Если ребёнок имеет трудности при письме под диктовку

Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать

Учитель снова и снова делает замечание о том, что ребенок невнимательный, рекомендует дома больше писать под диктовку. Ответственные родители стараются помочь своему школьнику. Но нелепые ошибки повторяются снова и снова, а вместо успехов в улучшении письменной речи получают слезы ребенка от неудач, отрицательное отношение к письму, проблемы с самооценкой у ребенка и потерю мотивации к процессу письма.

Чаще всего такая проблема в полной мере проявляется, когда ребенок идет во 2 класс. Хотя ошибки можно заметить уже в последней четверти первого класса. Когда дети, изучив азы письменной речи, переходят к упражнениям, которые требуют большей скорости письма.

К огромному сожалению, школьные логопеды зачастую не используют нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения в школе. И не ставят диагноз «дисграфия» при подобных трудностях. А значит ребенок не получает должную помощь и проблема перерастает в дизорфоргафи.

А подобные трудности в последние годы все чаще и чаще встречаются у детей, у которых в целом нет проблем с развитием психических функций, у детей с высоким уровнем интеллекта. Например, родители сталкиваются с тем, что ребенок «не может сконцентрироваться на выполнении задания», «считает ворон на уроке», «додумывает слова при чтении».

И вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть такие трудности педагоги и логопеды дают совет родителям больше писать, больше читать, лучше воспитывать и построже относиться к выполнению домашних заданий.

Почему ребенок пропускает буквы?

Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.

Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:

  • Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.

Важно: Родителям важно знать, что для поддержания работоспособности, детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важна мотивация. Поскольку зоны мозга отвечающие за волу сформированы не окончательно, ребенку должна быть интересна деятельность, для поддержания должного уровня внимания. Другими словами ребенку гораздо труднее, чем взрослому делать что-либо, тогда когда «надо», но не интересно.

  • Переработка кинестетической информации – переработка информации от двигающихся органов при письме (графических движений). Эти операции производятся в переднее-теменных отделах мозга. При нарушениях работы этого звена могут наблюдаться такие трудности при письме, как путаница в буквах, схожих по написанию (у-и, ш-щ, ж-х).

  • Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
  • Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • Серийная организация движений.
  • Программирование и контроль акта письма.

За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.

Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:

— Ребенок пропускает буквы (слоги) или их элементы, или наоборот вставляет лишние.

— Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.

— Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»

— Пишет слитно слова.

— Забывает поставить точку в конце предложения.

(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)

Учимся не пропускать буквы

Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.

Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений). ⠀

  1. «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀
  2. «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.⠀
  3. «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.
  4. «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке. ⠀
  5. «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.
  6. «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀
  7. «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.
  8. «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева. ⠀
  9. «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей) в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀
  10. «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.
  11. Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25. Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно, Приложение каждый раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.
  12. «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.
Читайте также:
Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы

Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!

Дисграфия у детей

Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией?
Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей

Понятие дисграфии как нарушения письменной речи

В одной из предыдущих статей мы разбирали тему дислексия.
Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России, получая начальное образование, более тридцати процентов учеников младшей школы имеют это отклонение, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать пути преодоление такой проблемы.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором делаются очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.

Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои примеры ошибок, допускаемых детьми.
Можно выделить следующие формы дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • Аграмматическая
  • Дисграфия, связанная с невосприятием языкового анализа и синтеза

Симптомы дисграфии у ребенка

Фонемное восприятии

Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого фонемного восприятие.
Занимающийся при письме, заменяет вместо одних другими буквы, обозначающие похожие звуки.
Например замены парных согласных «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

При акустической дисграфии нет нарушений со слухом и устной речью

Ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков.
Фактически это сочетание вместе акустической с фонематической дислексией.
Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое нарушение речи

Отмечаются трудности проговаривать текст, который прочитан и обусловлен несформированностью речи.
Школьник пишет и произносит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов.
Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать правильно что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число).
Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член грамматического предложения или нарушает правила их последовательности).
Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

В данном случае детский мозг путает визуально похожие буквы.
Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки.
Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот.
Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто.
Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет.
Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова.
Существуют также сложности в определении границ предложения.

Читайте также:
Логопедическое обследование безречевых детей

Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ?
Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности письма
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам.
Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее.
Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.

Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!

Как и за процессом развитие их питомца в целом.
Все, что требуется от педагогов, — это вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?

Как этого не сделать?

Диагностика нарушения дисграфии у логопеда

К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз и поэтому обратитесь медицинский центр.
Необходимо проведение процесса речевого анализа письменной грамматики.
Придется пройти диагностику и обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?

Работа по коррекции дисграфии с логопедом

Любой врач скажет Вам, что самолечение недопустимо, и это действительно так.

В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.

Следует приготовиться к тому, что процесс устранения речевого нарушения и письма не будет быстрым.
Коррекционная программа выстраивается в зависимости от того каковы причины, вид нарушения и особенности возраста.
Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.

Случаи, когда необходимо медикаментозное, физиотерапевтическое лечение

Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее).
Сходные способы лечения назначается и при усугубленной дезорганизация письменной речи, приводящей к невозможности действия письма (Аграфия).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома.
Да,после консультации с логопедом и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.
Ниже приводятся упражнения для коррекции.
Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.
Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

«Лабиринт»

Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку.
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее.
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно их пересоставить.
Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с цифрами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Кроссворды

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных обозначений

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью.
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных символов.
Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог.
Пусть воспитанник проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь.
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания.
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него слова.
Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой.
Используйте эту возможность по максимуму: пусть детская психика отдохнет от русского языка, а он займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того это будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера.
Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

  • Поговорите с педагогами.
    Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
    Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением.
    Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
    Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
    Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве.
    Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что все девочки и мальчики делают с легкостью.
    При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают.
    И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
    Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет.
  • Заряжайте своё чадо только позитивной энергией.
    Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
    Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается.
    В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
    Иначе срывов избежать не получится.
    Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
    Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
    Кто, если не Вы, поддержите малыша в достижении успеха?
Читайте также:
Общее недоразвитие речи

Что важно знать о дисграфии

  • Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии.
    Поскольку ребенок сначала читает, а потом занимается письмом, то сложности, которые проявляются в чтении переносятся на проблемы в письме.
    Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет.
  • Патологии могут быть и у взрослого человека.
    Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи письма могут сохраниться у человека на всю жизнь.
    Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
  • Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом.
    Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет
    Потребуется проявить силу воли и терпение.
  • Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь.
    И даже не психическое расстройство.
    Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга.
    Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие.
    Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
  • Почерк «дисграфика» может быть непонятным.
    Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.

Группы риска по дисграфии

Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.

Поэтому врачи в первую очередь должны проводить диагностику и анализ звукопроизношения ребёнка в случае:

  • Если он из многоязычной семьи;
  • Имел ранее заболевания слухового и речевого аппарата;
  • Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
  • Поздно начал говорить;
  • Левша, которого переучили под правшу;
  • С нарушениями фонетического восприятия;
  • Имеет проблемы памяти или внимания;
  • Школьник с низким уровнем школьной готовности;
  • Пишет так, как говорит;
  • Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».

Заинтересованность ребенка в письме

Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.

Если ребенок не хочет корректировать нарушение, пренебрегает письменной работой, то на помощь придут увлекательные игры.

С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.

Развитие психических функций

Развитие психических функций поможет на начальной стадии скорректировать речевые нарушения.
Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении сложностей с речью и возникновения искажения распознавания структуры окружающего мира.
Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).

Статистика по дисграфии

Статистика по дисграфии поразительна.
Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.

В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.

Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.

Компенсация

Разумеется, нарушение обычно корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии.
Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями.
Это значит, что он может любые пробелы компенсировать чем-то другим.
То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия – это «болезнь гениев».

Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением.

В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие.

Пишет как Леонардо

Существует такое понятие, как «почерк Леонардо».
При оптической дисграфии имеет место быть явление отзеркаливания письма.
Если ребенок амбидекстр (напомню, это человек, который способен равнозначно использовать и левую, и правую руку), то он может писать справа налево (левой рукой) и/или его строчки идут снизу-вверх.
Разве это не удивительное развитие навыков ?
Несмотря на все сложности, среди амбидекстров встречается много талантливых и гениальных людей.
Именно поэтому явление отзеркаленного письма назвали в честь Леонардо да Винчи – амбидекстра, который также имел дисграфию и писал заметки в дневник левой рукой справа налево.

В заключении посмотрите видео

Пусть Ваши дети будут здоровы и счастливы! Подписывайтесь на мой блог и ждите обновлений!

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Яна Полей логопед высшей категории

  • Диагностика дисграфии
  • Лечение дисграфии
  • Коротко о главном: что такое дисграфия
  • Пять видов дисграфии
  • Предупреждён — почти вооружён
Читайте также:
Вопросы вариабельности сенсорной афазии при высоко активном правом полушарии

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или “надо просто учить лучше”, как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — “лучше учить”. А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо “дом” пишет “дон” или “том”, вместо “для” пишет “дял”, вместо “кот” — “кто”, вместо “пришёл” — “присёл”, “белка” превращается в “блка” и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: “Девочка спряталсь вдубло”. Ему продиктовали фразу: “Белочка спряталась в дупло”. На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — “отдельно”. Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что “плохо учатся”. Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из “Матрицы”, тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи “р” на “л”. И пишет вместо “рома” — “лома”, вместо “порох” — “полох”. Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать “кошун” вместо “коршун”.

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, “крабочки” — крабовые палочки.

Читайте также:
Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов (“Маша бежал”, “синяя пальто”).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Пишем красиво и грамотно: как помочь ребёнку избежать ошибок при письме?

Казалось бы, в век господства высоких технологий умение грамотно писать и излагать свои мысли отпадёт за ненадобностью. Но даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте и правильно построить предложение.

Поэтому было и остается важным и необходимым знание правил русского языка и умение применить их на практике.

Но что делать, если ребёнок постоянно пишет с ошибками? И возможно ли взрослому человеку научиться грамотному письму? О том, как научить ребёнка писать без ошибок, вы узнаете в данной статье.

Содержание:

  • Причины ошибок на письме у детей
  • Что такое дисграфия?
  • Как грамотно написать диктант: секреты педагогов
  • Учимся писать без ошибок
    • Советы для учеников начальной школы и их родителей
    • Как помочь ребёнку средних классов?
    • Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?

Причины ошибок на письме у детей

Учителя жалуются, что с популярностью гаджетов дети разучились грамотно писать диктанты и сочинения. На самом деле, проблема не только в этом.

Давайте попробуем разобраться, почему не всем детям удаётся писать слова без ошибок.

Причинами могут быть:

Незнание правил

Часто ребёнок ошибается, если не знает, как правильно пишутся те или иные слова.

В русском языке есть правила, которые предполагают традиционное написание слов, независимо от произношения. Например «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а».

Также не стоит забывать о правиле подбора проверочных слов и словарных словах, правописание которых нужно просто запомнить.

Если ребёнок недостаточно владеет этими правилами и не запоминает правильного написания слов, то ошибки на письме неизбежны.

Усталость

Пропуски букв или ошибки в окончаниях слов также возникают из-за утомления ребёнка, усталости и недомогания. Внимание становится рассеянным, и ученик допускает оплошность даже в тех словах, с правописанием которых прекрасно знаком.

Страх перед плохими оценками

Ребёнок боится получить плохую оценку за диктант или сочинение. Не может сосредоточиться на задании, отвлекается. И обязательно совершает ошибку: не дописывает слова, переставляет слоги местами.

Появление такого страха часто связано с тем, что родители слишком строги к успеваемости ребёнка.

Специфические проблемы

К ним относится леворукость, в том числе, и переученная, а также двуязычие в семье. Всё это способствует тому, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с правильным написанием слов.

Дисграфия

Зачастую ошибки на письме связаны с тем, что ребёнок страдает дисграфией.

Подробнее об этом нарушении вы узнаете в следующем разделе.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это нарушение письменной речи, которое характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками. Дисграфия связана с недоразвитием определённых зон головного мозга. Поэтому ребёнок не владеет навыками анализа и синтеза речи.

По данным 2018 года, около 37% российских школьников страдают дисграфией.

Какие ошибки свидетельствуют о дисграфии:

  • пропуски букв и целых слогов в словах;
  • добавление лишних букв в слова;
  • замены букв, похожих по написанию;
  • зеркальное отображение букв;
  • слитное написание слов;
  • неправильное согласование слов;
  • неразборчивый почерк.

Коррекцией этого нарушения занимаются логопед и невролог. В сложных случаях применяется также и медикаментозная терапия.

Как грамотно написать диктант: секреты педагогов

Многие родители озабочены вопросом – как научить ребёнка писать диктанты без ошибок? Ведь тексты под диктовку начинают давать ученикам уже в начальной школе.

Учителя раскрывают секреты успешного написания диктантов.

Секрет №1. Развивайте мелкую моторику, тренируйте пальцы рук

Полезны занятия лепкой, аппликацией, пальчиковые игры. Они способствуют развитию умения красивого и аккуратного письма.

Секрет №2. Важна регулярность

Чтобы чему-то научиться, необходимо как можно чаще практиковать это действие. Это касается как вождения автомобиля, игры на музыкальном инструменте, так и умения грамотно писать.

Возьмите за правило писать с ребёнком два диктанта в неделю. Сложные слова повторяйте для него 2-3 раза.

Не акцентируйте внимание на неправильном написании, подчёркивая ошибки красной ручкой. Лучше занесите трудное слово в словарик и повторите с ребёнком правило, которое поможет написать это слово правильно.

Секрет №3. Правильно оформленное рабочее место

Место, где ребёнок учит уроки, должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью.

Также важно научить сына или дочь правильно сидеть за столом с прямой спиной и держать тетрадь под углом 45 градусов.

Если ребёнок сидит в неудобной позе, возникает избыточное мышечное напряжение, что ведет к быстрой утомляемости.

Читайте также:
Пример практической работы по преодолению когнитивных нарушений при сочетанной форме афазии

Секрет №4. Чтение вслух

Начинать читать ребёнку сказки, потешки, детские стихи рекомендуется с раннего детства. Когда он научится читать сам, просите его прочитывать каждое слово так, как оно пишется, чтобы запомнить правильное написание. Пусть чётко и внятно проговаривает все слова из текста.

После этого можно переходить к чтению так, как мы говорим.

Также детям нравится, когда родители читают вместе с ними по ролям с определённой интонацией, соответствующей характеру персонажа.

Секрет №5. Учение через увлечение

Любой, даже самый сложный материал, легче усваивается через игру.

Полезна будет игра в школу, где ребёнок предстаёт как в роли ученика, так и учителя. Пусть попробует сам провести диктант для родителей и проверить ошибки.

Секрет №6. Слушай внимательно

Объясните ребёнку правила написания диктантов:

  1. Обращай внимание на паузы, когда учитель читает текст.
  2. Не начинай писать, пока предложение не прочитано до конца.
  3. Не списывай у соседа. Он может и сам ошибиться.
  4. Когда пишешь сложное слово, проговори его вслух по слогам.
  5. Не спеши сдавать тетрадь. Ещё раз внимательно проверь свою работу.

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его готовности, но и безопасности. Приобретите детские GPS-часы или установите на телефон приложение «Где мои дети». С их помощью вы сможете проверить, как проходят уроки у вашего ребёнка, не обижают ли его в школе сверстники или учителя. А если ученик ходит в школу самостоятельно, вы сможете смотреть, каким маршрутом он следует (и оценивать его безопасность) и где он находится в данный момент.

Учимся писать без ошибок

Советы для учеников начальной школы и их родителей

Правильная мотивация

Ребёнок должен понимать, зачем ему необходимо грамотное письмо. Грамотно пишущий и говорящий человек всегда вызывает уважение у окружающих. Более того, эти навыки обязательно пригодятся в деловой жизни. Да и обычное смс-сообщение приятнее читать, когда оно не содержит в себе грамматических ошибок.

Обучение в виде игры

Как мы уже говорили, дошкольнику, как и школьнику младших классов, легче запомнить материал, если он будет преподнесён в игровой форме. Полезны будут следующие игры:

1. Найди и обозначь

Ребёнку предлагается текст, в котором нужно, например, букву «л» обвести в кружок, а букву «а» зачеркнуть.

2. Эхо

Взрослый читает слово. Задача ребёнка – воспроизвести окончание этого слова. Затем написать его в тетрадь и выделить окончание специальным знаком.

3. Отыщи слово

Ребёнку предлагается текст, в котором нужно найти слово по определённым признакам. Например, все слова на букву «с» или все слова, оканчивающиеся на букву «а».

4. Составь слово

Мама или папа раскладывают перед ребёнком карточки с буквами. Задача ребёнка – составить из них слово. Начинать лучше с простых слов: «дом», «сад», затем переходить к более сложным: «привет», «парта», «комод» и др. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему даются только буквы, из которых состоит нужное слово.

Можно усложнить игру: составить из букв название любимого фрукта или сладости. В этом случае слово ребёнок подбирает сам.

Эти и другие игры помогут школьникам научиться внимательно и без ошибок писать даже самые сложные слова.

Не забываем о физиологии

Не нужно заставлять ребёнка часами сидеть за столом и добиваться ровного каллиграфического почерка. Иначе занятия превратятся для него в пытку. 20-30 минут в день, посвящённых развитию грамотного письма, вполне достаточно для ученика младших классов.

Как помочь ребёнку средних классов?

Если у ребёнка после начальной школы так и не выработался навык грамотного письма, значит, необходимо продолжать эту работу и в средних классах.

Ученикам помогут следующие упражнения:

Найди ошибку

Родитель составляет текст с ошибками в тех словах, правописание которых ребёнок не может никак запомнить. Задача ребёнка – найти слово с ошибкой и вспомнить правило, которым надо руководствоваться при написании этого слова.

Словарик сложных слов

Он необходим для записи словарных слов и слов, в которых ребёнок постоянно совершает ошибки. Взрослый диктует из него сначала слова, а затем предложения с этими словами, проверяя правильность написания.

Лайфхак: найдите правильную мотивацию к обучению школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Составь предложение

Ребёнку предлагаются карточки со словами, из которых он должен составить предложение и записать его в тетрадь. Взрослый проверяет правильное написание слов и грамотность текста.

Пропущенные слова

Ребёнок подбирает пропущенные по смыслу слова. Например: «Весной тает …., бегут …., прилетают с юга ….»

Составь слово

То же самое упражнение, что и для младших классов, но с использованием более сложных слов. Например, терминов из какой-либо области (рециркуляция, аббревиатура, диссимиляция и других).

Составь кроссворд

Ребёнок составляет кроссворд для родителей на определённую тему, например, по произведениям А.С. Пушкина, а они для него – из трудных по правописанию слов.

Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?

Существует мнение, что если ребёнок не научится с первого класса грамотно писать, значит, и в дальнейшем это умение останется для него недостижимым.

Но специалисты уверяют, что это не так. Писать красиво и без ошибок можно научиться в любом возрасте.

Что можно посоветовать ученикам старших классов и взрослым людям для достижения грамотного письма:

  • Наберитесь терпения

Если вы действительно хотите научиться грамотно писать, потребуется время и желание, а также упорство в достижении цели. Занятия должны быть регулярными. Лучше, если они будут проходить в одно и то же время. Так ваш мозг быстрее привыкнет к необходимости совершенствования письменной речи.

  • Заведите привычку пользоваться орфографическим словарем, если не знаете правильного написания слова
  • Читайте много и с удовольствием
Читайте также:
Восстановление программирования высказывания у пациентов с динамической афазией

Чтение развивает внимание и зрительную память. Читая текст, вы неосознанно запоминаете правильное написание слов, в том числе и сложных. А если при этом ещё и проговариваете его, в дело включается моторная память. Выбирайте подходящие по интересам книги, но лучше отдавать предпочтение классике.

  • Переписывайте из книги понравившиеся вам выражения, цитаты

Чем больше, тем лучше. Обращайте внимание не только на правильное написание слов, но и на знаки препинания.

  • Заучивание стихов наизусть также способствует развитию грамотной речи
  • Не будет лишним, если привлечете к занятиям друга, подругу, мужа или жену

Можете устроить даже соревнование «Кто больше напишет текстов без ошибок?»

  • Создайте собственный словарь трудных слов и записывайте туда слова, правописание которых вам сложно запомнить. И периодически перечитывайте их
  • Повторите те правила русского языка, которые подзабыли со школьной программы
  • Если самостоятельные занятия не приносят вам пользы, воспользуйтесь услугами репетиторов

Научиться писать грамотно и без ошибок можно в любом возрасте, как ребёнку, так и взрослому. Главное – приложить к этому необходимые усилия и не бояться трудностей!

Что делать если ребенок плохо пишет диктанты?

Этот вопрос чаще всего волнует родителей второклассников. В первом классе ребенок мало-помалу освоил чтение и письмо, теперь он может прочитать текст, медленно, но верно списать упражнение из учебника. А вот с диктантами беда: слова не дописывает, путает буквы, делает множество ошибок, причем самых странных и нелепых: вместо «купил» — «тупил», вместо «отец» — «опец». Что это за напасть, к кому обращаться? Как помочь ребенку научиться воспринимать текст на слух?

Что такое фонематический слух?

Возможно, вы будете удивлены, но если у ребенка наблюдаются сложности непосредственно с написанием диктантов, то это вопрос не столько к учителю русского языка, сколько к логопеду. Скорее всего, у малыша небольшое нарушение фонематического слуха, которое на данном этапе можно легко исправить.

В самом общем смысле, фонематический слух — это умение различать и воспроизводить звуки речи. Фактически, это та самая сила, которая позволяет ребенку, выучившему буквы, начать складывать их в слова, научиться читать и писать. Фонематический слух начинает формироваться у ребенка в 4,5 — 5 лет; к середине второго класса практически у всех детей он уже сформирован. За исключением отдельных «страдальцев».

«Починить» фонематический слух можно и в средней школе, но это потребует от родителей и педагогов гораздо больше времени и сил.

Как узнать, что у ребенка проблемы с фонематическим слухом?

Чаще всего мы объясняем множество ошибок в диктанте рассеянностью ребенка. Нельзя сбрасывать со счетов и ситуативные причины: ребенка на уроке отвлекали, ему нездоровилось, в классе было шумно… Однако при определенных обстоятельствах мы можем констатировать, что фонематический слух нарушен. Итак, на что важно обратить внимание?

• Из раза в раз ребенок плохо пишет диктанты, причем число ошибок может перевалить за дюжину на шести печатных строчках.

• Встречаются регулярно ошибки в самых неожиданных словах. Вам кажется, что в этих словах ошибиться сравнительно сложно, но ребенок умудряется и здесь что-то не услышать.

• Ребенок делает ошибки в словах, которые совершенно точно ему знакомы, он их не раз слышал и понимает их значение.

• Ребенок выучил грамматическое правило и может его воспроизвести, но ему сложно понять, какую именно букву нужно проверить в слове, как это сделать.

Откуда берутся нарушения?

Почему у детей возникают проблемы с фонематическим слухом? Причин может быть много, но за годы практики я нашла две самые частые:

1. Нарушение фонематического слуха возникает, если ребенок долгое время не выговаривал те или иные звуки. Скорее всего, такого малыша водили к логопеду, и тот на занятиях поставил ребенку звуки. Ребенок стал говорить лучше — на этом его взаимодействие с логопедом закончилось. А зря! Ведь малышу нужно еще привыкнуть к нормальному звучанию фонем. Уже научившись произносить звуки правильно, ребенок по инерции может записывать их неправильно — так, как когда-то сам говорил и слышал.

2. Есть вероятность, что люди из ближайшего окружения ребенка (родители, друзья) мало уделяют внимание своей речи: говорят слишком быстро, не выговаривают некоторые звуки, сглатывают слова или по привычке «сюсюкают» с ребенком.

Если вы подозреваете, что у ребенка нарушен фонематический слух, лучше проконсультируйтесь со специалистом. Пожалуйста, заранее сообщите логопеду, что у малыша сложности с распознаванием звуков. На консультацию захватите с собой тетрадку, где ваш ученик пишет диктанты: его ошибки расскажут о масштабах бедствия больше, чем он сам.

Ну а пока вы не выбрались на прием к специалисту, можете помочь ребенку домашними средствами — полезными играми.

Этого делать не надо!

Прежде всего, позвольте предупредить о тех вещах, которые делать не стоит. Например, не нужно пытаться справиться с большим количеством ошибок долгими тренировками: если у ребенка нарушен фонематический слух, вы не поможете ему, заставив писать по два диктанта в день или вновь и вновь переписывать слова в тетрадь.

Не нужно тренировать сразу все звуки: в этом, как правило, нет смысла. Внимательно прочитав диктанты ребенка, вы сможете понять, с какими именно звуками наш ученик «не дружит», какие путает между собой. На эти звуки и стоит делать упор в играх.

Еще я не советую начинать игру сразу с высокого уровня, даже если у вас «продвинутый» ребенок и ему кажется смешным повторять какой-то простой слог или разбирать на звуки пустяковое слово. Быстренько пройдитесь по азам, чтобы убедиться, что все в порядке, а уж потом перейдете к высшему пилотажу.

Упражнения, способствующие улучшению фонематического слуха.

Во что поиграть, чтобы помочь ребенку улучшить фонематический слух?

«Пробуем звуки на ощупь»

Чтобы сформировать правильное звукоразличение, нужно подкрепить теорию чувственным опытом. Предложите ребенку повторять за вами те или иные согласные звуки, положив руку на горло. Если при произношении горло вибрирует — звук звонкий, если не вибрирует — глухой.

Читайте также:
Функциональные тренировки в коррекции заикания

Есть много вариантов этой игры, самая простая и приятная — с мячом. Все просто: вы называете слог — ребенок ловит мяч и повторяет за вами. Начинаете с одного слога, например: па! Да! Та! По! Бо! Если ребенок справляется, уже со второго-третьего броска дайте пару слогов: та-да! Во-во! Ва-фа! Усложняйте упражнение, вводя обратный слог (гласный перед согласным: ап! Оф! Ов!) и увеличивая число слогов: па-ба-ба-па, бапа-ба-ба…

«Сортировщик»

Играем в слова, которые различаются только одним звуком, гласным или согласным: лук-люк, бочка-почка. Советуем заранее запастись словами с такими звуками, которые больше всего «не любит» ребенок. А еще запасаем два стакана и горсть любых вкусных ягод. В один стакан мы будем собирать один звук, в другой стакан — другой, и смешивать звуки нам нельзя. Начинаем игру: вы называете ребенку слова, он различает звуки и бросает ягодки в нужные стаканы.

«Ловля букв»

В эту игру можно начать играть, когда ребенок в целом неплохо показал себя в играх «Эхо» и «Сортировщик». Найдите книгу с крупным шрифтом и не слишком сложным текстом. Выделите один небольшой абзац, попросите ребенка прочитать его вслух, а затем дайте ему карандаш и пусть накинет петлю на каждую букву «Б» («Ш», «З», любую другую букву, которая вызывает сложности). Разумеется, прежде чем давать ребенку текст, нужно сосчитать в нем количество искомых букв.

«Школа дикторов»

Когда вы убедились, что ребенок умеет различать «трудные» звуки в словах, переходите к «чистоговоркам». Работа с «чистоговорками» принципиально отличается от работы со скороговорками: здесь не нужно «быстрее, выше, сильнее». Произносим все слова медленно, отчетливо, тщательно, чтобы различия между звуками были хорошо слышны.

Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Коробкова Татьяна
Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи,

исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный

процесс упражнения по подбору родственных слов, по изменению

грамматической формы слова, по обучению навыкам образования

уменьшительно-ласкательных форм слов и т. п. [Р. Е. Левина, Н. А. Никашина,

Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер и др. ]. Дети должны приучаться находить общие

и отличительные признаки в словах, практически сопоставлять одинаковые

корни и разные приставки или суффиксы.

Методика такой работы предусматривает, в частности, формирование у детей навыков сопоставления названий аналогичных предметов, отличающихся друг от друга размерами (нос – носик, хвост – хвостик, объяснение в доступной форме изменений, произошедших в значении изучаемых слов. Использование специальных дидактических игр и упражнений должно помочь детям усвоить различия между названиями действий, легко поддающихся демонстрации (убежал – прибежал, наливает – поливает – выливает, открывает – закрывает). Такие упражнения должны, по мнению авторов, составить основу практического различения, выделения и обобщения значимых частей слов и, таким образом, способствовать полноценному овладению словом в его лексическом и грамматическом аспектах.

В рамках общей коррекционной программы выделяются отдельные тематические занятия по обучению детей навыкам словообразования на материале существительных (например, со значение деятеля, вместилища, прилагательных (например, со значением соотнесенности с предметами питания, материалами, растениями, временами года и пр., глаголов со значением разной направленности действий, а также сложнообразованных слов.

При этом авторы предлагают применять способ словообразования по аналогии в качестве основного, опорного способа в процесс обучения дошкольников с общим недоразвитием речи словообразованию.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одной из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняют связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием).

Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Т. Б. Филичева, А. ,В. Соболева предлагают следующее содержание логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение значений слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание значимых частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

На первоначальных этапах образования уменьшительно-ласкательных слов дается сопоставление двух предметов — большого и маленького, подчеркивается, как по-разному они называются. Интонационно выделяется суффикс (кот — котик, куб — кубик, рот — ротик и т. д.). Далее детям предлагается поднять только ту картинку,которую называет педагог: у кого шар, шарик, мяч, мячик, машина, машинка.

Включая упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи, дети сначала повторяют вслух за педагогом предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения.

При этом можно использовать:

а) демонстрацию действий;

в) опорные слова;

Обучая детей употреблению существительных с уменьшительными значениями, важно правильно подобрать наглядный материал.

Так, сначала даются упражнения на образование существительных мужского рода с суффиксом «ик-ок» (хвостик, бантик, грибок, дубок, затем существительных женского рода с суффиксом «к» (куколка, машинка).

Путем специальных дидактических упражнений детей учат различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками.

Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям демонстрируется 2 противоположных действия (пришел — ушел, предлагается их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно педагог выделяет 1-ю часть слова, приставку (при-шел, у-шел, подчеркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия.

Читайте также:
Комплексный подход в логопедической работе в коррекции дизартрии

Следующий этап включает в себя обучение умению определять обобщающее значение слова: раздаются картинки, а дети показывают,про кого можно сказать: пришел — ушел. Предложив детям самостоятельно выполнить аналогичные действия,необходимо затем составить предложения с этими глаголами:

Большое внимание уделяется обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов,например: «ница» (в значении вместилища — сахарница, «ник» (чайник, слов, обозначающих лиц по их действиям и способу деятельности (суффиксы: ница, ка, унья, ист — артистка, шалунья, покупательница, воспитательница, машинист, журналист).

Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать эмоциональный положительный настрой детей, интерес к занятиям.

Первый раздел включает в себя ориентировочно-исследовательскую деятельность детей.

Можно выделить два направления.

Первое-формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев,как: длина слогового контура, звуковое сходство пар родственных слов. Для ориентировки детей в морфемной структуре слов используется метод их бинарного (парного противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта.

Специфически подбирается лексический материал для специальных упражнений.

В современной лингвистикие в зависимости от степени членимости слов выделяют два класса: исходные, или производящие основы, типа «лист», и производные слова типа «лиственный». Именно такой принцип деления слов обуславливает целесообразность указанных выше критериев для ориентировки. Объединяя исходные и производные слова в пары для ориентировки, необходимо соблюдать следующие условия:

– наличие между словами существенной семантической разницы, например, «камень-каменщик». Уменьшительно-ласкательные суффиксы не изменяют полностью значения слова, а лишь меняют качественную характеристику обозначаемого, а поэтому представляется нецелесообразным начинать с них парное противопоставление значений слов;

– наличие значительной кинестетически ощутимой разницы между исходным и производным словами. В ряде случаев, когда словообразовательный аффикс выражен одним звуком, ребенок игнорирует произносительную разницу между вариантами слов («конфета-конфетка», использование продуктивных словообразовательных принципов: суффиксального – для имен существительных и прилагательных, префиксального – для глаголов;

– подбор слов, имеющих четкие границы членимости, например «ключ-ключник»;

– при контекстном предъявлении парных однокоренных слов располагать их в непосредственной близости друг от друга -по принципу минимальной удаленности производного слова от производящего в рамках одного предложения.

Таким образом, первое направление логопедической работы фактически направлено на формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.

Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т. е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении, как следствие – обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковой знак.Необходимо:

– закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;

– закрепить умение выделять в словах словообразовательные аффиксы;

– отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;

сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;

Показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Соблюдая перечисленные требования к лексическому материалу приведем следующие образцы слов:

– существительные с суффиксом «ник»: пожарник, лесник, школьник;

– относительные отыменные прилагательные с суффиксом «ов»: сливовый, луковый, гороховый;

-приставочные глаголы: убежал, выбежал, забежал.

Второй раздел включает в себя обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируются обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т. е. по мере усвоения правил словообразования.Теперь необходимо:

– закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

– продолжить формирование у ребенка обобщающего значения словообразовательных морфем;

– научить сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);

-сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;

– закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целостного слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка.

В основу коррекционной работы по формированию навыков словообразования положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры. Комплексный подход и систематичность занятий, направленных на развитие словообразовательных навыков обеспечивают эффективность работы.

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Итоговое фронтальное занятие в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Мир весной» Задачи: Коррекционно-образовательные: – активизировать и закреплять словарный запас по темам; – развитие навыков словоизменения и словообразования;.

Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Посуда» Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Посуда» (взаимодействие специалистов).

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием.

Читайте также:
Функциональные тренировки в коррекции заикания

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 09.10.2020 2020-10-09

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Мирошниченко, Н. В. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок / Н. В. Мирошниченко, Н. Г. Сикиркина, Ю. М. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 190-194. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74042/ (дата обращения: 18.01.2022).

Проблема формирования грамматического строя речи, в том числе словообразования у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, является одной из актуальных в логопедии, так как словообразованию отводиться важная роль в развитии речи, в частности в обогащении лексикона.

У детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме. У дошкольников с общим недоразвитием речи, навыки словообразования развиваются с задержкой и в речи таких детей выделяют специфические нарушения. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность навыков словообразования, что ведет к отставанию в накоплении экспрессивного словаря и недостаточному развития коммуникативной функции речи.

На современном этапе отечественного образования в теории и практике специального образования детей с нарушением речевого развития, ведется поиск эффективных методов, приемов, средств и технологий организации коррекционно-педагогической деятельности, в том числе организации работы по формированию навыков словообразования, отвечающим требованиям ФГОС в дошкольном образовании. Среди прочих одним из эффективных признается логопедическая сказка, применения которой позволяет решать разнообразные коррекционные задачи, но и способствует развитию интереса и мотивации ребенка к деятельности, стимулирует познавательную активность, уверенность в себе, моделирует жизненные ситуации.

Экспериментальная практика по изучению навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволила нам выявить недостаточный уровень сформированности навыков словообразования. В основном у детей с общим недоразвитием речи преобладал низкий уровень (70 %). Наибольшие трудности вызвали у детей задания на образование приставочных глаголов, 90 % детей продемонстрировали низкий уровень.

Работа по формированию словообразовательных навыков с использованием логопедических сказок проводилась поэтапно.

На подготовительном этапе предполагалось создание педагогических условий для усвоения детьми грамматических категорий, разработка логопедом сюжета логопедической сказки, отбор и изготовление дидактического, наглядного материала.

—создание педагогических условий;

—разработка логопедом сюжета логопедической сказки;

—отбор речевого материала;

—изготовление наглядного, дидактического материала;

—формирование первоначального представления образования приставочных глаголов

—организованная образовательная деятельность детей воспитателем;

—непосредственная деятельность (прогулка, игра) детей;

— продуктивные виды деятельности

Основной этап предполагал непосредственное рассказывание сказки педагогом, с последующим привлечением детей к рассказыванию сказки. При рассказывании сказки предусматривались некоторые особенности — это выделение голосом глаголов, над которыми предполагалась работать; обязательное толкование глаголов, в доступной для детей форме. Сначала дети помогают рассказывать конец сказки, затем подключаются к совместному придумыванию и рассказыванию. Логопед, рассказывая сказку, по ходу производит толкование слов, задает детям вопросы, тем самым закрепляет грамматические категории.

—формирование навыка образования приставочных глаголов на основе морфологического обобщения.

—организованная коррекционно-педагогическая деятельность логопедом;

—рассказывание логопедической сказки логопедом;

—толкование приставочных глаголов логопедом;

—ответы на вопросы логопеда детьми;

—рассказывание услышанной сказки детьми;

—совместное придумывание и рассказывание.

Закрепительный этап предусматривает работу всех участников коррекционного процесса: ребенка, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

—введение в активную речь приставочных глаголов.

—организованная образовательная деятельность воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;

—выполнение совместных творческих работ (дети-дети; дети — педагог; дети — родители)

С целью совершенствования коррекционно-педагогической работы по формированию навыков образования приставочных глаголов, нами были подобраны и разработаны логопедические сказки по лексическим темам.

Банк логопедических сказок по формированию словообразовательных навыков приставочных глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на основе тематического принципа)

Период

Цель

Отрабатываемая лексика

Логопедическая сказка

Формы работы

Формирование навыка образования

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Лететь, улететь, прилететь,

отлететь, залететь, слететь,

Лексическая тема: «Одежда».

Шить, зашить, нашить,

Надшить, обшить, сшить,

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания».

Формирование навыка образования

Варит, сварить, заварить,

День рождения Кроша.

Лексическая тема: «Зима. Природа. Погода».

Формирование навыка образования

Лепить, влепить, залепить,

Налепить, облепить, слепить,

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цеплять (цепляться), вцепиться, зацепиться, нацепить, отцепить, подцепить, прицепить,

Сказка о невоспитанной кошке.

Лексическая тема: «Дикие животные».

Формирование навыка образования

Лезть, влезть, вылезть,

Сказка о любопытном волчонке.

Лексическая тема Новый год

Катиться, укатиться, покатиться, подкатиться,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: