Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня

Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Федорова Юлия Владимировна , Воспитатель
Кемеровская область, г. Новокузнецк

определить основные направления коррекции лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

В настоящее время нарушение речи становится все более распространенным среди детей. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи. Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи». Учитывая большую распространенность такого нарушения, весьма актуальным является изучение лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с целью разработки методов диагностики и коррекции. Рассмотрение темы «Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня», позволит понять характер нарушения лексического строя речи детей и наметить эффективные пути преодоления этой проблемы.

Цель исследования – определить основные направления коррекции лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня.

Объект исследования – лексический строй речи у детей с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования – методы и приемы лексического строя речи у детей у детей с ОНР 3 уровня.

Для достижения поставленной нами цели были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить специфические закономерности лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.

3. Выделить основные направления коррекции лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня.

При проведении исследования выдвигалась следующая гипотеза: коррекция лексического строя речи у детей наиболее эффективна при использовании дидактических игр для словаря, занятий по лексическим темам и работе с родителями для закрепления лексического материала.

Лексический состав – важный компонент языка, без него нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления.

Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка. Богатство любого языка определяется прежде всего его словарём. Словарный состав русского языка необычайно разнообразен. К. Паустовский отмечал: «Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения».

Отечественными исследователями были раскрыты условия овладения детьми лексическим строем речи, а также выявлено общее и специфическое в усвоении детьми слов разных частей речи (Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, С.Н. Цейтлин и др.).

Лалаева Р.И. отмечает, что речевая деятельность, которая неполноценна,

оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Поэтому развитие словаря необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя как

активный, так и пассивный словарный запас и умение пользоваться им в

Рассмотрим третий уровень речевого развития, который характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, которые им знакомы.

Могут достаточно развернуто рассказать о своей семье, о себе и друзьях, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Дети активно общаются с окружающими, но в основном в присутствии родителей или воспитателей, которые могут внести соответствующие пояснения.

Изучение состояния всех сторон речи таких детей позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.

В активном словаре в основном преобладают существительные и глаголы. В

своих высказываниях дети почти не пользуются прилагательными и наречиями, которые обозначают признаки и состояние предметов и способы действий. На фоне относительно развернутой речи нередко наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Часто дети заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Лексические ошибки:

а) замена названия части предмета названием целого предмета

(циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (художник

«дядя рисует», швея – «тетя шьет» и т. п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (синичка «птичка»;

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный –

«большой», короткий – «маленький»).

В настоящее время, в методической литературе разработаны практические рекомендации по формированию лексики у детей с речевыми нарушениями.

Лексический строй речи представляет собой сложную структуру и является важнейшим компонентом языка, без него нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления.

Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня должна осуществляться при целенаправленной коррекционной работе.

Коррекция в Специальной Педагогике – это исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Перед началом коррекции обязательно проводится обследование речи детей по следующим этапам:

1.Ориентировочный этап. Логопед заполняет карту развития ребенок, изучает документацию, проводит беседу с ребёнком.

2. На втором этапе обследуются компоненты речевой системы и делается логопедическое заключение.

3. На третьем этапе логопедом проводится динамическое наблюдение за ребёнком в процессе обучения и уточняет проявление дефекта.

Жукова Н. С. для обследования понимания лексической стороны речи рекомендует выяснить:

– понимание ребёнком целостных словосочетаний, которые он много раз слышал;

– выяснить, какие названия игрушек он знает;

– понять, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту и их назначение;

– выявить, а может ли ребёнок показать части своего тела, части тела куклы и животных;

– установить возможность ребёнка узнавать знакомые предметы, которые изображены на картинках;

– установить, названия каких действий знакомы ребёнку;

– выяснить, понимает ли ребёнок просьбы, вопросы, если они связаны с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребёнка местах. Например, «Подойди к полке», «Возьми книгу» и т.д.

Читайте также:
Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

– предложить ребёнку выполнить несколько действий, сформулированных в одной просьбе: «Сложи в пенал карандаши и отнеси маме».

Таким образом, обследование необходимо:

1) для выявления уровня речевого развития, на котором находиться ребенок;

2) выявить особенности лексической стороны речи;

3) обследование помогает наметить пути и методы коррекционной работы.

Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование констатирующего характера. Эксперимент проходил в МБДОУ Детский сад №172 г. Новокузнецка. В экспериментальном исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось с апреля по май, в первую половину дня в кабинете логопеда и индивидуально с каждым ребенком.

На первом этапе мы выделили диагностические методики, направленные на выявление уровня развития лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Мы остановились на диагностических заданиях, автором которых является Волкова Г.А.. По ее методики дети выполняли 6 диагностических заданий:

1.Назвать поочередно все однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово.

2.Подобрать родственные (однокоренные) слова.

3.Подобрать определения к словам.

4.Подобрать антонимы к словам.

5.Исследование состояния глагольного словаря.

После выполнения заданий мы определили уровень развития лексического строя речи у детей. Это средний уровень: дошкольники знают наиболее распространенные и часто употребительные лексические единицы русского языка, связанные с обозначением предметов, действий человека, функционального назначения объектов и др. Среди ошибок допускались следующие: испытуемые неправильно использовали лексему или отказывались назвать слово.

Цель нашей коррекционной работы заключалась в следующем: осуществить коррекцию лексического строя речи у детей с ОНР 3.

В коррекционную работу мы включили:

-занятия по лексическим темам

-работу с родителями для закрепления лексического материала.

Коррекционную работу необходимо проводить в два этапа:

На первом этапе коррекционно-логопедической работы необходимо осуществлять пополнение пассивного словаря. С этой целью важно использовать различные методы и приемы. В их числе могут быть словесные, наглядные (наличие картинок) и практические (игры).

На втором этапе с помощью отобранных дидактических игр и занятий необходимо учить детей самостоятельно употреблять лексические единицы в составе различных синтаксических конструкций.

Для этого мы разработали перспективный план коррекционно – развивающей работы по коррекции лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня на учебный год (с сентября по май), (привести пример из плана на месяц).

Таким образом, мы планируем осуществить коррекцию лексического строя у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

При изучении словаря детей с речевыми нарушениями перспективным и важным считается психолингвистический подход. Представления о развитии лексики, о различных аспектах изучения словаря детей, об онтогенезе развития лексики, о структуре значения слова, о семантических полях.

В работах Р.И. Лалаевой выделяется ряд особенностей лексического развития дошкольников. Отмечается ограниченность словарного запаса, разный объем словаря активного и пассивного, неточность в употреблении различных слов, речевые парафазии, недостаточная сформированность полей семантики, трудная актуализация словаря. Немотивированный характер носят и ассоциации у детей с общим речевым недоразвитием. Самым трудным звеном в формировании семантических полей для детей с ОНР оказывается центр этого поля, а также организация его структуры. Отмечается малый объём семантического поля, это и проявляется в ограничении количества смысловых связей. Иначе говоря, у детей с вербальной патологией преобладают отношения аналогии, а родовидовые и противопоставительные отношения встречаются достаточно редко, что не согласуется с нормой. У детей с нормально развивающейся речью отношения противопоставления к семи годам составляют половину всех ассоциаций, кроме этого, латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми патологиями намного длиннее, чем при нормальном развитии. [1, с. 110-112].

Наиболее характерные трудности при овладении лексикой касаются знания и называния: частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, виски, и т.п.; глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, отплыл, всплыл и т.п.);антонимов (гладкий – шершавый, глубокий – мелкий и т.п.), а также относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, грушевый и т.п.) [2, с. 97-99].

Серебрякова Н.В. выделила этапы организации полей семантики, основанные на анализе характера ассоциаций речевого типа: несформированность семантических полей является первым этапом в ее классификации. Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей действительности. Значение слова включается в значение словосочетаний. Важное место занимают ассоциации синтагматические («кошка – мяукает»). Вторым является усвоение ребенком смысловых связей слов, отличающихся по семантике, и имеющих ситуативную, образную связь («дом – крыша», «высоко – башня»). Семантическое поле ещё не оформлено структурно. Третьим этапом названо формирование понятия, процессов, классификаций. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ – помидор», «высоко – низко») [3, с. 6 – 8].

Н.В. Серебряковой выяснены особенности лексического развития: ограниченность объёма словаря, в частности предикативного; большое количество замен, часто по семантическому признаку, на недостаточное выделение дифференциальных признаков значений слов; неточное употребление множества слов, которые обозначают визуально сходные предметы, их части, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций [5, с. 98].

Л.В. Лопатина отмечала несформированность многих компонентов функциональной речевой системы, различных языковых процессов: бедность словаря и трудность использования его в процессе экспрессивной речи; редко употребляющиеся слова заменяются; неправильно используются обобщающие слова. Особенность детей с ОНР заключается в том, что качество и объём активного словаря у детей этой группы не соответствует возрастной норме [5, с. 4 – 5].

Читайте также:
Обследование речевой функции у детей 5-6 летнего возраста с ОНР III уровня

В работах Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной отмечаются такие лексические особенности при ОНР III уровня: расхождение в объёме активного и пассивного словаря. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» – «рубашка»), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» – «шьёт»); название предмета заменяется названием действий («тётя продаёт яблоки» – вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» – «роза», «колокольчик» – «цветок»). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают. Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать, как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться. Они не знают названий оттенков цветов: «оранжевый», «серый», «голубой». Плохо различают форму предметов: «круглый», «овальный», «квадратный», «треугольный». В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуют величину предмета, используют только понятие: «большой – маленький», которыми заменяют слова: «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий»). Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточная ориентация в звуковой структуре слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов некоторых прилагательных («мехная шапка», «глинный кувшин»). Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов [4, с. 105 – 110].

Ограниченный запас словаря, частое использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают стереотипной и бедной речь ребенка. Отмечаются стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибочное согласование числительного с существительными («пять ногах» – пять ног). Характерны ошибки употребления предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Дети с III уровнем речевого развития используют многие слова в расширенном и диффузном значениях. Чётко видны закономерность в характере замен: заменяющими словами считаются наиболее привычные в вербальной практике детей [6, c. 27 – 34].

Т.В.Туманова в своих трудах говорит, что дошкольники с речевым недоразвитием, в отличие от сверстников с нормированным развитием, испытывают значительно большие трудности в процессе овладения первичными словообразовательными операциями. Если у нормально развивающихся детей формирование навыков и умений происходит в рамках дошкольного возраста, то у дошкольников с общим недоразвитием речи они оказываются практически несформированными из-за того, что не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы [27].

Нарушения лексического уровня проявляются и в нарушениях звукослоговой структуры слова: элизии (усечение слога, пропуск гласного звука или буквы); повторы слова (персеверации); уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление слога, гласного звука или буквы. При исследовании лексической стороны речи детей данной категории выявляется незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы [7, с. 12].

Дети с общим недоразвитием речи III уровня владеют правильным произношением звуков изолированно, но в самостоятельной речи их звучание проявляется недостаточно чётко, либо заменяются иными, в результате чего возникают соответствующие трудности в разборе слов. Важно отметить недифференцированность произношения свистящих звуков, шипящих, аффрикат и сонор. Ошибки грамматического строя и лексики ярко проявляются в монологической речи ребенка (пересказ, составление рассказа по серии картин по одной картине, рассказ описание). Множество ошибок слогового состава обычно обуславливаются состоянием фонематических процессов, артикуляционными возможностями детей. В предложениях часто применимы простые предлоги (из, под, в, с, на), а употребление более сложных предлогов затруднено в связи с недопониманием их. Они или не применяются, или заменяются более простыми [8, с. 28 – 30].

Таким образом, дошкольный возраст – это такой период, когда происходит активное усвоения детьми разговорного языка, развиваются все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Полноценное овладение русским языком в дошкольном возрасте является неотъемлемым условием разрешения некоторых задач интеллектуального развития и обучения детей сензитивный период развития. Совокупность этих недостатков в лексико-грамматическом строе речи, оказывает негативное влияние в процессе обучения ребенка с патологиями речевого развития в дошкольном образовательном учреждении.

Литература

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя. – СПб., 2001.

Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. – Мн., 2009. – 194с.

Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. – М., 2011.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). – М., 1993.

Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед. – 2004. – №1. – с. 27-34.

Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. – №2. – 2004. – с. 40 – 43.

Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

ОНР 3 уровня

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы ОНР 3 уровня
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция ОНР 3 уровня
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Читайте также:
Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Читайте также:
Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 8060 раз

Библиографическое описание:

Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8223/ (дата обращения: 18.01.2022).

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Это важный период, в котором закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего физического и психического развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи [3, с.4].

Дошкольное образование — это очень важный процесс, в ходе которого ребенок учится преодолевать трудности. Дошкольное образование играет большую роль в социализации детей. Наряду с семьей оно в значительной мере закладывает основы социального облика личности.

Ключевая роль дошкольного образования заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через творческую деятельность.

В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, особенно число дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети испытывают трудности в усвоении всех компонентов речи, а именно: фонетики, фонематики, лексики, грамматики и связного высказывания. Т. А. Ткаченко считает, что количество роста детей с речевыми нарушениями является результатом различных неблагоприятных факторов, таких как: увеличение количества различных патологий и заболеваний, которые влияют на психическое развитие ребенка и его здоровье, нестабильность в социальной среде, загрязнение экологии, большое количество родовых травм и послеродовых осложнений [7, с.104].

В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти, восприятия. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития лексики и грамматики у детей, то все речевые нарушения, в том числе и при общем недоразвитии речи, взаимосвязаны друг с другом, и если вовремя не преодолеть одно нарушение, то оно повлечет за собой другое [4, с.63].

Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались отечественные исследователи: А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие, тем не менее она занимает важнейшее место в современной логопедии. А вопрос о методике развития лексической стороны речи становится одним из самых актуальных.

При проведении логопедической работы по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе, особенности у дошкольников с речевой патологией.

Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д).

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Поэтому его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [5, с.148].

Читайте также:
Как уменьшить риск возникновения заикания у ребенка

В. И. Логинова выделила следующие направления логопедической работы по развитию лексического строя речи:

1. расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

2. усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками [6, с.49].

На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:

Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:

1. демонстрация предметов и явлений;

2. дидактические игры.

Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:

1. осмотры предметов;

2. занятия на сравнение;

3. занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.

Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:

1. по ознакомлению с видовыми понятиями;

2. по ознакомлению с родовыми понятиями;

3. занятия на классификацию [6, с.57].

О. Е. Громова выделила следующие направления коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи:

Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

– понимать обобщающие слова;

– понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

– понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

– понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

– понимать количественные числительные.

Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:

– дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;

– понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;

– понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов [2, с.36].

А. М. Бородич выделил следующие направления работы по развитию лексического компонента речи у дошкольников:

– обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов;

– уточнение словаря (эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные ─ обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные ─ красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные ─ городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик));

– активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

– устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь [1, с.21].

Вся логопедическая работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение лексическим строем речи является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Таким образом, логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна включать в себя упражнения, обеспечивающие обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 1981.

2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003.

3. Колосова И. В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. — 2008. — № 3.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб, 2003.

6. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

7. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.- 112 с.

Похожие статьи

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа.

Методические подходы к развитию лексического строя речи. лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Использование новых педагогических технологий в работе.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

лексический строй речи, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, ребенок, развитие, атрибутивный словарь, перспективное планирование, логопедическое воздействие, лишнее слово, служебная часть.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Читайте также:
Применение естественных сил природы для устранения речевых, двигательных, психических проблем у детей с ОНР

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа.

Методические подходы к развитию лексического строя речи. лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Использование новых педагогических технологий в работе.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

лексический строй речи, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, ребенок, развитие, атрибутивный словарь, перспективное планирование, логопедическое воздействие, лишнее слово, служебная часть.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

Читайте также:
Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня, стертая форма дизартрии

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

При изучении словаря детей с речевыми нарушениями перспективным и важным считается психолингвистический подход. Представления о развитии лексики, о различных аспектах изучения словаря детей, об онтогенезе развития лексики, о структуре значения слова, о семантических полях.

В работах Р.И. Лалаевой выделяется ряд особенностей лексического развития дошкольников. Отмечается ограниченность словарного запаса, разный объем словаря активного и пассивного, неточность в употреблении различных слов, речевые парафазии, недостаточная сформированность полей семантики, трудная актуализация словаря. Немотивированный характер носят и ассоциации у детей с общим речевым недоразвитием. Самым трудным звеном в формировании семантических полей для детей с ОНР оказывается центр этого поля, а также организация его структуры. Отмечается малый объём семантического поля, это и проявляется в ограничении количества смысловых связей. Иначе говоря, у детей с вербальной патологией преобладают отношения аналогии, а родовидовые и противопоставительные отношения встречаются достаточно редко, что не согласуется с нормой. У детей с нормально развивающейся речью отношения противопоставления к семи годам составляют половину всех ассоциаций, кроме этого, латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми патологиями намного длиннее, чем при нормальном развитии. [1, с. 110-112].

Наиболее характерные трудности при овладении лексикой касаются знания и называния: частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, виски, и т.п.; глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, отплыл, всплыл и т.п.);антонимов (гладкий – шершавый, глубокий – мелкий и т.п.), а также относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, грушевый и т.п.) [2, с. 97-99].

Серебрякова Н.В. выделила этапы организации полей семантики, основанные на анализе характера ассоциаций речевого типа: несформированность семантических полей является первым этапом в ее классификации. Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей действительности. Значение слова включается в значение словосочетаний. Важное место занимают ассоциации синтагматические («кошка – мяукает»). Вторым является усвоение ребенком смысловых связей слов, отличающихся по семантике, и имеющих ситуативную, образную связь («дом – крыша», «высоко – башня»). Семантическое поле ещё не оформлено структурно. Третьим этапом названо формирование понятия, процессов, классификаций. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ – помидор», «высоко – низко») [3, с. 6 – 8].

Н.В. Серебряковой выяснены особенности лексического развития: ограниченность объёма словаря, в частности предикативного; большое количество замен, часто по семантическому признаку, на недостаточное выделение дифференциальных признаков значений слов; неточное употребление множества слов, которые обозначают визуально сходные предметы, их части, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций [5, с. 98].

Л.В. Лопатина отмечала несформированность многих компонентов функциональной речевой системы, различных языковых процессов: бедность словаря и трудность использования его в процессе экспрессивной речи; редко употребляющиеся слова заменяются; неправильно используются обобщающие слова. Особенность детей с ОНР заключается в том, что качество и объём активного словаря у детей этой группы не соответствует возрастной норме [5, с. 4 – 5].

В работах Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной отмечаются такие лексические особенности при ОНР III уровня: расхождение в объёме активного и пассивного словаря. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» – «рубашка»), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» – «шьёт»); название предмета заменяется названием действий («тётя продаёт яблоки» – вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» – «роза», «колокольчик» – «цветок»). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи их смешивают. Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать, как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться. Они не знают названий оттенков цветов: «оранжевый», «серый», «голубой». Плохо различают форму предметов: «круглый», «овальный», «квадратный», «треугольный». В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуют величину предмета, используют только понятие: «большой – маленький», которыми заменяют слова: «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий»). Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточная ориентация в звуковой структуре слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов некоторых прилагательных («мехная шапка», «глинный кувшин»). Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов [4, с. 105 – 110].

Ограниченный запас словаря, частое использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают стереотипной и бедной речь ребенка. Отмечаются стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибочное согласование числительного с существительными («пять ногах» – пять ног). Характерны ошибки употребления предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Дети с III уровнем речевого развития используют многие слова в расширенном и диффузном значениях. Чётко видны закономерность в характере замен: заменяющими словами считаются наиболее привычные в вербальной практике детей [6, c. 27 – 34].

Читайте также:
Восстановление глагольной лексики у пациентов с ОНМК (из опыта работы)

Т.В.Туманова в своих трудах говорит, что дошкольники с речевым недоразвитием, в отличие от сверстников с нормированным развитием, испытывают значительно большие трудности в процессе овладения первичными словообразовательными операциями. Если у нормально развивающихся детей формирование навыков и умений происходит в рамках дошкольного возраста, то у дошкольников с общим недоразвитием речи они оказываются практически несформированными из-за того, что не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы [27].

Нарушения лексического уровня проявляются и в нарушениях звукослоговой структуры слова: элизии (усечение слога, пропуск гласного звука или буквы); повторы слова (персеверации); уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление слога, гласного звука или буквы. При исследовании лексической стороны речи детей данной категории выявляется незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы [7, с. 12].

Дети с общим недоразвитием речи III уровня владеют правильным произношением звуков изолированно, но в самостоятельной речи их звучание проявляется недостаточно чётко, либо заменяются иными, в результате чего возникают соответствующие трудности в разборе слов. Важно отметить недифференцированность произношения свистящих звуков, шипящих, аффрикат и сонор. Ошибки грамматического строя и лексики ярко проявляются в монологической речи ребенка (пересказ, составление рассказа по серии картин по одной картине, рассказ описание). Множество ошибок слогового состава обычно обуславливаются состоянием фонематических процессов, артикуляционными возможностями детей. В предложениях часто применимы простые предлоги (из, под, в, с, на), а употребление более сложных предлогов затруднено в связи с недопониманием их. Они или не применяются, или заменяются более простыми [8, с. 28 – 30].

Таким образом, дошкольный возраст – это такой период, когда происходит активное усвоения детьми разговорного языка, развиваются все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Полноценное овладение русским языком в дошкольном возрасте является неотъемлемым условием разрешения некоторых задач интеллектуального развития и обучения детей сензитивный период развития. Совокупность этих недостатков в лексико-грамматическом строе речи, оказывает негативное влияние в процессе обучения ребенка с патологиями речевого развития в дошкольном образовательном учреждении.

Литература

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя. – СПб., 2001.

Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. – Мн., 2009. – 194с.

Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. – М., 2011.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). – М., 1993.

Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед. – 2004. – №1. – с. 27-34.

Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. – №2. – 2004. – с. 40 – 43.

Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Федорова Юлия Владимировна , Воспитатель
Кемеровская область, г. Новокузнецк

определить основные направления коррекции лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

В настоящее время нарушение речи становится все более распространенным среди детей. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи. Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи». Учитывая большую распространенность такого нарушения, весьма актуальным является изучение лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с целью разработки методов диагностики и коррекции. Рассмотрение темы «Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня», позволит понять характер нарушения лексического строя речи детей и наметить эффективные пути преодоления этой проблемы.

Цель исследования – определить основные направления коррекции лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня.

Объект исследования – лексический строй речи у детей с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования – методы и приемы лексического строя речи у детей у детей с ОНР 3 уровня.

Для достижения поставленной нами цели были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить специфические закономерности лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня.

3. Выделить основные направления коррекции лексического строя речи у детей с ОНР 3 уровня.

При проведении исследования выдвигалась следующая гипотеза: коррекция лексического строя речи у детей наиболее эффективна при использовании дидактических игр для словаря, занятий по лексическим темам и работе с родителями для закрепления лексического материала.

Лексический состав – важный компонент языка, без него нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления.

Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка. Богатство любого языка определяется прежде всего его словарём. Словарный состав русского языка необычайно разнообразен. К. Паустовский отмечал: «Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения».

Отечественными исследователями были раскрыты условия овладения детьми лексическим строем речи, а также выявлено общее и специфическое в усвоении детьми слов разных частей речи (Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, С.Н. Цейтлин и др.).

Лалаева Р.И. отмечает, что речевая деятельность, которая неполноценна,

оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Поэтому развитие словаря необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Читайте также:
Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя как

активный, так и пассивный словарный запас и умение пользоваться им в

Рассмотрим третий уровень речевого развития, который характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, которые им знакомы.

Могут достаточно развернуто рассказать о своей семье, о себе и друзьях, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Дети активно общаются с окружающими, но в основном в присутствии родителей или воспитателей, которые могут внести соответствующие пояснения.

Изучение состояния всех сторон речи таких детей позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.

В активном словаре в основном преобладают существительные и глаголы. В

своих высказываниях дети почти не пользуются прилагательными и наречиями, которые обозначают признаки и состояние предметов и способы действий. На фоне относительно развернутой речи нередко наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Часто дети заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Лексические ошибки:

а) замена названия части предмета названием целого предмета

(циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действия (художник

«дядя рисует», швея – «тетя шьет» и т. п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (синичка «птичка»;

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный –

«большой», короткий – «маленький»).

В настоящее время, в методической литературе разработаны практические рекомендации по формированию лексики у детей с речевыми нарушениями.

Лексический строй речи представляет собой сложную структуру и является важнейшим компонентом языка, без него нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления.

Коррекция лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня должна осуществляться при целенаправленной коррекционной работе.

Коррекция в Специальной Педагогике – это исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Перед началом коррекции обязательно проводится обследование речи детей по следующим этапам:

1.Ориентировочный этап. Логопед заполняет карту развития ребенок, изучает документацию, проводит беседу с ребёнком.

2. На втором этапе обследуются компоненты речевой системы и делается логопедическое заключение.

3. На третьем этапе логопедом проводится динамическое наблюдение за ребёнком в процессе обучения и уточняет проявление дефекта.

Жукова Н. С. для обследования понимания лексической стороны речи рекомендует выяснить:

– понимание ребёнком целостных словосочетаний, которые он много раз слышал;

– выяснить, какие названия игрушек он знает;

– понять, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту и их назначение;

– выявить, а может ли ребёнок показать части своего тела, части тела куклы и животных;

– установить возможность ребёнка узнавать знакомые предметы, которые изображены на картинках;

– установить, названия каких действий знакомы ребёнку;

– выяснить, понимает ли ребёнок просьбы, вопросы, если они связаны с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребёнка местах. Например, «Подойди к полке», «Возьми книгу» и т.д.

– предложить ребёнку выполнить несколько действий, сформулированных в одной просьбе: «Сложи в пенал карандаши и отнеси маме».

Таким образом, обследование необходимо:

1) для выявления уровня речевого развития, на котором находиться ребенок;

2) выявить особенности лексической стороны речи;

3) обследование помогает наметить пути и методы коррекционной работы.

Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование констатирующего характера. Эксперимент проходил в МБДОУ Детский сад №172 г. Новокузнецка. В экспериментальном исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось с апреля по май, в первую половину дня в кабинете логопеда и индивидуально с каждым ребенком.

На первом этапе мы выделили диагностические методики, направленные на выявление уровня развития лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Мы остановились на диагностических заданиях, автором которых является Волкова Г.А.. По ее методики дети выполняли 6 диагностических заданий:

1.Назвать поочередно все однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово.

2.Подобрать родственные (однокоренные) слова.

3.Подобрать определения к словам.

4.Подобрать антонимы к словам.

5.Исследование состояния глагольного словаря.

После выполнения заданий мы определили уровень развития лексического строя речи у детей. Это средний уровень: дошкольники знают наиболее распространенные и часто употребительные лексические единицы русского языка, связанные с обозначением предметов, действий человека, функционального назначения объектов и др. Среди ошибок допускались следующие: испытуемые неправильно использовали лексему или отказывались назвать слово.

Цель нашей коррекционной работы заключалась в следующем: осуществить коррекцию лексического строя речи у детей с ОНР 3.

В коррекционную работу мы включили:

-занятия по лексическим темам

-работу с родителями для закрепления лексического материала.

Коррекционную работу необходимо проводить в два этапа:

На первом этапе коррекционно-логопедической работы необходимо осуществлять пополнение пассивного словаря. С этой целью важно использовать различные методы и приемы. В их числе могут быть словесные, наглядные (наличие картинок) и практические (игры).

На втором этапе с помощью отобранных дидактических игр и занятий необходимо учить детей самостоятельно употреблять лексические единицы в составе различных синтаксических конструкций.

Для этого мы разработали перспективный план коррекционно – развивающей работы по коррекции лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня на учебный год (с сентября по май), (привести пример из плана на месяц).

Таким образом, мы планируем осуществить коррекцию лексического строя у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: