Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда

Презентация “Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда”
презентация по логопедии

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритмики в работе логопеда; тренинг по фонетической ритмике и игровое упражнение “Угадайте слово”.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация для методобъединения “Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда” 78.48 КБ
Тексты к слайдам презентации “Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда” 22.44 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика в работе логопеда МКДОУ № «Незабудка» Учитель-логопед И.Б.Мусова

Из истории создания Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации. Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира.

Фонетическая ритмика в СССР Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре « Суваг » в Загребе. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Определение фонетической ритмики Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата. При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Направления фонетической ритмики – нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; – формирование умений изменять силу и высоту голоса; – правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; – правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; – восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; – умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика Не все дети могут после показа педагога правильно воспроизвести движения фонетической ритмики. Чтобы дать возможность почувствовать направление и «характер» движений логопед использует сопряжённо-контактную ритмику, в ходе которой педагог «водит» руками детей, держа за запястья. Другой вариант. Логопед и ребёнок как бы «склеивают» руки, плотно приложив их ладонями, а чтобы ребёнок не убирал руки, на кисти рук педагога и ребёнка надевается круглая эластичная повязка или тонкий носок.

Практическое применение Работа над произношением Фонетическая и сопряженно-контактная ритмика могут быть наиболее полезными и эффективными именно в работе над произношением, так как помогают «характер» звуков, их последовательность Также использование фонетической и сопряженно-контактной ритмики способствуют лучшей отработке стечений согласных. Применение этих видов ритмики дает положительный эффект в работе с заикающимися детьми. Упражнения с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики можно использовать и в качестве организационного момента и физминутки .

Работа со школьниками В ходе коррекционной работы с обучающимися, у которых выявлено нарушение языкового анализа и синтеза фонетическая и сопряженно-контактная ритмика может быть использована как прием, помогающий сформировать умение определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Сопутствующий эффект При проговаривании речевого материала с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики у детей появляется непринужденность и благоприятный эмоциональный фон.

Тренинг по фонетической ритмике. Фонетическая ритмика выполняется стоя. При использовании сопряженно-контактной ритмики с дошкольниками педагог обычно сидя управляет руками детей. Движения характеризуются тремя основными элементами: – напряжённостью; – интенсивностью; – временем.

Гласные А, О, У. А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. О – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.

Смычные звонкие звуки Б, Д, Г. 1 вариант Б – Как будто стряхиваем воду с правой, левой или с обеих рук одновременно. Движение ненапряжённое, слабое, краткое. Д – Руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкие движения то правой, то левой рукой, то двумя руками одновременно. Движение ненапряженное, слабое, краткое. Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое.

Сонорные звуки Л, Р. Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла , ла , ла … Движение слегка напряжённое, слабое, краткое. Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное , длительное.

Угадайте слово Первый звук и движение – руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкое движение вперёд и обратно двумя руками одновременно.

Второй звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.

Третий звук и движение – как будто стряхиваем воду с рук.

Четвертый звук и движение – мелкими, быстрыми, краткими движениями рук имитировать дрожание.

Пятый звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой.

Мы произнесли слово «ДОБРО». Желаю Вам добра и успехов во всех начинаниях!

Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда

В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.

Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).

Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.

Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.

Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.

Логопед формирует устойчивую связку:

«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,

в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.

На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.

Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ : Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
  5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
  6. Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
  7. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
  8. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.

Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва

Логопедические технологии: использование фонетической ритмики на логопедических занятиях

Логопедические технологии: использование фонетической ритмики на логопедических занятиях

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард у специалистов Загребского реабилитационного цента «Суваг» для глухих и слабослышащих (Хорватия). Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, воспитатели, учителя подготовительных и начальных классов.

На чем же основан данный метод? Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым и даже животным). Все эти природные способности детей с успехом использует фонетическая ритмика. Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи. Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

Элементы фонетической ритмики включаются в индивидуальные логопедические занятия в нашем Центре.

Список использованной литературы:

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛА-ДОС», 1996. — 240 с: ил.

Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. –(Логопед в ДОУ).

Статья Технологии речедвигательной, логопедической и фонетической ритмики в коррекционной работе учителя-логопеда.. Автор: Ольга Григорьевна Шишкова

Автор: Ольга Григорьевна Шишкова
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Мышечные импульсы, составляют компонент ощущения, которое существенно усиливается действием. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).

Автор: Ольга Григорьевна Шишкова

Технологии речедвигательной , логопедической и фонетической ритмики

в коррекционной работе учителя-логопеда.

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Мышечные импульсы, составляют компонент ощущения, которое существенно усиливается действием. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).

Исследованиями Выготского Л.С., М.Е. Хватцева, Дворкиной П.С, Горской, И.Ю., М.В. Фомичевой показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.

Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие в отличие от фонетической и логопедической ритмики, а включается в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение обучающих и развивающих занятий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию детей к занятиям.

Использование речедвигательных упражнений на занятиях оказывает оздоровительный эффект, т.к. они направлены на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. Широкий спектр применения данной технологии в разнообразных видах коррекционной работы способствует коррекции звукопроизношения, формированию навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и развития связной речи.

Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться. Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Элементы речедвигательной ритмики можно вводить на занятиях по коррекции звукопроизношения начиная с этапа вызывания звука в речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов занятий в организационных моментах, в динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики. Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе. В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом. В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением , хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания. Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА). Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.

Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает. Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики. Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.

В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку. Логопед формирует устойчивую связку: «артикуляция/произнесение звука – движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква», в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.

Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи. На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок. Ала-ала-ала – на столе пиала. Алу-алу-алу – я возьму пиалу. Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)

Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Наталья Трифонова
Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Фонетическая ритмика

Современные технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Фонетическая ритмика.

Полноценное формирование речевой функции является неотъемлемой частью всего психического развития ребенка, во время которого также происходит становление и совершенствование внимания, памяти, мышления. Правильная и понятная окружающим речь является непременным условием для полноценной коммуникации и, следовательно, способствует расширению представлений ребенка об окружающем его мире. Кроме того, речь сама по себе выполняет регуляторную функцию, которая заключается в том, что при помощи словесных инструкций происходит управление поведением ребенка, планируется и осуществляется адекватное его участие в различных формах деятельности коллектива.

Значимость раннего возраста, который охватывает этапы наиболее интенсивного развития многих психических функций и в то же время наиболее чувствительных к различным неблагоприятным воздействиям, так называемых сензитивных периодов, показана в работах многих выдающихся педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.

Ранний возраст – это время жизни ребенка с момента рождения до трех лет. Этот период ответственен за развитие функций моторики, познавательной деятельности, речи, а также за формирование личностных качеств малыша. Кроме того, именно в течение этого возрастного промежутка встречаются два критических периода в становлении функции речи. Поэтому даже самые незначительные на первый взгляд неблагоприятные воздействия, действующие в этот момент, могут пагубно отразиться на полноценном развитии речевой функции. В то же время мозг ребенка на первых годах жизни очень пластичен и хорошо поддается любому коррекционному воздействию, как со стороны педагогов, так и со стороны медиков.

В настоящее время возрастает число обращений к специалистам родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации.У таких детей отмечается:

1. наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

Родители обеспокоены такой ситуацией и осознают необходимость коррекционной помощи. При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В работе с маленькими детьми не всегда традиционные логопедические технологии дают ожидаемый эффект.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

При задержке речевого развития, имеющей различную этиологию, логопедическую работу рекомендуется начинать как можно раньше. Это позволит уменьшить риск возникновения возможных вторичных патологий.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, поступающие в коррекционные дошкольные учреждения, обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, на ранних этапах коррекционного воздействия, одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, поскольку, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.

У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

В качестве своеобразной опоры для формирования (вызывания) звуков были выбраны двигательные символы звуков, используемые в упражнениях фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт).

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков.

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов). Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

Использование фонетической ритмики в логопедической работепозволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым,так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности,приводит к следующим положительным результатам:

– активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

– нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

– вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

-создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Фонетическая ритмика может служить дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. Логопедическая ритмика может применяться в комплексной коррекционной работ е с детьмис различными нарушениями: речевыми, коммуникативными, сенсорными, двигательными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Су-Джок терапия На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Составила Учитель – логопед: Кулагина И. А. Особое значение игра.

Мультимедиа технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Мультимедиа технологии в работе учителя- логопеда ДОУ. Мультимедиа технологии являются одним из популярных и перспективных направлений.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА.

Современные технологии в работе с одарёнными детьми Современные технологии в работе с одарёнными детьми. Автор: Е. П. Крутикова воспитатель 1-й категории МБДОУ №567 Среди самых интересных.

Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологиив работе логопеда. Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая.

Слово педагога

Автор: Мусова Инна Бадьминовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 4 “Солнышко”
Населённый пункт: Город Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: Статья
Тема: Проект “Вместе говорим”. Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование

Название технологии: «Вместе говорим» (сопряжённо-контактная фонетическая

ритмика в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога).

Область применения. Работа над произносительной стороной речи детей и

взрослых с различными, в том числе тяжёлыми, нарушениями речи.

Целевая группа. Дети и взрослые с нарушениями речи (в том числе со сложной

Логопеды-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных

приемов и методов формирования и совершенствования речи детей с ОВЗ.

Дети и взрослые с дефектами произношения зачастую испытывают

значительные трудности в автоматизации поставленных звуков, в воспроизведении

стечений согласных звуков. Дети, только овладевающие звуковой стороной речи,

чаще всего, нуждаются в активной помощи логопеда даже при работе над звуками

раннего онтогенеза. Также практический опыт показывает, что при отработке

стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика

являются эффективными приёмами в решении этих проблем.

В зависимости от целей коррекционно-логопедической работы сопряжённо-

контактная фонетическая ритмика может использоваться на начальных этапах

автоматизации звуков у детей с различными нарушениями речи; в качестве

вспомогательного приёма в работе над слоговой структурой и при формировании

речи у многих детей со сложной структурой дефекта и РАС.

Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой

кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются

как стимуляция для закрепления произносительных навыков.

Многие дети не могут выполнить движения фонетической ритмики

правильно даже после подробных разъяснений и неоднократного показа.

Соответственно, артикуляционные движения получаются нечеткими. Именно в

этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе

которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической

ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика – это прием, в процессе

которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям направление и

интенсивность, характерные для произносимых звуков. Со стороны это

напоминает то зарядку, то дирижирование. Например, нужно закрепить звук Ш в

слове ШУМ. Логопед (сидит) и ребенок (стоит) «склеивают» ладони, педагог

большими пальцами придерживает кисти рук ребёнка. Можно надеть на

соединенные таким образом руки носок или эластичную повязку, чтобы ребёнок не

отрывал свои ладони от ладоней педагога. Педагог и ребёнок произносят звук Ш

(движение фонетической ритмики) и одновременно производят волнообразные

движения руками вверх. Затем, не разъединяя ладони и произнося звук У, логопед

ведёт движение рук на себя (движение фонетической ритмики), ребёнок

одновременно с педагогом производит движение и произносит звук У. Потом

движение на звук У плавно переходит в движение на звук М. Педагог и

ребенок/взрослый произносят звук М и прикасаются руками к крыльям носа.

(движение фонетической ритмики). Таким образом, логопед с ребёнком произносят

слов «шум» с использованием сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

При работе с детьми, овладевающими грамотой, рекомендуется надевать на

руку ребёнка карточку с буквой, чтобы сформировать устойчивую связку: звук –

Использование сопряжённо-контактной фонетической ритмики направлено

на решение следующих задач:

– закрепление поставленных звуков на начальных этапах автоматизации;

– формирование навыков самоконтроля;

– закрепление графического образа букв в работе с детьми/взрослыми,

– работа над слоговой структурой слов и отработка чёткого произношения

стечений согласных звуков;

– установление положительного эмоционального взаимодействия в ходе вызывания

речевых звуков у детей с нарушением коммуникации (задержка речевого развития,

задержка психо-речевого развития, расстройства аутистического спектра).

Из истории. Фонетическая ритмика является частью верботонального метода

обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал

выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г.Загребе.

В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард

побывали в Загребе и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода

работы над произношением детей с нарушенным слухом.

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод

фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая

Материально-техническое обеспечение не требуется.

– удаётся быстрее закрепить поставленные звуки в речи и одновременно

сформировать навыки самоконтроля за своим произношением у дошкольников;

– удаётся вызвать и закрепить речевые звуки у большинства детей и взрослых с

тяжелыми нарушениями речи;

– удаётся вызвать и поддерживать благоприятный эмоциональный фон во время

проговаривания речевого материала с сопровождением фонетической и

сопряжённо-контактной фонетической ритмики.

Имеется небольшой успешный опыт применения сопряжённо-контактной

ритмики в работе с заикающимися детьми.

Более подробно с материалами по этой теме можно ознакомиться в

Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе

Приемы, ускоряющие автоматизацию звука – из опыта работы логопеда.

Учитель-логопед, дефектолог Инна Бадьминовна Мусова

Использование фонетической (речевой) ритмики в работе дошкольного логопеда

Одним из эффективных приемов работы школьного логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержанием фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.

Школьный логопед может вызывать тот или иной звук в течение 1 – 2 недель. Если за это время появление звука не происходит, необходимо перейти к новому звуку, после чего снова вернуться к ранее вызываемому звуку.

Вызываемые звуки и сопровождаемые их движения

Звук А. Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

Звук О. Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.

Звук У. Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).

Звук Э. Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.

Звук И. Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.

Звук Ы. Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.

Дифтонг ИА (Я). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), а затем развести их в стороны (как при вызывании звука А).

Дифтонг ЙО (Ё). Руки поднять вверх (как при вызывании звука И), затем округло опустить вниз (как при вызывании звука О).

Дифтонг ЙУ (Ю). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить вперед вниз (как при вызывании звука У).

Дифтонг ИЭ (Е). Руки вытянуть вверх (как при вызывании звука И), затем опустить к плечам (как при вызывании звука Э).

Звук П. Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. Необходимо произнести слог ПА, при этом кулаки резко опустить вниз.

Звук Т. Руки расположить перед грудью, пальцы сжать. В момент произнесения слога ТА, резко разжать кулаки.

Звук К. Руки согнуть в локтях. В момент произнесения слога КА резко откинуть голову и отвести согнутые локти назад.

Звук Б. Руки расположить на уровне груди, пальцы согнуть. В момент произнесения слога ДА выполнить кивок головой.

Звук Д. Руки расположены перед грудью, ладони направлены к себе и вверх. В момент многократного произнесения слога ДА следует выполнить потряхивающие движения расслабленными кистями рук.

Звук Г. Руки расположены перед грудью. В момент многократного произнесения слога ГА соединять большой и указательный пальцы рук

Звук М. Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы расположены на крыльях носа. В момент произнесения слога МА развести руки в стороны.

Звук Н. Руки согнуты в локтевых суставах, ладони обращены к себе. В момент произнесения слога НА руки вытянуть вперед, после чего развести в стороны.

Звук Л. Руки согнуты в локтевом суставе, кисти направлены вверх. В момент многократного произнесения слога ЛЯ выполнять вращательные движения кистями руки («фонарики»).

Звук Ф. Руки расположить на уровне шеи, ладони развернуть от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Ф необходимо медленно развести руки.

Звук X. Руки расположить на уровне груди, ладони развести от себя, локти опустить вниз. В момент произнесения звука Х необходимо медленно передвигать руки вперед (как будто отталкиваться).

Звук С. Руки расположить на уровне груди, локти расставить в стороны, ладони внизу. В момент произнесения звука С выполнять движения руками вниз (как будто накачиваем с помощью насоса).

Звук Ш. Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ш выполнить волнообразные движения руками вниз.

Звук В. Кисти рук обращены от себя на уровне плеч и напряжены. В момент произнесения звука В выполнять движения кистями рук влево и вправо (вибрирующие движения).

Звук 3. Руки расположить перед грудью, кисти рук находятся на уровне плеч и сжаты в кулаки. В момент произнесения звука З выполнить движения сжатыми кулаками влево и вправо (вибрирующие движения).

Звук Ж. Руки расположить перед грудью, локти вниз, кисти рук «смотрят» от себя. В момент произнесения звука Ж выполнить резкие волнообразные движения руками вниз.

Звук Р. Руки согнуть перед грудью, кисти рук сжаты и «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука Р, выполнить вращательные движения руками (заводим мотор).

Звук Ц (ТС). Руки расположить перед грудью, пальцы переплести. В момент произнесения звука пальцы рассоединяются, и руки разводятся в стороны.

Звук Ч (ТШ). Руки расположить перед грудью, кисти рук сжать. В момент произнесения звука пальцы разжать вниз, после чего руки переместить перед собой (как будто появляется волна).

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика в стихах
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: