Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников»

Ирина Владимировна Пуляевская
Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Фольклор как средство развития речи дошкольников»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

У каждого педагога в арсенале свой запас различных методов и приемов для развития речи дошкольников.

Рассмотрим влияние фольклора на развитие детей дошкольного возраста.

Использование фольклора в ДОУ зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок. Тем не менее, творческая природа фольклора велика.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом.

Зайка начал умываться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Разложили кашку.

Каждому в чашку.

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

На горочке нашей

Детишек не счесть:

И Катенька есть.

Потешки «на сон грядущий»

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему миру спать

Потешки после сна

Вот проснулся петушок,

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Всем открыть глаза и встать.

Когда малыш плачет

Дома нашей Вале

Плакать не давали:

В садик привели — слёзки потекли!

Это не слезинки, это — росинки,

Что ночевали на тонкой осинке,

Как они солнышка ждали!

А дождались — и пропали!

Вывод : использование потешек, прибауток в младшем дошкольном возрасте не только помогает воспитателям в различных режимных моментах. Так же помогает развивать речь малышей. Ребенок слышит напевность русской речи, усваивает новые слова и выражения вслушивается в ее напевность и мелодичность. Таким образом на данном возрастном этапе фольклор способствует расширению словарного запаса малышей. Формированию у них правильной дикции, ритма речи и расширению словарного запаса.

Старший возраст – пословицы, поговорки, загадки

Привлекательность пословиц в их мудрости, доступности, глубине мысли, но и в их удивительной точности, компактности формы.

Особое внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине, защите.

Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, это истины, которые должны затрагивать их чувства. При беседе пословицы характеризуют значимость Родины для человека.

С родимой земли – умри, не сходи.

Один в поле не воин.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина любимая – мать родная.

На чужбине и собака горюет.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – Родина.

Всякому мила своя сторона.

Всякая сосна своему бору шумит.

Где родится, там и пригодится.

Любовь к родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой.

Другой матери не будет.

Счастье и доброту у матери найду.

При солнышке тепло, при матери добро.

Не лучшего дружка, чем родная матушка.

Не менее важны и пословицы о семье.

В родной семье и каша слаще.

Не надобен и клад, если в семье лад.

Как вся семья вместе, так и душа на месте.

Нам необходимо воспитывать в ребенке определенные нравственные качества, любовь и уважение к трудовому человеку.

В пословицах, связанных с понятием «работа», говорится о значимости работы для жизни каждого человека.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Эти пословицы определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Плотник – первый на селе работник.

Особое внимание в пословицах уделялось теме защиты Отечества.

Один в поле не воин.

Храбрость города берет.

Лучше биться орлом, чем жить зайцем.

Не силою дерутся, а умением.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дружба – это очень важно в жизни. Народ ценил дружбу и верно подметил, что с друзьями жить легче.

Читайте также:
Игры для развития фонематического восприятия

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле.

Земля заботу любит.

По погоде и урожай.

Без хозяина земля – круглая сирота.

Поговорки имеют переносный смысл, намекают на что-то другое, отличное от того, о чём говорится. Отражают различные жизненные проявления, прославляют высокие моральные качества человека.

«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»

Вывод : использование потешек, прибауток в более старшем дошкольном возрасте не только помогает развить у ребенка чувства любви к Родине, к матери, к истории своего народа, а также сформировать словесно-логическое мышление ребенка. И конечно же способствует развитию речи детей- расширению словарного запаса, формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха.

Практическая часть для воспитателей

Игра «Закончи пословицу».

Я называю первую половину пословицы, а педагоги вторую.

Труд человека кормит, а … (лень портит).

Кто много говорит, тот … (мало делает).

Сделал дело, … (гуляй смело).

Делу – время, а … (потехе час).

Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь).

К концу года, когда дети умеют читать, задание усложняется.

Игра «Назови пословицу».

Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья).

Дружба – служба. (Дружба дружбой, а служба службой).

Руки – скука. (Не сиди сложа руки, так не будет скуки).

Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит).

Дело – потеха. (Делу время, потехе – час).

Игра «Отгадай поговорки»

О каких людях идет речь, какие недостатки характера высмеиваются?

Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня).

Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень).

Кто рано встает, тому Бог подает. (Трудолюбие).

Подал руку, да поставил ногу. (Двуличие).

Игра «Зашифрованная пословица».

• Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).

• В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делает из мухи слона).

• В какой поговорке слово находится в кармане? (За словом в карман не лезет).

5. Игра «Восстанови пословицу, вставляя пропущенные прилагательные.

• За (какой) головой, как за каменной стеной. (Крепкой, большой, дурной, молодой, старой).

• (Какое) слово, что весенний день. (Умное, доброе, ласковое, хорошее).

• (Какая) книга – лучший друг. (Хорошая, интересная, занимательная, поучительная, содержательная).

• (Какую) дружбу и топором не разрубишь. (Прочную, крепкую, хорошую).

Отгадай поговорку. воспитателям предлагаю рассмотреть картинку на слайде, отгадать поговорку и объяснить ее смысл.

Откуда взялась поговорка «зарубить на носу»?

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т. п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу».

Откуда пошло выражение «всыпать по первое число»?

В старину учеников школы часто пороли, иногда даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число».

Откуда взялась поговорка «закадычный друг»?

Выражение «залить за кадык» в старину означало «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который в наши дни употребляется для обозначения близкого друга.

«Не ко двору пришёлся»

У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

Откуда взялась поговорка «не мытьём, так катаньем»?

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

Откуда произошло выражение «семь пятниц на неделе»?

Раньше пятница была базарным, свободным от работы днём. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Не менее важное значение в развитии речи дошкольников имеют скороговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения, темпа, ритма и дикции дошкольников.

Предлагаю воспитателям произнести скороговорки, которые написаны на карточках.

Вывод

:[/b] целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены, овладевают родным языком. Использование фольклора развивает память, воображение, мышление дошкольников.

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной “правильной” морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Система работы получила отражение в комплексной программе “ЛАД”, разработанной творческой группой ДОУ. Программа имеет рецензию Кемеровского областного института усовершенствования учителей и успешно используется уже в течение 5 лет в детском саду № 27 г. Прокопьевска. Один из блоков программы логопедический и называется “Речецветик”. Он посвящён организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

Читайте также:
Презентация - игра по теме Квартира, Мебель

– календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи (Приложение 1);

– конспекты индивидуальных логопедических занятий (Приложение 2);

– народные игры для автоматизации звуков (Приложение 3);

– народные пальчиковые игры (Приложение 4);

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений (Приложение 5).

Таким образом, основой блока “Речецветик” стал русский фольклор.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

Использую фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап – накопление речевого материала детьми.

На данном этапе работы на логопедических занятиях идёт отработка правильного произношения определённых звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап – обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктор Тришечкин

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. М униципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Аленушка» г. Лахденпохья Воспитатель логопедической Группы Воробьева Л.Н.

2 ФОЛЬКЛОР – ОБРАЗЕЦ РЕЧИ, ПОДРАЖАНИЕ КОТОРОМУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАТЬ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных форм детьми с ОНР: -трудности в установлении причинно – следственных связей, задержка в формировании семантических полей; -недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Результат: -приобщение к народной культуре, повышение познавательной и эмоциональной активности детей с ОНР; – обогащение речи детей; -понимание меткости и точности языка, прямого и -переносного смысла; -совершенствование внутреннего мира детей.

3 Устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: – развитию просодической стороны речи ( дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации; -автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи; -развитию фонематического слуха; -развитию связной речи ( монологической и диалогической);

Читайте также:
Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе на тему (Зима, Путешествие снежинок)

4 Задачи коррекционно – логопедической работы: 1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий: -формирование готовности к восприятию МФФ на основе организации предметно-развивающей среды; -знакомство с жанрами МФФ, формирование смыслового и художественного восприятия; 2. Формирование коммуникативных умений и навыков, связной речи: – формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений – заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи – Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения

5 Малые фольклорные формы: Виды: – потешки, прибаутки, небылицы; – пословицы и поговорки; – заклички; – докучные сказки; – скороговорки; – загадки; – фразеологизмы. – частушки.

6 Предметно-развивающая среда 1. Книги с фольклорными произведениями; 2. Кассеты, диски; 3. Костюмы, атрибуты для театрализации; 4. Иллюстрации к потешкам, прибауткам, фразеологизмам, пословицам, 5. Предметы быта; 6. Костюмы в народном стиле; 7. Сотрудничество с ЦДТ (посещение фольклорной избы, участие в различных фольклорных мероприятиях); 8. Сотрудничество с домом-музеем п. Куркиеки 9. Сотрудничество с детской музыкальной школой; 10. Сотрудничество с художественной школой

7 Формы, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы -словесные дидактические игры -словесные русские народные игры -пальчиковые игры -пение потешек, закличек, -народных песенок, -игры – имитации -народные подвижные игры -артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале -придумывание рифмованных строчек, стихов, частушек, песенок -использование потешек, закличек, приговорок, считалок, прибауток, небылиц -придумывание считалок, небылиц и дразнилок -использование скороговорок, чистоговорок -знакомство с докучными сказками, поговорками и пословицами, фразеологизмами -отгадывание и составление загадок -игры – драматизации и инсценировки Решение головоломок и кроссвордов

8 – Игровая деятельность; -Организованная образовательная деятельность; -Театрализованная деятельность; -Режимные моменты; -Самостоятельная деятельная деятельность; -Праздники развлечения; -Дополнительная образовательная -Деятельная (кружки, факультативы; Виды деятельности, через которые проходит знакомство с малыми фольклорными формами:

9 Организованная образовательная деятельность Использование малых фольклорных форм на занятиях: Упражнение: «Сравнилка» Цель: Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами, образности речи. Этапы: 1. Предъявление игрушки, 2. Выразительное рассказывание малой фольклорной формы. 3. Первичное восприятие игрушки, рассматривание от целого к частному и наоборот. 4. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого. 5. Обобщающий описательный монолог педагога.

10 Упражнение : «Скороговорки» Цель: Автоматизация поставленных звуков Методика разучивания скороговорки На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Прохлопать ритм скороговорки. Произнести скороговорку хором, индивидуально. Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Произнести скороговорку тихо, громко. Произнести скороговорку грустно, весело. Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом

11 Упражнение: «Пословицы и поговорки». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Последовательность: 1. Знакомство с пословицей, объяснение смысла. 2. Обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок. 3. Подбор пословиц к ситуации, картинке. 4. Составление предложений (пословиц) из набора слов. 5. Введение пословиц и поговорок в быт детей.

12 Упражнение: «Найди вторую половинку». Цель: Автоматизация звуков в речи, развитие грамматического и семантического компонентов языка Делу время – Что посеешь, Сделал дело – то и пожнешь. потехе час. гуляй смело.

13 Упражнение: «Фразеологизмы». Цель: Насыщение речи ребёнка выразительно- изобразительными средствами. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий. Виды работы: 1. Ответы на вопросы путём выбора из двух вариантов. 2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, выполнением рисунка, изображением действия. 3. Замена фразеологического оборота одним словом.

14 Фольклорные праздники Обрядовые праздники. Праздники народного календаря. Тематические праздники. Досуги. Развлечения. В гостях у карельской сказки (совместное детско-родительское развлечение)

15 Сотрудничество с музеем п. Куркиеки, ЦДТ, Детской библиотекой, художественной школой Знакомство с карельской национальной одеждой ( сотрудница музея В.Коваленко у нас в гостях). Мы на выставке художников Лахденпохского района В ЦДТ, в карельской избе

16 ТВОРЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНЫХ РАБОТ

17 Работа с родителями по приобщению их к истокам народного творчества 1. родительские собрания; 2. практикумы, тематические вечера; 3. круглые столы; 4. консультации, беседы; 5. совместные творческих работ; 6. составление мини – библиотечки; 7. информация в уголках;

18 Результативность коррекционной работы. 1. Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением 2. Развитие словообразования: Усвоение имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением, Усвоение относительных прилагательных, Усвоение притяжательных прилагательных, Усвоение глаголов прошедшего времени. 3. Формирование слоговой структуры слова. 4. Знание культурных традиций своей малой Родины Цель: Изучение словарного запаса и употребления грамматических форм у детей с ОНР

19 Мониторинг результативности коррекционной работы.

Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

«Фольклор – это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это творчество с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой» [2].

«Детский фольклор – писал Г.С.Виноградов, составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых, это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети». Этого же мнения придерживались Н.П. Андреев, В.И. Чичеров.

Читайте также:
Задания логопеда по теме Фрукты

Произведения устного народного творчества имеют огромное, познавательное и воспитательное значение. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку»почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова, позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания, развивает фонематический слух.

Фундамент психофизического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в ранние годы. Ранний возраст обладает особо благодатной восприимчивостью. Наряду с поиском современных моделей воспитания, на наш взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно, из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности [3]. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Рассмотрим методические требования к использованию фольклора для речевого развития детей. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которыми они произносятся воспитателями, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели используют потешки, чтобы заставить детей двигаться:

Киска,киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

Через киску упадет.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Ешь кашку сладеньку,

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька» [1].

Принцип наглядности желательно осуществлять по прочтении текста. Дети должны учиться понимать словесную информацию. Поэтому приемы наглядности в работе несут уже новые подходы, в основном – это умеренность и избирательность в их использовании. Разные виды экспонирования, театры, а также объемные ширмы и панорамы с сюрпризными вкладками, секретами и т.п – по-прежнему необходимы, т.к эмоционально и художественно обогащают детей.

Если дети первого-второго года жизни в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, то на третьем году их, как правило, увлекает содержание художественного произведения, ход развертываемых событий, последовательность. У детей возникает не только способность но и потребность понять причину и следствие описываемых в них событий, а главное направленность на результат, способ его достижения.

Дети третьего года жизни уже способны действовать в ролевых рамках. Это значит, что ребенок выделяет игровую ситуацию, мало того, может входить в игровое взаимодействие со сказочными персонажами. В теории педагогики установлено, что уже в раннем возрасте дети стремятся к игровым действиям, движениям. Игровое начало мы видим в некоторых потешках: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки», «Сорока, белобока кашку варила» и другие. Эти потешки сопровождаются игрой пальчиками или ручками ребенка, что его забавляет, радует. Другие потешки требуют более сложных игровых действий и направлены к детям, которые уже овладели ходьбой и могут свободно двигаться, например:

Катя, Катя маленька,

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя ноженкой!

Говоря эту потешку, взрослый побуждает ребенка походить, потопать. Выполняя эти движения, дети улавливают основной смысл текста. Поэтому в данном случае не играет большой роли тот факт, что они не поймут отдельных слов – «удаленька», «горенькой». Важно, что они приучаются действовать по слову, причем это словесное обращение облечено в художественную форму.

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто-речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т.д. Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Анализ этой особенности фольклористики для маленьких показал: стихотворное обращение к ребенку активизирует его. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:

Использовались потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Произведения народного творчества можно использовать при одевании, кормлении, укладыванию спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями, или наоборот действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее. Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. В дошкольных учреждениях заклички и приговорки используют прежде всего как игровой прием. Наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю.

Читайте также:
Ознакомление старших дошкольников с профессиями

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают».

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Использование в работе с детьми закличек, приговорок, помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям [3]. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка. (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста [ 4].

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется разнообразием средств и форм воздействия на них.

Список использованных источников и литературы:

Алексеева.М.М., Яшина.В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для средних и высших пед. учебных заведений – 2-е изд – М: Академия 1998 – 400с.

Аникин.В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В.П. Аникин. – 2-е издание – М: Высшая школа, 2004 – 735с.

Григорьева.Г.Г Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / Г.Г.Григорьева., Н.П.Кочетова., Г.В.Груба. – М: Просвещение, 2003 – 80с.

Зуева.Т.В., Кирдан.Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – 2-е изд – М: Флинта-Наука. 2000 – 400с.

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 18.04.2018 2018-04-18

Статья просмотрена: 3272 раза

Библиографическое описание:

Алексеева, Т. А. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО / Т. А. Алексеева, И. И. Сычева, Т. В. Перепелицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49136/ (дата обращения: 18.01.2022).

Особое внимание в младшем возрасте

уделяется развитию навыков разговорной речи.

К каждому инициативному высказыванию

ребенка надо относиться бережно, поддерживать его.

В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатится к обыденности», не допускает обыденности восприятия, поэтому открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.

– для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов;

– для развития инициативной разговорной речи ребенка.

При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности.

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия.

Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:

 Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.

 Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

 Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Читайте также:
Характеристика речи воспитанника

Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой».

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.

Заклички, потешки – обращение с явлениями природы

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

  1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду» – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2010г.
  2. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. Т.И. Бабаева – С.Пб.: «Детство – Пресс»,2008г.
  3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» – В.; «Учитель», 2006г.
  4. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.
  5. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» – М.; «Просвещение», 1985г.
  6. В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».
  7. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.
  8. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
  9. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
  10. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12
  11. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.
  12. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект “ОБРАЗОВАНИЕ”
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
Читайте также:
Комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание и речевое развитие дошкольника с нарушением речи
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Поиски волшебных сапожек
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Из опыта работы

    «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Бабушкина Ольга Аркадьевна,

    воспитатель МКДОУ № 3,

    г. Нолинск Кировской обл.

    Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

    Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

    К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

    Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?

    Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

    В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

    Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

    Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

    Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

    Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы), дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

    Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

    С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

    С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

    Фольклор любого народа детям близок и интересен. Я решила помочь детям приобщиться к нему, становиться добрее, научить понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками, создать для детей благоприятных условий для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

    Исходя из этого, я выбрала тему самообразовательной работы « Фольклор, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Целью моей работы является: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

    Для себя я выделила основные актуальные задачи:

    — Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

    — Расширять словарный запас;

    — Формировать связную речь;

    — Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

    — Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

    — Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

    — Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

    Наметила пути их реализации:

    1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
    2. Повседневная жизнь в группе.
    3. Изучение разных форм фольклора.
    4. Работа с родителями.
    5. Работа с педагогами.
    6. Театрализованная деятельность.

    Определила прогнозируемый результат:

    -сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

    Читайте также:
    Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

    -повысится уровень связной речи;

    -словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

    -внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

    -обобщение и распространение опыта.

    — взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

    -поощрение использования фольклора в играх детей дома.

    Составила план работы.

    Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

    Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

    Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

    Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

    Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

    Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

    Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

    Кроме того, я вела работу с родителями. Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями. Они были примером для своих детей, жили жизнью сада. Всех мероприятий невозможно перечислить, но на самых запоминающих моментах я остановлюсь.

    Родители активно участвовали в работе РМО, а именно: в мастер-классе «Приемы работы с произведениями устного народного творчества».

    Во время работы мастер-класса родители в игровой форме познакомились с такими понятиями, как «фольклор», «пословица», «туесок», «потешка», «скороговорка», «хороводная игра», «пальчиковая игра», составляли пословицы из частей по карточкам. Превращались в артистов: в героев под чтение потешек, Объясняли старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах. Учились быстро и эмоционально зачитывать скороговорки. Играли в хороводные, подвижные и пальчиковые игры. Закончил мастер-класс свою работу веселым переплясом. Родителям было предложено спеть знакомые частушки и поплясать. На память о встрече родителям было подарена памятка «Воспитание потешкой». В заключении дети показали, чему они научились — драматизировали сказку «Колобок».

    Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении « В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры. В итоге мы изменили концовку сказки : вернули колобка деду с бабушкой. Все получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности.

    На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».

    Мною проведены консультации для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Пословицы и поговорки о зиме», « Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.

    Родители участвовали в семейном конкурсе «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка». Наша группа участвовала в районных театральных встречах, ребята группы вместе с взрослыми показали гостям из детского сада «Колобок» и жюри сказку «Лесная история, или Колобок наоборот».

    Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.

    В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», « Вечер загадок».

    Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами.

    Выводы:

    В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

    У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

    У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

    Читайте также:
    НОД по теме: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах

    А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Список литературы:

    1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», «Просвещение», 2006.
    2. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс, 1999.
    3. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду», ТЦ « Сфера», 2009.
    4. Бойчук И.А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Детство-Пресс.
    5. Тарабарина Т. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», 2004.

    Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад№24 комбинированного вида»

    «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Технологическая карта проекта

    Разработчик и составитель проекта

    Сулейманова Светлана Владимировна,

    воспитатель МБДОУ «Детский сад №24»

    Название организации МБДОУ «Детский сад№24»

    Участники: Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители

    Актуальность, основания для разработки проекта

    Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

    Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

    Образовательные:

    1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

    2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

    3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

    Развивающие:

    1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

    2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

    Воспитательные:

    1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

    2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

    3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

    II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

    III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.

    Сроки реализации

    Сентябрь 2016 – Май 2017

    • Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

    • Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

    • Расширится и активизируется словарный запас детей;

    • Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

    • Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

    • У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

    • У детей появятся навыки общения и совместной игры.

    Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).

    Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

    Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

    Актуальность проекта

    Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:

    – владение речью как средством общения и культуры;

    – обогащение активного словаря;

    – развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

    – развитие речевого творчества;

    – развитие звуковой и интонационной культуры речи;

    – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

    Читайте также:
    Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

    Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

    Тип проекта:

    По времени: краткосрочный;

    По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

    По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

    Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017.

    • Дети 2 младшей группы (3-4года);

    Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

    развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

    Образовательные:

    1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

    2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

    3. Учить детей играть в народные игры.

    Развивающие:

    1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

    2. Развивать умение играть в совместные народные игры.

    Воспитательные:

    1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

    2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

    3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

    II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

    III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

    Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

    • Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

    • Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

    • Расширится и активизируется словарный запас детей;

    • Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

    • Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

    • У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

    • У детей появятся навыки общения и совместной игры.

    Предполагаемые продукты проекта :

    • Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
    • Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
    • Появится уголок «Народной игрушки».
    • Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.

    Методы и приемы работы с детьми:

    • Наглядный метод:

    – Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;

    – театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;

    – проведение дидактических игр;

    • Словесный метод:

    – чтение произведений русского народа и других народов мира;

    – заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;

    -рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;

    – проведение праздников, утренников, развлечений.

    • Игровой метод:

    – имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;

    – дидактические игры, настольно-печатные игры;

    – Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;

    • Практический метод:

    – проведение забав на фольклорном материале;

    – проигрывание народных игр;

    – театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;

    Виды детской деятельности:

    Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    Материально технические ресурсы:

    1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:

    – разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф, кукольный;

    – шапочки-ободки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Теремок», и другие персонажи.

    2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:

    • русских народных игр для детей дошкольного возраста;
    • русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
    • пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста возраста;
    • развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
    • обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.

    Этапы реализации проекта

    Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017года

    1 этап: Подготовительный

    • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

    • Постановка цели и задач.

    • Составление плана реализации проекта на год.

    • Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей.

    • Составление плана работы с родителями на год.

    • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

    • Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

    • Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

    • Подбор дидактических игр.

    • Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

    2 этап: Основной

    2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

    3 этап: Заключительный

    1. Презентации проекта «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»» коллегам и родителям воспитанников.

    2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: