной речи;
  • координация речи и движения,развитие тонкой моторики.
  • воспитывать умение вежливо общаться с окружающими;
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • Существительные: боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, лисичка, опята, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, лукошко, грибник, чаща, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина.
  • Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.
  • Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, поляна, год, лес), дружные (опята).

Оборудование: картина «Лес», игрушка Старичок-Боровичок, предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов грибов ( съедобные грибы: белый гриб, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, опята, лисички.

несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка. ),сюжетные картинки с изображением гриба и гусеницы, бумажная бабочка,корзинка, «волшебная палочка»,

магнитофон, кассета с записью «Звуки леса».

Интеграция образовательных областей:

расширение представления детей с ОНР о грибах,их строении,об их видах

  • закреплять,активизировать и расширять словарь детей по лексической теме : «Грибы», узнавать и называть по картинкам съедобные и несъедобные грибы;
  • развивать :
  • грамматический строй речи
  • связную речь
  • 2. «Социально-коммуникативное развитие»

– воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность ребёнка.

3 «Физическое развитие»

  • артикуляционную моторику ;
  • общую и мелкую моторику.
  • 4. «Художественно-эстетическое развитие»
  • развитие фантазии, воображения;

Вид детской деятельности, лежащей в основе образовательной деятельности: коррекционная деятельность, игровая деятельность

Форма работы с детьми: подгрупповая

Цель: мотивация детей

1 часть – вводная

Создание образовательной ситуации

Л.:Дети, посмотрите, кто сегодня к нам пришёл?(Показ игрушки Старичка-Боровичка).Это Старичок-Боровичок. Он приглашает нас в волшебный лес, в своё грибное царство,

Ведь боровик — это самый главный и полезный из съедобных грибов. Сейчас мы закроем глаза и представим,что оказались в волшебном лесу.

(звучит запись «Звуки леса», логопед в это время выставляет на мольберт картинки с изображением грибов)

(Дети входят в группу, здороваются с гостями, встают в полукруг около мольберта,на котором выставлена картина «Лес».)

(Дети закрывают глаза, звучит запись «Звуки леса», дети открывают глаза)

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Л.: Мы оказались в гостях у Старичка-Боровичка. Он очень мудрый,добрый и всё знает в своём царстве.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Л.:Сегодня мы поговорим о грибах.

Хотите побывать в царстве Старичка-Боровичка?

Цель: расширение представления детей с ОНР о грибах,их строении,об их видах …

обогащение и активизация словаря ребёнка по теме: «Грибы»

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Л.:Дети,Старичок-Боровичок хочет проверить ваши знания. Посмотрите,он передал мне волшебную палочку, которая поможет нам отгадать его загадки(отвечает тот из детей, кого коснётся «волшебная палочка»):

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – .

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – .

На пеньке сидят братишки.
Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются .

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые .

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – .

Л.:Боровик,подосиновик,опята,лисички,сыроежки — это всё? ( как сказать одним словом?)

Л.: Старичок-Боровичок хочет поиграть с вами в игру

«Дружная семейка» (Надо назвать слова из одной семейки, похожие на слово «гриб»):

  • как вы назовёте маленький гриб?
  • как называют суп из грибов?
  • Как называют человека, который собирает грибы?
  • Как называют тонкие корни грибов?
  • Как ласково называют гриб?

Л.: -что есть у каждого гриба?

Д.: У гриба есть шляпка и ножка, а в земле грибница.

Л.: Когда в в лесу много грибов?

Л.: Как надо правильно собирать грибы?

Л.: А теперь поиграем со Старичком -Боровичком в игру«Один – много»

Л.: Следующая игра «Скажи ласково»

Л.:Вы молодцы!А сейчас поиграем с пальчиками:

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик- гриб нашёл,

Этот пальчик- чистить стал,

Этот пальчик- резать стал,

Ну,а этот только ел, от того и потолстел.

Л.: А сейчас я взмахну «волшебной палочкой» и мы окажемся

на полянке. Там растёт грибок, о котором нам надо составить предложения ( сюжетные картинки с изображением гриба и гусеницы,бабокки)

Л.: Дети, давайте встанем и посмотрим как летает бабочка (Дети

следят за движущейся бабочкой только глазами,не поворачивая головы)

(У каждого ребёнка на столе лежит перевёрнутая картинка с изображением съедобного гриба гриба)

Л.:Раз,два, три- картинку поверни (взмахивает палочкой).Дети

переворачивают картинки. Составляют предложения:

Л.: какие грибы мы собрали?

Л.: А мухомор и бледную поганку мы будем собирать?

Л.:Давайте посчитаем, сколько грибов мы собрали?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: