Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки “Маша и медведь”
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Данный конспект поможет:

– развить нравственно-этический словарь детей;

-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;

– отработать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных, образование относительных прилагательных; образование множественного числа существительных);

– расширить словарь детей с словами: лукошко, плошка, кузовок.

Скачать:

Вложение Размер
krebs_ood_masha_i_medved.docx 23.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ «МАША И МЕДВЕДЬ»

– развивать нравственно-этический словарь детей;

-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;

– отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных, образование относительных прилагательных; о бразование множественного числа существительных );

– расширять словарь детей с словами: лукошко, плошка, кузовок.

– поддержать интерес к русским народным сказкам, воспитывать чувство сострадания, желание помогать в трудной ситуации.

– развивать зрительное и слуховое внимание;

– совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

– развивать мыслительные процессы

Оборудование: магнитная доска, магнитный театр «Маша и медведь», маска медведя, платок, картинки для загадок, картинки для игры «Лишний предмет»

Предварительная работа: чтение сказки русской народной сказки « Маша и медведь», разучивание детьми загадок.

1 часть. Оргмомент.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об одной очень интересной, известной всем любимой сказке. Но не просто говорить, а играть в сказку. Сейчас я скажу вам 5 слов, подсказывающих сюжет это сказки, а вы догадайтесь, как она называется. (Машенька, лес, избушка, Медведь, короб)

Воспитатель: всё верно, наша сказка называется «Маша и медведь»

Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, необходимо произнести волшебные слова: «Быстро все закройте глазки, попадем сейчас мы в сказку, на месте повернись, в сказке очутись».
Звучит волшебная музыка

Ребята, ну вот мы и в сказке. Напомните мне, как наша сказка начинается?

– Правильно. Жили- были дед и баба, была у них внученька Маша. (На магнитной доске выставляются фигурки: деда, баба, Маша.)

Задание 1 : Упражнение «Назови ласково».

Это деда. Ласково дедушка, дедуля, дедулечка.

Баба. Ласково бабушка, бабуля, бабулечка.

Маша. Машенька, Машуля, Машулечка.

Воспитатель: Пошла Маша в лес за грибами и заблудилась. Видит, стоит деревянная избушка.

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

— Вспомните, что в доме увидела Маша?

Задание 2: «Лишний предмет»

-Возьмите красный конверт. У каждой группы есть набор картинок. Необходимо рассмотреть их, найти предмет из избушки медведя и определить лишний.

— Предлагаю каждой группе обосновать свой выбор.

Группа 1. Лишний предмет: железная миска, т.к. она железная, а остальная посуда из глины.

Группа 2. Лишний – пылесос, т.к. медведь живет в лесу, там нет электричества.

Группа 3. Лишний – диван, т.к. стол и стул сделаны только из дерева, о них говорят в сказке, о диване в сказке не говорится, но он тоже из дерева.

Воспитатель: В этой избушке жил медведь. Только его тогда дома не было, он по лесу ходил. (на магнитной доске появляется фигурка медведя).

Физкультминутка: — А мы с Медведем вам предлагает отдохнуть и поиграть в игу «У медведя во бору».

У медведя в бору

Грибы, ягоды, беру

А медведь не спит

Воспитатель: Вернулся медведь домой вечером, увидел Машеньку, обрадовался.

-Ага- говорит,- теперь тебя не отпущу тебя!

Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она у медведя в лесу жить.

Задание 3: Игра « Из чего каша»

Каша из гречки – гречневая

Каша из манки – манная

Каша из пшена – пшенная

Каша из кукурузы – кукурузная

Каша из риса – рисовая

Воспитатель: Раньше медведь жил один и ему нужна была одна только одна ложка, одна чашка, а теперь всего надо больше.

Задание 4: Игра «Один- много» — употребление существительных во множественном числе родительного падежа.

Одина ложка – много ложек….( чашка, плошка, лавка, лукошко, горшок).

Воспитатель: Все время Машенька думала, как же ей домой уйти. И наконец, она придумала испечь пирожки и отнести их бабушке и дедушке. Давайте поможем Машеньке испечь пирожки.

Мы печем отличные

Тесто в кадке замесили,

(Делаем вид, будто месим тесто)

Соль в солонке не забыли.

(показываем, как солим тесто)

Взяли ложку с творогом:

(берем руку воображаемую ложку)

Пирожок за пирогом !

(хлопаем в ладоши)

Ну-ка, дай-ка, печка,

(Показываем большой пирог)

Воспитатель: Много разной выпечки Маша напекла, давайте посчитаем

Задание 5: Игра «Посчитай от одного до пяти». ( Пирог, калач, ватрушка, крендель)

Воспитатель: Давайте похвалим Машины пирожки, какие они у неё получились

Задание 6: Подбери прилагательное.

Пироги у Маши: горячие, румяные, пышные, мягкие, вкусные, сладкие, ароматные

Воспитатель: Пока Маша пироги пекла медведь из лесу пришёл и ягоды принёс. А какие в лесу ягоды растут, нам помогут узнать загадки:

Задание 7: Отгадывание загадок

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (Малина)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —… (Черника)

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка

— Там созрела… (Земляника)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Задание 9: «Какое варенье»

Воспитатель: Давайте превратимся в мишек и будем собирать ягоды, говоря слова:

– Я шёл, шёл, шёл и малину нашёл. Дома я сварю малиновое варенье.

Дети собирают ягодки, кладут в корзинку, которую держит воспитатель, и говорят название варенья из этих ягод.

Задание 10: инсценировка

Действующие лица: медведь, Машенька, дед и баба.

Воспитатель: Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Машенька: Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Медведь: Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Машенька: Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Воспитатель: Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Не садись на пенек,

Медведь: Ишь какая – все видит!

Воспитатель: Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок!

Не садись на пенек,

Медведь: Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Воспитатель: Встал и пошел скорее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

-Что было дальше?

– А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

Бабушка: Что это в коробе?

Воспитатель: Посмотрели, увидели Машеньку, обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Воспитатель: Дети, где мы сегодня побывали, какую сказку рассказывали?

Дети: Маша и медведь

Воспитатель: Давайте сделаем вывод по сказке: нужно ли слушаться старших и внимательнее относиться к их словам?

Дети: Да! Если бы Маша слушалась дедушку и бабушку, то она бы от подружек не отстала бы и далеко в лес не ушла бы.

Воспитатель: Что помогло Маше вернуться домой?

Дети: Хитрость, находчивость, смекалка, сообразительность.

Воспитатель: Вот и сказке конец, кто играл- молодец. А играли все – все и молодцы. Поощрение детей — угощение от бабушки и дедушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: “Дикие животные наших лесов” с презентацией для детей старших групп.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: “Дикие животные наших лесов”с презентацией для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом, чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми группы компенсирующей направленности по теме: “Животные северных стран”

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна

Тема: Ранняя весна.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий.

Пересказ русской народной сказки «Маша и Медведь»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 403 г. Челябинска»

г. Челябинск, пос. Шершни, ул. Гидрострой, 1а. тел. 232-65-08

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей

в подготовительной к школе группе

Вид деятельности: пересказ русской народной сказки «Маша и Медведь»

Кузьмина Юлия Валентиновна

ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Речевое развитие»

Закрепить умение детей пересказывать сказки выразительно, последовательно, опираясь на мнемотаблицу;

Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление;

Формировать интерес к слушанию сказок и развивать творческие способности через театрализованную деятельность.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Социально-коммуникативное развитие»

Способствовать формированию умения общаться спокойно, без крика.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: подгрупповая

ФОРМА РАБОТЫ: интегрированная образовательная деятельность

Активизация словаря : короб, аукаться.

Подготовка воспитателя: продумать план образовательной деятельности, научится выразительно читать произведение, подготовить настольный театр по сказке, иллюстративный материал и мнемотаблицы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение русских народных сказок, героем которых является Медведь: «Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Вершки и корешки»; беседа, рассматривание иллюстраций по данным сказкам; обыгрывание в настольном театре сказку «Машенька и Медведь» воспитателем и детьми.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением медведя, мнемотаблица по сказке «Маша и Медведь».

Раздаточный материал:картинки для раскрашивания, фломастеры – на каждого ребенка.

МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель подходит к играющим детям.

– Ребята, посмотрите, кто изображен на этой иллюстрации? (Показывает иллюстрацию с изображением медведя)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):

Содержание ОД

Деятельность детей

Образовательные

– Мы с вами читали много сказок, в которых героем является Медведь. Давайте вспомним, как они называются. («Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Вершки и корешки»)

– А сейчас я для вас хочу прочитать новую сказку, которая называется «Маша и Медведь». Садитесь на стульчики так, чтобы вам было удобно, а на вас было приятно посмотреть. Слушайте внимательно.

Участие в беседе

Способствовать формированию умения общаться спокойно, без крика

– Как называется сказка, которую я для вас прочитала?

– Кто главные герои сказки?

– Что случилось с Машенькой?

– Что должна была делать Машенька в доме у Медведя?

– Как Машенька обхитрила Медведя?

– Скушал ли Медведь пирожки?

Участие в беседе

Способствовать формированию умения общаться спокойно, без крика.

Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

– Молодцы, ребята. Я вижу, что вы слушали внимательно. Теперь давайте немного отдохнём.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («Доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («Отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (Слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (Руки под щеку, наклонить голову)

Выполнение движений согласно физкультминутке.

Способствовать формированию умения общаться спокойно, без крика.

– Хорошо мы с вами отдохнули. Сейчас я буду читать для вас сказку еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте, потом вы будете её рассказывать.

– А сейчас мы послушаем, как запомнила сказку Диана. Помогать Диане в рассказе будут иллюстрации.

– Молодец, Диана, а теперь послушаем Никиту. Он начнет, а когда я его остановлю – Маша продолжит.

Пересказ сказки последовательно, выразительно

Закрепить умение детей пересказывать сказки выразительно, последовательно, опираясь на мнемотаблицу.

– Я вижу, что вы хорошо запомнили сказку. Сейчас пройдемте за столы, где Настя и Никита покажут нам настольный театр по сказке «Маша и Медведь».

Показ настольного театра по сказке «Маша и Медведь»

Развивать творческие способности через театрализованную деятельность.

– А сейчас, ребята, мы с вами поучимся правильно говорить.

Участие в игре по формированию грамматического строя речи «Чей? Чья? Чьи?»

Способствовать формированию грамматического строя речи.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

– Ребята, как называется сказка, которую вы сегодня пересказывали?

– Что показалось вам сложным на занятии?

-Мне очень понравилось, как вы рассказывали сказку, понравился настольный театр. Вы хорошо себя вели и запомнили сказку. Спасибо за занятие.

Анализ деятельности Участие в беседе

Способствовать формированию умения общаться спокойно, без крика

Драматизация сказки “Маша и Медведь”

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3.Через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.
4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития на основе ознакомления с устным народным творчеством. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия; социальные умения и навыки поведения. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
4. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказки.

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный(художественное слово: стихи, потешки), подвижная игра, ИКТ.

Материал: диск с русскими народными хороводами, костюмы для Маши, Медведя, ведущего, шапочка для капустки, платочки(зелёного, белого, красного, синего цвета). Презентация к сказке. Ноутбук, дом, лавка, ёлка, пеньки, короб, пирожки, ширма, музыкальные инструменты, выставка книг и дидактических игр.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Дети входят в зал парами под народную музыку (ручеёк, ворота)

Ребёнок:

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в одном краю.
Всех я вас приветствую.

(На экране солнце, небо, ветер, дуб, Родной край)

Ведущий: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в страну сказок. Это удивительная страна, где живут сказки. Я расскажу вам старинную историю.

Отправляемся друзья.
В чудо сказку – вы и я.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостю «Заходи».

Ведущий:

Жили-поживали, горя-бед не знали.
Дедушка да бабушка, с внучкой Машенькой.

Ведущий:

Машенька всегда была,
Добродушна, весела
Деда с бабкой уважала,
И во всём им помогала.

Машенька:

В светлом теремочке.
Выросла Машенька!
Люди меня любят,
Все меня голубят.

Ведущий:

Как-то раз пришли подружки.
В лес зелёный стали звать.

Подружки:

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!

Ведущий: Вот пришли подружки в лес, а в лесу полно чудес.

Хоровод «Ой встала я, ранёшенько».

Ведущий:

Маша бегала, резвилась.
Да отстала, заблудилась (Маша идёт по лесу, оглядывается, кричит «Ау, Ау!»).

Маша:

Потерялась я в лесу.
И до дома не дойду.
Не найти домой дорожки.
Страшно мне. Устали ножки.
Зашагали ножки, прямо по дорожке;
Топ-топ-топ.

Маша:

Ой! Гляди-ка на опушке.
Очень ладная избушка.
Кто живёт в избушке этой?
Постучу-ка! (Стучит, нет ответа.)

Ведущий:

А в избушке жил Медведь.
Дверь забыл он запереть.
В избу Машенька вошла.
И на лавку прилегла.

(Бабушка с экрана «Колыбельная»).

Баю-бай, баю-бай.
Ты, собачка, не лай,
Белолоба не скули,
Нашу Машу не буди!

Ведущий:

А потом пришёл Медведь,
Стал от радости реветь.

Маша:

Нет же, Мишенька, послушай,
Я о том тебе спою.
Как в лесу я заблудилась,
Как домой теперь хочу.

Песня: «Как пошли наши подружки» (с музыкальными инструментами).

Медведь:

Не горюй,
Одному в избушке скучно,
Будешь, Маша, мне подружкой.
Мы теперь с тобой вдвоём.
Очень славно заживём.
Я малиной угощу.
Но домой не отпущу.

Маша:

Как медведя обхитрить?
Что же делать?
Как тут быть? (Ходит вперёд-назад, думает)

Маша:

Я Медведя обхитрю.
Пирожков я напеку,
В короб с пирожками сяду.
Так домой и попаду.

Ведущий:

Вот проснулся утром Мишка,
Вкусно пахнет весь домишко.

Медведь:

Что ты, Машенька печёшь?
И о чём ты там поёшь?

Маша: (поёт)

Я пеку, пеку, пеку.
Деткам всем по пирожку,
А для милой бабушки,
Испеку оладушки.
Кушай, кушай, бабушка.
Вкусные оладушки.
А ребяток позову,
Пирожками угощу.

Танец с пирожками.

Маша говорит Медведю.

Напекла я пирожки.
Ты в деревню их снеси,
Бабу с дедом угости.
По дороге только знай,
Пирожки не вынимай,
А я сяду на сосну,
За тобою прослежу.

Медведь:

Ладно, Маша, отнесу.
Только выйду, посмотрю,
Вдруг там дождичек, идёт,
Пирожки твои зальёт. (уходит).

Маша:

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

Ведущий: Да… У Маши пироги и румяны, и вкусны!

Пирожок:

Напекла ты, Маша, пирожки.
Пирожки с капустой.
А теперь не робей.
В короб ты полезай,
Машенька, скорей.

Медведь:

Глянь! Короб уж готов,
В путь пора, коль слово дал!

Ведущий:

Шёл Потапыч, притомился,
У пенька остановился.

Медведь:

Сяду, что ли на пенёк,
Съем румяный пирожок!

Ведущий: Вдруг он слышит голос Маши.

Маша:

Не садись на пенёк, не ешь пирожок.
Неси дедушке, неси бабушке.

Медведь:

У-У! Глазастая. (потешка).
Вот глаза у ней какие.
Голубые, голубые.
Носик пуговкой у нас,
Бровки ниточкой у глаз.

Ведущий:

Долго шёл МЕДВЕДЬ, устал.
Даже петь он перестал.
Вот деревня, вот и дом,
Мишке страшно здесь кругом.
Мишка очень испугался.
Но в избушку постучался.

Медведь:

Эй, вы мне откройте дверь,
Ну, пожалуйста, скорей,
Я от Маши вам принёс.
Пирожков тут – целый воз.

(Маша вылезает из короба, обнимает деда с бабкой).

Маша:

Я смекалку проявила.
И медведя обхитрила.
Воротилася домой.
Да с корзинкой не пустой.

Медведь:

Ох ты, Машенька моя!
Обманула ты меня.

Маша:

Ты, Мишутка, не грусти, (подходит к нему гладит по голове)
За обман меня прости,
Поиграй со мной в игру
«У медведя во бору»,
Вот спасибо, угодил,

Маша:

Ты к нам гости заходи.
И пословицу одну
Ты, Мишутка, заучи (на экране: «Родной край – сердцу рай!»)

Маша:

Нет милей родного края,
И милей твоих родных,
Близких сердцу, дорогих.
Лучше бабушки и деда.
Лучше пап, и лучше мам.
Никого на свете нету,
Мы споём об этом вам!

Песня о России (у детей в руках синие, белые, красные платочки, Российский флаг).

Ведущий:

Посмотрели представленье,
А теперь вам угощенье.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал МОЛОДЕЦ.

(Гостей угощают пирогами)

Дети уходят из зала и дарят подарки гостям.

Список использованной литературы.

  1. Произведения русских народных сказок.
  2. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации М.ТЦ. Сфера, 2010Г.
  3. Варавина Л.А. В гостях у Бабушки-Загадушки: Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду. М.АРКТИ,2008.
  4. Минина Т.А. Музыкальный театр в детском саду.УЦ «Перспектива» Москва 2013.
  5. Интернет-ресурсы.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки «Маша и медведь»

Программное содержание: к.о.з.: учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, согласовывать существительные с числительными, составлять сложноподчиненные предложения, расширять словарь детей с словами: лукошко, плошка, кушетка. К.р.з: развивать умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в спряжении в настоящем времени, в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа. Закрепить правильное произношение звука ш в словах, предложениях, в тексте. К.в.з.: поддержать интерес к русским народным сказкам, воспитывать чувство сострадания, желание помогать в трудной ситуации.

Оборудование: настольный театр «Маша и медведь», пальчиковые персонажи, предметы: лукошко, медведюшка, мышка, горшок, настольные игрушки, ширма, маски на голову: мишка,
Маша, мышка.

Предварительная работа: чтение сказки, игры-драматизации, изготовление атрибутов к сказке.

Оргмомент. Отгадывание загадки про мишку.

– Не боится пчел, обожает мед. Кто это?

В какой сказке он полюбил девочку и не хотел отпускать домой?

– В сказке «Маша и медведь».

– А вам нравится сказка? Хотите поиграть в эту сказку?

– Сегодня мы поиграем в эту сказку. Как сказка начинается?

– Правильно. Жили были дед и баба, была у них внученька Маша. (Из-за ширмы выносятся настольные игрушки: деда, баба, Маша.)

1) Упражнение «Назови ласково».

Это деда. Ласково дедушка, дедуля, дедулечка.
Баба. Ласково бабушка, бабуля, бабулечка.
Маша. Машенька, Машуля, Машулечка.

2) Рассказывание начало сказки ребенком, используя игрушки.

Пошла Маша в лес за грибами и заблудилась. Видит….(макет избушки.,в избушке кушетка, лукошка, шишка, горшок,плошка, ложка, мышка).

Логопед: Что она в избушке увидела мы все вместе скажем. Дети по очереди перечисляют, отвечая предложениями:

– Маша нашла шишку. Маша….( кушетка, лукошка, шишка, горшок,плошка, ложка, мышка).

3) Упражнение «Один- много» — употребление существительных во множественном числе родительного падежа. Один горшок- много горшков….( кушетка, лукошка, шишка, горшок,плошка, ложка, мышка).

4) Упражнение «Посчитай от одного до пяти». (На пальцы каждого ребенка надеть пальчиковые и по очереди считать игрушки :

1 шишка, 2…….( кушетка, лукошка, шишка, горшок, плошка, ложка, мышка).

5) Упражнение «Назови ласково» — горшок – горшочек,( кушетка, лукошко, шишка, горшок, плошка, ложка, мышка).

3. Ребенок продолжает рассказывать сказку. (Желающий играть роль Маши надевает платочек на голову).

– Маша принялась за работу. Стала Маша мыть, кашу варить и сама собой разговаривать.

Ребенок в роли Маши:

1) Спряжение в настоящем времени: Я готовлю пшенную кашу. Ты… Он… Она…Мы…Вы…Они…

Логопед просит повторить следующего ребенка.

2) Придумывание сложноподчиненных предложений.

– Маша варит пшенную кашу, потому что …..(она хочет кушать кашу.) Маша кушает пшенную кашу, потому что … (она голодная). Маша съела пшенную кашу, потому что….(пшенная каша вкусная).
Маша моет плошку, потому что …(она съела кашу).

4. Ребенок продолжает рассказывать сказку. Стало темнеть (выставляются силуэты дерева, кустов…), идет медведь по лесу. Идет домой мимо кустов, деревьев. (Следующий ребенок надевает маску медведя).

1) Игра «Слова-родственники».

Логопед: «Как ласково назовем медведя?»

– Медведюшка. Как называют маму-медведя?
Медведица. Детеныша медведя? Медвежонок.
А если много деток? Медвежата.
А этот домик чей? Медвежий.

5.Ребенок продолжает рассказывать сказку.( Герои сказки играют свои роли)Машенька накормила медведя пшенной кашей. Медведюшка покушал кашу и похвалил Машу: «Маша, каша вкусная. Спасибо.»

Маша: «Медведюшка, отведи меня домой к бабушке, дедушке».

Медведь: «Нет, Машенька, не отведу тебя домой, будешь у меня жить, кашу пшенную варить. А я пойду отдыхать. Лягу на кушетку, головушку на подушку, буду отдыхать.

Рассказчик: «Тут мышка прибежала (ребенок в маске мышки), шумит, шуршит, медведюшке мешать.

Тише, мыши, тише, мыши,
Наш мишутка на кушетке.
Тише, мыши, не шумите
Нашего мишку не будите.

Ша-ша-ша, ше-ше-ше
Шуметь я буду тише.

– Медведюшка отдыхает, а Маша пирожки печет (роль исполняется около печки). Готовые пирожки положила в лукошко. Медведь проснулся и Маша говорит.

– Медведюшка, отнеси пирожки бабушке и дедушке , только по дороге их не ешь.

– Пока медведь не видел, Маша спряталась в лукошко под пирожки. (Дети с настольными игрушками играют) Медведь пошел в деревню, пришел, его увидели собаки и залаяли. Медведь убежал, а из лукошка выскочила Маша. Бабушка, дедушка обрадовались.

– Вот и сказке конец, кто играл- молодец. А играли все – все и молодцы. Поощрение детей — угощение от бабушки и дедушки.

Логопедическое занятие с учащимися 3-4 классов “Формирование грамматического строя речи у детей с системным недоразвитием речи по сюжету русской народной сказки “Маша и Медведь””

Описание разработки

Основные цели:

1) формирование и совершенствование грамматического строя речи на доступном и интересном для детей материале;

2) формирование у детей основных компетенций: социальных, учебных, коммуникативных.

Задачи:

1) расширить и активизировать словарный запас у детей; упражнять в словообразовании и словоизменении.

2) учить согласовывать различные части речи в предложении; автоматизировать звук ш на уровне слова.

3) поддержать интерес к русским народным сказкам.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие детей, гостей занятия.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по страницам русской народной сказки. Отгадайте загадку: “Не боится пчёл, обожает мёд. Кто это?” (Медведь). В какой сказке медведь не хотел отпускать девочку домой? (в сказке “Маша и Медведь”). Дома вы все эту сказку прочитали.

1. Мимические упражнения:

а) удивление – можем мы в городе встретить медведя на улице? (поднять вверх брови);

б) изобразим сердитого медведя (нахмуриться);

в) покажем доброго медведя (улыбнуться);

г) покажем испуганную Машеньку (сделать большие глаза).

2. Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для звука ш (“чашечка”, “грибок”, “почистим зубы”, “лошадка”, “маляр”).

3. Логопед:

– Как начинается сказка? (Жили-были дед и баба, была у них внучка Маша).

Упражнение “Назови ласково”:

– А теперь давайте ласково назовём героев сказки: дед-дедушка, дедуля, дедулечка; баба-бабушка, бабуля, бабулечка, Маша-Машенька, Машуля, Машулечка.

Давайте ласково назовём друг друга (Настенька, Сашенька ,Сонечка и т.д.)

Дети обращаются друг к другу в уменьшительно-ласкательной форме. Работа на доске и в тетрадях ряда слов.

4. Дальше по сюжетной картинке продолжаем сказку. (Пошла Маша в лес за грибами и ягодами и заблудилась. Видит избушку, а в ней жил. ).

Дидактическое упражнение “Один-много”– изменение существительных во множественном числе Родительном падеже.

– Медведь живёт один. У него одно лукошко, одна ложка, одна шишка. А нас с вами много и нам понадобится: много лукошек, много ложек, много шишек, много горшочков.

5. Физминутка (на 20-ой минуте)

“Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Мишка отскочила, прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

Игра-пантомима (динамическая пауза)

Угадать что делает Маша? Один обучающийся показывает действия, другие отгадывают (подметает, стирает, развешивает бельё, заправляет постель).

6. Дидактическое задание – согласование числительных с существительными.

а) 1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек;

б) 1 мышка, 2 мышки, 3 мышки, 4 мышки, 5 мышек;

в) 1 ложка, 2 ложки, 3 ложки, 4 ложки, 5 ложек;

г) 1 лукошко, 2 лукошка. 3 лукошка, 4 лукошка, 5 лукошек.

– Дальше продолжаем рассказывать сказку. (Маша принялась за работу, стала она мыть, кашу варить. )

7. Игра “Собери семейку”.

– Как называют маму медведя? (медведица);

– Детёныша медведя? (медвежонок);

– Если много детёнышей? (медвежата);

Запись на доске и в тетрадях родственных слов.

До конца рассказываем сказку.

8. Произнести слова со звуком ш: бабушка, дедушка, Маша, каша, лукошко, мышка, шишка.

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Маша и медведь»

Суевалова Кристина Александровна
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Маша и медведь»

Цель: Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление. Расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.

Предварительная работа: создание кукол для пальчикового театра «Маша и медведь» (куклы с прорезями для пальцев).

Ход занятия:

Упражнение «Подарим улыбку друг другу».

Дети стоят в кругу взявшись за руки, приветствуют друг друга улыбкой.

Упражнение «Паучок»

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять (действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают по голове.

Упражнение «Червячки»

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона выбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами остальные пальцы поджаты к ладони)

Голой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Каркает: «Вот и обед!» (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь, (разводим руками)

А червячков уж нет. (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди)

Упражнение «Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Ведущий. Жили-были дедушка и бабушка и была у них внучка Машенька.

Вывести Машу из избушки и ведите по столу. Незаметно поверните избушку другой стороной.

Раз пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и заблудилась.

Остановите Машу, поверните ее к избушке и ведите в обратную сторону.

Шла она, шла, видит — стоит избушка. Вошла Машенька в избушку. А в той избушке жил медведь. Обрадовался он и говорит.

Введите Машу в избушку, чтобы ее лицо малыш смог увидеть в окошке домика, а в другом окошке — мордочку медведя.

Медведь. Будешь у меня жить! Будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Покачивать медведем в ритме текста.

Ведущий. Делать нечего! Стала Машенька жить в медвежьей избушке. Однажды Машенька попросила медведя отпустить ее в деревню к дедушке и бабушке, отнести гостинцы. Маша. Отпусти меня в деревню к дедушке и бабушке гостинцы отнести.

Покачивайте Машей в ритме текста.

Ведущий. Медведь ей в ответ Медведь. Нет! Не отпущу!

Ведущий. На следующий день попросила Маша медведя. Маша. Медведюшка-батюшка! Отнеси гостинцы в деревню дедушке и бабушке!

Медведь. Хорошо, отнесу!

Ведущий. А Машенька ему говорит.

Маша. Выйди на крылечко. Посмотри, не идет ли дождик.

Выведите медведя из домика.

Ведущий. Спряталась Маша в короб, а сверху тарелку с пирожками положила. Вошел медведь, взвалил короб себе на спину и пошел в деревню.

Уберите Машу из окошка, оденьте на большой палец рукавички короб, выведите медведя из домика. Незаметно поверните избушку другой стороной. Ведите медведя по столу.

Шел, шел медведь и говорит. Медведь

Съем пирожок! Ведущий. А Машенька из короба.

Маша: «Вижу, вижу! Не садись на пенек,

Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!»

Ведущий. Удивился медведь, поднял короб и понес в деревню. Нашел дом дедушки и бабушки, поставил короб. А собака почуяла медведя и давай лаять. Испугался медведь и убежал в лес. А Машенька стала жить в избушке вместе с дедушкой и бабушкой.

Подведите медведя к домику, свободной рукой снимите короб, выведите собачку, уберите медведя и короб, выведите Машу.

Упражнение «Солнечные зайчики»

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики, (подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене)

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики. (пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой)

Быстро бегают они

По Машиной ладошке. (пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой. Повторяем все действия для второй руки)

Подведение итогов занятия.

«Сказочный театр». Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛЯЧОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ “Сказочный.

Дидактическая игра по развитию речи «Маша и Медведь» (младшая группа) Сначала мной было задумано изготовление сортера. Для этого я взяла упаковку от чипсов Принглс, обклеила ее белой бумагой за тем просушила,.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к сказке «Маша и медведь» Разработан в соответствии с ФГОС. Тема: «В гости к сказке «Маша и медведь». Возрастная группа: младшая от 2-3 лет. Ведущая образовательная.

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Маша и Медведь» Задачи: • Развивать способность слушать и запоминать произведения малых фольклорных форм, эмоционально реагировать на их содержание, следить.

Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Маша и медведь» Предлагаю вашему вниманию конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Этот конспект направлен.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 2–3 лет «Маша и Медведь» Конспект познавательного занятия для детей 2 -3 лет «Маша и медведь» Цель: формирование познавательных действий. Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша и медведь» Обучающие задачи : • Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно.

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Снесла курочка яичко» Театрализованная игра-занятие «Снесла курочка яичко». Цель: развивать у детей интерес к сказкам, побуждать запоминать их, договаривать пропущенные.

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Мышиное царство» Цель: развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость движений рук; развивать речь; закреплять развитие.

Открытое занятие по развитию речи с элементами театрализованной игры «Хаврошечка» Непосредственно образовательная деятельность: Развитие речи. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» (с элементами театрализованной.

Драматизация русской народной сказки в детском саду «Маша и медведь»

Драматизация русской народной сказки. Сценарий «Маша и медведь»

Действующие лица

Взрослые: Сказочница, Бабушка, Дедушка, Медведь.

Дети подготовительной к школе группы: Маша, Подружка.

Сказочница: Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внученька Машенька.

Бабушка (изображая, что месит тесто и печет пирог):

Уж я Машеньке пирог испеку.

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Сказочница: Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку.

Подружка:

Пойдем в лес дружно.

Грибы, ягоды найдем,

В кузовочек соберем,

Деду с бабой принесем.

Машенька (обращаясь к деду с бабой):

Отпустите в лес с подружками

Побегать на опушке,

Дедушка:

Иди, иди, поиграй,

Да смотри не отставай.

Отставать не годится,

Недолго и заблудиться.

Сказочница: Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Исполняют русскую народную песню «Как пошли наши подружки».

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Сею, вею, вею, вью.

В лес по ягоды гулять.

Они ягод не набрали,

Лишь подружку потеряли.

Сею, вею, вею, вью.

Лишь подружку потеряли.

То любимую подружку

Сею, вею, вею, вью.

Сказочница: Ушла Маша от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Маша: Что мне делать? Как мне быть?

Сказочница: Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит — стоит избушка.

Маша:

Вот избушка стоит,

Очень странная на вид:

Кто же тут живет?

Сказочница: Постучала Машенька в дверь — не открывают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Маша в избушку, села у окна на лавочку.

Маша: Кто же тут живет? Кто хозяйство ведет?

Сказочница: А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

Медведь: Ага!

Сама явилась ко мне, стало быть.

Как могу я тебя отпустить?

Будешь у меня теперь жить,

Печку топить, кашу варить

Да меня кашей кормить.

Сказочница: Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда из избушки не выходить.

Ты смотри не убегай от меня,

А не то поймаю и съем тебя.

Сказочница: Ушел медведь, а Маша села у окна, поет, причитает.

Маша:

Ах, подружки мои родимые,

Вы зачем же меня покинули?

У медведя живу большущего,

Убежать от него боюсь я.

Сказочница: Стала Маша думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого. Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему.

Маша:

Ах, медведь, мой медведь!

Отпусти в деревню на день,

Навещу деда с бабкою

Да гостинца снесу сладкого.

Медведь:

Не пущу тебя одну:

Ты заблудишься в лесу.

Сам гостинец отнесу.

Сказочница: А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.

Положу я в короб пирожки,

Деду, бабе их отнеси.

Только помни да смотри:

Короб ты не открывай,

Пирожки не вынимай,

На дубке буду сидеть,

За тобой буду глядеть.

Медведь:

Ладно, ладно, не зевай,

Короб быстро подавай.

Маша:

Погоди, не спеши,

На крылечко ты сходи,

На погоду погляди.

Сказочница: Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит: короб уже готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет лесом.

Медведь:

Между елками иду,

Меж березками бреду,

В овражки спускаюсь,

На пригорки поднимаюсь.

Короб я несу, песенки пою.

Сказочница: Шел, шел, устал.

Медведь:

Не садись на пенек,

Медведь:

Хитра Машенька, быстра,

На дубок взобралась,

Высоко сидит, далеко глядит.

Сказочница: Поднял короб, пошел дальше. Идет, идет. Шел, шел, опять устал.

Медведь:

Маша:

Не садись на пенек,

Медведь: Вот глазастая какая! Видно, так и не присесть мне.

Сказочница: Встал и пошел быстрее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

Медведь:

Я от Машеньки пришел,

Пирожков вам принес.

Сказочница: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот да пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам. Видят, короб стоит.

Бабушка:

Кто же это и откуда

К нам принес такое чудо?

Видно, короб неспроста

Принес кто-то нам сюда.

Что же в коробе такое?

Поскорей его откроем.

Сказочница: Дедушка поднял крышку, смотрят они — и глазам своим не верят: в коробе-то Машенька сидит. Обрадовались дед с бабкою.

Читайте также:
Перспективный план работы логопеда с родителями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: