Формирование лексического строя речи у детей с ОНР III уровня

В статье рассматриваются теоретические вопросы по формированию лексического строя речи, показаны результаты эксперимента по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье рассматриваются теоретические вопросы по формированию лексического строя речи, показаны результаты эксперимента по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. «Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в овладении грамотой» [8. с. 27 ]

Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно создать эффективные средства для воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос формирования лексического строя речи дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания.

Так, О.С. Ушакова [12] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н.С.Жукова [5], Л.Н.Ефименкова [4], С.Н.Сазонова [9] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи. Методики обследования словаря предлагают В. Н. Макарова [7], Е.А. Ставцева и В. И. Яшина [13]. В. В. Юртайкин и В. П. Балобанова [1] разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все исследователи в своих работах отмечают, что нарушение формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Одной из выраженных особенностей речи с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме.

Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Т.Б.Филичева и Т.В.Туманова более подробно описали психолого-педагогические характеристики детей с ОНР.

«Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление аномалии, при которой норма речевого развития ребенка отстает от нормы формирования лексики, грамматики, фонетики».[11]

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико — фонематическом развитии.

Исходя из анализа теоретического изучения проблемы формирования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы предполагаем, что посредством дидактических игр и упражнений мы повысим уровень сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, для этого необходимо провести опытно-экспериментальные исследования в области лексического строя речи и подтвердить нашу гипотезу.

Исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №85 комбинированного вида» г.Каменск-Уральский.

В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи III уровня Средний физиологический возраст участников эксперимента 5 лет.

Исследование проводилось с сентября 2016 г. по апрель 2017 г.

С целью изучения у детей уровня сформированности лексической стороны речи был проведен констатирующий эксперимент на основе трех методик:

  1. Н. В. Серебрякова, Л. С Соломаха. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина Методика выявления уровня развития активного словарного запаса.
  3. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А., Разенковой Ю.А. и др. Методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Обследование детей по трем методикам позволило выявить особенности овладения детьми лексикой. При обследовании основное внимание уделяется определению сформированности следующих речевых умений:

  • понимание смысловой стороны слов;
  • овладение словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи);
  • уровень развития активной речи.

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании никто из детей не показал высокий уровень развития активного словаря. В обследуемой группе трое детей показали средний уровень развития активного словаря. Эти дети испытывали затруднения при ответах, но реже пользовались помощью, назвали не все предложенные картинки, не все названия детенышей животных.

Вызвали сложности подбор прилагательных, наречий. Незначительные неточности были при назывании глаголов.

Большее количество детей имеют низкий уровень развития. Эти дети смогли выполнить задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания, было много неточных ответов, отказов от ответов.

В результате проведения трех диагностических методик мы заключаем, что

  • 30% детей имеют средний уровень развития активного словаря,
  • 70% детей имеют низкий уровень развития активного словаря.

Таким образом, полученные данные подтверждают наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи есть отставание от нормы по развитию словарного запаса, и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению.

Цель работы на формирующем этапе работы — развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

Читайте также:
Игровые технологии в коррекции заикания

1. Разработать систему работы по устранению имеющихся нарушений лексического строя речи.

2. Подобрать серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Провести коррекционно-педагогическую работу, направленную на:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания);
  • уточнение значений слов;
  • организация семантических полей, лексической системы;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

С учетом потребностей и возможностей детей дошкольного учреждения, требований ФГОС, на основе примерной образовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и др. была разработана «Система работы по преодолению лексического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

Отбор содержания обучающего материала определялся в соответствии со структурой дефекта детей с ОНР. Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития речи, то в основе коррекционной работы с ними лежит создание единого речевого режима, который определяется в соответствии с изучаемой на логопедических занятиях лексической темой.

Концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая замкнутость позволяют детально прорабатывать каждую лексическую тему, формировать у детей обобщающие понятия, пополнять их словарный запас, поэтапно формировать у них грамматические навыки и связную речь.

Реализация задач осуществлялась на основе подобранных нами дидактических игр и упражнений, направленных на развитие активного словаря. Эти игры и упражнения использовались в логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических представлений.

Занятия проводились еженедельно, в коррекционный час воспитатели закрепляли с детьми полученные знания.

Связь осуществлялась через тетрадь взаимодействия, где расписывались также индивидуальные задания для детей, которые допускали много ошибок во время фронтальных занятий.

При организации дидактических игр мы пытались максимально соблюдать условия, при которых использование дидактических игр как средства развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективно:

  • учитывать возраст и структуру речевого нарушения;
  • совершенствовать объем активного и пассивного словаря;
  • учить детей правильно употреблять прилагательные в речи;
  • пополнять глагольный словарь детей;
  • помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
  • уточнять употребление слов в речи детей.

С учетом данных условий были подобраны игры, соответствующие возрасту детей. У детей воспитывались организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность.

С этой целью использовалась социо — игровая технология А.П.Ершовой А, В.М.Букатова [13], которая способствовала собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает и говорит.

У детей развивается речевое взаимодействие, умение отстаивать свою позицию. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой обстановки. Дети не только сидели, но и вставали, хлопали в ладоши, играли с мячом. Дети общались в любом уголке группы: в центре, за столами, на ковре, в приемной и т.д.

Работа в малых группах, смена лидерства формировали умение работать в коллективе, учитывать интересы друг друга, проявлять лидерские качества, охватывать в тот же промежуток времени более объемный материал.

С учетом вышеописанных условий на занятиях проводилась большая работа по развитию и совершенствованию словаря, формированию умения выделять части предмета, действий предмета и его признаков, учились называть обобщенные понятия, подбирать родственные слова, образовывать антонимы и синонимы.

Цели, которые были поставлены нами при проведении данной системы дидактических игр и упражнений:

  • формировать и совершенствовать у детей активный и пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • совершенствовать навык подбора определений к предметам;
  • упражнять детей в определении частей и деталей предметов;
  • учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;
  • формировать умение подбирать родственные слова, находить «главное» слово.

Количественное развитие словаря, необходимое для полноценного общения, происходило за счет усвоения новых слов, которые встречались детям при ознакомлении с новой лексической темой (постоянно увеличивался круг предметов и явлений окружающей действительности, углублялись и систематизировались знания детей).

Все эти задачи являлись выполнимыми в процессе дидактической игры, когда, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать (или совершает на глазах ребенка) предмет, мы одновременно стимулировали, активизировали употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: существительных, прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, переносили на другой материал. При таком переносе мы старались сформировать словосочетания и короткие предложения, у ребёнка в сознании сложить отвлечённый от конкретной ситуации словесный образ.

Таким образом, проводилась работа по развитию активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия.

Анализируя данные контрольного среза по всем трем диагностическим методикам, мы сравнили результаты до и после проведения формирующей коррекционно-педагогической работы. На контрольном этапе мы заключаем, что трое детей при выполнении заданий показали высокий уровень сформированности лексической стороны речи, что на 30% больше в сравнении с результатами констатирующего эксперимента. Семеро детей имеют средний уровень развития активного словаря, что на 70% выше, чем при первом обследовании.

В представленных результатах сравнительного анализа уровня развития лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения занятий по формированию лексической стороны речи и после их проведения прослеживается положительная динамика: у всех десяти детей (100%) наблюдается рост уровня лексического строя речи после проведения комплекса дидактических игр.

Проанализировав результаты экспериментального обучения, проведенного нами в 2016-2017 годах на базе МБДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида» г.Каменск-Уральский, мы получили подтверждение эффективности разработанной нами системы работы по формированию лексической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

1.Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

Читайте также:
Развитие диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях театрализованной игры

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С 19.

3.Ершова А.П., Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо — игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей. СПб Образовательное пространство, М., Сфера, 2014.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981.- С. 59-63

5. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1990. – С.49-52

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Москва. Эксмо, 2011 г.

7. Макарова В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. – М.: Изд-во ОГУ, 2002. – 48с

8. Основы теории и практики логопедии под редакцией Р.Е.Левиной, М., 1968.

9. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2005. – 144с.

10. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».-М., Просвещение, 2004. – С.117-121

11. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М., «Издательство Гном и Д», 2000.

12. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 180-181, 196-199

13. Яшина В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1993. – С. 26

Никитина Н.В.,
студентка 5 курса,
специальность Логопедия
г.Шадринск

Особенности лексики у дошкольников с ОНР III уровня.

Михайлова Анжелика
Особенности лексики у дошкольников с ОНР III уровня.

Воспитателем ГБОУ средняя школа №296

Отделением дошкольного образования

Михайловой Анжеликой Алексеевной

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.

Нарушения формирования лексики детей с ОНР III уровня проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафразиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах многих авторов подчёркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, характерны значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Следующей особенностью речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, в расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны.

Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н. С. Жуковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

– окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных;

– падежных и родовых окончаний количественных числительных;

– личных окончаний глаголов;

– окончаний глаголов в прошедшем времени;

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчинённых конструкций.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенном речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качество, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей также выражено в трудности поиска нового слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафразиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – появляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ещё ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафразий у этих детей наиболее распространёнными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными являются, например,такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т. д. замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.

Читайте также:
Теоретические подходы к осмыслению проблемы обучения детей с ОНР

Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков.

Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

Как и в норме, у детей 7-8 лет так же происходят качественные изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. Если в 5-6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических ассоциаций, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР, по мнению Р. И. Лалаевой, не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием.

Дети с ОНР в сравнении с нормой гораздо больше нуждаются в систематических занятиях.

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

2. ЛалаеваР. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. –Екатеринбург: Инфра – М, 1996.

Поделки из бросового материала и солёного теста «Грибы–грибочки» «Грибы» – Тема последней тематической недели октября во 2 младшей группе структурного подразделения ГБОУ СОШ № 3 «детский сад» Колосок».

Положение о Выставке работ совместного творчества Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №460 (структурное подразделение дошкольное.

Статья Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством интерактивных игр. Автор: Левочко Анастасия Викторовна

Автор: Левочко Анастасия Викторовна
Исследование проводилось с целью выявления эффективности интерактивных игр в формировании лексического строя старших дошкольников с ОНР III уровня. Для проведения исследования мы апробировали методику «Методика обследования словарного запаса детей» О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой. Полученные результаты показали эффективность при использовании интерактивных игр в формировании лексики старших дошкольников.

Автор: Левочко Анастасия Викторовна

Левочко Анастасия Викторовна, студент

Института непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

Солдатова Наталья Алексеевна, старший преподаватель Института непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством интерактивных игр.

Аннотация: исследование проводилось с целью выявления эффективности интерактивных игр в формировании лексического строя старших дошкольников с ОНР III уровня. Для проведения исследования мы апробировали методику «Методика обследования словарного запаса детей» О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой. Полученные результаты показали эффективность при использовании интерактивных игр в формировании лексики старших дошкольников.

Ключевые слова: общее нарушение речи III уровня, старший дошкольный возраст, интерактивные игры, тематическое планирование, лексический строй речи.

The formation of the lexical structure of speech in children of preschool age with OHR level III through interactive games.

Annotation: the study was conducted in order to identify the effectiveness of interactive games in the formation of the lexical system of senior preschoolers with OHR level III. To conduct the study, we tested the methodology “Methodology for examining the vocabulary of children” Mushroom, T.P. Bessonova. The results obtained showed the effectiveness of using interactive games in the formation of vocabulary of senior preschoolers.

Keywords: general speech impairment of the III level, senior preschool age, interactive games, thematic planning, lexical structure of speech.

Ведущее место среди речевых недостатков у детей с общим нарушением речи занимают нарушения лексического строя речи. Широкая распространённость лексико – грамматических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять этой проблеме должное внимание.

Вопросы использования в обучении детей дошкольного возраста и нформационно-коммуникативных технологии рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др. Данные авторы отмечают, что эффективность использования интерактивных игр зависит от компетентности педагога, умения использовать новые возможности, включать эти игры в систему занятий, давать обучающемуся свободу выбора форм и средств деятельности [3]. В разработках современных логопедов уделяется должное внимание интерактивным играм, их использованию в занятиях, однако нет системы работы по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Попробуем описать наш опыт по решению данной проблематики.

Основным методом исследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня для нас стала «Методика обследования словарного запаса детей» О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой. Данная методика была представлена авторами в 1997 году [1, с. 5-10]. Она достаточно информативна, предполагает исследование активного и пассивного словаря, использования обобщающих понятий, различение сходных по звучанию слов, слов-синонимов и слов-антонимов, многозначности слов, понимание и использование предлогов в речи. В ходе обследования группы детей старшего дошкольного возраста выявились следующие результаты, представленные в таблице 1.

Показатель в количестве человек

Таблица 1. «Результаты исследования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

Как мы видим, большая часть обучающихся имеет средний уровень сформированности лексического строя речи. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют некоторые особенности развития словаря. Была выявлена ограниченность словарного запаса (в активном словаре детей преобладали имена существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов вызывало трудности). Наблюдалось расхождение активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов, неадекватное использование синонимических и которых известно детям.

Читайте также:
Особенности использования вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Полученные результаты говорят о необходимости формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а так же о подборе грамотных средств его развития.

Для достижения данной цели мы разработали программу по формированию лексики у старших дошкольников, в которую включили интерактивные игры. Особенность данной программы в том, что она соответствует тематическому планированию логопеда, имеет систематический характер, учитывает индивидуальные особенности воспитанников. Не стоит забывать о гимнастике для глаз во время занятий, о правильно осанке и о времени пребывания за компьютером и интерактивной доской. Основная площадка для игр, которой мы пользовались, «МЕРСИБО». Данный ресурс был разработан логопедом, воспитателем Сусловой Екатериной Александровной в 2014 году ( https://mersibo.ru/ ) [2]. В этом огромном комплексе игр есть как платные, так и бесплатные игры, конструкторы картинок, заданий, что отрывает достаточно широкий диапазон для подбора и использования интерактивных игр под свои цели.

В нашей программе мы пользовались как платными играми, так и бесплатными. Игры были подобраны в соответствии с тематическим планированием, целями конкретного занятия. Например, для перевода активного словаря в пассивный в теме «Животный мир» использовалась игра «Мышкин завтрак», для согласования существительных и прилагательных в теме «Урожай» мы играли в игру «Незнайкин огород», для изучения темы «Город мастеров. Профессии» мы пользовались игрой для умения управлять существительными и предлогами «Рабочий инструмент». В ходе занятия по теме «Здравствуй, Зимушка-зима!» основной целью было уточнить, расширить и активизировать предметный и глагольный словарь, словарь прилагательных, что решилось с помощью интерактивной игры «Лирический сугроб». Игра «Что бывает зимой» решила проблему уточнения словаря по теме «Новогодний калейдоскоп» [2].

В таком ключе работа велась индивидуально и подгруппами в течение года, систематически, полученные знания ребята закрепляли с помощью воспитателей в саду и родителей дома. Логопед тесно сотрудничал с воспитателем, давал домашние задания родителям по текущим темам. Данная система работы привела к результатам, представленным в таблице 2.

Показатель в количестве человек

Таблица 2. «Результаты исследования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня после проведения системы интерактивных игр».

У дошкольников с ОНР III уровня отмечается увеличение объема активного словаря, при этом наибольшее количество изменений относится к номинативному словарю. В названии частей предметов дети точнее и увереннее стали их называть. Из этого следует, что в дальнейшем необходимо продолжить работу с детьми в назывании частей предметов, закреплять обобщающие понятая, подбору признаков предметов и слов с противоположным значением. Следует отметить, что в большинстве случаев детьми выполняется больше половины предложенных заданий. Приятным плюсом стало то, что улучшилась мотивация к логопедическим занятиям, ведь игры стали неотъемлемой частью обучения, они позволяют ребенку выражать разные эмоции, имеется момент поощрения в конце каждого задания.

Таким образом, можно сказать, что формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР III уровня посредством интерактивных игр является успешным, данные игры можно подстраивать под тематическое планирование логопеда, применять на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях в детском саду.

Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1997 – 64 с., цв. таблицы.

. Дата обращения: 09.09.2019г.

Осин А. “Мультимедиа в образовании”, ИКТ в образовании, Учительская газета, 2004 г., № 6-18.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

Читайте также:
Функциональные тренировки в коррекции заикания

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Читайте также:
Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 8060 раз

Библиографическое описание:

Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8223/ (дата обращения: 18.01.2022).

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Это важный период, в котором закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего физического и психического развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи [3, с.4].

Дошкольное образование — это очень важный процесс, в ходе которого ребенок учится преодолевать трудности. Дошкольное образование играет большую роль в социализации детей. Наряду с семьей оно в значительной мере закладывает основы социального облика личности.

Ключевая роль дошкольного образования заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через творческую деятельность.

В последние годы резко увеличилось количество детей с речевой патологией, особенно число дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети испытывают трудности в усвоении всех компонентов речи, а именно: фонетики, фонематики, лексики, грамматики и связного высказывания. Т. А. Ткаченко считает, что количество роста детей с речевыми нарушениями является результатом различных неблагоприятных факторов, таких как: увеличение количества различных патологий и заболеваний, которые влияют на психическое развитие ребенка и его здоровье, нестабильность в социальной среде, загрязнение экологии, большое количество родовых травм и послеродовых осложнений [7, с.104].

В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти, восприятия. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития лексики и грамматики у детей, то все речевые нарушения, в том числе и при общем недоразвитии речи, взаимосвязаны друг с другом, и если вовремя не преодолеть одно нарушение, то оно повлечет за собой другое [4, с.63].

Проблемой развития лексического строя речи у детей занимались отечественные исследователи: А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, О. Е. Громова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие, тем не менее она занимает важнейшее место в современной логопедии. А вопрос о методике развития лексической стороны речи становится одним из самых актуальных.

При проведении логопедической работы по развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуру значения слова, закономерности лексики в онтогенезе, особенности у дошкольников с речевой патологией.

Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д).

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Поэтому его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [5, с.148].

Читайте также:
Дидактические игры при коррекции звукопроизношения

В. И. Логинова выделила следующие направления логопедической работы по развитию лексического строя речи:

1. расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

2. усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками [6, с.49].

На основе выделенных направлений В. И. Логинова разработала систему занятий, содействующих развитию лексического строя речи детей:

Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:

1. демонстрация предметов и явлений;

2. дидактические игры.

Занятия по ознакомлению с особенностями предметов:

1. осмотры предметов;

2. занятия на сравнение;

3. занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.

Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях:

1. по ознакомлению с видовыми понятиями;

2. по ознакомлению с родовыми понятиями;

3. занятия на классификацию [6, с.57].

О. Е. Громова выделила следующие направления коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи:

Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

– понимать обобщающие слова;

– понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

– понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

– понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

– понимать количественные числительные.

Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:

– дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;

– понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;

– понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов [2, с.36].

А. М. Бородич выделил следующие направления работы по развитию лексического компонента речи у дошкольников:

– обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов;

– уточнение словаря (эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные ─ обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные ─ красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные ─ городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик));

– активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

– устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь [1, с.21].

Вся логопедическая работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение лексическим строем речи является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Таким образом, логопедическая работа по развитию лексического строя речи должна включать в себя упражнения, обеспечивающие обогащения словаря и содержательной стороны отдельных слов: составления предложений с отдельным словом, со словами синонимического ряда, объяснения значения слов, замена слов более удачными выражениями с точки зрения условий контекста.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 1981.

2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003.

3. Колосова И. В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. — 2008. — № 3.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб, 2003.

6. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.

7. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.- 112 с.

Похожие статьи

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа.

Методические подходы к развитию лексического строя речи. лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Использование новых педагогических технологий в работе.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

лексический строй речи, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, ребенок, развитие, атрибутивный словарь, перспективное планирование, логопедическое воздействие, лишнее слово, служебная часть.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Читайте также:
Логопедическая ритмика для детей с дизартрией

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа.

Методические подходы к развитию лексического строя речи. лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Использование новых педагогических технологий в работе.

лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет.

лексический строй речи, общее недоразвитие речи, логопедическая работа, ребенок, развитие, атрибутивный словарь, перспективное планирование, логопедическое воздействие, лишнее слово, служебная часть.

Преодоление грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Формирование словоизменения имён существительных у детей.

На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы в комплексе: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя.

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей.

Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия.

Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Аннотация: Данная статья адресована практикующим логопедам и другим специалистам, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций, а также родственникам пациентов. В статье представлен практический материал по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией.

Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Инсульт — повреждение ткани головного мозга в результате острого нарушения мозгового кровообращения.

Различают два основных типа инсульта: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический — развивается при спазме или закупорке кровеносного сосуда головного мозга.

Так пишут в большинстве медицинских справочниках. И порой непонятно, что же это значит. Я бы сказала проще – это катастрофа, случившаяся в головном мозге, в результате которой повреждаются жизненно важные функции, в том числе и речь. Речь – это высшая психическая функция.

Как отмечает академик Шкловский В.М. основная функция речи – это коммуникативная. И правда, без речи человек не сможет полноценно жить в социуме. Поэтому на помощь таким пациентам приходит логопед. Речевые нарушения делятся на дизартрию и афазию. В афазии выделяют 6 видов по нейропсихологической классификации Лурии А.Р.

2. Афферентная моторная афазия.

3. Динамическая афазия.

4. Сенсорная (акустико-гностическая),

5. Акустико-мнестическая афазии,

6. Семантическая афазия.

Вид речевого нарушения зависит от очага и размера поражения головного мозга.

Я предлагаю Вам рассмотреть занятие по восстановлению речи у пациента с тотальной афазией. Начнем с характеристики речевого статуса.

Характеристика речевого статуса данной категории больных заключается в том, что у пациента полностью отсутствует экспрессивная речь, или она представлена отдельными непродуктивными звукокомплексами. Импрессивная речь, то есть понимание, также сильно страдает, пациент не может выполнить даже простых инструкций. Часто пациенты дезориентированы в пространстве – это делает их беспомощными.

Программа восстановительного обучения в таких случаях направлена на:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

– показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам;

– классификация слов по темам с опорой на предметную картинку.

3. Растормаживание произносительной стороны речи:

– сопряжённое произнесение автоматизированных речевых рядов, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом, моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений;

– сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз.

4. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

– ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

– моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», и т.д.);

– ответы на ситуативные вопросы и составление фраз простых моделей (субъект-предикат).

5. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

– письмо и чтение наиболее привычных слов;

– заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

Конспект занятия по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Оснащение: Лист с цифрами от1 до 10, картинный материал по теме «фрукты», надписи по теме «фрукты».

1. Вводная беседа.

– Здравствуйте, Как Вас зовут?

(Специалист помогает пациенту ответить на вопросы, путем договаривания последнего слова)

Меня зовут ….Коля

– Как Ваша фамилия?

Моя фамилия …..Иванов.

Мои дела…. Хорошо (данный ответ можно подкрепить жестом)

Я сегодня…ел или ДА (данный ответ можно подкрепить жестом).

2. Основная часть занятия.

* Инструкция произносится специалистом четко и медленно, немного нараспев, чтобы пациент смог понять, что нужно делать:

Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

– Дай мне руку. Давай считать пальцы вместе*.

Один, два, три, четыре, пять , шесть, семь, восемь, девять, десять.

Давай повторим еще раз.

– Теперь я буду читать эти цифры, а ты следи глазами и пытайся повторять.

* Инструкция: — Я начну предложение, а ты заканчивай.

  • Тише едешь, дальше ….будешь.
  • Семь раз отмерь, один раз …. отрежь.
  • Что упало, то ….. пропало.
  • Семеро одного не ….ждут.
  • Делу время, а потехе … час.
  • Первый блин …. комом.
  • В небе летит реактивный …. самолет.
  • По дороге едет гоночная ….. машина.
  • На небе ярко светит ….. солнце.
  • Я ем гороховый ….. суп.
  • Мама сварила гречневую …… кашу.

* Инструкция: Покажи, где у тебя НОС, УХО, ЛОБ, ЯЗЫК, ЗУБЫ, ВОЛОСЫ, БРОВИ

* Инструкция: Посмотри на картинку. Что это?

Это антоновское …. яблоко.

Это сочная груша.

* Инструкция: Посмотри на картинку и найди надпись к ней.

(Пациенту дается одна картинка и две надписи на выбор. Также продолжаем со всеми картинками).

* Инструкция : Ответь на вопрос : «да» или «нет»

– Ты сегодня ел кашу?

– Ты сегодня пил чай?

– Сегодня врач был?

– Сейчас утро? (Показываем на окно)

– Тебя зовут Вася, Саша…Коля?

– Ты лекарства принимал сегодня?

– Это яблоко? (Показываем настоящее яблоко)

3) Заключительная часть.

Николай Иванович (называем пациента по имени отчеству), Вы сегодня занимались хорошо. Вы молодец! На сегодня занятие закончено. Отдыхайте. До свидание!. Попрощайтесь со мной.

– «Пока!» (данный ответ можно подкрепить жестом).

Важное замечание: логопедическую нагрузку важно определить совместно с лечащем врачом или реабилитологом.

Логопедические занятия должны быть регулярными и ежедневными. Именно эти параметры залог успешной реабилитации речевой функции.

На данном этапе восстановления допустимо обращаться к пациенту на «ты» в выполнениях заданий, потому что в этой форме пациенту удобнее воспринимать и пытаться отвечать.

1. Лифляндский Владислав Геннадьевич Энциклопедия диагностики и лечения от А до Я. Олма Медиа Групп, Просвещение, 2013. 2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга М.: Изд-во Московского Университета, 1962.

3. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии —— М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000.

Тотальная афазия ( Глобальная афазия , Сенсомоторная афазия )

Тотальная афазия – это одновременное, тяжело выраженное нарушение моторного и сенсорного звена речи. Синдром характеризуется отсутствием спонтанной и непониманием обращенной речи, расстройством операций чтения и письма, что делает невозможным вербальный контакт с больным. Из сопутствующих расстройств наблюдается гемиплегия. Область поражения устанавливается с помощью церебральной МРТ/КТ, УЗДС артерий головного мозга. С целью оценки речевого и психологического статуса больного выполняется тестирование. Лечение включает фармакотерапию, нейрохирургические вмешательства, логопедическую помощь, нейрокоррекцию.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы тотальной афазии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение тотальной афазии
    • Терапия и хирургия
    • Физическая реабилитация
    • Логопедическая коррекция
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Тотальная (глобальная, сенсомоторая) афазия − наиболее тяжелая форма афатического расстройства, при которой в равной степени страдают экспрессивные и рецептивные языковые навыки. Частота глобальной афазии неизвестна, поскольку чаще разлитое речевое нарушение носит транзиторный характер и наблюдается только в остром периоде мозговой катастрофы. Примерно в трети случаев тотальная афазия остается в резидуальном периоде травмы или заболевания. Это приводит к тяжелой и длительной инвалидизации больных, требует привлечения значительных реабилитационных ресурсов.

Причины

Тотальная афазия является результатом обширного поражения доминантного полушария, охватывающего несколько речевых областей, отвечающих за продукцию и понимание речи. В патологический процесс в различных комбинациях вовлекаются центры Брока, Вернике (перисильвиева область), островковая доля, теменные области. Нередко к сенсомоторной афазии приводит повреждение подкорковых образований: таламуса, базальных ядер, белого вещества мозга. Подобные поражения могут развиваться в результате следующих причин:

  • травмы головы: тяжелые контузии мозга, открытые ЧМТ, внутричерепные гематомы;
  • церебральные инсульты:инфаркты мозга (в результате окклюзии средней мозговой или внутренней сонной артерии), геморрагические инсульты;
  • опухоли мозга: при доброкачественных неоплазиях сначала развивается дифференцированная форма афазии, затем тотальная; быстрый экспансивный рост злокачественного новообразования рано приводит к глобальному распаду речи;
  • дегенеративные неврологические заболевания: болезнь Пика, синдром Ландау-Клеффнера, альцгеймеровская деменция в поздней стадии;
  • энцефалиты.

Преходящая глобальная афазия, когда пациент утрачивает речевую функцию на короткое время, может возникнуть вследствие транзиторной ишемической атаки, мигренозного приступа, эпилептического припадка.

Патогенез

Механизм развития тотальной афазии зависит от области поражения. Так, при вовлечении перисильвиевой коры (зоны вокруг Сильвиевой борозды, разделяющей лобную и височную доли) и прилежащей к этой области теменной коры развивается орально-артикуляционная апраксия, акустическая агнозия. Нарушается произнесение, понимание, повторение устного и письменного высказывания. Перисильвиева область кровоснабжается из бассейна средней мозговой артерии, поэтому ее окклюзии или разрывы наиболее часто выступают причиной тотальной афазии.

Поражение подкорковых структур тесно связано с корковыми речевыми центрами. При наличии субкортикальных патологических очагов речевая деятельность нарушается по типу псевдолобного и псевдовисочного синдромов. Кроме этого, тотальная афазия возникает, если очаг поражения затрагивает белое вещество любой доли мозга: височной, лобной, теменной.

Глобальная афазия часто наблюдается в первые сутки после тяжелого повреждения головного мозга из-за церебрального отека. Через некоторое время, по мере естественного восстановления и в результате терапии тотальная афазия может трансформироваться в экспрессивную (моторную) или рецептивную (сенсорную). В некоторых случаях синдром тотального распада речи остается в качестве основного.

Классификация

Тотальная афазия делится на 2 вида в зависимости от сохранности речевых функций:

  • полная – абсолютное отсутствие вербальных возможностей: больной не способен говорить и понимать речь;
  • частичная – отчасти сохранной может быть возможность понимать речь окружающих или произносить отдельные звуки.

Замечено, что большие по площади, но малые по протяженности очаги поражения (геморрагии, ишемии) вызывают афазию с частичным сохранением понимания обращенной речи. Напротив, латерально расположенные, вытянутые в передне-заднем направлении зоны повреждения обусловливают полную форму тотальной афазии.

Читайте также:
Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Симптомы тотальной афазии

В остром постинсультном или посттравматическом периоде большинство афатических расстройств носит глобальный характер. У больных нарушено как моторное, так и сенсорное звено речевой функции. Как правило, в первые недели после острой мозговой катастрофы понимание речи постепенно улучшается, и глобальная афазия сменяется другой формой, чаще тяжелой афазией Брока. Однако у части пациентов глобальный распад языковой функции сохраняется длительное время.

Несмотря на тяжесть нарушения речи, языковые возможности лиц, страдающих глобальной афазией, могут быть различными. Одним пациентам доступно произнесение некоторых звуков и слов, в частности, спонтанных ответов «да» и «нет», или же автоматизированных рядов (счет, перечисление дней недели, слова песен). У таких пациентов может присутствовать эмоционально окрашенный речевой эмбол.

Аналогичная ситуация отмечается с пониманием речи. Некоторые больные узнают на слух и реагируют на личностно значимые обозначения (имена близких, название знакомых мест), в то время как другие темы разговора остаются непонятными. Люди с тотальной афазией могут угадывать мимику лица или тон голоса говорящего, поэтому часто кажется, что они понимают речь лучше, чем есть на самом деле. Другие пациенты с тотальной афазией не в состоянии произнести ни одного звука и не понимают обращенной речи.

Грубо нарушены или совсем невозможны чтение, счет, письмо (алексия, акалькулия, аграфия). Практически у всех больных отмечается правосторонняя гемиплегия/гемипарез, часто выявляется глубокая гемигипостезия или гемианестезия, гемианопсия. Благодаря сохранности правого полушария человек с тотальной афазией может выражать себя с помощью мимики, интонации, жестов.

Осложнения

Обширные повреждения мозга, нарушающие речевой потенциал, также могут ухудшать другие психические функции. При наличии сопутствующего когнитивного дефицита могут возникнуть трудности с вниманием, памятью, обучением. Без должного восстановительного лечения и реабилитации больные с тотальной афазией остаются глубокими инвалидами из-за полной невозможности коммуникации с внешним миром, ограничений движения и самообслуживания. Такие пациенты испытывают глубокую депрессию, часто не имеют достаточной мотивации к занятиям.

Диагностика

Обследование больного с тотальным распадом речевых навыков начинается с определения причины и зоны церебрального поражения. Установление формы афазии становится возможным только после окончания острейшего периода церебральной катастрофы. В диагностическом консультировании больных участвуют врачи-неврологи и нейрохирурги, логопеды, нейропсихологии. Минимальный план обследования:

  • Определение причины и очага поражения. Сразу после мозговой катастрофы больным выполняется неконтрастная КТ либо МРТ головного мозга. Для обнаружения патологии церебральных и прецеребральных артерий наиболее информативна МР-ангиография или КТ-ангиография. Также используется УЗИ сосудов (УЗДС сонных и позвоночных артерий, ТКДГ мозговых артерий). С помощью данных методов выявляются очаги ишемии, геморрагии, атрофии мозгового вещества.
  • Консультация афазиолога. В случае тотальной афазии логопед констатирует отсутствие самостоятельной речи, понимания команд и инструкций, способности к счету, письму, чтению. Продуктивный речевой контакт с пациентом невозможен. Иногда отмечается сохранение автоматизированной речи, частичного понимания обращения, эмболофразия.
  • Консультация нейропсихолога. При исследовании высших психических функций обращают внимание на состояние различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти. Проводятся батареи когнитивных тестов. Использование в коррекционной работе сохранных звеньев помогает ускорить процесс восстановления речевых и неречевых функций.

Лечение тотальной афазии

Терапия и хирургия

В первые часы ишемического инсульта наиболее эффективным является проведение реперфузионной терапии (внутривенного или внутриартериального тромболизиса). Для борьбы с отеком мозга применяют диуретики, умеренную гипотермию. В период лечения больные получают антикоагулянты, антиагреганты, нейропротекторы, антиоксиданты, антигипертензивные средства.

По показаниям осуществляются оперативные вмешательства: каротидная эндартерэктомия, имплантация каротидного стента во внутреннюю сонную артерию, удаление церебральных неоплазий. Внутричерепные геморрагии требуют проведения краниотомии и оперативного удаления внутримозговой гематомы, аспирации гематомы через фрезевое отверстие, стереотаксического удаления.

Физическая реабилитация

Методы физической реабилитации направлены на активизацию двигательной активности, способности к самообслуживанию. Больным рекомендуется дозированная физическая нагрузка: лечебная гимнастика, механотерапия, эрготерапия. При сопутствующей дисфагии проводятся сеансы нейромышечной электростимуляции Vocastim. При парезах целесообразно назначение процедур электрофореза, миостимуляции, магнитотерапии, дарсонвализации.

Логопедическая коррекция

На занятиях по восстановлению речи первоочередное внимание уделяется улучшению восприятия обращенной речи. Для этого сначала активизируют неречевой слуховой гнозис, акустическое внимание и контроль. Затем переходят к дифференцированному восприятию речевых звуков и их произнесению. При этом опираются на тактильные ощущения, визуальное восприятие, прибегают к вкусовой и обонятельной стимуляции.

В речевой реабилитации лиц с тотальной афазией особую роль играет использование различных мобильных приложений, средств и методов альтернативной речевой коммуникации, жестовой речи. Несмотря на то, что речевая терапия не всегда оказывается эффективной при синдроме тотальной афазии, она может способствовать значительному расширению коммуникативных навыков, улучшению самочувствия больных, снижению уровня депрессии.

Прогноз и профилактика

При оценке речевого прогноза тотальной афазии основными факторами, влияющими на нейропластичность мозга, выступают возраст, локализация поражения, преморбидный когнитивный и соматический статус, мотивация на лечение. Решающим при этом является раннее начало логотерапии (в первый месяц после возникшего нарушения).

Хотя речевой прогноз для лиц с глобальной афазией не слишком благоприятен, в целом возможно достичь заметного улучшения в различных аспектах языка. Обычно понимание речи удается нормализовать, но в последующем сохраняется моторная афазия Брока или транскортикальная афазия различной степени тяжести. Худшие результаты восстановления речевой функции показывают пациенты с очаговым поражением лобно-височно-теменной области − у них отмечается минимальное улучшение речи или сохранение глобальной афазии.

Профилактика включает мероприятия по предупреждению травм головы, церебральных инсультов, нейроинфекций. Следует ответственно подходить к лечению фоновых заболеваний, которые могут послужить этиофактором тотальной афазии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: