Фантазируем, играем и звук Л мы закрепляем

Игры на автоматизацию звука “Л”

“Превращалка”
В самолет я превращаюсь,
Плавно крыльями качаюсь.
(Качаемся, расставив в стороны руки.)
Если в верхние зубки язык упирается,
(Ставим на верхние зубки язычок.)
Гул самолета у нас получается: “ЛЛЛЛ”.

“Театр”
Скажи, как “Удивляшкин”: “ЛА-ЛА-ЛА”.
Скажи, как “Боякин”: “ЛО-ЛО-ЛО”.
Скажи, как “Злюкин”: “ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ”.
Скажи, как “Грустяшкин: “ЛУ-ЛУ-ЛУ”

“В ладоши хлопай!”
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Л услышать сможешь!
Лапа, лук и крокодил,
Лыжи, лампа и ходил,
Солнце, ветер и луна,
И зима, и холода.

“Веселый металлофон”
“Про дела”
Ла-ла-ла – у меня с тобой дела.
Лу-лу-лу – много пыли на полу.
Лы-лы-лы – будем мыть с тобой полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Ла-ла-ла – мы закончили дела!

“Про котика”
Ал-ал-ал – котик молоко лакал.
Ол-ол-ол – котик наш залез под стол.
Ул-ул-ул – уронил наш котик стул.
Ил-ил-ил – котик молоко разлил.

“Мы со слогами играем”
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Ла-ла-па-па,
Получилась ЛАПА.
Лы-лы-жи-жи,
Получились ЛЫЖИ.

Пальчиковая игра “Пальчики-помощники”
Ну-ка, пальцы,
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.)
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
ЛЫ-ЛО-ЛА,
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Лыжи, ложки и пчела,
(Загибаем пальчики на другой руке.)
ЛА-ЛУ-ЛЫ,
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Лампы, лужицы, столы,
(Загибаем пальчики на другой руке.)
ЛУ-ЛЫ-ЛО,
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Луковка, малыш, стекло.
(Загибаем пальчики на другой руке.)

“Волшебник”
Взрослый предлагает менять в слове букву или слог, чтобы получилось другое слово.
Лак-лапа-лапка-лапки.
Мила-пила-пилка.

Игра с Петрушкой “Путаница”
Гнездо вило ласточку.
Крошки клевали голубя.
Лук поливал Клаву.
Молоко лакает кошку.
Лодочка плывет на Славе.

“Все, что знаем, называем”
“Части тела”
Когда части тела мы называем,
(Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.)
То четко ЛЛЛ мы повторяем.
(Протяжно произносим звук)
Волосы, лоб, локоток и глаза .
(Показываем части тела на себе.)
Ты молодец, я знала всегда!

“Посуда”
Если посуду мы называем,
(Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.)
То четко ЛЛЛ мы повторяем.
(Протяжно произносим звук)
Половник, солонка, вилка и ложка,
(Загибаем пальчики.)
Ты только старайся, это не сложно!

“Что здесь лишнее?”
“Инструменты”
Мы инструменты сейчас вспоминаем,
(Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.)
То четко ЛЛЛ мы повторяем.
(Протяжно произносим звук)
Молоток, плоскогубцы, стул и пила .
(Загибаем пальчики.)
Ты молодец! Я знала всегда!
Ты слушал внимательно?
Отгадай, что здесь лишнее?
Называй!

“Мебель”
Мебель мы дружно называем,
(Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.)
То четко ЛЛЛ мы повторяем.
(Протяжно произносим звук)
Слушай внимательно и отгадай,
Что здесь лишнее?
Называй!
Стол, стул, одеяло и кресло .
(Загибаем пальчики)
Ты отгадал?
Мне интересно!

“Дикие животные”
Диких животных мы вспоминаем,
(Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.)
Четко ЛЛЛ мы повторяем.
(Протяжно произносим звук)
Белка, лось, лошадь и волк!
(Загибаем пальчики.)
Кто же здесь лишний?
Узнать удалось?

«Мы со звуком [Л] играем…» Автоматизация звука «Л» с использованием игровых приемов и с участием родителей

Ирина Дмитриевна Герасименко
«Мы со звуком [Л] играем…» Автоматизация звука «Л» с использованием игровых приемов и с участием родителей

1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].

2. Закрепить умение правильно произносить звук [л] в слогах, в словах, в предложениях.

3. Закрепить у детей понятия «звук», «слог», «предложение».

4. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речевое дыхание, ритм, силу голоса.

5. Формировать положительную установку на занятие, умение работать совместно с родителями.

Оборудование: презентация к занятию, указка для показа, массажные мячики и коврики, элементы буквы «Л», карточки с буквами для игры «Живые буквы», игра «Составь предложение по картинкам», заготовки для выкладывания схемы предложения, смайлики (весёлые и грустные) по числу присутствующих.

Логопед: Ребята, сегодня в гости к нам пришли наши родители. Давайте их поприветствуем.

Дети выполняют упражнение на согласование речи с движением.

Здравствуй солнце золотое. (Показываем ладонь с раскрытыми пальцами)

Здравствуй небо голубое. (Поднять руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок. (помахать руками вверху)

Здравствуй маленький дубок. (Большой палец левой руки приставить к основанию раскрытой правой ладони)

Мы в Осетии живём, (поочерёдно касаемся всеми пальцами большого пальца)

Мы вас всех приветствуем. (развести руки в стороны)

Вы все ходите в одну группу, значит вы кто?

Дети выполняют упражнение для правильного дыхания с массажными мячиками (на каждое слово сжимать мячик)

Я в друзьях души не чаю,

Я со всеми дружно играю, (сменить руку)

Читайте также:
Звук Ж - конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Каждому другу руку пожму

Каждому другу привет пошлю.

Логопед: Что вы как друзья делаете в группе, на участке?

Дети: Мы играем.

Логопед: И я предлагаю вам поиграть. Хотите?

Игра «Что я сказала?» (закрепить у детей понятия «звук», «слог», «предложение»)

Логопед: А теперь поиграем со звуками.

Игра «Разные звуки» (изолированное произношение разных звуков)

Логопед: Как шипит змея?

Логопед: Как капает вода с крана?

Логопед: Как жужжит жук?

Логопед: Как звенит комарик?

Логопед: Как летит самолёт?

Логопед: Предлагаю на своих самолётах полететь в полёт.

Физминутка «Самолёт»

Руки в стороны — в полёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. – Бегут на свои рабочие места, произнося звук «Л».

Логопед: Как в тетрадке мы обозначаем звук?

Дети: Звук мы обозначаем буквой.

Логопед: Выложите букву «Л». Кто может рассказать о звуке «Л»? Кто знает, как мы его произносим?

Дети: Звук «Л» – согласный, не поётся, звонкий, бывает твёрдым и мягким, в словах стоит в начале, в середине и в конце слова.

Дети: Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Зубки мы открыли,

Парусом язык сложили.

Воздух носиком вдыхаем,

Длинный ветерок пускаем.

Струйку воздуха не рвём,

«ЛЛЛ» подольше тянем.

Логопед: А чтоб наш язычок умел хорошо произносить звуки, что мы делаем?

Дети: Мы делаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» с элементами биоэнергопластики (стоя у рабочих мест).

Логопед: Молодцы, я уверена, что теперь вы правильно произнесёте все слоги! А в этом нам помогут пальчики, разомнём их.

Упражнение «Вот помощники мои»

Вот помощники мои, (показывают ладони)

Их, как хочешь, поверни.

И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак. (поворачивают ладони)

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопают)

Не сидится им опять. (встряхивают кистями рук)

Постучали, повертели (движения по тексту)

И работать захотели. (потирают руки)

Произнесение слогов со звуком «Л»по методике Архиповой: ла, лу, ло, ли, лы, лэ. Слоги произносятся с соответствующими движениями пальцев рук на колючих ковриках.

Логопед: А теперь закройте глаза и послушайте стихотворение. Запомните слова со звуком «Л».

На лугу под лопухом

У лягушки летний дом.

А в болоте лягушачьем

У неё большая дача.

Дети называют слова с заданным звуком.

Логопед: Давайте укрепим своё здоровье.

Дети выполняют упражнение «Неболейка»

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. (поглаживают ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком. (прикладывают ко лбу ладони «козырьком»)

Вилку пальчиками сделай,

Массируй уши ты умело.

Знаем, знаем – да-да-да! –

Нам простуда не страшна (потирают ладони)

Логопед: Вот теперь, когда мы все здоровы, поиграть хотите?

Игра «Живые буквы»

(Дети составляют слова из трёх букв, читают их)

Логопед: А предложение составить сможете?

Игра «Составь предложение по картинкам»

(Дети составляют предложения из слов, произносят их)

Логопед: А теперь придумайте предложение по картинке.

Дети: Дети пилят дрова пилой.

Логопед: А вы игру «Пила» знаете?

Игра «Пила»

Дети в кругу стоят, взявшись правыми руками по парам, имитируют движения пилой,говорят:

Запилила пила, отпилила кусок,

Налетела на сучок, лопнула и стала

Логопед: Ребята, а вы знаете, какая чистоговорка спряталась на картинке? Произнесите тихо, громко, только девочки, только мальчики.

Осторожно, лыжник – на лыжне булыжник.

Логопед: Сегодня к нам пришли наши мамы. Какие они у вас? Придумайте слова со звуком «Л».

Дети придумывают слова-определения: ласковая, весёлая, ловкая, лучшая, умелая, молодая и т. д…

Логопед: Ребята, скажите маме самые заветные слова.

Дети: Я люблю тебя!

Логопед: А мамы как говорят своим детям?

Родители: Я люблю тебя!

Логопед: Предлагаю вам, ребята,пригласить своих мам и выложить предложение: Я люблю тебя.

Каждый родитель совместно со своим ребёнком

выкладывает схему предложения: Я люблю тебя.

Логопед: Молодцы. Наше занятие окончено. И сейчас мы попросим наших мам оценить наше занятие. Если вам всё понравилось, возьмите весёлый смайлик, если вам не понравилось – грустный.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях Рубрика «Дошкольное образование» Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях. Музыкальный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] с использованием метода биоэнергопластики» Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Цели: 1. Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать.

Читайте также:
Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] с использованием элементов логоритмики» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш с использованием элементов технологии логоритмики» Цели:.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах, словах» с использованием пособия «Путешествие пальчиков» ЦЕЛИ: -Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л]. -Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] с использованием игр с песком» Конспект организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему: «Автоматизация звука [л]». Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект музыкального занятия в старшей группе с участием родителей «Мы играем, способности развиваем» Художественно – эстетическое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Квест-технология с использованием круга Луллия. Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [с]» Коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и личности детей в целом в игровой форме. Квест — это развлекательная.

Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет «Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет» Согласно исследованиям, поведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на педагогическом совете. Воспитатель: Димова Л. И. Тема: «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических.

Дидактические игры с движениями на занятиях по автоматизации звука “Л”

Разделы: Логопедия

Классы: д/с , 1

Коррекция звуковой культуры речи у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда как в дошкольных учреждениях, так и в школьных. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать ребят, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. К сожалению, у большинства воспитанников отмечается соматическая ослабленность, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

На своих занятиях я стараюсь соединять логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводит к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Почему это происходит? Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, это помогает ему гармонично развиваться. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Приведу примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

1. “Звуковые дорожки”. Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

Как белке попасть в дупло, волку в логово, а лягушке – на болото? Как лосихе помочь найти своего лосенка, а слонихе – слоненка? Как Золушке попасть на бал? Используем наглядный материал. А также изготавливаем “кочки”. Это могут быть цветные геометрические фигуры, обведенный след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

2. Игры – “ходилки”. Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Разложить на полу картинки (игрушки). Варианты заданий:

  1. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежда и т.п.), но произносить слова нужно четко.
  2. Ребенок, наступая на картинку, называет слово во фразе: “Я встал на лодку”, “Я встала на лыжи” и т.п.
  3. Назови и посчитай. Картинки повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Один осел, два осла, три осла”.
  4. Подойди и назови. Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от Луны, под лопатой, между столом и стулом и т.п.)”.
  5. Угадай по описанию и подойди к картинке (игрушке): съедобный, горький (лук); металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); деревянный, глубокий, с водой (колодец); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло) и т. п.
    Назови предмет правильно. Назови его ласково.
  6. Игры “Желтый – голубой”, “Алый – белый”. Соответствующие цветам игры заготовки-кочки (можно вырезать из картона) располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к цветной “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик”.
Читайте также:
Тестовая речевая карта

Лексический материал: халат, блузка, платье, колготки, плащ, галстук, колпак, футболка, лампа, луковица, яблоко, пастила, мармелад, ландыш, флоксы, фиалка, пенал, полка, заколка, скакалка, одеяло, закладка, пластилин, флаг.

3. Игра “Сделай как я”. Логопед выполняет (или имитирует) определенное действие (например, топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

4. Игра “Около”. Логопед выкладывает картинки на полу в ряд, где по горизонтали 6–8 картинок и по вертикали 6–8 картинок. Ребенок и логопед (или двое – трое детей) по очереди произвольно выбирают две картинки, про которые можно сказать так: “Около лодки – весло” и одну из названных картинок переворачивают. Перевернутая картинка в игре уже не участвует. Игра заканчивается, когда нельзя будет применить фразу “Около…”. Побеждает тот, кто сделал последний ход.

Детям нравится называть героев сказок и мультфильмов: Алладин, Балу, Белоснежка, Волк, Колобок, Колыван, Лунтик, Лосяш, Малыш, Соловей-разбойник, Карлсон, Халк, Черепаха Тортила, Шалтай-Болтай, Золушка, Русалочка. Подобные картинки можно найти на интернет-ресурсах.

5. Игра “Вагончики”. Сказочные герои со звуком [Л] хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

6. Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

Лексический материал: 1) плащ, платье, халат, калоши; 2) половник, лупа, ложка, вилка; 3) белка, волк, лось, лама; 4) клоп, акула, лосось, плотва; 5) колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; 6) лопата, полка, пила, молоток; 7) мармелад, мел, шоколад, пастила; 8) лодка, полочка, стол, стул; 9) салфетница, салатница, солонка, салат; 10) футболка, пилотка, блузка, колготки; 11) велосипед, теплоход, самосвал, лодка.

7. Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

8. “Что с чем дружит?” Выложить картинки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу. Школьнику можно предложить карточки со словами. Ребенок ищет пару, называет слова, объясняет свой выбор: “Шило дружит с пилой, это инструменты”.

Лексический материал: шило и пила, кукла и юла, салат и колбаса, ложка и вилка, лошадь и седло, лодка и велосипед, платье и плащ, стол и стул, лук и свекла, ландыш и лотос, голубь и дятел, ласточка и соловей, лампа и лампочка, пастила и шоколад, волк и белка, акула и лосось, ласты и водолаз, блокнот и фломастер, мыло и мочалка.

Читайте также:
Литературный праздник по произведениям К.И. Чуковского: В гостях у дедушки Корнея

9. Игра “Повтори, не ошибись”. Текст чистоговорки или считалки сопровождается движениями головы, рук, ног, туловища. Ребенок повторяет слова и движения за логопедом. Движения каждый раз меняются. Выполняется в разном темпе в зависимости от произносительных возможностей ребенка. Образец:

Слова Движения
Раз – колол полено Коля.
Два – вязала блузку Оля.
Три – Нил яблони сажал.
На четыре – он устал.
Пять – ходил на лыжах Толя
Шесть – зашила платье Поля.
Семь – на полке были булки.
Восемь – золото в шкатулке.
Девять – лужа на Луне.
Десять – снилось это мне.
Правая рука на пояс.
Левая рука в сторону.
Правая рука на правое плечо.
Левая рука на левое плечо.
Круговые вращения локтями.
Правая рука вверх.
Левая рука вверх.
Хлопок в ладоши над головой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Подпрыгнуть на месте на двух ногах.
Слова Движения
Раз – лакал кот молоко.
Два – олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять – стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять – квакнула лягушка.
Топнуть левой ногой.
Руки вытянуть перед собой.
Круговое движение руками перед собой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Наклон туловища вниз, достать ладонями до пола.
Руки в стороны.
Топнуть правой ногой.
Наклоны туловища влево и вправо.
Два хлопка в ладоши перед собой.
Присесть и встать.

10. Задание “Расскажи стихотворение и покажи движения”.

Слова Движения
Позвала я Клавочку
Посидеть на лавочке.
Прилетела галочка,
Села возле Клавочки.
Согнуть руки в локтях ладонями к себе.
Погладить ноги ладонями, сесть ровно, напрячь верхнюю часть туловища.
Скрестить руки на груди, махи кистями.
Расслабить верхнюю часть туловища: плечи опущены, руки висят вдоль туловища.

Слова Движения
“Есть внутри вулкана лава!” –
Доложил Павлуше Слава.
Выбрасывать и разжимать кулаки вверх на каждое слово.
Вытянуть напряженные руки вперед.

11. Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

12. Игры с перекидыванием или перекатыванием мяча.

А) “Отвечай-ка”. Ребенок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

Б) Исправь ошибку Незнайки (или “Небылицы”).

Лексический материал: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

Литература.

  1. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ГНОМ, 2014.
  4. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. : ГНОМ, 2011.
  5. Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. – М. : ВАКО, 2011.
  6. Двигательные способности человека / Романенко В.А. – Донецк: УК Центр, 1999.

Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках с помощью моделирования

Автоматизацию звука Л в словах следует проводить после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

Просите ребенка произносить ЛА-ЛА-ЛА (прикусывать кончик языка) и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ЛА-ЛА-ЛА; ЛО-ЛО-ЛО; ЛУ-ЛУ-ЛУ; ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ; АЛ-АЛ-АЛ; ОЛ-ОЛ-ОЛ; УЛ-УЛ-УЛ; АЛА-АЛО; АЛУ-АЛЫ-УЛА-ЫЛА; ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ; ВЛА-ВЛО-ВЛУ-ВЛЫ ит.д.

Обязательно при произношении слогов прикусывайте кончик языка!

Читайте также:
Где получить специальность логопед, профессию логопеда

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука Л проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука Л (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук Л в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

1. Автоматизация звука Л в начале слов:

  • лак, лапа, лавка, лампа, лама, лайка, лапоть, ластик;
  • ландыш, ласточка, лом, лось, лошадь, локоть, локон, лотос;
  • логово, лодка, ложка, луг, лук, луч, лупа, лужа;
  • лунка, лучник, луковица, лыжи, лыжник, лапша, ладья , лакей;
  • ладонь, лангуст, ладоши, лаванда, лото, лопух, лоток, лопата;
  • лосенок, лосиха, луна, луноход, лукошко, лужок, лачуга, локомотив.

2. Звук Л в середине слов:

  • пила, юла, скала, пчела, булавка, салат, халат, палатка;
  • водолаз, село, солома, соломинка, болото, колодец, калоша, талон;
  • кулон, одеколон, солонка, бензоколонка, котелок, малыш, полынь, булыжник;
  • школа, коала, акула, шиншила, кобыла,жало, сало. мыло;
  • одеяло, пугало, колос, волосы, голова, булка, наволочка, голубь;
  • зажигалка, мочалка, скакалка, скалка, соковыжималка, иголка, елка, белка.

3. Автоматизация звука Л в конце слов:

  • бокал, пенал, шакал, мангал, кинжал, вол, кол, стол;
  • гол, футбол, укол, баскетбол, стул, зал, оскал, пьедестал.

Можно закреплять звук Л , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Л (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало лампы, не стало стола и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Л, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, лампа, лапа, рак, лук. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука Л).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, лапа — много лап, белка — много белок, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЛОЖКА, к маленькому — ЛОЖЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — ложкА, но две, три, четыре -ложкИ, пять — ложЕК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

  • Карточки для Игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках будут интересным занятием взрослого с малышом.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ы)

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. А можно распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:
  1. Автоматизация звука Л в словосочетаниях
  2. Автоматизация звука Л в предложениях
  3. Звук Л в чистоговорках
  4. Стихи на звук Л
  5. Тексты на звук Л
  6. Раскраски для автоматизации звука Л
  7. Домашние задания для автоматизации звука Л
  8. Улитки на звук Л
  9. Скороговорки на звук Л
  10. Артикуляционная гимнастика
  11. Биоэнергопластика
  12. Кинезиология
  13. Автоматизация звука Р
  14. Дифференциация звуков
  15. Автоматизация свистящих звуков
  16. Автоматизация шипящих звуков
  17. Развитие речи
  18. Обучение грамоте
  19. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения.

Артикуляционная гимнастика для звука Л: упражнения для детей и взрослых

Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Читайте также:
Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Читайте также:
Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Автоматизация звука [Л] в словах, стихах и предложениях – речевой материал

В 5-6 лет ребенок должен уже освоить сложные сонорные звуки, к которым относится [Л]. У детей могут возникать сложности с этим, поэтому важна комплексная работа логопеда. Учитывайте, что звук намного проще поставить, чем корректировать. Автоматизация звука Л предполагает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации.

При верном артикулировании [Л] органы принимают следующую позицию:

  • Губы приоткрыты, нейтральны.
  • Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.
  • Задняя часть спинки языка поднята, средняя часть – опущена.
  • Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло.
  • Воздух на выдохе проходит по бокам языка.
  • Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).

Автоматизация звука Л в слогах

Автоматизировать фонему нельзя, пока ребенок не научится произносить ее изолированно. Важно подготовить мускулатуру речевых органов с помощью специальных упражнений перед закреплением. Звуки, которые смешиваются ребенком при разговоре, автоматизируются отдельно на разных занятиях.

Автоматизация Л в прямых слогах:
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

В обратных слогах:
АЛ – АЛ – АЛ – АЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ
УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

В интервокальных слогах:
АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ
УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ
ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ
ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – УЛУ

Со стечением согласных:
КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ
СЛУ – СЛА – СЛЫ – СЛО
ФЛО – ФЛУ – ФЛА – ФЛЫ
ХЛЫ – ХЛА – ХЛО – ХЛЫ
ПЛЫ – ПЛУ – ПЛО – ПЛА

Автоматизация звука Л в словах

Необходимо быстро переходить от закрепления фонемы в слогах к словам. В словах Л окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Слова помогают закрепить фонему в различных позициях, создать необходимые артикуляционные шаблоны.

Автоматизация Л в начале слова

  • лак, лаз, лапа, лама, лавина;
  • лом, лоб, лодка, ложка, ловушка;
  • луч, лук, лужа, лунка, луковица;
  • лыжи, лыко, лыжник.

В середине слова

  • калач, салат, палата, булавка;
  • полы, голы, каналы, волы;
  • болото, калоши, молоток, колобок, колодец;
  • голубь, палуба, тулуп, каблук, блуза;
  • алмаз, алфавит, галка, халва.

В конце слова

  • зал, бал, спал, упал, канал;
  • пол, кол, угол, футбол, сокол;
  • пел, дятел, мел, хотел, Павел;
  • жил, выскочил, выносил, вытащил;
  • качнул, мускул, стукнул, ущипнул;
  • котёл, пошёл, козёл, шёл;
  • гонял, мял, менял, таял, снял, поднял.

Слова с двумя звуками [Л]

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных

Глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Автоматизация звука Л в предложениях

Ребенку необходимо контролировать правильность произношения [Л], а также передавать суть высказывания.

Читайте также:
Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Приведем для примера несколько предложений:

  1. «Слава пьет молоко», «Алла ела яблоко», «Володя будет пилотом» (из трех слов).
  2. «Владик уехал в колхоз», «У лайки – белые лапы», «Лось убежал от волка», «По волнам плывет плот», «Стул упал на пол», «У Золушки шелковое платье» (из четырех слов).
  3. «Клава покупала свеклу и молоко», «Золушка подметала и мыла полы», «Слава плавал на плоту по Волге», «На полу Клава нашла булавку», «Мила мыла пол в классе» (из пяти слов).
  4. «Клубок упал со стула на пол», «Алла купила алычу, а Володя – клубнику», «В чулане на полке стоял кувшин», «Волшебница помогала Золушке поехать на бал» (из шести слов).

Автоматизация Л в текстах

Для работы выбираются тексты небольшого объема, которые обогащены отрабатываемой фонемой.

  1. Текст «Шалун»:
    «У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
  2. Текст «Дятел»:
    «На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу».

Автоматизация Л в стихах

После того, как ребенок научится без ошибок произносить фонему в словах, насыщенных ею фразах и предложениях, нужно начинать закрепление в стихотворениях. Для логопедических занятий желательно подбирать стихи, которые не содержат оппозиционные звуки [Л’] и [Р]. Также нужно подбирать те произведения, которые понятны ребенку и соответствуют его уровню общего развития.

Для примера приведем несколько стихотворений:

  1. «Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел.
    А вот белка не тела,
    Белой белка не была».
  2. «Клава ловко лук полола,
    Мыла пол и полки Лала,
    Пыль Володя выбивал,
    Гвозди Валя забивал,
    Коля весело пилил,
    Анатолий вилки мыл,
    Ну, а маленькая Света,
    Ела сладкие конфеты».
  3. «В полнолуние под елкой
    Волк завоет на луну.
    Нет оленя, белки, телки –
    Плохо, голодно ему».
  4. «Молоток стучал, стучал,
    Гвозди в доску загонял.
    Колотил он с толком –
    Получилась полка».

Правильное проговаривание речевой единицы демонстрируется педагогом, после чего ребенок должен ее повторить. Если он совершает ошибку, то специалист должен поправить его и попросить повторить снова. Это важно, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного.

Логопедическое занятие должно проходить в игровой форме, поэтому можно использовать различные картинки, визуализирующие автоматизируемый звук. Важно объяснить ребенку, почему нужно правильно разговаривать. В этом процессе крайне важна роль родителей, которые должны следовать рекомендациям логопеда и повторять занятия дома

Методическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста.

Анна Сугак
Методическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста.

Данное методическое пособие предназначено для занятий с детьми 1,5 – 3 лет. Упражнения помогут развить слуховую память малыша, улучшить фонематическое восприятие, скоординировать мышцы речевого аппарата, расширить словарь, сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной.

Методическое пособие посвящено основным закономерностям развития детской речи, содержит практические рекомендации по тому, как день за днем стимулировать умения и навыки малыша, как играть с ним и разговаривать.

Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышле­ния, зрительно-моторной координации. Адресовано детям раннего возраста и их за­интересованым родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психоло­гами, воспитателями.

В процессе занятий дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению, предмету или живому существу. Главная задача воспитателя заключа­ется в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл. За­нятия обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем

Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома «че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Актуальность: овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его лично­сти. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое выска­зывание.

Читайте также:
Конспект: Заучивание стихотворения 'Куда пропал снег' с помощью мнемотаблиц

Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.

Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.

Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Формировать навыки звукового анализа.

Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.

Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Ми­нистерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Состав­лена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенство­вать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Планируемые промежуточные результаты освоения методического пособия у детей раннего возраста совпадают с итоговыми результатами реализуемой программы в детском учреждении. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

Актуальность: формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основ­ных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Развитие речи у детей является одной из задач обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить рече­вое высказывание.

Цель: усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных.

Задачи: развитие грамматического строя речи у детей.

Учить грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Формировать навыки звукового анализа.

Структура занятия: продолжительность упражнений — 5—10 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности упо­требления других грамматических форм.

Основные методы работы:

Артикуляционная гимнастика, упражнения для губ;

Упражнения на развитие речевого дыхания;

Пальчиковые игры, потешки;

Игры на развитие фонематического и физического слуха;

Динамические упражнения для языка.

Обоснования категории обучения и противопоказания на участия в играх: методика развития речи содержит работу по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении у детей ясельной группы. Типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.

По данному пособию рекомендуется работать как в групповых формах так и в индивидуальных занятиях.

Ответственность всех участников образовательного процесса: отличитель­ной чертой данного пособия является то, если выявляется ошибка. То она носит ин­дивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к ис­правлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму в течение года.

По данному пособию можно проводить как групповые так и индивидуальные формы работы.

Реализация программы: воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из названных форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы – задания, в словесной форме.

Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обуче­ния, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.

Срок обучения: данное пособие рассчитано на учебный год в детском саду.

Адресат: настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Ми­нистерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Состав­лена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

Ожидаемый результат: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки существующие в речи детей, совершенство­вать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Методические рекомендации: воспитательные воздействия должны проводить­ся постоянно и направляться на все стороны нервно — психического развития. Только при всестороннем развитии у детей будет своевременно формироваться речь.

Презентация «Дорожная азбука» Здравствуйте, хотелось бы предложить для просмотра мультимедийное пособие “Дорожная азбука”. Предназначена для детей раннего возраста, хотя.

Это авторское учебно-методическое пособие для детей раннего возраста. “Игрушки” – это авторское учебно-методическое пособие для детей раннего возраста. Оно направлено на ознакомление с произведениями А. Барто,.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: