Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

Родительское собрание «Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня»

В конспекте родительского собрания раскрывается организация логопедической работы в группе компенсирующей направленности, а также дается краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также родителям детей, нуждающихся в коррекции речи, психических функций.

1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня.

ОНР – у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Для детей с ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи, но с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Отмечаются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в падежах (взяла с (из) ящика, три ведры (ведра) и т. п.).

Недостаточно умеют образовать слово, особенно, если это выходит за рамки повседневной речевой практики (если хвост – хвостик – просто, то велосипедист – который едет на велосипеде).

Для таких детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий (фрукты – овощи, обувь – ботинки), незнание слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: не знают некоторых частей тела, названий профессий и действий, связанных с ними, животных, птиц и др.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам (посуда – миска, окно – стекло, зеркало – стекло).

Особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжета, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие.

Дети испытывают трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (самолет, снеговик, автобус, пуговица).

Нарушено звукопроизношение. Может быть нарушено произношение нескольких групп звуков (до 13-17 звуков).

2. Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР -3 ур. Организация логопедической работы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня является развитие:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • овладения элементарными навыками письма и чтения.

Основываясь на «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, предполагается следующая организация логопедической работы.

1. С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей по параметрам:

  • состояние неречевых процессов: особенности коммуникативной сферы, исследование слухового восприятия, исследование зрительного восприятия, исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, состояние мелкой моторики, состояние речевого аппарата, голосовой функции.

  • Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры.
  • Состояние звукопроизношения.
  • Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Обследование звукослоговой структуры слова.
  • Обследование лексического строя языка.
  • Состояние грамматического строя языка.
  • Состояние связной речи.

Результаты обследования заносятся в индивидуальную речевую карту ребенка, разработанную в соответствии с программой, с целью определения дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения (демонстрация карты).

2. В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. В первую половину дня.

  • Индивидуальные занятия. Проводится работа по овладению комплексом артикуляционной гимнастики, направленным на устранение нарушений звуковой стороны речи, по постановке звуков и их автоматизации, а также проводится работа по развитию психических функций (внимание, память и др.).
  • Подгрупповые занятия проводятся с детьми одного уровня речевого развития, для полноценного овладения учебным материалом.
  • Фронтальные (со всей группой) занятия проводятся по формированию фонетической стороны речи, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (знакомство родителей с темами занятий на год).

Во вторую половину дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.

3. Планируется ведение индивидуальных тетрадей дошкольников для домашних заданий.

В них кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для речевого аппарата на длительный период. Рекомендуются различные упражнения для коррекции речи в целом.

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников, способствующие преодолению речевых недостатков у детей.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_i_roditeley_detey_s_onr_iii_urovnya.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют неоднородный состав, в него входят дети с нарушениями речи. Дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент дошкольных учреждений.

Организации работы учителя- логопеда с семьей, является одной из сложных сторон деятельности педагога. Часто родители, после зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей.

Поэтому, важным направлением в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка с ОНР III уровня. Только родители ежедневно могут закреплять речевые навыки в непосредственном общении и изученный материал в домашних условиях. Практический опыт работы в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя–логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы. [1]

Учитель–логопед в своей работе с родителями детей с ОНР III уровня использует как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

В течение учебного года проводятся несколько родительских собраний. Первое собрание проводится в начале сентября. На нем учитель-логопед знакомит с целью и задачами адаптированной основной образовательной программы и кратким содержанием работы на учебный год. Педагог обрисовывает общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представив несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных; подчеркивает о необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

В первые две недели учебного года учитель-логопед проводит обследование состояния речи воспитанников. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой учитель-логопед дает подробную характеристику речевого развития каждого ребенка. Учитель-логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта.

Второе родительское собрание проводится в декабре. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Третье родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.

Важным видом взаимосвязи в работе учителя-логопеда и родителей являются консультации.

Фронтальные консультации проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультаций: «Артикуляционная гимнастика с мамой», « Пальчиковая гимнастика в развитии и коррекции речи детей с ОНР», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», « Рекомендации по выполнению домашних заданий», «Обучение детей с ОНР рассказыванию», «Речевые игры дома».

Индивидуальные консультации проводятся, обычно, после вызывания учителем-логопедом нарушенного звука у ребенка. Цель таких индивидуальных консультаций – показать родителю правильное произношение ребенком ранее нарушенного звука и дать рекомендации по автоматизации звука. Так как родители часто привыкают к речи своего ребенка и не замечают в ней недочетов.

Посещение открытых индивидуальных, фронтальных занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях родители могут увидеть , как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет оказать помощь своим детям дома.

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ организация семейного клуба «Говорун» .

Заседание семейного клуба проходит 1 раз в два месяца.

В рамках клуба учителем-логопедом проводится:

1) Анкетирование, которое позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей;

2) Консультации по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка с ОНР III уровня;

3) Дни открытых дверей, проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

4) Семинары-практикумы «Игры на развитие фонематического слуха», «Тренируем пальчики – развиваем речь» мастер-классы «Изготовление шумовых инструментов», тренинги, проводятся с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитания;

5) Круглые столы, где происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;

6) Конкурсы «Лучший чтец», «Эти веселые стихи», развлечения «Праздник букв», праздники «Страна красивой речи», «Говорун – шоу» создают дружеские отношения между взрослыми и детьми, воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуют развитию речевой деятельности детей с ОНР III уровня;

7) Выставки творческих работ «Буквы – самоделки» «Наш город», дидактических игр, методической литературы, которые способствуют распространению педагогических знаний среди родителей, а так же активизации педагогического самообразования родителей.

Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу коррекционно-образовательного процесса проблем. Предварительно с родителями проводится анкетирование или индивидуальные беседы, которые также выявляют их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных, совместно со специалистами ДОУ, составляется тематический план работы клуба. В плане представляются темы заседаний семейного клуба на учебный год. Каждая тема раскрывается в нескольких формах работы с родителями. В плане указываются организаторы и участники, а также сроки проведения мероприятия.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Задания строятся на материале лексической темы, звука или буквы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-логопедом. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. [2]

Наглядно – информационная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Специально для родителей детей с ОНР III уровня оформлен родительский уголок «Мы изучаем » в групповой раздевалке. Информация, помещенная в уголке, знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь дома. Материалы родительского уголка содержат лексико-грамматических и дидактических игр, художественные произведения для чтения и заучивания. [3]

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

Эффективно и наглядно использование медалей для детей «Я дружу со звуком» (ребенок получает медаль, если научился правильно произносить звук). Дети их с гордостью носят. И родители довольны, частичка медали – это и их вклад в общую победу над трудным звуком.

Создание и использование персонального сайта свидетельствует о том, что учитель-логопед работает в современном информационном пространстве, использует информационно-коммуникационные технологии , которые помогают осуществлять работу с родителями и воспитанниками на современном уровне. На сайте учителя-логопеда много интересного и полезного материала для родителей: консультации, рекомендации, презентации, проекты, сценарии праздников, мастер-классы, материал по автоматизации и дифференциации звуков. А так же продемонстрированы мероприятия, проведенные с воспитанниками и их родителями. Вот наиболее интересные темы раздела «Взаимодействие с родителями»: полезная информация – для родителей по коррекционно-образовательной работе; скоро в школу – информация, которая поможет успешно подготовить ребенка к школе; это интересно – организация для воспитанников и их родителей доступа к дополнительным учебным материалам, необходимым для успешной коррекционной работы, выполнения заданий учителя-логопеда, самостоятельного обучения.

Использование электронной почты при общении с родителями может стать источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию. Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они указывают адрес электронной почты. Особенно важно такое общение с родителями детей с ОНР III уровня, находящихся дома по причине болезней. Родитель вместе с ребенком в доступной форме может повторить материал, пройденный в его отсутствие в дошкольном учреждении.

Участие ребенка в конкурсах : очных, дистанционных способствует сплочению семьи, взаимодействию с учителем-логопедом. Родители помогают ребенку всей семьей, стремятся к победе. Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ОВЗ. У таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Участвуя в конкурсах, дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения родителей детей с ОВЗ и родителей сверстников. Это общение способствует развитию толерантности.

Описанные формы взаимодействия с родителями детей с ОНР III уровня эффективно применяются мною, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт – Петербурга] / Н.В.Нищева. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 352 .

2. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. – 160 с. + цв. вкл.48 с.

3. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. – 128 с.

4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – с.25-26.

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР.

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Роль семьи

в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях детского сада, в течении которого у них должно идти формирование правильного звукопроизношения, пополнение, уточнение и активизация словаря, развитие связной речи, умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Успешность коррекционного процесса с детьми с ОНР во многом зависит от совместной работы логопеда, воспитателей и родителей.

Роль родителей заключается в том, чтобы

1) показать ребёнка врачам-специалистам (по рекомендации логопеда и врача д/сада)

2) помочь ему в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности.

3) Помочь вводить в обиходную речь поставленные и закреплённые звуки. Постоянно усложнять требования к речи ребёнка.

4) Активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли.

5) Совместно с педагогами группы работать над навыками самообслуживания, над развитием общих движений, укреплять здоровье детей путём закаливания, воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, любовь к природе родного края, к Родине.

Родители должны знать, что только у физически и психически здорового ребёнка формируется правильная, красивая речь. Важно в выходные и праздничные дни дома как и в детском саду соблюдать общий и речевой режим ребёнка с ОНР.

Продолжительный сон (10-11 часов ночью, не менее 2 часов днём, закаливающие и общеукрепляющие процедуры (купание, плавание, катание на велосипеде, подвижные игры с мячом… – летом. катание на санках, лыжах – зимой) – обязательны для детей с ОНР.

Для развития речи дошкольников решающее значение имеет полноценный слух, хорошее зрение, здоровый дыхательный и артикуляционный аппарат. родителям важно тщательно следить за здоровьем ребёнка: предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по избежание бытовых травм. Крайне важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата. Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум в доме, на улице. Если у ребёнка имеется врождённое или приобретённое поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача-отоларинголога.

Зрение – важный фактор для развития речи ребёнка. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок долго не просиживал за телевизором, компьютером, чтобы комната была достаточно освещена. расстояние между телевизором и рабочим местом ребёнка должно соответствовать санитарным нормам

Для нормального развития речи большое значение имеет здоровое состояние нервной системы дошкольника. У детей нервная система находится ещё в стадии развития, она очень хрупкая и не выдерживает сильных перегрузок. Родителям необходимо оберегать детей от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости.

Отрицательно сказывается на состояние речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребёнка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одёргивания могут вызвать системные нарушения речи у детей вплоть до заикания.

Нельзя слишком перегружать речь ребёнка,стремясь к преждевременному развитию: читать художественную литературу не по возрасту, заучивать слишком много стихотворений, сложных по форме и содержанию. Но вредна и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ребёнку книги, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, не поправляют, когда ребёнок говорит неверно.

Родителям необходимо знать, какие телевизионные передачи можно и нужно смотреть в старшем дошкольном возрасте, чтобы развивать мышление и речь ребёнка. Воспитатель коррекционной группы, лог7опед посоветуют выбрать художественную, познавательную литературу, дидактические игры для развития внимания, памяти, логического мышления ребёнка-логопата, т. к. для успешного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР нужна психологическая готовность логопата к занятиям.

В целях расширения кругозора ребёнка, обогащения словаря, овладения правильным лексико-грамматическим строем речи русского языка родителям необходимо чаще посещать с детьми библиотеку, театр, музеи, следить прежде всего за своей речью.

Громкая, торопливая, небрежная с обилием ненормативной лексики речь взрослых отрицательно влияет на детскую, ведёт к нежелательному подражанию.

Родителям важно знать, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребёнка.

Развитию мелких мышц пальцев и кистей рук способствуют:

1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

3)игры и действия с игрушками и предметами:

– раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д.

– нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание – расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, конструктором, пазлами.

– лепка из пластилина и глины,

– рисование карандашами и красками

работа с ножницами

– поделки из природного материала

5) работа с дошкольными прописями

6) самомассаж кистей и пальцев рук.

Родителям важно помнить, что для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в постоянных домашних занятиях

Занятия должны носить регулярный, занимательный характер.

Время занятий (15 – 20 минут) должно быть закреплено в режиме дня. Родителям необходимо выработать единые требования, которые будут предъявлены к ребёнку.

При получении задания родители должны сами ознакомиться с содержанием домашнего задания. В случаях затруднений проконсультироваться с воспитателем или логопедом.

Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Если родители поддерживают постоянную связь с логопедом и воспитателями логопедической группы, посещают открытые занятия с детьми в д/саду, регулярно бывают на родительских собраниях читают специальную коррекционную литературу, систематически занимаются дома с ребёнком, успех в формировании правильной, красивой речи у ребёнка обеспечен.

Фитбол-гимнастика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного.

Игровое пособие «Страна Кубикония» в коррекционной работе с детьми-логопатами Известно, что нарушение звукопроизношения у детей-логопатов порою являются стойкими, процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не.

Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности,.

Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ Сборник статей Международной научно – практической конференции 1 октября.

Семинар «Инновационные и актуальные подходы в коррекционной работе с детьми ОВЗ». Фотоотчет В декабре 2016 года на базе МБДОУ №29 “Солнышко”Ленинского района г. Екатеринбург прошел семинар «Инновационные и актуальные подходы в.

Сюжетное занятие с детьми коррекционной группы (ОНР) с использованием фитболов «Почему у слонёнка нос длинный» Сюжетное занятие с детьми коррекционной группы (ОНР) с использованием фитболов «Почему у слонёнка нос длинный» (по сказке Р. Киплинга).

Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор. Вследствие чего, увеличивается количество детей с несформированной.

Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Театр – особая форма синкретического искусства. Использование драмтерапии.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми Васильева М. Г, педагог-психолог ГБДОУ №13 Проблема организации психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие компоненты в коррекционной работе с детьми с ОНР. Ни для кого не секрет, что в последние годы выявилась устойчивая тенденция.

Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Одно из основных условий развития ребёнка, его социализация, адаптивность и в дальнейшем успешное обучение в школе, зависит от того насколько своевременно и полноценно может быть сформирована речь в дошкольном детстве. Даже незначительные проблемы с речью, а тем более задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведение, и в различных формах деятельности. Поэтому на этапе развития ребенка в детском возрасте необходимо обратить внимание на все стороны речи. Речь нельзя назвать врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, и вместе с физическим и умственным развитием ребенка служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком речевых навыков происходит с определенной закономерностью и отличается рядом черт, общих для всех детей.

Как отмечают С. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко и др. – речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д. Поскольку звукопроизношение ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от постоянной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни, то следует обратить внимание на необходимость грамотного включения родителей в данный процесс.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточной сформированность фонематического слуха и др.

В том случае, если на перечисленные причины вовремя не обратить внимание в детском возрасте, то это приведет к затруднению общения с окружающими людьми, а в дальнейшем, возможно, повлияют на определенные изменения личности в цепи развития ребёнок-подросток-взрослый. Такие изменения могут привести к возникновению у детей закомплексованности, нарушению успеваемости в школе, создадут барьеры в общении, невозможности полностью раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

Проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми раскрывается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довня, Л.А. Зигле, Т.Ю. Морозовой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стреблевой и др.

Авторы указывают на то, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу [4].

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), большое внимание уделяется работе с родителями, где указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей.

Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Для этого должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, психологом.

Анализ психолого-педагогической литературы (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) позволяет выделить неэффективность данного взаимодействия, которое иногда проявляется в относительной стихийности, которую условно можно разделить на три направления:

– обращение родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;

-обращение воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения;

-общение по другим поводам, не связанным с ребенком.

В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:

– частота обращений к воспитателям и их содержание (одни родители могут общаться ежедневно, а другие практически не общаются);

– большинство интересов родителей связано с беспокойством об аппетите детей и их самочувствии и гораздо реже обращения связаны с содержанием занятий и успехами на них;

– воспитатели чаще обращают внимание родителей на негативные проявления в поведении ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогом;

– воспитатели включаются в процесс взаимодействия с родителями, при этом зачастую не могут или не знают что посоветовать, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;

– родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

– отсутствие навыков психологически грамотно построить беседу, избежать некорректных замечаний в адрес ребенка или родителей, а также оценочных суждений о ребенке, приводит к нежеланию родителей включаться в процесс взаимодействия;

– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями.

Однако нельзя перекладывать всю ответственность на плечи педагогов. Очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребенка. Данная тенденция связана с тем, что:

– родители не слышат недостатков речи своих детей;

– взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения;

– низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;

– надеются на тот факт, что с возрастом все «пройдет само по себе»;

– опираются на житейский опыт своих знакомых.

Таким образом, проблема коррекции и включение в этот процесс семьи зависит как от сотрудников детского сада, так и от самой семьи.

Прежде чем планировать совместную деятельность семьи и детского сада, связанную с коррекцией, необходимо проанализировать ряд показателей, таких как сложившиеся детско-родительские отношения и возможно имеющиеся в них нарушения (гиперопека, гипоопека, попустительский стиль и т.д.), определить какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также направленность и интересы родителей, связанные с коррекцией. Все это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.

Кроме того, для проведения эффективной коррекционной психологической и логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка.

Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Е Ефименко, Е.Б. Струнина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, В.П. Глухов, О.Б. Иншакова и многие другие.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Большинство родителей жалуются на недостаток времени для общения с детьми, при этом не понимая, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обыденных моментах. Например, во утренних в можно о настроении закрепить о семье, адресе, работе о любимой потренировать ласковых форм И все это сделать диалоге ребенком

Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки дают закрепить связанную предметные понятия и обуви, вежливо за к детям При этом следует уделять должное внимание упражнениям, заданиям на мелкой и координации руки. В данных ситуациях одноаременно несколько задач: во-первых, развиваются познавательные психические процессы, во-вторых, задача по мелкой пальцев рук, в-третьих, происходит закрепление навыков общения.

образом, эффективным для речи все моменты.

Повышение уровня компетентности родителей и включение их в образовательный процесс на фоне правильной работы воспитателя, психолога позволит закрепить те знания, которые были получены ребенком в разных деятельности. Такое и создает вокруг ребенка коррекционно-развивающую

Таким образом, включение семьи в образовательный процесс объясняется гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании и развитии детей. Необходимость развития компетентности родителей в формировании личности детей с нарушениями связана с их индивидуальными затруднениями в процессе преодоления задержки речевого развития.

Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться в системе высококвалифицированными специалистами разного профиля.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 48 с.

2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Л.И. Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г. Шишкова; – М.: Академия, 2004. – 56 с.

3. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольников. Учимся говорить – М: Владос, 2000. – 104 с.

4. Петухова А.В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога // Научные труды SWORLD – №3. 2012. – С. 3-5.

5. Помазкова Н. А., Иванченко О. В. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 101-104.

6. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Г. А. Волкова — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2006 г.- 144 с.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. / Под ред. Л.П. Федоренко и др. М., 1984. 240 с.

8. Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопр. языкознания. 1957. № 2.

Логопедическая работа по подготовке руки к письму у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование готовности к школе у детей с ОНР III уровня

Общее недоразвитие речи III уровня – это умеренные отклонения в процессе формирования разных сторон речи, затрагивающие, преимущественно, сложные лексические и грамматические единицы. При нем наблюдается наличие развернутой фразы, но речь таких детей аграмматична, их звукопроизношение плохо дифференцировано, а фонематические процессы отстают от нормального развития.

Интерес к вопросу о готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обучаться грамоте обусловлен постоянным возрастанием роли чтения и письма в современных условиях в качестве деятельности, обеспечивающей общеобразовательную подготовку человека, стимулирующей развитие сферы интеллектуальной деятельности, организующей поведение, совершенствующей личность.

Дети с ОНР относятся к группе риска по возможности возникновения у них нарушений письма и чтения, которые проявляются не только нарушениями письменной и устной речи, но и слабостью развития высших психических функций, нарушениями развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики и чувства ритма.

К необходимым условиям формирования готовности обучаться грамоте у старших дошкольников с ОНР III уровня относят:

  • учет структуры речевых нарушений;
  • индивидуальные особенности старшего дошкольника;
  • проведение занятий в соответствии с планом, составленным учителем-логопедом;
  • участие в коррекционной работе педагогов и родителей.

Для детей с ОНР наиболее предпочтителен звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он позволяет наиболее полно отразить закономерности фонетической системы русского языка.

Чтобы провести обследование степени готовности ребенка к обучению грамоте, можно использовать следующие методики:

  • исследование ритма Дубровиной Т.И.;
  • исследование кинетической основы движений руки по тесту Н.И. Озерецкого;
  • исследование пространственных представлений на листе бумаги по методике С.О. Филлиповой;
  • дифференциация звуков на слух по методике М.Н. Ильиной;
  • исследование графических навыков по методике Н.В. Нижегородцевой.

Готовые работы на аналогичную тему

Для каждой методики разработаны шкальные оценки, соответствующие возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Каждая методика содержит следующие составляющие:

  • название методики;
  • автор методики или ее модификации;
  • назначение методики;
  • оборудование, необходимое для проведения исследования по методике;
  • инструкция для обследуемых;
  • процедура обследования, его продолжительность и формат проведения;
  • процесс обработки результатов обследования;
  • шкальная оценка полученного результата;
  • возрастные нормы;
  • интерпретация полученных результатов.

При использовании каждой конкретной методики нужно внимательно отнестись к нескольким общим моментам:

  • степень понимания инструкции ребенком, то есть то, как ребенок воспринимает инструкцию, понимает ее, делает ли попытки понять;
  • характер деятельности во время выполнения задания – степень устойчивости интереса;
  • реакция ребенка на результат – фиксирование отношения к работе, реакция на похвалу или неодобрение.

Все это помогает подходить к результатам обследования неформально, позволяет анализировать деятельность ребенка, раскрывая ее особенности.

В результате выявляют специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте, например, недостаток в развитии пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, недостаточно развита координация движений руки и плечевого пояса, а также фонематического слуха.

Цель коррекционной работы – повысить состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР III уровня, посредством специально подобранных методик, которые используются в систематических коррекционных занятиях.

Формирование фонематического слуха и восприятия

Методика Лалаевой Р.И., Ермолаевой Н.К. по формированию фонематического слуха и восприятия предполагает следующие шаги:

  • уточнение артикуляции звука при опоре на зрительное, слуховое и тактильное восприятие и кинестетические ощущения;
  • выделение звуков на фоне слога;
  • формирования навыка определения наличия звуков с слоге;
  • определение места звука в предложенном слове;
  • выделение слова с заданным звуком из целого предложения.

Формирование зрительно-пространственной ориентировки

Формированию зрительно-пространственной ориентировки осуществляется при опоре на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Отправная точка – восприятия ребенком схемы собственного тела. В динамических паузах и режимных моментах, подвижных играх и на занятиях для этого можно использовать разнообразные упражнения. Например, просить детей показать какой рукой они держат ложку или раскрашивают картинку, показать правое/левое ухо, глаз и пр. Сложнее объяснить детям пространственное расположение предметов относительно своего положения. Для этого моно попросить их посадить бабочку на цветок слева/справа от себя и пр.

Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (методика Аммосова Н.А., Дьяченко М.М.)

Во время обучения детей самомассажу используют массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук, такие как поглаживания, растирания, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкие пощипывания, похлопывания, сгибание и разгибание пальцев. Все массажные движения необходимо выполнять в направлении к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястьям, от кисти к локтю. После каждого упражнения нужно делать расслабляющее поглаживание или встряхивать руки. Широко используют массажные шарики су-джок.

Формирование графических навыков (методика Османова Г.А.)

Во время подготовки руки к письму следует обращать внимание на правильность положения тетради и карандаша во время выполнения дошкольниками графических работ. Детям предлагают раскрасить разнообразные изображения, не выходя за намеченный контур рисунка, обвести разные изображения, используя трафареты, шаблоны, заштриховать рисунок в разных направлениях. Это помогает дошкольникам научиться выдерживать направление линии письма.

Степень успешности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зависит преимущественно от качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия родителей и педагогов в коррекционно-логопедической деятельности.

Формирование готовности родителей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к участию в коррекционной работе

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Бесплатные занятия с логопедом

Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, представленной ими в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993г.).

По этой методике формирование речи у детей с ее недоразвитием строится с учетом закономерностей развития фразовой речи в норме[1].

Особенности поведения и психического развития ребенка определяют основные задачи коррекционногообучения первого периода:

1)развитие понимания речи;

2)развитие подражательной речевой деятельности;

3)развитие внимания и памяти.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.

В первом периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. в третьем периоде (апрель-июнь) наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов). Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинение на основе личного опыта.

Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развитие речевой активности и творческой инициативы[2]. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению[3].

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению. Кроме того, по форме детские расскахы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию – на фактические и трагические.

Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедомстоят следующие задачи:

– закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

– формирование навыков построения связных монологических высказываний;

– развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

– целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь,включает:

– усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);

– формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;

– обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление этих задач обучения рассказыванию должно быть связано с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

Ведущими принципами логопедического воздействия, на которых основывается работа по формированию связной грамматически правильной речи,являются:

– опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;

– осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и другое.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей[4].

Особое внимание уделяется обучению тем видам связного высказывания, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии).

Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые, которые способствуют активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка[5].

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи,являются:

– коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых средств построения связных высказываний;

– усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

– обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка как средства общения.

Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия в малых группах (5 – 6 человек, которые проводятся 1 – 3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут утром.

Л. Н. Ефименкова в работе «Формирование речи у дошкольников» пытается систематизировать приемы работы по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи. Вся коррекционная работа делится на три этапа, на каждом из которых уделяется внимание развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Основной задачей третьего этапа является формирование связной речи[6].

Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и, наконец, творческому пересказу.

Перед пересказыванием дается анализ текста. В завершении проводится работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов[7].

Навыками монологической речидети овладевают в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

М. М. Кольцова в качестве коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников предлагает сочинять детьми сказки. Она считает, что сказки, сочиненные детьми, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас.

Используя усвоенное, они, проявляя творческие способности, вносят элементы нового[8].

Сочинение сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей. При этом реализуются художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию.

Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок, участие в которой активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию. При этом развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.

Работа над сказкой продолжается дома – родители активно включаются в процесс, используя карточки-задания с текстами литературных произведений, что помогает закрепить изучаемый материал.

Данные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной.

Т. А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с общим недоразвитием речи использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания[9]. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате планируется следующий порядок работы:

1) пересказ рассказа по наглядному действию;

2) пересказ по следам наглядного действия;

3) пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

4) пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

5) пересказ рассказа по сюжетной картине;

6) рассказ по сюжетной картине.

Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.

Таким образом, из анализа методических рекомендаций по формированию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи можно сделать вывод, что в процессе логопедической работы используются различные методы коррекционного обучения, которые улучшают речевую деятельно

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. Для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы», так и сюжетные картины («Зимние развлечения», «На нашем участке»).

М. М.Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важнейшей задачей логопеда, ибо монологическая речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений[10].

Использование наглядности на занятиях с детьми облегчает процесс становления связной речи.

Известно, что С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л.Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них. При этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности[11 с. 54].

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим речевым недоразвитием.

При обучении учитываются речевые нарушения и особенности психического и познавательного развития детей. Проводится специальная подготовительная работа по отбору и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание авторы уделяют приемам, направленным на развитие внимание, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и других психических процессов.

В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется проведение следующих видов занятия с картинным материалом[12 с. 60].

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Зимние развлечения», «Игры на детской площадке»). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

2. Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины («Река замерзла», «Мост через реку» и другие из тематических серий картин О. И. Соловьевой, В. Е. Езиковой и так далее).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н. Радлова «Гриб», «Тигр и зайчики» и другие, В. Сутеева (серия «Находка» и другие, иллюстративный материал В. В. Гербовой. на втором году обучения рекомендуется задания усложнить. Рассказы составляются по сетиям картинок с изображением отдельных, «ключевых» моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена (серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» по сюжетам Н. Радлова, сюжетные серии из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и другие.

5. Описание пейзажной картины.

Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетным картинам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый (мальчик умывается, девочка подметает пол, мама моет посуду и другие). После того, как дети научатся грамматически правильно оформлять предложения, им предлагаются картинки, где действия совершают животные (кошка играет с клубком, мышка убегает от кошки).

В дальнейшей работе подбираются картинки с неодушевленными предметами (чайник стоит на столе, веник лежит на полу). На картинках, как правило, изображена обиходная ситуация, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4-5 занятий начинают справляться с предложенным заданием. Затем переходят к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий (мама моет посуду, девочка вытирает посуду). Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца[12 с. 63].

Проделанная работа позволяет перейти к очередному виду занятий, а именно, к составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица. Такие занятия помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой следующей картинке. Это способствует уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащает их новыми сведениями, учит в логической последовательности излагать увиденное. Можно предложить детям инсценировать данную серию сюжетных картинок или сделать пантомиму.

Для формирования внутренней речи детей, которая программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы (исследования Л. С. Выготского) целесообразно в качестве заключительного этапа работы над каждой серией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе[13]. Такая работа подводит детей к умению рассказывать услышанные тексты.

После того как у детей сформировался навык составления предложений по одной предметной картине, необходимо перейти к обучению составлять предложения и рассказы по двум или нескольким предметным картинкам. Большую помощь в этой работе оказывают фланелеграф, вырезанные по контуру изображения, использование ИКТ. Все это помогает детям развивать фантазию, творческое воображение.

Список используемых источников:

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. ,1993.

2. Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

3. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

4. Гриншпун Б. Н., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. – 1988. – №3.

5. Глухов В. П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М., 1985.

6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

7. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – Автореф. Канд. дис. – М., 1987.

8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.

9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

10. МариничеваО. В., Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль. 1997.

11. Соломенникова Л. К. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. – 1999. №4.

12. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. – №2.

13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Читайте также:
Настольно-дидактическая игра 'В деревне'
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: