Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Влияние трудовой деятельности на развитие речи.

Содержимое публикации

Влияние трудовой деятельности на развитие речи.

Карпова Елена Викторовна

Воспитатель МБДОУ детский сад №17

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из

самых основных элементов…», – А. С. Макаренко.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Пополняя словарь детей, поощряя разговоры об увиденном, давая оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, воспитывать соответствующее отношение к ним. Способствовать выражению чувства товарищества, правильного отношения к жизненным явлениям и поступкам людей.

Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной теме, пришла к выводу, что через трудовую деятельность у детей дошкольного возраста развитие речи будет быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, труд является одним из основных видов деятельности.

Рассмотрим влияние трудовой деятельности на развитие речи детей.

По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений, развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически обогащается новыми словами, вступлением в диалог друг с другом. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном, эмоционально сопереживает от полученных примеров. Он может запоминать и обобщать полученную информацию, воспринимая действительность.

Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, с помощью различных игровых и будних ситуаций.

Трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; умение вступить в диалог; целенаправленно охарактеризовать последовательность трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним развитием формирующейся личности. Формирование личности ребёнка в трудовой деятельности остаётся непрерывной задачей в личностно-ориентированном подходе достижений дошкольников. Но лишь при условии, что трудовая деятельность реализуется с учетом осмысления, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом технологии речевого развития детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Сюда же можно отнести влияние данной игровой деятельности на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного, распределение ролей, принятие правил. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, эмоционально перенаполняем, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Содержание игровой деятельности формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, социальной действительности. Систематизирует и совершенствует умение реализовать себя в современном мире.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь, развивают диалогическую и монологическую сторону речи.

Задача воспитателя при организации трудовой деятельности своевременно связывать трудовые процессы со словом, чтобы каждая операция, каждый вид труда служил материалом для словесных упражнений.

При организации трудовой деятельности дошкольников нами решались следующие задачи:

1. Познакомить детей с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему.

2. Развивать интерес к труду, трудолюбие, самостоятельность, желание быть полезным.

3. Обучать детей простейшим трудовым умениям и навыкам.

4. Сформировать общественно – направленную мотивацию труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

5. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

6. Активизировать у детей творческое мышление, формировать умение решать различные проблемы, способствовать более продуктивной познавательной, игровой, коммуникативной и умственной деятельности.

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале Зима

Анализируя результаты проделанной работы, можно заключить, что целенаправленное педагогическое руководство развитием речи детей в процессе трудовой деятельности способствует положительной динамике их речевого развития.

Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания

Наблюдение за трудом взрослых, беседы, непосредственное участие воспитанников и взрослых в трудовой деятельности, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин, составление предложений и рассказов на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый, ответственный».

Фразовая речь в процессе трудовой деятельности – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяжённость речевых высказываний, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию.

Характерными нарушениями фразовой речи в процессе трудовой деятельности являются:

  • Короткие малоинформативные фразы,
  • При построении предложений опускаются или переставляются отдельные члены предложения,
  • Неправильно оформляются связи слов внутри фразы.

Существуют различные формы и пути, направленные на формирование трудовых навыков и одновременно на развитие фразовой и связной устной речи дошкольников.

На начальном этапе формирования трудовой деятельности одними из форм являются:

  • Специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых,
  • Наблюдения,
  • Экскурсии и походы,
  • Организованные посещения кухни, кабинета врача и т. п.,

в процессе чего ведётся активная беседа, как один из основных методов развития фразовой речи дошкольников.

На таких занятиях необходимо чётко отслеживать, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы полным предложением, а не одним словом или словосочетанием.

Такая форма работы также позволяет уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, пробуждает любознательность и интерес к деятельности, способствует к выработке положительного отношения, проявлению уважения к труду взрослых.

Другая форма работы – это совместная трудовая деятельность взрослых и детей, где взрослые являются не только организаторами, но и непосредственными участниками трудового процесса.

Эта форма работы включает в себя словесное пояснение своих действий, что помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

В процессе такой работы можно использовать такие речевые упражнения как: «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» (данные упражнения направлены на распространение предложений). Например: Коля взял для посадки цветка …, чтобы …

Особенно важная форма работы это — чтение и пересказ художественных произведений, разучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Известно, что в формировании связной речи особая роль принадлежит пересказу и разучиванию, т. к. художественный текст помогает детям обогатить словарь, усовершенствовать структуру речи, усвоить норму построения предложений, воспитать у себя чувство языка.

Наиболее важной формой работы в процессе трудовой деятельности является составление рассказов по сюжетным картинам, серии сюжетных картин («Что сначала, что потом?»), составление рифмочек на трудовую тематику, составление речевых высказываний как плана предстоящей трудовой деятельности (игры «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» направлены на распространение предложений). Для достижения лучших результатов при составлении рассказов можно использовать опору на отдельные слова, вопросы, предметные картинки в качестве схемы — плана к рассказу или речевому высказыванию (фразе, предложению).

Особая роль в процессе развития фразовой речи на основе трудовой деятельности уделяется формированию предикативного словаря у дошкольников. Для полноценного овладения фразовой речью необходимо сформировать у дошкольников богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Чаще всего у детей дошкольного возраста выделяют две группы ошибок в употреблении глаголов: ошибки словоизменения и словообразования. Дети смешивают окончания глаголов при их изменении по лицам и числам («она моют»), допускают ошибки при образовании возвратных форм глаголов («девочка умывает» вместо «девочка умывается»), иногда опускают или заменяют приставки в глаголах.

Для облегчения освоения детьми глагольной лексики следует систематизировать материал, выделив несколько групп глаголов:

  • действия – перемещения объекта в пространстве;
  • действия, связанные с профессиональной деятельностью людей;
  • действия, связанные с трудовой деятельностью людей;
  • действия по издаваемым звукам предметов, объектов;
  • действия – состояния человека.

К каждой группе глаголов желательно заготовить картинный материал с целью концентрации внимания ребёнка только на действии объекта, предмета. Таким образом, формирование предикативной лексики дошкольников в процессе развития фразовой речи будет проходить успешнее, что, в свою очередь, будет являться залогом дальнейшего овладения письменной речью.

Для развития фразовой речи в процессе трудовой деятельности можно использовать следующие речевые упражнения:

  1. «Путаница» (преобразование деформированной фразы, где, например, в предложении имеются ошибки в употреблении падежных окончаний существительных и прилагательных),
  2. «Собери предложение» (слова в предложении стоят в разном порядке),
  3. «Вставь пропущенное слово в предложение» (особенно важно умышленно упускать предлоги из фразы),
  4. «Закончи фразу (предложение)».
Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи (Человек и электроприборы)

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании
статья по логопедии на тему

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_trudovom_vospitanii.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района Управления образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 27

620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru , сайт: 27.tvoysadik.ru

автор: Шабурова Ксения Геннадьевна

Воспитатель логопедической группы

Развитие речи детей дошкольного возраста в трудовом воспитании

Трудовые поручения следует рассматривать как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей, поскольку они способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательской деятельности. Труд предусматривает реальные изменения в вещах и получение нового практического результата, в то время как в игре дети из различных материалов или элементов могут создать что- то новое, видоизменять их. Ребенка нужно подготавливать к труду посредством игры, учитывая его дальнейшее развитие и соблюдая необходимое равновесие между игрой и трудом. В игре в значительно большей мере, чем в какой-либо иной деятельности, ребенок проникает в общественный смысл труда, в разделение труда, во взаимоотношения людей.

Формирование трудовой деятельности у детей происходит на основе расширения представлений, их конкретизация, иллюстрированная значительным числом ярких, доступных примеров. Главное условие заключается в том, чтобы ребенок мог делать с предметом, выбранным для игры, то что делает взрослый с настоящим предметом, его манипулятивность.

Трудовая деятельность позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение доводить свою деятельность до конца. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, сила воли; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Человек, труд и общество рассматривается в их неразрывном, органическом единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного возраста начать формирование у детей целостного нравственного представления об трудовой деятельности, о значимости в жизни человека. Дети узнают о трудовых поручениях, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости оказания посильной помощи, далее формируются знания о последовательности и значимости труда.

Существует достаточный перечень трудовых поручений, которые всесторонне развивают детей дошкольного возраста, формируют необходимые знания, умения, навыки, укрепляют здоровье ребенка. Трудовая деятельность играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Трудовые поручения как форма социально-коммуникативного развития и познавательного развития воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека, взаимодействие в команде сверстников и взрослых. Все это положительно влияет на развитие мышления, развития речи. Одновременно на доступном для детей уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и трудовой деятельностью, пути их разрешения. Дети узнают о реальных ситуациях при последовательности выполнения трудовых поручений, во взаимодействии со сверстниками.

Систематический и последовательный труд на огороде, в саду, цветнике, на участке и уголке природы формирует и повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь, понимать бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств, расширяет представления о трудовых поручениях. В процессе ухода дети получают представление о многообразии живого мира на земле, о том как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Формируется сравнительный анализ: сравнивая животных, находить сходство и различия между ними, общее и различное у растений, помогать замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

Рассмотрим влияние трудовой деятельности на развитие речи детей.

По мере обогащения опыта детей, поступления и появления новых трудовых поручений развивается последовательность в действиях, умственные способности, происходит развитие речи. Дошкольник учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы, подводить итог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Речевое развитие достаточно продуктивно включает овладение речью посредством обогащения словаря; развитием связной речью; грамматически обогащается новыми словами, вступлением в диалог с друг другом. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном, эмоционально сопереживает от полученных примеров. Он может запоминать и обобщать полученную информацию, воспринимая действительность.

Одна из главных задач трудовых поручений дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, подражание во всех начинаниях, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся познавать профессии взрослых, обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки, с помощью различных игровых и будних ситуаций.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовой деятельности детей играет семья, взрослые и другие члены, положительный пример родителей. Благоприятные условия для привлечения в трудовой деятельности создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о важности выбранной профессии, реализации себя в социуме. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное и положительное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительным отношением к трудовой деятельности окружающих, оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых – это для ребенка очень важный стимул, для дальнейшего познания окружающего мира, формирование возможности проявить себя в современном мире.

Информационно-коммуникативные технологии оказывают воздействие на родителей, может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, о своей работе, о роде профессий других членов семьи, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

В процессе наблюдений и применений трудовых поручений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое, выстраивая последовательность. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое и содержательное явление, возможно, выработать у дошкольников правильные представления о труде, трудовых поручениях, правильному и добросовестному отношению к нему.

Важно, чтобы это усложнение и последовательность содержания выражалось не только в нарастании и обогащения объема познавательного материала, но и в постепенном и положительном изменении его характера действий, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя и составляющая сторона трудовых поручений – видимые действия людей, орудия труда, материалы, взаимодействие со сверстниками, умение работать в команде. Когда ребенок ставит перед собой трудовую задачу, он исходит прежде всего из своих представлений, причем оценивает жизненную правдоподобность этой задачи: бывает так или нет? Если же этого не бывает, он к этому относится соответственно: не выполняет задания до конца, занимается каким- либо побочным делом. Из этого вытекает, что в ролевые игры может быть включена трудовая деятельность детей, ибо посредством ее ребенок может отражать отношения взрослых, понимать общественную значимость труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая деятельность, а именно, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, влияет на развитие речи: развивается связная речь детей, пополняется и активизируется словарь ребенка; умение вступить в диалог; целенаправленно охарактеризовать последовательность трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Обучение умениям неразрывно связывается с всесторонним развитием формирующейся личности. Формирование личности ребёнка в трудовой деятельности остаётся непрерывной задачей в личностно-ориентированном подходе достижений дошкольников. Но лишь при условии, что трудовая деятельность реализуется с учетом осмысления, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом технологии речевого развития детей.

Сюжетно-ролевые игры – это возможность детей реализовать свои приобретенные навыки трудовых поручений, их систематическая последовательность; проявление самостоятельности распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Сюда же можно отнести влияние данной игровой деятельности на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного, распределение ролей, принятие правил. Желание организовать подобную игру дома, во дворе со сверстниками. После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением, эмоционально перенаполняем, с большим восторгом делится впечатлениями от происходящего.

Содержание игровой деятельности формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, социальной действительности. Систематизирует и совершенствует умение реализовать себя в современном мире.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь, развивают диалогическую и монологическую сторону речи.

Трудовая деятельность влияет на речевое развитие

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук; формирование здоровьесберегающих технологий.

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов, лексико-грамматическую сторону речи.

В процессе трудовой деятельности, наблюдений за аспектом трудовых поручений от взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, взаимодействие сверстников, умение распределять роли и принимать правила, таким образом, развивается диалогическая речь.

Значение трудового воспитания у детей с речевыми нарушениями (слайд2)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.( слайд1)

Значение трудового воспитания у детей с речевыми нарушениями (слайд2)

Оно носит познавательный характер, вызывает крайне важность речевого общения, создает условия для воспитания характера, укрепляет здоровье, способствует устранению речевых нарушений, вызывает речевую активность.

В систему трудового воспитания входят :(слайд3)

-знакомство с трудом взрослых через организацию экскурсий, чтения художественной литературы, проведения игровой деятельности;

-трудовая деятельность самих дошкольников (самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: (слайд 4)

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Рассмотрим особенности трудовой деятельности у людей с речевыми нарушениями.

Человек, страдающий заиканием, обычно боится говорить или говорит шепотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и общении с окружающими пользоваться жестами. Такой человек обычно раздражителен, предпочитает одиночество стесняется своего недостатка, т.е. он замкнут и не раскрывается, с ним очень сложно найти общий язык. Все это затрудняет процесс общения в трудовом коллективе. Скорее всего такому человеку сложно найти работу в сфере где общение является основной составляющей профессии.

Такая же картина наблюдается и при других речевых расстройствах, например, гнусавости. Речь людей, страдающих открытой гнусавостью (возникает вследствие па реза мягкого нёба или вследствие врожденного полно или частичного расщепления твердого или мягкого нёба), понимается с трудом.

Это, в свою очередь, вызывает у человека чувство робости, стремление обособиться. С возрастом речевой дефект усугубляется настолько, что даже после пластической операции нёба произношение в большинстве случаев остается таким же неправильным.

Еще в раннем детстве ребенок включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которая и формирует его как личность. А по скольку нарушение речи накладывает общий отпечаток на психику, то и этот процесс идет медленнее или с какими-либо отклонениями от нормы.

Например, у человека, страдающего алалией, отмечается более или менее выраженная заторможенность, отрицательные особенности психики. Нарушение адекватного общения с окружающими приводит к развитию чрезмерной возбудимости или, наоборот, заторможенности. У человека складываются отрицательные черты характера — обидчивость, упрямство, вспыльчивость, появляются вялость, общее снижение активности, внимания, трудоспособности. Вследствие этого человеку сложно будет справляться, например, с надомной работой, которая в целом ему по силам.

Особенности трудовой деятельности у детей с нарушениями речи (слайд 5)

  • отмечается более или менее выраженная заторможенность, отрицательные особенности психики.
  • Нарушение адекватного общения с окружающими приводит к развитию чрезмерной возбудимости или, наоборот, заторможенности.
  • складываются отрицательные черты характера — обидчивость, упрямство, вспыльчивость, появляются вялость, общее снижение активности, внимания, трудоспособности.

Вследствие этого ребенку сложно будет справляться с заданием, которое в целом ему по силам.

Трудовая деятельность заикающихся.

В период режима молчания выявляются наиболее активные дошкольники, которых привлекают к посильному труду: уборке помещения столовой. При подготовке к занятиям. Хозяйственно-бытовой труд носит эпизодический характер в виде мелких поручений. Работа на участке осуществляется таким образом, чтобы предупредить вопросы детей и переговоры между собой. Воспитатель составляет план работы, готовит инструменты, продумывает, как расставить детей, кому и что поручить. Наиболее разговорчивых ставит около себя, более спокойным поручает работу на расстоянии. Педагог показывает ребенку его место работы, определенный участок. Для предупреждения разговора между детьми педагог сам рассказывает о том, что дети будут делать, читает стихи. В данный период допускается негромкое пение. В период сопряжено-отраженной речи процесс изготовления поделки на занятиях по ручному труду может быть проговорен детьми совместно с педагогом. Воспитатель знакомит детей с материалом, инструментами, действиями. Дети повторяют за взрослым слова, фразы, отвечают на его вопросы. В период вопросно-ответной речи дети приобретают навыки плавной речи и закрепляют их.

В данный период есть несколько ступеней возрастающей сложности детской речи:

-вопросы задает педагог одинаковые для всех дошкольников о конкретных, воспринимаемых предметах, действиях;

– вопросы являются конкретными, но для каждого ребенка выбирается определенный предмет, т.е. содержание вопроса меняется;

-вопросы задает педагог, но по поводу только что проделанной операции.

Вопросно-ответная речь возможна на участке во время полива растений, ухода за животными.

В период пересказа происходит переход от режима ограничения речи к тренировочному режиму. В первое время пересказ близок вопросно-ответной беседе. Во всех видах трудовой деятельности пересказ происходит:

-как наметки плана предстоящей работы;

-как итог проделанной работы.

В период спонтанной речи педагог стремится расширить тематику рассказов детей. Дошкольники учатся оценивать рассказ сверстников: интересный ли он, длинный, короткий, были ли запинки и т.д. В этот период дети свободно общаются между собой и со взрослым. Основная задача педагога – следить за тем, чтобы самоконтроль детей не ослабевал.

Трудовая деятельность детей с ОНР и ФФНР.

– На первом этапе педагог уточняет представления детей о предметах обихода, дает им названия, а также названия действиям с ними. Воспитатель заботиться не только о том, чтобы научить ребенка выполнять действия, и о том, чтобы дошкольник запомнил слова, обозначающие предметы. На занятиях по ручному труду дети знакомятся с материалами, познают свойства материалов, размеры, форму, цвет. Педагог уточняет знания дошкольников, следит за звукопроизношением, дает образец речи.

– На втором этапе происходит постепенное обогащение активного словаря за счет лепетных и упрощенных слов. Воспитатель помогает детям в самообслуживании, организует взаимопомощь, маленькие диалоги, знакомит с глаголами, способствует их пониманию, уточняет значение предлогов, падежных окончаний. Дошкольники на занятиях по ручному труду учатся изготовлять убранство кукольной комнаты. Хозяйственно-бытовой труд способствует ознакомлению детей с домашними животными, растениями на участке. В процессе ухода за животными дети знакомятся с образом и условиями их жизни, учатся развешивать кормушки для птиц.

– На третьем этапе воспитатель не столько говорит сам, сколько организует общение детей, беседы. На данном этапе дети способны запомнить короткие стихи, песни, загадки, которые входят составной частью в занятия.

– На четвертом этапе дети говорят фразами. Педагог помогает оформить фразы, исправляет произношение, искажения структуры слов, аграмматизмы.

Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 13.01.2016 2016-01-13

Статья просмотрена: 2556 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, Урал. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания / Урал Махмудов, Н. Я. Курбанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25143/ (дата обращения: 18.01.2022).

Proper speech development of children in kindergarten depends on the choice of the necessary teaching aids. During this period, the main activity is a game for children. However, mobile and subject-role-playing games in most implemented through the labor process. Children playing in the work, working, learning and learn the necessary skills.

Keywords: preschool children: the labor process; the development of speech; ways of organizing the development of speech.

Главное условие человеческой жизни — трудовые привычки и навыки, которые, прежде всего, формируются в процессе труда. Дети дошкольного возраста в этот период, наряду с игрой, выполняют и конкретные трудовые задачи. Однако в этом возрасте слишком рано говорить о труде как таковом, потому что труд является основным видом деятельности взрослых людей, имеет очень объемную и сложную структуру и содержание. Тем не менее, деятельность по подготовке детей к труду, по формированию трудолюбия является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями. Воспитатели в процессе выполнения задач детьми должны действовать таким образом, чтобы дети при выполнении этих задач усваивали необходимые для этой работы определенные слова, которые войдут в их активный лексический запас. В процессе труда дети усваивают имена объектов, которые их окружают, к примеру, рост и развитие растений. Дети в это время наблюдают, пытаясь найти ответы на многие вопросы. Задачи, которые ставятся здесь перед детьми, должны определяться особенностями их возраста [1].

Процесс труда является реальным, потому что дети делают реальные вещи, и в этом процессе развивается способность общаться, передавать идеи, устанавливается единство мышления. Дети в этот период используют опыт старших, развивают свое мышление и речь. В учебной и воспитательной программе для детского сада через труд, в процессе труда, развитию речи уделяется пристальное внимание.

В течение учебного процесса речь детей развивается в двух направлениях: прежде всего они узнают названия предметов и явлений, которые им встречаются, обогащают свой словарный запас. Второй ключевой аспект работы по развитию речи в условиях детского труда — это сочинение самостоятельного рассказало теме трудового процесса.

Дети в этот период не должны ограничиваться только деятельностью по развитию речи; обогащение словарного запаса, спецификация, правильное развитие связной речи, конечно, требует анализа жизненно важной ситуации. В детском саду, при участии детей в учебном процессе, развитие речи реализуется через осуществление самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ручного труда, что делает уроки интересными. Каждый раз, после трудового процесса необходимо, чтобы дети показали умение описать процесс труда. Описание конкретного трудового процесса способствует развитию их речи. Исследователи пишут, что надо наблюдать за процессом подготовки предметов для детей. Например, учитель показывает различные типы ткани для детей, затем из показанных кусочков кроит наряды для куклы — платье, фартук, и их шьет. В этом случае дети учатся мерить, отмечать, кроить, наживлять, шить, и так далее. При этом усваивают указанные глаголы. Таким образом, на тех уроках, на которых происходит знакомство со свойствами, частями объектов, дети приобретают широкий и разнообразный словарь, пополняя свой лексикон. Эти слова охватывают разные части речи: существительные (объекты и их части), глаголы (название движения товаров, использование предмета, процесс проверки), прилагательное (качество и свойства предметов и действий), и т. д. [5].

В случае коллективного трудового творчества требуется, чтобы каждый ребенок общался с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания. Трудовая деятельность предъявляет определенные требования к детям: сначала надо понять социальную суть труда, первостепенную роль труда в жизни человека. Во-вторых, для реализации трудового процесса, достижения поставленной цели, планирования выполняемой работы необходимо, чтобы ребенок имел определенный уровень физического развития и развития интеллекта [4].

Мы неоднократно наблюдали детский труд и определили, что в некоторых детских садах правильное развитие речи осуществляется вне зависимости от участия детей в общественном труде. Все это дает основание сделать вывод, что у этих детей знание об окружающей среде, ее восприятие слабо развиты. Воспитатели, являющиеся успешными в своей работе, должны познакомить детей с трудом взрослых, которые поделились бы своими знаниями о труде и, в целом, о социальной среде. Во время знакомства детей с трудом взрослых можно эффективно использовать следующие способы: организация работы с привлечением эмоционального и когнитивного уровней восприятия мира детьми, а также сопровождение трудового процесса необходимым комментарием.

Содержание и значение работы должно быть таким образом доведено до сознания ребенка, чтобы разжечь в нём чувство восхищения работой. Развитие детской речи на занятиях трудом реализуется в основном посредством знакомства их с трудом взрослых. Знакомство детей в детском саду с трудом взрослых проводится два раза в год, в основном в зимнее и летнее время, на проводимых занятиях [3].

К примеру, в младшей группе трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т. д. При этом в их словарный состав включаются новые слова. В дополнение к навыкам самообслуживания, полученным в этом процессе, они учатся также самостоятельно работать.

В это время дети знакомятся с такими видами деятельности взрослых, как использование шланга для полива, приготовление овощей на обед шеф-поваром. Воспитатели, с учетом возраста детей дают им различные поручения.

В старшей группе и группе детей дошкольного возраста содержание трудовых заданий усложняется. Здесь дети привлекаются для посильной помощи в кухню, на склад, в медицинский кабинет, директора детского сада; все это уточняет и расширяет их предыдущие представления о труде.

В особенности эффективными бывают экскурсии детей на предприятия, фермы и т. д., знакомство с работой старших помогает расширить словарный запас, что положительно влияет на их речь [2].

Во время трудового процесса выявлено в основном пять путей развития детской речи:

 чтение литературно-художественные отрывков текстов, сказок, рассказов и т. д., которые воспевают процесс детского труда;

 через моральные, воспитательные беседы:

 через просмотр документальных фильмов, телевизионных программ, которые показывают процесс труда;

 —наблюдение за трудовой деятельностью путем организации экскурсий;

 —организации в процессе труда совместных со взрослыми мероприятий для детей [5].

Воспитатель для разработки детской речи должен использовать комплексно все указанные направления. К примеру, воспитатель, объясняя детям слова, относящиеся к занятости, использует чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затем организует соответствующие экскурсии. В этом случае ребенок вначале слышит эти слова, а затем видит на экскурсии процесс труда, то есть наблюдает его в реальном времени. Подобная связная и последовательная организация речи дошкольника создает условия для формирования у них активного словарного запаса. Это приводит к правильному развитию детского речевого общения. Дети в процессе труда приобретают ряд качеств и форм поведения, благодаря чему эти маленькие члены общества становятся личностями, которые проходят дальнейший процесс социализации.

  1. Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания, часть-2, Москва-Берлин, 2015.
  2. Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда». Школа произвоство-2000.-№ 1
  3. Комарова Т. С. и др. Трудовое воспитание в детском саду:-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,-2009.
  4. Л. В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: [пособие для педагогов дошк. учреж],М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диологического общения: Методическое пособие для воспитателей.-М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.

Формирование фразовой речи у детей в процессе трудового воспитания

Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее. Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались. Мы же научимся делать это правильно, весело и с пользой.

Некоторые малыши еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Кошка говорит мяу» и т.п. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики, и вы радуетесь тому, что ребенок по-настоящему говорит. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.

На самом деле фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети слагают фразы с использованием «замороженных» (неизменяющихся) морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но именно они со временем преобразуются в правильные фразы.

Прототипом фразы может быть даже конструкция из слов и жестов. Особенно, если произносить слова ребенку еще сложно. Хочет ребенок сказать: «Мама ушла», а говорит : «Мама» и показывает на дверь». Так начинается развитие фразовой речи .

Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая бежит», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.

Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов, родителям нужно комментировать действия. «Ванечка кушает», « Маша пьет», «Папа читает» и т.д.

Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо как можно чаще использовать простые фразы в игре.

Предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие фразовой речи.

Игра «Что делают игрушки?»

Благодаря этой игре ребенок учит глаголы. Нужно показывать различные действия, которые совершают игрушки и комментировать их: «Мишка топает», «Мишка спит» и т.д. То же самое могут сделать и любые другие игрушки, которые есть у малыша.

Эта игра поможет понять, что двухсловную фразу можно применять в разных ситуациях. А чтобы у ребенка был стимул говорить именно фразами, делайте вид, что вы не понимаете его, если он опять заговорит однословными предложениями.

Игра «Волшебный мешочек»

Это усовершенствованный вариант предыдущей игры. В красивый мешочек, нужно сложить игрушки, а потом доставать их и задавать правильные вопросы. Сначала родители сами будут отвечать на эти вопросы, а потом этому научится и ребенок.

– Большой (пушистый, коричневый, добрый) мишка.

– Мишку зовут Топтыжка ( Тедди, Пантелей, Барни).

Кладем мишку на бочок.

– Что мишка делает?

– Мишка спит. Потом мишка может проснуться, побежать , покушать и т.д. Благодаря этой игре ребенок научится строить фразы самостоятельно. Во время игры словарный запас малыша пополняется не только глаголами, но и существительными, и прилагательными. Также ребенок усваивает несколько типов конструкций фраз. Если вы будете так играть, то ситуация, когда ребенок не говорит фразами, не станет для вас актуальной.

Игра «Кто убежал?»

Для игры перед ребенком нужно выложить несколько игрушек. Например: куклу, мишку, зайку. Сначала попросите, чтобы ребенок показал вам нужную игрушку.

Спросите: «Где кукла? Где мишка? Где зайка?»

Потом уберите игрушку на глазах у ребенка и произнесите: «Зайка убежал».

Спросите малыша: «Кто убежал?» и дождитесь полного ответа.

Повторите игру с другими игрушками. Сначала ребенок будет повторять за вами, потом самостоятельно отвечать на вопрос.

Вы сможете усложнить игру, используя больше игрушек, или попросив ребенка закрывать глаза, когда убираете игрушку.

Можно задавать дополнительные вопросы: «Куда убежал зайка? Какой зайка убежал?» Вместо игрушек можно использовать картинки или предметы быта.

Игра «Оденем куклу»

Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.

Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.

Для этого попросите найти нужный предмет:

«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».

Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».

После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».

Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.

Игра «Стихотворный пример»

Развитие фразовой речи можно стимулировать чтением стихотворений. Для этого во время чтения знакомых стихов останавливайтесь в конце строчки. Пусть ребенок говорит последнее слово. Малыш может повторить не слово, а несколько строк. Игра расширяет словарный запас, дает пример правильного построения фраз и развивает чувство прекрасного. Рекомендую также познакомиться с другими играми на развитие словарного запаса.

Существует мнение, что мальчики начинают разговаривать фразами только после трех лет. Это не так. Девочки могут опережать мальчиков в речевом развитии, но не более чем на два-три месяца. Потому, конечно, не стоит ждать трехлетия. Овладение фразовой речью является важным этапом в когнитивном (познавательном) развитии малыша. Помогут в этом также словесные игры по развитию речи. Играйте в предложенные речевые игры регулярно, тогда и результаты будут впечатляющими и у девочек, и у мальчиков.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи

Одной из основных целей данной работы является определение направлений и приемов работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР.

Мы изучили программы, методические разработки и рекомендации разных авторов в данном направлении (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В.П. Глухов, Кузьмина, Рождественская и др.).

Систематизировав данный материал, определили направления и приемы работы с детьми по формированию фразовой речи. В нашей коррекционно-логопедической работе мы опираемся на общедидактические и специфические принципы. Общедидактические принципы: научность, доступность, систематичность и последовательность, прочность.

  • Систематичность и последовательность
  • Принцип развития
  • Онтогенетический принцип
  • Деятельностный принцип
  • Принцип доступности
  • Принцип индивидуального подхода

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР

Двусоставные простые предложения и с прямым дополнением в В.п.:

а) субъект + предикат с использованием местоимений (Я иду. Он сидит.);

Примерные игры и игровые упражнения:

Логопед предлагает двум детям сесть на стульчики и проводит диалог, задавая вопросы:

– Что ты делаешь, Вова? (Я сижу)

– А что делает Витя? (Он сидит)

Аналогично отрабатываются глаголы стою, стоит, лежу, лежит, иду, идет

Работа с моделью.

Ребенку поясняется, что предложение – это «когда слова дружат». Логопед предлагает ребенку составить предложение (подружить слова). Вместо звездочки слева в модели выбрать и подставить картинку, а вместо длинной полоски – придумать слово-действие.

б) Предикат + объект – прямое дополнение (Дай кубик. Можно игрушку?).

В качестве прямого дополнения сначала используются слова, форма винительного падежа которых совпадает с формой именительного падежа.

Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д.

Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

в) субъект + предикат + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (Девочка рисует дом).

Логопед показывает детям картинки (см. приложение 4) с изображениями домашних животных и тем, чем они питаются и говорит, что с их помощью мы будем составлять предложения. Предъявляет ребенку по две картинки (например, корова и трава), а ребенок самостоятельно составляет предложение: Корова жует траву. Лошадь жует траву. Собака грызет кость. Кошка лакает молоко.

Работа с моделью.

Логопед выкладывает предметные картинки (например, с изображением девочки, супа, хлеба и яблока). Предлагает ребенку рассмотреть их и назвать. А затем знакомит с новой графической моделью предложения:

Вместо первой звездочки слева в графическую модель предложения ребенку предлагается поставить картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (девочка), а вместо второй звездочки слева – любую из оставшихся картинок. А затем ответить на вопрос логопеда: «Что кушает девочка?» Ребенок отвечает на вопрос и проговаривает все предложение целиком («Девочка кушает суп»). Логопед просит посчитать количество слов в составленном предложении, с опорой на модель. Определить, какое слово первое, какое второе, третье.

Далее проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребенку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Хлеб кушает девочку. (Девочка кушает хлеб.)»

Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:

а) Субъект + предикат + объект + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение

(Девочка рисует дом карандашом).

Примерные игры и игровые упражнения.

Работа с моделью.

Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки (например, картинки с изображением папы, мешка, яблок, картошки, лука) и графическую модель:

Ребенок называет предметные картинки и подставляет в карточку вместо первой звездочки слева картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (папа), а вместо второй звездочки слева – картинку «мешок». После этого логопед предлагает ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить ее в карточку вместо третьей звездочки. А затем – просит составить предложение по карточке, со всеми выбранными картинками и со словом-действием «купил». Например: «Папа купил мешок картошки». Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов.

б) Субъект + предикат + локатив: подлежащее + сказуемое + обстоятельство места (Дети играют в саду).

Примерные игры и игровые упражнения:

«Подумай и ответь!»

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

  • Куда можно повесить пальто? – Пальто можно повесить на вешалку.
  • Куда можно положить книги? – …
  • Куда кладут обувь? – …
  • Кого можно увидеть в зоопарке? – …
  • Работа с моделью.

Ребенку предъявляются предметные картинки, карточка с графическим изображением конкретного предлога (по усмотрению логопеда) и модель предложения:

Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо звездочек в модель предложения подставляют картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога. Составляются и анализируются предложения. Например: «Мяч лежит на ковре». «Девочка села на стул». «Конфета упала на ковер». И т.п.

Кроме того, рекомендуются следующие виды занятий с использованием графических схем:

Подбор предложений по данной графической модели.

Самостоятельное придумывание предложений по данной графической модели.

Составление обобщенного представления значений предложений, соответствующих одной графической модели.

в) субъект + предикат + объект + локатив: подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду).

Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущему подэтапу работы.

г) субъект + предикат + объект + атрибутив: подлежащее + сказуемое + определение + дополнение (Бабушка подарила красивую куклу).

Методика работы с моделью аналогичны предыдущему подэтапу работы.

Примерные игры и игровые упражнения:

Составление предложений по данным словам. Слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности):

Медведь, мед, сладкий, любит;

под, ноги, скрипит, снег, белый;

снежинки, легкие, кружиться и т.п.

д) Предложения с «двойной предикативностью» (Дедушка сидит в кресле и читает газету.).

Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущим подэтапам работы.

а) Сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи.).

Примерные игры и игровые упражнения:

Составление предложений по действиям.

Логопед дает задание двум детям:

– Лена, сиди, Коля, стой.

Дети должны составить предложение. Например: Лена сидит, а Коля стоит. И т.п.

Логопед выставляет поочередно картинки с изображениями овощей. Дети отвечают на вопрос: где растет этот овощ?

Образец ответа: Огурец растет на земле. Репа растет в земле.

Далее детям предлагается составить предложение по двум предметным картинкам (Например, помидор и репа).

Образец ответа: Помидор растет на земле, а репа растет в земле.

б) сложносочиненные предложения с союзом и

в) сложноподчиненные предложения с союзом чтобы

Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущим подэтапам работы.

Примерные игры и упражнения по закреплению навыка составления предложений разных типов:

«Исправь ошибки»

Цель: работа над пониманием распространенных предложений.

Ход: Логопед: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.
Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисует папу. Мама несет сумку в капусте.

«Закончи предложение»

Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».

Ход: Логопед: Я надела теплую шубу, чтобы… (…было тепло. … пойти гулять. … не замерзнуть.) Мы зажгли свет, чтобы… (…было светло. … писать буквы. … читать книгу.) Мы полили цветы, чтобы… (… они не завяли. … они быстро росли.)
В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений. То есть, овладевают основами связной речи.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
  2. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология – 1990. – № 4. – С. 40-46.
  3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология – 1994. – № 4.
  4. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология – 1990. – № 6.
  5. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  7. Чаладзе Е.А. Коррекционная работа по формированию навыков текстообразования у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией // Логопед в детском саду – 2004. – № 3. – С. 55-65.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: