Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: “Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)”.
консультация

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_tiflopedagoga_dlya_roditeley_na_temu_razvitie_mimiki_i_pantomimiki_v_formirovanii_navykov_kommunikativnoy_deyatelnosti_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_s_narusheniem_zreniya.docx 18.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1375»

Структурное Подразделение №5

Консультация для родителей

Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)

Подготовила и провела: тифлопедагог Никишина Л.Г.

В последние годы происходит активное реформирование системы образования: появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка, формированию компонентов коммуникативной деятельности – неречевым средствам общения и умению организовать своё общение с другими детьми не всегда уделяется достаточное внимание.

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей, жесты, пантомимика весьма ослаблены, упрощены и смазаны, а мимика лица маловыразительна. У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками. Всё это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения, причём эта работа должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически.

Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений. Поэтому для слабовидящих детей необходимы специальные коррекционные занятия по развитию мимики и пантомимики. Особое значение для организации таких занятий имеют:

– индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребёнка;

– комплексный подход к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

– психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности).

На этих занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Выразительное движение не только отражает сформированное внутреннее переживание, но и, само по себе, способствует его формированию. Словесное выражение своих чувств детьми на занятиях поощряется педагогом, ведь назвать – значит более или менее понять. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет важную роль в человеческом общении.

Невербальное общение формируется как “побочный результат” развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний, используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Обучение выразительным движениям в нашей школе проводится на специальных коррекционных занятиях, продолжительностью 20-25 минут, один раз в неделю. Форма проведения занятий различна в зависимости от поставленных задач. Занятия проводятся педагогом-дефектологом, владеющим программным материалом и являющимся своеобразным эталоном выразительных движений (мимики и пантомимики).

При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний в начале вводятся положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Важно правильно организовывать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. В качестве наглядных пособий могут выступать адаптированные картинки (рельефные для слепых, оконтуренные и хорошо раскрашенные для слабовидящих, а также муляжи, барельефы, рельефы, маски) и сам педагог.

При изучении мимических выражений эмоциональных состояний брови, глаза, рот, морщинки на барельефе или маске лица должны быть чётко выделены, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).

Знакомя детей с жестами и позами, необходимо использовать приём сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит детей, необходимо четко выражать словами.

Немаловажную роль в разучивании выразительных движений детьми играет театрализация. Прием театрализации помогает детям с нарушениями зрения оставить свои привычные специфические (стереотипные) движения, жесты, что невыгодно их отличает от нормальновидящих, и усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движение рук, позы.

Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх составляет одну из основных задач организации коррекционной работы по формированию неречевых средств общения.

Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать в практическую деятельность, они должны пройти определенный путь упражнений и усовершенствования в игровой деятельности. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.

Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью. Полученные знания, умения, навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательных мероприятиях.

Таким образом, дети, прошедшие цикл занятий по развитию мимики и пантомимики, лучше адаптируются в коллективе сверстников. В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья слепых и слабовидящих детей.

Игровые упражнения по развитию мимики

• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).

• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

• “Обиделись” (опускают уголки губ).

• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам

• Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

• “Расцвели, как цветы”.

•“Завяли, как травка”.

•“Полетим, как птицы”.

•“Идет медведь по лесу”.

• “Крадется волк за зайцем”.

1. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: методические рекомендации/ В.З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – 22с.

1. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей/ В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.

2. Воронцова Л.М. Упражнения, игры, этюды для коррекционных занятий по мимике и пантомимике [Электронный ресурс]: Методическое пособие/ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008.- 63с. –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната.

Развитие коммуникативных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается понятие “коммуникативные качества”, представлены направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО, особенности коммуникации детей с ОВЗ; рассматриваются м.

«Развитие навыков социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социализации

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой успешная социализация и интеграция в общество. Важнейшей проблемой стало обеспечение услови.

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав.

“ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ “

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения

Разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Минобрнауки России 20.04.2015 .

Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Данная статья была написана для того, чтобы понять, насколько важно значение эмоционально-деятельностного оформления речи. Ведь в процессе общения людей особое место занимают невербальные компоненты, то есть бессловесные знаки (жесты, мимика, поза и др.) Они несут определенную смысловую нагрузку. Телодвижения, мимика, жесты позволяют нам получить более четкое и полное представление о содержании передаваемой информации и о самом человеке.

Формирование коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики

Для успешного осуществления педагогической деятельности необходимо установление эмоционального контакта с детьми. У многих современных детей, а особенно у детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушена мотивация общения, наблюдается амимичность мышц лицевой мускулатуры, они склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении. Многие слабо дифференцируют эмоциональные состояния других людей в различных ситуациях, не контролируют свои эмоции. У некоторых детей крайне низкая самооценка, негативное восприятие себя со стороны окружающих. Речь многих детей монотонная, маловыразительная без эмоциональной окраски.

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижении общего результата. Синонимом общения является термин — коммуникативная деятельность.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей.

Основными из них является:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психическом развитии ребёнка. Развитие психики ребёнка — это процесс, происходящий путём присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта.

Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающим. Особое внимание имеют следующие элементы общения:

Первый из них — мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Второй элемент общения — слово.

Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово “нормально”. Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос “Как здоровье?” отвечаем: “Нормально”. “Как живёшь?” — “Нормально!”. “Как дела на работе?” — “Нормально!” и т. д. комментарии излишни.

Интонация

Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.

Третий очень важный элемент общения — жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания.

Четвёртый элемент общения — пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Она, так же как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Человек, идущий разболтанной походкой, говорящий громко, размахивающей во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далёк от дурных помыслов, и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее, он производит неприятное впечатление.

Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”.

Цель нашей работы: создание условий для развития личности ребёнка в процессе общения.

Задачи:

  1. дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
  2. формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
  3. приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Технология развития навыков общения включает:

1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.

Занятия строятся по следующей схеме и состоят из фаз:

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.

Использование мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения заданного образа.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция черт характера (особенностей проявлений).

Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям; а также с неврозами, нарушениями характера.

Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче “заразить” других детей нужной эмоцией.

Программа по развитию коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики со слабовидящими детьми: “Общение без проблем”

Аннотация

С 2000 года в городе были открыты специализированные классы IV вида при массовой общеобразовательной школе. До этого времени образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. Изолированность системы специализированного образования приводит к тому, что ребёнок с нарушением зрения оказывается исключенным из многих социальных связей, столь естественных для его нормально видящего сверстника. Замкнутость, изолированность, тепличная атмосфера приводят к тому, что у детей с нарушениями зрения искажается личностное развитие, появляются такие черты, как эгоцентричность, монологичность в общении, неадекватно заниженная или завышенная самооценка.

Познакомившись с примерным учебным планом общего образования учащихся с нарушением зрения (Министерства общего и профессионального образования Свердловской области), встретились с такой трудностью, как отсутствие программ по коррекционным занятиям (по развитию осязательного и зрительного восприятия, мимике и пантомимике, мелкой моторики, пространственной ориентировки, формированию навыков общения, приёмов и способов самоконтроля и др.)

Наблюдая за детьми, изучая их особенности, разрабатывали рабочие программы. Одну из таких программ предлагаю вашему вниманию, она проходит ещё апробацию, дорабатывается по ходу работы в МОУ СОШ № 58 г. Новоуральска.

В результате занятий ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Пояснительная записка

Счастливые и несчастливые, благополучные и неустроенные мы устремляемся друг к другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, услышать совет или утешение. И не только ожидание помощи и участия притягивает нас друг к другу. Общение — это размышление вслух о предметах, не обязательно конкретно необходимых, но нужных уму и сердцу. В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества.

Не всегда обстоятельства жизни способствуют только дружеским контактам и приятным беседам. Однако даже в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, сердечность и такт.

Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворённости жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Поэтому вопросы общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения.

Основа основ в отношении близких людей — уважение. Оно проявляется в интересе к склонностям и занятиям друг друга, во взаимном приближении к духовному миру близкого человека.

Очень важно уметь прощать незаслуженные обиды, иногда небрежное отношение к себе. К самым благоприятным результатам приводит взаимная уступчивость.

Особое внимание имеют следующие элементы общения:

Первый из них — взгляд.

Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный — тревожит. Иронический, надменный — оскорбляет. Открытый, приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение даже с незнакомыми людьми.

Второй элемент общения — слово.

Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово “нормально”. Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос “Как здоровье?” отвечаем: “Нормально”. “Как живёшь?” — “Нормально!”. “Как дела на работе?” – “Нормально!” и т. д. Комментарии излишни.

Третий очень важный элемент общения — интонация.

Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Она притягивает и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.

Четвёртый элемент общения — жест.

Он, так же как интонация и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Человек, идущий разболтанной походкой, говорящий громко, размахивающей во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далёк от дурных помыслов, и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее, он производит неприятное впечатление.

Каждый должен стремиться приобрести красивую осанку. Подтянутость человека – выражение его уважительного отношения к людям. Красивая осанка — расправленные плечи, приподнятая голова, упругая поступь — создаёт эстетический облик. Если даже человек не очень хорошо сложен, он кажется привлекательным и элегантным.

Выработать красивую осанку можно только систематическим вниманием к тому, как стоишь, как сидишь, как жестикулируешь. Надо непрерывно проверять себя. Поначалу это сложно и утомительно, но постепенно при постоянной тренировке, трудное становиться привычным. Затем привычное — лёгким и приятным.

Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности. Антуан Сент-Экзюпери сказал: “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”.

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижении общего результата. Синонимом общения является термин — коммуникативная деятельность.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей.

Основными из них является:

  • организация совместной деятельности;
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психическом развитии ребёнка. Развитие психики ребёнка — это процесс, происходящий путём присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — носителями этого опыта.

Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающим.

Цель программы: создание условий для развития личности ребёнка в процессе общения.

Задачи:

  • дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
  • формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
  • приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможностям завоевать сердца людей.

Девиз программы: “Научить любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья”.

Данная технология также включает:

1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.

Занятия строятся по следующей схеме и состоят из фаз:

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.

Использование мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция черт характера (особенностей проявлений).

Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям; а также с неврозами, нарушениями характера.

Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их помощью легче “заразить” других детей нужной эмоцией. Количество детей в группе — от 3 до 6 чел., продолжительность 40 мин., периодичность 2 р. в неделю.

Программа формирования навыков общения предусматривает:

  • самооценку состояния детей (эмоционально-личностные качества, наличие навыков общения);
  • оценку детей педагогом;
  • оценку детей родителями.

Все обследования проводятся дважды: до начала введения практического курса и в конце учебного года, после прохождения курса.

Обследование проводится по методике Л.С. Цветковой.

1. Связь эмоциональных состояний с мимикой (картинки-схемы).

2. Воспроизведение эмоций.

3. Воспроизведение и оценка эмоционального держания картин, ситуаций.

Требования к уровню выпускников

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • Знать некоторые особенности выразительности движений.
  • Уметь передавать настроение мимикой.
  • Знать приёмы саморегуляции.
  • Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • Приобрести коммуникативные качества.
  • Уметь считывать по выражению лица, настроение другого.
  • Уметь соответственно ситуации вести себя.
  • Ценностно-ориентированная составляющая образованности:

  • Повышение самооценки.
  • Умение сдерживать себя.
  • Развитие чувства сопереживания, милосердия, участия, уважения, достоинства другого.
  • Учебно-методическое обеспечение

  • Магнитофон, записи классической музыки.
  • Канцелярские принадлежности: цв. карандаши, бумага, краски.
  • Карточки-схемы выражений различных эмоций.
  • Раскраски.
  • Учебный план

    Наименование темы. Общее количество часов. Теория. Практика.
    1.Эмоции, целесообразность эмоций. 7 2 5
    2.Характеристика различных эмоций (полож., отриц.). 7 2 5
    3.Развитие пантомимических навыков. 7 2 5
    4.Развитие коммуникативных навыков. 8 2 6
    5.Развитие творческого воображения. 7 2 5
    36 10 26

    1. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в начальной школе. М.: Творческий вечер. 2004.

    2. Л.М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми.С.П.: Речь. 2001.

    3. Т.И. Петрова. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная Пресса. 2000.

    4. В.А. Петровский. Учимся общаться с ребёнком. М.: Просвещение. 1993.

    5. Н.П. Слободяник. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М.: Айрис Пресс 2004.

    6. Н.Е. Щуркова. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001.

    7. Т.Б. Мазепина. Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону. Феникс 2002.

    Программа “Развитие мимики и пантомимики” в начальных классах

    Программа с 1-4 класс, её можно использовать во внеурочной работе

    Содержимое разработки

    Рабочая программа

    По мимике и пантомимике

    для специальных

    (коррекционных)классов 1 V вида

    Учитель: Исмагилова Юлия Николаевна

    I квалификационная категория

    Программа «Развитие мимики и пантомимики» для специального (коррекционного) класса 4 вида

    Общение – процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации – одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности. Один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами.

    Полноценность общения учащихся и его характер влияют не только на уровень овладения этими средствами, что в свою очередь отражается на умении владеть функцией общения в целом.

    Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки. Для детей с нарушениями зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слепоты и слабовидения у детей. По результатам исследований под руководством Л.И. Плаксиной (Дефектология, №4, 1998) дети с нарушением зрения хуже владеют невербальными средствами общения по сравнению с нормально видящими (различия составили в среднем от 22% до 41%). В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками они почти не использовали выразительные движения, жесты, мимику. Очень редко улавливали изменения настроения партнера. Если это и происходило, то всегда уточнялось эмоциональное состояние словами. Это приводит к тому, что дети практически не могут играть совместно. Не умеют привлекать к себе внимание партнера, не знают, как обратиться с просьбой к окружающим. Кроме того, у детей наблюдалась малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения беседы, диалога, т.е. средств речевого общения. Наиболее тесно со временем и степенью потери зрения связаны из неязыковых средств общения именно мимика и пантомимика.

    Эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствам общения в сензитивный период, так как спонтанно овладеть средствами коммуникации они не могут.

    Основными задачами обучения неречевым средствам общения слабовидящих детей являются

    развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;

    развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

    восприятие лица и тела;

    обучение способам ориентировки в микро – и макропространстве;

    обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных мимики, жеста, интонации;

    обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов. Присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

    обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;

    формирование приёмов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

    обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения;

    формирование потребности в сопереживании;

    формирование интереса к общению;

    закладывание основы самоконтроля и произвольной психорегуляции.

    С этой целью в коррекционную часть учебного плана включен курс «Развитие мимики и пантомимики» (1 час в неделю, занятия по 30 минут), направленный на

    обучение детей элементам социальной перцепции;

    формирование выразительных, мимических и жестовых движений;

    воспроизведение движений, мимики, жестов, пантомимики и интонации речи;

    умение словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать их внешние проявления у себя, собеседника, персонажа литературного произведения;

    овладение знаниями об эмоциях людей и их проявлениях в процессе общения;

    формирование интереса к процессу взаимодействия со сверстниками и к самому процессу общения с окружающими.

    Содержание программы.

    Раздел 1. Совершенствование мышечного аппарата, участвующего в мимических, жестовых и пантомимических движениях.

    Раздел 2. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей им интонации на живом объекте.

    Раздел 3. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на объектной картинке.

    Раздел 4. Обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния персонажей в сюжетном изображении.

    Раздел 5. Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

    Раздел 6. Формирование умения управлять своими эмоциями.

    Раздел 7. Культура общения.

    Примечание. Обязательное оречевление движений и действий, связанных с неречевыми проявлениями общения.

    Уровень умений и навыков:

    – уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;

    – уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного – в свободной деятельности;

    – уметь произвольно изображать и правильно воспринимать основные эмоции в самостоятельной практической деятельности;

    – уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, используя неречевые средства общения;

    – уметь творчески использовать сформированные навыки неречевых средств в жизненных ситуациях, оречевляя их.

    Основные формы и методы обучения:

    Упражнения подражательно- исполнительного и творческого характера

    Использование символов-схем лица и тела

    Подвижные физминутки в стихотворной форме

    Составление рассказов с использованием неречевых средств общения

    Задачи 1 класса:

    – ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

    – упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

    – перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность;

    -формирование навыков выразительных движений;

    -формировать навыки восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животных;

    -формирование умений правильно воспринимать и воспроизводить несложные мимические и жестовые движения;

    -формирование навыков культурного поведения в свободной практической деятельности;

    Рекомендации по развитию мимики и пантомимики.

    Рекомендации по развитию мимики и пантомимики.

    Жизнь интересна тем, что непредсказуема, и никогда не знаешь, какой гранью она к тебе повернется и даст возможность узнать что-то новое.

    Необходимость введения в школьную программу коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» подсказала сама жизнь.

    Из практики работы стало заметно, что год от года большинство детей приходят в школу с обедненной эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, проблемами, связанными с семьей. Невербальные средства общения (мимика, пантомимика, интонация, выразительность речи) у детей с депривацией зрения очень ослаблены, а иногда такие дети и вовсе амимичны. Они затрудняются выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. А ведь жизнь, богатая разнообразными чувствами, эмоциями, переживаниями, требует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования.

    Американская писательница Элизабет Крейри в своей книге «Учимся владеть чувствами» пишет, что умение управлять своими эмоциями, видеть чувства других людей — это искусство, которому надо учиться.

    Поэтому целькоррекционного курса:

    обучение детей со зрительной патологией выразительным движениям, которые являются одними из важнейших невербальных средств общения со сверстниками и взрослыми как с нормальным, так и нарушенным зрением.

    Одна из основных задач:

    Помочь слабовидящим и слепым детям овладеть техникой мимики и пантомимики и уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.

    Задачи коррекционного курса:

    Развивать и укреплять мышечный аппарат выразительных зон лица; формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения.

    Закрепить знания, умения и навыки невербального общения, тренировать мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения.

    Формировать навыки использования невербальных средств общения.

    Формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить новые мимические и жестовые движения, уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях; уметь по эмоциональным и речевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его с использованием мимики и жестов, вокальной мимики.

    Формировать умение контролировать свои эмоции, освоить навыки культуры невербального общения.

    Приоритетными задачами для нас были и остаются:

    — укрепление психического и физического здоровья учащихся в условиях школьного обучения;

    — развитие личностных качеств (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности);

    — укрепление психологического статуса учащегося;

    — развитие художественно-творческих способностей.

    Для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать такие факторы,какглубина патологии основных зрительных функций,течениезаболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

    Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека,

    с которым общаешься. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют по общению узнать больше, чем несет собственно вербальный текст.

    Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации

    по коррекционно-образовательной дисциплине

    «Развитие мимики и пантомимики»

    Русский язык

    Программа по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа, развитию зрительного, слухового (в работе со слепыми и частично зрячими — осязательного) восприятия, работу по ориентировке в малом пространстве.

    В целях реализации связи содержания работы по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики обучающихся с нарушениями зрения»

    с содержанием предметных уроков (русского языка) рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

    развитию фонематического слуха (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний);

    развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз);

    обогащению словарного запаса (за счет использования лексики, связанной с эмоциями, чувствами и способами их выражения);

    развитию зрительного восприятия (за счет знакомства со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок, героев кинофильмов, у реальных людей);

    соотнесению словаря и образа (за счет использования материала, позволяющего называть, узнавать, соотносить эмоциональные проявления со словесным их обозначением).

    Целесообразно в целях реализации принципа комплексного подхода включать материал, связанный с формированием базовой культуры школьников с нарушениями зрения:

    использование в качестве наглядного материала графических изображений, иллюстраций, сюжетных картинок, цветных, силуэтных, контурных изображений персонажей, передающих различные эмоциональные состояния;

    сюжетных картинок с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, о которых свидетельствуют мимические и пантомимические движения персонажей;

    грамзаписи голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях;

    продуцирование школьниками различных эмоциональных состояний во время чтения, инсценирования, драматизации литературных произведений и т.п.).

    Математика

    В целях реализации связи содержания работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков математикирекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

    развитию самоуправления (упражнения и игры, требующие управления голосом, телом);

    развитию навыков количественной оценки и применению выражений, обозначающих количественную оценку эмоционального состояния, за счет использования приема сравнения степени выраженности у человека (реального, схематичного) различных эмоциональных состояний с применением характеристик, как «примерно столько же», «намного больше», «намного меньше».

    («У этого человека лицо намного радостнее, чем у другого», «У этих людей примерно одинаковая сила голоса» и т.п.);

    выполнение графических работ по схематичному изображению (в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица, выражающего основные эмоциональные состояния (по команде ведущего).

    В качестве наглядного материала на уроках математики целесообразно использовать иллюстрации, графические изображения, сюжетные картинки с изображениями различных эмоциональных состояний, сюжетные картинки с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

    Физическое воспитание

    Для реализации связи работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков физического воспитания необходимо включать в работу по формированию базовой коммуникативной культуры упражнения для совершенствования невербальных способов общения; материал, связанный с координацией мимических и пантомимических движений, характерных для основных эмоциональных состояний:

    по команде педагога (обучающегося);

    по собственной команде;

    по цепочке команд.

    Пространственная ориентировка

    Для реализации связи содержания работы по формированию выразительных движений обучающихся с нарушениями зрения с содержанием занятий по пространственной ориентировке рекомендовано включение материала, связанного:

    с называнием, узнаванием, соотнесением различных частей тела, участвующих в проявлении чувств и основных эмоциональных состояний;

    с дифференцировкой вербальных и невербальных средств общения, участвующих в проявлении основных эмоциональных состояний;

    с дифференцировкой звуков, производимых человеком, находящихся в том или ином эмоциональном состоянии;

    с включением в содержание занятий по ПО материала, позволяющего максимально использовать знания (об эмоциях, чувствах, способах их проявлений), умения (узнавать, называть, соотносить, моделировать эмоциональные состояния) и личностные новообразования (эмпатические проявления), приобретенные на коррекционных занятиях по развитию мимики и пантомимики.

    Основной акцент в коррекции недостатков развития делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, на формирование умения правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения, выразительность речи, понимание своего эмоционального состояния, эмоционального состояния других.

    Планируемые результаты

    По окончании обучения на всех четырех этапах обучающиеся должны уметь:

    самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;

    воспринимать и воспроизводить основные эмоции в самостоятельной и практической деятельности;

    замечать эмоциональные состояния окружающих, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

    анализировать собственные эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, управлять своим эмоциональным состоянием;

    творчески использовать сформированные навыки выразительных движений в жизненных ситуациях, характеризуя их в речи;

    пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, применяя выразительные средства общения;

    повышать родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития и здоровья ребенка.

    Я думаю, вы согласитесь с тем, что каждому человеку нужно уметь выражать свои эмоции и чувства,контролировать их, а также правильно понимать чувства другого.

    И ребенку важно,просто необходимо научиться использовать все доступные средства выразительности: мимику, интонацию, жесты.

    Основной организационной формой работы с детьми являются подгрупповые и индивидуальные занятия, которые строятся с учетом интересов обучающихся, уровня развития, навыков практической деятельности.

    Обязательным компонентом занятий с детьми с нарушениями зрения являются:

    зрительная гимнастика, которая может быть использована на любом этапе занятия:

    упражнения на укрепление глазных мышц, на расслабление, снятие зрительного утомления.

    Для развития прослеживающей функции глаз применяются зрительные тренажеры.

    психодинамическая пауза для снятия эмоционального, мышечного и зрительного напряжения, которая может проводиться в середине занятия или по мере необходимости.

    После каждого выполненного ребенком задания необходимо использовать позитивные оценки его деятельности, ориентируя на успешность, поощряя самостоятельность, самоконтроль.

    В заключение хочется сказать, что для решения поставленных задач необходимо объединение усилий, согласованность действий, единство в подходах и требованиях всех специалистов коррекционных служб.

    Развитие мимики и пантомимики

    Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:14, методичка

    Описание работы

    Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.
    Долгое время образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. И

    Работа содержит 1 файл

    мимика и пантомимика программа.doc

    Рабочая программа коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики».

    Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.

    Долгое время образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. Изолированность системы специализированного образования приводила к тому, что ребёнок с нарушением зрения оказывается исключенным из многих социальных связей, столь естественных для его нормально видящего сверстника. Замкнутость, изолированность, тепличная атмосфера приводят к тому, что у детей с нарушениями зрения искажается личностное развитие, появляются такие черты, как эгоцентричность, монологичность в общении, неадекватно заниженная или завышенная самооценка.

    Наша программа направлена на развитие одного из важных для адаптации слепых и слабовидящих среди зрячих и наиболее трудно формируемых у них компонента коммуникативной деятельности – неречевых

    Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом.

    ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ЛЮДЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ.

    Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А.А.Бодалев) и в процессе общения людей (А.3олотнякова, А.А.Леонтьев, В.М.Соковнин). Отсутствие или патология зрительного анализатора ведет к потере основного канала поступления информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из основных условий акта общения).

    Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные

    изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

    Все выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигает такой степени, что даже, безусловно-рефлекторные, выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

    Отсюда инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и пантомимике.

    Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.), мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные, профессиональные и другие качества слепых и слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие на работе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально не полноценных.

    Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что “наступают” на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

    Таким образом, проблема развития мимики и пантомимики остается одной из наиболее актуальных проблем обучения, воспитания и коррекции поведения детей с патологией зрения.

    Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Болбагану, М. И. Лисина и др.).

    В существующей научной литературе понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» определяются неоднозначно. Большинство исследователей в качестве наиболее полного и емкого используют определение понятия «общение», сформированное М. И. Лисиной: «Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания от­ношений и достижений определенного результата».

    Общение – это не просто действие, а специфическое взаимодействие партнеров, каждый из которых является одновременно субъектом и объектом деятельности. В рамках общей концепции деятельности «общение понимается как один из видов деятельности – коммуникативная деятельность». Из этого определения видно влияние на этапы развития средств общения внешних (обучение и воспитание) и внутренних, субъективно-личностных, факторов.

    В современной психолого- педагогической литературе выделяются следующие основные средства общения:

    – Экспрессивно-мимические: улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, выразительные восклицания. Сюда же примыкает и вокальная мимика (интонация).

    – Предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения – приближение, удаление, вручение предметов, притягивание другого человека к себе, отталкивание, позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта и наоборот, выражающие желание контактировать. Предметно-действенные средства общения возникают позже, на основе совместной деятельности ребенка со взрослым с целью общения в форме предметных движений, статичных поз. Такие движения ре­бенка выражают готовность к взаимодействию со взрослым. / – Речевые средства общения несут основную гносеологическую нагрузку. Вербально-речевые средства общения развиваются на основе невербальных средств, таких, как мимика, жест, пантомима, в определенной социокультурной среде, которая обусловливает их характер, содержание и формы.

    Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.

    Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

    Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

    Эмоции – душевное переживание. Синоним слова чувства.

    Чувства – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.

    помочь слабовидящим и незрячим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.

    – ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

    – упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

    – перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность;

    -формирование навыков выразительных движений;

    -формировать навыки восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животных;

    -формирование умений правильно воспринимать и воспроизводить несложные мимические и жестовые движения;

    -формирование навыков культурного поведения в свободной практической деятельности;

    -развитие и укрепление мышечного аппарата.

    Схема построения коррекционно-развивающего занятия

    I. Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений:

    а) развитие зоны бровей: учить поднимать и опускать брови, сдвигать их;

    б) развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки;

    в) развитие мышц щек: учить надувать и втягивать щеки;

    г) развитие мышц языка: учить укладывать широкий и узкий язык, поднимать кончик языка вверх, укладывать язык на верхние зубы, на верхнюю губу, на нижнюю губу, покачивать языком как маятником, играть в “болтушку”;

    д) развитие мышц шеи: учить поворачивать голову вправо (влево), класть голову на правое (левое) плечо, на грудь, откидывать назад, делать медленные круговые движения головой справа – налево и наоборот;

    е) развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх и опускать их вниз, делая это одновременно или попеременно;

    ж) развитие моторики пальцев (использование комплекса пальчиковой гимнастики);

    з) формирование умений расслаблять и напрягать мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.

    II. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на самом ребенке, на другом человеке, на живых животных и их чучелах, на схемах- символах лица и тела, барельефе.

    III. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией:

    а) мимика: улыбка (радость, смех, удовольствие), удивление, спокойное со стояние (равнодушие), плач, боль, горе;

    б) жесты: это я, да, нет, нельзя (не шали), до свидания, там, тише, здравствуйте, низкий, высокий, большой, маленький, длинный, короткий, все в порядке, не знаю, иди ко мне; можно, я отвечу и другие.

    IV. Формирование у детей умений определять значение мимики, жеста и позы на объектной картинке: отдай, не покажу, позы при обращении и разговоре, поза идущего солдата, поза идущего пожилого человека; поза, когда чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пыль, подметают пол, ласкают, жалеют, прислушиваются, ловят бабочек, расчесывают волосы, собирают цветы.

    V. Обучение умению воспроизводить формируемые эмоциональные состояния персонажей сюжетных картинок (при наличии зрения).

    VI. Формирование умения адекватно воспроизводить в различных (игровых, бытовых и др.) ситуациях следующие выразительные движения (пантомимика):

    – что я делаю: мою лицо и руки, ем суп, мою посуду, баюкаю куклу, катаю машинку, листаю книгу, собираю цветы, играю на дудочке и т.п.;

    – что я чувствую: светит солнышко, болит живот (зуб), очень холодно, очень жарко, хочу спать;

    – чью работу я делаю: дровосек, маляр, водитель, дворник, скрипач;

    – какому животному я подражаю: заяц, медведь, лиса, волк, петух, кошка, собака, свинья, лошадка, лягушка.

    VII. Связь поведения животных с их эмоциональным состоянием: собака, виляющая хвостом, настроена доброжелательно; кошка, машущая хвостом, выражает недовольство и т.п.

    VIII. Жесты, применяемые в профессиональной деятельности: музыканты, спасатели, дайверы и другие.

    IX. Жесты в разных странах.

    По окончанию обучения обучающиеся должны уметь:

    -самостоятельно координировать мимические и пантомимические движения;

    -пользоваться навыками восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного – в свободной деятельности;

    -воспринимать и произвольно изображать основные эмоции в самостоятельной практической деятельности;

    -пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности;

    -творчески использовать сформированные навыки выразительных движений в жизненных ситуациях, характеризуя их в речи.

    Выступление на МО Тема «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы»
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Презентация и комментарии к слайдам

    Скачать:

    Вложение Размер
    kommentarii_k_slaydam.doc 39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комментарии к презентации

    Слайд 1 «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы»

    Слайд 2 Содержание: 1. Цель ведение индивидуальных тетрадей логопеда.

    2. Содержание логопедических тетрадей. Примеры ведения тетрадей.

    3. Обзор тетрадей для закрепления полученных знаний у детей (по лексическим темам, автоматизации звуков).

    4. Ведение интерактивного дневника.

    Слайд 3 Цель . Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители.

    • Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
    • Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

    Слайд 4 артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков

    Могут предлагаться в различной форме: вклеенные или нарисованные картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям, альбомы «Нескучные артикуляционные упражнения». Включает в себя как повторение артикуляционных упражнений, так и различные игры, раскрашивание картинок, логические задания. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

    Слайд 5 В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка ).

    Слайд 6 задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко – слогового анализа и синтеза.

    Слайд 7 серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

    Слайд 8 развитие связной речи это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

    Слайд 9, 10, 11 Кроме самостоятельно оформленных тетрадей логопеды часто используют готовые тетради для автоматизации поставленных звуков. Таких авторов как: Е.А.Азова, О.О.Чернова, Ю.Б.Жихарёва-Норкина, Коноваленко, Костюк… Для формирование фонематического слуха Колесникова. Для развитие связной речи и формирования лексико-грамматических категорий: Теремкова, Арбекова…

    Слайд 12 Ведение интерактивного дневника ребёнка . Сайт Мерсибо предлагает вести дневник на каждого ребёнка, в котором можно заполнить анкету (анамнез), записать речь ребёнка на диагностики. И подбирать речевые игры, в которые ребёнок может поиграть дома, за успешное выполнение заданий он получает поощрения в виде фруктов. Логопед может отследить сколько по времени занимался ребёнок.

    Слайд 13 Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

    Читайте также:
    Логопедическая программа для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии в специальной школе-интернате 8 вида для 5-9 классов
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: