Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.

Ольга Гаршина
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.

МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района

Формирование грамматического строя речи у детей с

ОНР III уровня.

Учитель –логопед: Гаршина О. В.

ОНР – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированнымивсе компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Формирования грамматического строя (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др. грамматических категорий, так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматической структуры речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделение общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка происходит в тесном взаимодействии. Проявление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

По данным А. Н. Гвоздева, у детей с нормальным речевым развитием можно определить порядок формирования падежных окончаний:

1год 1мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч на стол).

2года – 2года 2мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове, направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).

2года 2мес. – 2года 6 мес. Родительный падеж с предлогами «у», «из» со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместимости действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами «на», «в» (на столе).

2года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами «для, после» (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами «через, под» (через речку, под стол).

3 – 4 года. Родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела (до леса, с предлогом «вместо» (вместо брата).

Дети дошкольного возраста часто неправильно согласовывают слова в роде, числе, падеже. У них несформированы навыки словообразования и словоизменения. Это в дальнейшем затрудняет овладение ими письменной речью, вызывает негативное отношение к учебной деятельности.

Главными задачами в формировании грамматического строя речи у детей является:

1. научиться изменению существительных по падежам.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

3. Изменение глагола по лицам, временам, родам.

4. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

5. Согласование числительных существительными.

6. Словообразование существительных.

7. Образование глаголов с помощью приставок.

Работу по формированию грамматического строя начинаю с обследования, которое проводиться по методике Мастюковой, Филичевой.

(Практический материал по обследованию грамматических категорий)

Формирование грамматического строя речи провожу на материале дидактических игр.

Закрепление и уточнение форм родительного падежа.

1. Ед. и мн. число.

2. «Целое и части». Р. п.

3. «Кому что нужно» Д. п., В. п.

4. «Найди где мой дом.» П. п

6. «Чья морда, чей хвост» и другие.

В логопедии существует большой теоретический и методический материал, касающийся изучения и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР. Обучение по методике Н. В. Нищевой строиться от изучения лексических тем. На этом материале подбираются грамматические задания.

Пособия Н. Э. Теремковой также от лексических тем.

В программе Филичевой, Чиркиной задачи обучения представлены по периодам.

1. Воспитание навыка словообразования.

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки и т. д.);

б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать и т. д.);

в) прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания

(клюквенный морс, кисель, материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка, растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад, употребление слов с эмоционально – оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки).

2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах, практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе; согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки, форму, размер, вкус.

Практическое употребление притяжательных прилагательных.

1. Воспитания навыка словообразования.

а) Образование сравнительной степени прилагательных.

б) Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).

в)Образование прилагательных типа: одно – двухэтажный, многоэтажный.

2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Употребление в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования.

Употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду – пошел).

Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей «– ся» и без нее (буду кататься – покатаюсь).

Использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из – за, из – под.

1. Воспитание навыка словообразования.

а) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже).

б)Образование существительных от глаголов: учит – учитель, ученик; воспитывать – воспитатель и т. д.

2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Усвоение в речи предлогов (над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. Практическое усвоение согласования числительных с существительными (три куклы – пять кукол); прилагательных и числительных с существительными (пять белых медведей, много ловких обезьян).

Читайте также:
Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

Таким образом, т. к. дети, имеющие ОНР III уровня, имеют нарушения всех компонентов, то и формирование грамматики необходимо вместе с обогащением словарного запаса, развитием связной речи.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме “Домашние птицы”. 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Читайте также:
Синонимы, их использование в речи - конспект логопедического занятия

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Читайте также:
Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
1.2 Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
1.3 Сущность общего недоразвития речи III уровня
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования

    1. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме
    2. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе
    3. Сущность общего недоразвития речи III уровня

Вывод по первой главе

Глава 2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

2.1 Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

2.2 Организация работы по формированию грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вывод по второй главе

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря общению с окружающими. Однако формирование речи протекает безболезненно только в достаточно благоприятных условиях, которые не всегда бывают обеспечены.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Данная курсовая работа посвящена решению одной из проблем в развитии речи ребенка – формированию грамматического строя речи дошкольников и преодолению общего недоразвития речи III уровня

В дошкольном периоде жизни ребенка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.

Цель исследования – изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – это процесс состояния формирования грамматических понятий у детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Методологической основой исследования являются теоретические положения ряда авторов о теории речевой деятельности: А.Н. Гвоздева [7], Л.С. Выготского [6], А.А. Леонтьева [17]; о структуре речевого дефекта при ОНР: Л.Ф. Спировой [26], Г.И. Жаренковой [10], Р.И. Лалаевой [16] и др.

Задачи исследования:

1. Провести научно-теоретический анализ.

2. Выявить особенностей формирования грамматических понятий детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Наметить пути коррекционной работы по развитию грамматического строя речи.

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

База исследования: Детский сад №261, г. Уфа.

1.1. Грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста в норме.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для функции речетворчества таким критическим периодом развития является, первые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же впервые три года речи малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстатьупущенное.

А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся однословные предложения – слоги; 1 год 8 месяцев -1 год 10 месяцев – произносятся предложения из нескольких слов-слогов.

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения: 1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц – в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца – 3 года – в предложениях употребляются служебные слова для выражения синсаксических отношений.

Читайте также:
Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)

Третий период – период усвоения грамматической системы русского языка: 3 года – 7 лет – совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

Можно сделать вывод, что в речи ребенка последовательно развиваются: синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации); морфологическая оформляемость слов; звуковой состав слов.

Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.

Рассмотрим речевую готовность детей 5-6 лет к обучению.

Словарь: дети старшего дошкольного возраста имеют большой запас слов – 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения), доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.

Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.

Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.

Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил,реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.

После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.

По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В 5 лет значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец,- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

К 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Читайте также:
Конспект НОД по логоритмике с детьми после кохлеарной имплантации

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте важнейшая из образовательных областей принадлежит речевому развитию [2]. Речь, тесно связанная с сенсорными процессами – памятью, мышлением, воображением, эмоциями, наиболее активно развивается в раннем и дошкольном возрасте. Одной из задач речевого развития является овладение грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Однако дети с речевым недоразвитием не могут интуитивно, без специальной коррекционной работы усвоить закономерности, на которых построена система русского языка. Они долго не замечают грамматической изменяемости слов, не могут определить значение морфологических элементов, что проявляется в большом количестве аграмматизмов и в длительности усвоения словоформ.

Знание особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является ключевой предпосылкой для организации необходимого коррекционного воздействия.

Степень сформированности грамматических структур у детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня речевого развития, которые Р.Е. Левина и Н.А. Никашина выделяют с достаточной долей условности [3].

При первом уровне развития речи могут наблюдаться зачатки фразовой речи, состоящие из лепетных слов, но грамматическое оформление при этом полностью отсутствует.

На втором уровне речевого развития некоторые морфологические элементы приобретают для детей смыслоразличительное значение. Например, существительные и глаголы в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Понимание форм числа и рода прилагательных, как позже появившейся категории слов, почти отсутствует, а предлоги различаются только в знакомом контексте. Иногда дети предпринимают попытки подобрать нужную грамматическую форму, повторяя одно и то же слово с различными флексиями.

В целом словоизменение на данном уровне носит случайный характер, вследствие чего во фразовой речи наблюдается изобилие аграмматизмов.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится развернутой. Уровень понимания грамматических конструкций приближается к норме, однако, по данным Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, все еще наблюдаются трудности в различении флексий, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [3].

В экспрессивной речи дети чаще всего допускают аграмматизмы при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов, употреблении падежных форм множественного числа. В самостоятельной речи дети с данным уровнем речевого развития пользуются в основном простыми предложениями.

С целью изучения своеобразия овладения грамматическим строем речи детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи нами было проведено практическое исследование. Исследование осуществлялось на базе МКДОУ «Детский сад № 108 «Зазеркалье» г. Новосибирска с 20 сентября по 4 октября 2019 г. В диагностике приняли участие 10 дошкольников 5–6 лет, в логопедической документации которых было заключение – общее недоразвитие речи III уровня. Целью данного исследования являлось выявление уровня развития грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и определение направлений коррекционно-развивающей работы по преодолению имеющихся нарушений в грамматической системе языка.

Материалы и методы исследования

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в условиях логопедического кабинета. Диагностический инструментарий состоял из специально подобранных заданий с использованием дидактического материала: сюжетных, предметных и парных картинок; серий картинок и дидактических игрушек.

В данной работе были использованы следующие методы: анализ логопедической и методической литературы, проведение исследования грамматического строя речи у детей 5–6 лет с ОНР, качественная и количественная обработка полученных данных.

Для составления системы диагностических заданий по исследованию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи нами были использованы задания из диагностических методик следующих авторов: Н.С. Жуковой [4], В.М. Акименко [5], Н.Н. Белавиной [6], Т.В. Кабановой и О.В. Домниной [7], Е.С. Зайцевой и В.К. Шептуновой [8], Л.В. Градусовой [9].

На основе данных методик мы составили систему диагностических заданий, состоящую из трех этапов.

Задания первого этапа направлены на обследование понимания детьми с общим недоразвитием речи флексий, выражающих значение числа и рода существительных в различных падежах, прилагательных и глаголов, а также понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Задания второго этапа направлены на обследование сформированности словоизменения в экспрессивной речи детей: умения изменять существительные в единственном и множественном числе по падежам; согласовывать прилагательные с существительными по родам и числам, согласовывать числительные с существительными; употреблять предложно-падежные конструкции; изменять глаголы по родам, лицам, числам и временам.

Задания третьего этапа направлены на обследование синтаксической системы: умения составлять и распространять простые предложения, конструировать сложносочиненные предложения из двух основ, а также составлять сложноподчиненные предложения.

Задания первого и второго этапов оценивались нами по трехбалльной шкале, задания третьего этапа – по четырехбалльной. Указанные способы оценки позволили определить уровень сформированности понимания грамматических форм и конструкций, сформированности словоизменения и синтаксической системы как высокий, недостаточный или низкий.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ проб первого этапа показал, что дети без труда различают единственное и множественное число существительных в косвенных падежах и глаголов настоящего времени.

При дифференциации глаголов прошедшего времени по родам и числам четверо детей с общим недоразвитием речи ошиблись, отнеся слово зеркало к женскому роду, еще один ребенок отнес это же слово к мужскому роду.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия для закрепления правильного произношения звука (Р)

При исследовании понимания рода и числа прилагательных 6 детей исследуемой группы допустили ошибку. Четверо испытуемых отнесли к мужскому роду слово ведро, двое детей слово платье отнесли к женскому роду, при этом лишь четверо самостоятельно заметили и исправили ошибку, двое детей справились при помощи логопеда. Ошибки, допускаемые детьми, указывают на то, что узнавание существительных и прилагательных среднего рода все еще затруднительно для части детей с ОНР.

При выполнении пробы на понимание предложно-падежных конструкций лишь двое детей самостоятельно справились с заданием. Семь детей допускали ошибки, которые при небольшой помощи логопеда исправлялись ими самостоятельно. Один ребенок допустил множество ошибок и не смог их исправить даже несмотря на многочисленные подсказки. Большинство ошибок дети допускали с предлогами из, из-за, из-под, с, от и к. Таким образом, мы можем отметить, что дети с речевым недоразвитием недостаточно хорошо понимают значения некоторых предлогов.

Наиболее сложным заданием для детей с речевым недоразвитием оказалось задание на понимание логико-грамматических структур. Так, правильно с заданием справился лишь один ребенок; семи детям потребовалось несколько повторений и стимулирующая помощь в виде интонационного выделения значимых слов и наводящих вопросов; двое детей показали непонимание большинства конструкций и не смогли исправить допущенные ошибки. Таким образом, мы можем отметить, что понимание логико-грамматических структур у большинства детей с речевым недоразвитием находится на недостаточном уровне.

При выполнении заданий первого этапа обследования результаты распределились следующим образом: 6 детей показали высокий уровень, 4 – недостаточный.

Анализ пробы на образование существительных единственного и множественного числа в различных падежах показал, что все дети с ОНР допускают ошибки при употреблении множественного числа в различных падежах.

Ответы на вопросы, предполагающие ответ в именительном падеже, не вызвали затруднений, все дети безошибочно выполнили эту часть пробы. При употреблении родительного, дательного и винительного падежей наиболее типичной ошибкой было сведение падежных форм к именительному падежу. Часть ошибок была связана со смешением флексий различных падежей, а также с неправильным выбором флексий внутри грамматической формы. Таким образом, выполнение данной пробы показало следующие результаты: недостаточный уровень у 7 детей, низкий уровень у 3 детей.

При согласовании прилагательных с существительными у большинства детей возникали ошибки при согласовании прилагательных с существительными среднего рода.

При согласовании числительных с существительными у всех обследуемых детей при выполнении данной пробы возникли значительные затруднения. Ни один ребёнок с речевой патологией не продемонстрировал высокий уровень. На недостаточном уровне с заданием справились 6 детей, 4 ребёнка показали низкий уровень выполнения данной пробы. Наибольшее число ошибок дети допустили при согласовании существительного с числом «два»: «два карандашей», «два яблоков», «две тетрадей». Наблюдались также ошибки в окончаниях при согласовании с числом «пять»: «пять карандашов», «пять яблоков».

При употреблении предложно-падежных конструкций дети допускали следующие типы ошибок: опускание предлога при правильном употреблении флексии, правильное употребление предлогов при неправильном употреблении флексии, замена одного предлога другим. Результат выполнения данной пробы: 6 детей – недостаточный уровень, 4 ребенка – низкий.

При изменении глаголов по лицам и числам 3 детей ошиблись при согласовании глаголов с местоимениями вы и они. В результате выполнения данной пробы 7 детей продемонстрировали высокий уровень, 3 – недостаточный.

При изменении глаголов прошедшего времени по родам некоторые дети затруднялись преобразовывать форму глагола мужского рода в форму женского рода и заменяли глагол прошедшего времени глаголом настоящего времени. Например, «мальчик мыл, девочка моет».

При изменении глаголов по временам высокий уровень выполнения данной пробы показали 3 детей, средний уровень – 5 детей, низкий уровень – 2 ребёнка. Чаще всего ошибки допускались при образовании глаголов будущего времени. Например, дети использовали следующие высказывания: «рисовает», «порисует», «рисул».

Наибольшие затруднения у детей с речевым недоразвитием вызвали задания на образование существительных множественного числа в различных падежах, согласование числительных с существительными и употребление предложно-падежных конструкций. Ни один ребенок исследуемой группы не справился с этими заданиями самостоятельно.

В результате выполнения группы проб результаты распределились следующим образом: 2 ребенка показали высокий уровень, 7 – недостаточный, 1 – низкий.

Анализ результатов третьего этапа обследования показал, что 6 из 10 обследуемых детей способны самостоятельно составлять и распространять предложения. Все дети, справившиеся с данной пробой на высоком уровне, правильно воспроизводили порядок слов в предложении, а возникающие ошибки при согласовании слов исправляли самостоятельно. Ошибки носили единичный характер и зачастую являлись следствием поспешности, детям было сложно одновременно следить за содержанием и формой повествования. 4 обследуемым детям понадобилась помощь логопеда и при выявлении, и при исправлении ошибок. Нарушения синтаксической системы проявлялись в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов. Таким образом, 7 детей справились на высоком уровне, 3 – на уровне выше среднего, еще 1 ребенок – на недостаточном.

При конструировании сложносочиненных предложений большинству детей потребовалась помощь логопеда. Дети зачастую упрощали предложения, не могли правильно оформить высказывание. Ошибки заключались не только в неправильном употреблении окончаний, но и в нарушении порядка слов в предложении, пропуске второстепенных членов. На высоком уровне с данной пробой справились 3 детей, 3 детей показали уровень выше среднего, 2 – недостаточный уровень, еще 2 – низкий.

Еще сложнее оказалось задание на построение сложноподчиненных предложений. Трем испытуемым не удалось исправить многочисленные ошибки даже при значительной помощи логопеда. Ответы детей порой не соответствовали вопросу, например «Шапка, когда холодно», «Улетают, потому что холодновато». При ответах, правильных по смыслу, наблюдались нарушения связи между частями предложения, например «Работают, чтобы деньги получают». Ошибки 3 детей были связаны с непониманием соотношения между основной и зависимой частями. Например, «Не застыли уши, потому что одевают». У 6 из 10 детей был нарушен порядок слов в предложении, у 8 отсутствовали некоторые второстепенные члены. Так, 5 обследуемых показали уровень выполнения данной пробы выше среднего, 2 – недостаточный, 3 ребенка не смогли справиться с заданием.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

Таким образом, с заданиями 3 этапа на уровне выше среднего справились 3 детей, на уровне ниже среднего – 4 детей, на низком – 3 детей.

Выводы

При обследовании понимания грамматических форм и конструкций наибольшее количество ошибок было связано с неправильным определением рода, значения предлогов и непониманием смысла логико-грамматических конструкций. Анализ результатов обследования показал, что около половины детей с ОНР III уровня нуждаются в дальнейшей работе, направленной на дифференциацию и уточнение значения грамматических форм среднего рода, предлогов и развития понимания последовательности событий и причинно-следственных связей.

Обследование состояния процесса словоизменения у детей с ОНР показало, что практически сформированными оказались изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам, а также изменение глаголов прошедшего времени по родам. Наибольшие затруднения у детей с речевым недоразвитием вызвали задания на образование существительных множественного числа в различных падежах, согласование числительных с существительными и употребление предложно-падежных конструкций. Ни один ребенок исследуемой группы не справился с этими заданиями самостоятельно, что говорит о необходимости дальнейшего коррекционно-развивающего воздействия по преодолению нарушений морфологической системы.

Обследование сформированности синтаксической системы показало, что большая часть обследуемых детей способна правильно употреблять простые распространенные предложения. Однако некоторые дети испытывали затруднения и допускали ошибки при построении даже простых синтаксических конструкций. При построении сложносочиненных предложений большинству детей с ОНР требуется направляющая помощь, что говорит о том, что данный вид предложений все еще находится в стадии формирования. Сложноподчиненные предложения оказались недоступны для самостоятельного воспроизведения. Таким образом, мы можем говорить о необходимости закрепления прочно усвоенных грамматических форм с постепенным усложнением структуры предложений для обеспечения взаимодействия морфологической и синтаксической систем.

Грамматический строй речи при ОНР

Грамматический строй речи у детей с ОНР

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Уже в возрасте трех лет, с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

У детей с ОНР нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. У данной группы детей обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, чаще предикатов, в неестественном порядке слов, что обнаруживается даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

Нарушения синтаксиса проявляются как на глубинном уровне, так и на поверхностном.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса выражаются в сложности овладения семантическими (смысловыми) компонентами, в сложности организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неверной последовательности слов в предложении.

В основе синтаксических нарушений лежат трудности организации или объединения имеющихся в активном словаре слов в одну динамическую схему — предложение, трудности перестановки элементов и определения их места в словесном ряду, т.е. дефекты симультанного синтеза (удержание в памяти всех элементов развернутой речевой структуры), проявляющиеся на языковом уровне.

Читайте также:
Упражнения для формирования осмысленного чтения

Для усвоения морфологической системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.

ложка — значение единственности;

ложки — значение множественности;

ложкой — значение орудийности.

Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

– неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

– неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

– неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

– неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

– неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Использованы материалы из книги Лалаева Р.И. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников”

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Процесс усвоения детьми грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием детей, познанием ими отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно – морфологии, различными речевыми нарушениями. Многие грамматические ошибки вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих.

При многих формах ОНР расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит труднее, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи дошкольников с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры.

Нарушения морфологической системы языка при ОНР

Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность детей. Дети должны научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счёт которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи дошкольников с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфем, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом.

Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (красный шары, копает лопата, много ложков);

2) неправильное употребление родовых и падежных окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

При этом у дошкольников выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы).

Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Нарушения синтаксической структуры предложения у детей с ОНР

У дошкольников с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Можно выделить две группы таких нарушений у дошкольников с ОНР.

В I группе наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети правильно воспроизводят структуру предложений из 2 – 3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: Деси иду коле (Дети дут в школу); Мама мыэ мяси (Мама моет мясо). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из трёх семантических компонентов: субъект – предикат – локатив; субъект – предикат – объект.

Читайте также:
Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Как видно, в структуре предложений сохранён порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе нарушений имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

Во II группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.

Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много в лесу (Дети собирали в лесу много грибов).

Особенно большую трудность для дошкольников с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчинённые предложения.

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР должно включать работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построением простых и сложных предложений), обеспечивать формирование грамматических обобщений.

Морфологический строй речи дошкольников с ОНР включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей.

Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, в процессе коррекции речевых нарушений у детей растёт употребление других частей речи – прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

В логопедической работе с дошкольниками с ОНР большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребёнком правильной формы слова.

Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе проводится в специальных играх и упражнениях.

Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, между, около) одновременно подводит детей к употреблению падежных форм (игра «Прятки»).

В играх с предметами («Чего не стало») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало цыплят, игрушек», «нет кукол»).

Обучение дошкольников образованию форм глаголов в повелительном наклонении (беги, пляши, попрыгай, возьми) происходит в играх, когда дети дают поручения игрушкам, друзьям.

Старших дошкольников с ОНР необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении и др.

Постепенно задания усложняются и даются они в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у неё глаз? Спроси про уши, хвост, рот». Даются сочетания с несклоняемыми словами: «хотел выпить кофе», играл на пианино».

Уточняется и закрепляется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть – надеть, класть – положить), при этом, внимание детей обращается на слова – антонимы: одеть – раздеть, надеть – снять.

В коррекционно- логопедической работе над синтаксисом речи детей с ОНР нужно развивать умение соединять слова в словосочетания и строить разные типы предложений – простые и сложные.

Использование игровых сюжетов на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям помогает детям строить предложения, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.

Можно вводить «ситуацию письменной речи» (логопед записывает то, что ребёнок диктует) – это активизирует употребление сложносочинённых и сложноподчинённых конструкций и развивает самоконтроль.

Целесообразно проводить упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым.

Формирование синтаксической стороны речи дошкольников с ОНР, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной её фонд.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети усвоили механизм словообразования и научились им пользоваться.

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – пере писывать), смешанный (застольный; разбежаться).

Дошкольников с ОНР учат от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный – снеговик, подснежник).

Особое место занимает работа по образованию звукоподражательных глаголов (воробей чик – чирик – чирикает, утёнок кря – кря – крякает).

Необходимо формировать у детей и образование видовых пар глаголов (один ребёнок уже встал, а другой ещё встаёт; умылся – умывается, оделся – одевается).

Обязательно обучать способам отымённого образования глаголов от имени существительного (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также: учитель – учит, строитель – строит, но врач – лечит, портной – шьёт).

Через специальные игры и упражнения у дошкольников с ОНР развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (берёза – берёзка – берёзонька; книга – книжка – книжечка). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал –забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнее – умнейший, плохой – плохонький, злой – злющий, толстый – толстенный, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанкой).

У дошкольников с ОНР развивают умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару слова, которые имеют общую часть или образовать слово по образцу (весёлый – весело, быстро – быстрый, школа – школьник, скворец – скворечник).

Читайте также:
Звук и буква Ш - план-конспект НОД

Дети подбирают родственные слова в контексте. Например, со словом «жёлтый». В саду растут (жёлтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях… (желтеют).

Развитие грамматической стороны речи необходимо рассматривать в тесной связи с развитием детского словаря и связной речи.

Таким образом, необходимо у дошкольников с ОНР сформировать полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутьё, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР – 3 УРОВНЯ ФОРИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №150 «Юбилейный», Учитель – логопед Аверичева С. А.

Коррекционно-образовательные задачи:

-совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных);

— активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные»;

— стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать связную речь;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов;

— дифференцировать свистящие звуки;

— развивать мелкую моторику;

— развивать ориентировку в пространстве;

— развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

ноутбук, проектор, магнитная доска, карточки с изображением диких животных наших лесов и их детёнышей, простые карандаши, шишки, корзинка, карточки с контурным изображениями диких животных, мяч, схемы для составления описательного рассказа.

  1. Организационный момент. Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

— Посмотрите, у нас новая картина. обращаю внимание на коллаж

— Скажите, что вы видите на картине?

— Кого вы видите на картине?

— Это какие животные? дикие, лесные

— Где живут дикие животные? в лесу

— А как вы думаете, зверям хорошо в лесу жить? ответы детей

— Хотите узнать, где живут дикие животные зимой?

Дети присаживаются за столы. На экране появляется зимний пейзаж.

  1. У диких животных, как и у нас есть свои домики. Посмотрите . на экране появляется берлога /

— Это что? Это берлога.

— А кто живет в ней, узнаем, отгадав загадку:

бурый, неуклюжий, косолапый кто? медведь появляется на экране медведь в берлоге

— Берлога чья? Медвежья.

— Это что? Это дупло.

А в нем живёт рыжая, проворная, запасливая кто? белка на экране появляется белка в дупле Дупло чье? Беличье.

На экране логово

— А это что? Это логово.

— — А кто живет в нём, узнаем, отгадав загадку:

злой, голодный серый кто? волк на экране появляется волк в логове

— Это что? Это нора. А в норе живёт хитрая, рыжая, пушистая кто? лиса на экране появляется лиса в норе Нора чья? Лисья.

Скажите, а у каких зверей нет домика? у зайца, у ежа

— Под кучей листвы.

  1. Наши животные приготовили нам задания. Посмотрите от кого задание? От медведя.

-А как вы догадались? на конверте нарисована медвежья голова

Медведь просит прохлопать его любимое стихотворение. Хлопать нужно на каждое слово и на большое, и на маленькое. Сначала похлопают девочки, потом мальчики.

— Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише… Не шуметь.

  1. От кого это задание? От белки.

— А как вы узнали? на конверте нарисован беличий хвост

Белка просит назвать – белка какая? рыжая, быстрая, запасливая, проворная, лесная, пушистая, осторожная

Белке понравились ваши слова и она подарила нам шишки. корзинка с шишками

— Возьмите из корзинки по одной шишке, положите шишки между ладоней пальчиковая гимнастика мы поиграем дети прокатывают шишки между ладонями. Двигают шишку от кончиков пальцев по ладоням. Зажимают шишку то в правой, то в левой руке

  1. От кого следующее задание? От волка. на конверте нарисована волчья голова Волк просит обвести карандашом то животное, которое находится справа от зайца, слева от белки развитие мелкой моторики
  2. От кого это задание? От лисы. Как догадались? нарисована волчьяголова Лиса хитрая и приготовила трудное задание. На доске картинки, назовите их.

Игра «Четвёртый лишний» домашние – дикие животные части тела животных – дикое животное

  1. Физминутка с мячом

Один медведь — много медведей

Один барсук – много барсуков

Один волк – много волков

Одна белка – много белок

Один лось – много лосей

Один заяц – много зайцев

Один ёж – много ежей

Одна лиса – много лис

  1. Дети подходят к столу. На столах перепутаны мамы и их детёныши.

Дидактическое упражнение «У кого кто?»

У лисицы – лисята

У волчицы волчата

У медведицы – медвежата

У бельчихи – бельчата

У зайчихи – зайчата

У бобрихи – бобрята

У лосихи – лосята

  1. Составление описательного рассказа с опорой на схемы.
  2. Итог занятия.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: