ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

  • Классификация
  • Характеристика ФФН
  • Логопедическое обследование
  • Коррекция ФФН
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Классификация

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

  • Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
  • Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
  • Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Читайте также:
Структура групповых логопедических занятий в условиях стационара с пациентами с речевыми расстройствами грубой степени выраженности

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Основные причины ФФНР у ребенка

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

  • Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
  • Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Общие сведения

Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Основные симптомы

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

  • Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
  • Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
  • Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
  • Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
  • Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

В логопедии выделяется три основных степени:

  1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
  2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
  3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Читайте также:
Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

  • формирование фонематического восприятия;
  • обогащение словарного запаса ребенка;
  • развитие правильной, связной речи;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа с простыми и сложными предложениями;
  • подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).

Как проводят коррекционную работу с детьми?

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

  • «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
  • «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
  • «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

Для этого используются следующие упражнения:

  • «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
  • «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
  • «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Профилактика и прогноз

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Близится аттестация?

Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»

Розмовляйка

Записаться на прием

  • На главную
  • Статьи
  • Звукопостановка
  • ФФНР
  • Что такое ФФНР?

Что такое ФФНР?

Проблема с речью, а именно не сформированная ее звуковая сторона, которая характеризуется фонематическими и фонетическими дефектами, называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Главным фактором выявления ФФНР является не завершенное формирование процессов восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам, и их произношения.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сталкиваются с серьезными проблемами при обучении чтению и письму, а также подвержены риску формирования дислексии и дисграфии в дошкольном возрасте.

ФФНР, равно как и ОНР (общее недоразвитие речи), относятся к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений. Эти категории отражают уровень сформированности средств общения и позволяют выстраивать соответствующую логопедическую работу.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет группу дефектов речи, таких как:

  • артикуляторно-фонематическая дислалия,
  • акустико-фонематическая дислалия,
  • дизартрия,
  • ринолалия.
Читайте также:
Отграничение псевдобульбарной дизартрии от сложной дислалии

ФФНР делится на легкую, среднюю и тяжелую степень, в зависимости от выраженности дефектов звуковой стороны речи:

Легкая степень ФФНР

Звуко-слоговая структура слова анализируется нормально, но наблюдаются нарушения дифференциации только дефектно произносимых звуков.

Средняя степень ФФНР

Налицо грубые нарушения звукового анализа. Наблюдается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, различных фонетических групп. Но их артикуляция в устной речи сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФНР

Отмечается глубокое фонематическое недоразвитие, что выражается в не восприятии звуков на слух, ребенок их не различает, не способен выделить звуки в слове и не может установить их последовательность.

У детей с ФФНР интеллект и физиологический слух сохранны, но присутствует расстройство особого фонематического слуха, который способствует различению и узнаванию фонем речи, и наблюдаются дефекты произносительной стороны речи. Структура дефекта характеризуется не сформированной звуковой стороной речи, нарушением слоговой структуры слова и дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, а также не резко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

У детей с ФФНР дефекты звуковой стороны речи выражены фонематическими, такими как замена либо смешение звуков, и фонетическими – искажением звуков. Чаще всего артикуляторно сложные звуки заменяются более простыми: [р] на [л], [с] на [т], [ш] на [ф] и т. д. ФФНР может проявляться и в недифференцированном произношении звуков, при этом целый ряд звуков может заменяться одним, например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]. Смещение звуков и их неустойчивое употребление в речи является еще одним проявлением ФФНР, при этом звуки могут как заменяться артикуляторно или акустически близкими в одних случаях, так и произносится правильно, в других. Как правило такие нарушения в перспективе будут сопровождаться однотипными заменами букв при письме, что называется артикуляторно-акустической дисграфией.

Довольно часто фонематические нарушения сочетаются с фонетическими дефектами, такими как искажение произношения одного или нескольких звуков (сигматизмом, ротацизмом, ламбдацизмом и др.). При ФФНР количество таких, дефектно произносимых, звуков может достигать 16-20.

Дети с ФФНР испытывают сложности с овладением фонематическим анализом – неспособны выделить звуки на фоне слова, определить их последовательность и количество, что является следствием нарушенного звукопроизношения. Таким детям трудно дается произнесение многосложных слов и слов со стечением согласных. В процессе проговаривания подобных слов наблюдаются перестановки и замены слогов и их пропуски, добавления внутри слога лишнего звука и т. д. Также, при ФФНР может проявляться нечеткость артикуляции.

Грамматический строй речи у детей с ФФНР, как и словарный запас, обычно в пределах возрастной нормы, хотя при специальном обследовании часто выявляются ошибки в согласовании частей речи, словоизменении и употреблении предлогов.

Кроме дефектов вербального характера, дети с ФФНР проявляют некоторые особенности протекания ВПФ, такие как:

  • сужение объема памяти (особенно на речевой материал),
  • трудности в понимании абстрактных понятий,
  • неустойчивость произвольного внимания,
  • трудности переключения,
  • замедленное течение мыслительных процессов и т. д.

Все эти нарушения неблагоприятно действуют на успехи в обучении и обусловливают нестойкую успеваемость на занятиях.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Группа ведущих ученых, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А. В. Ястребова и др. доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой, что влечёт за собой нарушение письма. В собственную очередь нарушения письма – итог малой подготовленности ранних ступеней речевого формирования к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. [10]

Формирование речи, содержащие умение четко и конкретно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из ведущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. [3]

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития добивается путем целенаправленной логопедической деятельности по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Но, прежде чем приступить к логопедической коррекции, необходимо выявить особенности нарушения дефекта. [7]

Особенности звукопроизношения у детей с ФФНР:

1. Неимение в речи тех или иных звуков и замены звуков. Трудные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например, вместо с, ш – ф, вместо р, л – ль, й, вместо глухих – свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками т, ть, д, дь. Неимение звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у детей формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Тяжесть различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводит к их смешению при чтении и на письме. Число ошибочно употребляемых в речи звуков может достигать 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие (с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ); ть и дь; звуки л, р, рь); звонкие замещаются парными глухими; мало противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный й; гласный ы.

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно родных звуков произносится средний, нечеткий звук, вместо ш и с – мягкий звук ш, вместо ч и т – что-то вроде смягченного ч.

Читайте также:
Инновационные приемы работы логопедов и дефектологов ДОУ по формированию зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Основаниями этаких замен показывает недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Этакие нарушения, где одна фонема заменяется другой, ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Отдельные звуки по руководству изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Порой ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при воспроизведении произносит разнообразно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Подобные нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Дети могут искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Сравнительное благополучие звукопроизношения может находить глубокое недоразвитие фонематических процессов. [11]

Причиной искаженного произношения считается малая развитость артикуляционной моторики либо ее патологии. Данная силлабическая патология, никак не оказывает большое влияние в значение текстов.

Кроме упомянутых отличительных черт произношения и фонематического восприятия, у ребенка с ФФНР прослеживаются: общая смазанность речи, невнятное произношение, замедление в создании словаря и грамматического порядка выступления (погрешности в падежных завершениях, использование поводов, ошибки согласования прилагательных и числительных с существительными). [8]

Знание конфигураций патологии звукопроизношения может помочь установить способ деятельности с ребенком. Присутствие силлабических патологий вызывает огромный интерес, уделяет формированию артикуляционного аппарат, небольшой и единой моторики, формированию фонематического слуха и восприятия. [3]

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Выделяют следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения. [9]

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях – развитию фонематического слуха. [1]

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. [5]

Особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФНР так же влияют на звукопроизношение: внимание у таких детей неустойчивое, нестабильное, иссякающим, не могут так же сосредоточиться на одном предмете; мыслительные операции протекают замедленно, характеризуется это в том что дети плохо понимают абстрактные понятия, скорость мыслительных операций замедленная, вследствие это возникает замедленное восприятие учебного материала; объем памяти отличается от нормы, ребенку нужно больше времени для усвоения материала и понадобиться долгое время повторять заданный материал, чтобы он смог запомнить. [6]

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. [4]

Таким образом, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются замены, искажения, пропуски и смешения звуков. Для детей наиболее трудным является произношение свистящих звуков. Большое количество дефектных звуков влияет на слоговую структуру слова и ее произношение. В таком случае у дошкольников наблюдается низкий уровень фонематического восприятия. Дети с данным нарушением испытывают большие трудности восприятия инструкции, т.е. когда им говорят: «Внимательно послушай, хлопни в ладоши, когда услышишь звук». При работе с логопедом дети чаще всего не могут повторить парные звуки. Также можно отметить, что у детей присутствует смазанность речи, нечеткая дикция, ограниченный словарный запас.

Список литературы.

1. Беккер К.П., Совак М. – Логопедия. – М., 1994.

2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 2002.

3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2006.

6. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. – М., 1963.

7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.

8. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием. – М., 2006.

9. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи. – М., 2006.

10. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 2005.

11. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2003.

Читайте также:
Лечение заикания с помощью иппотерапии

Слово педагога

Автор: Нелюбина Олеся Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 СП “Детский сад №8 “Тополек”
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: “Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи”
Раздел: дошкольное образование

Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников

с общим недоразвитием речи

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

фонематическими компонентами речи

При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР,

недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые

сформированной их артикуляции в устной речи; 3) неразличение звуков в

последовательность (тяжелая степень недоразвития).

Указанные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь

смешению фонем, к их неразличению. Последние – более грубые, так как

затрудняют понимание высказывания (Т.А. Ткаченко, 1980).

Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР впервые были

представлены в работе Р.Е. Левиной (2006). Исследователь отмечает, что у

детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи

зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с

таким развитием речи непонятна и невыполнима.

характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них

аффрикат, звонких и глухих (Р.Е. Левина, 2006). По данным Т.Б. Филичевой,

Г.В. Чиркиной (2009), замена некоторых звуков другими, более простыми по

артикуляции, чаще всего встречается в группе сонорных («дюка» вместо

«рука», «палоход» вместо «пароход»), свистящих и шипящих («тотна» вместо

«сосна», «дук» вместо «жук»). Смешение чаще всего касается йотированных

детей II уровня речевого развития является недостаточность

звукового анализа и синтеза.

р а з в и т и я

х а р а к т е р н о

сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков

данной или близкой фонетической группы (звук «сь» заменяет звуки «с»,

«ш», «ц», «ч», «щ»). То есть фонематическое недоразвитие детей данной

выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука,

придумывании слова на заданный звук (Р.Е. Левина, 2006).

Интересным является исследование, проведенное Г.В. Бабиной и Н.А.

Грассе (2001, с.174-192).

Авторы, выявив особенности владения навыками

недоразвитие речи, установили наличие целого ряда стойких специфических

затруднений, возникающих в процессе производства фонемного анализа слов,

пропуски гласных фонем в словах различной структурной сложности;

пропуски нескольких безударных гласных в словах типа молоко = [м-л-к-

о]; полотенце = [п-л-т-е-н-ц];

пропуск безударной гласной в начале или середине слова типа сапоги =

[с-п-а-г-и], комната = [к-о-м-н-т-а];

пропуск безударной гласной в позиции после фрикативных согласных и

аффрикат, например: пшеница = [п-ш-н-и-ц-а];

пропуск согласных фонем при их стечении в словах типа комната = [к-о-

н-а-т-а]; конфеты == [к-о-ф-е-т-ы];

пропуски целых слогов: полотенце = [п-а-т-е-н-ц-е];

включение лишних звуков (фонем): мяч = [м-н-а-ч];

соскальзывание с выделения фонем, где согласный фрикативный или

аффриката, на выделение слогов: муха = [м-у-ха], каток = [ка-то-к],

пшеница = 1-й вариант – [п-ше-ни-ца], 2-й вариант – [п-ше-н-и-ц-а];

перестановки фонем (контактные, дистантные): забросил = [з-а-б-о-р-с-

и-л], подсолнух == [п-о-д-с-о-х-н-у-л], загибал = [з-а-б-и-г-а-л];

сочетание пропусков фонем с соскальзыванием на частичный слоговой

анализ: пшеница – 1-й вариант – [п-ш-ни-ца], 2-й вариант – [п-ш-и-ца],

перестановки слогов: копыта == [к-о-т-а-п-ы];

сочетание пропусков фонем с добавлением лишних: мяч = [м-н-ч];

сочетание перестановок или пропусков фонем и слогов с добавлением

лишних фонем: вата = [т-а-а-о-в], библиотека = [б-б-о-п-т-е-к-а] (Г.В.

Бабина, Н.А. Грассе, 2001, с.179).

Таким образом, исследователи установили, что дети с ОНР допускали

большое количество ошибок при выполнении полного фонемного анализа

слов различной сложности, а также затруднялись при выполнении элементов

разнообразием проявлений, выявлялись во всех сериях экспериментальных

заданий, рассчитанных на устную форму.

Исследование фонетико-фонематической стороны речи детей с ОНР,

проведенное Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой (2003), показало,

сформированы у 15% детей. Большинство детей не справились ни с одним

цепочку, они не смогли назвать первый звук в слове, не слышали звука в

потоке речи, не могли определить его позицию в слове. Некоторые дети

затруднялись в основном в определении позиции звука в слове, практически

исследователи сделали вывод о том, что фонематическая сторона речи детей с

несформированности фонематического анализа и синтеза. Фонематические

нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер.

Состояние фонетико-фонематического развития ребёнка влияет на овладение

звуковым анализом и в будущем на овладение детьми письмом и чтением.

Анализ литературы показал, что не у всех детей с ОНР отставание в

развитии фонетико-фонематических функций выражается одинаково.

В одних случаях дети не могут расчленить слово на отдельные звуковые

гласных из слова или конечных согласных, находящихся в наиболее трудной

позиции для выделения. Дети не различают звуковые комплексы или слова,

состоящие из одних и тех же звуков, поданных в разной последовательности

или отличающихся одним звуком.

В других случаях дети справляются с простыми формами звукового

анализа, различают звуки в словах, вычленяют гласные из начала слова или

согласные из конца слова, но им непосильны более сложные формы звукового

анализа (выделение согласного из начала слова и др.). Особенно ярко эти

затруднения видны, когда для анализа предлагаются слова, первые звуки

которых различаются тонкими акустико-артикуляторными признаками.

Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися
статья по логопедии

логоритмика в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)

Читайте также:
Особенности развития связной речи у детей с ОНР

Скачать:

Вложение Размер
logoritmika_v_zaikanii.docx 22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)

Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой. К ним относится принцип:

– сознательности и активности. Он заключается в активном и сознательном отношении ребенка к своей деятельности;

– систематичности. Он заключается в регулярности, планомерности и непрерывности коррекционного процесса;

– наглядности. Он заключается в непосредственном показе движений и использовании зрительного образа или образного слова педагога;

– доступности и индивидуального подхода. Он предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей;

– учета симптоматики. Он позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией. Учитывая возможности детей, дозируется нагрузка;

– этапности. Он определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.

Все принципы связаны между собой и определяют единство развития, воспитания и коррекции функциональных систем ребенка с речевыми расстройствами.

Цель логоритмических работы – формирование произношения, развитие фонематических процессов, совершенствование всех компонентов речевой системы.

По мнению Н.А. Туговой, важнейшим элементом музыкально–ритмических занятий является сигнал: музыка, слово, жест. Музыка в виде сигнала в коррекционных целях используется особенно широко. Смена музыкальных темпов, форма музыкального произведения, отрывков, ритмов, характер и сила звука, а также контрастность регистров позволяют регулировать смену движений, которые составляют упражнение. Музыкальные темпы (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое. При этом дети могут научиться подчинять свои движения музыке.

Заикающиеся дети более медленно детей с нормальной речью устанавливают связь между изменением музыкального сигнала и движением. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.

Двигательные, речевые без музыкального сопровождения, музыкально–речевые, музыкально–двигательные, ритмические, двигательно–речевые упражнения и игры воспитывают динамическую и статическую координацию движений, способность управлять мышечным тонусом, продолжительностью выдоха и мягкую атаку голоса. Нормализация двигательной сферы заикающегося ребенка помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена положительными чертами характера и поведения, появляющиеся у ребенка в процессе коррекции психомоторики.

Занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом взаимосвязи речи, различных видов музыкальной деятельности и движений.

Содержание занятия должно быть направлено на развитие первоначального интереса к музыке и эмоциональной отзывчивости к ней . Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различного тембра, высоты, динамики.

При проведении занятий необходима повторяемость заданий. Воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением, осуществляется в течение всего логопедического курса. При этом используется разный музыкальный репертуар. Необходимо применять небольшой объем речевого, музыкального материала и движений. Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.

Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, музыкальными образами, регистрами, динамикой, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами.

Приемы и методы логоритмики в устранении заикания

В разные годы появлялись авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с заикающимися детьми (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Н.А. Рычкова), с успехом использующиеся в настоящее время в комплексной системе коррекционной работы. Работа по развитию чувства ритма состоит из нескольких разделов:

– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Упражнение 1. Дети выполняют под тихую музыку движения флажками внизу и под громкую музыку сильные взмахи над головой.

Упражнение 2. Под громкую музыку движения по кругу с подскоками, под тихую – движения руками.

Упражнение 3. В процессе ходьбы по кругу под громкую музыку дети идут, выполняя определенные движения руками, под тихую – останавливаются и прячут руки за спину.

– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.

Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. На слабую долю – непроизвольный выдох, руки в и.п.

Упражнение 2. Вдох носом – выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.

Упражнение 3. Исходное положение – сидя по–турецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а – на – хат; о – хо – хам.

– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение.

Упражнение 1. Исходное положение – стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».

Упражнение 2. Исходное положение – стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».

Упражнение 3. Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».

– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег.

Упражнение 1. Дети стоят в кругу. Под музыку они начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.

Упражнение 2. Под музыку, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.

– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха.

Упражнение 1. Детям дают задание называть числа, цвета, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.

Упражнение 2. По предложению педагога ребенок, сделав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей. » – и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, кабачок. ».

Упражнение 3. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и т.д. (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.

– упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.

Упражнение на развитие мелкой моторики, координации речи и движений:

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки, протягивают по очереди руки вперед, разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

Упражнения для координации речи с движением и развитие воображения:

Дети, взявшись за руки, бегут по кругу. Кружатся на носочках на месте.

Затем медленно приседают.

Дети шагают, тянутся и срывают «яблоки». Затем наклоняются и складывают «яблочки» в корзину. Дети несут перед собой корзину, пьют «компот».

Дети поднимают руки вверх и качают руками. Затем усиливают движение качания вправо–влево.

Упражнение «Серенькие перышки»:

Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх–вниз. Дети стучат кулаками перед собой один о другой и дуют на раскрытые ладошки.

Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Затем кладут руки на пояс, делают наклоны туловища вправо–влево.

– упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Упражнение 1. Положить на ладошку шарик из ваты и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит. Повторить 4 раза.

Упражнение 2. Приклейте к палочке полоски из зеленой бумаги, как листья на дереве. Предложите ребенку подуть на «дерево» как слабый ветерок, как сильный ветер. Повторите по 3 раза.

Упражнение 3. Изготовьте лодочку из бумаги или из пенопласта, наполните таз водой, попросите ребенка подуть на лодочку так, чтобы она проплыла от одного берега до другого. Повторит 2 раза.

Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:

– вводные упражнения, которые включают в себя различные виды ходьбы для умения планировать движения, воспитания ориентировки в пространстве, умения ходить в определенном темпе;

– упражнения, которые включают в себя распевание для воспитания напевности, речевого дыхания, сочетания пения с тактированием, автоматизации звуков в ударных слогах, координации пения с движениями рук;

– упражнения, которые включают в себя пение для воспитания координации пения с ходьбой, автоматизации звуков, развития ритмического слуха, слухового внимания, понимания характера музыки, памяти;

– упражнения на воспитание произвольного внимания;

– упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;

– слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;

– игра–драматизация для воспитания эмоциональности и яркой образности;

– заключительное упражнение, которое включает в себя спокойную ходьбу.

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] // Г.А. Волкова. – М. Изд–во Владос. – 2002.–272.с.

Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67.

Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.

Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.

Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] // Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30.

Руденко, И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] // И.И. Руденко, Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2005.–№1.–с.14–17.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:1. Соблюдение режима молчания 2. Правильное речевое дыхание.3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную .

Своеобразие применения метода библиотерапии в работе с заикающимися дошкольниками

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем в обществе, где в связи с резко возросшей в последние годы общей невозратизацией населения число страдающих логоневрозом также увел.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с заикающимися детьми

Дети, поступающие в нашу группу, имеют сложный диагноз: заикание. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим по.

Применение логоритмики в коррекционной работе

Анализ применения технологии “Логопедическая ритмика”.

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием.

Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.

Cовременный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста предполагает не только эффективные логопедические приемы, но и комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Ч.

Логоритмическая ритмика как часть комплексной системы реабилитации заикания у детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика это одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными особенностями речевого развития, особенно в отношении детей с заиканием.

Логопедическая ритмика включает такие формы музыкального воспитания, как прослушивание музыки (вокальная, инструментальная), пение, игры, сопровождаемые пением и музыкой, танцы и подвижные игры под музыку. Выбор материала должен соотноситься с этапом логопедической работы. Соответственно, на первом этапе рекомендуется слушание музыки, воспитывающие слуховое внимание. Образцы красивого, и артикуляционно правильного пения благотворно влияют на положительную настроенность заикающихся, на их желание подражать красивой речи, на их чувство темпа и ритма. Очень важно ребенку дифференцировать силу, высоту и длительности звука. Вообще важной задачей коррекционной работы с заикающимися детьми является развитие чувства ритма. Ритм организует двигательную деятельность человека – регулирует не только движение, но и слово, развивает фонетический слух, слуховую память, внимание и коррекции речи. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что в свою очередь исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.

Поскольку ритм есть сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, то акцентированная часть движений выполняется с наибольшим мышечным напряжением, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и длительное время не вызывают утомления у детей старшего дошкольного возраста.

Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально – положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагами, бегом, прыжками и так далее. Развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства именно в музыкально – ритмических композициях, которые уместно применять на логопедических занятиях.

При невротическом заикании у детей старшего дошкольного возраста можно усложнять ритмические задания, водить различные смены темпа и ритма. Но при неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов, не спешить усложнять ритмические задания.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию:

  • личностных качеств ребенка с речевыми расстройствами, таких как подражательность, активность, инициатива, самостоятельность, коллективизм;
  • волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Указанные качества формируются под влиянием как примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети создают фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями. Подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности психологического состояния детей старшего дошкольного возраста. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. Если в развитии ребенка имеются известные нарушения. То возникают ограничения или полное отсутствие творческих способностей. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:

  • В отношении детей заторможенных, стеснительных, робких нужно применять наибольшее число элементов творчества, чтобы у них развилось именно это качество;
  • Творческие композиции надо вводить только после овладения элементарными техническими умениями;
  • Все двигательные замыслы и исполнение их детьми должны быть одобрены педагогом, не следует критиковать детей и придуманные ими возможно неудачные композиции.

Можно вводить индивидуальные импровизации под музыку (креативная гимнастика), в которых ребенок создает свой собственный двигательный образ, остальные будут использовать его замысел и подражать ему, там самым обогащая его опыт. Легче всего дети подражают движениям животных, деятельности из опыта семьи.

Что касается последовательности проведения музыкально – ритмической деятельности в общей структуре логопедического занятия в старшей дошкольной группе, то здесь нужно учесть некоторые моменты. Если, например, логопедическая ритмика предшествует собственно речевым занятиям, то материал не должен быть сложным или чересчур возбуждающим эмоциональную активность детей. При чередующимся характере музыкальных и речевых занятий следует ориентировать детей на активный отдых в форме музыкальных подвижных игр. Особый упор на подвижные игры рекомендуется делать в тех случаях, когда музыкально – ритмические занятия (логоритмика) следует после речевого логопедического.

Чтобы уравновесить чересчур возбужденное эмоциональное состояние детей можно использовать в конце занятия релаксацию.

Релаксация – это состояние расслабленности, покоя после переживаний или физического утомления, а также частичное или полное мышечное расслабление, сопровождающееся музыкой.

Заикающийся ребенок испытывает напряжение, судороги в мышцах губ, языка, шеи, лица, неловкости во всем теле. 10 – 15 минут приятной, расслабляющей музыки снимает напряжение, раздражение, тревожность. Для вялых детей полезно прослушивание экспрессивной музыки, активизирующей эмоции Вагнер, Стравинский, Равель. Для беспокойных детей – более ровная в эмоциональном отношении музыка Моцарта, Чайковского и так далее. Нормализующее и очень эффективное воздействие на психическое состояние оказывает прослушивание записи плеска волн, шум дождя, пение птиц.

Пение имеет важное значение в комплексной системе реабилитации заикания у детей, поскольку оно формирует правильное речевое дыхание. Вначале следует петь по одному гласному звуку, простому в артикуляционном отношении. Ребенок тянет один звук, меняя его высоту то вверх, то вниз. Затем следует переходить к пению цепочек гласных звуков (2–4 звука). Цепочка гласных пропевается на длительном выдохе как один звук: а – о – у. Первый звук произносится достаточно громко, следующий тянется голосом с уменьшенной громкостью, последний тихо, и наоборот. Все звуки при этом пропеваются одинаково ровно без напряжения.

Следующий этап – пение слогов с согласными, не вызывающие затруднения у детей в произношении. И лишь затем следует приступать к разучиванию песен, выбор которых тоже должен быть продиктован правилом от простого к сложному. Хорошим материалом к таким занятиям являются народные песни с короткой музыкальной фразой.

Таким образом, постепенно происходит переход к работе над интонационной выразительностью фразы силой звука, модуляциями голоса. Здесь рекомендуется уделить внимание драматизации песен. Песенный репертуар подбирается с учетом возраста и эмоциональных особенностей детей. Использование фонограмм детский песен из мультфильмов и кинофильмов также вызывает у ребенка искренний интерес и эмоциональную активность.

Не менее важный аспект логопедической ритмики – развитие моторики с участием музыки и речи. Здесь на стоит фиксировать внимание на речи, так как ребенок увлечен выполнением упражнений под музыку, что позволяет снять напряжение артикуляционного аппарата, устранить болезненную концентрацию ребенка на своем дефекте.

Разучивание танцев с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сопровождать счетом.

На этапе самостоятельной речи следует усложнить упражнения и игры. Основное их содержание в этот период – это упражнения на координацию движений со стихотворной речью.

Таким образом, реабилитация и самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста по мере продвижения от этапа к этапу возрастает, роль взрослого постепенно утрачивает руководящую функцию, процесс игры контролируется детьми в свободном общении друг с другом, происходит взаимное разъяснение условий и содержания происходящего на логоритмическом занятии.

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста “Новоселье в лесу”

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной и эмоциональной сферы, ребенка.

  • Развитие чувства ритма, внимания;
    Развитие координации речи, движения и музыки;
    Развитие чувства взаимопомощи;
  • Воспитание доброжелательности, активности и самостоятельности ;
    Воспитание воображения, творческой активности и самостоятельности;
  • Обучение навыкам общения в игровых ситуациях;
    Обучение умению подражать и перевоплощаться;
  • Укреплять, тренировать двигательный аппарат.

Оборудование:

  • бубен,
  • ипликатор Кузнецова на картоне,
  • игрушка медведь, ежик, деревянные палочки,
  • шапочки: медведя, лисы, зайчика, белочки,
  • домик картонный,
  • коврики для релаксации.

Ход занятия

Приветствие.

Педагог поет: “Здравствуйте щечки, животик, коленочки, ножки, ладошки…”

Дети: “Здравствуйте” Щечки, животик гладят, по коленкам и в ладоши хлопают.

Игра “Самолет” Упражнение на развитие внимания.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку. Полетим сначала на самолете.

Встают по кругу друг за другом и “полетели”, изображая самолет звуком у – у – у. Под удар в бубен садятся на посадку.

Педагог: Дальше мы поедем на машине:

“Поехали, поехали за вкусными орехами,
В ямку – бух… раздавили сорок мух” – 2 раза.

“Ежик ножками туп-туп” (массаж спины – дети делают друг другу).

Педагог: Вот и добрались мы до леса, а под кустом сидит колючий, сердитый… ежик. Ежик сердиться, потому что его никто никогда не гладил. Давайте покажем ему, как мы умеем делать массаж:

Ежик ножками туп – туп (кулачками по спине)
Весь иглистый, словно зуб (стучим пальчиками) – см. фото 1
Ежик, еженька, постой (покачиваем за плечи)
От беды бежишь какой? (заглядывают к ежику)
Ежик ножками топ – топ (стучим кулачками по спине)
Ежик глазками хлоп – хлоп (хлопаем ладошками по спине) – см. фото 2
Мне сказал он строго ш – ш – ш (погрозить пальчиком)
Слышишь, там скребется мышь (закрыть уши ладошками, другой ребенок “скребет”) – см. фото 3


фото 1

фото 2

фото 3

“Ежик” (попевка массаж ладошек ипликатором Кузнецова).

Педагог: А сейчас ежик хочет вам сделать массаж. Протяните свои ладошки…

“Ежик спрячь свои иголки, мы же детки, а не волки.
Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить
Еж иголки отряхнул, завернулся и заснул” (стрясти ладони, свернуть в кулачок)

“Как на горке снег” Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

Педагог: Ну что ж, поехали дальше:

“Поехали, поехали за вкусными орехами,
В ямку – бух… раздавили сорок мух”

Вот мы приехали к большой сосне, а под сосной спит медведь

Как на горке снег, снег (руки вверх)
И под горкой снег, снег (постепенно опускаем руки)
И на елке снег, снег (руки домиком над головой)
И под елкой снег, снег (наклоны туловища)
А под елкой спит медведь (руки под щечкой)
Тише, тише не шуметь.

Игра “Дети и медведь”

Педагог: Ребята, мишка наш совсем уснул. А снится ему, как он играет с вами, давайте выберем, кто будет мишкой, который спит в берлоге.

Дети гуляют по лесу под музыку. На музыку медведя дети замирают, медведь просыпается, выбирает, кто шевелиться.

“Строим дом” муз. Красева. Упражнение на развитие моторики

Педагог: Что – то наш мишка загрустил. Может он замерз? Ребята, сейчас наверно все зверям холодно. Как вы думаете, что можно для них сделать. А давайте построим большой дом для всех зверей? (Берут палочки у медведя, встают в круг)

“Целый день стук, да стук раздается звонкий стук (стучат палочками по полу)
Молоточки стучат – это домик для зайчат (палочка о палочку, правой по левой)
Молоточки стучат – это домик для бельчат (палочка о палочку, левой по правой)
Этот дом для белочек, это дом для зайчиков
Этот дом для девочек, (гладим палочкой правой по левой)
Этот дом для мальчиков (гладим палочкой левой по правой)
Вот какой хороший дом мы в нем славно заживем (катаем палочки в ладошках)

Возвращают палочки медведю, пусть мишка укладывается на зимнюю спячку.

Танец “Домик” Развитие музыкально – ритмических навыков.

Педагог: Дом готов, будем веселиться и плясать.

Логопедическая гимнастика.

Педагог: Вот новый дом и готов… (подходят к домику).

– Вытянул мишутка губки, удивляется малютка (“рупор” упражнение для укрепления круговой мышцы рта).

– Зайка домик увидал, зайка губку облизал, что-то там залопотал (“болтушка” – для выработки подъема языка, развитие гибкости ми подвижности его передней части).

“Труба” Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний (текст пропеваем).

Педагог: Зашли звери в дом, затопили печку, чтобы пирогов испечь на новоселье. Повалил дым из трубы…

– Ба – ба – ба, на крыше есть труба (провести от середины лба к вискам – 7 раз)
– Бу – бу – бу, надо чистить трубу (кулачком провести по крыльям носа – 7 раз)
– Бы – бы – бы – валит дым из трубы (растереть уши)

“Хитрый мышонок”

Педагог: За теплой печкой спрятался мышонок, который грызет сухарик.

“Мышонок за печкой сухарик грызет (трем ноготками друг о друга)
К мышонку крадется на цыпочках кот (изображаем лапки кота)
Крадется – 5 раз (глиссандо)
Крадется на цыпочках кот (мягкие лапки)
И говорит понарошку: (пальчиками побегать по руке)
Ну дай от сухарика крошку (просят ладошками)
Ну, дай мне – 5 раз (глиссандо)
Ну дай от сухарика крошку (мягче)
Мышонок в ответ: “Не мешай-ка, (выбрасывать пальчики из кулачков)
Ловил бы мышей, (из кулачка высунуть мизинец, хвостик, “трясем” хвостиком)
Попрошайка” (выбрасывать пальчики из кулачков)
Ловил – бы – 5 раз (“трясем” хвостиком)
Ловил – бы мышей, попрошайка, (выбрасывать пальчики из кулачков, постепенно кладем руки на колени).

Песня “А ну, снежок” (муз. Д. Львова – Компанейца)

Педагог: А сейчас всех зовем на новоселье, начинается веселье…

(Узнать песню по вступлению, продолжать разучивание песни, добиваться чистого, аккуратного исполнения.)

Игра “Строим дом” на музыку “Бай – качи” (развитие танцевального творчества у детей).

Педагог: Ну, вот и пришло время порадоваться нашим зверушкам, что у них такой теплый дом и надежные друзья… (надеть шапочки зверей: медведя, белочки, зайчика, лисы).

“Строим дом, строим дом, чтобы звери жили в нем,
Поскорее выбегай, кого хочешь, выбирай”

Релаксация (любая спокойная, расслабляющая музыка).

Педагог: Как хорошо и весело живется всем зверушкам в нашем домике. Мы поиграли, и потанцевали, а теперь пришло время отдохнуть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: